Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители!
С сентября этого года я начала работать по методике Николая Зайцева . Если Вы тоже работаете по этой методике или решились её освоить, тогда смело читайте дальше.
В сентябре я провела 6 занятий. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что методика работает, процесс обучения детей чтению по складам у меня идет хорошо, результаты с каждым занятием растут. Вообще, я просто в восторге от методики Николая Зайцева!
В дополнение к основному комплекту Николая Зайцева я решила создать дополнительно мини-таблицы. Думаю, что будет лучше, если родители смогут ещё и дома закреплять умения и навыки своей детки при помощи мини-таблиц.
Каждая мамочка, при большом желании, сможет уделить 15 минут в день, для того чтобы пропеть по таблицам склады, придумать с ребенком несколько слов на заданные склады. Можно показывать и называть склады вразброс, ну и главное, писать по таблице любые слова.
Каждая часть таблицы в формате А4.
Свои мини-таблицы я распечатала на цветном принтере и заламинировала. В результате — получилось пособие на многие лета. Даже если Вы воспользуетесь платными услугами полиграфической фирмы, Ваши затраты окупятся уже хотя бы потому, что пособие будет служить очень долго.
Мини-таблицы можно взять с собой в дорогу. При длительной поездке на электричке, поезде или в самолете Вы можете с пользой для ребенка потратить свободное время.
Картинки увеличиваются при щелчке по ним правой кнопкой мыши.
Таблица 1 (1) верхняя часть:
Таблица 1 (2) верхняя часть.
алина мирошниченко
Презентация «Кубики Н. Зайцева для учёбы и игры»
Методика обучения чтению по Зайцеву
На протяжении нескольких лет, в своей работе с детьми дошкольного возраста, я использую Методику «Обучение чтению по Зайцеву » . В марте 2010 года в Москве проходила обучение на семинарах его последователей, одной из них является Наталья Пятибратова; и после обучения получила сертификат.
Я использую различные методические пособия : кубики , таблицу со складами и диски с попевками. На основе методики мною разработаны свои занятия, соблюдая все правила и нюансы присущие методике Н. Зайцева :
Читаем по складам
Читаем целым словом
Не боимся длинных слов
Читаем предложение и объясняем смысл, прочитанного материала
Составляем слова, словосочетания и предложения
Занятия проводятся только в игровой, подвижной форме для сбережения здоровья детей
Николай Зайцев за основу своей методики по обучению чтению взял работу Л. Н. Толстого «Обучение чтению по складам» . Познакомившись со складами, переходим к чтению слов. Разнообразная работа со словами переходит в работу со словосочетаниями и предложениями. Затем я использую тексты Л. Н. Толстого и М. Монтессори.
Подбираем родственные слова
Составляем слова из складов
Объясняем смысл текста
Уникальность методики Зайцева в том , что ее можно использовать с детьми всех возрастов. С каждым возрастом проводится индивидуальная работа. Занятия разрабатываются в соответствии с возрастом.
Проводится работа с текстом. Дети начинают хорошо ориентироваться в нём, находят заданное слово или предложение, объясняют смысл. Ребята начинают прочитывать склады, затем целые слова. Каждое занятие – это новая интересная тема. Дети без труда запоминают и прочитывают новые слова и предложения.
Уникальность данной методики в том,что детям совсем не нужно знание букв и алфавита, они легче и быстрее начинают узнавать и читать склады, слова и даже если ребенок приходит в группу с опозданием, то он тянется за другими ребятами,как за примером, догоняет их и старается ни в чем не уступать. Чувство успеха не заставляет себя ждать.
Дети не боятся прочитывать длинные слова, сложные предложения, понимают смысл текстов и учатся рассуждать на различные темы. Быстрота чтения не главное для данной методики, главным же является вдумчивое прочитывание и понимание смысла.
Результаты радуют как детей и педагогов, так и родителей. Учится читать с интересом и радостью – это здорово!
Публикации по теме:
Презентация «Игры для автоматизации звука [р]» Игры для автоматизации звука Р Игра «Назови одним словом» Рыбу ловит- рыболов Кофе варит- кофеварка Мух морит- мухомор Земля трясется-землятресение.
Презентация игры для детей старшего дошкольного возраста «Разминка для ума» Как-то раз я наткнулась на пособие, предназначенное для школьников. В нем меня заинтересовали «Разминки» - это вопросы, задаваемые педагогом.
Презентация «Игры своими руками для развития речи детей» С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов.
Профессии. Презентация интерактивной игры «Кому что нужно для работы» Интерактивная игра "Кому, что нужно для работы". Выполнила: воспитатель Пиляева Т. П. МБДОУ "ЦРР- Д/с №3" Внимание ребенка в младшем возрасте.
Оздоровительные игры для дошкольников-презентация "Движение может заменить разные лекарства, но не одно лекарство не в состоянии заменить движение" Симон-Андре Тиссо Подвижная игра.
Презентация для воспитателей ДОУ «Занимательные игры и пособия для успешного развития детей дошкольного возраста» Презентация для воспитателей ДОУ На тему: «Занимательные игры и пособия для успешного развития детей дошкольного возраста, собственного.
Презентация игры для старшего дошкольного возраста «Знаем правила дорожного движения!» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В рамках недели "Знакомства с правилами дорожного движения" мною разработана методическая игра: "Знаем.
«Кубики Зайцева как средство раннего развития детей дошкольного возраста»
2014 г. Романевич Т.Ф. ГККП ясли-сад № 86
Каждый родитель видит в своем ребенке «гения в коротких штанишках». Маме и папе очень хочется, чтобы их ребенок был самым красивым, самым умным и здоровым. Креативные и прогрессивные родители уделяют большое внимание развитию своих детей с ранних лет. Педагог-новатор Николай Зайцев настойчиво рекомендует отказаться от традиционных принципов овладения чтением, так как данная технология негативно отражается на здоровье ребенка и его психомоторном развитии. «Кубики Зайцева» –уникальное пособие для обучения чтению с двух лет.
- Соответствует физиологическим и психологическим особенностям ребенка дошкольного возраста; является здоровьесберегающей технологией эффективны в работе с дошкольниками, раннее начало обучения дает возможность каждому ребенку обучаться в своем темпе.
Задачи:
* Формирование правильного произношения звуков.
* Расширение словарного запаса.
* Формирование логического мышления.
* Развитие способности самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.
Зайцев Н.А. (1939 г.р.) - российский педагог-новатор, профессор, академик Академии творческой педагогики, создатель и руководитель центра "Нестандартные технологии в образовании".
- Кубики Зайцева - пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе.
- Обучение ведется в виде веселой и увлекательной игры.
- * Комплект кубиков (бывают картонные (собранные и несобранные) и пластмассовые)
Склад – основа чтения
Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква (М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ).
Пользуясь этими складами ребенок начинает составлять слова.
Складовой принцип чтения - основа данного метода обучения детей чтению.
- Метод затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную.
- Склады написаны на гранях кубиков.
- Кубики различны по цвету, размеру и звуку, который они издают.
- Каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия.
- Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.
- В наборе "Кубики Зайцева" 52 кубика.
- Кубики со складами склеивают и наполняют разным содержимым:
- деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками)
- металлическими крышечками (для "звонких" кубиков)
- бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками).
- Кубики отличаются:
- по размеру:
- большие и большие двойные(для твёрдых складов),
- маленькие и маленькие двойные (для мягких складов).
- по цвету:
- "золотые" (желтые) - для складов с гласными,
- "железные" (серые) - для звонких складов,
- "деревянные" (коричневые) - для глухих складов,
- белые-зеленые - для знаков препинания.
- Сначала ребенку необходимо освоить все типы размеров кубиков и их звучаний.
- Составлять из кубиков простейшие слова (мама, папа; обозначающие предметы мебели: шкаф, диван, стул)
- Составлять названия игрушек, животных(ПА-РО-ВО-3)
- Придумывать слова на определенную букву (или склад)
- Дать ребенку кубики и предложить написать свое имя. В следующий раз предложить самому найти кубики. Усложнять задания: придумать и написать слова, где повторяется одна и та же буква (МОЛОКО, ХОРОШО)
- В книге Николая Зайцева "Письмо. Чтение. Счет" есть много интересных игр и заданий с кубиками
- Пропевание - прекрасная фонетическая разминка, с ее помощью «шлифуется» произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи дефекты дикции малыша могут быть не слышны, не заметны.
- Запоминание складов через пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет многократных повторений.
- Матрица - порядок по которому нужно пропевать ребенку склады (например: сначала ряд с твердыми слияниями (большой кубик), следом с мягкими (маленький кубик)).
- Это позволяет малышам развивать слух и чувство ритма.
Игра «Загадки»
- Загадайте ребенку загадки. Он отгадывает, а вы пишете ответ кубиками.
«С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица» - Рыба.
- Складовая картинка представляет собой белый квадрат плотной бумаги с изображением и название этого изображения над самой картинкой. Причем самый главный, ударный склад написан черным цветом, все остальные буквы зеленым. С обратной стороны карточки написано просто слово (без картинки), слово записано разным шрифтом.
- Складовые картинки бывают цветными или силуэтными (черного цвета, развивают образное мышление). Во время занятий с этими карточками дети обучаются «беглому чтению», т.е схватывают слово целиком, а не по слогам или буквам.
- Игра-пособие «СКЛАДУШКИ» предназначена для обучения детей раннему (с 3-4 лет) чтению в складовой системе.
- В пособии 21 карточка, на которых склады представлены в виде вертикальных столбиков с правой и левой стороны каждой карточки. Два складовых столбика на каждой карточке образуют складовый домик.
- Цифры для ребенка – лишь абстрактные значки. Поэтому в математике нужно идти не от знания цифр, а от количества.
- Простота
- Эффективность
- Не привязана к возрасту
- Экологичность и строгое соблюдение принципа «не навреди ребенку» (не нарушается осанка, не портится зрение)
- Подходит абсолютно всем детям (шустрым и медлительным, слабым и сильным)
- Быстрое чтение (ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв)
- Развивает органы чувств, мелкую моторику рук; двигательная активность
- Кубики приходится клеить самостоятельно из предложенных картонных заготовок и наполнителя
- Сделанные картонные кубики недолговечны
- Довольно высокая цена готовых кубиков
Литература
Методики Н.Зайцева, Санкт-Петербург, 2004 г.
КТО ВОКРУГ МЕНЯ ЖИВЁТ? Учебное пособие
ЧТО ВОКРУГ МЕНЯ РАСТЁТ? Учебное пособие
ПРОДУКТОВЫЙ МАГАЗИН Учебное пособие
- ЧИТАЙ И ПОЙ Учебное пособие
- Н.А.Зайцев "Письмо. Чтение. Счет".
- Обучение чтению по методике Н.А.Зайцева
- Математика. Чтение. Обучение по методике Н.А. Зайцева Год выпуска: 2006-2007
- 240 КАРТИНОК ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ, ЧТЕНИЮ, РИСОВАНИЮ
- Учебное пособие. Комплект для дома, группы, класса.
1 слайд
“Всё написанное мною лишь Россией и дышит” К 130-летию со дня рождения Б.К. Зайцева
2 слайд
Зайцев Борис Константинович (1881 - 1972), прозаик. Родился 29 января (10 февраля н.с.) в Орле в семье горного инженера. Детские годы прошли в селе Усты Калужской губернии "в атмосфере приволья и самого доброго к себе отношения со стороны родителей". С этого времени он испытывает "колдовскую власть", каковую всю жизнь радостно испытывает - власть книги. В Калуге он заканчивает классическую гимназию и реальное училище. В 1898 г. “не без внушений любимого отца" выдерживает экзамены в Императорское техническое училище. Учится только год: его отчисляют за участие в студенческих волнениях. Едет в Петербург, поступает в Горный институт, но скоро его оставляет, возвращается в Москву и, снова успешно сдав экзамены, становится студентом юридического факультета университета, но, проучившись три года, бросает университет. Увлечение литературой становится делом всей жизни. Свои первые литературные опыты Зайцев отдает на суд патриарха критики и публицистики Н.Михайловского, редактора журнала народничества "Русское богатство" и получает его благосклонное напутствие. В 1900 г. он встречается в Ялте с Чеховым, благоговейное отношение к которому сохраняет на всю жизнь. Чехов отметил талант молодого писателя. Леонид Андреев опубликовал в "Курьере" рассказ Зайцева "В дороге", который возвестил о рождении самобытного прозаика. В 1902 г. входит в московский литературный кружок "Среда", объединявший Н.Телешова, В.Вересаева, И.Бунина, Л.Андреева, М. Горького и др. Первые успешные публикации открывают Зайцеву дорогу в любые журналы. О нем заговорили, появились первые рецензии и очерки творчества. Главным достоинством его рассказов, повестей, романов, пьес была радость жизни, светлое оптимистическое начало его мировидения. В 1906 его знакомство с Буниным переходит в близкую дружбу, которая сохранится до последних дней их жизней, хотя временами они ссорились, впрочем очень быстро мирясь.
3 слайд
В Москве в 1912 г. образуется кооператив "Книгоиздательство писателей", в которое входят Бунин и Зайцев, Телешов и Шмелев и др.; здесь в сборниках "Слово" Зайцев печатает такие значительные произведения, как "Голубая звезда", "Мать и Катя", "Путники". Здесь же начинается публикация его первого собрания сочинений в семи томах. В 1912 г. он женится, рождается дочь Наташа. Среди этих событий личной жизни он завершает работу над романом "Дальний край" и приступает к переводу "Божественной комедии" Данте. Зайцев подолгу живет и работает в отцовском доме в Притыкино Тульской губернии. Здесь получает весть о начале первой мировой воины и повестку о мобилизации. Тридцатипятилетний писатель в 1916 г. становится курсантом военного училища в Москве, а в 1917 г. - офицером запаса пехотного полка. Воевать ему не пришлось - началась революция. Зайцев пытается найти в этом разрушающемся мире место для себя, что дается с большим трудом, многое возмущает, оказывается неприемлемым. Участвует в работе Московской просветительской комиссии. Далее радостные события (публикации книг) сменяются трагическими: арестован и расстрелян сын жены (от первого брака), умирает отец. В 1921 г. его выбирают председателем Союза писателей, в этом же году деятели культуры вступают в комитет помощи голодающим, а через месяц их арестовывают и отвозят на Лубянку. Зайцева через несколько дней освобождают, он уезжает в Притыкино и возвращается весной 1922 г. в Москву, где заболевает тифом. После выздоровления решает с семьей ехать за границу для поправки здоровья. Благодаря содействию Луначарского получает визу и покидает Россию. Сначала живет в Берлине, много работает, затем в 1924 г. приезжает в Париж, встречается с Буниным, Куприным, Мережковским и навсегда остается в столице эмигрантского зарубежья. Зайцев до конца своих дней активно работает, много пишет, печатается. Осуществляет давно задуманное - пишет художественные биографии дорогих ему людей, писателей: "Жизнь Тургенева" (1932), "Жуковский" (1951), "Чехов"(1954). В 1964 г. пишет последний свой рассказ "Река времен", который даст название и последней его книге. 21 января 1972г., прожив 91 год, Зайцев скончался в Париже. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
4 слайд
«Если земная любовь и смерть предстают в поэзии у Зайцева прекрасными отражениями вечного духа любви, то нетрудно понять, какой великой любовью одел он жизнь. Мы не знаем поэта, который бы так пламенно любил жизнь и все её проявления. Для Зайцева не существует выбора, он не знает высшего и низшего в человеческий действиях и желаниях. У него вы не встретите так называемых отрицательных типов. Потому что он слишком любит все живущее. Он следует за своими героями по пятам, он трепещет от восторга, видя, как они вбирают в себя то или другое из рассыпанных в жизни наслаждений». Петр Коган
5 слайд
Дальний край, 1915 Улица св. Николая, Berlin, 1923 Преподобный Сергий Радонежский, Paris, 1925 Золотой узор, Praha, 1926 Афон. Путевой очерк, Paris, 1928 Анна, Paris, 1929 Жизнь Тургенева. Биография,Paris, 1932 Дом в Пасси, Berlin, 1935 Путешествие Глеба. Тетралогия: 1. Заря, Berlin, 1937 2. Тишина, Paris, 1948 3. Юность, Paris, 1950 4. Древо жизни, New York, 1953 Москва, Paris, 1939, Munchen, 1960, 1973 Жуковский. Биография, Paris, 1951 Чехов. Биография, New York, 1954 Тихие зори, Munchen, 1973 Далекое. Статьи, Washington, 1965 Река времен, New York, 1968 Мои современники. Эссе, London , 1988
6 слайд
«Драмы есть, ужасы – да, но живём мы во имя прекрасного». Б.К. Зайцев Собрание сочинений в 5 томах (6 дополнительных) Собрание сочинений в 11 томах «Русский, верующий, любящий, он знает свой путь и идет им уверенно, не поддаваясь соблазнам экзотики, минуты и моды». М. Осоргин - о Б. Зайцеве Шифр: Р З-177 Место хранения: АХЛ
7 слайд
Сочинения в 3 томах Т.1 В первый том входят произведения, созданные Б.К. Зайцевым в России (1901-1922): рассказы «Тихие зори», «Священник Кронид», «Миф» и др., повести «Аграфена», «Голубая звезда» Шифр: Р З-177 Место хранения: АХЛ «Каждый человек – лишь частица природы, маленькое звено Космоса – «Не себе одному принадлежит человек»». О. Михайлов
8 слайд
Шифр: Р З-177 Место хранения: АХЛ Сочинения в 3 томах Т.2 Во второй том вошли произведения, написанные Б.К. Зайцевым в эмиграции в 1920-1930-е годы: «Преподобный Сергий Радонежский», «Анна», «Афон», «Валаам», «Москва» и др. «Ничто в мире зря не делается. Всё имеет смысл. Страдания, несчастья, смерти только кажутся необъяснимыми. … День и ночь, радость и горе, достижения и падения – всегда научают. Бессмысленного нет». Б.К. Зайцев
9 слайд
Сочинения в 3 томах Т.3 В третий том сочинений Б.К. Зайцева вошли произведения 1940-1960-х годов: «Тишина», «Жуковский», «Далекое», «Разговор с Зинаидой», «Река времени». Шифр: Р З-177 Место хранения: АХЛ «Зайцев исходит от Тургенева, он весь гармонический, целостный». К. Чуковский
10 слайд
Настоящее издание знакомит читателя с лучшими прозаическими произведениями замечательного русского писателя Б.К. Зайцева. В однотомник вошли лирические миниатюры, рассказы, повести, написанные в 1900-х – начале 1950-х годов. Шифр: Р З-177 Место хранения: АХЛ «Основа и двигатель зайцевского лиризма – бескорыстие… Зайцев сострадателен к миру, пассивно-печален при виде его жестоких и кровавых неурядиц, но и грусть, и сострадание обращены у него к миру, а не самому себе. Большей частью обращены к России». Г. Адамович
11 слайд
В книге Б.К. Зайцева предпочтение отдано произведениям, созданным им до отъезда в 1922 году в вынужденное изгнание. Именно в «русский период» наиболее полно раскрылся талант этого выдающегося мастера лирической прозы. Шифр: Р З-177 Место хранения: АХЛ «Борис Зайцев был как-то совсем по-особенному тихо-ласков и прост, аристократической, высокой простотой, дающейся только избранным». И. Одоевцева
12 слайд
«Борис Зайцев открывает все те же пленительные страны своего лирического сознания: тихие и прозрачные». А. Блок Настоящую книгу составили произведения, написанные в России, до эмиграции, принесшие молодому писателю первую, самую желанную славу: роман «Дальний край», повести «Спокойствие», «Маша», «Аграфена», рассказы «Священник Кронид», «Мой вечер», «Петербургская дама», «Лина» и другие. Шифр: Р З-177 Место хранения: АХЛ
13 слайд
«Жизнь есть жизнь - борьба за свет, культуру, правду. Не себе одному принадлежит человек». Б. Зайцев В книгу вошли как произведения дореволюционной половины его творчества (роман «Дальний край» и повесть»Голубая звезда»), так и более поздние (повесть «Странное путешествие» и роман «Золотой узор»), рассказывающие о любви, истинной и ложной, о связи человека со всем окружающим миром, о постижении высокого смысла через приобщение к природе и очищение страданием. Шифр: Р З-177 Место хранения: АХЛ «Странное путешествие»
14 слайд
Шифр: Р З-177 Место хранения: АХЛ Традиции русской реалистической литературы оставались для Б.К. Зайцева первостепенными. Любовью и уважением к русским классикам проникнуты его художественные биографии «Жуковский», «Жизнь Тургенева», «Чехов». «Жуковский, как известно, один из любимых писателей Зайцева, один из тех, с которым у него больше всего духовного родства. Жуковский ведь то же самое: вздох, прорыв, многоточие…» Г. Адамович
15 слайд
В книгу прозы Б.К. Зайцева входят рассказы, повесть «Голубая звезда», «Преподобный Сергий Радонежский» - жизнеописание одного из самых почитаемых на Руси святых, воспоминания о современниках. «О, ты, родина! О, широкие твои сени – придорожные березы, синеющие дали верст, ласковый и утолительный привет безбрежных нив! Ты, безмерная, к тебе припадает усталый и загнанный, и своих бедных сынов ты берешь на мощную грудь, обнимаешь руками многоверстными, поишь извечной силой. Прими благословения на вечные времена, хвала тебе, Великая мать…» Б. Зайцев «Аграфена» Шифр: Р З-177 Место хранения: АХЛ
Слайд 1
Борис Константинович зайцев Биография
Выполнили: учащиеся МОУ СОШ №3 г. Маркса Задоенная Анастасия
Машина Наталья
Слайд 2
ЗАЙЦЕВ Борис Константинович(1881-1972), русский писатель. Родился в Орле, в дворянской семье. Детство прошло в Калуге, где в 1898 Зайцев окончил реальное училище. За участие в студенческих беспорядках был отчислен из Московского технического училища, куда его определил отец, директор завода Ю.П.Гужона.
Слайд 3
Учился в Горном институте в Санкт-Петербурге (1899-1901; не закончил), на юридическом факультете Московского университета (1902-1906; не закончил).
Горный институт в Санкт-Петербурге
Слайд 4
Писать начал с 17 лет. Осенью 1900-го в Ялте познакомился с А. П. Чеховым. В начале 1901 послал рукопись повести «Неинтересная история» Чехову и В. Г. Короленко.
Слайд 5
И.С. Зильберштейн и Б.К. Зайцев, Париж, 1966 г
Слайд 6
В том же году познакомился с Л. Н. Андреевым, который помогал ему в начале литературной деятельности, ввёл его в литературный кружок «Среда», руководимый.В июле 1901 дебютировал рассказом «В дороге» в «Курьере». В 1902 или 1903 познакомился с И. А. Буниным, с которым долгие годы поддерживал дружеские отношения.
Слайд 7
Жил в Москве, часто бывая в Санкт-Петербурге. Член московского Литературно-художественного кружка (1902), участвовал в издании журнала «Зори» (1906), с 1907 действительный член Общества любителей российской словесности, также член Общества деятелей периодической печати и литературы.
Слайд 8
Дебютировал в печати в 1901. В 1904-1907 печатался в журналах «Правда», «Новый путь», «Вопросы жизни», «Золотое руно», «Перевал», сборниках «Знание». Очерки об Италии публиковал в журнале «Перевал» (1907) и газете «Литературно-художественная неделя» (1907). Переводил Г. Флобера.
Слайд 9
В 1904 побывал в Италии, неоднократно жил там в 1907-1911. Во время Первой мировой войны вместе с женой и дочерью Натальей жил в Притыкине. В декабре 1916 поступил в Александровское военное училище, в марте 1917 был произведён в офицеры. В брошюре «Беседа о войне» (Москва, 1917) писал об агрессивности Германии, проводил идею войны до победного конца.
Александровское военное училище
Слайд 10
В августе 1917 заболел воспалением лёгких и уехал на отдых в Притыкино, где жил до 1921, периодически бывая в Москве. В 1922 избран председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей. Работал в Кооперативной лавке писателей. После заболевания брюшным тифом в 1922 получил разрешение выехать с семьёй за границу для лечения. Жил в Германии, затем в Италии, с 1924 обосновался в Париже.