Cлайд 1
Зодчество Зодчество - это отрасль строительного искусства, занимающаяся художественной отделкой и возведением зданий в соответствии с законами красоты.Cлайд 2
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ В ЛАДОГЕ. Георгиевская церковь – один из самых известных храмов до монгольского периода. Храм кубический в объеме, массивный в основании, с тремя полукруглыми апсидами. Шлемовидный купол увенчивает световой барабан с восьмью окнами. Высота церкви 15 метров. Фасады с полукружиями закомар и щелевидными окнами (по четыре на северной и южной стенах) расчленены лопатками в строгом соответствии с внутренним устройством храма. Арочный поясок барабана украшают зубцы фигурного кирпича. Существует вполне правдоподобная легенда о пребывании на хорах двадцатилетнего князя Александра Ярославича перед битвой на Неве в 1240 году. «Ладожская невеста» - так называют церковь Георгия ладожане за ее удивительно светлый, стройный вид.Cлайд 3
ЦЕРКОВЬ СПАСА НА НЕРЕДИЦЕ ПОД НОВГОРОДОМ. История Построена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю). В период Великой Отечественной войны церковь находилась в районе активных боевых действий, и на протяжении 1941-1943 годов непрерывно обстреливалась артиллерией. В результате от церкви сохранилась только восточная часть: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Практически все росписи были утрачены. Церковь восстановлена в 1956-1958 годах. В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года.Cлайд 4
Cлайд 5
УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ. От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Рядом с собором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем.Cлайд 6
Боголюбово - бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея в это месте, так как Нерль связывала бассейн Оки с бассейном верхней Волги. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении Богоматери князю Андрею: когда князь Андрей вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в 10 км до Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. На этом месте и заночевали. В ту ночь и произошло явление Божией Матери, а на этом самом месте был основан монастырь. Боголюбово - бывшая резиденция князя Андрея БоголюбскогоCлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
ДМИТРОВСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ. Дми триевский собор города Владимира (Дмитровский) - придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Построен в 1194-1197 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы.МОУ «СОШ с. Синенькие»
Деревянное зодчество Руси
Учитель истории
Ильиных Александр Сергеевич
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
КАК СТРОИТЕЛЬ ДЕРЕВО ВЫБИРАЛ
СРУБ ДЕРЕВЯННЫЙ
КАК КРЫШУ УСТРАИВАЛИ
ДЕРЕВЯННАЯ ИЗБА
ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ
ХОРОМЫ И ДВОРЦЫ
ОХОТНИЧЬИ ИЗБУШКИ И ЛАБАЗЫ
МЕЛЬНИЦЫ
МОСТЫ
КРЕПОСТНОЕ ЗОДЧЕСТВО
СЕЛО
ПОГОСТ
КРЕПОСТИ-ГОРОДА
МОНАСТЫРСКИЕ ПОДВОРЬЯ
ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
ЧАСОВНИ
КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ
ХРАМЫ ШАТРОВЫЕ
ЦЕРКВИ ЯРУСНЫЕ
КУБОВАТЫЕ ХРАМЫ
МНОГОГЛАВЫЕ ХРАМЫ
КОЛОКОЛЬНИ ИЗВОННИЦЫ
НЕБО
ДЕТСКИЕ РИСУНКИ
Именно в деревянной архитектуре
русские зодчие выработали
разумное сочетание красоты и пользы
К АК СТРОИТЕЛЬ ДЕРЕВО ВЫБИРАЛ
Дерево – его толщина – стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем.
Загодя высматривали сосну и делали топором затесы – снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз. Затем на пять лет оставляли сосну стоять. Она густо выделяла смолу, пропитывала ею ствол и только потом по стылой осени рубили сосну.
С РУБ ДЕРЕВЯННЫЙ
Основу деревянной постройки составлял «сруб» - это скрепленные между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли « венцом». По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Бревна скрепляли «в лапу» или «в обло».
Миниатюра из летописи ХVI века
К АК КРЫШУ УСТРАИВАЛИ
Кровлю устраивали безгвоздевую. Для этого завершения двух торцевых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен. На них ступеньками клали длинные продольные жерди – «слеги» . Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски).
Схема устройства кровли:
1 - желоб 2 - охлупень 3 - стамик 4 - слега 5 - огниво 6 - князевая слега (" кнес") 7 - повальная слега 8 - самец 9 - повал 10 - причелина 11 - курица 12 - пропуск 13 - бык 14 - гнет
ДЕРЕВЯННАЯ ИЗБА
Изба была трехчастной: отапливаемая жилая и холодная (летняя) горницы разделялись сенями, к которым вел всход-крыльцо. Малосостоятельные люди ставили поземные избицы, зажиточные - хоромы на подклетах с мшенниками и повалушами над сенями.
А.Архипов «Деревня»
Дом Яковлева из д. Клещейла в музее "Кижи".
Изба Шпикарева из д.Частово
Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался "кошель”. Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы "Г", то его называли "глаголь" . Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это "брус" .
Малые Корелы
Горницы освещались центральным "красным" и двумя симметрично расположенными волоковыми окнами. Красные окна прорубались в 3 - 5 бревнах и закрывались слюдяными оконницами, волоковые - лишь в двух соседних бревнах и прикрывались скользящими в пазах досками (заставнями).
Избицы топились "по-черному". Дым очагов из горницы после протопки выпускался через притолочное отверстие под кровлю, а далее - через деревянный дымник. В 17 в. в избах ставились обычно кирпичные печи с гончарными дымоходами, в жилых горницах печи нередко обкладывались изразцами.
Оконная решетка курной избы д.Горка
Особого внимания заслуживает декоративное убранство деревянных построек. «Лицом» избы служило крыльцо-всход, поэтому его столбы-опоры украшались порезками, завершались усложненными в формах кровлями. Также резьбой украшались концы кровельного теса, столбы-опоры, конструктивные элементы кровли, причелины и полотенца. Применение резных наличников – явление сравнительно позднее. Сочетание резьбы и поверхности бревенчатых стен придавало зданию живописный облик.
Жилой дом в Каргополье
ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО
Русская изба была либо "четырехстенкой" /простая клеть/, либо "пятистенкой" /клеть, перегороженная внутри стеной - "перерубом" /. При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения / "крыльцо", "сени", "двор", "мост" между избой и двором и т.д./. В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ
Наличие таких хозяйственных построек, как амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев, гумно, мшанник и др. зависело от уровня развития хозяйства. В понятие “крестьянский двор” включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались, включая огород, гуменник и т.п.
Шедевром деревянного хоромного зодчества был дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. В нем насчитывали 270 комнат и 3000 окон и оконцев. И снаружи, и изнутри дворец богато украсили резьбой и рисунками. Резными работами здесь руководил монах Арсений - крупный мастер, только что закончивший убранство Нового Иерусалима под Москвой. С собой с берегов Истры он привел и свою артель резчиков. А живописными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков.
ХОРОМЫ И ДВОРЦЫ
Деревянные хоромы и дворцы, принадлежа "лучшим" людям, должны были средствами архитектуры передать значимость и богатство их владельцев. А так как значимой частью здания было его завершение, то особо старались зодчие о разнообразии верхов. До наших дней не дошло ни одного образца таких хором. Остались лишь описания .
ОХОТНИЧЬИ ИЗБУШКИ И ЛАБАЗЫ
Отголоском самой глубокой древности до сих пор стоят в северных лесах "охотничьи лабазы". Это маленькие срубики, поставленные на один или два столба /часто просто на срубленный ствол дерева/. Такие лабазы до сих пор служат охотникам для сохранения продуктов и добычи. Однако считается, что первоначально их применяли для захоронения /сравните лабаз с образом "избушки на курьих ножках" /.
Лабаз на р. Кате Иркутской обл.
Этнографический музей Торум-Маа
Деревня Полмак
МЕЛЬНИЦЫ
Очень интересными сооружениями были деревянные ветряные мельницы. В основном они были двух типов: столбовки и шатровки.
Более древние и традиционные столбовки названы так потому, что все здание мельницы поворачивается к ветру вокруг столба-опоры. У шатровок вращается только верхняя часть, где установлен вал с крыльями.
Витославлицы.
Мельница из д. Ладощино
Ветрянная мельница на Большом Климецком острове 1598 год
Малые Корелы.
Мельница из д.Азаполье
Ветрянная мельница из д . Волкоостров в музе е «Кижи»
Эти сооружения поражают сочетанием конструктивной логики и красоты. Деревянные мосты опирались на ряжи – срубы (режи-клетки), заполненные внутри валунами. Известны многопролетные мосты длиной свыше 120 метров. На некоторых северных реках подобные мосты функционируют до сих пор. Подобные мосты были не только конструктивно надежными инженерными сооружениями, но и художественно выразительными. Устои, постоянно находящиеся в воде, рубились из долго не гнивших дуба, вяза и ольхи, бревна дополнительно просмаливались и с концов оковывались железными обручами.
МОСТЫ
Мост через реку Кену Архангельской области
Мост в Измайловском
Один из мостов на реке Кене
СЕЛО
Села строились чаще всего на берегах рек, озер. И потому избы в них ставились в один ряд - лицами на улицу, а дворами к реке. "На задах" села "стайкой" стояли амбары, а около самой воды бани (чтобы воду далеко не таскать). Строились мельницы.
Дополнялся такой
cельский ансамбль резными срубами колодцев, богатыми крыльцами изб, прихотливыми изгородями,да одинокими обетными крестами у дороги,
обещанными богу за победу
или исцеление, либо
поставленными в местах,
где кто-то внезапно помер
без покаяния.
Водяная мельница в музее близ Торжка
Крест на острове Соловецкий
ПОГОСТ
Погостом же в разные времена называли разное. Это и отдельно стоящая на церковной земле церковь с домами священника и притча, с кладбищем; это и само кладбище с церковью; это и сельский приход в несколько деревень. А на Севере так называли и заезжий постоялый двор, и селение лопарей. Но ранее всего, еще на Древней Руси - "жилое подворье князя и его свиты во время сбора налогов".
Ограда погоста
Б.Щербаков «Кижи. Утро»
А.Васнецов «Троице-Сергиева лавра»
КРЕПОСТИ-ГОРОДА
Деревянные укрепления возводили на земляных валах, высота которых достигала 16 метров. Чтобы валы не разрушались, их укрепляли деревянным каркасом. Затем строили соединенную каркасом стену. Поначалу это был тын, который состоял из врытых вплотную друг к другу мощных заостренных бревен. Позднее стали строить стену из стоящих рядом деревянных срубов. Стены рубились городнями (отдельными срубами) или тарасами (двумя параллельными стенами с перерубами), завершались боевыми ходами с навесными бойницами и внешней стенкой (заборалом), крытой двухскатной кровлей.
А.Васнецов «Основание Москвы Юрием Долгоруким»
А.Васнецов «Кремль при Иване Калите»
А.Васнецов «У стен деревянного города»
Пространство внутри срубов заполняли землей и камнями или использовали для складов. Иногда здесь устраивали жилье для служилых людей. В стене прорубали маленькие окна–бойницы. С внутренней стороны делали некий «балкон», и получался еще один ярус для обстрела врага. Наверху устраивался помост – «боевой ход». Он выступал над стеной так, чтобы удобнее было обстреливать подступившего вплотную к стене врага и лить на нападающих горячую смолу. Для защиты от стрел и копий над боевым ходом делали навес.
Так как срубы – звенья крепостной стены – назывались «городни», то и огороженное поселение стало называться «городом». "Срубить город" означало обнести место стеной. А артели, занимавшиеся строительством стен, назывались "градниками" или "огородниками" (отсюда "горожанин", "гражданин").
Остатки якутского острога в начале ХХ века
А.Васнецов «Строительство деревянных стен Кремля ХII век»
Часто башня имела каменное основание с мощными тесовыми воротами. К ним вел перекинутый через глубокий ров деревянный мостик. Который при приближении врага поднимался. Башня завершалась островерхой деревянной крышей – шатром. Ее венчал тонкой роботы металлический ажурный флажок – прапорец, или флюгер.
Первые башни - сторожевые, дозорные - стояли внутри крепостей. Потом их начали ставить у въезда в город, так как ворота – самое уязвимое место крепости. Позднее башни появились на углах и других участках стен. На верхнем этаже башен располагались помещения для отдыха часовых. Нижние использовались под склады или для жилья. Иногда в башнях устраивали часовни.
МОНАСТЫРСКИЕ ПОДВОРЬЯ
Монастыри на Руси появились вместе с христианством. Уже в XI - XII веках их было около семидесяти. К концу XIV века монастыри начинают отрываться от городов и строиться в лесах и пустынях. Вообще же к концу XVII века на Руси было известно более восьмисот монастырей. Укрепления монастырей сооружались также как укрепления городов. Строители-монахи своими силами возводили монастырские постройки. И каждый монастырь, "если смотреть на него издали, представляется чем-то вроде маленького города".
Храмовый комплекс села Чекуево.
Фрагмент иконы Александра Ошевенского второй половины XVII в. Иконописные изображения являются единственным известным свидетельством об архитектуре деревянных монастырских построек.
ЧАСОВНИ
Часовни сохранились до наших дней в достаточно большом количестве. В основном это постройки XVIII и XIX веков. Часовни отличаются от церквей меньшими размерами, несколько упрощенной архитектурой, отсутствием алтарного прируба.
Наибольшее распространение имели клетские часовни. Простейшие из них представляют собой небольшой сруб, покрытый на два ската с крестом или главкой на коньке. Такой объем мог быть дополнен сенями и галереей. Часовни с шатровыми завершениями строились сравнительно реже, и сохранилось их мало.
Деревянная часовня г. Великий Новгород
Витославлицы.Часовня д.Малышево
Витославлицы.Часовняиз д.Кашира
ХРАМЫ КЛЕТСКИЕ
И дом, и храм строили одинаково – и то, и другое – дом (человека и Бога).
Клетские церкви состоят из основного прямоугольного объема, к которому с востока примыкает меньший по размерам алтарь. С запада могли быть притвор в виде симметричного алтарю прируба или трапезная, размерами часто превышавшая основное помещение. Живописным и довольно редким было покрытие клетских церквей в виде бочки.
Успенская церковь из д. Никулино. Новгородчина
Воскрешения Лазаря. Карелия
ХРАМЫ ШАТРОВЫЕ
Шатровая форма покрытия в русском деревянном зодчестве очень древняя. Ц еркви с шатровыми завершениями могли иметь различные формы планов. Один из древнейших типов в основе своей имел восьмиугольный сруб (восьмерик) с двумя или четырьмя симметричными прирубами . Центрическая композиция с четырьмя прирубами называлась "о двадцати стенах".
Известно несколько шатровых храмов, которые в основании имели сруб в форме равноконечного креста. С начала XVII века широкое распространение получили шатровые храмы типа восьмерик на четверике. В середине XVII века в результате церковных реформ шатровые храмы были объявлены неканоничными, и строительство их было официально запрещено.
Рождественский храм.
Каргополь.
Выпуклый шатер
Успенская церковь из Александро-Куштского монастыря
ЦЕРКВИ ЯРУСНЫЕ
Основные объемы ярусных церквей состоят из нескольких поставленных друг на друга убывающих по высоте срубов, которые могли быть квадратными, восьмиугольными или крещатыми в плане. Количество ярусов колеблется от двух до четырех. Из этих различий складываются несколько вариантов объемно-пространственных решений.
Храм Рождества Иоанна Предтечи.Ширков погост.Тверская область
Тихвинская церковь. XVIII век. Торжок. Тверская область
Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756 г.) Суздаль
КУБОВАТЫЕ ХРАМЫ
Церкви с кубоватым завершением строились во второй половине XVII и XVIII веках. Распространение их ограничивается бассейном реки Онеги и Поморским берегом Белого моря.
Основанием таких церквей служит высокий четверик. Кубоватый верх представляет собой квадратный в плане объем, по силуэту напоминающий крупную луковицу с одной или чаще пятью главами. Эта форма не так величественна и лаконична, как шатер, но пластична и нарядна.
Владимирская церковь в селе Подпорожье Архангельская обл.
Вознесенская церковь. Малые Корелы
Ильинская Водлозерская пустынь
МНОГОГЛАВЫЕ ХРАМЫ
Кижи
Так была ли деревянная новгородская София или нет? На вопрос «была ли?» скорее можно ответить положительно. Вряд ли разные новгородские летописи будут повторять это известие как легенду, правда в несколько измененном виде, место тоже указано, хотя и не совсем точно.
Стремление к нарядности и усложнению форм нашло блестящее выражение в многоглавых храмах Прионежья начала XVIII века. Самые выдающиеся образцы прионежских многоглавых церквей построены на восьмигранном с четырьмя прирубами основании
КОЛОКОЛЬНИ И ЗВОННИЦЫ
Как отдельно стоящие сооружения, колокольни в русском деревянном зодчестве явление относительно позднее. Появление подобных построек относится к XV-XVI векам. Это связано с массовым распространением колоколов. Для наборов колоколов возле храмов и в монастырях рубились четвериком или восьмериком от основания высотные шатровые колокольни. Прообразом колоколен, вероятно, были отдельно стоящие сторожевые башни - вежи.
Колокольня 1793 г. в с.Турчасово. Структура основания повторяет тип шатровой церкви, устройство высокого четверика, связано с использованием кокошников.
Небо» – так называется деревянный расписной потолок в деревянных храмах Русского Севера.
«Небеса» появляются в деревянных храмах Севера в XVII веке. «Небо» – деревянная конструкция потолочного перекрытия, имеющая плоскую форму или форму пологой усеченной пирамиды. Она несет две функции – конструктивную (дополнительный каркас жесткости внутри храма), и декоративную (сюжетная роспись внутреннего храмового завершения). От центрального кольца радиально расходятся балки-тябла – это каркас «неба». Грани-сегменты заполнялись гладкими досками и покрывались росписью. В часовнях количество граней потолка было разным: 8, 12, 14, 15, 16.
НЕБО
Схема конструкции взята из книги В.Орфинский. В мире сказочной реальности. "Карелия" 1972
Содержание Вступление. 1.Свято-Преображенская церковь (Кижи).1.Свято-Преображенская церковь (Кижи) 2.Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского (Кижи). 3.Часовня Богоматери всех Скорбящих… 4.Дом Ошевнева.4.Дом Ошевнева 5.Церковь Спаса. 6.Церковь Собора Богоматери.6.Церковь Собора Богоматери 7.Никольская церковь.7.Никольская церковь 8.Успенская церковь.8.Успенская церковь 9.Вознесенская церковь.9.Вознесенская церковь Заключение.
Вступление На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным строительным материалом. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа.
Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в деревне Подъельники 19 век (Кижи) Деревня Подъельники – часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского (19 в.) – очень живописная, производящая неизгладимое впечатление. Эта часовня стоит на горке, окруженная могучими елями. Диаметр самой большой более 1 метра, другие деревья меньшего диаметра.
Часовня Богоматери всех Скорбящих Радости. 18 век. Деревня Еглово. Традиционное заонежское строение. История его создания во многом не ясна. До 1882 года в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 века её перевезли сюда из другого места, дополнив тесом и кровельным железом
Дом Ошевнева.1876 год.Деревня Ошевнево. (Фрагмент веранды) Один из наиболее распространенных в заонежье домов- комплексов получивших название «кошель». Под одной крышей объединены избы, кладовые, сараи, скотные дворы с хлевами и сеновалы. Нарядная часть дома выходившая на озеро отводилась под жилье.
Церковь Собора Богоматери из села Холм. 16 век. Кострома. Согласно некоторым древним письменным источникам была построена в 1552 году. Самый старый дошедший до наших дней памятник деревянного зодчества Костромской области. Церковь дошла до нас в перестроенном виде, изменения коснулись верхней венчающей части здания и частично его основания
Никольская церковь из Тухоли. В окружении столетних сосен, молодого ельника и "полуразвалившейся" каменной ограды на небольшом холмике стоит Никольская церковь из Тухоли Документальные сведения о церкви крайне скудны. Первое упоминание о Тухоли относится к 1478 г. в связи с походом князя Ивана III на Новгород. Князь останавливался "у Николы в Тухоли"
Успенская церковь из деревни Никулино. Церковь, какой она сохранилась до нашего времени, состояла из четырех основных объемов: собственно церкви под двухскатной крышей, увенчанной маленькой главкой с крестом, меньшего объема алтаря с востока под такою же двухскатною крышею с буквально миниатюрной главкой,
Вознесенская кубоватая церковь, 1669 г. Село Кушерека Онежского района На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.
Заключение Единственный инструмент, которым пользовались, был топор. Им не только рубили деревья, но выполняли самую затейливую и мелкую резьбу. Не зря раньше говорили, что крестьянин топором может даже часы починить. Я надеюсь, что альбом подарит немало приятных впечатлений, и что Вы по достоинству оцените мастерство и инженерную смелость древних зодчих.
2 слайд Прекрасный строительный материал
Благодаря своей доступности, прочности, лёгкости, низкой теплопроводности, удобству обработки дерево является прекрасным строительным материалом. Поэтому в местностях, богатых лесом, деревянное зодчество - один из древнейших видов архитектурно-строительной деятельности человека. Особенно расцветало деревянное зодчество в северных районах нашей страны.
Мы привыкли к тому, что густые еловые северные леса называются тайгой. Однако так называли дремучий лес лишь в Восточной Сибири. В центральной же Руси его называли тайболой, а в Западной Сибири - урманом. Опушка леса - это раменье. И сосна в разном лесу разная. Сосновый лес в болотистой низменности - мяндач. А на сухой возвышенности - бор. И сама сосна в бору - конда. Это самое лучшее дерева для всякого строительства - и легкое, и стройное, и на корню просмоленное. Вот только вызревают кондовые сосны долго - 350 лет и более. С реками и болотами тоже не все просто. Пойменные леса на берегах рек - уремы. Там, где болото выходит на твердую почву расположились березовни. А хвойные сухие чащобы среди болот, полные всякого зверья - колки. Лес на невысокой длинной возвышенности - грива. Глухие, всегда темные, неприступные лиственные леса - дебри. А самое их ядро, где даже зверь не водится - калтусы. И это все разнообразие и богатство мы, многое забывшие сегодня, называем одним словом лес.
3 слайд Деревянная красота
Связь архитектуры с природой – одна из самых главных особенностей всего русского народного зодчества. Собственно, талант строителей, их безупречный вкус и тонкое художественное чутьё проявляются ещё до того, как срублено первое дерево и заложен первый камень в фундамент.
Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длинною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев ведь было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли "Северным краем". Да и леса здесь, где искони жили "поганые народы", были густые. Кстати, слово "поганые" вовсе не ругательство. Просто по латыни paganus - идолопоклонничество. И значит, "погаными народами" называли язычников.
В Северном краю издавна укравались несогласные с мнением властей - сначала княжеской, потом царской. Здесь крепко хранилось свое, древнее, неофициальное. Потому и сохранились здесь до сих пор уникальные образцы искусства древнерусских зодчих.
На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.
Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) - снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя - гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость
Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.
4 слайд Изба в Париже
Для всемирной выставки в Париже в конце 19 века срубили русские плотники бревенчатую избу. И поставили ее без единого гвоздя. На удивленные вопросы – как это возможно? – отвечали «Хорошая вязка скрепчивее всех гвоздей».
5 слайд Бревенчатый сруб
Основу деревянной постройки на Руси составлял"сруб". Это скрепленные ("связанные") между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли "венцом". Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание - "ряж", который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.
Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен "в обло", при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова "оболонь" ("облонь"), означающего наружные слои дерева (ср. "облекать, обволакивать, оболочка"). Еще в начале XX в. говорили: "рубить избу в оболонь", если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости - "выскабливались в лас" (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин "обло" относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.
Сами ряды бревен /венцы/ связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.
В плане срубы делали в виде четырехугольника /"четверик"/, либо в виде восьмиугольника /"восьмерик"/. Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.
6 слайд Конструкция рубленной избы
И дом, и храм строили одинаково - и то, и другое - дом (человека и бога). Поэтому самой простой и древней формой деревянного храма, как и дома, была "клетская". Так строились церкви и часовни. Это два или три сруба, соединенные друг с другом с запада на восток. В церкви полагалось три сруба (трапезная, храм и алтарный прируб), в часовне - два (трапезная и храм). Над простой двухскатной кровлей ставили скромную главку.
Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - "самцовую".
Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.
Самым же дорогим покрытием считался "тес" (доски). Само слово "тес" хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.
7 слайд Бочка, образующая кубоватое покрытие
Кровля - самая важная часть деревянной постройки. "Была бы крыша над головой", - говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого храма, дома и даже хозяйственного сооружения его "верх".
Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые - все это названо по завершению храма, по его верху.
Бочка в архитектуре крыша, имеющая форму полуцилиндра с повышенным и заострённым верхом, в результате чего на фасаде образуется килевидный фронтон. Бочка встречаеся в церковном и гражданском зодчестве 17-18 вв., чаще в деревянном. Пересечение двух бочек образует кубоватое покрытие.
С применением показанных выше приемов строительства возведены шедевры деревянного зодчества деревянного зодчества
8 слайд . Дворец в с. Коломенском под Москвой. 1667-68, 1681 .
В постройке дворца четко просматривается принцип бочки в строительстве крыш и куполов. Потолок устраивали не всегда. При топке печей "по-черному" он не нужен - дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке "по-белому" (через трубу в печи).
При этом, доски потолка укладывались на толстые балки - "матицы". В церкви же вместо плоского потолка устраивали "небо" - многоугольный выпуклый потолок, часто весь заполненный неприхотливой иконописью.
9 слайд Вознесенская кубоватая церковь
На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.
10-13 слайды От избы к храму
Пожары и сравнительная недолговечность дерева обусловили почти полное исчезновение ранних памятников Деревянной архитектуры. В связи с этим трудно проследить развитие деревянного зодчества, пути и сроки трансформации примитивных 4-угольных клетей с двускатными крышами и скупым декором в сложнейшие дворцовые комплексы со сказочным великолепием деталей и переход от одноверхих срубных церквей к многоярусным и многоглавым храмам. Сохранившиеся сооружения (в основном 17-19 веков)
14 слайд Часовня Трех Святителей, XVII в
Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над большими каменными крестами, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали. Такие неприхотливые службы, проходившие как и у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси "часами". Отсюда и само сооружение получило свое название. На такие часовни и государство и церковь смотрели пренебрежительно. Потому и могли строители здесь дать волю своей фантазии. Потому и поражают сегодня современного горожанина эти скромные часовенки своей крайней простотой, изысканностью и особой атмосферой русского уединения
15 слайд Музей-заповедник под открытым небом «Кижи».
Одним из памятников искусства древних мастеров является уникальный музей-заповедник под открытым небом «Кижи». КИЖИ - остров на Онежском оз., в Карелии Он состоит из нескольких церквей и соборов, а также старинных крестьянских домов и построек. Уникальность всех этих сооружений не только в их великолепии, но и в том, что при строительстве не было использовано не единого гвоздя и шурупа. Аналогов этому музею на Земле не существует
15 -16 слайды
Музей-заповедник «Кижи» в 1990 году был включен в список Всемирного наследия ЮHЕСКО. Совершим небольшое путешествие по памятникам деревянного зодчества
17 слайд. Колокольня-звонница Кулика Драковенова
Колокольни начинают появляться на Руси предположительно в XV веке. Однако и тогда колокола были необычайно дороги и ими могли обзавестись лишь самые богатые монастыри и центральные храмы. Везде же прихожан призывали в храм ударами в "било". Самый древний тип колокольни - звонница - возник в Северо-Западной Руси, на землях Новгорода и Пскова. Сначала это невысокая стенка над крыльцом храма с одним-двумя просветами для набольших колоколов. И только позже стали строить звонницу отдельно от церкви с тремя-пятью пролетами для колоколов.
18 слайд. Георгиевская церковь XVII в
К концу XVII века население городов на Руси едва ли составляло 3%. Тогда четко различали три типа не городских поселений - деревню, село и погост. Отличительным признаком деревни было отсутствие в ней церкви. Впрочем, часовни в деревнях были практически повсеместно.
Селом стали называли большое поселение, состоящее иногда из нескольких деревень, и обязательно имеющее церковь. При благоприятных условиях деревни росли, развивались, строили свои церкви и превращались в села.
19 -20 слайд Церковь Покрова Богородицы 1694-1764 гг.
21 слайд Колокольня Кижского погоста
22 -23 слайды Церковь Преображения Господня
Тысячи, а может быть и миллионы туристов со всех концов света устремляются по водным просторам Онежского озера, для того, чтобы узреть одно из чудес света - Преображенскую церковь, построенную без единого гвоздя.
Сложена в народе легенда о строителе этой церкви: "Закончив свой труд, он бросил топор в Онежское озеро со словами: "Церковь эту построил мастер Нестер. Не было, нет и не будет такой".
Очень трудно поверить, что топор, который бросил Нестер в воды Онеги, был единственным инструментом древних мастеров. Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. Все эти луковицы, сердцеобразные бочки, восьмерики, богатая резьба, чешуйки лемеха, которым покрыты бочки и главки, ажурные причелины – всё сделано топором да долотом.
24-25 слайды Кижский погост
Церковь Преображения Господня, Колокольня, Церковь Покрова Богородицы образуют неповторимый по своей красоте архитектурный ансамбль музея – Кижский погост.
Ансамбль этот создавался 160 лет. Поиски единства и красоты были мучительны. В 1714 году поставили Преображенскую церковь. Лет через пятьдесят срубили клетскую Покровскую. Однако рядом с чудом деревянной архитектуры - Преображенской церковью - небольшая клеть Покровской выглядела убого и ее вскоре заменили шатровой. Но и шатер не удовлетворил зодчих. В 1764 году они создают на Покровской церкви девятиглавие. И лишь через 110 лет ансамбль завершила новая колокольня, поставленная на месте прежней, обветшавшей.