Проектная деятельность в ДОУ
Составитель: Стулий Ирина Николаевна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 62»
г.Нарьян-Мар
2012год
План
- Проекты в дошкольном образовательном учреждении
Этапы работы над проектом. Классификация проектов……………………..2-3
- Основные этапы метода проекта. Виды проектов в ДОУ……………………3-4
- Задачи развития детей в проектной деятельности……………………………..4-5
- Алгоритм проведения проектов ………………………………………………………….5-7
- Литература по проектной деятельности……………………………………………..7-8
1.Проекты в дошкольном образовательном учреждении.
Этапы работы над проектом. Классификация проектов.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием)
Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности).
Интеграция на основе единого проекта , в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
Первый этап:
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап:
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап:
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап:
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Классификация проектов:
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
По тематике и способам реализации результатов: творческие, информационные, игровые или исследовательские
По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации: краткосрочные (1-3 занятий), средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год).
2.Основные этапы метода проектов. Виды проектов.
Выделяются несколько этапов:
1.Выбор цели проекта.
Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
2.Разработка проекта.
Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3.Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта.
4.Подведение итогов
Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
По видам проекты подразделяются на следующие:
1.Творческие.
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские.
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые.
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные.
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности.
3.Задачи развития детей в проектной деятельности.
В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Развитие познавательных способностей;
Развитие творческого воображения;
Развитие творческого мышления;
Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
4. Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ
Этапы реализации проекта | Участники |
|
Подготовительный этап | Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. | Педагоги ДОУ, специалисты, родители, воспитанники ДОУ. |
Организационный этап Формирующий этап | Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач. Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия. Педагоги, специалисты ДОУ. Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные), посещение выставок в экспоцентре, музее и т.д. Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта. | Педагоги, специалисты ДОУ, родители. Педагоги, специалисты ДОУ, родители, воспитанники ДОУ. |
Итоговый этап | Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта. | Педагоги и специалисты ДОУ, родители. |
Правила проведения круглых столов с родителями.
Каждое заседание требует своего «сценария» и предельно четких установок, рекомендаций и советов в реализации этапов проекта.
Главным методом работы «круглого стола» является диалог, определение путей взаимодействия родителей, детей и педагогов в рамках проекта.
Родители приглашаются на заседание «круглого стола» и оповещаются о повестке не позднее, чем за 5 дней до даты его проведения.
На заседание приглашаются специалисты ДОУ, воспитатели возрастных групп.
Дается познавательная информация для родителей, раскрывающая подходы к реализации данного проекта.
По итогам заседания определяются пути взаимодействия между родителями, детьми и педагогическим коллективом, определяется содержание работы и сроки реализации.
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.
- Рекомендуемая литература по проектной деятельности
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
- Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
- Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.
- Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
- // Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.
- // Дошкольное образование. № 8, 12 2008.
- // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 - с. 58.
- // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 - с. 69.
- // Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.
- // Обруч № 4, 2009. 13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008.
- //Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 с.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Перед нами, педагогами, стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.
Как показывает наша педагогическая практика, такую возможность даёт метод проектов. Он позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка, развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности мы активно используем в работе со старшими дошкольниками в нашем детском саду № 309 городского округа Самара. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.
Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Мы использовали следующие формы работы: консультации « Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников, « Виды проектов и использование их в возрастных группах»; семинар – практикум « Разработка групповых проектов на основе проектно – исследовательской деятельности».
Нами разработаны и внедрены в практику следующие проекты:
- «Ждём гостей»
- «Глина, песок, камни»
- «Семейный логотип»
- «Откуда взялась скрипка»
- «Сказки дедушки Корнея»
- «Фитонциды или воины - растения»
- «Эти волшебные нитки»
- «Берегите воду»
- «О пользе овощей и фруктов»
Хочется рассказать об интересном совместном с родителями дошкольников проекте «О пользе овощей и фруктов» (старшая группа «Солнышко», воспитатели М.В.Строилова, Н.И.Смахтина)
Цель данного проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки витаминизированного меню. Были поставлены следующие задачи: развивать способности к поисковой деятельности, продолжать использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач, развивать художественный вкус при оформлении блюд, совершенствовать стиль партнёрских отношений.
Воспитатели вместе с детьми и родителями рассматривали репродукции картин, читали русские народные сказки, разучивали стихотворения и пальчиковые игры, играли в сюжетно – ролевые и дидактические игры, приготовили интересные мини – проекты «Для чего нужны фрукты и овощи», «Польза и вред»; сочиняли сказки, стихи о фруктах и овощах
«Как фрукты и овощи о своей пользе спорили ». Самым незабываемым и интересным стала выставка «Фруктово – овощные фантазии»
В нашем городе каждый год проходит конкурс детских творческих исследовательских проектов « Я узнаю мир». Наш детский сад принимает активное участие в этом конкурсе. В 2009 году наш проект «Откуда появилась скрипка» (Бабаева Камилла, подготовительная группа «Колокольчик» воспитатель Н.Д.Рязанцева) занял 1 место в районном туре конкурса.
Работа над творческими и исследовательскими проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как малыши начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом саморазвития детей дошкольного возраста, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создаёт привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Библиографический список
1. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», Л.С. Киселёва, Т.А.Данилина - М.: АРКТИ, 2004 год
2. «Проектная деятельность старших дошкольников», В.Н.Журавлёва.- Волгоград: Учитель, 2011г
3. «Управление дошкольным образовательным учреждением» -журнал, № 4, 2004 год
4. «Организация проектной деятельности в детском саду», Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение « Детский сад № 3»
«Проектная деятельность в ДОУ»
Воспитатель: Игнатьева Л.М.
Яшкино
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Исторические и теоретические предпосылки развития проектной деятельности…………………………………………………………………..….6
1.1 Из истории происхождения проектной деятельности……………..…..…6
1.2 Понятие о проектной деятельности …………………………………....….12
1.3 Этапы освоения детьми проектных действий…………………………….20
1.3.1 Освоение дошкольниками проектной деятельности…………………….21
1.3.2 Особенности организации проектных действий …..………………….. .22
2 Опытно-практическая работа «Организация проектной деятельности в ДОУ»……………………………………………………………………………..23
2.1 База исследования …………………………………………………………23
2.2 Результаты опытно-практической работы «Организация проектной деятельности в ДОУ»………………………………………………………..…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект, в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам. Процессы глобализации, становление постиндустриального, информационного общества поставили перед дошкольным образованием новые задачи. Которые ориентируют педагогов на формирование у дошкольников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности.
Организация проектной деятельности направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование у дошкольников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Что соответствует Федеральным Государственным требованиям.
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Такой подход позволяет осуществить обнаруженный в арсенале мировой и отечественной практики метод проектов (проектный метод).
Метод проектов активно используется в системе школьного и дошкольного образования и во внеурочной деятельности. За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований.
Применительно к детскому саду проектная деятельность активно используется в экологическом и патриотическом воспитании, на занятиях по познавательному развитию и ручному труду.
Объект:
Процесс обучения в ДОУ;
Предмет:
Проектная деятельность в ДОУ;
Цель:
Изучить теоретические источники и практический опыт по организации с дошкольниками проектной деятельности.
Задачи:
· выяснить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе;
· охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности;
· описать методику организации проектной деятельности и опробовать на практике.
Гипотеза:
Процесс обучения в Дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если использовать проектную деятельность.
Методы исследования:
Изучение литературы;
Беседа, наблюдение.
1 Исторические и теоретические предпосылки развития проектной деятельности
1. 1 Из истории происхождения проектной деятельности
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания.
Б.Валясэк отмечает, что проектный метод имеет давнюю историю. Еще в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались ргоgetti, то есть проекты. Их фундаментальными признаками были: ориентация на учащихся (так как их работа была самостоятельной); ориентация на действительность (так как предметом работы служили практические проблемы); ориентация на конечный продукт (так как разрабатывались план, эскиз, модель). Метод проектов, рожденный в результате практических потребностей в системе высшего образования в технических дисциплинах, был перенесен в школу.
В педагогической энциклопедии и у Б.Валясэк считается, что в широкий педагогический контекст, проектная деятельность была введена последователем Джона Дьюи В.Х. Килпатриком (1871-1965), который обозначил его как от всего сердца проведенную целесообразную деятельность, производящуюся в известных общественных условиях, взятая, как типичная черта школьного обихода. Проектом (по В. Кильпатрику) является любая деятельность выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.
В. Кильпатрик выделил четыре типа проектов:
1. Воплощение мысли во внешнюю форму.
II. Получение эстетического наслаждения.
III. Решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы.
IV. Получение новых данных, усиление степени познания, таланта.
И.Ф. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская говорят, что идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 г. организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми.
В СССР в первые годы советской власти метод проектов частично применялся в практике опытных и некоторых частных школ, однако был осужден в постановлении ЦП ВКП (б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе» так как не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.
Проектная методика в России начала 21 века переживает своеобразный ренессанс.
На современном этапе разработкой проектов занимаются Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.В. Зуйкова, которые представили теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в детском саду.
1.2 Понятие о проектной деятельности
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Проект - (в буквальном переводе с латинского - «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Метод проектов в последние годы получил широкое распространение в системе отечественного образования, однако в работе с дошкольниками он применяется не часто. В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как:
и конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера;
и форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;
и дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:
Анализ проблемы;
Постановка цели;
Выбор средств ее достижения;
Поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
Оценка полученных результатов и выводов.
Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности:
Проект должен быть посильным для выполнения;
Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
Вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия.
В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
К важным факторам проектной деятельности относятся:
Повышение мотивации учащихся при решении задач;
Развитие творческих способностей;
Формирование чувства ответственности;
Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Классификация проектной деятельности
Первая классификация проектов была проведена еще в начале XX века Коллингсом. Учёный рассматривал три группы учебных проектов. «Проекты игр» - это детские занятия, цель которых - участие в групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и так далее). «Экскурсионные проекты», для целесообразного изучения проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. «Повествовательные проекты», разрабатывая которые дети получали удовольствие от рассказа в разнообразной форме - устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной».
В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям. Так В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов свою классификацию представляют в
виде таблицы.
Основание классификации | Типы проектов |
|
У.Х. Килпатрик | Вид целевой установки | 1.Созидательный - цель: практическое выполнение и использование. 2.Потребительский -цель: развитие потребительских качеств личности. 3.Интелектуальный –цель: развитие мышления. 4.Проект - упражнение, направленное на выработку определённых умений и навыков. |
А.Стивенсон | Уровень интеграции учебного материала | 1.Простой. 2.Комплексный. |
По объёму учебного материала и времени его проработки | 1.Большой-выполняется в течении учебного года. 2.Малый-разработка отдельных этапов большого проекта. |
|
Е.Когаров | Продолжительность | 1.Хронологический. 2.Сезонный. 3.Датовый. |
Форма организации | 1.Структивные, планирующие и итоговые. 2.Индивидуальные и групповые. 3.Групповые. |
|
М.Рубинштейн | По способам выполнения и завершения | 1.Ручной. 2.Интелектуальный. 3.Комплексный. 4.Незаконнченный. 5.Законченный. |
А.И.Парамонов | По степени реализации | 1.Учебный-не предполагается реализации проекта или идея проекта нереализуема. 2.Длительностный-есть реальный план реализации или уже сделаны попытки реализации. |
В.И.Воропаев | Тип проекта(по основным сферам деятельности) | 1.Технический. 2.Организационный. 3.Экономичный. 4.Социальный. 5.Смешанный. |
Класс проекта (по составу проекта, по его структуре и по его предметной области) | 1.Монопроект-отдельный проект различных типов, видов, масштабов. 2.Мультипроект- комплексный проект состоящий из ряда монопроектов, требующий многопроектного управления. 3.Мегапроект-целевые программы развития отраслей, регионов и других образований включающие в свой состав ряд монопроектов и мультипроектов. |
|
Вид проекта(по характеру предметной области проекта) | 1.Инвестиционный. 2.Иновационный. 3.Научно- исследовательский. 4.Учебно образовательный. |
|
Масштаб проекта(по размеру самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир | 1.Мегогосударственный. 2.Международный. 3.Национальный. 4.Межригиональный. 5.Региональный. 6.Межотраслевой. 7.Отраслевой. 8.Корпоративный. 9.Ведомственный. |
|
Длительность проекта(по продолжительности периода осуществления) | 1.Долгосрочный (более 5 лет). 2.Среднесрочный (от 3 до 5 лет). 3.Краткосрочный (до 3 лет). |
|
Н.В. Матяш | По уровню сложности проектных заданий | 1.Репродуктивные задания на воспроизведение по образцу. 2.Поисковые задания. 3.Творческие задания, направленные на создание новых объектов. |
1.Проекты для решения конструктивно- технических задач. 2.Проекты для разработки новых видов технологий. 3.Проекты как решение задач производственно коммерческого характера. 4.Проекты как решение дизайн задач. |
Е.С Полат предлагает классификацию, которая проведена в соответствии с типологическими признаками.
Обще дидактический принцип | Типы проектов | Краткая характеристика |
Исследовательский | Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования. |
|
Творческий | Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату. |
|
Ролево - игровой | Предполагает распределение участниками определённых ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остаётся открытой до окончания работы. |
|
Информационный (ознакомительно-ориентировочный) | Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы), результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация. |
|
Предметно-ориентировочный | Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них. |
|
Монопроект | Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы, требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести. |
|
Межпредметный | Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций. |
|
Характер координации проекта | С открытой координацией (нипосредственный) | Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта. |
Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект) | Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся –партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур. |
|
Характер контактов | Внутренний (региональный) | Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны. |
Международный | Предполагает участие школьников из разных стран. |
|
Количество участников проекта | Личностный | Проводится индивидуально, между двумя партнерами. |
Проводится между парами участников. |
||
Групповой | Проводится между группами. |
|
Продолжительность проведения | Краткосрочный | Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы. |
Средней продолжительности | Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему. |
|
Долгосрочный (до года) | Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему. |
Наибольшую популярность в детском саду получили межпредметные, практико - ориентированные проекты. Именно они позволяют опираться на личный опыт детей, поддерживать долгое время интерес к деятельности.
При работе с дошкольниками чаще используются групповые проекты, в ходе подготовки которых развиваются коммуникативные умения, способность к сотрудничеству и взаимодействию, которые воспринимаются в современном обществе как неотъемлемые позитивные характеристики человека в любых сферах жизнедеятельности.
В практике обучения детей в дошкольном учреждении метод проектов традиционно используется в рамках занятий по:
Ознакомлению с социальной действительностью, при этом используется информационно - практико -ориентированные и творческие проекты;
Экологическому воспитанию и образованию детей: чаще всего проекты, которые осуществляются на данных занятиях, носят исследовательский характер;
Развитию изобразительного творчества (в частности, в процессе работы над изготовлением коллективных коллажей): данные проекты, в основном, имеют исследовательский и творческий характер;
Музейной педагогике (например, в ходе осуществления проектов «История вещей, и др.»): большинство используемых проектов – комплексные
Развитию театрализованной деятельности детей и в процессе подготовки к праздникам: проекты данного рода относятся к ролево - игровым.
1.3 Этапы освоения детьми проектных действий
Возникает вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста детей
На первом этапе освоения проектных действий автор рекомендует отмечать и поощрять попытки ребенка самостоятельно решить проблему: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает детям осознать свое поведение, что они делают правильно, а где допускают ошибки.
На втором этапе освоения проектных действий активность взрослого несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключает детей к реализации их идей. Такой подход помогает заинтересовать дошкольников и, как вследствие, расширить проблему проектирования.
Третий и последующие этапы освоения проектных действий – творческие. Они характеризуются повышенным интересом детей к новым знаниям, стремлением получить их самостоятельность.
1.3.1 Освоение дошкольниками проектной деятельности
До пяти лет ребенок развивается на подражательно -исполнительном уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям каждого ребенка, изучение его интересов позволяет без труда определить проблему «заказываемую» детьми. Участие в проекте «на вторых ролях», действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему не противоречат природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающийся уровень проектирования.
Дети способны адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнения взрослого и других участников совместной деятельности.
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
Учет интересов каждого ребенка;
Деятельность детей без принуждения;
Предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
Совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
Тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
1.3.2 Особенности организация проектной деятельности
Анализ литературы и состояние практики позволил нам выделить следующие этапы выполнения проектов для дошкольников:
Выбор темы и типа проекта;
Определение потенциала каждого участника проекта для его выполнения, установление возможностей для реализации проекта;
Сбор и обработка необходимой информации, преобразование ее координатором в доступную для дошкольного восприятия;
Организация и выполнение проекта;
Защита проекта.
Данная логика выполнения проекта определяет деятельность воспитателя дошкольного учреждения. Деятельность педагога при реализации метода проектов осуществляется по трем основным направлениям: формирование банка заданий, создание условий для разработки и осуществления детьми проектов и вооружение их необходимыми для этого умениями и навыками.
Л.Морозова в своей статье дает несколько советов педагогам по организации проектной деятельности в дошкольном учреждении.
подготовительный этап (анализ, диагностика и оценка состояния объекта, нахождения противоречия, принятие решения о необходимости, выбор темы, теоретическое, методическое и временное обеспечение, целеполагание, разделение цели на веер задач, формирование проектировочной группы, распределение прав и обязанностей, налаживание коммуникаций, инструктирование);
основной этап (работа над проектом: моделирование, сбор и анализ материалов, встречи участников для обсуждения реализации задач, конструирование продукта проектирования, апробация проекта и его корректировка, создание проекта и его оформление);
завершающий этап (представление проекта, рефлексия, независимая экспертиза, выявление нерешенных проблем и выявление новых тем проектов).
На какие бы рекомендации не опирался педагог при проектировании, ему важно помнить, что именно он организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии доступные для понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.
Заключение
Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения.
Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: «Метод проектов очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения».
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.
Технология проектной деятельности в ДОУ
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).
Ядро любой технологии: цель – средства – правила их использования – результат.
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Слово “ проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
Применительно к детскому саду, проект – это специально организованный воспитателем, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.
Метод проектов стал популярен в 1920-х годах и связан с развитием гуманистических направлениях в философии и образовании. Американский педагог Д.Дьюи предполагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Но опытная работа по использованию проектов в учебном процессе велась и в других странах. В частности, в России уже в 1905 году учебные проекты применялись С.Т. Шацким. Под его руководством была организована группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. При этом метод проектов ещё долго оставался экспериментальным новшеством, неизвестным большинству педагогов.
Развитие он получил в работах Уильяма Килпатрика, который обобщил опыт проектного обучения и содействовал массовому распространению метода проектов.
Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам и предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.
Кагаров Евгений Георгиевич в 1926 г. выделил 4 отличительных черты проектного метода:
1.детские интересы – главное;
2.проекты копируют различные стороны бытия;
3.дети сами себе начинают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
4. проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
В форме проектов организована работа с дошкольниками в некоторых детских садах Италии. Воспитатели относятся к ребенку как к субъекту, вступающему в отношения с другими субъектами. При планировании принимаются во внимание возможности самообучения, связи педагогов и родителей, контекст пространства, а так же распорядок дня.
В американской образовательной программе «Шаг за шагом» - проектный метод, важная составляющая педагогического процесса, воспитатель и дети могут инсценировать самостоятельные темы или проекты, охватывающие весь детский и педагогический коллектив.
В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе, которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности (активного поведения в условиях неопределенности) детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. Известно, что уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, удовлетворение потребностей ребенка в конструировании собственного мира детства способствуют развитию его творчества.
Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству.
Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, - умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.
Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.
2. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д.
На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей
I этап разработки проекта – целеполагание : воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается
III этап работы над проектом – его практическая часть . Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
В настоящее время проекты классифицируются:
По составу участников;
По целевой установке;
По тематике;
По срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные.
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути, ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Малые олимпийские игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т.д. - это долгосрочный проект.
Дети, участвующие в проектной деятельности:
проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
самостоятельны в принятии решений;
сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий;
воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:
проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.
Даже неудачно выполненный проект, способствует развитию профессионализма . Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
могут реализовать свои творческие способности.
Использование метода проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Бесспорно, предлагаемая технология не универсальна. Дошкольное образовательное учреждение вообще не может быть монотехнологичным. Но все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние.
Педагогический проект в средней группе «Правила дорожные знай и соблюдай!»
Этот проект разработан для ребят средней группы. В ходе его реализации ребята познакомятся с правилами безопасного поведения пешехода, узнают много нового и интересного. В лёгкой игровой форме получат начальные знания по дорожной безопасности.
Актуальность реализации проекта:
Каждый человек должен заботиться о своей безопасности. Не имея знаний этого сделать невозможно. Дети среднего дошкольного возраста открыты для получения новых знаний. Поэтому, просто необходимо познакомить их с дорожной азбукой! Данный проект поможет ребятам получить начальные знания по дорожному движению.
Тип проекта:
творческий, информационно-исследовательский, краткосрочный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Проблема: Дети мало знают о правилах поведения на дороге и в общественном транспорте.
Ожидаемые результаты: У детей сформируются знания об улице и её сопутствующих понятиях, а также знания правил поведения на дорогах города, в общественном транспорте.
Сроки проведения: сентябрь (далее проект о дорожной безопасности продолжается с периодичностью)
Режим работы : во время и вне образовательной деятельности.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Содержание проекта.
1 этап. Целеполагание.
Цель: Создать в группе условия для эффективной работы для формирования у детей начальных знаний по дорожной безопасности.
Задачи:
Обучающая:
Научить детей видеть опасность на дороге, уметь принимать правильное решение на основании полученных знаний.
Развивающая:
Развивать творческие способности детей.
Воспитательная:
воспитывать у детей ответственное отношение к своей безопасности на дорогах.
2 этап. Разработка проекта.
1. Создать в группе условия для формирования у детей основных знаний по дорожной безопасности.
2. Сообщить детям и родителям цель проекта и заинтересовать их в его значимости и важности для них.
3. Подготовить необходимую литературу и иллюстрационный материал для успешной продуктивной деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий.
3 этап. Реализация проекта.
Организация деятельности проекта.
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры: «По дороге в детский сад», «Мы с семьёй идём гулять»,
« Экскурсия по городу», «Мы - водители», «В автошколе», «Инспектор ДПС».
Цель: развивать у детей умение следовать правилам игры, учить соответствовать выбранной роли, учить распределять роли в соответствии с желаниями ребят, учить договариваться.
Настольно-печатные игры: «На дороге», лото «Профессии», «Мы водители»,
«Собери автомобиль».
Цель: развивать умение играть сообща, соблюдая правила, развивать речь детей.
Словесные игры: «Путь - дорога », «Дополни рассказ», «Кто прав?», «Я - пешеход»,
«Мы – пассажиры».
Цель: расширять знания детей о правилах поведения на дороге, закрепить правила поведения в общественном транспорте, учить составлять предложения и небольшие рассказы, развивать мышление и память.
Художественно-речевая деятельность.
Цель: развивать выразительность речи детей, учить слышать и слушать, учить составлять рассказы по сюжетным картинкам, развивать мышление и расширять словарный запас детей.
Чтение стихов и небольших рассказов о транспорте и безопасности на дороге.
Беседы: «Профессия - водитель», «Как переходить улицу», «Мы-пешеходы», «Игры около дороги», «Правила дорожные», «Что делать, если ты идёшь один».
Чтение пословиц и поговорок о транспорте и правилах поведения на дороге и в транспорте, загадки.
Музыкально-театрализованная деятельность.
Цель: учить импровизировать, слышать музыку и придумывать подходящие движения, учить исполнять танец по показу воспитателя.
Танец по показу под песню группы Барбарики «Бибика».
Слушание песен: «Песенка Паровозика» из мультфильма «Поезд из Ромашкова», (музыка В.Юровский, слова Г.Сапгир); «Мы в автобусе сидим».
Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить быть внимательным в работе.
Выставка книг в группе «О машинах и не только…»
Цель: прививать любовь к чтению, учить слушать и слышать.
Продуктивная деятельность.
Рисунок: «Машины бывают разные», «Он главный на дороге».
Аппликации: «Грузовик», «Дорога», «Светофор».
Лепка: «Светофорик», «Автомобиль».
Коллективная работа «На дороге»
Совместная работа с родителями: рисунок на тему: «Правила дорожные - важные очень!»
Цель: развивать творческие способности детей, активизировать совместную деятельность детей и родителей.
Выставка различных видов автомобилей и спецтехники.
Цель: привлечь внимание детей к различным видам техники и её назначению, расширять кругозор детей, знакомить с различными видами техники.
4 этап. Продукт проектной деятельности.
Коллективная работа «На дороге».
Книжная выставка в группе «О машинах и не только…»
Выставка рисунков «Правила дорожные – важные очень!».
Выставка моделей автомобилей и спецтехники в группе.
Оформление в группе уголка по правилам дорожного движения.
Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Веракса Николай Евгеньевич
Организация проектной деятельности в детском саду
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной – все действия ребенок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.
В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения. Например, ребенок хочет сделать подставку для карандашей или кисточек. Реализация этой задачи в случае проектной деятельности не осуществляется сразу. Сначала дошкольник пытается представить несколько вариантов изготовления подставки. Поскольку в дошкольном возрасте доминирует образное мышление, то варианты выполнения поставленной задачи могут быть представлены в форме рисунка. Создав несколько изображений, ребенок удерживает в своем сознании целый ряд вариантов. При наличии нескольких вариантов появляется возможность их анализа путем сопоставления друг с другом, выявления их достоинств и недостатков. Фактически каждый такой вариант позволяет дошкольнику лучше понять то, что он собирается делать и уяснить последовательность действий. При изготовлении подставки ребенок может использовать различный материал. Поэтому при сопоставлении рисунков может учитываться материал будущей поделки. Кроме того, при сравнении рисунков могут приниматься во внимание люди, которые будут участвовать в совместном проекте. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.
При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.
Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.
Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.
Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка.
Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.
Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.
В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребенка может проявляться по-разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразии идеи ребенка. Приведем пример. При обсуждении подарков к 8 Марта один мальчик предложил нарисовать маме открытку. Другой поддержал его идею, сказав, что еще можно нарисовать открытку сестре. С точки зрения взрослого, был озвучен одинаковый замысел: создание открытки. В этом случае педагог может сказать: «Вася уже сказал про открытки. Попробуй придумать что-нибудь другое». Более продуктивным является другой путь: можно поддержать инициативу второго ребенка, подчеркнув, что про открытку сестре еще никто не говорил. В этом случае взрослый, во-первых, открывает новое пространство для творческой деятельности (можно выяснить, чем различаются открытки для мамы и сестры, еще можно вспомнить о бабушках, воспитателях и т. д.), а во-вторых, поддерживает инициативу ребенка (он получает позитивный опыт высказывания и в следующий раз, скорее всего, тоже выскажет какую-нибудь идею). Из сказанного следует, что нужно поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы.
Необходимость формирования субъектной позиции педагога.
Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта и образования имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Вернемся к примеру с обсуждением подарков к 8 Марта. Любой педагог знает, кому и какие подарки можно дарить в этот день, и каким образом их изготовить. Понятно, что дети не сразу смогут придумать оригинальный подарок. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.
«Знающий» педагог поступит «по инструкции»: объяснит, как вырезать цветочки, куда их приклеить, как сложить открытку, то есть будет действовать с позиции культурной нормы. Педагог, демонстрирующий субъектную позицию, сначала выяснит, как ребенок видит эту ситуацию (для дошкольника создание открытки или приклеивание цветочка – вовсе не очевидное действие, а своеобразное открытие, осмысление праздника). И только потом воспитатель обратится к культурным способам оформления замысла. И тогда вырезание цветочка станет средством реализации замысла ребенка, а не очередным звеном в реализации образовательной программы.
Проектная деятельность – сложно-организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Очевидно, что подобные изменения не могут быть инициированы только воспитателем. Они требуют активного участия администрации дошкольного учреждения.
В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду.
Для занятий проектированием удобнее всего выделять один день в две недели. В этот день изменяется режим жизни детей: творческая работа начинается в 11 часов (после завтрака и прогулки). При этом желательно, чтобы в проектной деятельности участвовали оба воспитателя, поскольку на первых порах она должна реализовываться в ходе занятий с детьми по подгруппам (по 5–9 человек). Таким образом, каждая подгруппа детей занимается своим проектом.
Поскольку проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу воспитателя (о чем подробнее будет рассказано ниже), администрация должна способствовать выделению времени и места для специальных встреч педагогов, а также участвовать в этих собраниях.
Внедрение проектной технологии в образовательный процесс требует от администрации больших организационных усилий, но при этом позволяет:
Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;
Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);
Развивать у детей такие качества, как социализированность и активность;
Создавать продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения).
Итак, если администрация готова включиться в процесс внедрения проектной технологии в жизнь детского сада, то следующим этапом станет организация творческой группы педагогов.
Создание творческой группы должно быть инициировано старшим воспитателем при поддержке заведующей. Для этого необходимо выявить степень готовности педагогов к участию в проектной деятельности, обратив внимание на то, хочет ли воспитатель:
Осваивать дополнительную литературу;
Организовывать новые формы активности детей;
Участвовать в специальных встречах с коллегами;
Систематически анализировать и фиксировать результаты своей деятельности (вести дневник и т. п.).
Нужно оценить способность педагога работать в ситуации неопределенности, отказываться от привычных схем деятельности. При отборе педагогов в творческую группу можно опираться на уже имеющийся опыт работы с ними, а также на письменный или устный опрос, который выявляет степень согласия воспитателя на включение в новые виды деятельности.
В результате всех педагогов образовательного учреждения можно разделить на три условные группы. В первую попадут педагоги, которые заявят себя активными сторонниками проектной деятельности, готовыми к поиску новых, нестандартных решений. Во вторую группу войдут пассивные сторонники проектной деятельности, то есть те педагоги, которые готовы следовать за лидером, добивающимся успешных результатов. Такие педагоги, вероятнее всего, присоединятся к творческой группе, когда появятся первые ощутимые результаты ее деятельности. Но поскольку они не выказывают активного неприятия новой технологии, можно предложить им занимать различные вспомогательные позиции. В третью группу попадут педагоги, не готовые к реализации проектной деятельности. Важно подчеркнуть, что принадлежность к этой группе не означает отрицательной профессиональной характеристики педагога. Возможно, он реализует себя в других продуктивных формах образовательной деятельности.
Сформированная творческая группа должна быть особым образом позиционирована как среди воспитателей (как группа, которая занимается развитием образовательного пространства детского сада), так и в глазах родителей (как группа, занимающаяся развитием инициативности детей и их социализацией).
Когда мы говорим о создании творческой группы, мы не имеем в виду формирование списка педагогов, каждый из которых будет заниматься проектной деятельностью со своей группой детей. Речь идет о создании профессионального объединения, в рамках которого происходит освоение проектной технологии и оформление стратегии ее внедрения в жизнь дошкольного учреждения. Полноценная творческая группа должна реализовывать две основные функции: осуществлять мониторинг проектной деятельности и способствовать формированию личностной философии профессиональной деятельности педагогов.
Мониторинг проектной деятельности подразумевает систематическое отслеживание текущих и промежуточных результатов, а также их оценивание как проблемных или успешных. Иными словами, мониторинг – это анализ отдельных элементов процесса (например, какое количество идей удалось инициировать на начальном этапе реализации проекта, какая из них была выбрана в качестве основной) и динамики развития (изменение процента активности детей на этапе формирования замысла). Мониторинг имеет отстраненный, объективный характер и предоставляет набор фактов для дальнейшего анализа и осмысления.
Формирование личностной философии профессиональной деятельности педагогов в большей мере связано с пониманием собственной роли в организации совместной деятельности с детьми, своего отношения к ситуации, с открытием новых профессиональных возможностей. Как уже говорилось, реализация проектной деятельности предполагает перестройку привычных форм взаимодействия в группе, а значит, требует от педагога переосмысления собственной деятельности и даже некоторых ценностей. Специально организованные встречи помогут педагогам решить ряд проблем, связанных с организацией проектной деятельности: кто стал реальным автором замысла проекта (на конкретном занятии)? Что помогало (препятствовало) проявлению инициативности детей на занятии? В какой мере было освоено пространство возможностей (в конкретной ситуации)?
Размышление над этими вопросами предполагает не только обнаружение проблемных моментов в реализации проектной деятельности конкретным педагогом, но и осознание того, почему подобная ситуация возникла, как можно изменить собственную позицию или отношение к ситуации т. п. Обязательно нужно отмечать наличие позитивной динамики, если на следующей встрече выяснится, что педагог сумел преодолеть ранее выявленные трудности. По сути, на этих встречах обсуждаются не столько нюансы технологии, сколько позиция педагога, его вовлеченность в процесс, способность к творческой деятельности. Поэтому необходим определенный такт и уважение к личности педагога, участвующего в подобных рефлексивных обсуждениях. Практика показывает, что несмотря на сложность и эмоциональную напряженность таких встреч, именно они влияют на профессиональное становление воспитателя.
Для осуществления мониторинга и проведения рефлексивных обсуждений используется материал из дневниковых записей, видеосъемок проектных занятий и творческих отчетов педагогов. Однако один и тот же материал анализируется с разных позиций.
Из книги Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Веракса Николай ЕвгеньевичТипы проектной деятельности Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.При этом каждый из перечисленных видов
Из книги Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Петрова Вера ИвановнаАнализ занятий по проектной деятельности Как уже отмечалось, организация и проведение проектной деятельности сопряжены с рядом трудностей.Одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную
Из книги Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер НатальяРекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.
Из книги Детский клуб: с чего начать, как преуспеть автора Тимофеева Софья АнатольевнаГлава 13. Как устроен день в детском саду На примере того, как устроен день, легче всего понять, что происходит в детском саду: во сколько начинается завтрак, в какое время проходят занятия, сколько времени отводится на прогулку и дневной сон.Один из первых вопросов,
Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова КсенияБиблиотека в детском саду В наши дни ребенок осваивает пульт от телевизора раньше, чем начинает ходить. Малыш уверенно орудует мышкой от компьютера задолго до того, как научится читать.Несмотря на то что в наше время в жизни человека огромную роль играют компьютеры,
Из книги Как вести себя в детском саду автора Шалаева Галина ПетровнаДетские дни рождения в детском саду Для многих людей день рождения – самый любимый праздник. Стоит заранее подумать о том, как будут проходить дни рождения в вашем детском саду. Можно назначить определенный день недели, в который отмечаются дни рождения, и сообщить об
Из книги Как отучить ребенка плеваться едой автора Васильева АлександраПраздники в детском саду В течение учебного года есть несколько прекрасных поводов для того, чтобы устроить праздник в детском саду, например Новый год или Восьмое марта. На праздник можно пригласить родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер. Как правило,
Из книги Чтение в средней школе автора Кашкаров Андрей ПетровичОрганизация методической работы в детском клубе Выше уже упоминалось, что директор клуба может и не быть педагогом – это далеко не самый принципиальный момент. Но все же директору приходится руководить педагогами, да и основная цель деятельности детского центра –
Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина ВикторовнаПервые дни в детском саду Если вы правильно и своевременно начали готовить свое дитятко к детскому саду, то огромных проблем быть не должно.1. Примерно за недельку до того момента, как вы поведете карапуза «на его работу», можете начинать разговоры о райском уголке, где
Из книги автораКак вести себя в детском саду Я сейчас вам расскажу, Как вести себя в саду, Как с ребятами дружить, Как без грусти день
Из книги автораВ детском саду не плачь о маме Мама серого Котёнка В детский садик привела. Но пушистого ребёнка Успокоить не могла. Стал мяукать он, цепляться Лапкой за её подол, Не хотел в саду остаться, В группу он никак не шёл. Нет, не стоит так, ребята, Громко плакать
Из книги автораНе привередничай и ешь всё, что дают в детском саду За столом Кроты сидят, Нос воротят, не едят: – Эту кашу не хотим! Чёрный хлеб мы не едим! Дайте лучше чаю нам, Бедным маленьким Кротам! Я напомню об одном: Не кривляйтесь за столом, Не капризничайте
Из книги автораРебенок не ест в детском саду Хотя с местами в детских садах до сих пор есть проблемы, все же большинство детей проводят несколько лет перед школой в одном из этих заведений. И вот ваш домашний мальчик или девочка собираются в сад. Один из главных вопросов, тревожащих любую
Из книги автора3.1. О проектной деятельности пятиклассников Всем известно, что современные дети проявляют огромный интерес к компьютерам, быстрее взрослых осваивают программы, чувствуют себя комфортно в виртуальном мире. Учитывая эту особенность нашего времени, талантливые взрослые
Из книги автораКак в детском саду следует относиться к непослушанию Прежде всего не считать такое поведение патологией. Конечно, непослушные дети мешают работе группы. Но проблема эта рабочая, то есть технически-педагогическая. При 25 детях в группе воспитателю необходимо заботиться о