Ликбез для «чайников»: кто чем занимается на корабле и как не запутаться в элементарном морском жаргоне
«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.
Баталер
К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.
Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.
Боцман
Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.
Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.
Капитан
Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.
Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.
На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.
Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.
Кок
Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.
Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.
На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.
Лоцман
В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.
Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.
Матрос
Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.
В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.
Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».
Машинист (моторист)
Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.
Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.
Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.
Механик
Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.
На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.
При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.
Старший помощник капитана (командира)
На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.
Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.
Штурман
Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.
На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.
Юнга
Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.
Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.
Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.
135. Старший помощник капитана непосредственно подчиняется капитану и является его первым заместителем, ответственным за организацию службы и состояние дисциплины на судне.
В отсутствие капитана на судне старший помощник капитана замещает его. Старший помощник капитана должен быть постоянно готовым заменить капитана и принять на себя командование судном.
136. Старший помощник капитана является начальником службы эксплуатации и руководит службой быта, медико-санитарной службой, работой второго, третьего и четвертого помощников капитана, помощника капитана по пожарной части, помощника капитана по хозяйственной части.
137. Распоряжения старшего помощника капитана, касающиеся выполнения предусмотренных настоящим Уставом общих обязанностей экипажа, в частности, по распорядку дня, дисциплине на судне, по авральным работам, тревогам, подготовке судна к приходу и отходу, по поддержанию судна в должном санитарном состоянии, соблюдению приказов и распоряжений капитана, формы одежды и ее опрятности, обязательны для всех членов экипажа.
138. Старший помощник капитана по согласованию со старшим механиком может вызвать из состава единой технической службы необходимых ему лиц соответствующей специальности и квалификации для подготовки судна к приходу или отходу, швартовных операций, крепления груза или имущества, размещенного на палубе.
В случае появления опасности для судна, находящихся на нем людей или груза старший помощник капитана обязан немедленно вызвать из состава единой технической службы необходимых лиц соответствующей специальности и квалификации, уведомив об этом старшего механика и капитана.
139. Старший помощник капитана руководит составлением карго-плана, обращая особое внимание на специфику и свойства груза, с учетом обеспечения остойчивости и прочности судна.
140. Старший помощник капитана отвечает за правильное техническое использование корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений, люковых закрытий и горловин водяных отсеков, общесудовых систем, рангоута и такелажа, рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств, спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб, трапов, штормтрапов и кранцевой защиты. О замеченных неисправностях и принятых к их устранению мерах в случаях, не терпящих отлагательств, он должен информировать старшего механика и докладывать капитану.
141. Старший помощник капитана обязан обеспечить:
(01) надлежащую организацию труда и отдыха членов экипажа в подчиненных ему службах, а также обеспечить учет их рабочего времени и использования ими дней отдыха;
(02) знание и соблюдение правил и инструкций по технике безопасности и пожаробезопасности, а также санитарных правил подчиненными ему лицами;
(03) выполнение требований наставления по борьбе за живучесть судна, организацию и контроль за подготовкой аварийных партий, непосредственное руководство действиями экипажа по борьбе за живучесть;
(04) составление расписаний по тревогам на весь экипаж, а при стоянках в портах - на сокращенный состав;
(05) постоянную готовность коллективных спасательных средств к немедленному использованию, укомплектованность их снабжением и провизией согласно существующим нормам;
(06) наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов;
(07) контроль за укомплектованностью аварийно-спасательным имуществом по корпусной части;
(08) подготовку ведомостей дефектов по своему заведованию;
(09) учет наличия воды в балластных танках и цистернах;
(10) размещение членов экипажа и лиц, временно прибывших на судно, по жилым помещениям;
(11) при отсутствии на судне врача - прохождение членами экипажа в установленные сроки медицинских осмотров и прививок, оказание в необходимых случаях медицинской помощи, надлежащее содержание судовой аптечки, а также прохождение судном дератизации и дезинсекции;
(12) ведение книги судовых приказов, подготовку и объявление приказов экипажу и контроль за их выполнением;
(13) при отсутствии в штате помощника капитана по пассажирской части - безопасную посадку и высадку пассажиров;
(14) планирование проведения технической учебы;
(15) хранение судовой печати.
142. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по хозяйственной части, старший помощник капитана обеспечивает своевременное снабжение судна продуктами столового довольствия и питьевой водой, их правильное хранение, расходование и учет; совместно с судовым врачом утверждает меню питания экипажа.
143. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по пассажирской части, старший помощник капитана обеспечивает надлежащую организацию размещения и обслуживания пассажиров.
144. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по пожарной части, старший помощник капитана выполняет его обязанности согласно настоящему Уставу.
145. Перед началом грузовых операций и во время их старший помощник капитана обязан:
(01) обеспечить подготовку грузовых устройств к работе, палуб, трюмов и других грузовых помещений - к приему груза; проверить их готовность совместно со вторым помощником капитана, вторым механиком, электромехаником (электриком) и помощником капитана по пожарной части; результаты проверки зафиксировать в судовом журнале;
(02) лично руководить подготовкой судна к перевозке опасных и навалочных грузов и обеспечить выполнение правил их перевозки;
(03) лично руководить погрузкой, креплением и выгрузкой тяжеловесных и длинномерных грузов, размещением и креплением палубного груза. На специализированных судах (типа "ро-ро", контейнеровозах, лихтеровозах), где по условиям специфики погрузки на старшего помощника капитана может быть возложено руководство погрузочно-разгрузочными работами, часть его обязанностей должна быть перераспределена между ним и вторым помощником приказом капитана.
146. Перед выходом судна в рейс старший помощник капитана обязан:
(01) обеспечить подготовку судна к плаванию, приняв меры к надежному креплению судовых палубных устройств, грузов, оборудования и другого имущества и предметов, размещенных на палубах;
(02) произвести обход судна и убедиться в надежности закрытий трюмов, иллюминаторов, дверей, тамбучин, хозяйственных помещений, люков, капов и других отверстий на палубе и в бортах, проверить готовность рулевого, швартовного и якорного устройства, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями.
После проверки готовности судна к выходу в море, получения докладов от лиц командного состава о готовности судна по их заведованиям, проверки наличия на борту всего экипажа, а также удаления с судна всех посторонних лиц старший помощник капитана за 15 минут до назначенного времени отхода совместно со старшим механиком докладывает капитану о готовности судна к выходу в море.
147. Во время плавания старший помощник капитана обязан контролировать и обеспечивать надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса и принимать надлежащие меры к ее обеспечению; руководить подготовкой судна к штормовому плаванию и борьбе с обледенением.
148. При оставлении судна экипажем старший помощник капитана организует проверку помещений судна с тем, чтобы удостовериться, что на судне не остались люди.
149. Старший помощник капитана несет ходовую вахту с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. На судах, где более трех судоводителей - помощников капитана, старший помощник капитана стояночных вахт не несет и несет только одну ходовую вахту в сутки с 4 до 8 часов. В этом случае он осуществляет контроль за несением ходовой вахты четвертым помощником капитана с 16 до 20 часов. В сложных условиях плавания старший помощник капитана несет обе ходовые вахты.
150. При входе в порт и выходе из него и осуществлении швартовных операций старший помощник капитана должен находиться на ходовом мостике или в ином месте по указанию капитана.
151. При отсутствии капитана на борту судна старший помощник капитана производит перешвартовку судна совместно с лоцманом или самостоятельно.
Капитан судна обладает комплексом прав и обязанностей, связанных с руководством экипажем и осуществлением административных полномочий. Надлежащее управление судном и безопасное плавание его обеспечиваются путем должной организации работы всех служб судна, содержания судна и имеющегося на нем оборудования в исправном техническом состоянии, укомплектования судна квалифицированными специалистами и принятия капитаном правильных решений навигационного порядка.
При подготовке к плаванию капитан обязан проверить наличие на судне необходимых откорректированных навигационных карт и пособий для рейса, проработать со штурманским составом условия плавания по маршруту следования судна, а также назначить точное время готовности судна к отходу. Во время плавания капитан обязан осуществлять контроль за своевременным и качественным определением местонахождения судна вахтенными помощниками капитана. Назначение и изменение курса судна является правом только капитана. Он вправе давать распоряжения об отклонении от назначенного ранее маршрута всякий раз, когда это вызвано обстоятельствами плавания или необходимостью оказания помощи терпящим бедствие судам и людям.
При форс-мажорных ситуациях, когда возникает опасность для судна, людей и груза, вахтенный помощник капитана может изменить назначенный капитаном курс, однако он должен немедленно поставить капитана в известность об этом.
Обо всех авариях и аварийных происшествиях, а также о несчастных случаях на судне капитан обязан немедленно докладывать в установленном порядке судовладельцу и принимать все зависящие от него меры к обеспечению безопасности людей, судна и груза. Вплоть до завершения рейса капитан обязан обеспечить сохранность и неприкосновенность морских карт с нанесенной на них прокладкой и других навигационных документов, в которых отражено маневрирование судна. При аварии с судном такие документы должны сохраняться до ее расследования. В соответствии со ст. 66 КТМ Российской Федерации, в случае если судну грозит неминуемая гибель, капитан судна разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров. Капитан судна оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасению судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей.
Капитан обладает целым рядом прав и обязанностей, связанных с коммерческой эксплуатацией судна. Реализуя свои права и выполняя обязанности, капитан должен организовать коммерческую работу на судне таким образом, чтобы эксплуатация судна была не только рентабельной, но и приносила значительную прибыль. Он обязан обеспечить подготовку всех помещений судна, в которых перевозится груз, для его сохранной перевозки, проверить правильность его размещения. Перед приемкой груза капитан рассматривает предварительный грузовой план и утверждает его, если предложенный вариант загрузки обеспечивает безопасность плавания и сохранность груза. В соответствии со ст. 30 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации капитан имеет право отказаться от приема на борт отдельных грузов, если их погрузка или перевозка противоречит правилам морской перевозки опасных грузов, другим существующим правилам или угрожает безопасности судна, людей, груза.
Осуществляя свои права и обязанности в части административных полномочий, капитан издает приказы по судну, утверждает должностные инструкции и судовые расписания, которые являются основой организации службы на судах, так как определяют обязанности всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне в качестве пассажиров. На судах должны быть следующие судовые расписания: штатное, по судовым тревогам, по заведованиям, по швартовным операциям, по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне.
В силу Устава о дисциплине работников морского транспорта, а также Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота (уставы о дисциплине утверждаются Правительством Российской Федерации) капитан имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа: замечание, выговор, строгий выговор и списание с судна с одновременным направлением судовладельцу представления о наложенном взыскании - и высказать свое мнение о дальнейшем использовании этого работника. Согласно п. 2 ст. 67 КТМ Российской Федерации капитан имеет право в случае необходимости отстранять от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна. В таком случае соответственно применяются правила, установленные ст. 58 Кодекса "Репатриация членов экипажа судна". Эти правила обязывают судовладельца обеспечить за свой счет доставку списанного с судна члена экипажа в порт, предусмотренный в трудовом договоре (контракте) или коллективном договоре, а при отсутствии таких указаний в договорах - в порт приема его на работу, с содержанием до прибытия к месту назначения. Однако п. 5 ст. 58 предусматривает, что если причины, вызвавшие репатриацию члена экипажа судна, возникли по его вине при исполнении им служебных обязанностей, то судовладелец имеет право на возмещение расходов по репатриации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Капитан судна обладает соответствующими правами и обязанностями при осуществлении им функций, присущих органам государства. В частности, он имеет право задержать и изолировать до прихода в отечественный порт лицо (включая пассажира), действия которого не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества (п. 3 ст. 67 КТМ Российской Федерации). Иная ситуация складывается тогда, когда на судне, находящемся в море, совершено уголовно наказуемое деяние. В таком случае капитан имеет право и обязан произвести дознание в установленном законодательством порядке; задержать и изолировать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до прихода в первый отечественный порт для передачи его с материалами дознания соответствующим властям. В этой ситуации капитан выступает в качестве органа дознания и обязан на основании статьи 69 КТМ Российской Федерации руководствоваться уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Инструкцией о производстве дознания на судах, находящихся в плавании, утвержденной Генеральным прокурором Российской Федерации.
Согласно ст. 70 КТМ Российской Федерации капитан судна наделяется правами и обязанностями нотариуса, а именно: капитан вправе удостоверить завещание, сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне. Удостоверение завещаний производится капитаном в соответствии с Инструкцией о порядке удостоверения завещаний капитанами морских судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации. В случае смерти на судне капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей и судового медицинского работника (врача или фельдшера), если такой имеется.
"В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна", - определено ст. 73 КТМ Российской Федерации. Статья 32 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации значительно шире трактует ситуацию, когда капитан не в состоянии исполнять свои служебные функции, а именно: "В случае болезни (смерти) капитана, внезапного психического расстройства или иного состояния, которое угрожает безопасности судна или находящихся на нем людей, в командование судном вступает (временно) старший помощник капитана, с немедленным донесением об этом судовладельцу, флагману группы (руководителю промысла), а в иностранном порту - консулу. В судовом журнале делается соответствующая запись".
Капитан судна несет все виды ответственности: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную.
Дисциплинарная ответственность. На капитана, нарушившего служебную (трудовую) дисциплину, т.е. не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего по своей вине возложенные на него служебные обязанности, может быть наложено дисциплинарное взыскание, предусмотренное уставами о дисциплине. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, а если проступок был совершен во время плавания, то с момента возвращения судна в отечественный порт. Во всех случаях дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев (для капитанов судов дальнего плавания - одного года) со дня совершения проступка.
Административная ответственность. В случае если меры дисциплинарного воздействия будут признаны недостаточными, то применяются меры административного взыскания, к которым следует отнести штраф и лишение морского диплома на срок от одного года до трех лет. Капитан может быть привлечен к административной ответственности за нарушение правил таможенного режима, правил безопасности судовождения, охраны труда, санитарных правил и правил охраны морской среды или водных ресурсов, если такие действия не являются уголовно наказуемыми. Штраф на капитана налагается компетентными органами (службами) в соответствии с административным законодательством Российской Федерации. Штраф в административном порядке запрещается налагать позднее одного месяца со дня совершения проступка.
Материальная ответственность. В соответствии с действующими нормативными актами капитан, по вине которого причинен ущерб судовладельцу, несет материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не более одной трети его месячного оклада. Однако в случаях, когда ущерб причинен действиями капитана, содержащими признаки уголовно наказуемых деяний, капитан несет полную материальную ответственность (по решению суда).
Уголовная ответственность. В установленных законом случаях капитан может быть привлечен к уголовной ответственности, в частности, в случаях:
неоказания помощи людям, гибнущим на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана капитаном без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров;
нарушения правил судовождения, вызвавших тяжелые последствия (гибель судна, людей или разрушение причальных коммуникаций);
повреждения морского телеграфного кабеля или трубопровода:
загрязнения морской среды веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря;
нарушения правил труда, выразившегося в действии или бездействии капитана, повлекших гибель людей;
злоупотребления властью или служебным положением, повлекшего большие негативные последствия.
К уголовной ответственности капитан может быть привлечен лишь по приговору суда.
Взаимоотношения капитана с властями иностранного государства. Во время пребывания судна в территориальном море, внутренних водах и портах иностранных государств капитан должен неукоснительно соблюдать законы, правила и обычаи прибрежного государства. Необходимую информацию о законодательстве государства пребывания судна капитан может получить от отечественного консула (консула государства флага судна), а при его отсутствии - от агента судовладельца. Это особенно важно при заходе судна в незнакомый порт, а тем более в порт, ранее не посещаемый, государства, флаг которого несет данное судно.
Согласно Консульскому уставу Российской Федерации капитан может обратиться за содействием и необходимой помощью к консулу порта, который входит в консульский округ, государства его аккредитации. В случае необходимости консул является посредником в сношениях капитана с портовыми и другими местными властями. Он содействует капитану в розыске пропавших или дезертировавших членов экипажа, а также в ситуации, когда необходимо оставлять тяжелобольного члена экипажа на излечение в государстве пребывания консула, и обеспечивает доставку его на родину.
Во время пребывания судна в водах иностранного государства члены экипажа и пассажиры судна подпадают в силу суверенитета прибрежного государства под действие его уголовных законов. В связи с этим компетентные власти прибрежного государства могут производить обыск, арестовывать лиц, совершивших преступление. Однако любые действия на борту судна должны производиться с ведома и в присутствии капитана и консульских (дипломатических) представителей государства, под флагом которого плавает судно. Современная международная практика идет по пути ограничения юрисдикции прибрежного государства в отношении преступлений, совершенных на борту иностранного судна, если только последствия преступления не затрагивают безопасность этого государства или интересы его граждан. При получении от консула сведений о неприменении прибрежным государством в определенных случаях своей юрисдикции в силу соглашений капитан вправе принимать решение об осуществлении функций органа дознания.
Однако при осуществлении этих функций капитан должен соблюдать определенные условия. Так, при необходимости выполнить отдельные неотложные действия за пределами судна (например, произвести в больнице опрос потерпевшего) капитан обязан получить разрешение на такие действия компетентных властей прибрежного государства. Их разрешение требуется также для производства опросов граждан этого государства и других действий с их участием, даже если они по каким-то причинам находятся на борту судна. Это правило не касается случаев приобщения к материалам дознания заявлений и собственноручных объяснений иностранных граждан, а также различных документов, имеющих отношение к дознанию. Капитан должен проводить дознание в правовом поле государства пребывания судна с учетом действующих международных соглашений.
В случае задержания капитаном лица, подозреваемого в совершении преступления, местные власти в любом случае вправе проверить законность такого задержания. Право на проверку законности произведенного капитаном задержания сохраняется за местными властями, даже если такое задержание имело место до захода судна в иностранный порт. При этом в одних странах обоснованность задержания подозреваемого проверяется на основании законодательства государства флага судна (например, в Великобритании, Нидерландах), в других - на основании законодательства государства пребывания судна (например, в Норвегии, Дании).
Капитанам судов следует иметь в виду, что в тех случаях, когда документы и акты составляются при участии иностранных властей или исходят от властей и граждан, они должны быть легализованы консулом округа, в котором такие документы оформлены.Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на этих документах и актах и соответствия их законам государства пребывания судна и консула. Без легализации такие документы считаются недействительными и правового значения не имеют.
135. Старший помощник капитана непосредственно подчиняется капитану и является его первым заместителем, ответственным за организацию службы и состояние дисциплины на судне.
В отсутствие капитана на судне старший помощник капитана замещает его. Старший помощник капитана должен быть постоянно готовым заменить капитана и принять на себя командование судном.
136. Старший помощник капитана является начальником службы эксплуатации и руководит службой быта, медико-санитарной службой, работой второго, третьего и четвертого помощников капитана, помощника капитана по пожарной части, помощника капитана по хозяйственной части.
137. Распоряжения старшего помощника капитана, касающиеся выполнения предусмотренных настоящим Уставом общих обязанностей экипажа, в частности, по распорядку дня, дисциплине на судне, по авральным работам, тревогам, подготовке судна к приходу и отходу, по поддержанию судна в должном санитарном состоянии, соблюдению приказов и распоряжений капитана, формы одежды и ее опрятности, обязательны для всех членов экипажа.
138. Старший помощник капитана по согласованию со старшим механиком может вызвать из состава единой технической службы необходимых ему лиц соответствующей специальности и квалификации для подготовки судна к приходу или отходу, швартовных операций, крепления груза или имущества, размещенного на палубе.
В случае появления опасности для судна, находящихся на нем людей или груза старший помощник капитана обязан немедленно вызвать из состава единой технической службы необходимых лиц соответствующей специальности и квалификации, уведомив об этом старшего механика и капитана.
139. Старший помощник капитана руководит составлением карго-плана, обращая особое внимание на специфику и свойства груза, с учетом обеспечения остойчивости и прочности судна.
140. Старший помощник капитана отвечает за правильное техническое использование корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений, люковых закрытий и горловин водяных отсеков, общесудовых систем, рангоута и такелажа, рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств, спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб, трапов, штормтрапов и кранцевой защиты. О замеченных неисправностях и принятых к их устранению мерах в случаях, не терпящих отлагательств, он должен информировать старшего механика и докладывать капитану.
141. Старший помощник капитана обязан обеспечить:
(01) надлежащую организацию труда и отдыха членов экипажа в подчиненных ему службах, а также обеспечить учет их рабочего времени и использования ими дней отдыха;
(02) знание и соблюдение правил и инструкций по технике безопасности и пожаробезопасности, а также санитарных правил подчиненными ему лицами;
(03) выполнение требований наставления по борьбе за живучесть судна, организацию и контроль за подготовкой аварийных партий, непосредственное руководство действиями экипажа по борьбе за живучесть;
(04) составление расписаний по тревогам на весь экипаж, а при стоянках в портах - на сокращенный состав;
(05) постоянную готовность коллективных спасательных средств к немедленному использованию, укомплектованность их снабжением и провизией согласно существующим нормам;
(06) наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов;
(07) контроль за укомплектованностью аварийно-спасательным имуществом по корпусной части;
(08) подготовку ведомостей дефектов по своему заведованию;
(09) учет наличия воды в балластных танках и цистернах;
(10) размещение членов экипажа и лиц, временно прибывших на судно, по жилым помещениям;
(11) при отсутствии на судне врача - прохождение членами экипажа в установленные сроки медицинских осмотров и прививок, оказание в необходимых случаях медицинской помощи, надлежащее содержание судовой аптечки, а также прохождение судном дератизации и дезинсекции;
(12) ведение книги судовых приказов, подготовку и объявление приказов экипажу и контроль за их выполнением;
(13) при отсутствии в штате помощника капитана по пассажирской части - безопасную посадку и высадку пассажиров;
(14) планирование проведения технической учебы;
(15) хранение судовой печати.
142. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по хозяйственной части, старший помощник капитана обеспечивает своевременное снабжение судна продуктами столового довольствия и питьевой водой, их правильное хранение, расходование и учет; совместно с судовым врачом утверждает меню питания экипажа.
143. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по пассажирской части, старший помощник капитана обеспечивает надлежащую организацию размещения и обслуживания пассажиров.
144. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по пожарной части, старший помощник капитана выполняет его обязанности согласно настоящему Уставу.
145. Перед началом грузовых операций и во время их старший помощник капитана обязан:
(01) обеспечить подготовку грузовых устройств к работе, палуб, трюмов и других грузовых помещений - к приему груза; проверить их готовность совместно со вторым помощником капитана, вторым механиком, электромехаником (электриком) и помощником капитана по пожарной части; результаты проверки зафиксировать в судовом журнале;
(02) лично руководить подготовкой судна к перевозке опасных и навалочных грузов и обеспечить выполнение правил их перевозки;
(03) лично руководить погрузкой, креплением и выгрузкой тяжеловесных и длинномерных грузов, размещением и креплением палубного груза. На специализированных судах (типа "ро-ро", контейнеровозах, лихтеровозах), где по условиям специфики погрузки на старшего помощника капитана может быть возложено руководство погрузочно-разгрузочными работами, часть его обязанностей должна быть перераспределена между ним и вторым помощником приказом капитана.
146. Перед выходом судна в рейс старший помощник капитана обязан:
(01) обеспечить подготовку судна к плаванию, приняв меры к надежному креплению судовых палубных устройств, грузов, оборудования и другого имущества и предметов, размещенных на палубах;
(02) произвести обход судна и убедиться в надежности закрытий трюмов, иллюминаторов, дверей, тамбучин, хозяйственных помещений, люков, капов и других отверстий на палубе и в бортах, проверить готовность рулевого, швартовного и якорного устройства, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями.
После проверки готовности судна к выходу в море, получения докладов от лиц командного состава о готовности судна по их заведованиям, проверки наличия на борту всего экипажа, а также удаления с судна всех посторонних лиц старший помощник капитана за 15 минут до назначенного времени отхода совместно со старшим механиком докладывает капитану о готовности судна к выходу в море.
147. Во время плавания старший помощник капитана обязан контролировать и обеспечивать надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса и принимать надлежащие меры к ее обеспечению; руководить подготовкой судна к штормовому плаванию и борьбе с обледенением.
148. При оставлении судна экипажем старший помощник капитана организует проверку помещений судна с тем, чтобы удостовериться, что на судне не остались люди.
149. Старший помощник капитана несет ходовую вахту с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. На судах, где более трех судоводителей - помощников капитана, старший помощник капитана стояночных вахт не несет и несет только одну ходовую вахту в сутки с 4 до 8 часов. В этом случае он осуществляет контроль за несением ходовой вахты четвертым помощником капитана с 16 до 20 часов. В сложных условиях плавания старший помощник капитана несет обе ходовые вахты.
150. При входе в порт и выходе из него и осуществлении швартовных операций старший помощник капитана должен находиться на ходовом мостике или в ином месте по указанию капитана.
151. При отсутствии капитана на борту судна старший помощник капитана производит перешвартовку судна совместно с лоцманом или самостоятельно.
В случае невозможности исполнения капитаном своих обязанностей при нахождении судна в рейсе первый штурман в соответствии со статьей 53 настоящего Устава принимает командование судном на период (не более 10 сут.) перехода до пункта, определяемого судовладельцем (при этом продолжительность вахт не должна превышать времени, установленного Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота), а при плавании в море - до первого советского порта захода.
102. Первый штурман руководит работой штурманов и является начальником членов экипажа, выполняющих работы по палубной части и бытовому обслуживанию.
103. Распоряжения первого штурмана, касающиеся выполнения предусмотренных настоящим Уставом общих обязанностей экипажа, в частности по организации общесудовой службы, распорядку дня, поддержанию дисциплины на судне, а также по авральным работам, судовым тревогам, содержанию судна в должном санитарном состоянии, соблюдению формы одежды и ее опрятности, выполнению приказов и указаний капитана, обязательны для всех членов экипажа.
104. В ведении первого штурмана находятся:
Корпус, палубы, надстройки, рангоут, такелаж, люковые закрытия, водяные танки и горловины, мерительные и воздушные трубы; жилые, бытовые и палубные служебные помещения, трапы; грузовое (не относится к танкерам), якорное, швартовное, буксирное, спасательное устройства; водяная противопожарная магистраль, бытовая техника;
Аварийное, спасательное, противопожарное, шкиперское и хозяйственно-бытовое снабжение (инвентарь и материалы) палубной части.
105. Первый штурман является материально ответственным лицом за аварийный, спасательный, противопожарный и другой инвентарь, имущество и материалы палубной и хозяйственно-бытовой частей и организует работу по их поддержанию в исправности и чистоте; ведет инвентарные книги палубной части.
106. Первый штурман обязан обеспечивать:
Техническую эксплуатацию и содержание своего заведования в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-изготовителей и другими нормативно-техническими документами, издаваемыми Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;
Соблюдение трудовой дисциплины подчиненными ему членами экипажа;
Планирование, организацию и проведение судовых работ по палубной части;
Проведение на судне не реже одного раза в месяц большой приборки;
Хранение регистровой и другой технической документации по своему заведованию; своевременное составление ремонтных ведомостей по палубной части;
Своевременное получение, правильное хранение, расходование и учет продуктов питания, питьевой и мытьевой воды; утверждение меню питания экипажа;
Наблюдение за уровнем воды в льялах и сточных колодцах и учет количества воды в балластных танках (цистернах);
Ведение делопроизводства и отчетности по своему заведованию;
Проведение инструктажа по безопасности труда членов экипажа, занятых выполнением палубных работ;
Контроль за соблюдением членами экипажа правил безопасности труда и пожарной безопасности палубной части, а также санитарных правил;
Безопасность посадки людей на судно и высадки их с судна;
Своевременную и всестороннюю подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна, противопожарной защите, спасению людей;
Постоянную готовность спасательных средств к немедленному использованию, постоянный свободный доступ к ним, укомплектованность их надлежащим снабжением;
Соблюдение мер пожарной безопасности на палубах и в помещениях, находящихся в его заведовании, а также при выполнении работ по палубной части;
Порядок в кают-компании, столовой, камбузе и жилых помещениях;
Размещение членов экипажа и временно пребывающих на судне лиц по жилым помещениям;
При отсутствии на судне врача (фельдшера) прохождение членами экипажа в установленные сроки медицинских осмотров и прививок; оказание в необходимых случаях первой доврачебной помощи; надлежащее содержание судовой аптечки, а также прохождение судном дератизации и дезинсекции;
Сдачу сухого мусора и пищевых отходов;
Хранение дубликатов ключей от всех судовых помещений;
Проведение контроля пассажирских билетов самостоятельно или с участием лиц, уполномоченных на это Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;
Планирование и организацию технической учебы по палубной части.
107. Перед началом грузовых операций и во время их выполнения первый штурман обязан:
Руководить подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивать проведение всех мероприятий по соблюдению правил их перевозки;
Лично руководить погрузкой, креплением и выгрузкой тяжеловесных и длинномерных грузов, размещением и креплением палубного груза.
108. Перед выходом судна в рейс первый штурман обязан:
Проверить готовность своего заведования, получить доклады врача (фельдшера) и штурманов и убедиться в готовности их заведований;
Произвести обход судна, проверить опробованием готовность рулевого и якорного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями, а перед выходом в море, озеро и водохранилище убедиться в надежности закрытия трюмов, иллюминаторов, люков и других отверстий на палубе и в бортах;
Проверить надежность крепления судовых палубных устройств, грузов и другого имущества и предметов, размещенных на палубах;
Удалить с судна посторонних лиц и в назначенное время доложить капитану о готовности к рейсу.
109. В период плавания первый штурман обязан:
Контролировать и обеспечивать надлежащее крепление палубных устройств и грузов;
Организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса;
Руководить работами по подготовке судна к штормовому плаванию и борьбе с обледенением.
110. При оставлении судна экипажем первый штурман обязан обеспечить проверку помещений судна и удостовериться в том, что на судне не осталось людей.