Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Логистика - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия и на всех стадиях развития производства стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.
Актуальность дисциплины и возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальный запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных собственников (или же в различных подразделениях одного предприятия), единой функцией управления, упорядочить эти процессы, получив тем самым существенный экономический выигрыш. В общем случае под материальным потоком понимают грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций.
Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями.
Также одним из ключевых понятий в логистике является логистическая система. Это экономическая система, которая обладает высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций, которая состоит из нескольких подсистем, взаимосвязанных между собой и внешней средой.
1. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ
1.1 Сущность материальных потоков
Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Рис.1.1. Принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе
Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри отдельного предприятия.
На рис.1.1. приведена принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе. Как следует из этой схемы, выгруженный из транспортного средства товар, может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в приемочную экспедицию. В дальнейшем товар, так или иначе, сосредотачивается в зоне хранения.
Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными:
а) участок хранения - участок погрузки;
б) участок хранения - отправочная экспедиция - участок погрузки;
в) участок хранения - участок комплектования - отправочная экспедиция, участок погрузки;
г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.
По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т.д. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т.п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.
На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществленным на данном участке.
При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас.
Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения др. материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Материальный поток - продукция (грузы, детали, товарно-материальные ценности и др.), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенная к временному интервалу. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны, объем и т.д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.). Например, тонн / год.
Формой существования материального потока могут быть грузооборот склада, грузовой поток и др.
1.2 Виды материальных потоков
Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов.
По отношению к логистической системе (внутренний, внешний, входной, выходной):
· внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение;
· внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы;
· входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год;
· выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.
По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на
· одноассортиментные
· многоассортиментные.
Такое разделение необходимо, ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.
По количественному признаку материальные потоки делят на
· массовые - считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин;
· крупные - несколько вагонов, автомашин;
· мелкие - образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами;
· средние - потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями;
По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.
· Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 m (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.
· Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3. Например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки. - по совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.
По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.
· Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство -- сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.
· Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться.
· Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.
· Наливные грузы - грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.
Более наглядно классификация материальных потоков представлена на рисунке 1.2.
Рис. 1.2. Классификация материальных потоков
2. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
материальный поток логистический
2.1 Понятие логистических операций
Логистической операцией - называется любое элементарное действие (совокупность действий), приводящее к преобразованию параметров материальных и/или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы.
Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками.
Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.
В целом логистические операции определяют как совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока.
2.2 Классификация логистических операций
1. По переходу права собственности на товар
· Односторонние (без перехода)
· Двусторонние (с переходом)
2. По изменению потребительских свойств
· С добавленной стоимостью
· Без добавленной стоимости
3. По природе потока
· С материальным потоком
· С информационным потоком
4. По направленности реализуемых логистических функций
· Внешние (функции снабжения и сбыта)
· Внутренние (в рамках функции производства)
5. Вид реализуемых логистических функций
· Базисные (снабжение, производство и сбыт)
· Ключевые (управление закупками, транспортировка, управление запасами и др.)
· Поддерживающие (складирование, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товаров и др.).
К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком -- это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.
Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.
Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.
Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, т. е. операции, выполняемые в процессе «общения логистической системы с внешним миром», относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды, в первую очередь, сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.
3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
3.1 Понятие логистической системы
Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы - это часть системы, условно не разделяемая на составные части. Одна из возможных классификаций систем приведена в таблице
Таблица 3.1.
Классификация систем
Признак классификации |
В ид систем |
|
Изменение во времени |
Статистическая, динамическая |
|
Сложность |
Простая, сложная, большая |
|
Взаимосвязь с окружающей средой |
Закрытая, открытая |
|
Предвидение развития |
Детерминированная, стохастическая |
|
Реакция на изменение окружающей среды |
Адаптивная, неадаптивная |
Следует различать сложные и большие системы. Сложная система - это система с развернутой структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющих разные по своему типу связи, способная сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов (свойство работоспособности). Большая система - это сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие подсистем, имеющих собственно целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы. Внешние связи с другими системами; наличие в системе элементов самоорганизации.
Существуют следующие четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.
1. Целостность и делимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. На макроуровне, при прохождении материального потока от одного предприятия к другому, в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих подсистем:
Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.
Планирование и управление производством - эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающий предмет труда в продукт труда.
Сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы
Как мы видим элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.
2. Связи. Между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов внешней средой, так как в противном случае система не может существовать.
3. Организация. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организацию. Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организации системы.
4. Интегративные качества. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
Целостная совокупность разнообразных элементов, объединенных в подсистемы, находящиеся в тесной взаимосвязи между собой, представляет логистическую систему.
Логистическая система отличается от других экономических систем рядом характерных признаков: наличием управляемых потоковых процессов, системной целостностью и ее специфичностью, нацеленностью на производство организации управления.
Главными свойствами логистической системы являются оптимальность и адаптивность.
3.2 Виды логистических систем
Логистические системы делят на макро и микрологистические.
Макрологистическая система-- это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.
Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.
В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарноденежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.
На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем.
1) Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.
2) Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник.
3) Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.
Таким образом, можно сказать, что логистическая система - это экономическая система, которая обладает высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций, которая состоит из нескольких подсистем, взаимосвязанных между собой и внешней средой, а также делится на макро и микрологистические системы.
Заключение
Изучив и проанализировав предложенную тему можно дать следующие характеристики.
Материальный поток - это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных операций.
Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов.
Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. То есть, логистические операции - это обособленная совокупность действий направленных на преобразование материального и информационного потока.
Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из элементов - звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками. Иными словами, логистическая система - это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком.
Список использованных источников
1. Лекции по дисциплине «Логистика».
2. Гаджинский А.М. Логистика: Учеб. для высш. и средн. специальн. учебн. заведений.- М.: "Дашков и Ко ", 2007.
3. Логистика: Учеб. / Под ред. проф Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов.- М.: Велби, 2006.
5. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2001.
6. Складское и тарное хозяйство. Г.М. Демичев. М.: 1990 г., с. 61.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Логистический подход к управлению материальными потоками и минимизация закупочных издержек. Понятие материального потока, классификация логистических операций на торговой оптовой базе. Концепция логистики, ее правила, функции, основные требования.
учебное пособие , добавлен 14.06.2009
Основные системы материальных, информационных, финансовых и других потоков. Материальные потоки в логистике, их понятие, общая схема, единицы измерения и виды. Понятие логистического сервиса. Определение оптимального уровня логистического сервиса.
реферат , добавлен 25.11.2010
Анализ понятия материального потока, образующегося в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
реферат , добавлен 07.07.2010
Принципиальная схема логистических систем. Организация рационального материального потока в прерывно-поточном производстве. Экономико-математическая модель и алгоритм решения. Система управления запасами с фиксированным размером заказа заготовок.
курсовая работа , добавлен 07.03.2012
Понятие и структура материального потока, его параметры и измерители. Классификация материальных потоков по номенклатуре, ассортименту. Построение эпюры материального потока как метод анализа, расчёт прямого и обратного направления движения грузов.
презентация , добавлен 30.08.2013
Концепция, принципы и задачи коммерческой логистики. Организация торговой логистики, ее элементы, формы и отличительные черты, виды товарных потоков. Характеристика логистических систем торговой логистики. Понятие и классификация логистических операций.
реферат , добавлен 20.03.2010
Информационная логистика: организация потока данных, сопровождающих материальный поток. Основные виды информационных потоков, причины увеличения их роли в современной логистике. Классификация информационных систем в логистике, принципы их построения.
реферат , добавлен 08.05.2011
Создание логистических информационных систем. Их виды. Принципы построения логистических информационных систем. Информационные потоки в логистике. Дистанционная передача данных. Практические основы построения логистических цепей.
курсовая работа , добавлен 11.04.2005
Значение транспортных средств при осуществлении логистических операций на пути движения материального потока. Затраты на создание любого товара. Задачи и функции, решаемые транспортной логистикой. Внутрипроизводственная и внешняя транспортировка.
презентация , добавлен 01.04.2014
Складирование как комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве. Выбор рациональной системы складирования. Основные складские зоны. Отличия логистических центров от транспортных.
Материальный поток - базовый объект исследования, управления и оптимизации в логистике. Он представляет собой движение товароматериальных ценностей как внутри предприятия, так и за его пределами.
Логистика материальных потоков - способ организации и управления процессом на любой стадии производства продукции с целью обеспечения максимальной прибыли.
Виды логистических материальных потоков
Есть несколько классификаций такого оборота ценных товаров. Первая характеризуется отношением к логистической системе. Она включает в себя три вида потока:
- входной;
- выходной;
- внутренний;
- внешний.
Первый представляет собой поток, который поступил в логистическую систему из внешней среды. Он определяется по такой формуле: сумма величин материальных потоков, разделенная на операции по разгрузке.
Выходной материальный поток, наоборот, поступает во внешнюю среду от предприятия. Чтобы определить его показатель, необходимо сложить количество товаров, отгруженных по точкам реализации и на оптовые склады.
Внутренний поток образуется в результате выполнения определенных операций с отгрузкой внутри производственной организации или логистической системы. Внешний материальный поток имеет отношение к деятельности организации, а также к точкам реализации продукции или дочерним отделениям.
Классификация материального потока по номенклатуре и ассортименту
Эта характеристика важна для предприятий с любым ассортиментом продукции. Материальный поток может быть однопродуктовым и многопродуктовым. Первый тип относят к продукции одного вида, второй - к большому разнообразию товаров.
По ассортименту потоки классифицирует как одноассортиментные и многоассортиментные. Они отличаются между собой количеством поступающей или отгружаемой продукции.
Классификация материальных потоков по физико-химическим свойствам
Навалочные грузы представляют собой грузы минерального или горного происхождения. К ним относят песок, руду, уголь, природные агломераты и многое другое.
Насыпные грузы - продукция, которая транспортируется без тары. Это зерно и крупы, а также другие подобные товары.
Наливные грузы транспортируются в цистернах, наливных судах. Процесс отгрузки и перевозки невозможен без специальных технических средств.
Тарно-штучные грузы - продукция имеет разные физико-химические свойства и параметры. Ее транспортируют в контейнерах, мешках, ящиках, без тары.
Другие классификации материальных потоков
Разнообразие классификаторов движения товароматериальных ценностей помогает правильно вести бухгалтерский учет.
Материальные логистические потоки разделяют по таким критериям:
- По количественному признаку. Массовый - появляется при отгрузке большой партии продукции. Мелкий - отгрузка небольших партий товаров с минимальной загрузкой транспортного средства. Крупный - отгрузка товаров осуществляется несколькими вагонами или машинами. Средний - грузы, которые поступают от транспортировки небольшими автомобилями или одиночными вагонами.
- По удельному весу. Легковесные потоки не дают возможности полностью использовать грузоподъемность транспортного средства. При тяжеловесных в перевозке задействована допустимая грузоподъемность автомобиля.
- По степени совместимости. Учитывается совместимость и несовместимость грузов при транспортировке, обработке и хранении.
Правильная организация материальных потоков основывается на последней классификации. Приведем пример. Необходимо доставить молочную продукцию со склада к торговым точкам. Вместе с ней будут отгружаться кондитерские изделия. Условия и срок хранения у таких продуктов разный. Значит, их нельзя загружать в одно транспортное средство.
материальных потоков
Есть несколько факторов, которые влияют на правильное планирование отгрузок товаров. Материальному потоку любого типа соответствует информационный.
Система управления материальными потоками строится на таких базовых принципах: общелогистических и специфических. Они, в свою очередь, классифицируются следующим образом:
- Системный подход - используют при рассмотрении элементов системы логистики. Целью является оптимизировать материальный поток и получить максимальную прибыль.
- Принцип общих затрат - ведение учета материальных и информационных потоков. Задачей является выявить издержки управления логистической системой.
- Принцип глобальной оптимизации - оптимизация и управление материальными потоками в результате согласования локальных цепей.
- Принцип теории компромиссов для перераспределения затрат - правильная организация между всеми элементами системы.
- Принцип комплексности. Используют с целью создания и оптимизации
- координации и интеграции. Это достижение нормального функционирования между всеми участниками системы логистики на производственном предприятии.
- Принцип всеобщего управления качеством. Он обеспечивает надежность и стабильность работы каждого элемента логистической системы.
- Принцип моделирования используют для создания, анализа, организации логистических процессов в различных цепях системы.
- Принцип устойчивости и адаптивности. Система логистики должна функционировать стабильно. Изучив влияние негативных факторов, можно наладить логистику на любом предприятии.
- Принцип целостности - обеспечение информационного сотрудничества между всеми звеньями системы.
Система материальных потоков базируется на этих десяти принципах. Чтобы обеспечить ее нормальную работу, необходимо использовать другие показатели и характеристики логистической системы.
Управление материальными потоками
Стабильная работа производственного предприятия невозможна без хорошо налаженной логистики. Существует два метода управления материальными потоками: толкающая и текущая системы.
Первый способ предполагает, что изготовление продукции начинается, осуществляется и заканчивается на одних и тех же этапах производственной линии в зависимости от логистической системы. Каждое действие согласовано. Передача товаров происходит по команде от определенного центра управления. Участок имеет определенный план и показатели производства. Все элементы системы функционируют отдельно, но взаимосвязаны между собой.
Текущая система характеризуется тем, что все средства (сырье, материалы, готовая продукция и другое) поступают на участок по мере необходимости. В этой системе нет централизованного управления. Она способствует значительному сокращению производственных запасов, так как движение материальных потоков проходит всего по нескольким элементам логистической системы.
Пример толкающей системы логистических материальных потоков
Так выглядит приблизительная схема движения: производство - упаковка - отгрузка.
Как правило, на производственном предприятии значительных масштабов процесс материального потока включает в себя более 10 элементов:
- цех по заготовке сырья;
- цех по его обработке;
- производственные цеха различного вида;
- контролирующий орган;
- управленческий цех;
- упаковочное звено и так далее.
Все зависит от вида изготавливаемой продукции, а также ее характеристик.
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.
Материальный поток - это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.
Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).
Материальный поток характеризуется определенным набором параметров, таких как:
> номенклатура, ассортимент и количество продукции;
> габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
> весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
> физико-химические характеристики груза;
> характеристики тары (упаковки);
> условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки):
> условия транспортировки и страхования;
> финансовые (стоимостные) характеристики;
> условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и т.д.
С каждым из указанных параметров связан определенный объем информации и со многими параметрами - финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и ограничения. Однако следует учитывать, что во временном и пространственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать с материальными.
Классификация материальных потоков
В схеме классификации можно выделить следующие основные признаки:
1. По отношению к логистической системе различают внутренние потоки, т.е. МП внутри данной ЛС и внешние, т.е. находящиеся внутри данной логистической системы.
2. По отношению к звену логистической системы материальные потоки делятся на входные и выходные.
3. По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для целей статотчетности, учета и планирования.
4. По ассортименту материальные потоки классифицировать на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающийся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.
5. По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, габаритные, весовые и физико-химические характеристики груза, способы затаривания, условия транспортировки и др.
При транспортировке железнодорожным транспортом грузы различаются:
а) в зависимости от весовых и объемных показателей:
Тяжеловесные (масса одного места больше500 кг);
Большой массы (масса от100 до500 кг);
Легковесные (не обеспечивающие использования грузовместимости);
Негабаритные (высота одного места более 3,8 м, ширина - более 2,5 м, длина - больше длины грузовой площадки);
б) по физико-химическим свойствам:
Сыпучие (перевозимые навалом);
Наливные (жидкие и полужидкие), перевозимые в цистернах, бутылях и других специальных емкостях;
Штучные (единицей измерения которых являются штуки);
Тарно-штучные (измеряются количеством тары - мешки, ящики, рулоны и т.п.).
При перевозках грузов автомобильным транспортом груз может подразделяться: по степени использования грузоподъемности автомобилей, формированию сдельных тарифов. С точки зрения выполнения погрузочно-разгрузочных работ при автоперевозках применяют следующую классификацию грузов: тарно-упаковочные и штучные; тяжеловесные; навалочные; лесоматериалы; металлы и металлические изделия; зерновые грузы и овощи; наливные грузы.
По способу затаривания различают грузы в: контейнерах; поддонах (паллетах); ящиках; флягах; бутылях; мешках и т.д.
6. По степени детерминированности различают материальные потоки детерминированные и стохастические. Детерминированным материальным потоком мы будем называть поток с полностью известными (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один из параметров не известен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток называется стохастическим.
7. По признаку непрерывности во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. Большинство материальных потоков являются дискретными во времени.
Материальный поток может быть охарактеризован таким показателем как интенсивность. Под интенсивностью материального потока понимается количество единиц продукции, поступающей на вход ЛС в единицу времени.
Информационный поток и его классификация
Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Управление информационным потоком заключается в согласовании скорости передачи и приема информации, объема информации и величины пропускной способности отдельной структуры или пути следования потока.
Информационный поток измеряется - количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.
Материальным потоком (МП) называют физическое перемещение материальных ресурсов, понимаемое как процесс их движения на пути от изготовителя до потребителя и внутри предприятия - потребителя этих ресурсов.
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья и вплоть до конечного потребления.
Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.
Из материальных ресурсов часто выделяют группу под названием "материалы". Ее делят на две подгруппы:
основные материалы - материалы, из которых в процессе их производственной обработки образуется вещественная основа изготовления продукции;
вспомогательные материалы - материалы, которые в вещественной части готовой продукции отсутствуют, они входят лишь в ее денежную оценку, поскольку расходуются в производстве.
Материалы составляют большую часть ресурсов каждого общества. По ним до недавнего времени проводились все разработки в области снабжения и сбыта, но со второй половины 80-х годов в мировой науке стало широко использоваться понятие "материальный поток", которое вытеснило прежний термин "материальные ресурсы". Но эти два понятия не идентичны и не являются синонимами. Материальные ресурсы не всегда превращаются в материальный поток, становятся таковыми лишь при особых условиях, они перестают быть материальным потоком, когда эти условия ликвидируются.
Существует несколько условий, при которых материальные ресурсы превращаются в материальный поток:
конкретность наименования материальных ресурсов;
четкость определения объема ресурсов;
указание, какая организация является поставщиком материальных ресурсов и ответственна за их отгрузку покупателю;
определение, в каком месте хранятся материальные ресурсы, которые передаются и подлежат перемещению;
указание, какая организация является получателем материальных ресурсов;
знание места, на которое должны быть доставлены передаваемые ресурсы их получателю;
установление срока перемещения ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у получателя.
Таким образом, материальный поток - это материальные ресурсы определенных видов, в определенных количествах, перемещаемых от определенных поставщиков этих ресурсов к их определенным получателям, из одного определенного места в другое в заранее оговоренные сроки.
Если материальные ресурсы собраны в одном месте, но не перемещаются, хотя и предназначены для отправки какому-либо адресату, они не являются материальными потоками и представляют собой материальный запас.
Любой материальный поток характеризуется с качественной и количественной сторон. Для этого требуются, в первую очередь, параметры, определяющие состав потока по видам материальных ресурсов.
Видовой аспект часто называют номенклатурой материального потока, а детализацию этой номенклатуры - ассортиментом. Номенклатура потока может иметь разную степень укрупнения группировок материальных ресурсов, отнесенных к каждой из них. Наиболее часто среди этих группировок выделяют следующие:
подкласс;
подгруппа;
При планировании материальных потоков используют обычно номенклатурный аспект вещественной характеристики, представляющий ее в укрупненном виде. Часто в таком же порядке строится и учет материальных потоков. Видовой - групповой аспект позволяет обобщить выводы и сделать их понятными производителям и получателям продукции, поскольку уже само название группировки продукции часто характеризует одну ее основную черту либо несколько свойств этой продукции.
Для рациональной организации движения материальных ресурсов недостаточно номенклатурного аспекта, необходимо дополнить его ассортиментным, раскрывающий состав каждой номенклатурной группировки по позициям в специфицированном виде. Спецификацией материальных ресурсов называют детальное описание их технической характеристики. Такая характеристика различна у разных классов, подклассов, групп, подгрупп и видов продукции. Материальные потоки могут быть специфицированы в полной мере и частично.
Чтобы материальный поток рационально перемещать и складировать, необходимо специфицировать его полно, по всем признакам, от которых зависит выбор порядка перемещения груза, т.е. правильно описанная техническая характеристика каждой ассортиментной позиции материальных ресурсов является важной чертой материального потока, без которой нельзя организовать его эффективное перемещение. В характеристике материальных потоков должно быть отражено качество материальных ресурсов в соответствии с требованиями к нему покупателя. Требуемое качество материалов обычно подтверждает в ассортиментах производитель. Но нередко таких сертификатов нет, либо они не гарантируют качество. Тогда покупатель ресурсов проверяет их качество сам и включает ресурсы в материальный поток только после того, как их качество удостоверено контролем. Когда на такой основе сформирована номенклатура, ассортимент и качество материальных ресурсов, натурально-вещественный состав материального потока считается определенным.
Понятие "состав материального потока" является первой частью его характеристики. Когда она подготовлена, определяют количество материальных ресурсов, входящих в поток. Количественных характеристик у материальных ресурсов обычно не одна, а две и более.
В зависимости от показателей, характеризующих ассортимент, объем, массу, площадь, габариты материального потока, подбирается его упаковочное, тарное и транспортное обеспечение.
С учетом своих производственных и транспортных возможностей продавец материальных ресурсов и покупатель согласовывают срок их доставки получателю, в нужное ему место.
Материальные потоки очень разнообразны. Важно учитывать следующие их различия:
по номенклатуре: в них могут быть материальные ресурсы одной номенклатуры (класса, группы, и т.д.) и нескольких номенклатурных группировок;
в зависимости от натурально-вещественного состава материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные - при двух и большем числе разных позиций материальных ресурсов;
по степени готовности: среди материальных потоков выделяют проектируемые, планируемые, формируемые, созданные (сформированные), расформировываемые, расформированные (распоточенные) или ликвидированные;
по месту в процессе обращения: материальные потоки делят на ожидающие отгрузки, ожидающие разгрузки, разгруженные, принятые на склад;
по признаку непрерывности: материальные потоки бывают непрерывные и дискретные;
по частоте прибытия или отправления: потоки делят на срочные, длительные, часовые, ежедневные, суточные, ежемесячные и т.д. Для крупных непрерывных производств характерны ежедневные или суточные потоки, мелких - ежемесячные и более редкие;
по длительности пребывания материальных ресурсов в потоках: МП делят на краткосрочные (не более суток) и долгосрочные (двухнедельные, месячные);
по различиям массы или объема: материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие (массовыми считают потоки, перемещение которых осуществляется большой группой транспортных средств; крупные перевозки мельче массовых и реже; к мелким относят потоки, требующие совмещения с другими - попутными материальными потоками);
по различиям массы: материальные потоки разделяют на тяжеловесные и легковесные;
по степени повторяемости: материальные потоки бывают повторяющиеся и разовые, причем повторяющиеся делят на часто повторяющиеся и редкие;
по степени агрессивности, огне- и взрывоопасности перевозимых материалов: потоки делят на огне- и взрывоопасные, агрессивные, неогнеопасные, взрывонеопасные, неагрессивные;
по способу затаривания: потоки разделяют на грузы в контейнерах, ящиках, мешках и других видах тары (в особую группу выделяют бестарные потоки);
по консистенции грузов: потоки делят на жидкие, насыпные, газообразные и твердые.
Материальные потоки делят на интенсивные и неинтенсивные. Интенсивными считают напряженные и усиленные потоки. Напряженным материальный поток становится по следующим признакам:
- 1) при сложности формирования и усложнения отгрузки;
- 2) при сложности комплектования;
- 3) из-за необходимости ускоренной транспортировки груза;
- 4) из-за трудностей в его приемке и т.д.
Неинтенсивными считают потоки, не приводящие к напряжению при их перемещении.
Материальные потоки делят на детерминированные и стохастические. Детерминированные потоки имеют четкие показатели характеристики материально-вещественного состава. Существуют следующие параметры детерминированного потока: натурально-вещественный состав; объем (количество); продавец и место отправки; покупатель и место доставки; срок отгрузки. Если один из этих параметров неизвестен, поток детерминированным не является, их считают неопределенными или стохастическими.
Материальные потоки различают по ритмичности отправок. К ритмичным относят периодически повторяющиеся потоки. Потоки, отгружаемые с разной периодичностью и разным интервалом времени, относят к апериодичным. Главный признак ритмичности - постоянство периодичности отгрузки.
Потоки делят на внешние и внутренние. Внешние материальные потоки перемещаются за пределами логистической системы, т.е. в среде, внешней по отношению к логистической системе, в которой он сформирован или в которую он направлен. Внутренний материальный поток перемещается только внутри одной логистической системы.
Различают потоки по месту их поступления и отправки. Поступающие материальные потоки считают входными, отгружаемые - выходными. Входной и выходной потоки - важные определения материальных потоков, указывающие момент начала движения потока (его выход) из логистической системы и окончание этого движения (вход в логистическую систему назначения). Есть и другие группировки материальных потоков.
Материальный поток - это совокупность товарно-материальных ценностей, которые рассматриваются на определенном временном интервале в процессе применения к ним различных логистических операций
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.
В процессе движения от первичного источника сырья до конечного потребителя между различными предприятиями качественный состав потоков меняется. Сначала между источником сырья и перерабатывающими предприятиями движутся как правило однородные грузы, а в конце цепи материальный поток представляет различные готовые к употреблению продукты.
Внутри предприятий материальные потоки проходят между составами, цехами, участками и рабочими местами в форме сырья, материалов, комплектующих на этапе обеспечения производства, на этапе производства - в виде полуфабрикатов и незавершенного производства, на этапе сбыта - в виде готовой продукции. Материальный поток, который рассматривается в определенный момент времени, называется материальным запасом.
Основными количественными показателями материальных потоков является напряженность и мощность . Напряженность материального потока - это интенсивность, частота перемещения материальных ресурсов, а мощность материального потока - это объемы продукции, которые перемещаются в единицу времени. Поэтому поток имеет размерность "объем (штуки, тонны и др.) / Единица времени (сутки, месяц, год и др.)". Между этими показателями, как правило, наблюдается обратная зависимость. Например, при поставке предприятию больших объемов сырья или продукции из-за границы на большое расстояние морским транспортом материальный поток может иметь большую мощность, но из-за долговременной периодичность напряженность логистической цепи может быть небольшой. В противном случае, частые поставки с оптового склада большом количестве потребителей делают материальный поток менее мощным, но более напряженным.
Параметрами материальных потоков являются: номенклатура габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, способ перемещения, условия купли-продажи, транспортировку и страхование, финансовые характеристики и др.
Учитывая разнообразие материальных ресурсов и операций с ними, проводят классификацию материальных потоков (табл. 4.1).
Таблица 4.1. Классификация материальных потоков логистики
Признак классификации |
Вид материального потока |
Характеристика |
Отношение к логистической системы |
состоит из грузов, имеющих отношение к данному предприятию, но передвигаются во внешней по отношению к предприятию среде |
|
внутренний |
образуется в результате выполнения логистических операций внутри предприятия; начальной точкой внутреннего материального потока является состав производственных запасов, конечной - склад готовой продукции |
|
поступает в логистическую систему из внешней среды |
||
выходной |
выходит из логистической системы и поступает во внешнюю для нее среду |
|
Направление движения |
направление движения от поставщика к потребителю |
|
обратный |
перемещения материального потока в направлении, противоположном первоначальному (возврат тары, продукции) |
|
Количество грузов, образуют поток |
массовый |
возникает при транспортировке грузов не единичны транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным эшелоном, колонной автомашин, караван судов и т.д. |
возникает при транспортировке грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.п. |
||
промежуточный между крупным и мелким материальным потоком (груза одиночными вагонами, автомобилями) |
||
возникает при транспортировке такого количества грузов, не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами |
||
Удельный вес груза |
тяжковаговий |
в процессе его транспортировки обеспечивается полное использование грузоподъемности транспортных средств при не- заполненном объеме, например, металлы |
легковесный |
образуется грузами, не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании его объема, например, табачные изделия |
|
негабаритный |
изделия большой длины, высоты или ширины |
|
Совместимость |
несовместимы |
потоки таких грузов нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и продукты питания |
совместимые |
могут совместно перевозиться на одном транспортном средстве |
|
Признак классификации |
Вид материального потока |
Характеристика |
Консистенция груза |
насыпной |
груз сыпучий, перевозится без тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах (например, зерно) |
груз сыпучий, перевозится без тары, но может смерзаться, слеживаться, избавиться, как правило, это грузы минерального происхождения (например, уголь, песок, соль) |
||
тарно-штучный |
груз в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, можно пересчитать |
|
наливной |
перевозится в цистернах и наливных судах и требует для перегрузки, хранения и других логистических операций специальных технических средств |
|
Номенклатура |
однопродуктового, многопродуктовой |
|
Вид транспорта |
автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный |
|
Определенность |
детерминированный |
все параметры полностью известны |
стохастический |
хотя бы один параметр не указан или является случайной величиной |
|
Ритмичность |
непрерывный |
потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. |
дискретный |
периодические поставки |
|
блиц-поток |
одноразовая поставка |