Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, тема "Весна".
Занятие рассчитано на детей 5-6 лет, воспитателей и логопедов.
Развитие речи, несомненно, тесным образом, связано с общим развитием мышления и памяти ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, упражнения, направленные на развитие мышления, а так же чтение книг так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
ЦЕЛЬ:
закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.
ЗАДАЧИ:
* Обогащение и активизация словаря: март, апрель, май; капель; оттепель; скворцы; долгожданная весна; ранняя весна; "Матушка Весна"; ворота; воскресает.
* Развитие связной речи через построение логической цепочки;
* Развитие познавательных процессов - мышления, памяти, внимания;
* Воспитание интереса к изучению природы и природных явлений.
МАТЕРИАЛЫ:
* Фотоиллюстрации с изображением весенних пейзажей в разное время;
Организационный момент:
Ребята, внимательно послушайте стихотворение и вы поймёте, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.
Михаил Пляцковский.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Правильно, о весне, теперь можно смело закончить стихотворение:
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
-А у вас какое настроение?
Дети отвечают.
Основная часть.
Игра на развитие речи «Какой? Какая? Какое?»Давайте встанем в круг, я буду бросать каждому мячик и задавать вопрос:
Весна какая? (теплая, солнечная, яркая, долгожданная)
-солнышко какое? (теплое, желтое, радостное)
-небо какое? (голубое, пасмурное, яркое, солнечное, облачное)
- деревья какие? (молодые, цветущие, зеленые)
- одежда весной какая?
- погода весной какая?
- травка весной какая?
- цветы весной какие?
- настроение весной какое?
Молодцы, вот сколько хорошего, светлого и доброго мы можем сказать о весне. А сейчас, расскажите мне, какие признаки весны вы знаете.
Предполагаемые ответы детей:
- Солнце стало ярче и дольше светить;
- На улице стало теплее, пропал мороз;
- Снег растаял, появляется капель, проталины;
- Прилетают птицы из теплых стран;
- Появляются почки на деревьях;
- Появляется первая трава.
- Молодцы, вы хорошо знаете признаки весны! А как называется первый весенний месяц?
- Март
- А какая весна, когда она только «наступает»?
- Ранняя
- Назовите мне все весенние месяцы?
Дети называют.
А теперь давайте поиграем, у меня на доске есть картинки, они перепутаны местами, кто поможет их расставить.
Игра «Что за чем?»
На доске/фланелеграфе в разброс, расположены картинки, дети должны выстроить их по порядку, проследив закономерность и объясняя почему именно так, а не иначе. Например, первая картинка - на улице лежит снег, дети тепло одеты, играют. Далее будет картинка, где снег подтаял, появились проталины, с крыш капают сосульки, светит солнце. Затем, картинка, где уже солнечно, снега практически нет, дети одеты более легко. Далее, картинка без снега, солнечно, прилетают птицы. В конце может быть картинка с поздней весной.
Дети должны точно проследить закономерность, что птицы не прилетают, пока лежит снег; что проталины и капель - это результат яркого и теплого весеннего солнца и т.д.
Пришла пора нам отдохнуть, приглашаю вас, друзья в середину группы.
Подвижная игра «Матушка Весна».
Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят:
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!
Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.
Ребята, а вы знаете какие - нибудь приметы, пословицы или поговорки о весне?
Дети отвечают,рассказывают, что они знают.
А я вам тоже расскажу! А вы знали, что если в начале весны, в марте рано начал таять снег – значит, долго не растает, а то и подвалит новый. Или, когда грачи прилетают сразу на гнезда, то весна теплой будет. Или если услышали кукушку – больше не будет морозов.
Скажите пожалуйста, как называются эти приметы и кто их придумал?
-Народные, придумал народ, люди годами наблюдали за природой.
-Скажите, что значит поговорка «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает». Выслушиваем ответы детей.
-Правильно, это значит, что с появлением солнышка, вся природа просыпается.
Заключение:
-Пришла пора нам с вами прощаться, но прежде, отгадайте мою загадку:
Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
Конечно, это солнечный зайчик, предлагаю вам всем вместе его поискать!
Занятие по развитию речи «Весна идет»
Составитель: Шогляева Р.Н .
Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе через поэзию классиков русской литературы.
Задачи:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе .
Образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Развивать связную речь , словесно -логическое мышление.
- Развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа : наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне , рассматривание иллюстраций по теме.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наш гости! Для начала давайте поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (поднять руки вверх)
Солнышко лучик тебе протянуло, (протянуть руки в центр круга)
Солнышко щечку тебе полоскало, (погладить ладонями щечки)
Доброго утра пожелало! (прижать ладони к груди)
Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
(Весна)
Правильно ребята, это весна. Какое ласковое и нежное слово - весна! Весна несёт всем радость жизни и радость творчества! Это чувство охватывает всех людей: композиторы пишут музыку, художники - свои картины, поэты - стихи.
Посмотрите на этот портрет (слайд № 1 Орест Кипренский) Кто на нем изображен? Сейчас я прочитаю стихотворение А.С. Пушкина о весне, а вы послушайте и представьте всё то, о чем пишет поэт.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года. (А. Пушкин)
Воспитатель: Вы увидели весну? Как вы думаете, какое настроение передал поэт?
Ответ детей: Поэт передал радостное, весёлое настроение.
Воспитатель: Мы с вами много читали стихов о весне, и все они радостные. Как вы думаете, почему?
Ответ детей: Закончилась холодная зима. Все радуются приходу весны. Ярче светит солнце. Появляются проталинки, первые подснежники. Птицы возвращаются с юга и поют свои весёлые песни.
Вы заметили, как стало холодно на улице. Сегодня, у входа в нашу г руппу я нашла эту красивую коробочку . Как вы думаете, что в ней?
(Ответы детей)
Давайте заглянем туда. Ой, что-то она не открывается (Воспитатель пытается открыть коробочку)
Может, надо всем дружно похлопать в ладоши? (Дети с воспитателем хлопают в ладоши, коробочка не открывается)
Может, надо всем на неё сильно подуть? (Все дети дуют на коробочку, и она медленно открывается)
Посмотрим, что же в ней лежит. Здесь лежит письмо . Интересно! А что в письме и от кого оно? Послушайте : «Ребята, помогите! Снежная Королева заколдовала меня! Освободите меня от её холодных чар! Выполните ее задания, иначе у вас круглый год будет зима»
Ребята, как вы думаете, кто написал это письмо? ( Весна )
Что будем делать? (нужно помочь Весне , выполнить задания Снежной Королевы)
1. «Отгадай весеннюю загадку»
1. Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? ( Весной )
2. Новоселье у скворца - он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник, смастерили мы … (Скворечник)
3. Здесь на ветке чей-то дом, ни дверей в нем, ни окон.
Птицам жить там тепло, дом зовут такой … (Гнездо)
4.На речке лед идет,
Значит это … (Ледоход)
2. Игра «Четвертый - лишний»
(Слайды)
3. Игра «Скажи правильно» (с мячом)
Набухают почки или листочки?
Порхают птички или лисички?
Тают снежинки или слезинки?
Журчат ручьи или грачи?
Распускаются почки или листочки?
Прилетают насекомые или птицы?
Просыпаются ежики или зайчики?
Дни становятся короче или длиннее?
Игра «Скажи какой, какая, какие?» (с мячом)
Солнышко (какое?) - весеннее, яркое, теплое, ласковое, лучистое, …
Облака (какие?) - белые, легкие, пушистые, красивые, …
Травка (какая?) - первая, молодая, зеленая, нежная, душистая, …
Физминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко,
(дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей,
(дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают,
(дети приседают на месте).
А цветочки подрастают.
(дети медленно встают).
Каждое время года приходит к нам со своей палитрой красок. (слайд №2) Посмотрите, на эту картину и скажите, какое время года в своей картине изобразил известный художник Исаак Левитан? (Раннюю весну) Как вы догадались ? (Голубое небо; много света; яркое, теплое мартовское солнце; снег под лучами солнца уже потемнел; еще тонкие, без листвы осинки; птицы еще не прилетели, скворечник пустой …)
Воспитатель: В следующем задании нам надо с помощью стихотворений создать весеннее панно. А сейчас приготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Ла - ла - ла, к нам весна пришла
(хлопают в ладоши)
Ло - ло - ло, в лесу тепло.
(сжимают и разжимают пальчики)
Пель - пель - пель, капает капель
(ударяют указательным пальцем по ладони)
Ля - ля - ля, расцветай, земля!
(делают «фонарики»)
Вот, теперь мы готовы создать весеннее панно. И поможет нам в этом музыка, которую написал композитор Пётр Ильич Чайковский «Подснежник». Кто начнет первым?
5. «Стихи о весенних приметах»
Кто начнет первым?
5. «Стихи о весенних приметах»
(дети прикрепляют картинки на панно)
Ребенок: Тепло на солнышке.
Весна берет свои права.
В реке местами глубь ясна
На дне видна трава.
- Первый признак Весны - солнце теплое , доброе
Ребенок : По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри, на ветках клена
Сколько носиков зеленых!
Вот и еще один признак Весны - на деревьях набухают почки
Ребенок: Дзинь-дзинь-дзинь, поют капели.
Ля-ля-ля, поет скворец.
Дзинь-ля-ля, на самом деле
Наступил Зиме конец!
- Следующий признак Весны - птицы возвращаются в родные края
Ребенок: Прорастает сквозь снежок.
К солнечным лучам цветок.
Маленький и снежный, -
Синенький подснежник.
- Еще один признак Весны - появление подснежников .
Ребенок: Тает снег, бегут ручьи.
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
- Какой следующий признак весны? Правильно - ручьи . Молодцы и с этим заданием справились.
Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. И чтобы окончательно освободить Весну от зимних чар , давайте скажем:
Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!
(Дети хором проговаривают стихотворение)
Воспитатель: Мы - молодцы! Разрушили колдовские чары Снежной Королевы и освободили Весну . Весна идет , - весне дорогу !
Понравилось ли вам занятие, ребята. Что больше всего понравилось? Молодцы, дети. И вы мне очень понравились. Я рада, что вы у меня такие, умные, добрые, отзывчивые.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (с применением пальчиковой игротеки)
Тема занятия «Весна идет, весне дорога»
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка, и в дальнейшем его успешного обучения школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развитие речи ребёнка отражаются на его поведение, а также на его деятельности в различных её формах.
Развитие речи состоит из ряда специальных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В ходе реализации занятия по развитию речи «Весна идет, весне дорога», мы предполагаем, что дети научаться устанавливать простейшие причинно-следственные связи, познакомятся с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Занятие будет способствовать развитию звуковой культуры речи, логического мышления и внимания, разговорной речи у детей, мелкой моторики рук путем различных движений и упражнений, побуждать к желанию общаться. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие связной речи у детей, познавательных процессов.
Занятие проводится с детьми подготовительной группы, в течение 30-35 минут.
Обеспечение занятия:
1. Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)
2. Материально – техническое: Ширма, иллюстрации с сюжетами трех месяцев весны, магнитофон, кассета с «голосами птиц», толстые и тонкие сухие ветки деревьев, таз с водой, 2 стакана, молоток, небольшая дощечка, мяч.
3. Место проведение (групповая комната или музыкальный зал)
Методы занятия:
игровые: сюрпризные моменты, игра;
словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
технология моделирования;
слушание музыки.
Цель:
развитие связной речи у детей.
Задачи:
закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, знакомство с жизнью лесных животных весной, проведение дидактических игр «Доскажи словечко», «Детеныши животных», «Звонко капают капели».
Словарная работа: подснежник, весняночка, веснушки, капель, проталинка.
Материал: Ширма, иллюстрации с сюжетами трех месяцев весны, магнитофон, кассета с «голосами птиц», толстые и тонкие сухие ветки деревьев, таз с водой, 2 стакана, молоток, небольшая дощечка, мяч.
Воспитатель
- Ребята, какое настало время года? Отгадайте:
Солнце ярче светит.
Дует теплый ветер.
Птицы с юга прилетели.
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла…
Дети:
(весна).
Сюрпризный момент: Стук в дверь (письмо)
Воспитатель: Ребята нам письмо. Интересно от кого оно? Читает: (Дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла ли весна или всё ещё зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую). Подпись: С уважением: Заяц.
Воспитатель:
Ну, что ребята, поможем Зайцу?
Дети:
Конечно, поможем!
Воспитатель:
- Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этой тропинке.
- В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Звучит музыка. Воспитатель берёт шерстенную нить, сматывая попутно руками клубок вместе с детьми, проходят по «тропинке. Подходят к картинам
Воспитатель:
- Какое время года изображено на картинках?
Дети:
- Весна!
Воспитатель:
- Почему вы так решили? На этой картине лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?
Воспитатель:
С чего начинается весна? Ответы детей (Солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло)
Произошли ли какие - то изменения со снегом по сравнению с зимой? (Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали
Изменились ли деревья? (Деревья стоят голые, но снега на них нет. На ветках можно заметить набухшие почки).
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
Воспитатель:
Ребята, а вы стихи о весне знаете?
Дети рассказывают стихи:
Март
Треплет ветер за окном
Дерево без листьев,
Воробей сидит на нём
Перышки почистив
Погляжу на воробья
Весело качается
Понимаем он и я
Что зима кончается!
Апрель
Долга шла весна тайком
От ветров и стужи
А сегодня прямиком
Шлепает по лужам,
Гонит талые снега
С гомоном и звоном
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным
Скоро, скоро быть теплу! Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапой верба.
Май
Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвёл
Здесь в уединенье!
Улыбнётся ветерок
И с тобой играет
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.
Воспитатель:
- Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? Дети: (Солнце)
Проговаривается чистоговорка [л]-[л’](воспитатель вместе с детьми)
Дети:
Ла-ла-ла - к нам пришла.
Весна (Хлопают в ладоши.)
Пло-пло-пло - на дворе
тепло. (Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.)
Пель-пель-пель - капает
капель. (Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.)
Ля-ля-ля - расцветай, Земля! (Поднимают руки вверх и вращают кистями - «фонарики».)
Воспитатель:
А вы запомнили, сколько месяцев продлится весна? Давайте поиграем:
Игра «Доскажи словечко».
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март!)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель!)
И третий месяц вспоминай,
И называется он…(май)
Воспитатель:
- Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).
Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
Воспитатель:
- Какая птица открывает весну? (загадывает загадку)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… грач.
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…Скворец
Воспитатель:
- Как называется домик у скворца? Дети отвечают(скворечник)
Воспитатель:
А как меняется жизнь у животных весной? (У них появляются детки) Давайте поиграем в игру. Я буду называть вам животных, а вы их детенышей. (Весной у лосихи появился …(лосёнок), У волчицы…(волчонок), у зайчихи …(зайчонок), у медведицы…(медвежонок), у лисы…(лисенок), у белки…(бельчонок), у барсучихи….(барсучонок).
Воспитатель: - Молодцы ребята. А теперь закройте глаза и прислушайтесь, о чем говорит лес?
Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.
Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
Воспитатель:
- Молодцы! Вы все правильно отгадали. Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?
Дети: - Конечно знаем, (рассказывают)
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы всё правильно рассказали. Встретим, ребята, приход весны веселой игрой.
Берутся за руки, становятся в круг.
Игра «Звонко капают капели»
Произносят «Кап, кап, кап» в разных регистрах.
Птицы весело поют.
«Чирик, чирик, чирик!» - в высоком регистре.
Встретят солнце птичьи трели,
«Тр-р-р, тр-р-р, тр-р-р » - в самом высоком регистре.
Птицы к нам тепло зовут.
Каждый ребенок кричит голосом любой птицы (по выбору).
Тает снег,
«А-ах, а-ах, а-ах» - (сугроб оседает), (дети присаживаются)
Бежит в канавке
Звонкий чистый ручеек.
«Бл-л-л, бл-л-л, бл-л-л»
Итог занятий
Воспитатель: Ребята, наше путешествие в лес подошло концу, пора возвращаться. Что нового вы узнали? (ответы детей). Что запомнилось? (ответы детей). Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли зайцу понять, что наступила весна. И заяц нам за это, подарки оставил (раздает конфеты).
Воспитатель ГБОУ Гимназия №1552 Город Москва Капитанская Елена Александровна
Цель:
- показать знания и умения детей, полученные на занятиях.
Задачи:
Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна» , совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, продолжать составлять сложноподчиненные предложения.
Развивающие: развивать тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация.
Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Активизировать словарь по теме: «Весна» .
Материалы и оборудование: фланелеграф, мячик, картинки животных, птиц, цветов, месяцев.
Методические приемы: загадка, вопросы, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинке, сюрпризный момент, физ. минутка.
Словарь: первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей и птиц.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята послушайте загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь со снежной встал постели
Всех солнышко теплом ласкает.
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Правильно. И сегодня я буду весной. Я долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Посмотрите, какую березку я вам принесла с собой, но она стоит без листиков. Давайте вместе с вами оденем нашу березку и посмотрим, какой она станет. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, и вы будете наклеивать на березку.
(На флонелеграфе ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку, за каждый правильно названный признак весны) .
Воспитатель: Какая весна?
Дети: веселая, красная, теплая, добрая, солнечная, красивая, зеленая, ясная… и т. д.
Воспитатель: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне.
Воспитатель: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово» , только это слово должно быть обязательно «весенним» (игра с мячом) .
Весной солнце… (греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают)
Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)
Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)
Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)
Весной травка… (пробивается, растет, зеленеет)
Воспитатель: Ребята давайте присядем на стульчики. Наступила весна, вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?
Назовите первый месяц весны? Третий месяц?
Какой месяц находится между мартом и маем?
Какой месяц впереди апреля? Мая?
Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и конец весны. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете?
В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней) .
Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из теплых стран, вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают их. (Рассматривают картинки с изображением птиц и рассказывают) .
Весной появляются цветы, их называют первоцветы. Давайте посмотрим на картинки и назовем их. (На столе лежат картинки разных весенних цветов- подснежник, мать- и -мачеха, медуница, сон-трава, хохлатка, ветреница) . Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что нельзя срывать цветы, можно только любоваться их красотой.
Дети: - Да, мы знаем.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: найдите лишнее слово.
- Март, апрель, май, декабрь.
- Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник.
- Медвежонок, лисенок, бельчонок, теленок.
- Бабочка, шмель, пчела, воробей.
Воспитатель: -Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем.
Физминутка:
Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг (руки в стороны)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер
Расстилается ковер
И направо и налево
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули (руки вверх)
Отдохнуть мы все успели.
И на место снова сели.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите какая картинка у меня, давайте составим рассказ. (составляют рассказ) .
Дети: - Весной солнце светит ярко. Тает снег. Бегут ручьи. Прилетают птицы. Люди делают скворечники. Появляются первые цветы. Распускаются листья и цветочки. Летают красивые бабочки.
Воспитатель: Молодцы, а кто знает стихи о весне, цветах, птицах. (дети читают стихи)
1 ребенок:
Рядом с сосенкой подснежник
Смотрит в небо - светлый, нежный
Что снежинки лепестки!
Не тяни к нему руки -
Вдруг растают лепестки!..
2 ребенок:
Воробей взъерошил
Пёрышки-
Жив, здоров
И невредим.
Ловит мартовское
Солнышко
Каждым пёрышком
Своим.
3 ребенок:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.
4 ребенок:
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях - грачей цепочки,
Над ожившею листвой -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада -
Куст сирени у ограды.
5 ребенок:
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Воспитатель: Ребята, чем вам запомнилось наше занятие.
Дети: Говорили о весне, о животных, птицах, цветах.
Березу одели листочками.
Играли с мячом (называли весенние признаки) .
Читали стихи.
Составили рассказ о весне.
Воспитатель: Наше занятие закончено. Спасибо всем.
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Весна» . Совершенствование навыка составления рассказа по картинкам по предварительно составленному плану. Формирование целостного восприятия изображенного на картине.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска; 6 картинок: подснежник, солнышко, скворечник, сосульки, грач, ручей; карточки «Весна» по числу детей, картина «Весна» , массажный мяч, резиновый мяч.
Предварительная работа. Рассматривание на занятии по развитию речи картины «Весна» , беседа по ней, словарная работа, составление плана рассказа.
Ход занятия
Действия логопеда |
Действия детей |
||
1. Организационный момент |
Логопед. Ребята, здравствуйте, я очень рада нашей встрече! Напоминаю вам, что меня зовут Элиза Федоровна. |
Встречает детей в дверях кабинета |
Проходят в кабинет и здороваются |
2. Объявление темы. Мотивация и создание положительной атмосферы |
Логопед: Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, и поиграем. Сядет тот, кто назовет предмет на картинке и скажет какой он. 1. Подснежник 2. Солнышко 3. Сосулька 4. Скворечник Логопед. Вы отлично справились с заданием. Молодцы! |
Приглашает детей к столику. На столе 4 картинки: Концентрация внимания детей. Логопед убирает картинки. |
Подходят к столу и разглядывают картинки и размышляют. |
3. Самомассаж рук и лица с использованием массажного мячика |
Теперь ребята я предлагаю сделать массаж наших рук и лица. 1, 2, 3, 4, 5, будем с мячиком играть, По столу круги катаю, из-под рук не выпускаю, Сверху левой, снизу правой, меж ладонями катаю, Поверну, а ты проверь – сверху правая теперь, (катая по лицу от уха до уха по щекам и губам) Мяч катаем по щекам, по щекам и по губам, Хоть слева направо, хоть справа налево- Мяч массажный катаем мы смело, Мяч катаем от ушка до ушка, Чтоб улыбнулась пошире «лягушка», Бежит мячик как живой, мячик, мячик, что с тобой? Ничего он не сказал лишь быстрее побежал, По щечкам, по губкам я мячик качу, Красиво говорить хочу! До встречи, любимые мячики, |
Раздает детям массажные мячики Показывает действия с мячом с одновременным проговариванием стихотворения. |
Выполнение движений по образцу Убирают мячи в корзину |
4. Составление простых предложений с опорой на зрительный образ Уточнение и расширение знаний о весне и её признаках |
«Солнце пригревает, Снег от солнца тает, Травка вырастает. Грач горластый прилетает». Когда это бывает? (Дети отвечают). Логопед: Дети, а какое сейчас время года? (Весна) Ещё совсем недавно на земле, на крышах домов что лежало? (Снег) Воспитатель показывает картину на доске (домик, на крыше и на земле лежит снег). К картине добавляет солнышко и говорит: Вышло солнце из-за тучи, и стало ярко пригревать. Что стало со снегом? (Он начал таять) Какой снег стал весной? (Грязный, серый, рыхлый, мокрый, тяжёлый) Что стало со снегом на крыше? (Начал таять, закапали капели) Вечером солнышко ушло спать, стало холодно. Во что превратились капели? (в сосульки). Утром выглянуло солнышко, что стало с сосульками? (Они закапали). А почему? (Их солнышко пригрело). На проталинах расцветает что? (подснежники) Прилетают черные грачи и начинают что делать? (вить гнезда). Какое картина вызывает настроение? (радостное, весеннее, и т.п.) |
Загадывает загадку о весне. Выставляет картинку «Весна». |
Дети рассматривают картину и отвечают на наводящие вопросы логопеда. |
5. Игра с мячом «Семейка слов», «Назови ласково» Развитие грамматического строя речи (словообразование) |
Логопед. Давайте представим, что мы на полянке в весеннем лесу, и поиграем с мячом в игру «Семейка слов». Сегодня мы образуем семейку от слова весна. Во время игры будем перекатывать мяч друг другу День весной какой? (весенний) Погода весной какая? (весенняя) Солнце весной какое? (весеннее) Цветы весной какие? (весенние) Настроение весной какое? (весеннее) Птицы весной поют песенку какую? (весеннюю) А теперь поиграем в игру «Назови ласково». Я называю слово, а вы его «жалеете» и называете ласково. Солнце (солнышко) Ручей (ручеёк) Сосулька (сосулечка) Проталина (проталинка) Снег (снежок) Гнездо (гнездышко) |
Приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч. |
Отвечают и перекатывают мяч следующему ребенку. |
6. Упражнение «Веснянка» Координация речи с движением на развитие общей моторики |
Кап-кап-кап – звенит капель (дети играют пальчиками) Приближается апрель (хлопают в ладоши) Побежал в саду ручей (бег на месте) Прилетело сто грачей (машут руками) А сугробы тают, тают (медленно приседают) А цветочки подрастают (тянут руки вверх). |
Предлагает детям встать |
|
7.Составление рассказа по опорным картинкам «Весна». Развитие связной речи |
Логопед. Возьмите карточки. Про-должим работу по картинкам, которые вам помогут составить рассказ. Про какое время года эти картинки? Дети. Про весну. Напоминаю вам план рассказа по картинкам: 1. начало, которое начинается со слов - Наступила весна; 2. середина рассказа, по картинкам рассказываем все признаки и приметы весны; 3. конец, где мы закончим рассказ, словами - Я (не) люблю весну, потому что … |
Логопед раздает детям карточки с рисунками и побуждает к активному общению и умению отвечать полным ответом. Стимулирует воображение. Предлагает детям выбрать лучшего рассказчика и на-граждает его наклейкой |
Дети составляют рассказ по картинкам |
8. Окончание занятия. Анализ и оценка работы детей. |
Логопед. Ребята, вы настоящие рассказчики. Мне очень понравилось как вы сегодня занимались, а вам понравилось? Что мы с вами сегодня учились делать? (учились составлять рассказ по картинкам) О каком времени года мы рассказывали? Что вам понравилось на картинках или картине? Сейчас ребята мы пойдем на прогулку и ещё раз посмотрим, как тает снег, какие проталинки появились на нём, какие побежали ручейки. Нам будет весело и интересно на прогулке. |
Логопед оценивает деятельность каждого ребенка и предлагает вспомнить, чем они занимались на занятии |
Дети перечисляют задания, которые выпол-няли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного |