Многие народы древности непостижимо одинаковым способом создали в своей мифологии, а затем в литературе, искусстве и даже в научных трактатах образ «сказочного» летающего существа — птицы по имени Феникс (Феник, Фойникс, Финикс, Финист, Фэнхуан, Бенну и др.).
Откуда-то с Востока, чаще всего из Аравии или Индии, в центр тогдашнего цивилизованного мира Египет, в храм Солнца, прилетает диковинное, похожее на птицу существо, подобного которому люди в природе не встречали. Внешним видом оно напоминает то ли орла, то ли павлина, то ли цаплю, хотя поступки совершает далеко не птичьи.
К примеру, «птица», прилетев, сжигает саму себя, а затем из пепла возрождается: новый, «молодой» Феникс, возмужав, улетает снова в Аравию, чтобы через много лет опять прилететь в храм Солнца и повторить те же чудеса...
Многочисленные варианты этого сказания встречались в Египте, Шумере, Индии, Тибете, Ассирии, Вавилоне, Китае, античных Греции и Риме и в других странах. Предания о Фениксе различны как по времени возникновения, так и по месту происхождения, отличаясь друг от друга незначительными деталями.
Фантастическая птица из древности «перелетела» в европейское средневековье, на Русь (Финиста — ясный сокол), в литературу нового времени (Вольтер, «Царевна Вавилонская»).
Известный египтолог Б. Тураев указывал, что в Гели-ополе был храм (Ха-бенну, что означает храм Феникса),где росло священное дерево, на котором сидел Феникс, на листьях же дерева боги записывали царские юбилеи.
На этом месте Феникс рождался утром среди пламени... Отметим, что в египетских мифах Феникс не прилетает с Востока, он местный.
Рождается ежедневно с восходом солнца и умирает ежедневно, тоже в пламени (вечерняя заря). И только значительно позже в мифологии стала фигурировать цифра в 500 лет — интервал между появлениями Феникса в Египте.
Перейдем теперь к античным авторам. Начнем с «отца истории» Геродота (V век до н.э.). Вначале он признается, что слышал это сказание «со слов гелиополитян», сам же он Феникса видел только на изображениях. Вот отрывки из его предания:
«Есть еще одна священная птица под названием «Феникс». Я Феникса не видел живым, а только изображения, так как он редко прилетает в Египет: в Гелиополе говорят, что только раз в 500 лет. Прилетает Феникс, только когда умирает его отец. Если его изображение верно, то внешний вид этой птицы и величина вот такие.
Его оперение частично золотистое, а отчасти красное. Видом и величиной он более всего похож на орла. О нем рассказывают вот что (мне-то этот рассказ кажется неправдоподобным).
Феникс прилетает будто бы из Аравии и несет с собой умащенное смирной тело отца в храм Гелиоса, где его и погребает. Несет же его вот так. Сначала приготовляет из смирны большое яйцо, какое только может унести, а потом пробует его поднять.
После такой пробы Феникс пробивает яйцо и кладет туда тело отца. Затем опять заклеивает смирной пробитое место в яйце, куда положил тело отца. Яйцо с телом отца становится теперь таким же тяжелым, как и прежде.
Тогда Феникс несет яйцо (с собой) в Египет, в храм Гелиоса. Вот что, по рассказам, делает эта птица».
Подобные варианты сказаний приводятся и других авторов (Овидий, Плиний, Гесиод, Гекатей). Некоторые из них утверждают, что Феникс раз в 500 лет сам прилетает в Гелиополь.
Там он сгорает в благовониях; из пепла он возрождается вновь, сначала в виде гусеницы, которая на третий день начинает превращаться в птицу и на сороковой день делается ею окончательно, и улетает домой в Аравию или Индию.
В другом конце Евразии, в Китае, как ни странно, тоже бытуют сказания о сказочных птицах фэнхуанах (фениксах). «В Китае известно предание, — пишет Н. Федоренко в книге «Земля и легенды Китая», — что в стране Тяньфанго (то есть в Аравии) в древности жили священные птицы фениксы.
Когда им исполнялось 500 лет, они собирались на ароматных деревьях, сжигали себя и затем снова возрождались из мертвого пепла прекрасными и никогда не умирающими.
Эти птицы родственны китайским птицам фэн-хуан. В древней книге «Купянцзу» говорится: «Фениксы — суть огня, живут они на горе Даньсюэ».Чем ближе к началу нашей эры, тем больше мы встречаем письменных свидетельств о Фениксе, тем полней эти свидетельства.
Прежде всего остановимся на двух произведениях: «Анналах» Тацита, римского историка I века н.э., засвидетельствовавшего последний прилет Феникса, и на поэтической поэме «Птица Феникс», приписываемой Лактанцию (III—IV века н.э.), поскольку поэма удачно обобщает большинство других античных свидетельство многочисленных Фениксах.
Вид ее диво для глаз
Тацит повествует о прилете Феникса, происшедшем всего лишь за два десятилетия до рождения самого автора (около 35 года н.э.).
«В консульство Павла Фабия и Луция Вителлия после длительного круговорота веков птица Феникс возвратилась в Египет и доставила ученым мужам из уроженцев этой страны и грекам обильную пищу для рассуждений о столь поразительном чуде...Что это существо посвящено солнцу и отличается от других птиц головою и яркостью оперения, на этом сходятся все, кто описывал его внешний вид; о возрасте же его говорят различно.
Большинство определяют его в 500 лет, но есть и такие, которые утверждают, что этот Феникс живет уже 1461 год, так как ранее фениксы прилетали в Гелиополь, в первый раз — при владычестве Сесосиса, во второй — Амасиса, и в последний — Птолемея, который царствовал третьим из македонян, причем их всегда сопровождало множество прочих птиц невиданного облика.
Древность темна, но Тиберия от Птолемея отделяет менее 250 лет. Поэтому некоторые считают, что последний Феникс не настоящий, что он не из Арабской земли и на него не распространяется то, что говорит о Фениксе предание древности.
По истечении положенных ему лет, почувствовав приближение смерти, он у себя на родине строит гнездо и изливает в него детородную силу, от которой возникает птенец; и первая забота птенца, когда он достигнет зрелости, — это погребение останков отца. Все это недостоверно и приукрашено вымыслом, но не подлежит сомнению, что время от времени эту птицу видят в Египте».
Известная эпическая поэма IV века н.э. «Птица Феникс», принадлежащая, по мнению исследователей, перу Лактанция, суммирует и обобщает мифы и сказания о Фениксе, распространенные в разных странах Средиземноморья.
Сначала в поэме рисуется тот «райский» край на Востоке, где Феникс обитал постоянно. Читателю предоставляется догадываться, где этот край находится: то ли в Аравии, то ли в Индии, то ли в Двуречье, то ли на Цейлоне, то ли на Мадагаскаре или на каких-то загадочных южных островах (фениксы древнего мира, как помнит читатель, прилетали откуда-то с юга, из Аравии).
Зачем автор переходит непосредственно к Фениксу, говорит о его времяпрепровождении, дает ему характеристику и утверждает, что в родной стране птица живет в одиночестве. После этого автор повествует о приближении конца жизни Феникса, когда ему исполняется 1000 лет и птица начинает готовиться к смерти.
Примечательно, что в поэме Феникс летит не сразу в Египет, а вначале в Сирию или в Финикию (в древности). Кстати, сирийское побережье, куда прилетела волшебная птица бессмертия, еще в древности получила название «Берег Феникса», Феникия или Финикия. Кроме того, имевшая хождение в начале эры книга «Физиолог», говоря о Фениксе, упоминает также «кедры ливанские».
Как известно, помимо Гелиополя египетского, существовал Гелиополь сирийский, от которого сохранились знаменитые развалины храма Солнца близ Баальбека.
В следующей части поэмы дана подробная картина смерти Феникса и возрождения «новой птицы». Затем следует отлет нового Феникса в египетский Гелиополь, чтобы схоронить «останки умершего отца».
После этого вновь рисуется внешний вид Феникса, но уже подробный и всесторонний.
Вид ее диво для глаз и внушает почтительный трепет. Столько у птицы осанки, столько величия в ней. Хвост распускает она, сверкающий желтым металлом, В пятнах пылает на нем пламенем яркий багрец.
Скажешь — глаза у нее — это два гиацинта огромных, А в глубине их, горя, ясное пламя дрожит. На голове золотистый изогнут венец лучезарный, Этим почтенным венцом Феб се сам увенчал.
Бедра в чешуйках у ней; золотым отливают металлом, Но на когтях у нее розы прелестнейший цвет. Величиной ни одно из животных земли аравийской С ней не сравнится — таких нет там ни птиц, ни зверей.
Затем дается картина отлета Феникса, реакция на него всего населения Египта, и в заключение — славословие Феникса: Но не медлителен Феникс, как птицы с телом огромным: Вес их гнетет, поэтому шаг их ленив и тяжел.
Птица Феникс быстра и легка и по-царски прекрасна. И пред людьми предстает, дивной блестя красотой.
Чтоб это чудо увидеть, сбегается целый Египет, Редкую птицу толпа рукоплесканьями чтит. В мраморе облик ее изваяют тотчас же священном И отмечают на нем надписью памятный день.
В появившемся вскоре после поэмы Лактанция произведении римского поэта Клавдиана «Птица Феникс» есть любопытные новые детали. Сокращая длинноты Лактанция, Клавдиан в своей идиллии о Фениксе повествует о том, как, усевшись на костре, Феникс приветствует солнце ликующей песней, прося у него живительного огня.
Солнечный Феб стряхивает со своей огненной головы один волос — и пламя охватывает костер. После чего начинается полет обновленного Феникса из пылающего костра.
Когда же останки старого Феникса сжигаются на алтаре, благовонный дым наполняет весь Египет до Пелузийских болот, даруя людям здоровье. Кстати, Плиний Старший писал, что пепел Феникса считался в древности исключительно редким и эффективным врачебным средством.
Наконец, у Клавдиана Феникс не только имеет на голове сияющий венец, но и на «лету Феникс рассеивает тьму ярким светом» (у Филистрата: «Феникс — единственная птица, испускающая лучи»).
Несомненно, что под влиянием сказаний о Фениксе, в частности варианта Клавдиана, слоились чудесные славянские сказки о сияющей жар-птице. Уже самый термин «жар-птица» довольно точно передает значение греческого слова «феникс» (багряный). В русском «Финисте — ясном соколе» нетрудно узнать искаженное «Феникс».
В поисках рационального зерна
Каковы же были реальные предпосылки для создания мифов, преданий, легенд о чудесной птице? Прежде всего обратим внимание на фактическую сторону дела.
Разумеется, вес наши попытки перевести на современный научный язык детали сгорания Феникса, зарождение нового, все этапы роста молодого Феникса (личинка, яйцо, птенец, взрослый Феникс) будут малоубедительными догадками, и мы предлагать их здесь не станем. Сказочные аксессуары в облике Феникса объясняются попыткой наших «невежественных» предков как-то описать, передать эти факты.
А сделать это было возможно, только прибегая к описанию неизвестного через известное, что-то отдаленно напоминающее. Отсюда и противоречивость в описании Феникса у разных авторов.
Так, птица рухх арабских сказаний (она же симург у персов) заслоняла солнце, когда поднималась в воздух. В своих когтях рухх могла унести слона и даже единорога с тремя нанизанными на рог слонами.
Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло, посетивший Китай в эпоху правления Монгольского великого хана Хубилая, даже подробно рассказал об исполинской рухх, живущей где-то на Востоке.
Более того, он приводит рассказ о том, как Хубилай снаряжал экспедицию на поиски крылатого монстра. По Марко Поло, люди Хубилая отыскали родину рухх, ею оказался остров Мадагаскар, лежащий на юге от Аравии и Африки.
Путешественники сами птицы не видели, но доставили своему любознательному повелителю перо гигантской птицы — длиной в 90 пядей. Правда, комментаторы этого отрывка полагают, что участники экспедиции побывали на Мадагаскаре, но надули своего владыку и привезли ему не перо жар-птицы, а лист мадагаскарской «Sagus ruffia» — 15-метровой пальмы, на вершине которой красуется метелка из 7—8 гигантских листьев, похожих на птичьи перьр.
Однако зоологи, побывавшие на Мадагаскаре в 1832 году, нашли скорлупу гигантского яйца — в шесть раз более крупного, чем яйцо страуса. А в 1851 году были найдены кости гигантской вымершей птицы, по которым было составлено ее научное описание.
Исследовавший ее Жофруа Сент-Илер назвал птицу эпиорнисом — «высочайшей из всех самых высоких птиц», ее рост достигал в высоту 3—5 метров, а весил гигант пернатого мира около 500 килограммов.
Однако эта «рухх», будучи всего-навсего гигантским страусом, не могла летать. Диковинная птица вымерла или была уничтожена охотниками всего лет за сто до появления на острове натуралистов (так утверждает И.Акимушкин, автор интересной книги «Тропою легенд», повествующей об исчезнувших животных).
Таким образом, предание о гигантской рухх получило реальное обоснование. Не может ли нечто подобное произойти и с Фениксом, ныне неизвестной, исчезнувшей (в I веке н.э.?) птицей, пленявшей воображение древних своею красотой и необыкновенными качествами?
Или же сюжеты о Фениксе, как и о других «железных» птицах, гнездящихся на недосягаемых высотах, уносящих людей в беспредельную воздушную высь, говорят о живом воображении наших предков, стремящихся к полету в небо, к животворящему солнцу?
Может быть, это пророческие идеи, своего рода взгляд в будущее, восхищение перед героями, которые смело будут штурмовать космос, искать «траву жизни» и «траву бессмертия», добиваясь власти над косной материей? Об этом мы можем только догадываться, рассуждая о волнующем «феномене Феникса».
"В райском саду под деревом познания цвёл розовый куст; в первой же распустившейся на нём розе родилась птица; перья её отливали чудными красками, полёт её был - сиянием, пение - дивной гармонией.
Но вот Ева вкусила от дерева познания, и её вместе с Адамом изгнали из рая, а от пламенного меча ангела возмездия упала в гнездо одна искра. Гнездо вспыхнуло, и птица сгорела, но из раскалённого яйца вылетела новая, единственная, всегда единственная в мире птица феникс. Мифы говорят, что она вьёт себе гнездо в Аравии и каждые сто лет сама сжигает себя в гнезде, но из раскалённого яйца вылетает новый феникс, опять единственный в мире.
Быстрая, как луч света, блистая чудною окраской перьев, чаруя своим дивным пением, летает вокруг нас дивная птица." (Ганс Христиан Андерсен)
Феникс - древний символ бессмертия, возрождения, солнца. Эта мифологическая птица окрашена в золотой и красный цвета, символизируя восходящее солнце.
В монументальных изваяниях, каменных пирамидах и захороненных мумиях египтяне стремились обрести вечность; вполне закономерно, что именно в их стране должен был возникнуть миф о циклически возрождающейся, бессмертной птице, хотя последующая разработка мифа совершена греками и римлянами.
Адольв Эрман пишет, что в мифологии Гелиополиса Феникс (bnu) - это покровитель юбилеев, или больших временных циклов.
Геродот в знаменитом пассаже излагает первоначальную версию легенды:
"Есть... священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое, частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла."
Так же в гадательных надписях Древнего Китая, созданных за 15 столетий до нашей эры, упоминается чудесная птица феникс - "фэнхуан". Китайский словарь I века "Толкование знаков" ("Шовэнь") так описывал птицу феникс: "Спереди напоминает лебедя, со спины - единорога (цилиня), шея змея, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, петушиный клюв."
Повествует о царь-птице фениксе и китайский "Каталог морей и гор": "В пятистах ли к востоку от горы Небесного Тигра находится гора Киноварной пещеры. На ее вершине много золота и нефрита. Там водиться птица, пятицветная, с разводами. Называется феникс. Узор на ее голове напоминает собою иероглиф "дэ", что значит "добродетель", а на крыльях-иероглиф "и" - "справедливость", на спине- иероглиф "ли" - "благовоспитанность", на груди- "жэнь" - "Совершенство", на животе - "синь" - "честность". Она ест и пьет как обычная птица. Сама поет и сама танцует. Когда ее увидят, в Поднебесной наступают спокойствие и мир."
Для средневековых китайцев птица феникс олицетворяла супружескую верность и жизнь в благоденствии. Поэтому она нередко изображалась на свадебных нарядах, была символом невесты и императрицы.
Идущая от древнего мудреца Конфуция поговорка "фениксы все не появляются" означает, что счастье все приходит и не приходит.
Не надо, однако, путать китайского феникса с Фениксом европейским, известным по книгам древнегреческих авторов и средневековым трактатам, - это совсем другая птица.
В конце XVII века немецкий ученый Ф.Вольф собрал вместе все сведения, которые были к тому времени известны, о небесной птице Феникс. Итог поисков был опубликован в труде с замысловатым названием "Удивительный сад дикой природы, или О неразумности животных".
"Птицу Феникс считают самой удивительной из всех птиц небесных. Одни пишут, что живет она в Аравии, другие говорят об иных местах. Птица эта не размножается, как другие птицы, но возрождается после смерти из собственного пепла.
Живет она 160 лет, а некоторые ученые утверждают что и дольше. Еще говорят о ней что она единственная во всех земле, поэтому видят ее очень редко. Отсюда и пошла поговорка: "Более редкостный, чем птица Феникс". Величиной Феникс с орла, шея блестящая, золотистая, в хвосте же есть розовые перья, лицо круглое, на голове хохолок.
Феникс рождается не так, как все другие птицы. Когда птица доживает до преклонного возраста и чувствует приближение смерти, она устраивает гнездо из трав и редких дорогих растений, таких как кофе, мирро, алоэ, которые легко воспламеняются. Потом садиться в гнездо и ждет, когда оно загорится. И вместе с гнездом сама сгорает дотла. После того как Феникс сгорит, появляется сначала червячок, а из этого червячка вырастает потом похожий на прежнего Феникс. Об этом писал Овидий.
Далее эта новая птица устраивает сгоревшей удивительные похороны: переносит пепел сгоревшего гнезда в известный город Гелиополь в Египте и возлагает его там на алтарь. Делает она это следующим образом:
1) сплетает из пальмовых ветвей яйцевидный сосуд;
2) пробует, сможет ли его поднять;
3) тщательно выравнивает сосуд и наполняет его пеплом сгоревшего гнезда;
4) аккуратно закрывает отверстие;
5) возлагает свою ношу на алтарь в храме Солнца в Гелиополе".
Еще одна версия описания Феникса оставлена нам в VI веке до Рождества Христова в апокрифе "Откровения Варуха" На вопрос Варуха, "что это за птицы", ангел ответил: "Это хранительница мира... Если бы не прикрывала огненный зрак солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной". Таким образом Феникс спасает людей от испепеляющего взгляда светила.
Есть описание Феникса а в старинном "Физиологе": "Голова его украшена венцом, а на ногах сапоги, как у царя. Обитает же Феникс около Солнечного города. Воздежит он 500 лет на кедрах ливанских без еды. Питается же от Святого Духа. Бьет в урочный час колокол, и Феникс в церкви на алтаре обращается в пепел. А на утро находят птицу на прежнем месте в виде птенца, а еще через день - взрослою"...
Знали феникса и на Руси. В "Голубиной книге" говориться: Феникс-птица -"всем птицам мати". У нее "перья крепче стали и булату, режут ими кости и камни, а когда из-за моря гости приезжают - перья покупают и кроют или бархаты и атласы."
Шекспир в заключении "Генриха VIII" (V,5) написал следующие прекрасные строки о Фениксе:
Как девственица - Феникс, чудо птица,
Себя сжигая, восстает из пепла
Наследником, прекрасным, как сама.
Перевод Б.Томашевского
Неудивительно, что ранние христиане изображали феникса в катакомбах как знак Воскрешения. Cвятой Клемент Римский (I в.) связывает образ феникса с христианским учением: повторяя рассказ Овидия о пятисотлетнем фениксе, обитающем в Аравии, Клемент завершает свой рассказ словами о том, что Создатель, сотворивший феникса, таким образом продемонстрировал, что дарует бессмертие тому, кто посвящает жизнь верному служению Ему. Эта мысль Клемента была подхвачена более поздними христианскими авторами - Тертуллианом, Лактанцием, Руфином, святым Григорием Турским и другими. В бестиариях, средневековых книгах, в которых описания животных сопровождались религиозными комментариями, легенда о фениксе символизирует воскрешение Христа.
В христианском учении феникс становится символом не только бессмертия духа, божественной любви и благословения, но и Бога-Сына, воскресшего на третий день после распятия. Изображения феникса украшают соборы в Туре, Магдебурге, Базеле, многих других европейских городах. Наиболее впечатляет настенная мозаика XII века в соборе в св. Петра в Риме: на ней изображен феникс с бело-голубым оперением, с золото-красными крыльями, его голова окружена белыми и золотыми нимбами.
Использованы материалы Мифологической энциклопедии
Феникс
Универсальный символ воскресения и бессмертия, смерти и возрождения в огне. Это сказочная птица, умирающая в результате принесения себя в жертву. Она остается мертвой три дня (новолуние) и затем восстает из пепла. Эта символика - лунная, но феникс универсально понимается как солнечный символ. Будучи огненной птицей, он означает божественность царской власти, благородство и единственность. Символизирует также кротость, поскольку никогда не ломает то, на что приземляется, и не питается ничем живым, но только росой. Во всех вариантах райского сада феникс связан с розой. Алхимия: завершение Великой Работы, возрождение. Ацтеки, майя, тольтеки: солнечный символ, благо, счастье. В Кетцале - спутник Кетцалькоатля. Китай: Фэн-хуан, киноварная птица, вещество пламени, одно из четырех духовно одаренных (или священных) существ, воплощающее, подобно дракону и цилиню, с которыми оно всегда связано, одновременно инь и ян.
Если это самец (фэн), то это ян, солнечное начало, огненная птица. Если же хуан, то это женственное, иньское, лунное начало. Изображенный вместе с драконом как символом императора, феникс становится чисто женским символом и означает императрицу, а вместе они - оба аспекта императорской власти. В женской ипостаси (хуан) феникс означает красоту, тонкость чувств и мир. Это также свадебный символ, означающий нераздельное содружество - не только для супружеской четы, но и для вселенской взаимозависимости ннь-ян в мире двойственности. Кроме того, подобно дракону и цилиню, феникс состоит из нескольких разных элементов, репрезентирующих весь космос: у него голова петуха (Солнце), спина ласточки (символ возрастающей Луны), его крылья - ветер , хвост символизирует деревья и цветы , его ноги - земля, он пятицветен, что символизирует пять добродетелей: Его цвет радует глаз , его гребень выражает праведность, его язык искренен, его голос выводит мелодию, его ухо наслаждается музыкой, его сердце соблюдает правила, в его груди - сокровища словесности, его шпоры обладают мощью против нарушающих закон (из древнего ритуала). Его появление считалось во всех случаях в высшей степени благоприятным знаком, знаменуя мир и благодетельное правление или предсказывая появление великого мудреца. Пара фениксов означала императора и мудреца. Христианство: воскресение , Христос, уничтожаемый огнем страстей и вновь восстающий на третий день, победа над смертью, вера, постоянство. Египет: отождествлялся с Бенну, солнечной птицей, как символ солнечного начала, воскресения и бессмертия; ассоциировался с Ра. Высказывалось мнение, что феникс символизировал также спиральное восхождение Сириуса, которое в древности было признаком разлива Нила. Япония: Солнце, прямота , верность, справедливость, послушание. Рим: возрождение и вечное существование Римской империи, божественное происхождение империи.
Словарь символов . 2000 .
Синонимы :Смотреть что такое "Феникс" в других словарях:
Легендарная священная птица древних египтян. Позже этот миф стал известен и в Древней Греции, где его рассказывали в двух версиях: Феникс это покрытая ярко красным, почти огненным оперением птица, которая каждые пятьсот лет прилетает в Египет, в… … Словарь крылатых слов и выражений
феникс - а, м. phénix m. <гр. phoinix. 1. Мифологическая птица, сжигающая себя и возрождающаяся из собственного пепла. БАС 1. Возобновлять честь свою, сия привилегия дана фениксу, которая птица будучи сожжена Солнцем, паки от своего пеплу зарождается.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (Phoenix, Φοίνιξ). 1) Сын Аминтора, учитель Ахиллеса. 2) Мифическая священная птица египтян, прилетавшая, по Геродоту, каждые 500 лет из Аравии в Гелиополис, где к этому сроку умирал ее отец. По другим сказаниям, Феникс сжигал самого себя,… … Энциклопедия мифологии
- (греч. phoenix). 2) баснословная птица Аравии, которая, по сказанию, живет 300 лет, а перед смертью сжигает себя, и из пепла её является молодой феникс; символ вечного обновления. 2) как нарицательное: редкий во своим дарованиям человек. 3) одно… … Словарь иностранных слов русского языка
Феникс - Феникс. Фрагмент сицилийской мозаики. Феникс. Фрагмент сицилийской мозаики. Феникс в мифах древних греков волшебная птица, обитающая где то в Эфиопии и живущая 500 лет (: 1460 лет или 12954 года); имеет вид орла и великолепную окраску красно… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
В мифах древних греков волшебная птица, обитающая где то в Эфиопии и живущая 500 лет (варианты: 1460 лет или 12954 года); имеет вид орла и великолепную окраску красно золотых и огненных тонов. Предвидя свой конец, феникс каждый раз сжигает себя в … Исторический словарь
А, муж. Стар. редк.Отч.: Фениксович, Фениксовна.Происхождение: (Греч. личное имя Phoinix. От phoinix феникс, сказочная птица.) Словарь личных имён. Феникс а, м. Стар. редк. Отч.: Фениксович, Фениксовна. [Греч. личное имя Phoinix. От phoinix… … Словарь личных имен
Феникс - (Воронеж,Россия) Категория отеля: 4 звездочный отель Адрес: Улица Кольцовская 43, Воронеж, Ро … Каталог отелей
См. чудо Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. феникс сущ., кол во синонимов: 10 … Словарь синонимов
ФЕНИКС, феникса, муж. (греч. phoinix) (книжн. ритор., поэт.). В древнегреческой мифологии птица, обладавшая способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла; употр. Как символ вечного обновления, возрождения. «Как феникс молодой,… … Толковый словарь Ушакова
«Подобно Фениксу из пепла возродиться
Не многим в этой жизни суждено,
Подняться вверх, упасть, но не разбиться,
И снова встать, а не залечь на дно.
За чередою взлетов и падений,
Воскреснув вновь из мрачной пустоты,
Пройдя тропой своих перерождений,
Не потерять духовной чистоты…»
(«Пепел возрождения», А. Дубасов)
Что означает приведенное в стихотворении выражение «возродиться из пепла »? Как оно появилось в нашем языке, и когда употребляется в речи? Какая магия скрыта в нем?
Сегодня я приглашаю вас посетить страну этого удивительного фразеологизма, где и отвечу на все эти вопросы.
1. История происхождения фразеологизма
Что такое «фразеологизм»? Если быть краткой, то это мудрость народа, заключенная в одной фразе, это устойчивое выражение, имеющее переносное значение и интересную историю.
Вот и у фразеологизма «» очень интересная и очень древняя история. Это устойчивое словосочетание относится к мифологическим, так как самым тесным образом связан с представлениями древних людей о мифологической птице Феникс (полная форма: «возродиться/восстать, как Феникс из пепл а»).
Феникс (слово произошло от греч. phoinix (phoinikos) - «пурпурный, багряный») - птица, известная в мифологиях разных культур, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Внешне он похож на орла, но с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Живет 500 лет (по другим источникам - 1000, 1461 или даже 12 994 года), потом, предвидя собственную смерть, приносит себя в жертву путем самосожжения в собственном гнезде. Оставаясь мертвым некоторое время, он затем восстает из собственного пепла. Поэтому Феникс является символом вечного возрождения, обновления и бессмертия.
Первое письменное упоминание мифа о Фениксе встречается у Геродота (V век до н. э.). Затем Тацит (I век н.э.) в своих записях упоминает Феникса, рассказывая о том, как за прилетом диковинной птицы наблюдали жители древнего Египта. Кроме того, Феникс упоминается и другими античными авторами, такими, как Лактанций (поэма «Птица Феникс», (III-IV века н.э.) и Клавдиан (поэма «Феникс»), а позднее Овидием («Метаморфозы»), Данте («Ад», XXIV), Шекспиром («Генрих VIII»), Пельисером («Феникс и его естественная история») и Мильтоном («Самсон-борец»).
«… С той аравийской птицей,
Что во всей вселенной одна
Лишь из себя родится,
Гибнет раз в столетье она
В пламени самосожженья
И восстает, молода и сильна,
После воскрешенья…»
(Мильтон, «Самсон-борец»)
Упоминается Феникс и в древнерусских книгах:
«Есть птица в велицей Индеи, нарицаемая Фюникс. Та убо птица единогнездница есть: не ймееть ни подружия своего, ни чад, но сама токмо в гнезде своем пребываеть... Егда же состарееться, возлетить на высоту и возимаеть огня небесного и зажигаеть гнездо свое, и тут и сама сгораеть. Но и пакы в пепле гнезда своего опять нараждаеться». («Матица златая», XV век)
На Руси под влиянием мифов о Фениксе сложились и свои чудесные сказки о сияющей жар-птице. Уже сам термин «жар-птица » довольно точно передает значение греческого слова «феникс» (багряный). Так же и в Финисте - ясном соколе нетрудно узнать искаженное название Феникса.
Упоминание огненной птицы есть и в раннем христианстве, где он стал символом победы над смертью, триумфа вечной жизни, воскресения из мертвых. А также символом Иисуса Христа.
Истоки происхождения легенды о Фениксе, а стало быть, и истоки фразеологизма "возродиться/восстать из пепла", заключены в вечном обновлении природы, поражавшем воображение наших далеких предков, в смене времен года (когда зимой все умирает, а весной оживает вновь), в смене дня и ночи. Например, в Древнем Египте Феникс был напрямую связан с культом бога солнца Ра, олицетворяя ежедневное «умирание» и «возрождение» солнца и дня.
2. Значение фразеологизма
Сначала рассмотрим лексические значения отдельных слов в данном выражении:
Возродиться:
1. Восстановиться, возобновиться после разрушения, периода упадка, прийти в прежнее состояние, появиться, возникнуть вновь.
2. Ощутить прилив сил, бодрости, стать жизнелюбивым, жизнедеятельным.
Восстать:
1. Воспрянуть, встать, подняться (с какой-нибудь целью).
2. Ополчиться, подняться против кого-нибудь.
3. Возмутиться против кого-нибудь, поднять восстание.
4. Поступить наперекор кому или чему-нибудь, воспротивиться, не соглашаясь с чем-нибудь.
Пепел:
- легкая летучая рассыпчатая обугленная масса, остающаяся после чего-то сгоревшего, сожженного (словарь Ушакова), зола, все пережженное и перегорелое в прах (словарь Даля).
Но отдельные слова, попадая во фразеологизм, теряют свою смысловую самостоятельность. Фразеологизмы от свободных словосочетаний отличает «обобщенность значения всего оборота в целом, которое чаще всего не совпадает с лексическим значением отдельных компонентов, его составляющих».
Поэтому значение выражения «возродиться/восстать из пепла » несколько отличается от значения слов, его составляющих, и звучит так - «погибнуть, но чудесным образом (словно феникс) ожить ».
Постепенно слова «феникс » и выражение «возродиться/восстать из пепла » стали применяться ко всему, что временно приходит в упадок, отмирает, а потом как бы заново рождается, отстраивается, восстанавливается, например:
К людям, перенесшим несчастье, трагедию, потерявшим веру в лучшее, любовь, но сумевшим взять себя в руки, начавшим жизнь заново:
Как феникс возрождается из пепла,
Объятый пламенем тоскующей души,
Так и любовь, которая померкла
Шепнет вдруг сердцу вновь: "Дыши"
(автор неизвестен)
К человеческим сообществам и народам:
«Нас разбивали уже не раз, нас топили в крови, мешали с грязью. Но неведомо откуда находя силу, правду и волю к победе, мы возрождались из пепла…»
К вновь отстроенным после разрушения городам и странам:
Из пепла Русь, как Феникс возродится,
Взмахнёт крылами белокрылая Жар-птица,
Взлетит и снова полетит в Рассвет,
Россия Миру вновь подарит Любви Свет!
(С. Талсай)
К сферам человеческой деятельности: «Ипотека готова возродиться из пепла»
Даже к болезням: «Дифтерия - феникс, возродившийся из пепла»
Увы, не только хорошему в нашей жизни свойственно возрождаться из пепла, но и плохому тоже…
3. Фразеологизм как словосочетание
Фразеологизм «возродиться/восстать из пепла » является полновесным глагольным словосочетанием, так как состоит из двух полнозначных слов (глагол + существительное, где глагол возродиться/восстать является главным словом, а существительное из пепла – зависимым), связанных предлогом из и находящихся между собой в магии подчинения. Смысловые отношения между главным и зависимым словом - объектные.
Главное слово «возродиться/восстать
» управляет зависимым «из пепла
», требуя его при себе в определённой падежной форме (в данном случае – в Род. п.), то есть, когда главное слово в словосочетании меняется, зависимое всегда остается неизменным:
- возрождаешься (2 лицо, ед.ч., наст.вр.) из пепла (Род.п.)
- возродилась (ед.ч., ж.р., прош.вр.) из пепла (Род.п.)
- возродимся (1 лицо, мн.ч., буд.вр.) из пепла (Род.п.)
Заклинание, которым слово «возродиться/восстать » привязало к себе слово «из пепла » - из чего? (Род.п.) В данном случае магия, связывающая два слова, называется магией управления. На магию управления указывает еще и предлог из . Наличие предлога – всегда признак того, что перед нами управление, а не примыкание.
4. Употребление фразеологизма в речи
Фразеологизмы в нашей повседневной речи звучат довольно часто. Порой мы даже не замечаем, что произносим их, - настолько они привычны для нас и удобны. Можно произнести целую тираду, что-нибудь вроде «не смотря на синдром эмоционального выгорания, педагог нашел в себе силы на…». А можно сказать короткое - «возродился из пепла» - и сразу многое становится понятно.
Использование фразеологизма «возродился из пепла» (как и любых других фразеологизмов) характерно для разговорного стиля и некоторых книжных стилей речи. Например, для публицистического. Этот фразеологизм можно довольно часто встретить на страницах газет и журналов, в выступлениях на телевидении и радио:
- «Сможет ли пермский баскетбол возродиться как Феникс из пепла?
» (Аргументы и факты, 29.10.2010)
- «Kodak хочет возродиться из пепла: знаменитой фирме может помочь процедура реорганизации, а также миллиардный кредит»
(Новости телекомпании НТВ от 19.01.2012)
- «Судя по всему, на этой неделе объявят о радикальной реформе силовых структур. Она непосредственно коснется питерских чекистов. Свершится то, о чем давно говорили: в стране создают подобие советского КГБ. Железный Феликс может возродиться из пепла»
(Известия, от 21.07. 2004)
В художественной литературе данный фразеологизм встречается еще чаще, чем в публицистике. И это понятно: в художественных произведениях он становится именно той краской, которая придает образность и красоту повествованию или описанию.
- «Великая душа его не сокрушалась, однако ж, под бременем тяготившей ее грусти, натура его, подобно фениксу, возрождалась всегда из собственного своего пепла и проявляла энергию по мере усиления преград и препятствий».
(Д.В. Григорович «Проселочные дороги»)
- «Чердынцевы остались в Москве. Вместе с другими москвичами пережили они незабываемый день ноябрьского праздничного парада, когда словно возродившись из пепла, двинулась по Красной площади, мимо Мавзолея, могучая боевая техника - танки, бронемашины, тяжёлая и лёгкая артиллерия»
(Ю. Нагибин «Павлик»).
Но особенно этот фразеологизм, как красочный, говорящий о многом образ, любим поэтами:
- Из пепла пора возродиться,
Как Фениксу-птице, пора,
Но к прежним годам возвратиться
Уже не смогу никогда...
(Г. Богатырева)
- Пусть мир родится снова
Из пепла возрождаясь,
Но я скажу три слова -
"Живу и наслаждаюсь"..
. (В. Вайденгамер)
- Смолк Везувий, стихла Гекла,
Вновь очищен водоем.
Возрождаемся из пепла.
И из пепла восстаем.
(С. Медвeдeв)
А вот в официально-деловой речи, как и в научных работах и выступлениях, где присутствуют строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации и отсутствие эмоциональности, наш фразеологизм вряд ли встретишь, ну разве что в научно-популярных произведениях, где допускается использование некоторых средств языковой выразительности.
Огромные выразительные возможности русского языка создают также фразеологические синонимы и антонимы. Одну и ту же мысль можно выразить, используя различные фразеологизмы.
Синонимом фразеологизма «возродиться/восстать из пепла » можно считать фразеологизм «восстать из праха », одно из значений которого «восставать, возрождаться из состояния упадка, забвения »
Что же касается антонимов, то ими будут являться такие фразеологизмы, как «пойти/ рассыпаться/разлететься прахом » и «превратиться/обратиться в прах », значение которых «переставать быть, существовать; уничтожиться»
Фразеологизм отличается от свободного сочетания слов не только постоянством состава и единым значением, но и тем, что является одним членом предложения. Фразеологизм «возродиться/восстать из пепла» в предложениях выступает в роли сказуемого. Для примера возьму несколько предложений, которые приводились в моем выступлении:
Нас разбивали уже не раз, нас топили в крови, мешали с грязью. Но неведомо откуда находя силу, правду и волю к победе, мы (что делали? ) возрождались из пепла …»
Kodak (что делает? ) хочет возродиться из пепла : знаменитой фирме может помочь процедура реорганизации, а также миллиардный кредит.
Великая душа его не сокрушалась, однако ж, под бременем тяготившей ее грусти, натура его (что делала? ), подобно фениксу, возрождалась всегда из собственного своего пепла и проявляла энергию по мере усиления преград и препятствий»
Вообще выражения "как феникс ", "словно феникс " выступают в предложениях абсолютно самостоятельно и имеют значение - «нечто или некто, обладающим редким даром/способностью к самовосстановлению/возрождению». Сочетаясь же с основной частью фразеологизма (возродиться/восстать из пепла ), они:
Создают более яркий, более выразительный образ для восприятия,
- находятся с ней в магии подчинении,
- играют отличную от нее синтаксическую роль, а именно – являются обстоятельством образа действия.
Рассмотрим на примере: Из пепла Русь, как Феникс возродится…
Русь (что сделает?) возродится из пепла (сказуемое)
Возродится из пепла (как? каким образом?) как Феникс (обстоятельство)
На этом наше коротенькое путешествие по стране фразеологизма «возрождаться/восставать из пепла» подошло к концу. Закончить свое выступление я хочу словами:
Каждый фразеологизм – как драгоценный камень, который блестит, пока люди о нем помнят.
Никойя, ученица 4 курса школы Аргемоны, дом Пилвилинн
Легендарная птица Феникс известна во всем мире. Упоминания о ней встречаются в европейских легендах, на Востоке это воплощение женского начала, а в России ее называют Жар-птицей.
Древнейшее из дошедших до нас упоминаний Феникса датируется V веком до нашей эры. Греческий историк Геродот пересказывает неправдоподобный, по его мнению, миф об аравийской птице, которая первые 500 лет жизни не разлучается со своим родителем. Когда старшая птица умирает, птенец приносит ее тело в египетский город Гелиополь, чтобы похоронить тело в местном храме Солнца.
В хрониках Тацита, древнеримского историка, жившего в I веке до нашей эры, тоже упоминается Феникс – якобы его не так давно видели в Египте. По версии Тацита, Феникс живет всего 500 лет, а затем, родив птенца, умирает.
Этот миф упоминается и в работах других античных авторов, но такая деталь, как смерть в огне, появляется лишь в самых поздних. Скорее всего, именно благодаря трактатам древних историков и философов легенда о Фениксе распространилась в средневековой Европе.
Европа: от алхимиков до королей
В Европе Феникса представляют как птицу, похожую на орла. У нее ярко-красное оперение, иногда с золотистым отливом.
Перья Феникса состоят из огня, поэтому однажды он сгорает в собственном пламени, но затем вновь возрождается. Одна из версий утверждает, что он восстает из собственного пепла, другая – что из отложенного перед смертью яйца.
Первые христиане часто изображали Феникса на погребальных плитах, так как он был одним из символов Иисуса Христа. Есть легенда, связывающая его с Всемирным потопом. Все животные, взятые Ноем в ковчег, требовали еды, когда были голодны. Лишь Феникс из уважения к его трудам скромно сидел в своем уголке и ничего не просил, за что и был вознагражден – Ной в благодарность за смирение пожелал ему вечной жизни.
Иудейская Каббала предлагает свой вариант легенды. Согласно ему, Ева накормила яблоком с Древа познания Добра и Зла не только Адама, но и всех животных в Райском саду. Только Феникс отказался от угощения и остался бессмертным в награду за благочестие.
У западных европейцев Феникс ассоциируется с вечным обновлением и вечной жизнью, поэтому он неоднократно использовался в геральдике. В частности, он стал личной эмблемой двух английских королев – сестер Марии Кровавой и Елизаветы I.
Для средневековых алхимиков Феникс обозначал «красное делание», одну из последних ступеней создания философского камня – их величайшей цели, позволяющей достичь бессмертия. Также в их понимании огненная птица была высшей формой Меркурия (так они называли ртуть).
Китай: предвестник великих дел и символ императоров
В Китае Феникс занимает особое место. Там он известен как Фен Хуан или Юань-чу, символ частицы инь, входящей в инь-ян – единство противоположностей. Также это покровитель юга, один из четырех мифических зверей-покровителей и важный элемент учения фен-шуй.
Восточное представление о Фениксе отличается от западного. Здесь это огромное создание, ростом в 3 метра, похожее сразу на несколько животных. Он «собран» из клюва петуха, ласточкиного зоба, змеиной шеи и рыбьего хвоста, а его туловище украшают «узоры, как у дракона». Спереди он похож на лебедя, сзади на единорога, а его спина – как у черепахи.
Другой источник говорит, что голова Фен Хуан взята у петуха и символизирует Солнце, а спина, доставшаяся от ласточки – это символ возрастающей Луны. Крылья стали символом ветра, хвост – цветов и деревьев, а пять цветов его оперения соответствуют пяти добродетелям. Также упоминается, что «его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен, его голос выводит мелодию, его ухо наслаждается музыкой, его сердце соблюдает правила, в его груди - сокровища словесности, его шпоры обладают мощью против нарушающих закон».
Любопытный факт: только в китайских легендах существует самка Феникса. Ее называют Луань Няо, и внешне она напоминает петуха. Их отношения с Фен Хуан считаются образцом семейной жизни и верности. Ее изображением украшались знамена и колесницы императоров, а ее появление было возможно только в мирные времена.
Явление Фен Хуан – не рядовое событие. Это свидетельство величия и мудрости правящего императора или предвестие знаменательного события, которым может стать и печальное, например, смерть правителя. Так, в последний раз, если верить поверьям, Фен Хуан видели в XIV веке нашей эры. Тогда он посетил могилу императора Чжу Юанчжана.
Восток: защитник или враг?
Египетский Феникс назывался Бенну. Это солнечная птица, которая ассоциировалась у древних египтян с Ра, богом Солнца. Именно он стал прообразом чудесного создания, описанного Геродотом. Надо отметить, что связь мифа с солнечными культами была замечена не только в Египте.
В Иране есть легенда о Симурге – божественной птице, у которой голова и лапы похожи на львиные. Его считают защитником людей и стражем ведущих в загробный мир врат. По одной из версий, Симург живет 700 лет и бросается в огонь после того, как вырастит сына.
Есть своя легенда о Фениксе и в мусульманской традиции. В отличие от остальных, Анка – так его называют мусульмане – является врагом рода человеческого. Он был создан Аллахом для наказания, и лишь мольбы и покаяние могут спасти селения, на которые нападает чудовищная птица. По этой легенде, Анка существует до сих пор, хотя крайне редко попадается людям на глаза. Внешне Анка больше похож на Фен Хуан, чем на европейского Феникса.
Россия: яблоки и жемчуг
Русские предания тоже повествуют о волшебном создании, похожем на Феникса. Это Жар-птица. Многие народные сказки рассказывают о том, как богатыри и царевичи отправляются на ее поиски.
Чтобы добыть Жар-птицу, нужно преодолеть множество препятствий, а в конце заманить птицу в золотую клетку с молодильными яблоками – ее любимым лакомством. Человек, съев такое яблоко, может вернуть молодость, обрести красоту или даже стать бессмертным.
На изображениях Жар-птица часто напоминает павлина. Это не очень крупная птица с длинным хвостом, сияющими глазами, огненными крыльями и перьями, которые переливаются золотом и серебром. Она живет в Ирии – райском саду, где для нее построена золотая клетка. По ночам птица покидает клетку, чтобы полетать по саду, и тогда ее перья освещают сад. Перышко Жар-птицы светит ярче любой лампы, а со временем превращается в золото. Нашедшему такое перо будет сопутствовать удача.
Ищут Жар-птицу не только ради чудесных перьев, но и ради волшебного голоса. Ее пение обладает целительной силой, оно излечивает смертельно больных и дает зрение слепым. А пока она поет, из ее клюва сыплются жемчужины.
Как и ее мифические родичи из других стран, русская Жар-птица умирает в огне и возрождается из пепла. Но происходит это не раз в 500 или 1000 лет, а каждый год, и живет она лишь с весны до осени. Исследователи связывают это с тем, что она символизирует солнце и свет, а также смену времен года.
Современный мир: сказка или явь?
Легенда о Фениксе по сей день будоражит воображение многих людей. Этот образ воплощает давнюю мечту людей о мире, в котором нет смерти. Наверное, именно поэтому упоминания о нем часто можно встретить в книгах и фильмах.