Каждый руководитель знает, что отдел продаж - главная движущая сила в компании. И руководитель отдела продаж, конечно, является одним из самых важных людей в компании - от него зависит насколько отдел продаж будет успешно работать и приносить доход компании.
Руководитель отдела продаж - одна из самых важных и востребованных должностей. И пусть это - лишь первая ступень в карьере талантливого менеджера по продажам, но она - одна из самых важных на его жизненном пути.
В должности руководителя отдела продаж, бывший менеджер по продажам несет ответственность не только за себя и свои результаты, но и за решения, которые он принимает, а также за поступки собственных сотрудников.
От работы отдела продаж зависит работа компании в целом. Есть доход в отделе - есть доход в компании.
Каким должен быть руководитель отдела продаж?
Руководитель отдела продаж должен быть харизматической личностью (что не в малой степени способствует грамотному общению с подчиненными и клиентами), целеустремленным человеком, ориентирован в первую очередь на результат. И, конечно, начальником отдела продаж может быть только тот, кто сам работал с клиентами, в совершенстве владеет навыками общения и имеет успешный опыт в продажах.
Быть начальником отдела продаж - значит иметь опыт работы с клиентами, обладать знаниями о том, как увеличить объем продаж, уметь работать с клиентской базой и успешно ее пополнять.
Начальник отдела продаж - уникальный человек! Он должен обладать отличным собственным опытом в продажах и быть хорошим управленцем одновременно!
Еще одна особенность работы руководителя отдела продаж состоит в том, что он должен быть очень мотивирован быть эффективным, страстно желать, чтобы его отдел продаж был самым результативным.
Для этого он должен интересоваться не только доходом и выполнением плана, но и показателям работы каждого сотрудника отдела продаж. Анализировать и стремиться улучшать показатели сотрудников - тоже его забота!
Также очень важно постоянно заниматься образованием и повышением квалификации начальника отдела продаж.
Такой человек сможет в последующем проводить тренинги по продажам и учить еще «зеленых» продавцов приемам продаж. Провести такой тренинг сможет только человек с огромным опытом, задатками тренера и соответствующей подготовкой. Такую подготовку могут дать тренинги.
Тренинги по продажам, телемаркетингу и эффективности руководителя помогают разобраться в особенности управления отделом и успешном завершении сделок, в частности по телефону, где продавать гораздо сложнее из-за отсутствия личного контакта.
И, конечно, в условиях конкуренции создание боевой команды в отделе продаж - самый лучший способ борьбы, но в тоже время и самый трудный. Для этого действительно нужен по-настоящему талантливый профессионал, способный продавать, руководить и обучать.
Что касается мотивации руководителя отдела продаж. Думаете, это просто?
Отнюдь!
Ведь при оценке работы руководителя нужно оценивать не только результаты его продаж, но и бесчисленное количество дополнительных факторов — таких, например, как взаимодействие сотрудников внутри отдела, качество удержания клиента и т.п.
Руководителя отдела продаж очень важно мотивировать постоянно, ведь он отвечает не только за свои результаты, но и за финансовые результаты компании. И мотивировать, конечно, нужно не только материально.
В своей компании, например, мы выдаем сертификаты и благодарности, устраиваем совместные мероприятия и отправляем в командировки, в том числе международные выставки, к ключевым клиентам, на открытие магазинов и мероприятия по продвижению. Помните, мотивация — ключ к успеху и постоянному увеличению дохода!
Руководитель отдела продаж является ключевой фигурой в любой компании. Произвести качественный продукт – вопрос внутренний, его можно отлаживать со своими сотрудниками постоянно, и этот процесс не становится достоянием общественности. А продажи являются внешним значимым вопросом. От налаживания торговых процессов зависит благосостояние фирмы. Поэтому выбор сотрудника на эту должность, введение в дело, является очень важной задачей.
О том, как найти профессионала, мы рассказывали в одной из наших статей. Здесь же мы поможем вам составить правильную должностную инструкцию, чтобы ваш руководитель отдела продаж смог в полной мере представить, в чем будет заключаться его работа, как он должен себя вести, за что он отвечает, какими знаниями он должен обладать, какими документами пользоваться в работе. Чем подробнее вы пропишете в инструкции обязанности данного специалиста, тем меньше проблем у вас и у него будет возникать в работе.
В нашей статье мы не приводим готовую форму. В каждой компании свои объемы продаж, свои правила и порядки. Шапка должностной инструкции известна всем, а вот внутреннее ее содержание вызывает много вопросов, как правило. Мы приготовили для вас максимально возможное наполнение должностной инструкции. Вы можете выбрать из разделов те пункты, которые вам реально пригодятся в работе. Они станут основой вашего документа.
Важные разделы любой инструкции
Каждая инструкция, и в особенности должностная инструкция руководителя отдела продаж, должна содержать следующие основные разделы. В общих положениях описывается подробно смысл функционирования специалиста на данной должности. В разделе «Должностные обязанности» излагаются все виды деятельности, которыми будет заниматься данный специалист. И чем подробнее вы опишете их, тем четче будет осуществляться работа. Права и ответственность руководителя отдела продаж также перечисляются в инструкции в виде самостоятельных разделов. Руководитель такого высокого ранга в своей работе должен руководствоваться определенными стандартами и документами, они перечисляются в разделе «Что должен знать специалист».
Не забудьте, что должностная инструкция пишется безотносительно к конкретному человеку, она должна отражать требования компании. В конце документа предусматриваются строки для подписи всех, кто когда-либо будет занимать эту должность, также здесь проставляется дата ознакомления с инструкцией и ставится подпись сотрудника.
Общие положения инструкции
- Руководитель отдела продаж относится к категории директоров.
- Руководитель отдела продаж назначается и освобождается от должности приказом руководителя всего предприятия (указывайте наименование своего).
- Руководитель отдела продаж подчиняется непосредственно руководителю предприятия или коммерческому директору (если таковой имеется).
- Руководитель отдела продаж выстраивает работу в соответствии с Трудовым договором и данной должностной инструкцией.
- На должность руководителя отдела продаж назначается лицо, отвечающее следующим требованиям (выбирайте): среднее профессиональное образование, высшее образование (любое или по специальности), обязателен опыт продаж не менее 2 лет (если это для вас важно), прошедшие собеседование и конкурсный отбор (если таковой у вас в планах).
- Руководитель отдела продаж должен обладать системным мышлением, аналитическими способностями, предприимчивостью, коммуникабельностью, организаторскими способностями, навыками в области управления персоналом самоорганизацией, ответственностью.
- На время отсутствия руководителя отдела продаж его обязанности переходят к другому специалисту, объявленному в приказе директора.
- Основной задачей руководителя отдела продаж является организация работы по реализации всего ассортимента продукции предприятия по максимальным ценам.
- гражданское и финансовое законодательство, регламентирующие ведение предпринимательской деятельности в части продаж;
- особенности структуры предприятия;
- перспективы развития предприятия;
- основные принципы финансового и коммерческого планирования;
- рыночную экономику, основы предпринимательства и ведения бизнеса;
- особенности профильного рынка;
- методы, стратегию и тактику ценообразования;
- основы формирования цен на профильный товар;
- закономерности развития рынка и спроса на товары;
- теорию менеджмента и управления коллективом;
- основы ведения рекламных компаний, акций;
- порядок разработки коммерческих предложения и условий соглашений, договоров, контрактов;
- психологические основы и принципы продаж;
- техники мотивации клиентов и сотрудников;
- этику делового общения;
- навыки установления деловых контактов;
- методы работы с информацией, особенности современных технических средств связи, навыки пользования ПК и различным ПО.
- законодательством РФ;
- Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.
Должностные обязанности руководителя отдела продаж
- Участвует в реализации планов отдела продаж, направленных на организацию сбыта продукции в определенные сроки, в плановом количестве и ассортименте. Своевременно сообщает вышестоящему руководству о рисках и предпосылках невыполнения плана.
- Участвует в формировании планов развития сбыта. Вносит свои предложения на утверждение руководителю.
- Принимает участие в разработке и внедрении новых программ по увеличению объемов продаж предприятия.
- Соблюдает режим работы офиса в соответствии с правилами внутреннего распорядка и контролирует их исполнение своими подчиненными.
- Обеспечивает выполнение планов продаж, поставленных руководителем.
- Постоянно совершенствует свой профессиональный уровень, принимает участие в корпоративном обучении и сторонних семинарах и тренингах по поручению руководства.
- Определяет и доводит до подчиненных информацию по индивидуальным планам по продажам, дистрибуции, привлечению новых клиентов.
- Контролирует правильность оформления документации по совершенным сделкам (в пределах своей компетенции).
- Контролирует взаимодействие между клиентами и компанией.
- Налаживает взаимовыгодные отношения с клиентами различных групп и уровней.
- Периодически сопровождает подчиненных на встречах с ключевыми клиентами, при необходимости участвует в переговорах с клиентами.
- Совместно с бухгалтерией контролирует поступление денежных средств от клиента за товар. Анализирует и контролирует дебиторскую задолженность отдела.
- Разрабатывает и внедряет мероприятия по сокращению дебиторской задолженности.
- Оказывает содействие клиентам в решении проблем, связанных с торговой деятельностью (информационно-правовое обеспечение, консультации и другие вопросы).
- Решает жалобы на товар, общается с клиентами, составляет необходимые документы по рекламациям.
- Развивает профессиональные знания и умения сотрудников отдела продаж.
- Организует и руководит проведением внутренних собраний отдела продаж.
- Проводит обучение подчиненных во время работы с клиентом и при разборе конкретных ситуаций.
- Контролирует эффективность работы супервайзеров, направленной на обучение торговых представителей.
- Совместно с транспортной службой организовывает доставку товара клиенту, совершенствует схемы доставки товара собственным транспортом или через транспортные компании.
- Обобщает полученную от подчиненных информацию о ситуации на торговой территории (о товарах, о действиях конкурентов, их ценах, о новых идеях, об изменениях в потребностях клиентов), анализирует данные и выносит предложения по реагированию на ситуацию.
- Отслеживает соблюдение ценовой политики и выкладки в розничных торговых точках.
- Ежемесячно подготавливает данные по динамике, объемам продаж и своевременно предоставляет перспективные плановые показатели директору и подчиненным.
- Выезжает в командировки с целью решения сложных задач и маркетингового изучения регионального рынка.
- Участвует в организации и проведении выставок.
- Всегда имеет аккуратный внешний вид в соответствии со стандартами офиса.
Права руководителя отдела продаж
- Представлять интересы предприятия перед государственными органами, внешними партнерами, организациями и учреждениями, в части коммерческих вопросов.
- Устанавливать служебные обязанности для подчиненных сотрудников.
- Получать от отделов предприятия информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
- Участвовать в принятии решений, формировании приказов, инструкций, а также смет, договоров и других коммерческих документов, а также в совещаниях по вопросам развития предприятия.
- Вносить предложения по совершенствованию форм и методов коммерческой работы подчиненных своего отдела, а также всей фирмы.
- Участвовать в работе специализированных мероприятий: ярмарок, презентаций и выставок.
- Вносить на рассмотрение руководства предложения по оптимизации коммерческой работы.
- Требовать от руководства предприятия организации технических условий работы и оформления необходимых документов для исполнения должностных обязанностей, а также всю информацию, необходимую для коммерческой работы.
- Самостоятельно планировать рабочий день, принимать ответственные решения в пределах своей компетенции.
- Пользоваться льготами и бонусами, предоставляемыми всем работникам предприятия.
- Своевременно получать заработную плату по результатам работы.
- Подписывать документы, разрешающие отпуск товара клиенту.
За что несет ответственность руководитель отдела продаж
- За четкое выполнение всех своих обязанностей, изложенных в должностной инструкции, и обязанностей своих починенных;
- За своевременное получение денежных средств от клиентов, работающих на условиях предоплаты и отсрочки платежа;
- За полную сохранность вверенных материальных ценностей;
- За конфиденциальность информации, доверенной предприятием.
- За выполнение показателей плана работы всего отдела продаж предприятия.
- За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений.
- За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
- Организацию торговой деятельности предприятия по сбыту продукции;
- Ассортимент и особенности товаров, реализуемых предприятием;
- Социально-экономическую и географическую характеристику региона и городов в отдельности, емкость местных рынков сбыта, пути продвижения товара, основных конкурентов, поставляющих аналогичный товар в регион;
- Основы процесса активных продаж, холодных звонков, психологические принципы в сфере общения с клиентами;
- Организацию и методы проведения рекламных мероприятий, акций по продвижению товара;
- Действующее законодательство РФ, касающееся торговли выпускаемой продукцией;
- Основы оформления первичных бухгалтерских (товарных, платежных) документов, программное обеспечение для ведения коммерческой деятельности;
- Принципы организации отдела продаж, его работы, планирования, контроля, учета показателей и отчетности.
Е.Щугорева
Как составить должностную инструкцию для сотрудника:
Facebook Twitter Google+ LinkedIn
Надлежащее планирование в отделе продаж подразумевает появление подробного документа с декомпозированными общими целями. Необходимо детализировать активность менеджеров в разрезах дня, недели, месяца, квартала и т.д.
Личный план продаж сотрудника с реперными точками контроля промежуточных результатов является самым сильным инструментом. Именно такие планы позволяют достичь общих целей компании.
Для того, чтобы эффективно осуществлять такое планирование, необходимо учитывать немало общечеловеческих аспектов и работать над ними.
1. Психология сотрудника
Лучше всего рассматривать восприятия сотрудника через призму: будущее/прошлое/настоящее. Как именно наемный работник воспринимает свою деятельность и какие при этом допускаются ошибки?
Ошибка сотрудника №1 «Жить будущим». Чтобы начать работать как положено:
- сотрудник может ожидать сезонного всплеска
- сотрудник может ожидать внедрение CRM-системы
- сотрудник может ожидать нового мотивационного стимула
- сотрудник может ожидать, когда закончится кризис и т.д.
Ошибка сотрудника №2 «Жить прошлым». Если сотрудник работает в компании более 3-х лет, то он может постоянно вспоминать о старых добрых временах и демотивировать себя работать сейчас.
- Сейчас продажи совсем не те, вот 5 лет назад…
- Сейчас лиды не так заинтересованы, вот 4 года назад…
- Сейчас доходы уже не так легко достаются, вот 6 лет назад… и т.д.
В обязанности руководителя продаж входит обязанность скорректировать такое видение подчиненного. РОП должен постоянно возвращать своих подопечных в позицию «сейчас».
В качестве действенного инструмента возвращения сотрудника на позицию «сейчас» можно использовать технику Брайана Трейси
- Поставить цели на 1,3,5,10 лет
- Осознание позиции сегодняшнего дня
- Какие действия следует предпринять чтобы выполнить цель года
2. Личные цели сотрудника по SMART
В продолжении техники Брайна Трейси нужно применять к сотрудникам технологию SMART. SMART – это инструмент постановки целей, который позволяет сделать будущие результаты осязаемыми.
Аббревиатура расшифровывается следующим образом, подразумевая несколько этапов оценки целей:
- Specific (конкретизация цели),
- Measurable (измерение цели, чтобы понять, когда она будет достигнута),
- Achievable (выполнимость цели),
- Relevant (обеспеченность ресурсами),
- Timebound (срочность цели, ее достижение должно быть ограничено по срокам).
В обязанности руководителя отдела продаж входит обсуждение личных планов сотрудника по технике SMART для выполнения конкретных целей
- Купить квартиру
- Погасить кредит
- Купить машину
- Свадьба на Мальдивах
- Отправить ребенка учиться в престижное учебное заведение
3. Фразы маркеры
После проработки цели сотрудника по SMART, она фиксируется. Затем руководитель отдела продаж апеллирует к каждому из сотрудников с помощью фразы-маркера, чтобы актуализировать цель. Фраза-маркер – это ключевые слова из сформулированной менеджером цели: «квартира», «свадьба», «машина» и т.д.
4. Растяжка
Относительно манипулятивная технология по стимулированию сотрудников к выполнению планов. Она играет на чувстве финансового «голода» подчиненных. Руководитель отдела продаж на личном примере показывает материальные плоды своей работы, относящиеся к элементам «сладкой» жизни. Сотрудник может захотеть попасть туда же. Пусть и в кредит. То есть расширить, «растянуть» свои денежные потребности, выйдя из зоны комфорта. При этом он будет вынужден много работать и добиваться высокого финансового результата.
5. Уменьшение доходов сотрудников
При критическом падении доходов собственника такой инструмент управления вполне оправдан. Речь не идет о фактическом уменьшении зарплат. Необходимо оптимизировать рабочий день сотрудников с целью уплотнить его, наполнив новыми обязанностями. То есть сотрудник должен делать больше, чтобы получать столько же.
Обязанности руководителя отдела продаж: определение ежедневных показателей активности
Определение ежедневных показателей активности входит в обязанности руководителя отдела продаж и является особой формой планирования для достижения финансовой цели по выручке. Результатом такого планирования являются особые показатели — «счетчики», которые должен выполнять 1 рядовой продавец отдела на каждодневной основе например:
- ежедневное количество звонков;
- ежедневное количество встреч;
- ежедневное количество выставленных счетов;
- ежедневное количество оплат.
Планирование «счетчиков» осуществляется методом декомпозиции по плану.
- Определение прибыли
- Вычисление выручки
- Определение количества оплат
- Расчет показателя
- Получение общего количества действий на каждом этапе бизнес-процесса на отдел для всего планируемого периода
- Получение общего количества действий на каждом этапе бизнес-процесса на отдел для 1 дня
- Распределение общего количества действий за 1 день между менеджерами
Обязанности руководителя отдела продаж: организация
В обязанности руководителя отдела продаж по организации работы сотрудников входит проведение собраний. Общие принципы работы РОПа на этих мероприятиях
- Фиксация всех обещаний сотрудников
- Наличие листа обещаний с прошлого собрания
- Резюмирование обещаний в виде планов и пересылка итогов собрания каждому из участников с целью повышения ответственности за сказанное
Собрания, проведение которых входит в обязанности руководителя отдела продаж, бывают нескольких видов.
1. Еженедельное собрание длительностью до 60 минут
Цель – задать настроение на неделю и скорректировать результаты предыдущей. На еженедельном собрании проходятся по следующим контрольным точкам
- Итоги недели
- Групповое обучение по кейсам недели (трудности, возражения, обратная связь по телефонным переговорам)
- Планы на неделю по оплатам и задачам
- Промежуточные итоги конкурсов между сотрудниками отдела продаж (если такой вид мотивации внедрен)
2. Ежедневная планерка
Цель – поставить план на день и мотивировать к его выполнению. Контролируем следующие показатели
- Факт за вчерашний день (отдельно по каждому сотруднику и всему отделу)
- План на завтра отдельно по каждому сотруднику и всему отделу)
- Что сделать, чтобы повторить/не повторить результатов вчерашнего дня
- Итоги по промежуточным показателям эффективности
- Небольшой блок по обучению и мотивации (если планерка происходит утром)
3. Пятиминутка
Проводится раз в три часа. Примерно 2-3 раза в день: 11:00, 14:00, 16:00. Проводится не совсем отделом продаж, а 1-3 сотрудниками выборочно в зависимости от текущей занятости. При этом обсуждаем:
- Выполнение задач по сделкам
- Осуществление оплат
Время проведение и количество пятиминуток приведено условно. В любом случае вам необходимо ориентироваться на свой бизнес-процесс.
Обязанности руководителя отдела продаж: мотивация
Важно помнить, существуют разные типы и способы мотивации, внедрение которых должны быть вменены в обязанность руководителя отдела продаж:
- Мотивация достижения – требования выполняются с целью получить привилегии/вознаграждение
- Мотивация избегания – требования выполняются с целью избежать неприятностей
Каким инструментом пользоваться зависит от типа личности сотрудника.
Существует еще один алгоритм персональной мотивации, которая реализуется в трех направлениях
Преобладает эгоистичный интерес сотрудника получить от компании максимум. Человек хочет для себя: больше заработать, приобрести опыт, продвинуться по карьерной лестнице.
Это мотивация, направленная на повышение коллективной сознательности. Ее можно проиллюстрировать утверждением: «Не выполнишь план ты – не выполнит весь отдел. Отдел и руководитель не получит свои бонусы. Что ты об этом думаешь?»
Мотивация более высокого порядка и широкого спектра. Понимается в контексте достижения/недостижения целей всей компании по захвату рынка, освоению новой территории, импортозамещению. Поднять мотивацию до такого уровня довольно непросто. Но если вам это удастся, результаты будут наилучшими.
Обязанности руководителя отдела продаж: контроль
Помимо настройки системы отчетности в , руководитель отдела продаж для исполнения своих обязанностей по контролю активности сотрудников должен использовать современные средства коммуникации:
- Skype
Используя эти приложения как средства контроля можно легко осуществлять функции:
- напоминания
- обсуждения плана работ по клиенту/сделке
- отчета по факту оплат
- контроль местоположения сотрудников
РОП не может списывать неудачи на нерасторопных сотрудников. Ведь он принимает участие в подборе персонала, а также организует и проводит обучение и тестирование. Он должен помнить о системе мотивации: если руководитель правильно ее разработает, то это станет серьезным стимулом для менеджеров работать на полную отдачу.
Мы рассказали об отдельных способах реализации своих обязанностей руководителем отдела продаж. Это далеко не полный список инструментов. Но применения даже нескольких из них не замедлит сказаться на вашем финансовом результате.
Еще больше информации по этой теме вы можете получить на наших от компании Ой-Ли . Мы рассказываем о более 50 функций руководителя отдела. Регистрируйтесь прямо сейчас.
Начальник начальнику рознь (народная мудрость)
Тема уже не новая, но по-прежнему актуальная: успешность организации зависит от компетентности ее руководителей. Не только в период кризиса очень важно опираться на умение менеджеров концентрироваться на эффективности в достижении целей, в период государственных осложнений к навыку эффективности добавляется потребность в навыке управления эмоциональным состоянием коллектива (эмоциональный интеллект). Эти навыки важны в любое время, но сейчас без них особенно сложно достичь каких-либо результатов.
И при этом, большой процент руководителей не всегда может четко цель сформулировать, не то, что оценить эффективность процесса ее достижения. Я уже не говорю о наличии эмоционального интеллекта. К сожалению, в украинских компаниях до недавнего времени уделяли мало внимания развитию управленческих навыков руководителей. Возможно, пришло время роста.
Если вы думаете так же, давайте обсудим тот идеальный образ Руководителя, которого бы хотела иметь любая компания. Безусловно, есть особенности руководителей в разных отраслях (руководитель на производстве будет отличаться от руководителя отдела продаж или сервисного отдела), различными будут требования к руководителю ТОП-уровня и руководителю среднего звена. Поэтому предлагаю обсудить сейчас только общие тенденции на примере руководителя среднего звена. В зависимости от уровня должности или отраслевых требований эту модель компетенций можно дополнить или упростить.
В первую очередь руководитель должен быть профессионалом своего дела и владеть профессиональными знаниями . Именно за профессионализм его будут уважать подчиненные. Поэтому часто именно профессионалов своего дела повышают в руководители. Мол, «хорошо делает сам, сможет хорошо организовать других». К сожалению, это правило не всегда срабатывает. Потому что профессиональные и менеджерские навыки находятся в разных плоскостях. И иногда умение хорошо организовать процесс важнее навыков хорошего выполнения отдельных подпроцессов.
Слабый руководитель – потенциальная угроза для компании: он не может не только повысить эффективность подразделения, часто ему сложно удержать тот уровень продуктивности, который был до него. Иногда вновь назначенный руководитель начинает применять резко авторитарные методы – раздавая команды и поручения, чем сильно демотивирует подчиненных. Иногда, наоборот, руководитель боится осложнить отношения с подчиненными и идет у них на поводу. Часто встречаю руководителей, которые настолько боятся потерять переданные ему кадры, что в результате попадают под «управление» через манипуляции нижестоящих сотрудников. Понятно, что когда в компании нужно провести изменения, или пересмотреть процессы, или сократить количество операций (что может вести к сокращению людей), такие руководители активно препятствуют проводимым изменениям. Слабые руководители боятся принимать решения и брать на себя ответственность и, соответственно, затягивают или саботируют необходимые изменения, что может вести к финансовым потерям всей компании. И, наконец, слабые руководители боятся показаться слабыми – часто они не готовы учиться у коллег, они скорее, соревнуются и стремятся показать, что коллеги ошибаются. Это ведет к нездоровой конкурентной обстановке внутри компании и усиливает потери, описанные выше.
Как оздоровить коллектив и усилить своих руководителей? Во-первых, нужно четко понимать, каких менеджеров мы хотим видеть у себя в компании, и для этого нам может пригодиться модель компетенций руководителя.
Итак, кроме владения своей профессией, хороший руководитель среднего звена должен знать :
— основы финансовой грамотности, экономики. Он должен понимать, что такое оборот, прибыль, ФОТ, ROI, EBITDA и др…
— инструменты для анализа «настоящей ситуации» и планирования «желаемой»
Руководитель должен применять следующие навыки :
— навык планирования (глубина планирования зависит от бизнеса, структуры компании и места руководителя в структуре) и бюджетирования предстоящих периодов;
—навыки организации процесса достижения поставленных целей. В этот навык входят, в том числе, такие умения:
— постановка задач
— контроль и обратная связь сотруднику
— корректировка планов
— принятие решений
— навык достижения ожидаемого результата с оптимальными затратами ресурсов. В этот навык также входят навыки тайм-менеджмента и самоменеджмента
— навыки управления людьми:
— формирование работоспособного подразделения (принятие эффективных кадровых решений, подбор, развитие, управление коммуникациями)
— мотивации и вдохновения подчиненных, выбор правильного управленческого стиля
— коммуникативные навыки
— для внешних коммуникаций: проведение переговоров, встреч, презентаций
— и для внутренних: проведение собраний, выстраивание межличностных взаимоотношений, взаимодействие с другими структурами компании
И, наконец, хороший руководитель имеет следующие личностные качества :
— он ответственен – принимая задачу, он берет на себя ответственность за ее выполнение, за нахождение всех ресурсов для ее выполнения, он четко обозначает сроки выполнения задачи, ориентируясь на реальные возможности;
— он инициативен и ориентирован на результат (а не на процесс). Это означает, что он ищет пути достижения поставленных целей, предлагает новые решения и пути их внедрения, в тот момент, когда он встречается с осложнениями — меняет тактику, но не меняет цель;
— он гибок и мыслит позитивно , что означает — в любой ситуации он готов увидеть возможности для своего развития и развития своего подразделения. Такой человек готов к изменениям и постоянному самосовершенствованию, обучению;
— он – командный игрок –он знает цели коллег, в приоритетах командные цели он ставит выше, чем свои личные, готов устанавливать работающие связи между подразделениями, ценит и оказывает взаимопомощь;
— у него высоко развит эмоциональный интеллект – он понимает чувства коллег, управляет своими эмоциями, выбирая конструктивные для данной ситуации, умеет давать и принимать обратную связь и влияет на эмоциональное состояние коллег.
Безусловно, это не все необходимые навыки для руководителя. У каждой организации могут быть свои дополнительные требования к руководителям. Также за рамками обзора остались такие качества как честность, порядочность и др.
И, глядя на этот перечень навыков и личных качеств, естественно возникает вопрос: «а где же его такого взять?». В следующих статьях рассмотрим принципы подбора руководителей и способы развития их внутри компании.
Комментарии экспертов:
Марина хорошо раскрыла ключевые компетенции руководителя.
Я бы хотел добавить немного деталей к компетенции «профессионализм».
Мне нравится называть эту компетенцию несколько иначе – «Азарт в работе». Я считаю, что руководитель должен любить свою работу больше, чем жизнь. Для него желание реализоваться в карьере должно быть первым жизненным приоритетом. Почему так? Энергии у руководителя должно быть больше, чем у всех его сотрудников. Именно он должен быть их «ветром в парусах».
Это не обязательно должно выражаться в том, что руководитель проводит на работе больше 12 часов времени. Но думать о работе такой руководитель будет действительно 24 часа и 7 дней в неделю.
Михаил Притула,
И.о. HR- директора СТБ
Данная статья как нельзя лучше отражает общий портрет руководителя среднего звена.
Согласна с автором, что управленец – это, в первую очередь, лидер, умеющий стратегически мыслить и вести за собой команду. А во вторую — хороший профессионал в своей области. Далеко не каждый высококвалифицированный специалист сможет грамотно поставить задачу, замотивировать коллег и достичь благодаря этому положительных результатов. Для этого у него должны быть личностные качества, которые позволять ему сделать это успешно. Можно ли развить в себе качества лидера? Это уже другой вопрос.
Марина также подчеркивает важность Эмоционального интеллекта для руководителя. И в этой точке зрения готова поддержать автора. Ведь менеджер, будучи человеком, принимающим решения, регулярно сталкивается с ситуациями, требующими контроля эмоционального состояния собственного и подчиненных.
Стоит добавить, что нестабильность текущего экономического положения страны требует от сегодняшнего управленца развивать навыки кризис-менеджмента. Он должен обладать не просто хорошим аналитическим мышлением, а умением оперативно принимать решения в сложной обстановке, умением «слушать и слышать» собеседников в конфликтных ситуациях и не боятся принимать непопулярные жесткие решения.
Юлия Кириллова
старший консультант
АНКОР Персонал Украина
Вопрос о наличии глубоких профессиональных знаний в своей специальности для руководителя является риторическим и не имеет единственно верного решения. Пожалуй, все зависит от сферы деятельности. Например, на руководящей должности в технической или IT-сфере сложно представить себе человека, не обладающего глубокими предметными знаниями. Ведь с одной стороны, ему нужно быть в состоянии оценить эффективность работы своих подчиненных, а это невозможно без профессиональных знаний, с другой стороны, завоевать их авторитет, а с третьей стороны, выступать посредником между своим отделом и другими, которые, как правило, ничего не понимают в специфике работы технических специалистов. Такому руководителю иногда приходится выступать адвокатом своих подчиненных и объяснять другим отделам всю значимость работы своего подразделения. В то же время есть функциональные направления, в которых гораздо большую роль играют коммуникативные и управленческие навыки руководителя. В нашей практике был пример очень успешного руководителя юридического направления, который обладал несколько меньшими знаниями законодательства, чем его подчиненные. Но при этом данный менеджер умел очень грамотно выстроить их работу, учесть интересы всех stakeholders и сделать так, чтобы внутренний клиент был доволен, а это бывает очень нелегко сделать в масштабах большой компании, где интересы различных групп и отделов могут противоречить друг другу. Это образец блестящего коммуникатора и переговорщика.
Кроме того, очень важно, чтобы руководитель хорошо ориентировался в бизнесе компании и понимал, каким образом работа его подразделения влияет на картинку в целом. Руководитель должен быть гибким и очень чутко реагировать на любые изменения внешней среды. Он должен быть готов принимать нестандартные, а иногда непопулярные решения в условиях высокой конкуренции и быстроменяющейся обстановки.
Руководители бывают нескольких типов (об этом писал Адизес и не только). У одних очень сильная процессно-менеджерская компонента. Такой типаж руководителя необходим компании в период стабильного, спокойного роста, когда нужно обеспечить системность и планомерность всех процессов. В других очень ярко выражен инноваторский компонент. Без таких людей не обойтись, когда компании нужно выйти на новые горизонты или выйти из кризиса. Исходя из целей компании, компетенции руководителя будут несколько разными. Также свой отпечаток на требования к руководителю накладывает и сфера его руководства. Например, директор по продажам или финансовый директор будут иметь в своем профайле как общеменеджерские компетенции, так и те, которые будут продиктованы спецификой профессии.
Мария Михайлюк
Старший консультант
Рекрутинговое агентство PERSONNEL Executive
генеральный директорЛьюис Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»
Перекосы в управлении - результат неравномерного развития управленческих компетенций руководителя
кому: собственникам, топ-менеджерам, руководителям и тем, кто хочет ими стать
Как смотреть в зеркало, чтобы оно приносило Вам больше денег
В статье приведён исчерпывающий список компетенций руководителя для эффективного управления подчинёнными по Александру Фридману . После прочтения Вы сможете сформировать вектор своего управленческого развития и как закономерный итог - зарабатывать больше денег для себя лично и своей компании. Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается. Для начала немного лирики...
«Руководитель! Как много в этом звуке...»
“Руководитель! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось…” - позволю себе скорректировать фразу из известного стихотворения Александра Пушкина.
“Быть руководителем славно и почетно. Знай себе, отдавай распоряжения и надувай щёки” , - с этими мыслями в голове многие мечтают стать руководителями. Самое страшное, что многие так и ведут себя , заняв руководящую должность.
Знакомые симптомы: “Проще сделать самому”, “Пробуксовка”, “Игнорирование стандартов”?
Упаси Вас Бог, смотря на свои управленческие компетенции, обманывать себя!
Правда, при таком подходе в один прекрасный день в вашей компании / подразделении появляются следующие неприятные симптомы: “проще сделать самому, чем поручать подчиненным” , решение элементарных задач идёт со значительной “пробуксовкой”, подчиненными игнорируются стандарты качества и технологии выполнения работ.
Как я уже упоминал в своей предыдущей статье “ ”, в такой ситуации в первую очередь необходимо смотреть в зеркало и делать выводы.
«Я б руководил другими, пусть меня научат»
Хорошо, допустим Вы согласны (после прочтения статьи из предыдущего абзаца), что руководитель несёт полную ответственность за все действия своих подчинённых. “Ну хорошо - несёт. Но что делать то с этим? Как исправить сложившуюся ситуацию в компании / подразделении?” - раздаются нетерпеливые выкрики из зала.
Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что для эффективного руководства Вам необходимо наличие определенных управленческих компетенций? Увы, они не передаются вместе с портфелем. И варианта всего лишь два - либо полагаться исключительно на свой опыт (как многие и делают), либо - целенаправленно развивать свои компетенции (опыт в данном случае станет хорошим дополнением).
Варианта всего лишь два: либо полагаться исключительно на свой опыт (как многие и делают), либо целенаправленно развивать свои компетенции
Но!.. Чтобы что-то целенаправленно развивать, это сначала необходимо определить. В своей профессиональной деятельности стараюсь избегать “изобретения велосипедов”. Поэтому за основу развития руководителей в “Открытой Студии” взял систему Александра Фридмана “Набор компетенций руководителя для эффективного управления работой подчинённых”.
Управленческие компетенции: так ли много от них зависит?
Мой скромный управленческий опыт показал, что схема является рабочей на 100% . С помощью неё я определил свои наиболее слаборазвитые (а некоторые, боюсь сказать, и отсутствующие вовсе) компетенции. А далее, - всё одновременно просто и сложно, - занялся их целенаправленным развитием. Собственно, продолжаю это делать на регулярной основе.
Чек-лист «Три группы компетенций руководителя для эффективного управления работой подчинённых по Александру Фридману»
Имеет смысл работать с группами последовательно . В первую очередь начать работать над своими компетенциями из “Группы №1”, затем - из “Группы №2”, и лишь после - взяться серьезно за “Группу №3”.
Как сделать представленный ниже материал максимально полезным для себя? Используйте его как своеобразный чек-лист. Занесите себе в таблицу все навыки / компетенции . Оцените степень владения каждым по пяти-балльной шкале. Проставьте напротив каждого пункта ваши ближайшие действия по развитию данной компетенции.
Для тех, кто захочет заполучить мою личную текущую таблицу, я приготовил небольшой сюрприз в конце статьи.
Группа №1 “Управление собственной эффективностью”
- Выработка решений
- Представление решений
- Планирование
- Саморазвитие
Компетенции из этой группы определяют прежде всего личную эффективность руководителя. Предлагаю разобрать подробно каждую.
1.1. Выработка решений
Самое главное - прежде чем вырабатывать какое-либо решение, определите цели , которые Вы планируете достичь. Избегайте первого решения, пришедшего в голову (всегда берите тайм-аут на размышление).
Продумайте несколько альтернативных вариантов решения. Составьте список значимых критериев
Продумайте несколько альтернативных вариантов решения. Составьте список значимых критериев , по которым Вы будете решать “какой же из вариантов выбрать”. Для повышения качества управленческих решений полезно освоить основы логического мышления и методы качественного анализа информации.
1.2. Представление решений
Фактически, это “продажа” своего решения : подчинённым, коллегам, вышестоящим руководителям. Зачем это нужно? “Проданные” решения выполняются с гораздо большим энтузиазмом (эффективностью).
В деле развития данной компетенции пригодятся материалы по проведению, созданию и логическому структурированию презентаций.
1.3. Оперативное планирование
Речь идёт как о планировании собственной работы, так и о использовании планирования для всех подчинённых . Однако не стоит забывать, что важен ещё и контроль выполнения планов. Об этом ниже в компетенции “Контроль” из “Группы №2”.
1.4. Саморазвитие
Здесь всё просто. Нужно постоянно совершенствоваться (все знают, но никто не делает), как в управлении людьми, так и в целенаправленном развитии своих управленческих компетенций. Работать на регулярной основе над купированием своих недостатков.
Учитесь внимательно прислушиваться к конструктивной критике. Только не перепутайте цели: Вам нужно находить свои слабые места с целью дальнейшего их развития, а не заниматься “самокопанием”. В рамках компетенции рекомендую использовать хорошие ценности от Владимира Тарасова: “Выбирай горизонтальную карьеру” и “Говори себе правду”. Можете начать со статьи " ".
Группа №2 “Управление поступками подчиненных”
- Управление группой
- Регламентация
- Делегирование
- Координация
- Контроль
- Оперативная мотивация
Компетенции из этой группы позволяют добиться требуемого поведения подчиненных с точки зрения системы управления за счёт формирования “правил игры” и контроля их соблюдения.
2.1. Компетенция «Управление группой»
Необходимо изучить правила и закономерности как группового поведения, так и организации групповой работы . Где пригодится? Проведение собраний, групповых обсуждений, управление коллективной работой подчинённых и т.д.
Регулярно встречающиеся крайности: директивный метод управления группой или тотальная анархия. Если так обстоят дела и у Вас - это свидетельствует о том, что руководителю необходимо серьёзно “прокачивать” данную компетенцию.
2.2. Регламентация
Необходимо развивать как у себя, так и у своих подчинённых. Пока в вашей компании остаются нерегламентированные бизнес-процессы - их выполнение зависит лишь от качества памяти, знаний и доброй воли ваших сотрудников.
Все секреты настройки системы регламентов “палю” в статье “ ”.
2.3. Делегирование
Делегирование - это постановка детально описанной задачи с учётом области ближайшего развития подчинённого, а не лишь краткие слова "сделай это..."
Делегирование - передача подчинённым работы, а также ответственности и полномочий. При делегировании необходимо учитывать 2 важных фактора :
- сложность задачи, её новизну, критичность / важность результата.
- знания, опыт, личностные особенности подчинённого (другими словами - область ближайшего развития сотрудника).
Важный момент: если ситуация такова, что Вы НЕ можете делегировать большинство задач из-за низкого уровня конфигурации указанных факторов у подчинённого, то его либо надо развивать до требуемого уровня; либо, - если он не хочет и / или не может развиваться, - уволить . Прекратите заниматься самообманом - чуда не случится!
На мой взгляд, для эффективного применения делегирования очень полезно иметь внедрённые в своей компании / подразделении “ ”. Иначе делегировать можно эффективно, вот только результаты выполненной работы Вас будут разочаровывать снова и снова.
2.4. Координация
Умение поддерживать режим “обратной связи” при выполнении задач подчинёнными, оказывать им поддержку в процессе работы. Рекомендую отличать поддержку от попыток подчинённых “пересадить обезьяну” (вернуть полностью или частично делегированную им ранее работу).
Перемещение “мартышек” надо пресекать на корню . Не стоит исключать, что ваши подчинённые “пересаживают обезьян”, потому что так привыкли (Вы же им сами раньше позволяли!). Простая рекомендация: как только столкнулись с подобной проблемой, задавайте прямолинейный вопрос: “Ты хочешь мне пересадить обезьяну или, может быть, я как-то неправильно понял текущую ситуацию?”
Подробнее про то как не стать "жертвой обезьян" " ".
2.5. Контроль
Суть контроля - оценка соответствия параметров поставленной задачи и полученного результата. Контроль делится на 3 основных типа:
- Стартовый контроль: ещё раз убедиться, что у подчинённого есть всё необходимое для выполнения задачи, а также он её правильно понял.
- Промежуточный контроль: оценка правильности выполнения задачи на промежуточных этапах (важно расставить эти этапы так, чтобы не поздно было корректировать обнаруженные отклонения).
- Итоговый контроль: оценка полученного итогового результата. Рекомендую обратить внимание, что выполненных задач на 99% не бывает. У результата выполнения задачи может быть только 2 варианта: либо она выполнена полностью, либо не выполнена.
Обращайте особое внимание на стартовый и промежуточный контроль. На финише очень часто что-либо исправлять бывает уже поздно
По итогам контроля обязательно должно быть оценено качество проделанной работы, а также её результат. Что делать, если результат негативный? Сначала найдите причину. А уже потом определяйте и наказывайте виновных.
2.6. Оперативная мотивация
Руководитель должен разбираться в основных мотивационных теориях , а также во всех особенностях системы корпоративной мотивации. Если подчинённые (а тем более руководитель) не понимают систему мотивации, то она просто перестаёт работать.
Поэтому задача руководителя донести до подчинённых (до стадии 100% понимания) все нюансы корпоративной системы мотивации + добавить личные методы оперативной мотивации из своего арсенала в качестве дополняющих. Подробнее об одном из действенных методов мотивации " ".
Кстати, вопрос на засыпку “Кто такой мотивированный сотрудник?” Полноте, батенька, мы не на экзамене. Мотивированный сотрудник - это человек, который сам хочет делать свою работу так, как это необходимо компании.
Группа №3 “Управление мышлением подчиненных”
- Оперативное лидерство
- Техники коммуникации
- Коучинг
Мечта любого руководителя - оказывать влияние на поступки и действия подчинённых через их мышление . И благодаря этому добиваться необходимого результата работы. Ну чем не сказка?
Ан, нет! Не всё так просто. Компетенции из “Группы №3” рекомендую осваивать и активно использовать только после апгрейда в компетенциях из “Группы №1” и “Группы №2” . Нет, ну Вы конечно можете начать и отсюда. Дайте я угадаю, кто Вы: гипнотизер или гений?
3.1. Оперативное лидерство
Лидерство - это умение оказывать влияние на подчиненного без применения своих служебных полномочий . В целях наращивания компетенции имеет смысл развивать свой эмоциональный коэффициент (EQ).
Уверен, что многие хотели бы более подробно разобраться, что же такое лидерство. Про механизмы лидерства очень подробно рассказывает Владимир Тарасов в аудио-курсе “Персональное управленческое искусство”. Крайне рекомендую прослушать, законспектировать и ещё раз прослушать.
Можно ли обойтись без оперативного лидерства? Да, можно. Однако с “лидерством” эффективность работы вашей компании / отдела будет предсказуемо выше, чем без оного. Кстати, слово “оперативное” значит ограниченное профессиональными рамками ваших служебных отношений.
3.2. Техники коммуникации (общения)
Используется для усиления всех остальных компетенций (то, как Вы общаетесь с подчинёнными, коллегами, руководителями, окружающими). Именно коммуникация определят эффективность взаимодействия (отсюда следует и результативность вашей работы) с коллегами, подчинёнными, руководством. Очевидное следствие: чем лучше Вы владеете техниками коммуникации, тем больше Вы добьётесь на работе и в жизни .
Безусловно, есть люди у кого коммуникации “от бога”, но что же делать, если это не про Вас. Ничего страшного. Ваша задача - вытянуть эту компетенцию хотя бы на средний уровень . Для успешного выполнения задач руководителя этого будет более чем достаточно. Рекомендую к прочтению " ".
3.3. Коучинг
Помощь подчинённым как в постановке, так и в достижении поставленных профессиональных целей . Но данной компетенцией необходимо пользоваться крайне осторожно. Прежде чем “брать кого-то в коучинг”, необходимо учесть очень много факторов: морально-психологическое состояние человека, его возможности, область ближайшего развития, наличие опыта и т.д.
Польза от компетенции - сотрудник может добиться гораздо большей эффективности и результата работы (мало кто побеждает в серьёзных соревнованиях без тренера).
Выигрывает и сотрудник, и компания. Оба больше зарабатывают денег и более конкурентны на рынке
На мой взгляд, при правильном подходе получаем ситуацию “Win-Win” : 1) Растёт стоимость подчинённого на рынке труда, он может добиться в жизни большего. 2) Компания получает дополнительную прибыль за счёт более опытного и эффективного сотрудника.
Какая же самая важная обязанность руководителя?
Споров по поводу, какие из обязанностей руководителя важнее - много. На мой взгляд, одна из важных обязанностей руководителя - заниматься регулярным развитием и улучшением своих управленческих компетенций .
Многие перекосы в управлении вашей компанией / отделом (а они обязательно в том или ином виде есть всегда) - следствие крайне неравномерного соотношения между вашей степенью владения вышеперечисленными компетенциями.
Предположим, Вами хорошо налажено “Планирование” в компании / отделе. Однако, если при этом у Вас отсутствует компетенция “Контроль”, то вся польза от планирования “пойдет на смарку”. А постоянное невыполнение планов и поставленных задач, вместо пользы, будет подрывать основу системы управления и вашего авторитета.
Домашнее задание для руководителей
А теперь берите в руку карандаш и записывайте домашнее задание :
- Составьте себе таблицу со списком вышеперечисленных управленческих компетенций руководителя.
- Оцените владение каждой из них по пяти-балльной шкале.
- Проставьте напротив каждого пункта ваши ближайшие действия по развитию данной компетенции. Да, желательно с конкретными сроками.
Отдам свою таблицу в хорошие руки
Читавшие эту статью, также читалиКак оценивать управленческие компетенции топ-менеджеров и руководителей среднего звена во время собеседования на работу
Стратегия продвижения и развития сайта и БИЗНЕСА в Интернете для системы лидогенерации и постоянных дополнительных продаж