Прежде чем сотрудник приступит к своим непосредственным обязанностям на новом рабочем месте, от него ожидают демонстрации своих способностей либо во время испытательного срока, либо стажировки. Эти два понятия кардинально отличаются друг от друга. Прохождение стажировки обязательно при сложной специфике работы. Руководитель каждой отдельной организации сам определяет, какой вид приобретет стажировка рабочих и сколько она будет длиться.
Что такое стажировка, ее виды
Процедура стажировки позволяет работодателю выбрать самого квалифицированного и опытного специалиста среди всех соискателей, претендующих на должность, поскольку стажируясь на рабочем месте, каждый претендент старается проявить свои лучшие качества и получить работу. Также стажировка на работе необходима для карьерного роста и занятия более высокой должности. Различают следующие виды стажировок, каждый из которых имеет свои особенности:
- Стажировка с целью приобретения дополнительного профессионального образования . Она может длиться от двух до четырех месяцев. Работодатель имеет право отправлять на такую стажировку своих сотрудников, уже работающих в компании.
- Стажировка как часть переподготовки профессионала . Ее длительность зависит от правил учебного заведения, которое осуществляет переподготовку.
- Повышение квалификации путем прохождения стажировки . Продолжительность определяется учебной организацией.
Таким образом, стажировка может иметь учебную специфику и стать способом получения дополнительного образования. Следовательно, помимо рабочего места, стажировка дает шанс приобрести еще и квалификацию.
Отличие стажировки от испытательного срока
На первый взгляд термины «стажировка рабочих» и «испытательный срок» кажутся если не синонимичными, то, по крайней мере, очень схожими. Но отличие состоит в порядке подписания трудового контракта. Так, специалист, с которым работодатель заключил подобный договор, выполняет обязанности на испытательном сроке, то есть, заключение ему предшествует.
Иначе обстоят дела у специалиста со стажировкой на рабочем месте. Работодателю необходимо будет принять верное решение о приглашении сотрудника в компанию, для чего им проводится стажировка на работе. Если за ее период стажер положительно себя проявит – он будет принят в штат.
Стажировка на работе является трудовой деятельностью, в соответствии со ст. 212 Трудового Кодекса. Процесс стажировки официально документируется, и соискатель получает заработную плату.
Преимущества и недостатки стажировки для сторон трудовых отношений
Несмотря на кажущуюся выгоду стажировки рабочих для двух сторон трудовых отношений, сам процесс таит в себе немало подводных камней и нюансов.
Работодатель, организуя для соискателей стажировку, имеет практическую возможность оценить специалистов, может наблюдать и анализировать их работу на предмет слабых и сильных мест, реагирования в стрессовых ситуациях. К тому же, организация получает внештатного подчиненного специалиста за меньшую, нежели у его трудоустроенных коллег, оплату, что является прямой выгодой для хозяйствующего субъекта. Но, одновременно, существуют и такие минусы стажировки рабочих:
- Если стажировка направлена на переподготовку или повышение квалификации, то организация несет убыток на обучение стажера;
- Потерянное время, если соискатель не оправдает кредит доверия, выданный ему руководством, которое невозможно оценить в денежном эквиваленте, но оно является важным ресурсом. Такая ситуация возникает довольно часто;
- Вследствие неправильной организации стажировки польза от нее может быть утрачена вовсе.
Как и при полноценном выполнении трудовых обязанностей, согласно трудовому договору, работник на стажировке должен быть ознакомлен с задачами и представлен коллективу. Во время выполнения своей работы, соискатель оценивает свои возможности, видит их границы, на практике применяет знания, полученные в высшем учебном учреждении, или приобретает новые навыки. К недостаткам же стажировки для работника можно отнести следующее:
- Пренебрежение нормами Трудового Кодекса со стороны руководства. Очень часто руководители прямо нарушают ТК, присваивая себе труд стажеров без должной оплаты или увольняя их без объективной причины, отказывая им в трудоустройстве и выплате компенсации. За это им грозит административная ответственность;
- В организации с большой текучкой кадров и пассивным руководством в плане решения данного вопроса, качественное обучение стажера и проявление им имеющихся рабочих качеств невозможно.
Условия приема на стажировку
Условия приема специалистов на стажировку описаны в ст. 9 и ст.212 Трудового Кодекса РФ. Так, с выпускником высшей учебной организации руководство организации заключает срочный трудовой договор длительностью от двух до шести месяцев.
За это время специалист демонстрирует знания в своей сфере деятельности, умение применять теоретическую составляющую на практике. После окончания стажировки специалистом заполняется соответствующий отчет и выполняется аттестационная работа.
Стажер, устроившийся на неполный рабочий день, получает оплату за свой труд. Расчет оплаты труда осуществляется пропорционально отработанному времени либо объему выполненных работ.
Порядок оформления стажировки для рабочих и служащих
Чтобы официально задокументировать стажировку на рабочем месте, понадобится собрать комплект необходимых документов:
- Свидетельство о прохождении стажировки является индивидуальным для каждой организации и создается на основе специфики предприятия с соблюдением всех законодательных норм.
- Содержание стажировки. В этом документе содержится информация о длительности стажировки, ее последовательности и стандартных действиях, необходимых для прохождения.
- Срочный трудовой договор.
- Приказ о направлении работников на стажировку. Приказ фиксирует причину, по которой работники будут направлены на стажировку, ее длительность и данные инструкторов, курирующих процесс.
По окончании стажировки специалисты подвергаются экзаменационным проверкам, по результатам которых работодателем оформляется дополнительный приказ, обуславливающий допуск сдавших экзамен работников к выполнению трудовых обязанностей.
Продолжительность стажировки
Продолжительность стажировки на рабочем месте определяется руководителем предприятия с учетом протекания производственного процесса. На разных предприятиях она может длиться от полутора месяцев до трех лет.
Продолжительность стажировки не может составлять менее двух рабочих смен, а при заключении срочного трудового договора согласно ст. 59 ТК РФ – более 14 дней с момента подписания документа.
Если же стажировка работника проводится с перспективой заключения обычного трудового договора — она может занять от двух до трех месяцев. Для соискателя на должность руководителя срок стажировки увеличивается до шести месяцев.
Стажировку на рабочем месте возможно прервать. Об этом необходимо уведомить другую сторону трудового договора за три дня до планируемого момента отказа от стажировки или увольнения стажера.
Оплата и учет работы стажера
Оплата труда стажера производится на основании оформления трудовых отношений стажера и руководства организации. Это возможно посредством заключения одного из трех возможных договоров:
- Гражданского;
- Срочного трудового;
- Бессрочного трудового.
Вышеуказанные договоры должны содержать информацию о вознаграждении за труд соискателя. В ином случае оплата осуществляется в размере минимальной ставки за труд в этой отрасли.
Наиболее справедливо и целесообразно совместить стажировку с испытательным сроком, чтобы работники могли получать оплату по тарифам испытательных сроков.
Студенты, проходящие на предприятии производственную практику, не получают оплаты за свой труд.
Больничный во время стажировки
Факт временной потери трудоспособности никоим образом не влияет на успешность прохождения стажировки специалистом. В самом обобщенном случае, срок стажировки на рабочем месте продлевается на то количество дней, которое было затрачено на больничный. При этом необходимо предъявить руководству документ, подтверждающий причину отсутствия на рабочем месте.
Убеждения руководства в том, что брать больничный во время стажировки запрещено, расценивается, как нарушение норм трудового законодательства.
Размер выплат для стажера на больничном рассчитывается на основании усредненной суммы заработной платы с предыдущих мест работы. Для этого соискателю следует предъявить на новом рабочем месте соответствующие документы.
Отпуск во время стажировки
Весьма распространен стереотип о том, что во время стажировки невозможно воспользоваться правом на отдых и уход в отпуск. Но это не так. Каждый трудящийся гражданин имеет возможность воспользоваться отпуском или добавочными выходными, даже если он находится на стажировке . Незнание своих базовых юридических прав позволяет руководству манипулировать подчиненными.
Следует помнить, что на стажировке нежелательно брать отпуск во время болезни или сразу после нее.
Внутренний перевод при стажировке
Перевод специалиста с одной должности на другую в пределах организации можно осуществить исключительно с его личного согласия. Далее необходимо ввести изменения в трудовой договор.
Для сотрудника, который трудится в организации уже долгое время, назначение новой стажировки незаконно, так как при переводе не заключается новый трудовой договор, а лишь корректируется уже существующий.
При переводе на новую должность сотрудника, находящегося на стажировке, не требуется проходить стажировку с первого дня, а следует продолжить ее с даты перевода.
Премирование по результатам стажировки
Порядок премирования сотрудников определяет статья 129 ТК РФ. Выплачивается премия руководителем с целью поощрения подчиненных.
Наиболее распространена в России практика премирования всех сотрудников, но нередки и случаи поощрения нескольких кандидатов, показавших особенно высокие результаты в работе и максимальную заинтересованность в благополучии компании, а также неукоснительно следующих внутреннему трудовому порядку.
Таким образом, получить премию может и стажер, отлично себя продемонстрировавший. При своевременном выполнении всех заданий плана стажировки и соблюдении иных условий по ее окончании руководителем назначается премия. Для этого им оформляется приказ о премировании стажера.
Форма этого распорядительного акта не регламентирована, поэтому составляется он в свободной форме.
Порядок увольнения по результатам стажировки
Если результаты стажировки неудовлетворительны, работодатель вправе уволить соискателя. Однако, факт недостаточности продемонстрированного им должен быть задокументирован.
В связи с этим в организации, проводящей стажировку работников, должен быть документ под названием «Содержание стажировки». Он содержит информацию о длительности стажировки, объеме материала, который должен быть усвоен к ее концу, а также о сути и алгоритме проведения экзамена, положительный результат которого будет являться доказательством компетентности специалиста.
Соискателя, проявившего себя отрицательно во время стажировки, либо не сдавшего экзамен, работодатель имеет право уволить до последнего дня ее истечения. Этот момент достаточно важен, так как после стажировки урегулировать мирно вопросы с некомпетентным сотрудником будет гораздо сложнее.
Порядок действий при несчастном случае во время стажировки
Руководство при несчастном случае во время стажировки обязано:
- Направить пострадавшего в медицинское учреждение;
- Принять меры по ликвидации возможности обострения аварийной ситуации, ставшей причиной произошедшего случая;
- Сохранять в помещении неизменную обстановку для облегчения расследования;
- Уведомить родственников пострадавшего о несчастном случае;
- Провести расследование или принять активное участие в нем в случае его проведения иными сторонами.
Если во время расследования подтвердится вина соискателя (утаивание специфического повреждения, повлекшего за собой несчастный случай), то он будет подвергнут административному наказанию. Аналогичным образом будет наказано и руководство организации.
Нюансы стажировки различных специалистов
Стажировка для некоторых специалистов, к примеру, для будущих адвокатов, нотариусов и судей, – совершенно необходимый и естественный процесс, так как для того, чтобы иметь понятие о разнообразных нормативных документах, понадобится практика.
Стажировка нотариусов длится один год, но может быть сокращена. Адвокатура требует двухлетней стажировки. Арбитражные управляющие стажируются до трех лет.
Специалисты, имеющие стаж работы в своей сфере от трех лет и вше, от стажировки освобождаются.
Трудовой кодекс не определяет, что является стажировкой и кто такой стажер. Исходя из иных нормативных актов, предусматривающих порядок прохождения стажировки (например, Государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 362), можно понять, что стажировка — это как получение теоретический знаний по определенной должности (профессии, специальности), так и закрепление полученных теоретический знаний на практике (на рабочем месте).
Слово «стажировка» упоминается в ТК РФ в ст. 59 ТК РФ при установлении оснований для заключения срочного трудового договора. Так, срочный трудовой договор заключается для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки.
В отношении некоторых категорий работников, законодательство непосредственно использует термин «стажер, стажировка»:
- стажер адвоката, принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием (ст. 28 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);
- стажировка водителей определенных категорий проводится (раздел 3 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12);
- лица, претендующие на должность нотариуса, должны пройти стажировку (п.2 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.06.2000 N 179 и Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.05.2000 г.);
- помощники арбитражных управляющих проходят стажировки (п.1 Правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2003 N 414);
- обучение медицинских и фармацевтических работников проходит, в том числе, в виде стажировки (п. 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков..., утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. N 66н).
- механизм стажировки также используется органами занятости населения для приобретения опыта работы безработных граждан (Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» 19.04.1991 N 1032-1).
Но нанимать на работу в качестве стажеров могут и в других правовых ситуациях:
- Прием на работу по срочному трудовому договору (на должность стажера или на иную должность) для выполнения работ, связанных с профессиональным образованием в форме стажировки;
- Заключение ученического трудового договора для обучения на получение образования без отрыва от работы;
- Производственная практика учащихся при заключении договора между обучающей организацией и компанией, готовой принять стажера.
Прием для выполнения работ, связанных с профессиональным образованием в форме стажировки
Ст. 59 ТК РФ допускает заключение срочного трудового договора с работниками, если их работа связана с обучением в форме стажировки. Так как в данном случае предусматривается заключение трудового договора, то он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к трудовому договору ст. 57 ТК РФ.
При этом трудовое законодательство не обязывает принимать именно на должность «стажера», поэтому работник может быть принят и на иную должность, предусмотренную штатным расписанием компании.
Но для заключения срочного договора работодателю необходимо предусмотреть, чтобы работа, на которую принимается работник, была непосредственно связана с его стажировкой и профессиональным обучением.
В трудовом договоре указывается не только должность (вид работы), но и подчеркивается, что работа, поручаемая работнику, направлена на получение необходимых практических профессиональных навыков и умений.
Кроме того, в трудовом договоре со стажером необходимо зафиксировать срок его действия, который должен соответствовать сроку прохождения стажировки. Возможный срок стажировки законодательством не зафиксирован (кроме отдельных категорий работников, указанных выше), поэтому работодатель с работником вправе по своему соглашению определить срок стажировки и, следовательно, срок трудового договора.
При этом следует учитывать, что стажировка вряд ли может длиться многие годы, поэтому срок стажировки 3-4 года может вызвать сомнения у суда и проверяющих органов в случае обращения к ним работника.
Безусловно, работа в рамках данного трудового договора должна оплачиваться в размерах, не менее минимального размера оплаты труда.
Заключение с лицом, ищущим работу, ученического трудового договора
Ст. 198 ТК РФ предусматривает возможность заключать ученический договор с работником. Поэтому организация может предложить вам не работу, а учебу с последующей работой в этой компании.
При этом ученический договор должен содержать:
- наименование сторон;
- указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником;
- обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения;
- обязанность работника пройти обучение и проработать по трудовому договору с работодателем в течение установленного срока;
- срок ученичества;
- размер оплаты в период ученичества.
Ст. 199 ТК РФ указывает, что ученический договор должен указывать на конкретную квалификацию.
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации в письменной форме в 2-х экземплярах (ст. 200 ТК РФ).
Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, ее размер стороны должны указать в ученическом договоре, и он не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст.204 ТК РФ).
В соответствии с полученным документом о квалификации работодатель вносит в трудовую книжку работника запись о полученной им профессии, специальности, квалификации (п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).
Таким образом, в период обучения вы не получаете зарплату, а получаете стипендию и оплату за конкретно произведенную работу.
Производственная практика учащихся
В основании ст. 227 ТК РФ к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, относятся обучающиеся, проходящие производственную практику.
Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями (п. 11 Положения о практике обучающихся, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291 (далее — "Положение "291), п. 8 Положения, утвержденного Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1154).
Производственная практика может проходить без оплаты, если студент лишь знакомится с производством, но не занимается профессиональной деятельностью. В таком случае нет необходимости заключать трудовой договор.
Если студент непосредственно выполняет работу на рабочем месте, то следует заключить с ним срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ, как договор связанный с практикой) с соответствующей оплатой не ниже минимального размера оплаты труда (п. 15 Положения № 291). Однако при этом обязанность работодателя заключать трудовые договоры с обучающимися, проходящими производственную практику, трудовым законодательством не предусмотрена (Определения Верховного Суда РФ от 03.10.2008 N 89-В08-6).
То есть если вы устроились только для прохождения практики, то ваше присутствие на предприятии связано только со знакомством с работой и может не оплачиваться.
Таким образом, прохождение стажировки регулируется законодательством только в отношении работников некоторых отраслей. В иных случаях оформление стажировки зависит от соглашения сторон.
Стажировка может быть оформлена срочным трудовым договором или ученическим договором. Кроме того, студент может стажироваться в рамках производственной практики, как с заключением трудового договора, так и без него.
Стажеры. Они же интерны. Они же практиканты. Они же соискатели. Это как разновидность кухонной посуды для кипячения воды с целью приготовления горячих напитков. Путанное понятие, размытая категория работников. Мысли и мотивация тех, кто только собирается пустить в свою компанию стажеров, обычно не менее размыты и оформлены, чем профессиональные навыки и умения последних. Поскольку лето — это, во-первых, пик всевозможных практик, во-вторых, пик миграции персонала, в-третьих, период, когда на рынок труда выпускается очередная партия людей с каким-то образованием, самое время поговорить о летних стажировках как о способе рекрутинга персонала, формирования кадрового резерва и удовлетворения потребностей компании в рабочей силе.
Для начала следует разобраться в понятиях. Стажировка в самом общем смысле — это приобретение опыта на производстве, но такое понимание приводит к тому, что под ней понимаются вещи, которые в строгом смысле стажировкой не являются. Обратившись к федеральному законодательству, мы обнаружим несколько определений понятия «стажировка».
Стажировка на рабочем месте (абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ) — обязательный этап обучения работника безопасным приемам труда в рамках первичного инструктажа, проходящий под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.) после первичного инструктажа по технике безопасности в течение 2 — 14 смен <1>.
———————————
<1> Пункт 7.2.4 ГОСТа 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 N 2797). М.: Издательство стандартов, 2001.
«Стажировка является одним из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности» <2>.
———————————
<2> Письмо Госкомвуза России от 15.03.1996 N 18-34-44ин/18-10 «Об организации и проведении стажировки специалистов» (вместе с Рекомендациями по организации и проведению стажировки специалистов) // Не опубликовано.
Стажировка — учебный сбор в рамках военной подготовки граждан на военных факультетах и кафедрах государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования <3>.
———————————
<3> Пункт 19 Постановления Правительства РФ от 06.03.2008 N 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // Российская газета. N 56. 15.03.2008.
Стажировка как необходимый в определенных условиях (для удовлетворения условий о стаже работы) этап получения специального статуса адвоката, нотариуса или арбитражного управляющего.
Сходно до смешения (так, скажем, поступает ЦИК РФ, регламентируя и порядок прохождения практики, и порядок прохождения стажировки в своих стенах для студентов, аспирантов и докторантов <4>) с понятием «стажировка» понятие «практика» — «вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью». «Практика… является составной частью основной образовательной программы… Цели и объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами» <5>. То есть, как мы видим, практика в отличие от стажировки — обязательная часть образовательной программы, кроме того, стажировка характерна для профессиональной подготовки, а практика — для получения среднего профессионального, высшего или послевузовского образования. Ключевое же различие между стажировкой и практикой состоит в том, что стажер получает плату за свой труд и пользуется в полном объеме гарантиями в рамках трудовых отношений, в то время как практикант в большей степени подчиняется правилам законодательства об образовании.
———————————
ABBYY уделяет большое внимание подготовке квалифицированных IT-специалистов и развитию их способностей. Мы считаем, что уже с первых курсов института очень важно привлекать ребят к решению реальных задач в областях OCR, машинного обучения, NLP и к участию в существующих проектах, потому что теория не возможна без практики. Поэтому мы приглашаем талантливых студентов МФТИ, МГУ, ВШЭ и других ВУЗов к нам на стажировки. Это может быть практика не только на лето, но на более длительное время. В любом случае у студента в ABBYY есть хорошая возможность проявить себя, поучаствовать в работе над реальными продуктами, получить новые знания, полезные навыки и присоединиться к нашей команде. Ребята всегда могут договориться со своими наставниками и совмещать практику с учебой. В этом посте мы расскажем, как проходят стажировки в ABBYY и чем на самом деле занимаются здесь студенты;)
Миша Егоров, стажер в Группе анализа изображений
- Мне 20 лет, учусь в МФТИ, на факультете инноваций и высоких технологий, на базовой кафедре ABBYY. Закончил третий курс. Наш куратор по кафедре Элла Трофимова предложила мне пройти несколько собеседований, чтобы прийти на стажировку в области обработки изображений. На них я решал задачи, были вопросы на логику и знание алгоритмов. После двух собеседований меня позвали в отдел анализа изображений заниматься задачей поиска текста на изображениях. Это моя первая стажировка в ИТ-компании. Мы договорились, что она продлится 6 месяцев.
- Как проходит твой день в ABBYY?
- Сейчас я работаю полный рабочий день, а с сентября буду учиться и меньше времени работать. Мы уже обговорили это. В новом семестре буду ездить три дня на занятия на кафедру ABBYY, которая находится прямо в офисе компании, и два дня на пары на факультет в Долгопрудный.
- Чем ты занимаешься?
- Я занимаюсь поиском текста на изображениях. Наша цель – увеличить качество продукта, не теряя скорости его работы. Для этого в ABBYY используют нейронные сети. Моя исследовательская задача состоит в поиске статей на text detection, а также в тестировании качества и скорости работы моделей нейросетей, которые описаны в статье. Помимо этой глобальной задачи есть еще более мелкие: например, портировать модель нейросети на мобильные устройства.
- Что из этих задач стало для тебя совсем новым?
- До этого я не так часто сталкивался с нейронными сетями. Из фреймворков для обучения сети я пользовался лишь одним, и поэтому в первое время тратил очень много времени на изучение новых библиотек. Еще столкнулся с огромным разнообразием форматов данных, которые используются в обучении моделей. Поэтому приходится иногда писать свои скрипты для конвертирования или искать готовые.
- Что тебе нравится в стажировке?
- Мне нравится, что стажировка тесно связана с моим обучением в институте. Я учусь в МФТИ на базовой кафедре ABBYY и прохожу стажировку в этой же компании, поэтому у меня есть возможность писать бакалаврскую дипломную работу на ту тему, которой я сейчас занимаюсь.
- Это Костя Гудков, разработчик Группы анализа изображений. Если я занимаюсь тестированием и поиском альтернативных моделей, то Костя занимается улучшением собственной модели для поиска текста на изображениях. Мы общаемся каждый день. Он мне советует, какие статьи почитать, на что обратить внимание. Если у меня возникают какие-то вопросы, я обращаюсь к нему, и он помогает.
- Да, потому что я здесь могу работать по специальности, которая связана с моим обучением в институте.
- Чем любишь заниматься в свободное время?
- Люблю вечерние пробежки на свежем воздухе под музыку. Смотрю курсы по машинному обучению.
Полина Комиссарова, стажер Группы разработки языков со сложной письменностью
- Расскажи о себе и о том, как ты узнала о стажировке?
- Мне 20 лет, я учусь в МГУ на механико-математическом факультете, закончила 3 курс. Про ABBYY я узнала еще в школе, когда к нам на летнюю практику приезжали представители компании и рассказывали о своей работе. В этом году я искала летнюю стажировку и вспомнила про ABBYY, зашла на сайт посмотреть, какие есть возможности, написала менеджеру образовательных проектов Элле Трофимовой и меня пригласили на собеседование. Там я решила три задачи по математике, программированию и лингвистике, затем мы их обсудили. После этого было еще одно собеседование с руководителем отдела, и по итогам меня позвали на стажировку.
В первые две недели стажировки читала книжки, смотрела курсы, разговаривала с моим наставником – руководителем Группы разработки языков со сложной письменностью Юрой Ватлиным. Дальше начала читать код, который уже есть в компании, уже больше понимала и больше делала сама.
- Чем ты занимаешься?
- Мне дали несколько задач-проектов. Первый проект, которым я занималась, был посвящен распознаванию иероглифов. В китайском и японском языке есть иероглифы, которые меняют свое значение в зависимости от размера. В ABBYY есть нейросети, которые умеют распознавать иероглифы. Мне нужно было модифицировать одну такую нейросеть, чтобы она смогла распознавать иероглифы на картинках без предварительного масштабирования, то есть не приводимых к определённому размеру.
Во втором проекте мы решали проблему распознавания стилей начертания иероглифов. В китайском и японском языке есть набор шрифтов, и с помощью методов машинного обучения нужно было научиться распознавать, к какому стилю относится начертание того или иного иероглифа.
Сейчас я занимаюсь третьим проектом. Суть его заключается в следующем. У нас есть предложения, составленные из иероглифов. Нам нужно распознать текст целиком и найти положение начала и концов отдельных иероглифов. Это поможет преодолеть проблемы с редактированием отсканированных документов в случаях, когда иероглифы могут немного накладываться друг на друга.
- Ты знаешь китайский язык?
- В средней школе изучала китайский язык, увлекалась этой страной и два раза ездила в Китай. Но потом мне пришлось выбирать: математика или иностранные языки. В старших классах я решила углублённо изучать математику, физику и программирование, поэтому китайский отошел на второй план. Ну а теперь появилась такая удивительная возможность совмещать эти области.
- Что в стажировке стало для тебя совсем новым?
- Абсолютно все, потому что я пришла как человек, который умеет программировать на С и C++, а в итоге программирую на Python, о котором до этого ничего не знала. В институте я немного изучала методы компьютерного зрения, но не в нейросетях, а просто алгоритмические методы обычного программирования. А сейчас я применяю совершенно новые для меня методики, и мне пришлось изучать их практически с нуля. Но это было чрезвычайно интересно, для меня открылся новый мир, и сразу появилась возможность применять новые знания на практике, видеть, как работают продукты, основанные на этих технологиях, как люди и компании используют их.
- Что было самым сложным?
- Сначала мне казалось, что будет трудно совмещать стажировку с учебой. Но если четко разделяешь время на работу и время на учебу, то не чувствуешь никакого напряжения. А еще дорога на работу занимает много времени, и сначала меня это немного напрягало. Но потом я поняла, что в это время я могу дистанционно работать, читать книжки и смотреть курсы. В дополнение в офисе есть огромное количество зон для работы и отдыха в неформальной обстановке: терраса с креслами и Wi-Fi, гамаки, настольный теннис и многое другое.
- Расскажи о своем наставнике: какова его роль в твоей стажировке?
- Юра Ватлин мне много помогал, объяснял, так как для меня это первая серьезная работа в индустрии. За что я больше всего ему благодарна, так это за то, что он меня научил искать информацию самостоятельно. Еще он интересуется каллиграфией и разными восточными культурами, языками, то есть подходит к своей работе не только с точки зрения программирования, но и с точки зрения той области, в которой он применяет программирование. Мне нравится такой, более цельный подход к задачам. И когда с ним разговариваешь, хочется расти в профессиональном плане.
- Тебе хотелось бы остаться тут работать?
- Очень хотела бы остаться здесь работать, потому что в компании чувствуется какой-то общий дух, причем это не связано с корпоративами или мероприятиями. Всех в ABBYY объединяет желание делать общее дело: развивать продукты компании и делать их еще лучше. Сотрудникам действительно нравится то, чем они занимаются. И мне тоже. Не вполне уверена, что мне удастся остаться тут работать на данный момент, но после учебы я с удовольствием рассмотрела бы эту возможность.
- Чем ты увлекаешься?
- В последнее время я увлеклась яхт-спортом в секции МГУ. Для меня это и драйв, и скорость, и немного страх, когда у тебя переворачивается яхта и ты потом ходишь весь в синяках. Вроде бы это неприятно, но когда выходишь на берег, то понимаешь: это было круто.
Азат Калмыков, стажер в Группе разработки мобильных приложений
- Расскажи немного о себе и о том, как ты узнал о стажировке?
- Мне 19 лет, учусь в ВШЭ на факультете компьютерных наук по программе «Прикладная математика и информатика». Перешел на второй курс. Куратор моей группы в институте, Соня Оронова, работает в ABBYY младшим менеджером проектов. Она рассказала о стажировке, и я решил подать документы на позицию стажера в Android-разработку. Я выполнил тестовое задание: нужно было сделать небольшое приложение, которое в нужном формате выводит вопросы со StackOverflow. Затем я прошел собеседование, и меня взяли.
- Занимаюсь портированием технологий ABBYY на платформу для интернета вещей Android Things. И под нее я пишу экспериментальное приложение, которое будет обрабатывать изображения с камеры промышленной платы (аналог Raspberry Pi), считывать попавший в кадр текст и переводить в удобный для пользователя формат с помощью технологий ABBYY. В идеале такой комплекс должен работать на производственной линии и управлять конвейером, если встретится определенный текстовый или штрих-код.
- Как проходит твой день?
- Прихожу в офис после 11. Занимаюсь работой и параллельно слушаю любимую музыку. В середине дня беру небольшой перерыв, отдыхаю, играю в настольный футбол. Стажировка идёт в летний период. Осенью начну учиться, и полный рабочий день точно не смогу работать, но, возможно, получится совмещать.
- Что здесь стало для тебя совсем новым?
- Я раньше не работал в ИТ-компании, поэтому все новое. Очень много удобств. Тут свободный график. Я могу прийти в любой одежде, вот я сейчас сижу в спортивных шортах и сандалях, и это комфортно.
- Что самое интересное в этой стажировке?
- До этого я занимался своими небольшими проектами, но не нашел им реального применения. Например, разработал бота, автоматически наполняющего контентом telegram-канал. Здесь же я работаю над технологиями, которые используются в реальных проектах, их можно кому-то продать. Например, можно перенести наш экспериментальный проект на промышленный дрон, и он с помощью технологий ABBYY сможет точнее ориентироваться по городу или сохранять в базу распознанные данные от номеров домов или вывесок. То, чем я занимаюсь, по сути, часть отрасли IoT. Это перспективная и интересная сфера, которая мне нравится.
- Что для тебя было не очень просто?
- Например, нужно было много читать англоязычную документацию. Не сказать, что это для меня что-то новое, но объём информации был очень большой и разбираться было непросто.
- Это руководитель группы приложений для мобильных платформ Игорь Акимов. Он курирует мою работу, подсказывает куда двигаться дальше, какими инструментами пользоваться, отвечает на мои вопросы, даже технические, что приятно.
- Тебе хотелось бы остаться тут работать?
- Я понимаю, что работа, которую делаю сейчас, явно будет отличаться от того, чем я буду заниматься, если устроюсь в ABBYY. Нужно будет больше узнать, какие текущие задачи есть у компании и смогу ли я эффективно совмещать работу с учебой и не потерять интерес.
- Играю на гитаре, катаюсь на велосипеде. Люблю читать книги и публицистику.
Саша Мамонтов, стажер в Группе разработки мобильных приложений
- Расскажи немного о себе и о том, как ты узнал о стажировке?
- Мне 19 лет, учусь в ВШЭ на бакалаврской программе «Программная инженерия», закончил 2 курс. Узнал о стажировке от одногруппника, который уже работает в мобильном подразделении ABBYY. Отправил резюме, решил тестовое задание, пришел на собеседование. Там мне дали задачи на понимание инструментов разработки платформы Android и языка программирования Kotlin. Моя стажировка будет длится до конца августа.
- Чем ты занимаешься в ABBYY?
- Это моя первая стажировка в ИТ-компании. Прихожу на работу около 11. В начале руководитель группы приложений для мобильных платформ Игорь Акимов предложил посмотреть новые наработки с Google I/O и подумать, как их можно применить в продуктах компании. Я сделал прототип, показал команде, и мы пришли к выводу, что у Slices и Actions есть полезные сценарии для внедрения, но нужна будет серьёзная доработка приложения. Потом изучал код мобильного приложения ABBYY TextGrabber, в котором пытаюсь улучшить результаты распознавания или пользовательский опыт. Например, увидел в коде, что у распознанных слов есть точные позиции на изображении, которые мы практически не используем. Показал Игорю, он сказал, классно давай попробуем выводить текст и его перевод прямо на изображении в нужных местах. Теперь приложение умеет точнее понимать, где находится, например, нужное блюдо из меню или часть вывески.
- Что для тебя стало совсем новым?
- До этого я не участвовал в больших проектах. В коде TextGrabber много зависимостей, и разобраться в них непросто. В институте у нас был курс по Android, занятия проводились раз в две недели в течение семестра. Здесь все намного серьезней, и есть и помощь от более опытных коллег.
- Что самое сложное в этой стажировке?
- В простых проектах, которые делал до этого всё было однозначнее. В больших приложениях сейчас сложно понять, куда ведут зависимости из одного класса в другой.
- Что тебе понравилось в ABBYY?
- В ABBYY приятный коллектив. Если что-то непонятно, всегда подхожу к ребятам, спрашиваю, они все покажут и расскажут. А еще мне понравилось почувствовать себя в разработке большого проекта. Мне было интересно попробовать что-то сделать своими руками. До этого я только курсовые писал.
- Расскажи о своем наставнике!
- Это руководитель группы приложений для мобильных платформ
Игорь Акимов. Он подходит и спрашивает, что и как. Проверяет, как получается работа. Сводит с нужными коллегами, например, дизайнером или аналитиком. Дает более расширенные задания, если предыдущий шаг оказался успешным.
- Тебе хотелось бы остаться работать в ABBYY?
- Да, если с расписанием в институте утрясется.
- Чем ты занимаешься в свободное время?
- Играю в компьютерные игры, мне нравится футбол, смотрю сериалы. Например, сейчас пересматриваю «Доктор Кто».
Хотите на стажировку в ABBYY? Задавайте любые вопросы и пишите нам
В ТК РФ отсутствует подробное определение понятия «стажировка». В единственном упоминании об этом говорится, что работодатель при приеме на работу самостоятельно устанавливает испытательный срок новому работнику. Его протяженность исчисляется обычно 3 месяцами. Все нюансы, касающиеся стажировки, должны быть прописаны в .
Прием на работу стажера
Трудоустройство стажера производится в официальном порядке: он пишет на определенную должность, на основании которого издается приказ о его приеме, и заключается трудовое соглашение. Далее отдел кадров заносит в трудовую книжку запись о трудоустройстве в качестве стажера.
Заявление о приеме на работу пишется по стандартной форме:
- Наименование предприятия.
- Должность и Ф.И.О. руководителя.
- Свои Ф.И.О., адрес проживания.
- Просьба о принятии на должность в качестве стажера или ученика.
- Личная подпись и дата написания заявления.
Трудовой договор составляется в соответствии с текстом заявления: если претендент желает обучиться какой-либо должности, то договор носит название ученического. Он отличается от стажерского тем, что за учеником назначается наставник, в обязанность которому вменяется обучить его профессии, сопровождать практику и принять экзамен по окончании срока. При заключении ученического договора запись в трудовую книжку об этом не вносится.
Если претендент на должность имеет специальное образование и соответствующий опыт работы, то для него достаточно показать свои навыки на практике, поэтому с ним заключается стандартный трудовой договор с упоминанием о сроке стажировки.
Независимо от статуса стажера, его необходимо оформить официально во избежание нареканий со стороны трудовой инспекции.
Как оформляется прохождение стажировки?
Процедура прохождения стажировки должна быть оформлена соответствующим образом. В минимальный комплект документов включаются:
- Положение о стажировке – локальный акт предприятия, в нем определяются общие вопросы проведения испытательного срока.
- Программа прохождения стажировки – документ, в котором прописан порядок прохождения процедуры:
– срок прохождения испытания;
– навыки, которые должен показать работник за отведенный период.
- Трудовой договор между работником и работодателем.
- Приказ о прохождении стажировки с включением в него пунктов:
– основание для прохождения стажировки;
– список стажирующихся работников;
– наставники из числа постоянных работников.
Приказ подписывается руководителем компании. Работники, которые начинают стажировку, и наставники должны подписать приказ, подтверждая, что они с ним ознакомлены.
По окончании сроков вновь издается приказ с результатами пройденных испытаний с упоминанием о допуске к постоянной трудовой деятельности или о в связи с тем, что результаты работы не соответствуют требованиям работодателя.
Сроки стажировки
Срок стажировки претерпел изменения с 01.03.2017 г. До этого ее длительность не превышала 2 недель, не учитывая выходные дни. Сегодня срок стажировки определяет руководство предприятия.
Если у работника имеется соответствующее образование, опыт работы на подобной должности, то время переподготовки не превышает 19 дней. При отсутствии данных критериев срок может быть назначен более длительный: от 1 до 6 месяцев.
В случае необходимости стажировки для назначения на руководящую должность работнику назначается испытательный срок от 2 недель до 1 месяца.
Чем отличается стажировка от испытательного срока?
Несмотря на определенные сходства в понятиях, необходимо различать стажировку и испытательный срок.
– это период, в течение которого претендент на должность проходит испытания с целью определения его профессиональной пригодности.
Стажировка – более широкое понятие. Ее цель – получить специфические профессиональные навыки и умения или обучение новым технологиям. Данная процедура назначается руководством компании на основании заявления претендента. На время стажировки составляется конкретный план ее прохождения. Обычно это практикуется на крупных предприятиях.
Оплачивается ли стажировка и в каком размере?
Согласно законодательству, любой труд должен быть оплачен, независимо от того, является гражданин постоянным работником или стажируется. В ТК отсутствует отдельная статья, посвященная вопросам стажировки, но упоминание о ней есть в ст. 59, поэтому работодатели руководствуются ею, как положением, на которое стоит опираться в случае приема на работу стажера.
Стажировка оплачивается работнику согласно законодательству, но оплата труда производится в меньшем размере, чем основному работнику. С размером заработной платы работника нужно ознакомить при трудоустройстве.
Стажерам необходимо знать, что их труд должен быть оплачен. За невыплаты сотрудникам зарплаты к руководителю может быть применена мера административной ответственности – штраф в сумме 1 000-50 000 рублей.
Отличия стажера от основного работника
Статус основного работника и стажера, а тем более стажера-ученика, отличаются по нескольким параметрам:
- Трудоустройство. При приеме на работу стажер пишет заявление, в котором указывает необходимость стажировки или обучения профессии. Если он не упоминает этого, то работодатель сам назначает испытательный срок вновь принятому работнику на свое усмотрение.
- Заработная плата. Вознаграждение за исполненную работу стажеру может быть назначено ниже, чем у основного работника. Если работодатель заинтересован в принятом на вакансию специалисте, то он может назначить заработную плату на одном уровне с постоянными работниками (см. также – ).
- Приказ по учреждению. Текст приказа свидетельствует о том, что работник проходит испытательный срок в течение определенного периода. Если за это время работодатель решит, что специалист соответствует требованиям и принимает его на постоянную работу, то издается новый приказ о приеме его на постоянное место работы.
- Трудовая книжка. Все делаются на основании локального акта, поэтому первая запись содержит сведения о приеме в качестве стажера, а вторая – о постоянном трудоустройстве либо об увольнении.
- Трудовой договор. Со стажером заключается стандартное трудовое соглашение, как и с постоянными сотрудниками, но в нем должны присутствовать пункты о прохождении стажировки с указанием ее срока, полагающейся заработной плате за этот период и ссылкой на статью ТК, на основании которой включен этот пункт в договор.
Согласно законодательству, стажировка должна рассматриваться работодателем как полноценная трудовая деятельность.
В каких случаях можно обойтись без стажировки, а в каких она обязательна?
За работодателем законодательно заключается обязанность применять стажировку при трудоустройстве нового работника. Она необходима по нескольким причинам:
- проверить его профессиональные навыки по специальности, на которую он претендует;
- обучение безопасным методам труда, проведение всех видов инструктажей на рабочем месте;
- контроль усвоения инструктажей – особенно это необходимо на предприятиях с вредными условиями труда;
- проверка знаний ОТ.
Все предприятия, где необходима стажировка, находятся в ведении Ростехнадзора. К ним относятся все производственные компании, связанные с тяжелыми, опасными и вредными факторами.
Требования о проведении стажировки обязательны и для работников других сфер, если это установлено в отдельных нормативных актах. Если на предприятии отсутствуют условия, угрожающие жизни или здоровью работников, то испытательный срок назначается работодателем по его усмотрению. В данном случае преследуется одна цель – проверить соответствие профессиональных навыков претендента для выполнения должностных обязанностей.
Законодательная база
Отдельные нормы законодательства, которые связаны с проведением стажировки, содержатся в статьях законов.
Таким образом получается, что основным моментом прохождения стажировки является то, что она проводится для граждан, впервые поступающих на работу. Основные цели: овладение необходимыми профессиональными навыками или подтверждение имеющихся.