Занятие в старшей группе
«Составление описательного рассказа по картине «Кормушка для птиц».
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Цели:
составлять рассказ по картине, развивать мелкую моторику рук.
Задачи:
Составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о зимующих птицах;
Различать зимующих птиц по внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки.
Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Закреплять умение лепить фигурку птицы конструктивным способом, используя разные усвоенные приемы: раскатывание пластилина между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения. Создавать в лепке образ птицы, передавая ее позу; Формировать умение детей лепить птиц из пластилина и бросового материала. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции при прослушивании и рассказывании, умеет поддерживать беседу, рассуждает, составляет рассказ по картине, активно участвует в подвижной игре, с увлечением работает с пластилином и бросовым материалом по собственному замыслу.
Материал для занятия:
- Картина с изображением птиц на кормушке.
- Пластилин цветной
- Контейнеры пластмассовые
- Перышки, стеки, салфетки матерчатые, бусинки для глаз.
- Коробка картонная небольшая, тесьма, корм в баночках с крупой, семечками, кусочек хлеба, сало.
Организационный момент.
Бескрайни просторы нашего северного края. Прекрасны леса, реки и озера. Разные птицы прилетают к нам весной и остаются на зиму в этом суровом крае. Дни зимой коротки, редко выглядывает солнце, а ночи длинные и морозные. В такое время года птицы всегда страдают от голода и холода. Люди проявляют заботу о них и помогают перезимовать.
Загадка о кормушке.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Почему столовую для птиц называют кормушкой?
Показ картины и беседа по ней.
1.Куда прилетели птицы?
2. Кто сделал кормушку для птиц?
3. Как вы думаете, что нужно для постройки кормушки?
4. Куда дети повесили кормушку?
Рассказ воспитателя.
Наступила холодная зима. Голодно птицам в лесу. Дети попросили дедушку сделать кормушку для птиц. Принесли дощечки, молоток, гвозди. Когда кормушка была готова, дети повесили ее на березе и насыпали корм: крупу, семечки, хлебные крошки. Дети спрятались за елку и стали наблюдать. Сначала на кормушку прилетели воробье, потом синицы. Птицы быстро клевали корм.
Вопросы.
Воспитатель: А теперь вы будите составлять свой рассказ по картине.
Творческое задание.
1.Придумать рассказ по аналогии.
(дети придумывают свои рассказы аналогичные воспитателю)
Воспитатель: Вы составили интересные рассказы, а теперь я приглашаю вас поиграть в игру «Птицелов».
2.Подвижная игра «Птицелов»
Играющие выбирают себе названия птиц крику которых они могут подражать, встают в круг в центре которого - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят на распев: в лесу во лесочке на зеленом дубочке птицы весело поют. Ах! Птицелов идет! Он в неволю нас возьмет, птицы улетайте! Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте и водящий начинает искать птиц. Того кого он нашел подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом. Правила игры: играющий не должен прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
(дети усаживаются)
Воспитатель: дети, а из чего можно сделать кормушку еще?
(пластиковой бутылки, коробки)
Воспитатель: (воспитатель показывает разные кормушки)
вот посмотрите, как можно сделать кормушку из коробки.
(педагог изготавливает небольшую кормушку, предлагает выбрать корм для птиц какой дети вынесут птицам на прогулку) воспитатель помещает на изготовленную кормушку птичку, изготовленную из бросового материала и пластилина.
Воспитатель : вот посмотрите, на кормушку уже прилетела моя птичка. А хотите, что бы и ваши птички тоже прилетели на кормушку и поклевали угощения.
(дети самостоятельно выбирают предложенный материал и мастерят птиц. Готовых птиц помещают на кормушку. По желанию, некоторые дети лепят корм для птиц).
Рефлексия.
1. О чем мы составляли рассказ?
2. Что мы лепили?
3. В какую игру играли?
Кормушка выносится для показа родителям
Троянская Ольга Александровна , воспитатель, МБДОУ ДСОВ «Северяночка», Россия, Ханты-Мансийский автономный округ, Октябрьский район, пгт. Приобье.
Совсем скоро наступит зима. Земля, вода и лес-все покроется снегом. , все кругом погрузится в глубокий сон.
Замерзнут травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом, затаятся, заснут многие животные. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, логово или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел и спи себе крепко, смотри сладкие сны до весны.
Сильно страдают зимой от холода и голода птицы. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под плотные перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом и стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы хоть как-то согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы им укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.
Январь и февраль-самые трудные для птиц месяцы. Месяцы лютого голода. В феврале зима чувствует, что скоро ей придется уступить свои права, вот она и злится: то морозом ударит, то заметет поземкой. Хуже всего, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и сразу заморозит снег сверху. Такая ледяная корка- наст, крепкий, жесткий, скользкий. Его не разбить ни слабыми лапками, ни клювом. Как птицам достать подо льдом пищу- засохшую травку, зернышки. У кого нет силы пробить стекло ледяной корки, тот голодает.
Но хорошо известно, кто сыт, тому не страшен холод, поэтому мы должны помогать своим маленьким, слабым пернатым друзьям. Им много не надо. Кто даст зернышек, кто- сальца, кто- ягод, кто- хлебных крошек. А сколько их таким образом можно спасти от голодной смерти!
Мы можем устраивать для птиц маленькие бесплатные столовые во дворах и прямо у себя на балконе или лоджии. Мы можем вывешивать из окон кусочки хлеба на ниточках или устанавливать во дворе кормушки с пшеном, семечками, зернышками или хлебными крошками. У кого что есть. Синички, воробьи и другие пернатые гости будут с радостью посещать такие соловые. А синицы особенно любят сало, но не соленое, конечно: от соленого у них заболят животики. Можно взять деревянную палочку, высверлить в ней ряд дырочек и залить их горячим салом- свиным или говяжьим. Нужно дать салу остыть и вывесить палочку за окно, а еще лучше повесить ее во дворе на дерево. Веселые маленькие гости не заставят себя долго ждать. А в благодарность весной, летом и осенью будут очищать от вредителей деревья, на которых они кормились зимой.
ПОМОГАЙТЕ МАЛЕНЬКИМ ПЕРНАТЫМ ДРУЗЬЯМ ЗИМОЙ! ПРИГЛАШАЙТЕ ЭТИХ МИЛЫХ И ЗАБАВНЫХ ПТИЧЕК К СЕБЕ В ГОСТИ, ЧТОБЫ ПОЛЮБОВАТЬСЯ ИМИ И ДОСЫТА ИХ НАКОРМИТЬ В ЭТО ТРУДНОЕ ДЛЯ НИХ ВРЕМЯ!
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО!
В виду того, что работа по развитию связной речи проводится на 3 этапе и за несколько занятий "успешно развить" связную речь невозможно. Было разработано перспективное планирование логопедических занятий с учетом работы по развитию связной речи с 1 логопедических занятий. Приведу примеры некоторых занятий по обучению рассказыванию по картине и серии картин.
2 этап, предлоги, №9.
Тема: Составление рассказа и запись по серии картин «Друзья птиц».
Цель: обучение рассказыванию по серии картин, закрепление знаний о зиме и зимующих птицах.
Сегодня мы будем составлять рассказ по 3 картинкам.
Посмотрите на каждую картинку очень внимательно. Какое время года изображено на картинках?
Как вы догадались, что на картинках зима?
Поставьте картинки в таком порядке, чтобы получился рассказ.
Какая картинка будет первой? Расскажите что на ней изображено.
1). Каких птиц вы видите? Как они себя чувствуют? (им голодно.)
Почему птицы, утром прилетев к кормушке, остались голодные? (Птицы, подлетев к кормушке, нашли на ней вместо корма – снег.)
Наверное, ночью шел снег и поэтому утром, кормушка была занесена снегом.
Давайте, придумаем название к этой картинке. («Голодные птицы»)
Запишем слова, которые помогут рассказать по этой картинке.
(Кормушка в парке, занесена снегом, прилетев к кормушке, остались голодные)
2). Кого вы видите на этой картинке? Дайте имя мальчику, который сметает снег, и тому, который вешает сало. Как одним предложением сказать про остальных детей? (они принесли ягоды, семена.)
Как назовём эту картинку? («Друзья птиц»)
Запишем «слова – помощники» (Сметает, вешает, принесли семена и ягоды)
У нас осталась ещё одна картинка. Нам нужно закончить рассказ.
Посмотрите ещё раз на все картинки. Чем отличается 2 картинка от 1 и 3? Кого на ней нет? Почему?
(Куда подевались птицы, на 1 и 3 они есть?)
(Птички ждали, когда ребята уйдут. Они боятся людей, т.к. маленькие, беззащитные.)
3). Как только ребята отошли к скамеечке, птицы тут же слетели…(откуда?) с дерева и налетели на корм.
Как изменилось настроение у птичек? Почему? Как можно сказать о том, что делают птицы? (клюют, обедают, угощаются).
Что делают дети? Какое у них настроение? (У ребят было хорошее и веселое настроение оттого, что они помогли пернатым друзьям.)
Как их можно назвать? (Друзья птиц.)
Придумайте название этой картинке. («Все рады»)
«Слова - помощники»: (Отошли, слетели, беззащитные, клюют, угощаются, обедают, весёлое настроение, помогли, пернатые друзья)
Сейчас вы запишите свои рассказы.
На доске даны вопросы, которые помогут составить хороший рассказ.
1. Какое время года наступило? Зима
2. Что засыпал снег? Кормушку
3. Кому стало голодно? Птицам
4. Что решили сделать ребята? Помочь
5. Кто смёл снег с кормушки?
6. Что положили туда дети? Ягоды, семена
7. Кто повесил сало?
8. Как угощаются синицы, Весело
Снегири, воробьи?
Дайте название своему рассказу? (Друзья птиц)
Примерный рассказ:
Наступила зима. Ребята повесили кормушку в парке.
Ночью выпал пушистый белый снег. Утром птицы прилетели к кормушке, а вместо корма – снег.
Пришли ребята. Ваня сметает веником снег с кормушки. Оля и Саша принесли корм. Маленькая Маша принесла гроздья рябины. Коля развешивает на ветках кусочки сала.
Закончив работу, ребята отошли к скамеечке и стали наблюдать. Птицы тут же слетели с деревьев и налетели на корм.
Ребята были рады, что помогли птицам.
Цель: обучение детей составлению рассказа.
Задачи: уточнять знания детей о зимующих птицах;
развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;
воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.
Оборудование: плоскостные изображения зимующих птиц, пшеница, семечки, кормушка; мнемотаблица рассказа «Птица у кормушки».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Составление рассказа «Птицы у кормушки»
Цель: обучение детей составлению рассказа.
Задачи: уточнять знания детей о зимующих птицах;
развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;
воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.
Оборудование: плоскостные изображения зимующих птиц, пшеница, семечки, кормушка; мнемотаблица рассказа «Птица у кормушки».
Ход занятия
- Организационный момент.
Прослушивание пения птиц в лесу с музыкой.
Педагог: Вот такие звуки можно было услышать летом в лесу, а сейчас лес молчаливый, задумчивый. Куда делись птицы? Ребята, а все птицы улетел и в теплые края? Давайте угадаем птиц, которые остались с нами зимовать.
Игра «Узнай по описанию»
Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) (воробей)
Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) (синица)
Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) (снегирь)
Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев (дятел)
Черная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает (ворона)
Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) (сорока)
(Вспоминаем потешку «Сорока-белобока».
При каждом правильном ответе педагог выставляет соответствующую фигурку птицы.
2. Объявление темы.
Педагог: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.
3. Составление рассказа.
Педагог предлагает детям подумать, что нам нужно, чтобы помочь птицам зимой?
Почему дети решили сделать кормушку?
Что им для этого понадобилось?
Где дети повесили кормушку?
Кто с радостью прилетал к кормушке?
Как нужно заботиться о птицах зимой?
Педагог просит придумать имена детям.
4. Физкультминутка «Птички»:
Птички прилетали,
Крыльями махали.
Сели. Посидели
5. Рассказы детей.
Педагог предлагает составить рассказ, используя мнемотаблицу.
Примерный рассказ, составленный детьми
Наступила зима. Птицам стало холодно и голодно. Таня и Ваня сделали кормушку для птиц. Ваня повесил ее на дерево. Таня подала Ване семечки. Ваня насыпал семечки в кормушку. Ребята ушли домой. Таня и Ваня стали наблюдать из окна. К кормушке подлетела синичка. Немного погодя прилетел еще снегирь. Птицы склевали семечки и улетели. Ребята были довольны, что птицы сытые.
6. Игра «Сосчитай птиц и кормушки».
Выставляется кормушка.
Педагог дает задание посчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т.д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры воспитатель говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.
7. Дидактическая игра «Скажи одним словом»
Образование сложных прилагательных.
У сороки белые бока, поэтому её называют (белобокая) .
У синицы желтая грудка, поэтому её называют (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют красногрудый).
У дятла красная голова, поэтому его называют (красноголовый).
У ворона черные крылья, поэтому его называют чернокрылый).
8. Итог занятия.
О чем составляли рассказ?
Как называют птиц, которые остаются зимовать?
Как можно помочь птицам зимой?
После занятия дети совместно с воспитателем одеваются, берут свои кормушки, сделанные из подручного материала, и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм.
В дальнейшем дети могут проводить наблюдения за птицами.
По серии сюжетных картин
Цели:
коррекционно-образовательные:
Обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;
Учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;
коррекционно-развивающие:
Уточнять знания детей о зимующих птицах;
Развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;
коррекционно-воспитательная:
Воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается.
Оборудование: серия сюжетных картин «Кормушка» (рис. 13-15), предметные картинки с изображением зимующих птиц (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение художественных текстов М. Горького «Воробьишко» и И.С. Соколова-Микитова «В берлоге», «На лесной дороге». Игры: «Улетают, не улетают», «Кто как зимует?» Изготовление кормушек для птиц из подручного материала.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Узнай по описанию»
Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) - воробей.
Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) - синица.
Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) - снегирь.
Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) - сорока.
Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев - дятел.
Черная, с мощным клювом, глянцевыми перья ми, каркает - ворона.
При каждом правильном ответе логопед выставляет соответствующую картинку.
2. Объявление темы.
Логопед: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.
3. Составление рассказа.
Логопед предлагает детям разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».
Почему дети решили сделать кормушку?
Что им для этого понадобилось?
Где дети повесили кормушку?
Кто с радостью прилетал к кормушке?
Как нужно заботиться о птицах зимой?
4. Физкультминутка.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю снег.
С неба все скользят пушинки -
Серебристые снежинки.
Кружатся над головою
Каруселью снеговою.
На снегу-то, посмотри, -
С красной грудкой снегири.
5. Рассказы детей.
Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.
Примерный рассказ, составленный детьми
Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.
6. Игра «Сосчитай птиц и кормушки».
Выставляется кормушка, изготовленная детьми.
Логопед дает задание посчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т.д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры логопед говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.
7. Итог занятия.
О чем составляли рассказ?
Как называют птиц, которые остаются зимовать?
Как можно помочь птицам зимой?
После занятия дети совместно с логопедом одеваются, берут свои кормушки, сделанные из подручного материала, и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут проводить наблюдения за птицами.
Занятие 13.
Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель»
(по опорным картинкам)
Цели:
коррекционно-образовательная:
Учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам;
коррекционно-развивающие:
Расширять и активизировать словарь детей по теме;
Развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы;
коррекционно-воспитательная:
Воспитывать у детей навык самоконтроля за речью.
Оборудование: предметные картинки: деревья, пила, фабрика, плотник, мебельный магазин, покупатель, фургон для доставки мебели, дом (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» (о столярах и плотниках). Игры: «Кто чем занимается?» (профессии: плотник, столяр, мастер-краснодеревщик, лесоруб); «Мастер» (образование прилагательных от существительных); составление описательных рассказов с использованием схемы описания.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения С. Маршака. «Откуда стол пришел?»
Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной,
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол - сосновый стол -
К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной -
Он сам когда-то был сосной.
Сочилась из его ствола
Прозрачная смола...
Но вот горячая пила
Глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он - и упал...
И в лесопилке над рекой
Он стал бревном, он стал доской.
Потом в столярной мастерской
Четвероногим стал...
Стоит чернильница на нем,
Лежит на нем тетрадь.
За ним работать будем днем,
На нем чертеж я разложу,
Когда пора придет,
Чтобы потом по чертежу
Построить самолет.
2. Объявление темы.
Стук в дверь. Вносят конверт. Логопед достает из него картинки и выставляет их на доску. Затем обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, кто бы мог прислать нам это письмо и что он хочет нам рассказать?» Выслушав ответы детей, логопед читает обратный адрес. Оказывается, что письмо прислали работники фабрики, изготовившие мебель, которая стоит в кабинете. Они просят детей составить рассказ по картинкам о том, как все происходило, записать и выслать его.
Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картин «Откуда к нам пришла мебель».
3. Беседа по картинкам.
Из каких деревьев изготавливают мебель? (Из дуба, ореха, сосны.)
Кто рубит деревья для изготовления мебели? (Лесорубы.)
Где распиливают деревья на доски? (На лесопилке.)
Люди каких профессий превращают деревья в мебель? (Лесорубы, столяры, плотники, мастера-краснодеревщики.)
Чем занимается каждый из них?
Что нужно сделать для того, чтобы доски превратились в мебель? (Нарисовать чертеж, выпилить части мебели, покрыть краской и
лаком, просушить, упаковать.)
Куда отправляют готовую мебель?
Как мебель приходит к нам в дом?
Что нужно делать для того, чтобы в лесу деревьев не становилось меньше?
4. Игра «Куда что нужно?»
Диван, кресла, журнальный столик нужны в... (гостиной).
Обеденный стол и стулья нужны в... (столовой).
Кухонный гарнитур, навесные шкафы в... (кухне).
Вешалка, зеркало в... (прихожей).
Кровать, платяной шкаф в... (спальне).
Детская мебель нужна в... (детской комнате).
5. Физкультминутка .
6. Составление рассказа.
Логопед просит вспомнить детей все, о чем они говорили на занятии, и составить рассказ, с опорой на картинки. Составлять рассказ лучше по цепочке, но при этом логопед следит за тем, чтобы дети логически верно соединяли предложения между собой.
Примерный рассказ
Вырос в лесу большой дуб. Лесорубы решили, что из него получится красивая мебель. Они спилили его и отправили на лесопилку. На лесопилке плотники распилили дерево на доски. Доски доставили на фабрику. Тут за работу принялись столяры и мастера краснодеревщики. Они выпилили и собрали части мебели, покрыли их краской и лаком, упаковали и отправили в мебельный магазин. Покупателям захотелось приобрести новую мебель. В магазине мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель дошла до нас.
Составленный детьми рассказ логопед записывает. В конце занятия логопед и дети вкладывают письмо в конверт.
7. Рассказы детей.
8. Итог занятия.
Где изготавливают мебель?
Люди, каких профессий трудятся над изготовлением мебели?
Как защитить лес от уничтожения?