19 мая 1922 года состоялся очередной съезд комсомола, участники которого решили в ближайшее время сформировать пионерские организации. Суть создания пионерии заключалась в прививании детям понятий коллективизма, дружбы, безвозмездной помощи, жизни в социалистическом обществе.
К юбилею пионерской организации в читальном зале библиотеки №27 оформлена выставка-инсталляция «Советское детство», на которой можно увидеть значки октябрёнка, пионера и комсомольца, барабан, горн, флажки, школьную форму, фотографии из архивов сотрудников библиотек, «Пионерскую правду» 1989 года, дневники, учебники, тетради, перьевые ручки, мелки, краски 80-ых годов прошлого века.
12 мая 2017 года в библиотеке №27 была проведена литературно – музыкальная композиция «Пионерский костёр». Ведущие - заведующая библиотекой №27 Котова Л.А. и заведующая библиотекой №38 Бирюкова Е.Н. с учащимися 6 «Б» класса МБОУ СОШ №72 им.Ю.В.Лукьянчикова весело, активно и задорно зажгли «Пионерский костёр». Дети с интересом слушали рассказ об истории пионерской организации, о пионерах – героях, о том, какие поручения выполняли пионеры, как дружили, чем занимались в свободное время, в какие игры играли; подпевали, когда звучали песни «Взвейтесь кострами», «Юный барабанщик», «Песня горна», «Песня о пионерской дружбе». Ребята узнали, как принимали в пионеры: торжественно прочли клятву и законы пионеров СССР, научились правильно и быстро завязывать галстук, отдавать салют. Также с удовольствием и азартом приняли участие в конкурсах «Задорная речовка», «Повяжи галстук». У какой-то команды получилось слаженно и бодро, а кто-то просто покорил своим задором и хорошим настроением. В заключение, все присутствующие оформили пионерский костёр из бумажных стикеров в честь юбилея замечательной детской пионерской организации.
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом!
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что бредёте войной наугад.
До свидания, девочки! Девочки!
Постарайтесь вернуться назад! (Б. Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»).
Звучит 1 куплет песни «Огонёк» (автор слов М. Исаковский, композитор неизвестен).
1-ый чтец (мальчик).
…И Кама, и Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
Прощались невесты - косички девчоночьи мяли,
Впервые по-женски любимых своих целовали.
Гремели колеса, литые колеса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу…
И рвали те песни комбата отцовскую
Душу… (М. Гриезане. «Обелиски»).
Звучит (фоном) песня «Катюша» (автор слов М. Исаковский, композитор М. Блантер).
2-ой ведущий.
1941 год. Один из гитлеровских генералов так докладывал в ставку Гитлера о прорыве Брестского укрепрайона: «Русские, однако, оказались настолько хорошими солдатами, что не растерялись от неожиданного нападения. На отдельных позициях доходило до ожесточенных боев».
Звучит громко песня «Катюша» до конца 1-го куплета.
2-ой чтец (девочка).
Вокзал был тихим,
Маленьким и грустным.
Жевали с хрустом лошади овес.
Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,
И задрожали рельсы от колес.
И к полустанку выплыли теплушки.
Березы у перрона встали в строй.
И запоздало охнула частушка,
Наполненная болью и тоской:
Милый едет воевать,
Надел рубашку белую.
Я все время буду ждать,
Изменушки не сделаю.
И лопнуло мгновенно напряженье,
Хлестнуло в сердце жарким и тугим,
- Женя!
А как же мы… Себя побереги! -
А он пошел, уже солдат России,
К теплушкам, к погрустневшим землякам,
И сыновья с ним рядышком босые
По-взрослому шагали по бокам.
А женщина осталась небольшая, -
С нее печаль бы русскую писать!
Она в карманах суетливо шарит
И все платка не может отыскать.
И в толкотне ей удалось всмотреться -
Целует муж заплаканных ребят…
И сквозь поселок, словно через сердце,
Ушел состав в пылающий закат. (В. Соловьев. «Полустанок»).
Звучит припев песни «Эх, дороги» (автор слов Л. Ошанин, композитор А. Новиков).
1-ый ведущий.
Из письма Михаила Евдокимовича Ревы, жене. Письмо с фронта. «…Прошу тебя, Анна, не плакать. На мою долю выпало большое счастье - защищать город Ленина. Большего счастья не надо, только бы мы увиделись с тобой. Если надо будет отдать жизнь во имя поставленной командованием задачи, я отдам ее с гордостью. К вам в Донбасс движется банда Гитлера. Если ты не сможешь эвакуироваться, то поезжай к моим родным и делай хотя бы что-нибудь на пользу нашей армии. Береги нашего сына. Целую тебя и сына. Михаил».
3-ий чтец (мальчик).
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
4-ый чтец (мальчик).
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт.
Жди, когда уж надоест тем,
Кто вместе ждёт.
5-ый чтец (мальчик).
Жди меня, и я вернусь.
Не желай добра тем,
Кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин души.
Жди, и с ними за одно выпить не спеши.
6-ой чтец (мальчик).
Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть скажет: «Повезло!»
Не понять не ждавшим им, как среди огня
Ожиданием своим ты спасла меня.
Как я выжил будем знать только мы с тобой.
Просто ты умела ждать как никто другой. (К. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»).
Звучит 1-ый куплет песни «В землянке» (автор слов А. Сурков, композитор К Листов).
2-ой ведущий.
Ленинград. Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Блокада. Только в декабре от голода умерло 53 тыс. человек. В январе –феврале еще больше. Несмотря на это, осажденный город, погруженный во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбежкам и артобстрелам, жил, работал, боролся. Вместе со взрослыми к станкам встали подростки. За этот период было изготовлено: 95 тыс.корпусов снарядов и мин.; 380 тыс. гранат; 435 тыс. взрывателей.
Люди были сплоченными, и эта сплоченность помогала жить. Из сводок того времени, публикуемых в газетах Осенью 1942 г. Сталинградскому, Донскому, Юго-Западному фронтам было отправлено: валенок - 41 тыс. пар; полушубков - 19 тыс.; стеганых фуфаек и шаровар - 112 тыс.; рукавиц и шерстяных носков - 52 тыс. пар; шапок-ушанок - 42 тыс.
1-ый ведущий.
Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести - даты. И за каждой - смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: «28 декабря 1941 года. Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта — Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая-дядя Леша. мама - 15 мая». А дальше - без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
1-ый чтец.
Победа! Как она досталась?
Каким путем вы к ней пришли?
И раны были, и усталость,
И шрамы на груди земли.
Броня во вмятинах глубоких,
И дали пройденных дорог,
И ордена на гимнастерках,
Где пот нещадно ткань прожег.
Могилы братские, в которых
Друзья погибшие лежат. (И. Дашков. «Победа»).
2-ой чтец.
Давно закончилась война,
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты, -
За Брест, Москву, за Сталинград
И за блокаду Ленинграда,
За Керчь, Одессу и Белград,
За все осколки от снарядов.
3-ий чтец.
А по ночам вам до сих пор
Бои под Бугом где-то снятся,
И «мессеры» строчат в упор,
И из ложбинки не подняться.
Зовет в атаку лейтенант,
Но тут же падает, сраженный…
А дома долго будут ждать,
Но лишь дождутся похоронной.
4-ый чтец.
В один и тот же день и час
На встречу вы к друзьям спешите,
Но с каждым годом меньше вас,
И нас за это вы простите,
Что не сумели вас сберечь,
Не залечили ваши раны.
И вот на место этих встреч
Приходят внуки ветеранов.
5-ый чтец.
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну -
В тылу иль на полях сражений, -
Принес победную весну, -
Поклон и память поколений. (С. Кочурова).
Звучит 1-ый куплет и припев песни «Одна победа» (автор слов и композитор Б. Окуджава).
6-ой чтец.
Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили! (Р. Рождественский «Реквием»)
КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Литературно-музыкальная
композиция для детей 12-17 лет.
Подготовила: музыкальный руководитель
Носова Любовь Михайловна
Таловая, 2015г.
Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет.
1. Воспитательная - воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны
2.Образовательная - знакомство учащихся с историческим прошлым через творчество композиторов К.Я. Листова, А.В. Александрова, И.О. Дунаевского, Н. Богословского, Соловьева-Седого и других.
3. Развивающая – развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений, ассознативных связей музыки с литературой, историей, изобразительного искусства, географией.
Оборудование:
Ноутбук, мультимедийный проектор, акустическая система, микрофоны, фонограммы песен: «Священная война», «Катюша», «Тёмная ночь», «Синий платочек», «На безымянной высоте», и др.; презентация «Песни военных годин ».
Ход литературно-музыкальной композиции.
Сл.1. Учитель :
Литературно-музыкальная композиция посвящается 70-летию Великой Победы.
Сл. 2. (видео) Песня на слова Расула Гамзатова, музыка Яна Френкеля
«Песни военных годин»
Сл.3. Война и песня, что может быть общего?
Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. О песнях ставших памятниками военных лет мы поведем наш рассказ.
Сл.4. Ведущий 1.
Год и месяц борьбы всенародной
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
Сл. 5. Ведущий 2.
От песен сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой.
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
И слова тех честных песен звали
За Отчизну биться до конца,
И от песен слезы застывали
Каплями смертельного свинца.
Сл. 6,7. Чтец 1.
“Священная война” – это песня-воин, песня-полководец”. Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах "Красная звезда" и "Известия" было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.
Сл. 8.(видео) Песня «Священная Война»
Сл.9. Ведущий 2.
Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора К.Листова на слова поэтаА.Суркова
“Бьется в тесной печурке огонь”.
Чтец 2.
Одна из самых лирических песен военных лет, "В землянке". Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня "В землянке" была опубликована в "Комсомольской правде". К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал. Исполнителями «Землянки» в годы войны были замечательные советские мастера песни Леонид Утесов и Лидия Русланова. И в наши дни песня эта остается одной из самых популярных песен времён войны.
Сл. 10. Исполняется песня «В землянке»
Сл. 11. Ведущий 1.
Война… Жестокая война,
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.
Сл.12. Учитель
Эти знакомые всем слова из знаменитой песни:
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
высечены на гранитном постаменте памятника героическим защитникам Москвы на 23 километре Ленинградского шоссе - том самом рубеже, где суровой осенью 1941 года был остановлен враг.
Сл. 13. Чтец 3.
В журнале «Новый мир” № 9-10 за 1941 год было опубликовано стихотворение, мало кому известного тогда молодого поэта-фронтовика Марка Лисянского «Моя Москва»:
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но всегда я привык гордиться
И везде повторял слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Сл. 14.Весной 1942 года композитор
И. О. Дунаевский
прочитал это стихотворение в вагоне агитпоезда. Тут же, прямо на полях журнальной страницы, он записал мелодию, навеянную подсказанной первой строфой «Моей Москвы».
В ней и в самом деле было почти все, что необходимо для песни, - хорошее, броское начало, запоминающийся припев:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!..
Эта песня появилась почти случайно. Автор ее не москвич, он жил в Ярославле, откуда ушел на фронт. Когда грузовик, в котором ехал младший лейтенант Марк Лисянский, остановился на площади Пушкина возле редакции журнала “Новый мир”, Лисянский успел передать секретарю, редакции свое стихотворение, которое было опубликовано в декабрьском номере журнала. Находясь на Калининском фронте, молодой поэт услышал по радио песню, созданную на его стихи.
Учитель
Минули годы, выросло поколение, не знающее войны, но и для них песня о Москве является памятником мужества, верности и долгу столице. Песня стала памятником не только в переносном, но и в буквальном смысле.
Сл.15. Исполняется песня о Москве “Дорогая моя столица”.
Сл.16. Ведущий 2.
Лучшие песни, те, что живут долго, становятся народными, появляются в своё время, тогда, когда их содержание и характер отвечают общественной обстановке. Счастливая и необычная судьба у песни «Синий платочек»:
она родилась дважды. А чтобы разобраться, как это случилось, давайте перенесемся в довоенный 1939 год, в дни, когда впервые прозвучала ее незатейливая мелодия. Сл.17. Чтец 4
.
Именно тогда, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадногоколлектива «Голубой джаз»
.
Весной 1940 года «Голубой джаз» гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывалпоэт и драматург Я.М.Галицкий.
Сл.18. Среди многочисленных мелодических импровизаций композитораи пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского,
прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он набросал слова на понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» спел его солист Станислав Ляндау.
Сл. 19. Песню включили в свой репертуар многие известные певицы и певцы: Л.Русланова, И. Юрьева, В. Козин.
Вспоминая о военном времени, поэт А. Сурков писал:
«
Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек
».
Так и было. Более того - в солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только прежний довоенный вариант «Синего платочка». Повсеместно бытовали самые различные его переделки: лирические, шуточные, сатирические. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь: Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война
Война началась на рассвете,
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети,
Когда стали Киев бомбить. Сл.20.
Но все-таки самую широкую известность и распространение в годы войны получил, вне всякого сомнения, тот фронтовой вариант «Синего платочка», исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко.
Время написания стихов этого фронтового варианта “Синего платочка” - 9 апреля 1942 года.. Клавдия Ивановна обратилась к авторам с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова: Строчит пулемётчик за синий платочек….. Сл.21. Клип (видео) «Синий платочек».
Сл22.
Ведущий 1.
Песня о девушке Катюше
оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась еще ближе, еще нужнее. В одном из вариантов сюжет был таким: Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье. Сл.23. Чтец 5.
Композитором Матвеем Блантером и поэтом Михаилом Исаковским написано много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжёлую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала для дружбы, как эта простодушная улыбчивая “Катюша”. Сл.24.
Иногда с образом героини песни связывали конкретную личность. Это старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная орденом Красной Звезды, уничтожившая немало фашистских автоматчиков.
Это Катя Иванова – редкой отваги, гордая и в то же время скромная, очень красивая девушка из кубанской станицы Медведовской. На фронт Катя, вчерашняя школьница, пошла добровольно и сразу же попала под Сталинград. Была санитаркой, пулеметчицей, в составе роты связи авиаполка прошла путь от Волги до Балкан. Имеет боевые награды. Пели мирную ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой 1941 года. Именно тогда появились на вооружении нашей армии реактивные миномёты. «Огненная смерть» - называли их фашисты. А наши солдаты называли их ласково “катюшами”. Сл.25. Памятником "Катюше" – оружию и песне – возвышается сегодня на пьедестале под орловским селом Орево монумент прославленного орудия. Кстати, такой же памятник "Катюше" стоит и у проходной Уральского компрессорного завода, выпускавшего в годы войны прославленные минометы.
Сл.26. Клип (видео) «Катюша», зал подпевает
Сл.27. Чтец 6.
История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.
Сл.28. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля.
Сл.29. Клип песни. «Темная ночь»
Сл.30. Ведущий 2.
На фронте среди солдат были очень популярны веселые, шуточные песни. В самые трудные минуты они помогали переносить тяготы войны. И недаром поэт Твардовский – устами своего героя Василия Теркина сказал:
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой,
На войне одной минутки,
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Сл.31. Очень популярна была и остается сейчас веселая песня на слова А.Фатьянова и композитора В.Соловьева-Седого“На солнечной поляночке”.(Звучит песня, просмотр слайдов).
Сл.32. Клип (видео) “На солнечной поляночке”
Сл.33. Учитель.
Вячеслав Иванович исполнит сейчас песню на той самой гармошке-тальяночке, которая была так популярна в минуты отдыха на войне.
Сл.34,35. Исполнение песен.
Сл.36. Чтец 7.
«Огонёк» Биография этой песни началась 10 апреля 1943 года, когда в “Правде” было опубликовано стихотворение Михаила Исаковского “Огонек” с подзаголовком “Песня”. Но при этом не было нот или какой-либо ссылки на то, что к стихотворению написана музыка. По всей вероятности, поэт заведомо рассчитывал на то, что песней эти его стихи обязательно станут. Такое уже бывало.
И действительно, многие композиторы сочинили музыку на этот текст.
Сл.37. Но случилось так, что на фронте, да и в тылу, «Огонек» получил распространение на музыку неизвестного автора. Кто же он? Когда кончилась война, пришлось создать авторитетную комиссию опытных специалистов, чтобы внести ясность в этот вопрос. Выяснилось, что тот «Огонек», который вошел в наш быт как одна из самых популярных военных песен, как песня, ставшая народной, поют на слегка измененный мотив довоенного польского танго.
Сл.38. (клип) Исполняется песня «Огонёк"
Сл.39. Чтец 8 .
История создания песни «Эх, дороги»
Эта песня родилась в самом конце войны. Один из ансамблей попросил поэта Льва Ошанина и композитора Анатолия Новикова сложить что-нибудь для новой программы.
Задумались поэт и композитор: все, что можно написать о войне, вроде бы уже написано... Разве что попробовать рассказать о солдатах, которые идут на фронт? И они загорелись этой темой: ожидание боя, его ощущение, готовность к нему...
Композитор сидел за роялем и искал музыкальное выражение чувств, картин войны, пробовал какие-то мелодические отрывки и гармонии. И в энном по счету варианте вдруг запелось.
Сл.40. И хоть строка в этой песне действительно короткая и слов в ней умещается мало, но зато каждое слово весит много. Очень много.
Дороги, пыль, холода... Все это объемно, все включает в себя множество понятий, потому что...
Сл.41. Снег ли ветер
Вспомним, друзья,
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.
Ведущий 1.
Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу.
Сл.42. Клип. Песня «Эх, дороги»
Чтец 9.
Сл.43. Песня «Казаки в Берлине» написана в День победы.
Цезарь Солодарь в качестве военного корреспондена присутствовал при подписании капитуляции 8 мая под Берлином.
Сл.44. 9 мая рано утром в Берлине он увидел сцену - едут казаки, стоит регулировщица, улыбка... В тот же день Солодарь в военно-транспортном самолете по пути в Москву написал этот текст и, прилетев, отдал Дмитрию и Даниилу Покрассам. был полдень. Вечером композиторы позвонили ему и сказали, что музыка готова, и он может приехать посмотреть. Солодарь приехал - песня была готова
Сл.45. Эта песня родилась в незабываемый День Победы. Она как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала “Священная война”, звавшая на смертный бой с фашизмом, и закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии.
Сл.46. Песня «Казаки в Берлине»
Сл.47. Учитель:
Ведущий. 1. Слова: Р. Гамзатов
Немало есть песен на свете,
Что звёздного света полны,
Но памятней нету, чем эти,
Рождённые в годы войны.
Всегда вы легки на помине,
И вас не забыл ни один,
Пронзаете сердце поныне
Вы, песни военных годин.
Сл.48. Песня, которую вы сейчас услышите, написана в 1969 году, спустя 24года после дня Победы. Это песня-реквием о тех, кто прошёл через суровые военные годы и о тех, кто не вернулся с полей сражений.
Сл.49. Клип «Журавли»
Учитель
Сл.50. В сердцах людей жива память о Великой Отечественной войне, потому что до сих пор не иссякла боль потерь, не забыты те, кто отдал жизнь за Великую Победу. И из поколения в поколение будет передаваться чувство гордости за наш народ, одержавший Великую Победу. И не зря главным праздником в России считается День Победы.
Сл.51,52. Песня «Главный праздни к»
Учитель
Сл.53.От вашего имени благодарю Вячеслава Ивановича за участие в нашем мероприятии. (вручение подарка).
Спасибо всем за участие и за внимание.