Если о методах создания мультфильмов известно достаточно много, далеко не все отчетливо представляют, чем занимается мультипликатор. Смысл профессии предельно прост – вдохнуть жизнь в нарисованных персонажей. Специалист выполняет эскизы различных сцен, прорисовывает мимику и движение героев, использует приемы для придания максимальной реалистичности мультфильма.
Обычно над созданием картины работает несколько аниматоров, каждый из которых занимается своей частью работы. Профессия мультипликатор – творческая. От просмотра зрители ждут ярких эмоций, новых героев со своими особенностями и харизмой. Иными словами, на вершине успеха остаются неповторимые креативные идеи, оригинальные персонажи и сюжеты.
Плюсы и минусы профессии мультипликатор
Преимущества:
- спокойная рабочая обстановка;
- возможность реализовать свой талант;
- работа в крупных проектах хорошо оплачивается.
Недостатки:
- сидячая работа. Практически все время проходит за компьютером;
- ограниченность деятельности. В отличии от популярных профессий, таких как , или , спрос на аниматоров не такой высокий.
Профессия мультипликатор в современном мире
Сегодня у мультипликатора есть отличные помощники – компьютерные программы, которые значительно упрощают работу. Большинство мультфильмов делают в 3D, технология позволяет добиться объемного изображения. Так же аниматоры стали востребованы в студиях по созданию компьютерных игр.
В современных картинах огромное множество деталей, персонажей, цветов и красок. Распределение участков работы между несколькими специалистами позволяет сэкономить время и повысить ответственность сотрудников, особенно, если речь идет о мультфильмах с продолжительностью от 60 минут.
В крупных проектах аниматоры делятся на группы. Одна может заниматься основной частью картины, вторая – прорисовкой деталей, третья – созданием трехмерной графики и т.п. Мультипликатор персонажей занимается созданием движений и диалогов персонажей, мультипликатор спецэффектов – прорисовкой природных явлений (дождя, снега), движения облаков, ветра. Отдельные специалисты занимаются созданием заднего плана – городских улиц, природных пейзажей и другого фона, который соответствует сюжету.
Подробности
Обновлено: 12.07.2019 08:49
Опубликовано: 08.05.2017 19:47
Художник-мультипликатор – это главный человек в создании мультфильма.
Он, в отличие от аниматора, не просто оживляет персонажи, а создает их, наделяет характером и индивидуальностью, рисует каждое их движение и каждую гримасу. Если мультфильм короткий, то художник работает над ним сам, над более масштабными проектами трудится целая команда специалистов.
История профессии:
Как ни странно, но первые художники-мультипликаторы появились намного раньше кинематографа. Еще в первобытные времена люди пытались зарисовать события и людей в движении. В первой половине 19 века появились примитивные мультфильмы.
После появления кино мультипликация утратила былую популярность, но в начале 20 века о ней вспомнили вновь. Немаловажное значение в развитии и распространении мультипликационных фильмов сыграл известный всем Уолт Дисней. Сейчас мультфильмы любят и дети, и взрослые, они пользуются такой же популярностью, как и фильмы.
Особенности профессии:
В профессии мультипликатора есть много преимуществ: возможность творческой реализации, престижность, хорошая зарплата, востребованность, комфортные условия труда, в некоторых случаях можно работать удаленно. Но работа художником имеет и свои минусы. Во-первых, приходится все рабочее время сидеть за компьютером, что может привести к проблемам с позвоночником и зрением. Во-вторых, иногда нужно выполнять однообразные задания.
Объединяет несколько специализаций: художник по персонажам, художник-постановщик, фоновщик, контуровщик, фазовщик, заливщик, прорисовщик, мультипликатор спецэффектов.
Существует три типа мультфильмов: кукольный, рисованный, 3Д.
Мультипликаторы могут работать не только там, где рисуют мультики, то и в рекламных агентствах, студиях веб-дизайна, компаниях, создающих компьютерные игры.
Обязанности:
Создание мультфильма включает в себя несколько этапов. Сначала продумываются идея и персонажи, создаются эскизы. Затем, если проект масштабный, то подбираются художники, между которыми распределяется работа.
Художники сначала рисуют фона и персонажей, а потом их тщательно прорисовывают и заливают цветом. Следующий этап - проработка мимики, жестов, движений. После этого наступает очередь колорирования и раскадровки. Готовые изображения анимируют. Заключительная часть - создание чистовых компоновок.
Важные качества:
Профессия художник-мультипликатор требует хорошего вкуса, чувства стиля, понимания принципов движения и динамики, умения увидеть и передать суть характера, пространственного мышления и воображения, наблюдательности, глазомера, чувства экранного времени (кинематики).
Часто для того, чтобы правильно изобразить эмоции и жесты, художнику приходится срисовывать их с себя, поэтому в профессии важны актерские способности.
Для качественного выполнения работы понадобятся работоспособность, ответственность, целеустремленность, аккуратность, терпение. Не лишними будут оптимизм и умение работать в команде.
Навыки и знания:
Чтобы создавать хорошие мультфильмы, мало уметь рисовать. Художник-мультипликатор – это тот, кто знает теорию мультипликации и законы творчества, разбирается в искусстве и психологии, освоил актерскую технику и знаком с особенностями разных видов искусства.
Далеко не каждый талантливый художник может создавать мультфильмы. Чтобы стать мультипликатором необходимо овладеть особым стилем рисования.
Смысл профессии мультипликатора очень прост: создать из картинок настоящую сказку, оживить рисованных героев, предоставив им возможность двигаться и говорить. Новый мультфильм художник начинает с эскизов будущих сцен, создает образы героев, их мимику и детали одежды, использует различные приемы для создания реалистичной атмосферы при просмотре.
Кто такой мультипликатор?
Мультипликаторами (аниматорами) называют художников, которые заняты созданием мультипликации, т.е. анимационных фильмов для детей и взрослых.
Художник придумывает сюжет, персонажей, создает мимику и жестикуляцию героям, рисует эскизы. После создания эскизов и образов главных героев специалист выполняет раскадровку и расцветку будущего мультика, создает промежуточную анимацию персонажей.
Весь объем работы над мультфильмом один человек выполнить не в состоянии, поэтому над проектом трудятся целые команды художников, каждая из которых выполняет лишь одну узкоспециализированную часть работы.
Возникновение профессии
Мультипликация возникла задолго до появления фотографии или кино. Исследования ученых доказали, что первые мультипликационные картинки появились еще в доисторические времена, когда древние люди изображали на скалах сцены движения человека, моменты охоты на животных, различные предметы. Наскальная живопись считается основой современной мультипликации, появившейся в том виде, к которому мы привыкли, лишь в начале 20 века. Первобытные художники, создававшие живопись на скалах, как раз и были основателями профессии мультипликатора.
Профессиональные обязанности
Создание крупного мультипликационного проекта невозможно без разделения обязанностей. К примеру, одна группа мультипликаторов создает основную часть истории, вторая – прорисовывает детали, третья – проектирует графические элементы, четвертая – рисует задний план. Мультипликатор спецэффектов рисует погодные явления (дождь, снег, ветер), специалист по персонажам - оживляет движения героев и пр.
Где нужны мультипликаторы?
Специалисты данной профессии трудоустраиваются в студии мультипликационных фильмов, на телевидение, в компании, производящие компьютерные и онлайн-игры, рекламные агентства. Современные мультипликаторы владеют профессиональными программами для создания 3D-анимационных фильмов, что значительно расширяет возможности для поиска работы.
Требования к соискателям
Профессия мультипликатора требует развитых художественных навыков, внимательности, терпения, высокой работоспособности, креативного подхода, развитого воображения и творческого мышления. Работодатель примет на работу ответственного сотрудника, владеющего различными техниками рисования и профессиональными графическими программами.
Особенности получения профессии
Самым престижным учебным заведением в стране для получения профессии мультипликатора считается ВГИК, в котором конкурс на одно место может доходить до 30–40 человек. Однако есть возможность обойтись и без высшего образования – получить профессию можно, окончив лицей кинематографии №133 или прослушав краткосрочные курсы по компьютерной анимации и моделированию.
Сколько зарабатывает мультипликатор?
Начинающему специалисту не стоит рассчитывать на высокую зарплату: по данным портала Jobsora.com, в регионах страны он может рассчитывать на 10–25 тысяч рублей. Однако если специалист займется самообразованием, изучит компьютерные программы и повысит квалификацию, он сможет устроиться в известную киностудию и претендовать на оклад в 60 тысяч рублей и более.
Художник-мультипликатор — это художник, работающий в мире мультипликационного кино. Он создаёт рисунки ключевых моментов движения персонажей и определяет промежуточные фазы на листе экспозиции. Мультипликация (лат. Multiplicatio — умножение) представляет собой создание и многократное умножение большого количества кадров с небольшим смещением элементов в каждом последующем кадре. При скоростной демонстрация этих кадров и получается мультфильм. Художник-мультипликатор — более широкое понятие, чем современный аниматор, который занимается только оживлением персонажей. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Художники-мультипликаторы классифицируются на несколько специализаций в зависимости от технологии анимации и масштаба проекта. При создании небольших мультфильмов один художник может выполнить все технологические задачи. Крупные проекты требуют командной работы, в которой каждый художник специализируется на определённой операции по объектам мультипликации.
Специализации художников-мультипликаторов зависят от применяемой технологии мультипликации:
- рисованный фильм;
- кукольная мультипликация;
- трёхмерная графика.
В рисованных крупномасштабных мультфильмах существует множество специализаций по объектам мультипликации:
- художник-постановщик — самый главный художник мультфильма, разрабатывающий общий стиль фильма в тесном сотрудничестве с режиссером и руководящий всем процессом создания мультфильма;
- художник по персонажам создаёт образы героев мультфильма, работает над их действиями и диалогами;
- художник-фоновщик, или художник-декоратор, или мультипликатор заднего плана создаёт фон, панораму, интерьер и прочий антураж;
- художник-контуровщик осуществляет перенос рисунка с бумаги на плёнку;
- художник-фазовщик создаёт промежуточные фазы действий персонажей между рисунками, учитывая характер их движения;
- художник-прорисовщик создаёт чистовые рисунки с тщательно прорисованными деталями на основе образа, предложенного главным художником;
- мультипликатор спецэффектов воссоздаёт необходимые природные явления (снег, дождь) и различные эффекты, предполагаемые сценарием.
Особенности профессии
Современные компьютерные программы намного упрощают процесс создания мультфильмов:
3ds Max (3d Studio Max)
- Maya;
- Cinema 4D;
- LightWave;
- Softimage XSI;
- Blender;
Но есть такие виды творческих работ, которые не могут выполнить компьютерные программы. На стадии подготовительного этапа художник-мультипликатор:
- создает концепты и эскизы персонажей и декораций;
- подбирает вместе с режиссёром художников разных специализаций;
- организует, распределяет работу между всеми специалистами и осуществляет контроль за работой художников по созданию персонажей и фонов для мультфильма.
- На стадии производственного этапа художник-мультипликатор:
- организует процессы создания персонажей и фонов, прорисовки, заливки;
- занимается проработкой движений, мимики, раскадровкой и колорированием;
- анимирует ключевые и промежуточные фазы;
- принимает участие в создании чистовых компоновок.
Не художник — особая разновидность человека,
а каждый человек — особая разновидность художника.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- интересная творческая работа
- возможность реализации таланта
- высокая оплата труда в крупных проектах
- востребованность профессии
- спокойная обстановка.
Минусы
- некоторые задачи могут показаться монотонными и однообразными;
- работа сидячая.
Место работы
Мультипликационные студии, киностудии, телевидение, рекламные агентства, студии web-дизайна, компании по созданию компьютерных игр.
Важные качества
- пространственное воображение и мышление;
- понимание принципов динамики идвижения;
- глубокая наблюдательность;
- хороший глазомер;
- дар карикатуриста, умение ухватить суть характера;
- художественный вкус;
- чувство стиля;
- актерские способности;
- ответственность;
- позитивное отношение к жизни;
- целеустремленность, одержимость;
- терпение, работоспособность;
- умение находить общий язык стехническим персоналом.
Обучение на художника-мультипликатора (образование)
(Очно, Москва)
Школа-студия «ШАР» - уникальное учебное заведение, получившее признание во всем
мире, одна из старейших и наиболее авторитетных студий в России по производству
авторской анимации. Школа основана более 20 лет назад легендарными
режиссёрами-аниматорами Фёдором Хитруком, Эдуардом Назаровым, Юрием
Норштейном, Андреем Хржановским.
Основными направлениями деятельности Школы-студии являются:
Профессиональная подготовка режиссеров анимационного кино и аниматоров;
- производство анимационных фильмов.
Вузы
B&D - проводит набор на . Программа нацелена на формирование основных профессиональных навыков, знаний и умений художника/дизайнера книжной, игровой и анимационной индустрии, который способен решать концептуальные задачи визуализации. Выпускник профиля сможет работать в качестве художника-аниматора, иллюстратора, motion-дизайнера. Основная задача курса - дать будущему специалисту знания в области иллюстрации и анимации, научить создавать неповторимые образы с присущими чертами авторского стиля и «оживлять» их. 3 минуты пешком от метро Проспект Мира.
Оплата труда
Оплата труда художника-мультипликатора зависит от его квалификации, региона работы, специфики и величины студии.
Ступеньки карьеры и перспективы
Карьера художника-мультипликатора может развиваться в направлении освоения смежных специальностей. В вертикальном направлении роста карьеры художник-мультипликатор может стать руководителем проекта, контролирующим работу всей команды специалистов. Возможен рост до владельца или директора мультипликационной студии.
Номинация «Лучший анимационный полнометражный фильм» в национальной премии киноакадемии США «Оскар» учреждена в 2001 году. Короткометражным мультфильмам премия «Оскар» вручалась с 1932 г. Первый полнометражный мультфильм, получивший «Оскар», - «Шрек».
Мы все в детстве любили смотреть мультфильмы. А вот создавать образы и прорисовывать их – это особая наука, требующая профессионального подхода.
Востребованность
Оплачиваемость
Конкуренция
Входной барьер
Перспективы
Не требуется.
Из письма в редакцию:
«В 2008 году я оканчиваю среднюю школу. Моя мечта — стать мультипликатором (анималистом). Я очень люблю рисовать, но в художественную школу никогда не ходила. В основном я рисую животных. А мой конек — это такие зверюшки, как в мультфильмах. Поэтому мне хочется создавать мультфильмы! Мне не нужно смотреть никаких рисунков: мои персонажи возникают в голове. Раньше я писала сказки и сама к ним делала рисунки.
Моя проблема заключается в том, что я не знаю, где учат этой профессии и какие навыки нужны, чтобы пройти в вуз на данную специальность» (Ольга К., Бугульма).
Душа рисунка
Работа мультипликатора предполагает взрослый профессионализм и детское восприятие мира. Нужно понимать множество технологий — и в то же время чувствовать сказку, замысел, сюжет; уметь соединять скрупулезность работы с неуловимым течением творчества.
На художественный (готовящий мультипликаторов) факультет, как и на режиссерский, часто могут не захотеть брать юного человека: слишком неопытен — и в смысле проникновения в искусство, и вообще в жизни.
Сегодня профессии учат в московском ВГИКе им. С. А. Герасимова на ул. Вильгельма Пика; конкурс велик — и это оправданно. Больше, чем вузы государственного уровня, анимацией не занимается никто.
Но можно научиться рисовать мультики в анимационных колледжах, после которых мэтры часто с удовольствием берут в свои прославленные студии («Шар», «Пилот», «Гора самоцветов» и другие) набираться опыта. Один такой колледж есть на «Курской» в Москве — учатся там ребята два года, конкурс пройти довольно просто, заниматься интересно.
Во время обучения анимации студентам предоставляется возможность самостоятельно работать с новейшим оборудованием в творческих студиях и лабораториях: сегодня, помимо привычной ручной анимации, необходимо владеть и компьютерной. Ребята сами пишут сценарии, делают раскадровку, прорисовывают героев. На один мультфильм длиной примерно в 3 минуты студент тратит полгода! В мультипликации нужно обладать не только творческими талантами и навыками, но и терпением: работа мастера кропотлива.
Частая ошибка — абитуриент думает: «Я обожаю рисовать, например, животных, но не люблю и не умею делать этого точно и живо. Пойду не в художники, а в мультипликаторы ». Неверно: мультипликатор может и должен прекрасно рисовать, даже сегодня, когда он зачастую в плену у технологий, которые «сделают за тебя всё»!
Замечательный режиссер-оскароносец из Ярославля Александр Петров не так давно набирал курсы по специальностям аниматор, аниматор-живописец, компьютерный -ретушёр (он же компоузер). Написал объявление о наборе ребят с готовыми работами и способных выполнить на месте несколько заданий. Всё это объяснил тем, что «не хватает анимации молодых свежих сил». Его коллега, известный мультипликатор из Минска Михаил Тумеля по результатам набора курсов — мультипликаторами пожелали стать в основном девушки — сделал несколько выводов:
- На одного жаждущего заняться анимацией “гнома” (или “принца”, если угодно) приходится 12 “белоснежек”.
- Не идёт в анимацию крепкий рисовальщик. Видно, на самом деле, этот вид искусства — “антихудожественное” явление, с точки зрения станковой живописи и рисунка.
- Будем работать с теми, кого отобрали. Хотя им придется попыхтеть: стартовая база почти у всех абитуриентов слабовата».
Коллега и бывший сокурсник Тумели и Петрова, автор множества незабываемых мультфильмов («Ветер вдоль берега», «Болеро», «Школа» и других) Иван Максимов прекрасно рисует, пишет маслом, в его доме и мастерской всегда полно картин, написанных им самим. Подобно тому, как будущие врачи, прежде чем разойтись по специализациям, годами учат все вместе одно и то же, так и мультипликатор должен уметь всё в области изобразительного искусства.
Другой вопрос, если речь идет о какой-то невероятной специфике письма и рисунка, об особом почерке мультипликатора.
Но и почерк нарабатывается опытом, годами, работой в разных жанрах.
Это особая братия — художники анимационного кино. Цари, волхвы, волшебники, добрые гномы. Анимация — живое кино, одушевленное. И настоящий художник-мультипликатор, мультфильма — всегда человек очень живой. Он рефлексирует — как психолог; как врач — действует по принципу «Не навреди». Чуткость должна присутствовать в нем сразу — а с годами, с миллионами нарисованных, прочувствованных кадров, сюжетов и героев она просто не может не проступать в готовых работах и идеях, как солнечные лучи на замерзшем стекле после зимы.