Признаки разговорной речи устная форма (как основная форма реализации); устная форма (как основная форма реализации); неофициальность отношений говорящих; неофициальность отношений говорящих; опора на внеязыковую ситуацию. опора на внеязыковую ситуацию.
Языковые особенности РР Лексика знаменательные нейтральные слова; знаменательные нейтральные слова; незнаменательные слова; незнаменательные слова; слова разговорной и просторечной окраски; слова разговорной и просторечной окраски; ситуативная лексика. ситуативная лексика.
Языковые особенности РР Словообразование суффиксы ярко выраженной экспрессивности, эмоциональности, стилистической сниженности; суффиксы ярко выраженной экспрессивности, эмоциональности, стилистической сниженности; словообразовательные разговорные модели «смыслового стяжения» (сокращения). словообразовательные разговорные модели «смыслового стяжения» (сокращения).
Языковые особенности РР Фразеология речевые устойчивые обороты из разговорно-бытовой речи; речевые устойчивые обороты из разговорно-бытовой речи; обороты-жаргоны; обороты-жаргоны; обороты, заимствованные из научной терминологии. обороты, заимствованные из научной терминологии.
Языковые особенности РР Морфология отсутствие причастий и деепричастий, кратких прилагательных (в их синтаксическом противопоставлении полным), уменьшение доли существительных, увеличение доли частиц; отсутствие причастий и деепричастий, кратких прилагательных (в их синтаксическом противопоставлении полным), уменьшение доли существительных, увеличение доли частиц; преобладание именительного падежа; преобладание именительного падежа; наличие особой звательной формы; наличие особой звательной формы; слова, называющие вещество, могут употребляться в значении «порция этого вещества»; слова, называющие вещество, могут употребляться в значении «порция этого вещества»; усеченные варианты служебных слов, союзов и частиц, существительных; усеченные варианты служебных слов, союзов и частиц, существительных; особая роль местоимений. особая роль местоимений.
Языковые особенности РР Синтаксис преобладание простых предложений; преобладание простых предложений; широкое использование вопросительных и восклицательных предложений; широкое использование вопросительных и восклицательных предложений; употребление слов-предложений; употребление слов-предложений; активное использование неполных предложений; активное использование неполных предложений; паузы, вызванные разными причинами переспросы, повторы. паузы, вызванные разными причинами переспросы, повторы.
ТЕМА: Разговорный стиль речи.
ТИП УРОКА: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).
ЦЕЛЬ УРОКА: Расширить знания об особенностях разговорного стиля речи.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи;
2. развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог;
3. воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Определяют основные черты разговорного стиля, особенности языковых средств. Работают по плану характеристика определения стиля. Умеют вести диалог в группе, учатся доказывать, опираясь на теоритический материал.
КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ: Обучение через диалог в ЗБР. Развивать критическое мышление, навыки анализа текстов, умение оценивать, сотрудничество.
- Организационный момент.
- Позитивный настрой.
- Проверка домашнего задания.
- Целеполагание. ТРИЗ «Необъявленная тема»
- Изучение новой темы:
А) Стратегия «ЗХУ»
Б) Составление критерий характеристики стиля речи.
6. Физминутка.
7. Работа с текстом. Стратегия «Прочитай и подумай».
8. Исследовательская работа по тексту.
9. Подведение итогов урока: Стратегия «ЗХУ».
10. Домашнее задание.
11. Оценивание.
12. Рефлексия.
1. Презентация «Стили речи»
2. Привести свои примеры на каждый стиль речи.
Задание:
- выделить особенности стиля(речь, форма общения, языковые средства)
- Определить тему и цель урока.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Ознакомиться с теоретическим материалом в учебнике и на слайде.
Составить план характеристики разговорного стиля речи. И по плану рассказать новую тему .
Общие признаки:
-неофициальность
-непринуждённость
-неподготовленность
Порядок слов в предложении свободный.
Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом(она опять плакать);
междометием (а он бац об землю);
повторением сказуемого (и делать не делает).
Сфера употребления.
Сфера бытовых и профессиональных отношений.
Чаще представлен в устной речи; большое значение имеют паузы, выделение голосом слов, ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса.
Формы речи. Устная форма: диалог, монолог, полилог.
Письменная форма: частное письмо, записки, дневниковые записи
1 Цель высказывания.
2. Форма высказывания.
(диалог, монолог, полилог)
3. Языковые средства
(особенности лексики, синтаксиса)
«Пуськи бятые». С.227, учебник
Ответьте на вопросы:
- На каком языке она написана?
- Почему вы так думаете?
- Назовите действующие лица сказки. Кто они?
- Дайте оценку персонажам сказки и описанному событию.
- Определите, к какому стилю относится данный текст.
- Докажите, найдя признаки этого стиля? (смотрите правило.)
Задание:
Докажите, что приведённый текст на карточке относится к разговорному стилю.
Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?
Карточка 1. Докажите, что приведённый текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?
Н. Вот, Михал Евгенич, вы много прожили здесь. Вот этот Арбат. Значит, вы помните эти места арбатские? Вот Собачья площадка... знаменитая.
М. А как же, ну, а как же!
Н. Наверно, играли там? В детстве?
М. На Собачьей? Мы не играли, а... проходили просто. Там керосинова ла-а-вка была. Да. Лавка была. Потом, по-моему, больница Морозова что ли.
М. По-моему, там. Где как раз мой дядя умер. Костя. Во время войны.
__________________________________________________________________
Знаю
Хочу узнать
Узнал
- Подготовить план развернутого связного ответа на тему «Что такое разговорный стиль речи». Каким стилем при этом вы будете пользоваться? Почему?
- Придумать лингвистическую сказку с фантастическими героями, несуществующими словами, но узнаваемыми действиями.
- Приготовить «простые и сложные вопросы.»
Лист оценивания
Ученика(цы) 7 « В » класса _______________________
Тема урока: « Разговорный стиль речи »
Очень хорошо-5
Хорошо-4
Средне-3
Работа в группе
оценщик
Работа в паре
напарник
Я-сам
Итог
вывести
самостоятельно
«Разговорный стиль речи» - Разновидность литературного языка. Ветер в голове Ад кромешный Дело в шляпе Сесть в калошу. Словообразоватильные особенности разговорного стиля. Вань! удвоение слов: большой – пребольшой. Неполные предложения в диалоге. Лексика разговорного стиля. Ненормативное ударение. Непосредственность речевого общения между участниками.
«Письменное умножение» - Сколько лет тогда было куму Тыкве? Далее >>. 1) Длина огорода 35 крон, ширина 10 м2 . В каждом ящике 12 банок с мёдом. 3. Найдите значение выражения: 2) Сколько рек в Эстонии? 2. Упростите выражение: Сколько всего было вариантов расположения незадачливых музыкантов? К доске идут новые семь учеников.
«Исторический жанр» - Москва. Алерея Уффици. А.фон Менцель. «Концерт Фридриха II в Сан-Суси». 1852. Музей современного искусства. Галерея Уффици. Фрагмент барельефа 1-ая четверть XIX века. Л.Галле. «Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна». 1851. Ф. Буше. «Юпитер и Каллисто». 1744. Музей изящных искусств. Париж.
«Жанры фольклора» - По кочкам, по кочкам В ямку бууух. Прибаутки. Пестушки. Фольклор – энциклопедия жизни русского народа. Я поеду в Эристань. Обрядовая песня. Заклички. Загадки Потешки Прибаутки Заклички Пестушки Скороговорки Перевертень Сказки Песни. Потешки. Иван, скажи моей лошади – тпру! Волшебная Бытовая О животных.
«Стили и жанры текста» - А так же сломала чужой стул и измяла чужую постель. Цель: В течение нескольких часов мне не удавалось найти дорогу к школе. Пожилая пара на Пасху решила испечь не кулич, не пирожок, а какой-то колобок. Будьте бдительны! Сильно проголодавшись, я съела чужую кашу. Тема: Информационная переработка текстов различных стилей и жанров (практическая работа).
«Жанры в живописи» - 1. Портрет. 6. Анималистический жанр. Жанры живописи. Рембрандт, Харменс ванн Рейн. Батальный жанр. Исторический жанр. 4. Марина. Живопись. Сказочно-былинный жанр. Болен Карл Эдуард. 7. Интерьер. 8. Религиозный жанр. 9. Бытовой жанр. 2. Автопортрет. 3. Пейзаж. 5. Натюрморт.
Уровень I 1. Выпишите из письма 1 разговорные и просторечные слова, образованные суффиксальным способом. Какой оттенок значения привносят суффиксы в эти слова? 2. Выпишите из письма 1 слова со сниженной стилистической окраской. 3. Выпишите разговорный фразеологизм из письма 2. 4. Выделите из письма 3 глаголы, стоящие в форме повелительного наклонения. Чем вы можете объяснить частотность их употребления в тексте письма? 5. Отметьте употребленные междометия в письмах А.С. Пушкина. Какие настроения и чувства они выражают? 6. Выделите из текста письма 3 обращения. Как характеризуют они автора письма, в каких отношениях находится он с адресатом? УРОВЕНЬ II 7. Найдите в письме 2 интересно звучащую русскую фамилию. О чем свидетельствует такое произношение фамилии? 8. Выпишите из письма 1 неполное предложение. Дайте (устно) его полный вариант. Почему, по-вашему, для письма Пушкин выбрал именно неполный вариант предложения? 9. Подберите синонимичное двусоставное предложение к пушкинскому...мне грустно без него. Сравните варианты. Почему Пушкин употребил безличное предложение?
Мы говорим не так, как пишем. Наша речьспонтанна и ситуативна.
Разговорный стиль выполняет, прежде всего,
функцию общения. Его назначение –
непосредственная передача информации,
преимущественно в устной форме. Исключение
составляют частные письма,
записки, дневниковые записи.
Данному стилю свойственны
непринужденность,
экспрессивность,
неофициальность.Большое влияние на разговорный стиль оказывает ситуация –
реальная, предметная обстановка речи. Это позволяет предельно
сокращать высказывания. В них могут отсутствовать отдельные
компоненты, что, однако, не мешает правильному восприятию
разговорных фраз.
Например, в булочной нам не кажется странной фраза «Мне,
пожалуйста, один с отрубями и половинку черного».
На вокзале уместно и понятно прозвучит просьба: «Два до
Одинцова: детский и взрослый».
В повседневном общении реализуется конкретный, ассоциативный
способ мышления и непосредственный, экспрессивный характер
выражения. Отсюда и проистекает неупорядоченность,
фрагментарность речевых форм и эмоциональность данного стиля.Как и любой стиль, разговорный имеет свою особую сферу
применения, определенную тематику.
Чаще всего
предметом разговора становятся погода, здоровье,
новости, какие-либо интересные события, покупки, цены.
При обсуждении научных достижений, новостей
культурной жизни лексика разговоров обогащается
книжными словами, терминами.
Необходимым условием непринужденной беседы
является отсутствие официальности, доверительные,
свободные отношения между
участниками диалога или
полилога.Установка на естественное, неподготовленное общение
определяет использование определенных языковых
средств.
1. В разговорном стиле, для которого устная форма
является исконной, важнейшую роль играет звуковая
сторона речи и, прежде всего, интонация. Именно
она (в совокупности со своеобразным синтаксисом)
создает
впечатление
разговорности.
Непринужденная речь отличается резкими повышениями и
понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных,
скандированием слогов, паузами, изменениями темпа речи.
По разному звучанию можно легко отличить полный
(академический, строгий) стиль произношения, присущий
лектору,
оратору,
профессиональному
диктору,
вещающему по радио от неполного, свойственного
разговорной речи.2. В разговорном стиле отмечается менее отчетливое
произношение звуков, их сокращение или редукция.
Так, вместо «Александр Александрович» мы скажем «Сан
Саныч», вместо «Мария Сергеевна» «Марь Сергевна».
Меньшая напряженность органов речи приводит к
изменениям качества звуков и даже порой к их полному
исчезновению: «Здрасьте», а не «Здравствуйте», «Грит», а
не «Говорит», «терь», а не «теперь».Стоит отметить, что в радио- и тележурналистике особые правила произношения и интонации.
С
одной
стороны,
в
импровизированных,
неподготовленных
текстах
(беседа,
интервью)
закономерно
и
естественно
следование
произносительным нормам разговорного стиля, однако
не просторечным, а нейтральным вариантам.
В то же время высокая культура речи говорящего
требует точности произнесения слов, постановки
ударений, выразительности интонационного рисунка
речи.ЛЕКСИКА РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ
делится на две большие группы:
1) Общеупотребительные слова (день, год, работать,
спать, рано, поздно, плохой \ хороший, молодой \ старый,
я, ты, он...);
2) Разговорные слова (картошка, читалка, заправский,
примоститься и т.д.).
Не исключается также использование жаргонизмов,
просторечий, снижающих стиль.
Вся эта лексика преимущественно бытового содержания,
конкретная.
Весьма узок круг книжных слов, отвлеченной лексики,
терминов и заимствований. (Таких, например, как
«альтернатива», «ренессанс», «конфиденциальный»,
«сентенция», «фатально» и т.д.).ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ (НЕЙТРАЛЬНАЯ) И РАЗГОВОРНАЯ
ЛЕКСИКА. РАЗЛИЧИЯ. ПРИМЕРЫ:
Нейтральная \\ общеупотребительная \\ межстилевая лексика –
это слова, которые не имеют стилистических помет в словаре
(книжн., офиц., высок., разг., просторечн.). То есть это такие слова,
которые без ограничений употребляются в любом стиле речи: в
непринужденной беседе и в речи ораторов, в учебниках и в научных
статьях..
К разговорной лексике относятся слова, придающие речи оттенок
неофициальности, непринужденности, (но не грубости!) Такие, как,
например, здоровяк, остряк, тарарам, чепуха, безалаберный,
новенький, расхлябанный, наобум, по-свойски, прихвастнуть,
облапошить, ага, вроде, (вроде того), хлоп, бац и другие
звукоподражания («Бац, бац, и мимо!» «Свадьба в Малиновке»).В художественных текстах использование разговорных и просторечных слов служит
одним из средств речевой характеристики героев:
«Да... Значит, вроде моя коса будет косить, а сам я в это время спать. А ты
почем знаешь, что сам-то я не пойду? По-твоему, зачем я встал в такую рань?
Может, я и встал, чтобы на покос идти» (Солоухин) ;
«Видать, из поездки воротился, Вихров?.. Ну, нагляделся, поди, как люди-то
живут?» (Леонов) ;
«Браток, - сказал вдруг Сугоняй, - тут по дороге никакой забегаловки нет?
Жрать хочется» (Л. Лиходеев)
***
«Ну что, собрал манатки? – услышал Отличник грубый голос комендантши. - Все,
пора и честь знать, давай выметайся»
«Силком тя волочить, Симаков? – спросил Гапонов»;
« - Бросай книжку, пойдем на дискач!..(молодежный сленг) – смеясь, крикнула
она...»;
« - Зашкаливает же!! Сейчас как дам динамиком по балде!! – заорал Бумагин...»
(«Общага-на-крови», А. Иванов)
Общага – разг.-сниж. (просторечн.)НЕПРИНУЖДЕННАЯ БЕСЕДА: типичная ситуация использования разговорного стиля.Показательна в разговорном стиле активность
экспрессивно-эмоциональной лексики (фамильярной,
ласкательной, неодобрительной, иронической).
Оценочная лексика имеет здесь обычно сниженную
окраску.
Характерно использование окказиональных слов,
словосочетаний, неологизмов: пиарщик, открывашка,
андеграунд, рыба = образец статьи; увнучить (по аналогии
с усыновить), ми-ми-мишный, пользительный, ревность
перешкаливает и т.д.* Фьюжн (англ. fusion – букв. сплав, слияние) - современное стилевое направление,
возникшее в 1970-е гг. на основе джаз-рока, синтеза элементов европейской
академической музыки и неевропейского фольклора.В разговорном стиле действует закон «экономии
речевых средств», поэтому здесь часто встречаются
сокращения слов (например, преподаватель – препод,
преп; дискотека – дискач, диско..., движение - движ и
т.д.).
Вместо названий, состоящих их двух и более слов, чаще
употребляется одно: вечерняя газета – вечерка,
сгущенное молоко – сгущенка, подсобное помещение –
подсобка, пятиэтажный дом – пятиэтажка.
В некоторых случаях сокращаются устойчивые
сочетания слов: скажем, ученый совет – совет,
больничный лист – больничный, декретный отпуск декрет, студенческий билет – студенческий, студак и
т.д.Особое место в разговорной лексике занимают
слова с общим или неопределенным значением,
которые конкретизируются в определенной
ситуации: вещь, штука, дело, история... («Да, было
дело!.. Жили мы у моря...»; «Вот так история!.. Я
окончательно запутался, и ничего не понимаю!»).
К ним близки «пустые» слова, «лексические
нули», обретающие определенное значение лишь в
контексте
(волынка,
бандура,
драндулет).
Например, «А куда ты эту бандуру денешь?» (во
время ремонта, о шкафе), «Снова – отдыхать!..
Знаем мы эту музыку!» (т.е. знаем, что будет
сказано много слов, а сделано будет мало –
положиться не на кого).Разговорный стиль богат фразеологией. Большинство русских фразеологизмов
обладают именно разговорным характером: нежданно-негаданно, как с гуся вода,
рукой подать, расквасить нос, пускать пыль в глаза, первый блин комом, без ножа
зарезать...
Сравним: уйти из жизни – сыграть в ящик, вводить в заблуждение – вешать
лапшу на уши \\ втирать очки, придумывать – брать с потолка.
Разговорные и просторечные фразеологизмы придают речи яркую образность.
От книжных и нейтральных фразеологизмов (например, «кануть в Лету», «тьма
кромешная», «во время оно»...) они отличаются не значением, а особой
выразительностью и сниженным стилистическим звучанием (тянуть резину,
тянуть канитель; разделать под орех, дать задний ход...).
Для фразеологизмов типично наличие
той или иной оценки событий
(личности).
К примеру, «синий чулок», «голубая
кровь», «на широкую ногу»,
«не в своей тарелке», «видал виды»,
«как мешком прибитый»...СЛОВООБРАЗОВАНИЕ разговорной речи характеризуют черты,
обусловленные ее экспрессивностью и оценочностью.
Употребительными являются суффиксы субъективной оценки со
значениями ласкательности - неодобрения, уменьшительности увеличительности и др. (мамочка, лапушка, солнышко, дитятко;
кривляка, пошлятина, домище, холодина...), а также суффиксы с
функциональной
окраской
разговорности,
например,
у
существительных: суффиксы – к (раздевалка, ночевка, свечка,
печка), - ик (ножик, дождик), - ун (говорун), - яг(а) (работяга), ятин(а) (вкуснятина), - ш(а) (докторша, кондукторша,
секретарша и др.).
Активно используются бессуфиксальные образования (храп,
хрип, пляс) и словосложение (лежебока, пустозвон, пустомеля).
В целях усиления экспрессии нередко используется удвоение
слов: огромный-(пре)огромный, глазастая-глазастая, умнаяпреумная и т.п.В области МОРФОЛОГИИ разговорный стиль выделяется особой
частотой глаголов, они здесь употребляются даже чаще, чем
существительные.
Показательно и особенно частое использование личных и
указательных местоимений, «из-за постоянной необходимости
обозначать участников разговора» (Г.Я. Солганик).
«Любой диалог (а это основная форма разговорной речи)
предполагает я – говорящего, ты – слушающего, который
попеременно берет на себя роль говорящего, и он – того, кто
непосредственно не участвует в беседе. В формулу я – ты – он
можно вложить любое содержание» (Г.Я. Солганик).
Указательные
местоимения нужны разговорному стилю
благодаря свойственной им широте, обобщенности значения. Их
конкретизирует жест, что создает условия для весьма сжатой
передачи той или иной информации (например, «Это не здесь, а
там», «Вам туда!»).Из прилагательных в разговорной речи находят применение
притяжательные (мамина работа, дедово ружье...). Краткие формы
прилагательных используются редко. Почти совсем не встречаются причастия и
деепричастия.
Часто используются частицы и междометия: Что уж говорить! Вот так штука!
Упаси бог об этом и вспоминать-то! На тебе, сюрприз!
В разговорном стиле отдается предпочтение вариантным формам
существительных (в цеху, в отпуску, на дому; стакан чаю, меду; цеха, слесаря),
числительных (пятидесятью, пятистами \\ вместо пятьюдесятью,
пятьюстами), глаголов (прочту, а не прочитаю, подымать, а не поднимать, не
видать, не слыхать). В живой беседе часто встречаются усеченные формы
глаголов, имеющие значение мгновенного и неожиданного действия: хвать,
прыг, скок, стук и т.п. Например: А этот хвать его за рукав; А кузнечик прыг
- и в траву. Используются разговорные формы степеней сравнения
прилагательных (получше, покороче...), наречий (поскорей, поудобней,
вероятней всего) и варианты окончаний местоимений (саму хозяйку, в ихнем
доме). Даже просторечные формы встречаются здесь в шутливых контекстах
(ейный ухажер, евонные товарищи). В разговорной речи закрепились нулевые
окончания в родительном падеже множественного числа таких
существительных, как килограмм, грамм, апельсин, помидор и т.п. (сто грамм
масла, несколько помидор, пять килограмм апельсин).Под действием закона экономии речевых средств разговорный стиль допускает
употребление вещественных существительных в сочетании с числительными
(два молока, две ряженки - в значении «две порции»).
Здесь обычны своеобразные формы обращений - усеченные существительные:
мам! пап! Кать! Вань!
Не менее самобытна разговорная речь и в распределении падежных форм:
здесь господствует именительный, который в устных репликах заменяет книжные
управляемые формы.
Например: Он построил дачу - станция рядом;
Купила шубу - серый каракуль;
Каша - посмотри! (разговор на кухне);
Дом обуви - где выходить? (в автобусе);
Поверните налево, переход и магазин спорттоваров.
Особенно последовательно именительный падеж
заменяет все остальные при употреблении в речи числительных:
Сумма не превышает триста рублей (вместо: трехсот);
с тысяча пятьсот тремя рублями (с тысячью пятьюстами тремя)...Синтаксис
Синтаксис разговорной речи весьма своеобразен, что обусловлено ее устной
формой и яркой экспрессией. Здесь господствуют простые предложения, чаще
неполные, самой разнообразной структуры (определенно-личные,
неопределенно-личные, безличные и другие), к тому же, предельно лаконичные,
короткие. Сама ситуация восполняет пропуски в речи, делая ее понятной
слушающим: Покажите, пожалуйста, в линейку (при покупке тетрадей); Таганку
я не хочу (при выборе билетов в театр); Вам от сердца? (в аптеке) и т.д.
В устной речи мы часто не называем предмет, а описываем его: В шляпе здесь не
проходила? Они любят смотреть приключенческие (имеются в виду фильмы).
В результате неподготовленности речи в ней возникают присоединительные
конструкции: Надо ехать. В Санкт-Петербург. На конференцию. Такое
дробление фразы объясняется тем, что мысль развивается ассоциативно,
говорящий словно припоминает подробности и дополняет высказывание.
Сложные предложения не характерны для разговорной речи, чаще других
употребляются бессоюзные: Уеду - тебе будет легче; Ты говори, я слушаю.
Некоторые бессоюзные конструкции разговорного типа не сопоставимы ни с
какими книжными фразами. Например: А там что, богатый выбор или вы не
были?; А к следующему разу, чтоб, пожалуйста, и этот урок, и прошлый!Необычен и порядок слов в живой речи: на первое место ставится, как правило,
самое важное в сообщении слово: Компьютер мне купи; Валютой расплатился;
Всего ужаснее - то, что ничего уже нельзя сделать; Дворцовая площадь выходите?; Вот эти качества в нем я и ценю.
При этом иногда переплетаются части сложного предложения (главное и
придаточное):
Я и так воды не знаю где достать;
И голод узнал, и что такое холод;
Вы спрашиваете о ней и что я сделал?
Для типичных разговорных сложных
предложений характерно ослабление
функции придаточного, слияние его с
главным, структурная редукция:
Ты могла бы поговорить о чем захотела;
Будешь работать с кем прикажут;
Зови кого хочешь; Живу как придется.
В ряде разговорных типов предложений
могут совмещаться вопросно-ответные
построения и отражаться структурные черты
диалогической речи, например: Кого я уважаю на курсе, так это Иванова; Кто
мне нужен, так это ты.Следует отметить следующие черты разговорного синтаксиса:
· Употребление местоимения, дублирующего подлежащее: Вера, она
поздно приходит; Участковый, он это заметил.
· Вынесение в начало предложения важного по смыслу слова из
придаточной части:
Хлеб я люблю, чтоб всегда свежий.
· Употребление слов-предложений: Ладно; Ясно; Можно; Да; Нет;
Отчего же? Конечно! Еще бы! Ну да! Да нет! Возможно.
· Использование вставных конструкций, вносящих добавочные,
дополнительные сведения, поясняющих главное сообщение: Я думал
(тогда я был еще наивен), он шутит; А мы, да ты и сам знаешь,
всегда рады гостю; Коля - он вообще добрый человек - хотел
помочь...
· Активность вводных слов: может быть, кажется, к счастью, как
говорится, так сказать, скажем так, знаете.В заключение стоит отметить, что разговорный стиль в большей
степени, чем все другие стили, обладает ярким своеобразием
языковых черт, выходящих за рамки нормированного
литературного языка. Он может служить убедительным
доказательством того, что стилистическая норма принципиально
отличается от литературной.
Каждый из функциональных стилей выработал свои
собственные нормы, с которыми следует считаться. Это не значит,
что разговорная речь всегда вступает в противоречие с
литературными языковыми правилами. Отступления от нормы
могут колебаться в зависимости от внутристилевого расслоения
разговорного стиля. В нем есть разновидности сниженной, грубой
речи, просторечие, впитавшее влияние местных говоров, и т.д.
Разговорная речь интеллигентных, образованных людей вполне
литературна, но в то же время она резко отличается от книжной,
связанной строгими нормами других функциональных стилей.