Занятие
Дата Класс 8
Всего обучающихся -9 Присутствовало - __9__
Предмет Технология Учитель Свищенкова Е.Г.
Тема занятия:
Цель занятия: Формирование первоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и о возможностях получения профессионального образования различных уровней.
Задачи.
Образовательные:
Формирование знаний у учащихся по планированию профессионального пути и представления о мире профессий.
Развивающие:
Развитие у учащихся первоначальных знаний о будущей профессии.
Воспитательные:
Воспитание позитивного отношения к различного рода профессиональной деятельности и планирование рационального пути продолжения образования.
Воспитание способности к межличностному взаимоотношению в процессе выполнения заданий; развивать речь, память, навыки публичного выступления.
Оборудование: компьютер, презентация, магнитная доска, рабочие листы, учебное пособие, клей, магниты, фломастеры.
Тип занятия: изучение нового материала.
Данный урок изучается в теме «Современное производство и профессиональное образование».
Смысловой блок(содержание)
Методы и формы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД
Организационный этап
1мин
словесный
Учитель настраивает учащихся на работу. Создаёт определённый психологический настрой и атмосферу занятия; приглашает учащихся к сотрудничеству. Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
(Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья – то сердитая речь?
И ответную искру зажечь.)
Приветствуют учителя, готовы к занятию.
Личностные : умение соблюдать дисциплину на занятии; уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД : умение организовать выполнение заданий в процессе работы.
2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся
2мин
подводящий диалог
Подведение к теме и цели занятия. Давайте определим тему и цель занятия.
Столько есть профессий разных,
Все их нам не перечесть:
(СЛАЙД 2)
Вопрос: Представители каких профессий изображены на слайде?
Значит о чем пойдет речь на нашем занятии?
Действительно, сегодня мы с вами на занятии познакомимся с системой профессионального образования РФ.
Отработав по материалу слайда, учащиеся формулируют тему занятия.
Регулятивные УУД:
целеполагание,
познавательная инициатива, планирование, прогнозирование
Познавательные УУД: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о путях получения профессии.
Коммуникативные УУД:
выступать перед аудиторией; умение слушать и слышать; аргументировать, доказывать.
3.Актуализация знаний
2мин
- Что необходимо прежде всего, для того чтобы получить профессию?
Что такое профессиональное образование?
Чем же мы с вами сегодня будем заниматься?
(ответы учащихся).
Вывод на экран цели занятия.
Раздать рабочие и оценочные листы.
парная работа.
Устные комментарии.
Мы должны познакомиться с системой профессионального образования.
Познавательные УУД:
Личностные : умение соблюдать дисциплину на занятии; уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы учителя, вопросы одноклассников; выслушивать ответы других, высказывать свою точку зрения и аргументировать её.
4.Первичное усвоение новых знаний
5.Физминутка
6. Первичная проверка понимания
7.Первичное закрепление
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9. Рефлексия.
10-13мин
1 мин.
3мин
3мин
1 мин
1мин
2мин
Пути получения профессионального образования.
Основные термины и понятия: (С-6) 1.профессиональный план, 2.профессиональный рост, 3.профессиональное самоопределение, 4.реорганизация, 5.выбор пути профессионального образования, 6.система профессионального образования РФ.
Словесные : рассказ с элементами беседы, проблемное изложение; наглядные :
Использование ИКТ – презентация « Пути получения профессионального образования.
».
опрос
Учитель выводит на экран слайды презентации.
Работа над основными терминами и понятиями (С-7; рабочий лист 1 + таблица + клей, текст параграфа)
Работа по таблице 10 , стр.145.С-8.
Проблема: «Определить уровни профессиональной подготовки и возможное место её получения в нашем городе»
Все подняли руки – раз!
На носках стоит весь,
Два – присели, руки вниз
На соседа посмотри – это три,
А теперь вставай
И работу продолжай.
Координация деятельности учащихся
С- 9 Возможные пути получения профессионального образования
С-10 Учебные заведения
Тестирование
Просмотрите дома список топ-профессий актуальных на период до 2020г.
1) Что вы узнали нового на занятии?
2)Какое чувство возникает у вас при словах «будущая профессия»?
3)Как вы считаете, вам пригодятся знания, полученные на занятии в вашей жизни?
Индивидуальная работа учащихся, +парная работа проводят исследования согласно рабочим листам. Взаимоконтроль +работа с «Ключом»
Работа с учебником и рабочим листом А-3 №2.
Работа в группе.
Выполняют физические упражнения
Самопрезентация рабочего листа №2;
Самооценка Оценочный лист
Выполнение теста
Взаимопроверка
Работа по итогам оценочного листа.
Высказывания учащихся
Познавательные УУД:
– структурирование знаний
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– анализ, синтез, сравнение, обобщение,
Личностные УУД:
Умение вести диалог на основе равноправного отношения и взаимного уважения.
Регулятивные УУД:
- планировать пути достижения цели;
адекватно оценивать правильность своих действий и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД:
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Познавательные УУД:
самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;
Регулятивные УУД:
саморегуляция
Коммуникативные УУД:
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
Личностные УУД: осознание ценности здорового образа жизни
Познавательные УУД:
умение структурировать знания
Коммуникативные УУД:
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Личностные УУД:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Личностные УУД: самоконтроля, смыслообразования.
Познавательные УУД:
общеучебные.
Регулятивные УУД:
планирование, прогнозирование
Личностные УУД: самоконтроля.
Познавательные УУД:
рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и
результатов деятельности
Регулятивные УУД:
адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные УУД:
формулирование и аргументация своего мнения
планирование учебного сотрудничества
Личностные УУД:
внутренняя позиция школьника
самооценка на основе критерия успешности
Путь к профессии принято называть «образовательной траекторией». Она может быть прямой, когда человек после школы сразу начинает учиться той специальности, по которой в дальнейшем и работает. Но очень часто она бывает и с поворотами, порой довольно крутыми. Вот наиболее типичные варианты пути к профессии:
ü Школа – вуз или техникум – работа по полученной специальности (это прямая образовательная траектория).
ü Школа – среднее специальное учебное заведение – вуз (поступление на второй-третий курс) – место работы.
ü Школа – место работы (с обучением непосредственно на производстве) – продолжение обучения (колледж, техникум или вуз) – другое место работы.
Первый серьезный выбор стоит перед молодыми людьми, закончившими 9 классов школы(получившими так называемое «неполное среднее образование»). Куда идти дальше – в десятый класс, в среднее специальное учебное заведение или сразу работать?
Обычно те, кто нацелен на получение высшего образования, продолжают учиться в старших классах, где углубленно изучаются предметы, которые понадобятся им для поступления в высшее учебное заведение.
Те, кто выбирает среднее специальное образование, могут получить его сразу после 9 класса (тогда длительность обучения составляет обычно 3-4 года, и параллельно с получением профессии изучается школьная программа 10-11 классов) либо закончить старшие классы общеобразовательной школы и поступить в техникум или колледж, обучаясь там по более короткой программе (1-2 года). По уровню получаемой подготовки и по суммарной длительности обучения эти пути примерно равнозначны. И в том и в другом случае после получения профессии можно работать или продолжить образование в вузе. После 9 класса можно пройти краткосрочное обучение несложной профессии и приступить к работе. Но поступить в вуз могут только те, у кого есть свидетельство о среднем образование, которое можно получить экстерном или в вечерней школе, сдав соответствующие экзамены.
Уровни профессионального образования
В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации», образование в нашей стране делится на общее и профессиональное.
Разные учебные заведения дают возможность получить разные уровни профессионального образования.
Уровни образования и типы образовательных учреждений
Общее образование включает три ступени: начальное общее (1-4 классы), основное общее (9 классов) и полное общее, которое раньше называлось просто средним (11 классов).
Основное общее образование является обязательным. Оно соответствует 9 классам школьного обучения. Человек, который успешно сдал ОГЭ (Обязательный государственный экзамен) и получил свидетельство об окончании основного общего образования, может выбирать - продолжать общее образование, т.е. пойти в 10 класс, или начинать образование профессиональное, т.е. поступать в учреждения начального или среднего профессионального образования.
Профессиональное образование в России имеет три уровня в порядке повышения квалификации - начальное, среднее и высшее. И все эти ступени призваны решить одну главную задачу - дать человеку профессию.
Начальное и среднее профессиональное образование
Среди молодых людей много тех, кто хочет быстрее получить профессию и начать работать, а не тратить еще несколько лет после школы на изучение новых учебных предметов.
Начальное профессиональное образование дает возможность стать квалифицированным работником практически по любой профессии исполнительского класса. Напомним, что данный класс профессий связан с работой по образцу, точным следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем. Как было сказано выше, для того чтобы получить начальное профессиональное образование, достаточно иметь, как правило, основное общее (9 классов), хотя в некоторых случаях, по отдельным профессиям - необходимо полное общее. Обычно начальное профессиональное образование можно получить в течение 1-2 лет.
В учреждениях начального профессионального образования готовят не только рабочих. Для приобретения квалификации здесь необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. Учащиеся так же сдают зачеты и экзамены, пишут курсовые работы. Выпускники способны самостоятельно осваивать новые технологии и виды работ, расти профессионально.
Среднее профессиональное образование можно получить в училищах и техникумах, на курсах дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.
Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительского или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, полное общее или начальное профессиональное образование. При этом, если человек уже имеет полное общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам. В большинстве случаев имеется возможность получить среднее профессиональное образование в течение 2-3 лет.
В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.
Главное преимущество среднего специального образования – это возможность получить профессию и приступить к работе, обретя самостоятельность, существенно (на 3-4 года) быстрее, чем при получении высшего образования. Среднее специальное образование бывает обычно более практикоориентированным: ученики сразу начинают приобретать конкретные трудовые навыки, которые потом используют в работе, имеют много возможностей для практики непосредственно на производстве. Кроме того, такое образование обычно доступнее и по финансовым соображениям, и с точки зрения того, что предъявляет меньше требований к предварительной подготовке обучающихся, а потому в учебные заведения такого уровня легче поступить.
Высшее профессиональное образование позволяет стать специалистом по любой профессии творческого класса на основе имеющегося полного общего или среднего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование в России можно получить в институтах, академиях и университетах. По статистике в России около 1 180 высших учебных заведений (735 из них имеют государственный статус) и более 1 730 филиалов (1138 имеют государственный статус).
Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие подразделения.
В Российской Федерации в 2011 году введено двухуровневое высшее образование: бакалавриат и магистратура. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу , направленному на формирование единого европейского образовательного процесса.
Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, переходу к образованию высокого качества, востребованному на рынке труда. Оно открывает возможности для участия российских вузов в европейских проектах, а студентам и преподавателям – в академических обменах с университетами европейских стран. Таким образом, студентам предоставляется возможность получать образование не только в том вузе, в который они поступили, но и отдельные семестры или курсы проходить в других российских и европейских вузах.
В медицинских, инженерных и военных вузах существовует специалитет, который позволяет получить: квалификацию (степень) «дипломированный специалист». Срок обучения – 5 - 5,5 лет (на базе среднего (полного) общего образования и на базе среднего профессионального образования). Специалитет – традиционная форма российского высшего образования.
При наличии начального или среднего профессионального образования высшее профессиональное образование можно получить по сокращенным ускоренным программам.
В соответствии с установленными уровнями этапы получения высшего образования можно представить следующим образом:
Рисунок 6. Уровни высшего образования.
Основное преимущество высшего образования – его направленность на общее интеллектуальное развитие, формирование культуры, профессионального и общего мировоззрения. Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры, будущих академиков и профессоров. Университетское образование имеет свои особенности. Во-первых, студент с младших курсов занимается научной работой. Во-вторых, учебный план в университете более индивидуален. В-третьих, практикуются междисциплинарные курсы, формирующие научное мировоззрение, расширяющие кругозор.
Карьерных перспектив у выпускников вузов больше, чем у тех, кто не получил высшее образование. Оно необходимо для ряда профессий, но существует немало видов деятельности, для которых оно избыточно.
Кроме того, высшее образование предъявляет повышенные требования к психологически особенностям человека – трудно ожидать, что ленивый, недисциплинированный и несамостоятельный ученик станет хорошим студентом.
Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существуют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп полученной информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:
ü работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,
ü общение с преподавателем через электронные средства связи,
ü отслеживание в реальном времени выполнения заданий.
Дистанционное обучение эффективно в деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественнонаучных дисциплин.
Экстернат представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответствии с программой. Экстерн, успешно прошедший аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием В 2014 году в Республике Тыва стартовал проект «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием». Его инициатором выступил Глава республики Шолбан Кара-оол. В нашей республике по ряду причин меньший процент людей с высшим образованием, чем в среднем по стране.
Тува – республика особая. Более 85% ее жителей – коренное население, тувинцы. Основная часть из них сельские жители. По статистике, из общего числа работающих только у 20-22% высшее образование. Примерно половина населения республики слабо владеют русским языком, а это создает дополнительные трудности в получении высшего образования.
Реализация губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием» стало приоритетным направлением Министерства образования и науки Тувы на ближайшие несколько лет.
«Дорожная карта», утвержденная распоряжением Правительства республики от 3 июня 2014 года, рассчитана на период до 2020 года. Главное внимание в ней уделяется формированию у выпускников общеобразовательных школ и их родителей личностной мотивации на получение высшего образования и создание условий для ее реализации.
При этом особое внимание обращено на поступление в вузы детей из малообеспеченных и неблагополучных семей и поддержку способных и одаренных детей, подготовку их к поступлению в высшие учебные заведения и дальнейшее сопровождение.
Количество выпускников общеобразовательных учреждений республики в 2014 году составило 3 319 человек. Из этого числа 2 284 ребенка, или 67 процентов, - из семей, где нет детей с высшим образованием, в том числе 289 – из малообеспеченных и неблагополучных семей. Согласно «дорожной карте» поступление в образовательные организации высшего профессионального образования в 2014 году необходимо было обеспечить для 1000 выпускников из семей, не имеющих детей с высшим образованием, или для 45 процентов детей. В вузы России поступили в рамках губернаторского проекта 1 269 выпускников, или 55,6 процента от выпускников данной категории.
Мониторинг профессиональных намерений, проведенный в конце прошлого года среди 2 880 выпускников школ 2015 года, показал, что желание продолжить образование в вузах имеется у 2 037 учащихся.
Ш. Кара-оол отметил: «Задача, стоящая перед нами, значительно шире и не ограничивается только образовательной функцией. Это - будущее социальное благополучие семей, повышение конкурентоспособности наших детей. Учитывая сохранение в республике традиционно крепких семейных отношений, каждый ребенок, получивший высшее образование, востребованную специальность и нашедший свое место в жизни, обязательно постарается вывести своих родственников на новый образовательный и социальный уровень».
Классный час в рамках профориентации
«Пути получения профессии»
Цель : представить вниманию учащихся пути получения профессий.
Задачи :
1. Рассмотреть параметры выбора профессий: предмет труда, вид деятельности.
2. Познакомить учащихся с путями получения профессии.
3. Рассказать о двух системах высшего профессионального образования РФ.
4. Познакомить с понятиями «специалист», «бакалавр», «магистр», «классификатор специальностей», « систематизированный перечень».
5. Представить учащимся формы обучения.
Ресурсы :
1. Анкета профессионального выбора.
2. Матрица профессионального выбора.
3. Презентация
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
|
Мотивация | Образование - это то, что Ребят как Вы понимаете данное высказывание Карла Крауса, австрийский писатель, поэт-сатирик, литературный и художественный критика, фельетониста и публициста. Все правильно. И сегодня мы с вами поговорим о выборе способа и путях получения профессии. В первую очередь это зависит от характера самой профессии. А кто из вас хотел бы попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированном архитектором-недоучкой?
Верно, никто! Но как, ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Итак, сегодня нам предстоит рассмотреть 3 вопроса: Предлагаю начать работу. | Слушают учителя, отвечают и рассуждают. |
Вопрос 1. Выбор направления обучения. Анкетирование. | Перед вами, на партах, лежит анкета «Мои профессиональные предпочтения», которая поможет нам уточнить направление, в котором следует искать будущую профессию. Итак, внимательно рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя галочкой (1-2 варианта). Вижу, что все справились. Предлагаю теперь внимательно рассмотреть таблицу «Матрицу профессионального выбора», которая тоже лежит у вас на партах. В ее клетках на пересечении предмета труда и вида деятельности указаны направления и специализация высшего профессионального образования. Пользуясь этой Матрицей профессионального выбора, выпишите названия направлений и специальностей, которые считаете самыми подходящими для вас. Ребята, а у Вас ни возник вопрос, почему бы не указать просто профессии? Ведь с ними все намного проще и понятнее? Вы совершенно правы. Перечисление всех профессий заняло бы несколько томов. Поиск профессии по направлениям сужает поле выбора. Направления можно сравнить с ветвями, на которых висят грозди ягод - группы профессий. Во-вторых, ваши знания о будущей профессии пока умозрительны, то есть оторваны от жизни. Даже если родители или знакомые много рассказывают вам о своей профессии, вы не можете «влезть в их шкуру», почувствовать профессию изнутри. Знакомство с направлениями профессиональной деятельности дает возможность увидеть сходство и различие профессий одной группы, понять, что вам ближе. В-третьих, в учебных заведениях принято готовить специалистов не по конкретной профессии, а по направлению или специализации. А кто может объяснить, чем отличается профессия от специальности? Все верно. Например, вы хотите быть врачом. Профессия одна, а специальностей много - терапевт, хирург, рентгенолог, врач скорой помощи, нарколог, кардиолог и др., - вспомните таблички на дверях кабинетов в поликлинике. Или еще один пример: Школьный учитель - профессия. Учитель русского языка, математики, физики, истории, информатики - это специальность. Всех этих специалистов могут готовить в одном институте, но на разных факультетах. | Работают с анкетой «Мои профессиональные предпочтения». (Приложение 1). Работа с таблицей «Матрица профессионального выбора» (Приложение 2) предполагают, высказываются, делятся мнениями. Отвечают на вопрос. |
Вопрос 2. Выбор учебного заведения | Зная направление обучения, можно переходить к следующему этапу работы - выбору учебного заведения, где готовят специалистов этого профиля. Лиза и Саша подготовили для нас сообщения из которых Вы узнаете что, после окончания школы можно получить среднее специальное образование в техникуме или училище, а можно получить высшее образование в институте или университете. Итак, теперь мы с Вами знаем, чем отличаются техникум от училища, а институт от университета. Существует такое понятие - «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» - от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше - поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он - специалист более широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования - начальном или среднем профессиональном образовании. Государственный образовательный стандарт РФ предусматривает две системы высшего профессионального образования - подготовка специалистов и подготовка бакалавров . Для подготовки специалистов разработан классификатор специальностей по группам родственных специальностей, а для подготовки бакалавров - систематизированный перечень направлений базового высшего профессионального образования по отраслям знаний. Обе системы равноправны, но между ними есть ряд различий. Специалист получает конкретную квалификацию (учитель, ученый агроном, экономист, инженер и т.п.) и учится 5–5,5 лет. Подготовка бакалавров обеспечивает выпускнику более широкую область профессионального применения, но не дает конкретной квалификации и относится ко второму образовательному уровню, срок обучения на котором - 4 года. Чтобы завершить образование третьим итоговым уровнем, бакалавру необходимо проучиться еще не менее двух лет и получить квалификацию магистра. | Доклад с презентацией Лизы и Саши. Слушают по ходу задают вопросы или отвечают на заданные вопросы |
Вопрос 3. Выбор формы обучения | А теперь разберемся с третьим вопросом сегодняшней темы и рассмотрим какие формы обучения существуют. Сейчас Маша познакомит вас с такими формами обучения как очная, заочная, дистанционная и экстернат. | Доклад с презентацией Маши. Слушают по ходу задают вопросы |
Стоит отметить что, спрос на профессии постоянно меняется, его трудно прогнозировать. Век некоторых профессий недолог – 5-15 лет. Затем они умирают или изменяются. Поэтому ценность специалиста возрастает, если он владеет несколькими смежными профессиями. Работодатели отдают предпочтение человеку, прошедшему несколько ступеней карьерной лестницы, имеющему не только знания, но и практические навыки, которые можно получить только в работе. Поэтому важно помнить, что качественное образование дает преимущества на рынке труда в том случае, если оно базируется на профессиональных интересах, склонностях и способностях и подкреплено хотя бы небольшим, но успешным опытом работы. Желаем Вам успехов при выборе пути получения профессии. И предлагаем вам дома выполнить следующее задание: Найдите в справочниках учебные заведения, в которых готовят специалистов по выбранным вами направлениям обучения и запишите данные, которые помогут вам выбрать подходящий вариант. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета. «Мой профессиональный выбор».
Рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя (1-2 варианта).
1. Какой предмет труда тебя привлекает?
Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)
Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)
Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)
Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)
Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)
Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и т.д.)
Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения и т.д.)
2. Какой вид деятельности тебя привлекает?
Управление (руководство чьей-то деятельностью)
Обслуживание (оказание различных услуг)
Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
Оздоровление (профилактика и лечение)
Конструирование (проектирование деталей и объектов)
Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
Защита (охрана от враждебных действий)
Контроль (проверка и наблюдение)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Среднее специальное образование
Профессиональное обучение дают не только училища и техникумы, но и курсы, студии, центры. Они обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочем месте также позволяет получить профессию и трудоустроиться. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, повторение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.
Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятка два предметов, а также курсовые работы, зачеты и экзамены. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями.
Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От учащихся техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.
В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.
Высшее образование
Получить высшее образование в России стало намного легче, чем несколько лет назад. В настоящее время в России существует более тысячи высших учебных заведений и около трех тысяч их филиалов. Правда, уровень обучения в них не всегда соответствует громким названиям.
И все-таки наша государственная система образования остается самой эффективной в мире. Это хорошо понимают за рубежом, поэтому иностранные фирмы устроили настоящую «охоту за головами» лучших студентов. Сейчас в США 50% физиков и химиков и 30% математиков - выходцы из России.
Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения - институты, университеты, академии.
Институты ведут подготовку по массовым профессиям и специальностям (инженеры, врачи, учителя, экономисты, менеджеры, юристы, психологи и др.). Высшее образование предполагает, что специалист способен решать сложные задачи самостоятельно, то есть думать, искать оптимальные решения и ответственно их принимать. Высшее образование позволяет самостоятельно отбирать необходимую информацию, создавать новые технологии, генерировать нестандартные идеи.
углубленное общее образование, включающее известные школьные предметы, «основы наук» (математика, физика, химия, графика, технология, литература);
общекультурное образование (история культуры, философия, социология, педагогика, информатика);
специальное образование (конструирование автомобилей, кардиология, поэзия эпохи Возрождения).
Понятно, что набор учебных дисциплин определяется профилем вуза, особенностями специализации. По многим учебным дисциплинам студенты выполняют курсовые работы и проекты, научно-исследовательские работы, проходят практику.
Объем и интенсивность самостоятельной работы студента растут от семестра к семестру. Осваивать чужое знание, перерабатывать его, рационально использовать - здесь одного запоминания, выучивания, повторения недостаточно. Необходимо управлять своим образованием.
Завершается высшее образование созданием интеллектуального продукта - дипломных работ или проектов, высокое качество которых наилучшим образом характеризует профессиональную квалификацию. Умный работодатель обязательно спросит о теме дипломной работы.
Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры, будущих академиков и профессоров. Университетское образование имеет отличия. Во-первых, студент с младших курсов занимается научной работой. Во-вторых, учебный план в университете более индивидуален. В-третьих, практикуются междисциплинарные курсы, формирующие научное мировоззрение, расширяющие кругозор. Выпускник университета - универсальный специалист.
Творческие вузы (художественные, театральные, литературные, кинематографические, музыкальные) готовят уникальных специалистов, которыми могут стать далеко не все - нужен талант. Еще до вступительных экзаменов нужно выдержать творческий конкурс: спеть, сыграть, нарисовать, слепить, сочинить, прочитать. Подготовиться к такому конкурсу можно в системе дополнительного образования и самообразования (секции, студии, клубы, центры детского творчества).
Качественное образование дает преимущества на рынке труда в том случае, если оно базируется на профессиональных интересах, склонностях и способностях и подкреплено хотя бы небольшим, но успешным опытом работы.
Государственный образовательный стандарт РФ предусматривает две системы высшего профессионального образования - подготовка специалистов и подготовка бакалавров . Для подготовки специалистов разработан классификатор специальностей по группам родственных специальностей; для подготовки бакалавров - систематизированный перечень направлений базового высшего профессионального образования по отраслям знаний.
Обе системы равноправны, но между ними есть ряд различий. Специалист получает конкретную квалификацию (учитель, ученый агроном, экономист, инженер и т.п.) и учится 5–5,5 лет. Подготовка бакалавров обеспечивает выпускнику более широкую область профессионального применения, но не дает конкретной квалификации и относится ко второму образовательному уровню, срок обучения на котором - 4 года. Чтобы завершить образование третьим итоговым уровнем, бакалавру необходимо проучиться еще не менее двух лет и получить квалификацию магистра.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Формы обучения:
Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существуют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп получения информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:
работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,
общение с преподавателем через электронные средства связи,
отслеживание в реальном времени правильности выполнения заданий.
Дистанционное обучение эффективно в направлениях человеческой деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественно-научных дисциплин.
Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат.
Экстернат в высшем учебном заведении представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответствии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности.
^ Основные теоретические сведения
Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.^ Практические работы
Знакомство с профессиями работников, занятых в легкой и пищевой промышленности. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.^ Варианты объектов труда.
Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям, сборники диагностических тестов, компьютер, сеть Интернет.Творческие, проектные работы (3ч резерв)
Примерные темы
Сервировка праздничного стола.Изготовление сувенира
^
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен :Знать/ понимать
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Уметь
рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
^ для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Требования по разделам технологической подготовки
В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен :Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Знать/понимать
назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.
Уметь
выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.
^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.
Современные способы получения образования несколько отличаются от привычных и формально прописанных. Но именно те, кто используют эти способы и следуют тенденциям, оказывают в преимущественном положении по сравнению с другими людьми. Ну и конечно, важно отметить, что тенденции в современном образовании, хоть и не прописаны формально, всё же гармонично и плавно вписываются в стандартные системы обучения.
Это достаточно большой материал, поэтому для тех, кому лень читать всё, мы предлагаем пройти сразу в интересующее место в тексте:
Давайте вместе подумаем, что такое образование ? Какой смысл несет это слово в себе?
Мы можем вычленить корень этого слова (то есть частично определить, из каких значимых частей состоит данное слово. Это называется морфемный анализ) и, соотвественно, глубже понять его семантику (смысл).
Итак. Корнем слова является «образ». Собственно, слово «образ» в понимании многих людей это представление о внешнем или внутреннем состоянии какого-либо объекта или группы объектов. Объектом может быть человек или группа людей (например, целая нация), животное (медведь), мебель (стул), страна, недвижимость (шикарная квартира), время года (осень)... В общем, всё, что угодно.
Дополнительно мы можем выделить в слове «образование» суффикс ова и определить его роль. Это отглагольный суффикс, то есть он пришел в слово «образование» от глагола «образовать»
И означает суффикс -ова(ть) - осуществление что-либо, нахождение в каком-нибудь состоянии или занятие какой-нибудь деятельностью (торгова ть, тоскова ть, горева ть, ворова ть, блаженствова ть, бесчинствова ть, безмолвствова ть). В том числе и образова ть.
Получается, что «образование» - это процесс формирования образов, представлений о чем или о ком-либо. Кроме того это формирование не только образов внутри себя, но и формирование своего собственного образа для окружающих.
Никто, пожалуй, не хочет прослыть «необразованным человеком», зато очень приятно ощущать себя «образованным».
А сейчас немного о «страшном». Практически каждая сфера жизни общества и человека отражена в законах страны. Образовательная сфера затронута в законодательстве тоже.
Поэтому мы можем обратиться к ФЗ «Об образовании», которое говорит нам, что:
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Следует также учитывать, что в обществе в целом уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Зачем же каждому человеку необходимо образование?
- чтобы не прослыть невеждой
- чтобы было, о чем поговорить с друзьями, коллегами по работе, одноклассниками, родственниками
- чтобы понимать процессы, которые происходят в окружающем мире (это касается как погодных явлений, так и колебаний цен на нефть)
- чтобы другие люди не могли управлять Вами, потому что Вы чего-либо не знаете или не понимаете
- чтобы устроиться на хорошую работу или организовать собственное дело
- чтобы самому было приятно осознавать себя не последним человеком в этом мире.... и тд
У каждого свои причины получать образование.
Какое образование можно получить? Для этого рассмотрим систему образования в нашей стране (РФ) .
- Во-первых, в России относительно развито дошкольное образование . Оно, как правило, затрагивает детей в возрасте от 2 месяцев до 7-8 лет. Дошкольное образование – это ясли и детские сады. Кроме того в крупных городах сейчас активно распространяются центры раннего детского развития. Занятия в них строятся по различным методикам и, как правило, стоят денег.
- После дошкольного дети идут в школу и получают общее образование, которое делится на 3 этапа
:
- начальное образование – то есть начальная школа с 1 по 3 или 4 класс
- вторая ступень школьного образования с 5 по 9 класс называется основным общим образованием. В большинстве стран после 9 лет обучения ученики сдают тесты. В России это Государственная Итоговая Аттестация (ГИА)
- третья ступень общего образования (школьного) – это 10-11 классы. По сути они представляют собой подготовку к поступлению в высшее учебное заведение (университет, институт, академию). Возможность поступления в вуз определяют сданные итоговые тесты – Единый Государственный Экзамен. На этом общее образование, которое в России предоставляется бесплатно, заканчивается.
- Профессиональное образование
необходимо для подготовки специалистов различных профилей деятельности. Профессиональное образование включает в себя следующие ступени:
- начальное профессиональное образование – предоставляется государственными и негосударственными образовательными учреждениями. Как правило, набор в них осуществляется на базе 9 или 11 классов. Могут называться ПТУ (профессионально-техническое училище), ПТЛ (профессионально-технический лицей), колледж.
- второй уровень профессионального образования – это среднее профессиональное образование. Как правило, учреждения начального и среднего профессионального образования объединяются и предоставляют двухступенчатую программу образования. Зачастую также называются ПТУ, ПТЛ, колледж. Общее название для всех учреждений среднего профессионального образования – средне-специальные учебные заведения (ССУЗ).
- третий уровень профессионального образования – это высшее профессиональное образование. В большинстве развитых стран высшее профессиональное образование не является всеобщим и бесплатным. Собственно, в России мы видим подобную картину, но все же у нас в стране наблюдается кризис высшего профессионального образования (слишком много ВУЗов, слишком много специалистов с высшим образованием, которое по сути не является достаточным по сравнению с классическим высшим образованием).
- Послевузовское профессиональное образование
. Из названия ясно, что оно является следующей ступенью после получения высшего профессионального образования. В России оно делится на 2 составляющие.
- аспирантура – это подготовка человека к соисканию (и, в случае успеха, получения) ученой степени доктора наук. Должность кандидата наук углубляет знания аспиранта в изучаемой им области, готовит его к профессиональной преподавательской или научной деятельности
- докторантура – это следующая ступень профессионального послевузовского образования. В докторантуре кандидаты наук готовятся стать докторами наук. Собственно, доктор наук – это высшая ученая степень, которая говорит о глубоких знаниях самого доктора наук в выбранной сфере.
Всё, о чем мы сейчас говорили, - это официальная система образования в РФ. Однако, сюда также включено дополнительное образование детей и взрослых . Дополнительное значит необязательное, подумают многие и будут правы. Однако упомянутый ранее федеральный закон «Об образовании» говорит о том, что дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. То есть если Вы считаете, что Ваши образовательные потребности не удовлетворены, а также если Вы являетесь истинным патриотом своей страны, Вы можете и просто обязаны использовать все возможности для получения дополнительного образования.
В частности существуют дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в сфере искусства. Освоение этих программ завершается, как и в обычной школе, итоговой аттестацией с выдачей свидетельства. При желании можно продолжить далее свое образование в сфере искусства в высших учебных заведениях. Собственно, учреждения, где можно получить дополнительное предпрофессиональное образование, - это, как правило, детские школы искусств (ДШИ).
Отрадно также то, что во многих школах искусств существуют отделения для взрослых, поэтому при наличии желания и времени каждый взрослый может получить, например, общее музыкальное образование.
К дополнительному образованию можно отнести курсы повышения квалификации , которые могут быть долгосрочными и краткосрочными, обязательными и по желанию. Как правило, курсы повышения квалификации платны, но нередко их стоимость полностью или частично покрывает Ваш работодатель.
Кроме перечисленных ранее способов получения образования существует еще один и о нем не написано ни в одном в законе, хотя очень много говорится по телевидению, в прессе, в школах, вузах... Это самообразование . Оно является одним из самых продуктивных, но только в том случае, если у Вас есть достаточно мотивации для того, чтобы планомерно заниматься и двигаться к цели. Если Вам не интересно то, что Вы изучаете, результат будет гораздо ниже.
Пожалуй, каждый из Вас имеет в опыте обучения в школе, колледже или институте некий неприятный осадок от того, что заниматься не хочется, но очень надо. С самообразованием проще: не нравится – не делайте, не учите, но тогда и результат полностью на Ваших плечах.
Несомненным плюсом самообразования является его относительная доступность. Почему относительная? Потому что какой бы из способов получения новых знаний Вы ни выбрали, Вам необходимо будет потратить ресурсы. Это может быть, например, время, оплата Интернета или покупка книг.
Самообразование – это, конечно, хорошо, но где же взять информацию, которая интересна? Тут возможно несколько вариантов.
- Классический способ получения новых знаний – из книг или учебников. Найти их можно в книжном магазине, в библиотеке или в Интернете. Перед тем, как покупать книгу, желательно узнать отзывы о ней у тех, кто её уже читал, чтобы не было обидно за потраченные впустую деньги. Библиотеки – это, на данный момент, к сожалению, не модно, но актуально. Поскольку в библиотеке книги, во-первых, выдаются бесплатно (чтобы не забыть основные положения и интересные мысли, которые Вы вычитали, необходимо конспектировать). В библиотеке можно найти пусть не самые новые, зато проверенные книги. Особенно это касается научных книг (например, связанных с биологией, физикой, химией, механикой – естественнонаучной и технической тематики). Книги в Интернете – это тоже зачастую бесплатно, однако следует помнить, что, скачивая бесплатную книгу, Вы можете нарушать авторские права её создателей или издательства.
- Для получения актуальной информации о том, что происходит в мире (события, новейшие разработки, теории), необходимо не забывать про прессу, то есть печатные средства массовой информации. На данный момент их существует огромное множество на любой вкус и их названия, как правило, отражают содержание. Например, из научно-популярных журналов наиболее известны «Популярная механика», «Вокруг света», «Юный натуралист», «Наука и жизнь». Существуют также узкопрофильные (практически профессиональные журналы). Например, для PR-специалистов - «Советник», для бухгалтеров «Актуальная бухгалтерия», для IT-специалистов «Chip». Если Вы хотите быть в курсе происходящих событий и при этом читать довольно интерсные статьи, написанные неплохим языком, обратите внимание на журнал «Русский репортер», газету «Коммерсант» и её приложения, журнал «Итоги». И конечно, для тех, кто хочет быть в курсе всех изменений в законодательстве нашей страны, просто необходимо знать «Российскую газету».
- Телевидение также можно использовать в качестве источника получения информации, однако следует учитывать, что телевидение скорее переполнено развлекательными, нежели обучающими передачами. Если у Вас есть возможность, лучше смотреть телеканал «Культура» (постановки, спектакли, балет, концерты классической музыки, а также телелекции и обучение иностранным языкам), Discovery, а также различные телеканалы BBC. Ну и естественно, новостные программы. Однако их лучше смотреть на разных телеканалах, чтобы видеть разницу в подаче материала и, соответственно, более объективно воспринимать информацию.
- Еще одним классическим и даже обыденным способом получения информации является общение с другими людьми. Это могут быть Ваши друзья, одноклассники, коллеги, учителя, родственники и просто случайные попутчики. Кстати, сейчас становится очень популярным не только в бизнес-образовании, но и в школе использование тьюторства. По сути, значение слова «тьютор» ближе всего к слову «наставник». Он помогает учащемуся (будь это школьник, студент, бизнесмен или слесарь) выбрать цель обучения, составить план по её достижению и поступательно претворять его в жизнь. Однако рассматривая общение с людьми в качестве источника получения информации и, соответственно, образовательного процесса, необходимо постоянно отсеивать людей, которые крадут Ваше время, от тех, кто действительно может дать Вам полезную информацию.
- Одним из способов собственного образования является посещение различного рода мероприятий. Это могут лекции, мастер-классы, профессиональные (например, IT) и художественные выставки. В рамках профессиональных выставок нередко проводятся круглые столы, конференции, ранее упомянутые лекции и мастер-классы. Это могут быть встречи с различными людьми (например, презентации книг) или встречи клубов по интересам. Весьма интересными с точки образования и приобретения интересных людей в виде новых знакомых являются бизнес-мероприятия (например, бизнес-завтраки, бизнес-форумы и бизнес-лекции, которые часто организовываются бизнес-школами и бизнес-инкубаторами). В качестве культурного образования по возможности можно посещать отчетные концерты ДШИ или консерваторий. К сожалению, большая часть мероприятий проводится в крупных городах (столице, региональных центров), однако и для жителей небольших городов и сельской местности есть возможность быть или, по крайней мере, стараться быть «на одной волне» и «в тренде». Эту возможность предоставляет Интернет.
Итак, самообразование с использованием сети Интернет сейчас популярно и востребовано не только в России, но и во всем мире. Интернет позволяет примерно уравнять возможности людей в получении образования.
Следует отметить, что, во-первых, образование через Интернет – это в первую очередь дистанционное образование , которое требует от Вас Вашей собственной ответственности за процесс обучения. Во-вторых, образование в Интернете может быть как платным (например, программы дистанционного получения высшего образования или переподготовки), так и бесплатным.
В каком же виде можно «самообразоваться» с помощью Интернета:
- Многие ведущие университеты предоставляют бесплатные online курсы . В данный список включены несколько лучших бесплатных курсов, доступных для желающих повысить уровень знаний или повысить квалификацию в своей области. Пожалуй, фактором, который может оттолкнуть многих желающих познакомиться с этими онлайн-курсами, является необходимость знания иностранного языка. Однако если Вы обладаете достаточной силой воли и интересом, чтобы заниматься самостоятельно образованием через Интернет, даже это не станет для Вас проблемой.
- в Интернете можно выучить иностранные языки бесплатно . Например, есть интересный сайт livemocha.com, на котором собралось достаточно много представителей разных стран. Это носители языка, многие из которых хотят выучить русский язык. А Вы, например, немецкий. Достаточно завести профиль на сайте, выбрать курс и начать выполнять упражнения (запоминание слов, произношение, написание, грамматика). Оценивать Ваши задания будут носители языка. С ними можно общаться в чате. Кроме того, для общения с носителями языка можно использовать соцсеть facebook.com. Ну и если при этом всём не забывать о том, что в Интернете можно скачать учебники, аудиокниги и другие интересные курсы иностранных языков, то дело останется за малым – сконцентрироваться на процессе изучения.
- В сети представлено огромное количество электронных библиотек . Они могут и тематическими, и крайне обобщенными. Так, например, на сайте evartist.narod.ru есть библиотека с книгами по журналистике, рекламе и PR. На сайте koob.ru представлено огромное количество книг на совершенно разные тематики – от религии до бизнеса. И в зависимости от того, какая книга Вас интересует, Вы можете найти интересную библиотеку для себя. Поэтому совет: когда ищете книгу в Интернете, записывайте или заносите понравившийся материал в закладки.
- Не забывайте о возможностях социальных сетей – в них есть и библиотеки, и группы по интересам, и приглашения на мероприятия и многое другое, что может помочь Вам в самообразовании.
- Если Вы когда-либо задумывались о создании собственного бизнеса , имеете некоторые интересные идеи, но не знаете, как реализовать, с чего начать, как управлять бизнесом дальше, Вам пригодится сайт bizmolodost.ru. На нем представлены интересные статьи, короткие видеуроки, которые помогут Вам сориентироваться и начать Ваш бизнес. Конечно, сайт живет не просто так, а представленная на нем информация – лишь малая часть того, что знают его создатели. Основным источником его дохода является проведение платных занятий с начинающими и уже работающими бизнесменами. Однако этот сайт – прекрасная возможность простимулировать себя к действию.
- Для любителей IT-сферы можно порекомендовать ресурс intuit.ru, где представлены различные курсы, в основном связанные с IT сферой (программирование, системное администрирование, менеджмент и право в сфере информационных технологий). На данном ресурсе можно записаться как на дистанционный бесплатный курс, так и на платный очный. В любом случае выдаются свидетельства и сертификаты об окончании того или иного курса. Однако при выборе интернет-обучения следует учитывать, что Вы получите лишь основные (базовые) знания, их необходимо будет постоянно поддерживать в актуальном состоянии, следить за изменениями (а в IT-сфере они происходят очень часто). Кроме того, для тех, кому интересно познакомиться с программированием, очень полезным станет сайт php.su, где можно скачать учебники по программированию на языке PHP и других, научиться настраивать свой компьютер для последующей работы с кодом, получить основные навыки системного администрирования и, конечно, получить ответы на сложные вопросы от более опытных товарищей на форуме.
- Ранее вскользь упоминалось о бизнес-инкубаторах . При отсутствии возможности посещать мероприятия, организованные ими, можно и нужно использовать информацию, размещенную на их веб-ресурсах. Inc.hse.ru – сайт бизнес-инкубатора при Высшей школе экономики. Здесь можно узнать более подробно о деятельности бизнес-инкубатора, посмотреть видео с прошедших лекций и мастер-классов, зарегистрироваться на платный (или бесплатный) вебинар, а также узнать о предстоящих мероприятиях. Incube-ane.ru – сайт бизнес-инкубатора при Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ. Информации о прошедших мероприятиях (расшифровки лекций, видео и т.п.) практически, однако запомнить этот сайт или подписаться на информационную рассылку всё же стоит, хотя бы ради того, чтобы быть в курсе мероприятий. Вдруг рано или поздно у Вас получится попасть туда?
- Интересное место в Москве – Digital October – примечательно тем, что там можно получить много полезной и интересной информации о новых технологиях и технологическом предпринимательстве. Для тех, кто не может попасть туда лично, есть такие великолепные познавательные онлайн-возможности
, как:
- Digital October TV - много интересных роликов на совершенно разные темы,
- Knowledge Stream - записи лекций из ведущих лабораторий и университетов мира, которые представляют аудитории последние технологические инновации и научные достижения, имеющие практическое применение в бизнесе,
- Coursera - поддержка проекта Курсера в России (образование в университетах мира онлайн)
В общем, думаю, тенденции в современных способах получения образования понятны – переход в онлайн, доступность, интересные формы подачи материала, возможность получить огромное количество качественных знаний (в т.ч. профессиональных), не выходя из дома и не платя за это ни копейки (только за поключение к Интернету и электричество).
Кто хочет обучаться, кто ищет интересное и полезное времяпровождение, кто хочет развиваться и становиться лучше, тот всегда найдет для этого возможность.
Please enable JavaScript to view the