Игра направлена на повышение уровня информированности учащихся о профессиях. Она обращает их взгляды к миру профессий через призму собственного Я. Используемые в ходе игры задании, я носят обучающий характер
ДокументСклонностей к определенному типу профессий (человек -человек , человек -знак, человек -художественный образ , человек -техника, человек -природа). Возможные... Мастер по ремонту одежды (1) - хореограф (6). Историк (2) - инспектор ГАИ (4). Антрополог (2) - ...
Программа по предмету «Мировая художественная культура»
ПрограммаИ Человек в художественных образах (10ч) Введение. В мире художественной культуры. Художественная культура народов мира. Роль и место человека в художественной культуре...
Методика «Оценка мотивации на успех» Г. В. Резапкиной Методика «Определение типа темперамента» > А. Айзенка, модификация Г. В. Резапкиной
ДокументИ для типа профессий «человек - техника». Специфическими профессионально важными качествами для типа профессий «человек - художественный образ » являются... Социолог Следователь Лаборант Социолог Математик Историк Маркетолог Статистик Аналитик Аудиатор...
Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде
АвторефератПонятия «художественный образ » эстрадного... с учётом специфики профессии вокалиста, - ... фразы. Типы взаимодействия... художественное изображение. Возникая из совокупности навыков и психофизических свойств человека ... характерном танце, историко – бытовой танец...
Характеристика типов и классов профессий
Документ... типов и классов профессий Типы профессий Типы профессий Человек - человек Человек - техника Человек - природа Человек – знаковая система Человек – художественн . образ Примеры профессий ... программист языковые: лингвист, историк , корректор, наборщик, ...
2.1 Характеристика профессий типа «человек художественный образ» и требования к индивидуальным особенностям специалиста
Разумеется, выше были приведены очень обобщенные характеристики человека как субъекта деятельности в разных типах профессий. Чтобы понять специфику профессий этого типа, я считаю, необходимо рассмотреть некоторые наиболее распространенные профессии,-анализ требований, которые предъявляются к личности специалиста, осваивающего профессию "человек - художественный образ ", все типовое, как правило, не во всем совпадает с отдельным конкретным случаем, а в какой-то части может ему и противоречить.
Художник - конструктор (дизайнер). Главной задачей дизайнера является удовлетворение потребности человека (заказчика) в гармонии с предметной средой посредством проектирования эстетических свойств промышленных изделий.
Необходимые качества: анализ и синтез, пространственное мышление и конструкторские способности, креативность, художественные способности (композиция, гармония, пропорции, чувство цвета), коммуникативные и вербальные способности, гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, реалистичность, находчивость.
На стадии проектирования следует учесть, что вещи выпускаются тысячными и даже многотысячными тиражами. Ошибка дизайнера, как и ошибка инженера - конструктора, соответственно умножается и, таким образом, обходится очень дорого. Вот почему дизайнер должен соединять в себе до известной степени противоположные качества. С одной стороны, смелый полет фантазии, непредубежденность, раскованность мысли. С другой стороны, высокое чувство ответственности, дисциплину ума, способность максимально считаться с реальными условиями производства.
Творческий процесс художника - конструктора начинается с обдумывания возможных вариантов будущего изделия. Важно собрать информацию о существующих аналогичных изделиях и критически их рассмотреть, обсудить. Успешно будет решать задачу работник, обладающий широким кругозором. Хороший специалист всегда озабочен сбором данных в своей области. Поэтому он оказывается готовым решать и неожиданно поставленную задачу.
Дизайнер должен уметь учитывать соображения экономического и технологического характера. Например, оригинальная форма изделия, задуманная дизайнером, может оказаться нерентабельной с точки зрения экономиста или трудно осуществимой с точки зрения технолога.
Человек, посвятивший себя служению технической эстетике, должен интересоваться изобразительным искусством и сам быть художником. Ему необходимо также знать технику, естественные и общественные науки, хорошо чертить, иметь умелые руки. Он должен ориентироваться в культурном наследии своего и других народов. Не каждый художественно и технически подготовленный человек будет успешно справляться со своими обязанностями на посту дизайнера, а только тот, кто относится к миру вещей как преобразователь.
Живописец (по росписи фарфора). Существует несколько методов нанесения росписи на фарфор, один из которых ручная роспись.
Художник должен найти особо тонкие и нежные отношения цвета с белым в наносимых красках и такие же переходы тона от одного цвета к другому. Кроме того, мастер должен постоянно держать в своем представлении задуманную цветовую композицию, т.к. окончательно она формируется только после обжига фарфора (фаянса) под глазурью в печи. Он должен уметь, накладывая цвет, видеть в нем другой - и это во всей композиционной сложности выполняемого сюжета. Роспись твореным золотом сама по себе затруднений не вызывала, но требовала найти правильное соотношение золото и красок на фарфоре
Рисунки могут быть сложны и разнообразны: это пейзажи, сюжеты, литературные портреты, персонажи, сказочные образы, стилизованные изображения растительного и художественного мира, орнаменты.
Мастер живописец в совершенстве владеет приемами живописных и графических работ, способами копирования рисунков в различных масштабах, приемами гравировки по золоту и серебру, приемами самостоятельной разработки деталей рисунков.
До начала работы живописец должен представить рисунок в уме, мысленно разложить его на части, наметить последовательность раскраски его деталей. И выполняя каждую операцию, он в своем воображении видит рисунок уже готовым.
Художник - иллюстратор. Содержание деятельности: задача иллюстратора - адекватно и красочно выразить мысли автора литературного произведения, статьи в СМИ яркими художественными образами. Вид работы зависит от заказа: может иллюстрировать книги, журналы, газеты и т.п.
Должен знать: живопись, рисунок, графику, теорию искусств, литературное творчество, специальные художественные дисциплины, техники и технологии работы и т.п.
Должен уметь: Выбрать соответствующую технику рисования (от простого карандаша до компьютерной графики). Спланировать свою работу. Использовать сложные техники: акватин, офорт..., компьютерные программы (например, для разработки макета будущего произведения). За короткое время выполнять необходимые эскизы в нескольких вариантах. Презентовать наброски и готовую работу, "портфолио". Выразить неповторимость своего стиля. Работать в коллективе художников. Должен иметь: свой ярко выраженный авторский стиль (при индивидуальной работе). Доминирующие интересы: ИЗО, литература Сопутствующие: Предпринимательская деятельность. Реклама. Фотография
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Образное мышление. Фантазия. Высокий уровень развития общих способностей (анализ, синтез, логика, вербальные способности, словесно-логическое мышление). Наблюдательность. Развитое воображение. Умение выражать свои мысле-образы в рисунке. Цветовая чувствительность. Высокий уровень специальных художественных способностей. Целеустремленность. Ответственность. Организаторские способности. Хорошая координация, мелкая моторика пальцев рук. Медицинские ограничения: Аллергия на рабочие материалы, книжную пыль
Ретушер. Иллюстрации, напечатанные в книге, почти всегда имеют качественные потери по сравнению с подлинником. Задача коллектива, работающего над полиграфическим воспроизведением оригинала, сделать эти потери минимальными.
Задача ретушера сводится к тому, чтобы, в конце концов, могла быть создана печатная форма. Оттиск (отпечаток) с нее, конечно, будет отличаться от подлинника, но для зрения человека это различие будет приемлемым.
Выделяют два вида ретуши: техническую (поправочную) и художественную. Техническая ретушь заключается в удалении на издательском оригинале (материале, с которого будет делаться типографская печатная форма) царапин, темных или светлых пятен или точек, крупной зернистости и т. д.
Роль художественной ретуши значительно шире. С ее помощью подчеркиваются сюжетно изобразительные элементы иллюстрации. Уточняются их формы и пространственные отношения, устраняются недостатки в градации тонов и цветов. Такая работа доступна только тем, кто свободно владеет рисунком, хорошо чувствует тональные соотношения цветов и умеет ими пользоваться.
Все операции, которые приходится выполнять ретушеру, требуют активной мыслительной деятельности и хорошей памяти. Он должен помнить и учитывать различные факторы, от которых зависит выбор приема и метода ретуши, сравнивать их, анализировать и принимать необходимые решения. Спецификой его работы является и то, что ретушер должен постоянно держать в уме тот зрительный образ, который он стремится воплотить.
Процесс репродуцирования (типографского воспроизведения) изображений основан на глубоком понимании оригинала. Ретушер воспринимает в оригинале то, что порой скрыто для обычного зрителя. Для этого он должен обладать наблюдательностью. Для глубокой эстетической оценки произведения ему необходимо и развитое чувство цвета и формы.
Работа ретушера связана с большим умственным напряжением: на протяжении всего рабочего дня ему приходится анализировать сложные произведения искусства и решать разнообразные пространственно-цветовые задачи. Творческому воображению, большому эстетическому вкусу должны сопутствовать такие качества, как аккуратность, терпение, настойчивость.
Художник-реставратор. Наиболее часто разрушающему воздействию времени подвержены произведения живописи. Краски на живописных полотнах отделяются от грунта, которым покрыты холст или дерево, многократно положенные мазки расслаиваются. Спасти произведения искусства могут художники-реставраторы.
Специальная комиссия, состоящая из искусствоведов, хранителей картин и реставраторов, тщательно обследует картину, выявляет все дефекты и устанавливает причины их возникновения. На основе этого анализа специалисты оценивают возможность восстановления художественных особенностей произведения, определяют необходимые методы работы, а также материалы.
Реставратор изучает особенности выполнения картины. Способы письма, используемые материалы, толщину красочного слоя, индивидуальную манеру мазка автора, качество фактурной обработки и др. Это позволяет ему определить задачи своей работы. Всесторонняя эрудиция, хорошая память, опыт предыдущих работ способствуют успеху его дела.
Должен уметь работать поэтапно, терпеливо прорабатывать все детали, уметь подчинить свое творческое воображение замыслу автора, создавшего картину. Любое отклонение от первоначальной художественной идеи является искажением искусства.Должен знать все тонкости работы с материалом.
Историк-искусствовед. Работа искусствоведов, а тем более историков, менее явна для широкой публики, но очень важна.
Специалисты работают в организациях, где представлены либо изучаются произведения названного вида искусства. Это работники музеев, издательских организаций. Работают эти специалисты также в научно-исследовательских институтах, изучая историю изобразительного искусства, дизайна, а также в художественных галереях, различных выставочных организациях. Историки-искусствоведы занимаются и преподаванием. Предмет «История искусства» есть в планах многих учебных заведений.
Музейные работники подготавливают, в частности, научные каталоги. Это требует кропотливого труда, знакомства с множеством источников. Специалисты, работающие в музеях, как правило, участвуют в разнообразных научно-исследовательских мероприятиях, конференциях, собеседованиях.
В целом их деятельность можно разделить на работу собственно с памятником искусства и труд за письменным столом, в хранилище, библиотеке.
Для того чтобы успешно работать в данной области, надо иметь некоторые специфические способности. Это, как говорят профессионалы, «глаз», художественный вкус.
Надо уметь глубоко воспринимать и понимать произведения изобразительного искусства. Этот талант можно развивать в процесс е обучения.
Театральный художник. Определение «сценография» в отечественном театре прижилось не так давно. Гораздо ближе зрителю древнейшее понятие «театральный художник» или, как обычно пишут на афише, «художник-постановщик». Результатом работы художника-постановщика спектакля, по сути, является все, что предстает перед взором зрителя на сцене -- от крепостных стен, грозовых туч или бушующего океана до каблуков туфель, кинжалов или носовых платков.
Художник-декоратор - театральный художник, который переводит авторский замысел художника-постановщика с (плоских) эскизов на (объемные) декорации.
Есть театральное выражение «За красоту отвечает художник». Эту «красоту» составляют: костюмы, декорации, мебель, реквизит, свет, костюмы, грим и так далее. Каждой стороне общего дела соответствуют отдельные специальности: художник по костюмам, художник по свету. Но творческим лидером группы традиционно остается сценограф.
Личные качества: любовь к театру, пространственное мышление, художественный вкус, хорошая память, аккуратность
В реальных производственных условиях замысел художника-постановщика воплощает художник-технолог. В современном театре сложно разделить художественную и технологическую составляющие декорационного оформления. Характер трансформации сценографии, возможности ее светового освоения, фактура используемого материала -- все это влияет на стилистику и образ спектакля. Сейчас не составляет проблемы найти хорошего конструктора, который смог бы рассчитать ферму или подобрать необходимое сечение бруска. Дефицитным остается специалист способный «прочитать» замысел художника и режиссера, предложить остроумное техническое решение и при этом сохранить то самое индивидуальное художественное высказывание.
Ювелир. Изготавливает художественные изделия (украшения, предметы быта, культа, оружие) преимущественно из драгоценных металлов, а также некоторых цветных металлов в сочетание с драгоценными и поделочными камнями, янтарем, перламутром, костью по рисункам, чертежам и моделям художника, разработчика.
Ювелир должен знать технические и художественные требования к изделиям, свойства драгоценных и полудрагоценных металлов и их сплавов, свойства драгоценных и полудрагоценных камней и других материалов (янтаря, перламутра, кости, эмали), использующихся при изготовлении ювелирных изделий, правила чтения чертежей. Ему должны быть знакомы различные способы изготовления заготовок и деталей из слитков, виды орнаментов и их выполнение. Он должен уметь самостоятельно изготовить ювелирный инструмент.
Условия труда: высокая нагрузка на зрение. Характерна статичная асимметричная рабочая поза.
Необходимые качества: хороший глазомер, развитое цветоощущение, хорошая координация и развитая мелкая моторика рук, умение сконцентрироваться, аккуратность, усидчивость, терпение, художественный вкус. Явные сердечнососудистые заболевания, сколиоз, повышенная нервная возбудимость могут препятствовать получению профессии ювелира.
Родственные профессии. Когда создание ювелирного изделия выходит за рамки простого исполнения по готовому образцу, чертежу или эскизу, а придумывается автором с целью передать какой-либо художественный замысел, либо создается авторская работа для конкретного заказчика -- мы говорим о профессии дизайнера украшений.
Модельер (художник-модельер и модельер-конструктор). Модельер разрабатывает новые виды одежды с учетом потребительского спроса и возможностей производства, также создает коллекции одежды для показа в различных модных шоу.
В круг занятий модельера входит создание новой концепции одежды в виде эскизов, поиск конструкторского решения задуманной модели, разработка образцов новых моделей, подготовка образцов для промышленного производства, организация показов моделей одежды.
Необходимые качества: художественные способности; развитое образное мышление, конструкторские способности, развитое чувство цвета, хороший глазомер, креативность, организаторские способности, «новаторство».
Чтобы участвовать в элитных показах, по правилам «от кутюр» нужно представить от 4 до 60 ансамблей, причем любое изделие на 50-80 % должно быть сделано руками. Одно платье шьется минимум месяц, а особенно сложные и до полугода... Выживают только фанаты, не представляющие себя вне профессии, готовые разрабатывать новые идеи, не боясь смелых экспериментов и долгих, бессонных ночей, проведенных за работой.
Кондитер. Готовит кондитерские изделия на кондитерских фабриках и в специализированных цехах хлебозаводов. Приготавливает различные виды теста, начинок, кремов по заданной рецептуре. Выпекает и украшает продукцию. Проверяет вес готовых изделий. Использует ручные инструменты, механическое и электромеханическое оборудование.
Для деятельности необходимы тонкая вкусовая и обонятельная чувствительность, тонкое цветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движений рук).
Работа не рекомендуется людям, имеющим аллергические реакции на пищевые продукты и заболевания: органов дыхания (бронхиальная астма, хроническая пневмония и др.); сердечнососудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.); почек и мочевых путей (нефрит, почечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата, ограничивающие подвижность рук; нервной системы (менингит, миелит и др.); органов зрения (значительное понижение остроты зрения и цветоразличения); кожи с локализацией на кистях рук (дермиты, экзема и др.).
Кондитер должен знать ассортимент выпускаемых изделий, рецептуры и режимы их приготовления, виды сырья и способы его переработки, способы отделки и украшения кондитерских изделий
Так, стоит помнить, что повар-кондитер работает стоя, с переносами тяжестей (до 40-50 кг), с напряжением мышц рук и ног. Иногда условия работы не совсем благоприятны: в помещении может быть высокая температура, повышенная влажность и загрязненность воздуха, сквозняки и производственный шум. Существует и определенная опасность травм и ожогов, поэтому надо досконально следовать технике безопасности.
Необходимые качества: развитые обоняние, вкус, осязание, цветовая чувствительность, ощущение температуры, наблюдательность, концентрация внимания, координация движений, достаточная физическая сила, аккуратность, опрятность.
Влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности
В настоящее время число специальностей стало чрезвычайно обширным и многообразным, происходит стремительная перестройка профессиональной деятельности в пределах отдельных специальностей...
1. Определение ведущего полушария на основе концепции в двух сигнальных системах. Испытание проводится по лабораторной №1 (по Е.А. Рушкевичу) Цель работы: определение ведущего полушария головного мозга. Оборудование: 9 карточек...
Исследование личности по предрасположенности к конфликту
1. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Исследование проводилось по методике Айзенка, лабораторная работа №23. Цель работы: изучить темпераментальные характеристики личности: экстраверсию-интраверсию, нейротизм...
Личность и темперамент. Требования различных профессий к свойствам темперамента (на примере cоциально-культурного сервиса и туризма)
Давайте немного поговорим о системе человек-человек, чтобы лучше понять и узнать какой темперамент наиболее подходит к данной системе. К профессиям типа «человек-человек», по определению Е.А. Климова, относятся профессии...
Чтобы говорить о профессиональном типе «человек - художественный образ», выделим основные черты, присущие профессионалам данной профессии психологические характеристики...
Особенности профессионального типа "Человек – художественный образ"
Профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях...
Понятие "человек", "индивид", "личность"
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены...
Профессиональное становление и мотивации выбора профессии в юношеском возрасте
Профессия - это особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием . Е.А. Климов в своих работах дает несколько определений данного понятия...
Психологические особенности влияния профессии супругов на их семейную жизнь
Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е...
Релятивизм, абсолютизм и универсализм
Ситуативная и личностная тревожность интраверта
Отличительной чертой интраверсии, в отличие от экстраверсии, которая прежде всего связывается с объектом и данными, является ориентация на внутренние личностные факторы. Психология и психоанализ характера. М., 2000. С. 203...
Социальный интеллект как фактор успеха
социальный интеллект...
Специфика работы психологической службы в интернатных учреждениях
Интернат - это закрытое образовательное учреждение, выделяющееся из ряда других образовательных учреждений своей спецификой. В него принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства...
Сравнение образа мира людей, практикующих и не практикующих осознанные сновидения
Требования к коррекционно-развивающим программам
Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития...
Основная сфера деятельности профессии типа «Человек – художественный образ» - искусство.
Эта профессия связана с изобретательным искусством, в котором задействованы такие специальности как и художники-оформители, актеры и музыканты, артисты, вокалисты, дизайнеры, поэты, визажисты и модельеры.
Такие профессии применяют в следующих направлениях:
- ландшафтный дизайн , архитектура, скульптура, дизайн интерьера и мебели;
- музыка;
- литература;
- изобразительное искусство, живопись, фотография; .
- киноиндустрия, телевидение;
- театр, балет;
- красота и внешность человека.
Человек решивший избрать профессию «человек - художественный образ» должен, прежде всего, обладать врожденным талантом и способностями, которые необходимо развивать в будущем.
Это образное мышление, любовь к красоте, художественный вкус, яркое и богатое воображение, эстетические чувства, гармония с окружающим миром.
Помимо врожденных способностей и таланта, художник, писатель или музыкант, должен быть настойчивым, трудолюбивым и иметь силу воли и огромное желание доставлять людям радость.
Наградой такой кропотливой и повседневной работы является не только материальное вознаграждение, но и в будущем послужит славой, успехом и признанием.
Главная цель такой профессии - создание красоты, эстетики, гармонии для окружающего мира человека, сохранение культурного наследия человечества, благоприятное воздействие с помощью искусства на человека.
Условия труда для профессии типа «человек - художественный образ» обусловлены конкретными задачами: для художника это создание образа, действия с помощью материалов, природы и человека, для скульптора - работа с природными материалами (глиной, камнем) в мастерской.
Работа ювелира требует постоянного зрительного напряжения и точности, а артист балета должен постоянно тренироваться для хороших физических данных и проводить рабочее время на сцене перед зрителями, музыкант воспроизводить звук на музыкальных инструментах.
Для того, чтобы получить специальность декоратора, закройщика, художника, реставратора, актера, дизайнера, необходимо получать знания непосредственно от преподавателя к ученику.
Преподаватель должен быть обрадованным и иметь хорошие практические навыки и умения, что бы предать своим ученикам секреты мастерства.
Иногда обучение профессии «человек - художественный образ» необходимо начинать с детских лет, это музыкальные и художественные школы, театральные кружки, мастерские.
Когда мы говорим о профессии как общности, то речь ведем не об организации, а о мысленно представляемой группе сходных по направленности и опыту людей. К этой общности как бы «приписаны» не только ныне здравствующие «делатели», но и знаменитые работники прошлого, внесшие заметный, известный вклад в то или иное дело. Это, скорее социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует, а не собственно организация.
Основные психологические вопросы в связи с пониманием профессии как общности касаются, во-первых, тех, кто уже включен в эту общность. Это начинающие, развивающиеся, инволюционирующие «сходящие с лыжни» профессионалы. Во-вторых, эти вопросы касаются тех, кто предполагает или намерен включиться в данную общность (мечтающие о выборе профессии, озабоченные вопросом выбора ее, находящиеся в ситуации выбора оптанты).
Было бы опрометчивым думать, что профессия как общность складывается чисто стихийно за счет свободного и неуправляемо притока заинтересованных людей.
Фактор стихийности в указанном выше смысле, правда, имеет место. Но обязательно находятся разумные люди и группы, которые начинают понимать важность некоторой кадровой политики. Они реализуют ту или иную стратегию в этом деле, борются с «засорением» профессиональной общности неподходящими людьми, налаживают более или менее строгий кадровый отбор, привлекают дееспособные силы из смежных областей и пр. Это особенно важно, когда по каким-то причинам профессия становится престижной, привлекательной для многих, в том числе и явно нежелательных по деловым признакам людей.
Разумеется, в реальной деятельности людей эти системы могут в определенных зонах взаимопроникать, образуя некие предметные миксты (смешения). Например, художник-реставратор должен разбираться не только в художественных стилях старых мастеров, но и в растворителях, клеях, текстильных волокнах (холсты это изделия ткачей), шпатлевках и пр. Соответственно всем этим нужно и интересоваться
Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек - общение .
Специфика профессии «человек - художественный образ»
Чтобы говорить о профессиональном типе «человек - художественный образ», выделим основные черты, присущие профессионалам данной профессии психологические характеристики.
О представителях профессий типа «человек - художественный образ»:
В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого - то содержания. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т. п.) это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материалов, время и микробы превращают холсты в прах).
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостности, например, такого рода: художественные стили, гармония цветового решения (картины, архитектурного проекта, оформляемой витрины, театральной декорации), чувство подаренной людям красоты, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления, и пр.
Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) образцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; офорты Гойи, поразившие его современников; удивительные по своей красоте и силе духа фрески Микеланджело, славящиеся во всем мире, и т. п. Международные отношения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, народов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишенный придуманных людьми политических, государственных, временных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния античности, и достижения современных художников, и шедевры древнерусской иконописи; загадочные храмы Египта и готические сооружения средних веков.
Типичные примеры профессиональных единиц анализа сознания и психики этого типа: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); цепочки значков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, характер создаваемого образа, и т. п.
Представители профессий типа «человек - художественный образ» умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение. Это может быть, например, батик (роспись по шелку) выполненный по эскизу художника. Это могут быть восстановленные (отреставрированные) детали изображения на холсте старинного мастера, исчезнувшие к нашему времени.
Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно - двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незримые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует красоту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внимательно относится к природному ландшафту, учитывает его. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуждаемой области.
Профессионал опирается на народный опыт, культурное наследие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной области (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.
Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качества звуков. Актер, для того, чтобы не просто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемого героя.
Как правило, требуется нестандартный ум, способность непредвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения.
Требуется развитое эстетическое чувство. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредственно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать композиционные принципы в своей области (изобразительное искусство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).
Важен художественный такт уважительное отношение к состоявшемуся произведению искусства. Лучших представителей профессий рассматриваемого типа характеризует ясное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы должен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значимым целям. Настойчивость, самодисциплина важные признаки профессионала этой сферы.
Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыражение свойственно любому активному человеческому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «гулить», «лепетать», а затем и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыражение непременный признак художественного склада психики.
Отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисциплины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать некоей необычной персоне.
Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной людям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию.
Особенности творческости (креативности) представителей обсуждаемого типа профессий состоят в том, что они новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.
Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказываться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед человеком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совершенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда.
Скажем, художник - живописец может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения многочисленными упражнениями, т. е. когда ему не надо думать, как «работает» материал
Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям.
Например, художник - конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специалисты разных профилей: и экономисты, и инженеры - конструкторы, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция капризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним соглашались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нужна исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хорошо, сделай, как сможешь, но в срок и т. п.). Усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного важные качества творческого работника.
К трудностям профессий этого типа нередко относятся длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату. Немалые нервные нагрузки.
Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и по многу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д. Шедевр художника может оставлять впечатление легкости, небольшого количества приложенных усилий, но за этим зачастую стоит огромный труд, знания, мастерство владения материалом, осваиваемое годами.
2.1 Характеристика профессий типа «человек художественный образ» и требования к индивидуальным особенностям специалиста
Разумеется, выше были приведены очень обобщенные характеристики человека как субъекта деятельности в разных типах профессий. Чтобы понять специфику профессий этого типа, я считаю, необходимо рассмотреть некоторые наиболее распространенные профессии,-анализ требований, которые предъявляются к личности специалиста, осваивающего профессию "человек - художественный образ ", все типовое, как правило, не во всем совпадает с отдельным конкретным случаем, а в какой-то части может ему и противоречить.
Художник - конструктор (дизайнер). Главной задачей дизайнера является удовлетворение потребности человека (заказчика) в гармонии с предметной средой посредством проектирования эстетических свойств промышленных изделий.
Необходимые качества: анализ и синтез, пространственное мышление и конструкторские способности, креативность, художественные способности (композиция, гармония, пропорции, чувство цвета), коммуникативные и вербальные способности, гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, реалистичность, находчивость.
На стадии проектирования следует учесть, что вещи выпускаются тысячными и даже многотысячными тиражами. Ошибка дизайнера, как и ошибка инженера - конструктора, соответственно умножается и, таким образом, обходится очень дорого. Вот почему дизайнер должен соединять в себе до известной степени противоположные качества. С одной стороны, смелый полет фантазии, непредубежденность, раскованность мысли. С другой стороны, высокое чувство ответственности, дисциплину ума, способность максимально считаться с реальными условиями производства.
Творческий процесс художника - конструктора начинается с обдумывания возможных вариантов будущего изделия. Важно собрать информацию о существующих аналогичных изделиях и критически их рассмотреть, обсудить. Успешно будет решать задачу работник, обладающий широким кругозором. Хороший специалист всегда озабочен сбором данных в своей области. Поэтому он оказывается готовым решать и неожиданно поставленную задачу.
Дизайнер должен уметь учитывать соображения экономического и технологического характера. Например, оригинальная форма изделия, задуманная дизайнером, может оказаться нерентабельной с точки зрения экономиста или трудно осуществимой с точки зрения технолога.
Человек, посвятивший себя служению технической эстетике, должен интересоваться изобразительным искусством и сам быть художником. Ему необходимо также знать технику, естественные и общественные науки, хорошо чертить, иметь умелые руки. Он должен ориентироваться в культурном наследии своего и других народов. Не каждый художественно и технически подготовленный человек будет успешно справляться со своими обязанностями на посту дизайнера, а только тот, кто относится к миру вещей как преобразователь.
Живописец (по росписи фарфора). Существует несколько методов нанесения росписи на фарфор, один из которых ручная роспись.
Художник должен найти особо тонкие и нежные отношения цвета с белым в наносимых красках и такие же переходы тона от одного цвета к другому. Кроме того, мастер должен постоянно держать в своем представлении задуманную цветовую композицию, т.к. окончательно она формируется только после обжига фарфора (фаянса) под глазурью в печи. Он должен уметь, накладывая цвет, видеть в нем другой - и это во всей композиционной сложности выполняемого сюжета. Роспись твореным золотом сама по себе затруднений не вызывала, но требовала найти правильное соотношение золото и красок на фарфоре
Рисунки могут быть сложны и разнообразны: это пейзажи, сюжеты, литературные портреты, персонажи, сказочные образы, стилизованные изображения растительного и художественного мира, орнаменты.
Мастер живописец в совершенстве владеет приемами живописных и графических работ, способами копирования рисунков в различных масштабах, приемами гравировки по золоту и серебру, приемами самостоятельной разработки деталей рисунков.
До начала работы живописец должен представить рисунок в уме, мысленно разложить его на части, наметить последовательность раскраски его деталей. И выполняя каждую операцию, он в своем воображении видит рисунок уже готовым.
Художник – иллюстратор. Содержание деятельности: задача иллюстратора - адекватно и красочно выразить мысли автора литературного произведения, статьи в СМИ яркими художественными образами. Вид работы зависит от заказа: может иллюстрировать книги, журналы, газеты и т.п.
Должен знать: живопись, рисунок, графику, теорию искусств, литературное творчество, специальные художественные дисциплины, техники и технологии работы и т.п.
Должен уметь: Выбрать соответствующую технику рисования (от простого карандаша до компьютерной графики). Спланировать свою работу. Использовать сложные техники: акватин, офорт..., компьютерные программы (например, для разработки макета будущего произведения). За короткое время выполнять необходимые эскизы в нескольких вариантах. Презентовать наброски и готовую работу, "портфолио". Выразить неповторимость своего стиля. Работать в коллективе художников. Должен иметь: свой ярко выраженный авторский стиль (при индивидуальной работе). Доминирующие интересы: ИЗО, литература Сопутствующие: Предпринимательская деятельность. Реклама. Фотография
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Образное мышление. Фантазия. Высокий уровень развития общих способностей (анализ, синтез, логика, вербальные способности, словесно-логическое мышление). Наблюдательность. Развитое воображение. Умение выражать свои мысле-образы в рисунке. Цветовая чувствительность. Высокий уровень специальных художественных способностей. Целеустремленность. Ответственность. Организаторские способности. Хорошая координация, мелкая моторика пальцев рук. Медицинские ограничения: Аллергия на рабочие материалы, книжную пыль
Ретушер. Иллюстрации, напечатанные в книге, почти всегда имеют качественные потери по сравнению с подлинником. Задача коллектива, работающего над полиграфическим воспроизведением оригинала, сделать эти потери минимальными.
Задача ретушера сводится к тому, чтобы, в конце концов, могла быть создана печатная форма. Оттиск (отпечаток) с нее, конечно, будет отличаться от подлинника, но для зрения человека это различие будет приемлемым.
Выделяют два вида ретуши: техническую (поправочную) и художественную. Техническая ретушь заключается в удалении на издательском оригинале (материале, с которого будет делаться типографская печатная форма) царапин, темных или светлых пятен или точек, крупной зернистости и т. д.
Роль художественной ретуши значительно шире. С ее помощью подчеркиваются сюжетно изобразительные элементы иллюстрации. Уточняются их формы и пространственные отношения, устраняются недостатки в градации тонов и цветов. Такая работа доступна только тем, кто свободно владеет рисунком, хорошо чувствует тональные соотношения цветов и умеет ими пользоваться.
Все операции, которые приходится выполнять ретушеру, требуют активной мыслительной деятельности и хорошей памяти. Он должен помнить и учитывать различные факторы, от которых зависит выбор приема и метода ретуши, сравнивать их, анализировать и принимать необходимые решения. Спецификой его работы является и то, что ретушер должен постоянно держать в уме тот зрительный образ, который он стремится воплотить.
Процесс репродуцирования (типографского воспроизведения) изображений основан на глубоком понимании оригинала. Ретушер воспринимает в оригинале то, что порой скрыто для обычного зрителя. Для этого он должен обладать наблюдательностью. Для глубокой эстетической оценки произведения ему необходимо и развитое чувство цвета и формы.
Работа ретушера связана с большим умственным напряжением: на протяжении всего рабочего дня ему приходится анализировать сложные произведения искусства и решать разнообразные пространственно-цветовые задачи. Творческому воображению, большому эстетическому вкусу должны сопутствовать такие качества, как аккуратность, терпение, настойчивость.
Художник-реставратор. Наиболее часто разрушающему воздействию времени подвержены произведения живописи. Краски на живописных полотнах отделяются от грунта, которым покрыты холст или дерево, многократно положенные мазки расслаиваются. Спасти произведения искусства могут художники-реставраторы.
Специальная комиссия, состоящая из искусствоведов, хранителей картин и реставраторов, тщательно обследует картину, выявляет все дефекты и устанавливает причины их возникновения. На основе этого анализа специалисты оценивают возможность восстановления художественных особенностей произведения, определяют необходимые методы работы, а также материалы.
Реставратор изучает особенности выполнения картины. Способы письма, используемые материалы, толщину красочного слоя, индивидуальную манеру мазка автора, качество фактурной обработки и др. Это позволяет ему определить задачи своей работы. Всесторонняя эрудиция, хорошая память, опыт предыдущих работ способствуют успеху его дела.
Должен уметь работать поэтапно, терпеливо прорабатывать все детали, уметь подчинить свое творческое воображение замыслу автора, создавшего картину. Любое отклонение от первоначальной художественной идеи является искажением искусства.Должен знать все тонкости работы с материалом.
Историк-искусствовед. Работа искусствоведов, а тем более историков, менее явна для широкой публики, но очень важна.
Специалисты работают в организациях, где представлены либо изучаются произведения названного вида искусства. Это работники музеев, издательских организаций. Работают эти специалисты также в научно-исследовательских институтах, изучая историю изобразительного искусства, дизайна, а также в художественных галереях, различных выставочных организациях. Историки-искусствоведы занимаются и преподаванием. Предмет «История искусства» есть в планах многих учебных заведений.
Музейные работники подготавливают, в частности, научные каталоги. Это требует кропотливого труда, знакомства с множеством источников. Специалисты, работающие в музеях, как правило, участвуют в разнообразных научно-исследовательских мероприятиях, конференциях, собеседованиях.
В целом их деятельность можно разделить на работу собственно с памятником искусства и труд за письменным столом, в хранилище, библиотеке.
Для того чтобы успешно работать в данной области, надо иметь некоторые специфические способности. Это, как говорят профессионалы, «глаз», художественный вкус.
Надо уметь глубоко воспринимать и понимать произведения изобразительного искусства. Этот талант можно развивать в процесс е обучения.
Театральный художник. Определение «сценография» в отечественном театре прижилось не так давно. Гораздо ближе зрителю древнейшее понятие «театральный художник» или, как обычно пишут на афише, «художник-постановщик». Результатом работы художника-постановщика спектакля, по сути, является все, что предстает перед взором зрителя на сцене - от крепостных стен, грозовых туч или бушующего океана до каблуков туфель, кинжалов или носовых платков.
Художник-декоратор - театральный художник, который переводит авторский замысел художника-постановщика с (плоских) эскизов на (объемные) декорации.
Есть театральное выражение «За красоту отвечает художник». Эту «красоту» составляют: костюмы, декорации, мебель, реквизит, свет, костюмы, грим и так далее. Каждой стороне общего дела соответствуют отдельные специальности: художник по костюмам, художник по свету. Но творческим лидером группы традиционно остается сценограф.
Личные качества: любовь к театру, пространственное мышление, художественный вкус, хорошая память, аккуратность
В реальных производственных условиях замысел художника-постановщика воплощает художник-технолог. В современном театре сложно разделить художественную и технологическую составляющие декорационного оформления. Характер трансформации сценографии, возможности ее светового освоения, фактура используемого материала - все это влияет на стилистику и образ спектакля. Сейчас не составляет проблемы найти хорошего конструктора, который смог бы рассчитать ферму или подобрать необходимое сечение бруска. Дефицитным остается специалист способный «прочитать» замысел художника и режиссера, предложить остроумное техническое решение и при этом сохранить то самое индивидуальное художественное высказывание.
Ювелир. Изготавливает художественные изделия (украшения, предметы быта, культа, оружие) преимущественно из драгоценных металлов, а также некоторых цветных металлов в сочетание с драгоценными и поделочными камнями, янтарем, перламутром, костью по рисункам, чертежам и моделям художника, разработчика.
Ювелир должен знать технические и художественные требования к изделиям, свойства драгоценных и полудрагоценных металлов и их сплавов, свойства драгоценных и полудрагоценных камней и других материалов (янтаря, перламутра, кости, эмали), использующихся при изготовлении ювелирных изделий, правила чтения чертежей. Ему должны быть знакомы различные способы изготовления заготовок и деталей из слитков, виды орнаментов и их выполнение. Он должен уметь самостоятельно изготовить ювелирный инструмент.
Условия труда: высокая нагрузка на зрение. Характерна статичная асимметричная рабочая поза.
Необходимые качества: хороший глазомер, развитое цветоощущение, хорошая координация и развитая мелкая моторика рук, умение сконцентрироваться, аккуратность, усидчивость, терпение, художественный вкус. Явные сердечнососудистые заболевания, сколиоз, повышенная нервная возбудимость могут препятствовать получению профессии ювелира.
Родственные профессии. Когда создание ювелирного изделия выходит за рамки простого исполнения по готовому образцу, чертежу или эскизу, а придумывается автором с целью передать какой-либо художественный замысел, либо создается авторская работа для конкретного заказчика - мы говорим о профессии дизайнера украшений.
Модельер (художник-модельер и модельер-конструктор). Модельер разрабатывает новые виды одежды с учетом потребительского спроса и возможностей производства, также создает коллекции одежды для показа в различных модных шоу.
В круг занятий модельера входит создание новой концепции одежды в виде эскизов, поиск конструкторского решения задуманной модели, разработка образцов новых моделей, подготовка образцов для промышленного производства, организация показов моделей одежды.
Необходимые качества: художественные способности; развитое образное мышление, конструкторские способности, развитое чувство цвета, хороший глазомер, креативность, организаторские способности, «новаторство».
Чтобы участвовать в элитных показах, по правилам «от кутюр» нужно представить от 4 до 60 ансамблей, причем любое изделие на 50-80 % должно быть сделано руками. Одно платье шьется минимум месяц, а особенно сложные и до полугода... Выживают только фанаты, не представляющие себя вне профессии, готовые разрабатывать новые идеи, не боясь смелых экспериментов и долгих, бессонных ночей, проведенных за работой.
Кондитер. Готовит кондитерские изделия на кондитерских фабриках и в специализированных цехах хлебозаводов. Приготавливает различные виды теста, начинок, кремов по заданной рецептуре. Выпекает и украшает продукцию. Проверяет вес готовых изделий. Использует ручные инструменты, механическое и электромеханическое оборудование.
Для деятельности необходимы тонкая вкусовая и обонятельная чувствительность, тонкое цветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движений рук).
Работа не рекомендуется людям, имеющим аллергические реакции на пищевые продукты и заболевания: органов дыхания (бронхиальная астма, хроническая пневмония и др.); сердечнососудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.); почек и мочевых путей (нефрит, почечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата, ограничивающие подвижность рук; нервной системы (менингит, миелит и др.); органов зрения (значительное понижение остроты зрения и цветоразличения); кожи с локализацией на кистях рук (дермиты, экзема и др.).
Кондитер должен знать ассортимент выпускаемых изделий, рецептуры и режимы их приготовления, виды сырья и способы его переработки, способы отделки и украшения кондитерских изделий
Так, стоит помнить, что повар-кондитер работает стоя, с переносами тяжестей (до 40-50 кг), с напряжением мышц рук и ног. Иногда условия работы не совсем благоприятны: в помещении может быть высокая температура, повышенная влажность и загрязненность воздуха, сквозняки и производственный шум. Существует и определенная опасность травм и ожогов, поэтому надо досконально следовать технике безопасности.
Необходимые качества: развитые обоняние, вкус, осязание, цветовая чувствительность, ощущение температуры, наблюдательность, концентрация внимания, координация движений, достаточная физическая сила, аккуратность, опрятность.
Психолого-педагогического сопровождения могут способствовать решению проблем учащихся в профессиональном самоопределении. При внедрении предложенной нами модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в систему школьного образования мы полагаем, что образ современного выпускника должен несколько измениться. И в связи с этим предлагаем свою схему направленности...