Пожалуйста, постарайтесь отвлечься на минуту от того, кем вы хотите, чтобы ваши дети стали. Ваши, небось, родители, поголовно хотели видеть вас юристами и брокерами. А поколение бабушек и дедушек, в свою очередь, ориентировало наших родителей на инженерию, народное образование и потребительскую кооперацию. Но ведь все мы знаем, что ничего нельзя добиться в том, к чему не лежит душа.
Поэтому, давайте «огласим весь список»: от ветеринара до астронавта, от океанографа до нейрохирурга. Если дети у вас большие, то вполне можно рекомендовать им , написанные для взрослых читателей. А здесь я попыталась собрать что-то чуть более художественное и чуть более детско-подростковое.
О всех созданиях — больших и малых
Джеймс Хэрриот, издательство «Захаров»
Джеймс Хэрриот был действительно ветеринаром в Йоркшире и ездил по фермам местных крестьян лечить овец, коров, лошадей, а также собак и кошек. В его практике было множество забавных, трогательных и драматических случаев, которых хватило на целый десяток книг. Хэрриот – удивительно талантливый рассказчик, человек, искренне любящий животных и бесконечно преданный своей миссии: лечить и спасать. Я прочла все книги этой серии, думаю, «Собачьи истории» и «Кошачьи истории» (это довольно короткие рассказы) можно предлагать младшим школьникам, а вот книги Хэрриота потолще – ребятам среднего школьного возраста. Даже если они не захотят стать ветеринарами, эти книги помогут им научиться сопереживать и дадут представление о повадках и здоровье животных, о трудностях и радостях профессии ветеринара. И да, это снова та книга, которую вы сами с удовольствием прочтете: прекрасный слог, английский юмор – что еще нужно от хорошего чтива?
Моя жизнь среди шимпанзе
Джейн Гудолл, «Крипто-логос»
А это для тех, кто интересуется поведением диких животных и охраной редких видов, то есть ориентируется на профессии этолога или эколога. Данная книга — одна из немногих переведенных книг для детей, написанных замечательным приматологом , изучавшей долгие годы жизнь шимпанзе в Танзании. А началось все с того, что папа подарил ей плюшевую обезьянку! Другой культовой книгой, на этот раз об исчезающем виде горных горилл из Руанды, является «Гориллы в тумане» знаменитой Дайан Фосси, которая двадцать лет жила одна в джунглях, изучая горилл и добилась того, что бы они приняли ее в стаю. Она пыталась защитить этих умных и редких животных от браконьеров и была убита при таинственных обстоятельствах на своей исследовательской станции в джунглях. По ее биографии снят
Історії про життя, смерть і нейрохірургію
Генри Марш, «Видавництво Старого Лева»
Книга Генри Марша, безусловно, подойдет уже взрослым детям, ведь это предельно честный рассказ врача о том, с чем современным медикам приходится сталкиваться в ежедневной практике: а это и несовершенство системы здравоохранения, и некомпетентность коллег, и собственное бессилие перед смертью. Ирония, честность, увлеченность своей профессией – книга Марша нравится всем, кто ее читал.
Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите
Кристофер Хэдфилд, «Альпина Паблишер»
Если ваши дети уже прочли все, что можно из детской (и взрослой) фантастики о космических приключениях, и уже готовятся в ванной к тренировкам в условиях отсутствия гравитации, смело предлагайте им книгу, написанную настоящим астронавтом Крисом Хэдфилдом. Он провел в космосе почти 4000 часов и считается одним из самых опытных и популярных астронавтов в мире. Его знания о космических полетах и умение рассказать о них интересно и увлекательно не имеют равных. Однако эта книга - еще и история человека, который не только мечтал о космосе с девяти лет, но и смог реализовать свою мечту, хотя, казалось бы, шансов на это не было никаких. Это настоящий учебник жизни для тех, у кого есть мечта и стремление ее реализовать.
Земля Георгія
Антон Санченко, «Видавництво Старого Лева»
Многие мальчики и даже некоторые девочки хотели бы стать моряками. Сам Антон Санченко учился в мореходном училище и не по наслышке знает о море и о характере мореплавателей. Книга «Земля Георгія» основана на опыте бывалого морехода, которого испытания подстерегают и на воде, и на суше. Шесть повестей о людях с истинно украинским характером: решительным, предприимчивым, выносливым и ироничным. А когда эти люди влюбляются… Для них нет преград.
Разноцветное безмолвие
Николай Надеждин, «Майор»
Если моряком не получается, а море все равно нравится, то нужно читать Кусто. Жак Ив Кусто написал много книг, в которых выступил популяризатором океанологии, биологии морских глубин. В принципе, для расширения кругозора, привития или углубления интереса к этой сфере науки, подойдет любая из его книг. А вот «Разноцветное безмолвие» — беллетризованная биография самого ученого, который был еще и великим изобретателем, на счету которого изобретение подводной кинокамеры, акваланга, скутера для ныряльщиков, а также премии «Оскар», «Золотая пальмовая ветвь» (ведь он еще и был кинорежиссером) и Орден Почетного легиона. Читается его биография как настоящий приключенческий роман.
История одной девочки
Магдалина Сизова, «Детгиз»
Есть хорошая книга о великой Плисецкой — «Я, Майя Плисецкая» и она подойдет тем, кто постарше, а вот девочкам 8-11 лет, которые мечтают стать балеринами, хорошо бы достать старую книжку о Галине Улановой. Которая тоже когда-то была маленькой и училась в балетной школе. Книга написана по воспоминаниям самой Галины Сергеевны Улановой, великой танцовщицы, и рассказывает о том, что любое мастерство – это мечта и большой труд. На самом деле, очень хорошая книга, жаль только, что найти ее можно только в библиотеке. Или в интернете.
Вам — взлет!
Анатолий Маркуша, «Детгиз»
Для детей помладше, мечтающих о небе, великолепно подойдет Мартина Содомки (ВСЛ), а для тех, кто уже хочет ознакомиться поподробнее с профессией летчика (некоторые живут у меня дома), я пока ничего новее, чем «Вам — взлет!» не нашла. Сам Маркуша был летчиком. Предисловие говорит так: «Автор обращается к будущим авиаторам, он стремится передать им вместе со знаниями и свою любовь к небу, которому отдал большую часть сознательной жизни. Эта книга не сделает читателя летчиком, но она поможет ему понять, узнать и, главное, полюбить трудную и тонкую профессию — профессию пилота, победителя времени и пространства.»
В поисках скифских сокровищ
Иосиф Брашинский, «Наука»
«Как это интересно отнимать у земли давно ушедшие забытые тайны!» — говорила одна восторженная девушка мнимым «археологам» в одной старой комедии. Но это действительно очень интересно! Книга Брашинского — одна из самых увлекательных научно-популярных книг, посвященных исследованиям скифских древностей. Автор рассказывает об истории поисков скифских сокровищ, о замечательных шедеврах искусства, открытых в «царских» курганах скифов, и, конечно, обо всем, что касается профессии археолога.
Суд последней надежды
Эрл Стенли Гарднер, «Renaissance»
Если вашему ребенку нравится юриспруденция, то пусть он узнает о тонкостях работы не из репортажей о коррупции. Автор этой книги Эрл Гарднер сам долгое время был практикующим адвокатом, а потом стал писать детективы, главным героем которых стал суперпопулярный до сих пор персонаж: принципиальный и несгибаемый адвокат Пэрри Мейсон. Гарднер и сам был благородным человеком, искренне преданным своему делу, целеустремленным, думающим, гуманным. «Суд последней надежды» — это правозащитная организация, созданная по инициативе Гарднера в 1946 году. Он привлек в ее ряды специалистов разного профиля, авторитетных и независимых, для того, чтобы помогать ошибочно осужденным людям, отбывающим пожизненный срок или ожидающим смертной казни. Это документальное, но очень увлекательное произведение о Суде. Представленные истории в основном заканчивались благополучно, но обозначены и примеры неудачных попыток помочь заключенным. Гарднер и его коллеги действовали очень увлеченно, действительно много работали и делали все это ради справедливости.
Автопортрет репортера
Ришард Капусцинский, «Темпора»
Если вашему подросшему чаду хочется заняться журналистикой, то пусть читает о лучших представителях этой профессии. Начнем с того, что Капусцинский — самый переводимый польский автор после Станислава Лема и обладатель самых разнообразных журналистских и литературных премий. В данной книге он честно рассказывает о работе репортера, журналистской этике, глобализации и тенденциях в мировой журналистике.
Выходит продюсер
Александр Роднянский, «Манн, Иванов, Фербер»
У издательства «Манн, Иванов, Фербер» целая серия хороших книг о выборе профессии, хотя и ориентированных на взрослую аудиторию. В этой книге перед нами предстает Роднянский, продюсер фильмов «Питер FM», «9 рота», «Елена», «Облачный атлас», сериалов «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», «Достоевский» и десятков других. Главная ее большая идея — продюсер влияет на сознание миллионов. Много личного опыта и полезных наблюдений - как собрать проект из кусочков, как управлять творческими людьми, как работать со скоростью и качеством Голливуда.
Дети растут быстро, и с каждым днем задают все больше и больше вопросов. И так хочется рассказать им все как можно интереснее и красочнее! В этот раз мы попробуем рассказать детям о профессиях. Их очень много, все они интересные, но мы попробуем объяснить детям, что такое профессия и расскажем об основных профессиях.
Итак, рассказываем детям о профессиях при помощи сказки!
Сказка о пропавших профессиях
Жили были две маленькие девочки – Катя и Лера. Они были сестрами и были очень любопытными. Каждый день они задавали своим маме и папе очень много вопросов, так, что те просто не успевали на них отвечать:
— А зачем?
— А почему?
И поэтому мама с папой называли их почемучками. И вот однажды маленькие девочки гуляли во дворе и весело играли. Катя достала из кармана конфету, которую захватила с собой из дома, развернула ее, быстро сунула в рот и бросила фантик на землю. Лера, видя, как весело подхватил ветер бумажку и понес ее на дорогу, сделала со своим фантиком то же самое. Девочки весело засмеялись и хотели продолжить свою игру в догонялки, но тут увидели, как какой-то старичок в измазанном фартуке и с метлой в руках поднял брошенные ими фантики и печально покачал головой:
— Разве можно так поступать? – спросил он. Кто же из вас вырастет?
— Я буду принцессой! – сказала Катя
— И я буду принцессой! – подтвердила Лера.
— Каждая девочка мечтает стать принцессой… — ответил старичок. Но какая польза от принцесс? Вы бы лучше подумали, какую профессию вы себе выберете, когда вырастете.
— Профессию? – спросила Катя – а что это такое? Она вкусная? Большая? А почему она так называется?
— Вы не знаете что такое профессия? – удивился старичок. Но вы же уже такие большие! Каждый человек в этом мире приносит пользу другим, делая свою работу. Доктора лечат заболевших людей, водители водят автобусы, парикмахеры делают людям красивые прически и стригут волосы…
Но старичок не успел договорить – девочки хором перебили его:
— Фиии… это же скучно! Мы будем веселиться и играть, и всем все приказывать!
Старичок снова печально покачал головой и стукнул своей метлой по земле три раза, а потом произнес волшебные слова:
Закрутись весь мир на месте,
Взвейтесь ветры надо мной,
Пусть профессии как звери
Убегут все до одной!
И в этот миг все вокруг стало кружиться вокруг девочек – летали дома, деревья, и даже качели с детской площадки. Катя и Лера от страха закрыли глаза ладошками и прижались друг к другу. Когда все стихло, они открыли глаза и увидели, что все стоит на своих местах, но что-то было не так.
На улице было много мусора, стоял ужасный запах…
— Фууу… — сказала Лера. – Почему тут никто не убирает?!
— Да, — ответила Катя – принцессам тут точно не место!
И девочки решили пойти домой – играть им уже не хотелось. Но дома их ждал неприятный сюрприз – дом был каким-то не таким – он был весь потрескавшийся, некрасивый, словно его давно никто не ремонтировал.
— Мам, а можно нам чего-нибудь вкусненького? – спросила Лера.
— Увы, сказала мама. Вы же знаете, что у нас в городе пропали все профессии. Больше никто не печет сладкие булочки, потому что пекарь совсем разучился печь. И на шоколадной фабрике больше никто не работает – все кондитеры забыли, как они делали шоколадки и конфеты. Да и в магазине больше ничего не купить – там нет больше продавцов, и его закрыли. Люди разучились делать полезные дела, они забыли свои профессии.
— Но неужели мы теперь не сможем ничего купить? – удивилась Катя.
— Не сможем… — грустно вздохнула мама. Ведь чтобы магазин снова заработал, нужен продавец – человек, который будет продавать то, что есть в магазине, брать у покупателей денежку и давать им то, что они хотят, выкладывать товары на прилавок. Да и продавать больше нечего. Раньше у нас был пекарь – он пек вкуснейшие пирожки и булочки, разный хлеб.
— И ходил в белом колпаке и фартуке! – закончила за нее Катя.
— Да, — ответила мама. – но больше он не умеет этого делать – его профессия куда-то пропала. И водитель, который управлял машиной и привозил в магазин продукты, разучился водить машину. Он ничего не может привезти.
Катя и Лера расстроились и пошли гулять – ведь дома было скучно. Город стал совсем другим. Никто не подметал дорожки, на клумбах не росли цветы, на детской площадке были сломанные качели и никто их не чинил.
К больным больше не приезжали доктора. Ведь доктор – это тоже профессия. Именно доктор лечит все болезни – и больное горло, и насморк, и если кто-то поранился. Доктора всегда спешили на помощь к заболевшим, а когда помощь нужна была очень срочно – приезжали на специальной машине, которая так и называлась – «скорая помощь». Девочки все это знали, и помнили, что на той машине еще всегда был нарисован красный крест. Но только сейчас они поняли, что доктор – это нужная и полезная профессия, без которой очень плохо.
По городу больше не ездили автобусы – всем людям приходилось ходить пешком, как бы далеко ни нужно было добираться. Ведь пропала и профессия водителя. Да, это те самые водители, которые каждый день управляют автобусами и возят много людей по городу.
Но самое страшное было то, что пропали и воспитатели в детском садике, и учителя – больше некому было учить детей полезным вещам и грамоте. Ведь учитель – это тоже профессия. Учителя учат детей считать, читать, писать, рассказывают им о том, как устроен наш мир, каким он был раньше, и многое другое. А воспитатели учат самых маленьких простым, но очень нужным вещам – лепить, рисовать, учить стишки, танцевать, и даже просто правильно вести себя и за столом, и на прогулке.
Катя и Лера посмотрели друг на друга и поняли, что они сделали большую глупость и обидели того старичка. Ведь профессии действительно важны и нужны, и каждую профессию нужно уважать.
— А что за профессия – принцесса? – спросила Лера Катю.
— Не знаю… — ответила Катя. – наверное это бесполезная профессия. И зря мы ее выбрали…
— Но как теперь вернуть все обратно? Ведь это из-за нас все люди разучились делать свою работу! – спросила Лера.
— Может, нам просто нужно исправить нашу ошибку? Помнишь, папа с мамой всегда говорили – если ты сделала что-то не так – надо просто попросить прощения и исправить свою ошибку? – ответила Катя
— Да, точно! – согласилась Лера. Бежим скорее! Нам нужно найти того старичка!
Девочки побежали обратно во двор, но старичка там не было. Только горы мусора – ведь мало кто бережет труд дворника, и многие просто бросают мусор на землю.
Катя и Лера увидели, как среди всего этого мусора лежат и их бумажки от конфет. Лера подняла свою бумажку, выбросила ее в мусорное ведро, и сказала:
— А вот я, когда вырасту, стану поваром!
— Почему именно поваром? – спросила Катя, выбрасывая в мусорное ведро и свою бумажку.
— Потому что я хочу готовить вкусненькое для всех!
— Это здорово! – сказала Катя. – А я буду художницей и буду рисовать самые красивые картины, чтобы у каждого в доме было красиво!
И тут случилось чудо. Все вокруг снова закружилось и завертелось, и через минуту все вернулось обратно, как будто ничего и не было.
И девочки взялись за руки, чтобы пойти домой помочь маме готовить и убираться дома. Они больше не хотели быть принцессами, они поняли, что существует много интересных и полезных профессий, и каждый ребенок и взрослый может выбрать себе ту, которая ему понравится больше всего. Но самое важное то, что каждая профессия приносит другим людям пользу!
Вот так, сказкой, можно рассказать детям о профессиях интересно и непринужденно. И, согласитесь, здесь есть над чем поразмыслить и побеседовать с ребенком, начиная с элементарного вопроса для ребенка: «А какие профессии знаешь ты?»
И в довершение темы «детям о профессиях» хочу добавить несколько стихотворений (в этот раз автор уже не я:)), которые помогут вам более полно раскрыть детям эту интересную тему:
Продавец
Строитель
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тип проекта: информационно – творческий
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (15 дней).
Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители, старший воспитатель, психолог, повара, инженер по технике безопасности, медицинская сестра, врач.
Актуальность. Опрос детей в группе показал, что ребята проявляют интерес к профессиям взрослых, но при этом многие из них не знают, кем и где работают их родители, сотрудники детского сада, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, у некоторых детей не сформировано уважение к труду взрослых. Родители, и мы воспитатели, редко или совсем не рассказываем детям об их работе. А ведь склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. Исходя из этого, я решила предложить детям идею данного проекта.
Ожидаемый результат.
Предполагаю, что ознакомление с профессиями родителей и сотрудников детского сада позволит: - расширить и углубить знания детей о существовании различных профессий, о значимости, ценности каждого труда. - активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта. - совершенствовать монологическую форму речи, тем самым повысить речевую активность детей. - продолжить формировать у детей способность активного слушателя - возникновению желанию больше помогать родителям дома в выполнении посильных трудовых обязанностей дома и в детском саду. - укрепить дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовать желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации. - поможет в будущем обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость и приносящее пользу людям.
Цель проекта: развитие интереса и уважения к людям разных профессий
Задачи:
Развивающие:
1. Поддерживать и развивать умение внимательно знакомиться с профессиями родителей и сотрудников детского сада.
2. Способствовать умению детей составлять рассказ о профессии своих родителей (презентовать, профессиях сотрудников детского сада.
3. Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и желание узнавать о профессиях своих родителей и сотрудников детского сада
Подготовительный этап:
Формулировка цели и задач;
Разработка плана мероприятий;
Подбор методической литературы по теме проекта;
Опрос детей на тему «Что Вы знаете о профессии Ваших родителей, сотрудников детского сада?»
Основной этап:
Задачи:
Обучающие:
1. Расширить представления детей о многообразии профессий.
2. Упражнять детей в составлении небольших рассказов о профессиях своих родителей и сотрудников детского сада.
3. Пополнять и обогащать активный словарь детей.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей, желание познавать новое о разных профессиях.
2. Развивать лексико-грамматические представления, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения по теме проекта.
3. Развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию активного слушателя: умению слушать рассказы своих товарищей о профессиях своих родителей и сотрудников детского сада.
2. Воспитывать уважительное отношение к людям труда.
Работа с родителями:
Познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами (в форме объявления);
Предложить родителям принять активное участие в реализации данного проекта.
Взаимодействие с детьми:
НОД по Развитию речи:
1.Беседы - рассуждения: «Какие бывают профессии?», «Что будет, если люди не будут работать?», «Все профессии важны, все профессии нужны!»
2.Чтение книг о разных профессиях и рассматривание иллюстраций в художественных книгах о людях разных профессий.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459598361.jpg)
Художественная литература о профессиях:
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459598457.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459598476.jpg)
«Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях, «А что у вас?» С. Михалков, «Кем быть?» В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер, «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков, «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Доктор Айболит» К. Чуковский, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов, Я. Аким "Неумеха", С. Баруздин «Мамина работа», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,С. Маршак, «Стихи детям», «Землянка» Митяев, Н. Костарев, «Профессии», Ю. Крутогоров, «Загадки и пословицы», Б. Заходер, энциклопедия для детей «Хочешь знать, почему?».
3. Выступление детей с рассказами о профессиях своих родителей (презентации)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459598559.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459598580.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459598596.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459598609.jpg)
Составление рассказов о разных профессиях по картинкам.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459598662.jpg)
4. Экскурсии:
По детскому саду (знакомство с профессиями врача, медсестры, старшего воспитателя, психолога, повара, инженера по техники безопасности).
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459598702.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459598714.jpg)
Знакомство с профессией "Старший воспитатель"
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459598729.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459598743.jpg)
Знакомство с профессией "Психолог"
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459598762.jpg)
Рассказ повара о своей работе.
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459598899.jpg)
Беседа с инженером по безопасности труда в детском саду .
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459598940.jpg)
Наблюдение за работой экскаваторщика.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459599000.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459599012.jpg)
Экскурсия в любимую библиотеку.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459599088.jpg)
5. Организация выставки любимых книг в книжном уголке.
НОД по Изобразительной деятельности:
1. Рисование «Моя будущая профессия» или «Кем я буду, когда вырасту».
2.Конструирование их пакетов из под сока «Дома нашего города» (профессия архитекторов, конструкторов, строителей, дизайнеров) .
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459599189.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459599203.jpg)
3. Аппликация «Дома нашего города», «Вазы» (профессия художники-дизайнеры)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459599241.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459599252.jpg)
4. Использование раскрасок по теме проекта.
5. Пальчиковая игра “Художники”.
6. Подвижные игры: «Если нравится тебе, то делай так»; «Море волнуется» (со словами «Задуманную профессию – покажи»).
7. Сюжетно-ролевые игры, игры с конструкторами и строителем: «Строительство дороги», «Пожарные», «Магазин игрушек», «Библиотека», «Поликлиника» и другие.
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459599312.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459599339.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459599358.jpg)
8. Опрос детей на тему «Когда я вырасту, то стану работать…»
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459599403.jpg)
9. Дидактические игры: «Кто чем занят», «Знаю все профессии», «Кому, что нужно для труда?», «Посмотри и назови профессию», «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом», «Угадай профессии по описанию».
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459599454.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459599471.jpg)
10. Использование в работе поговорок и пословиц:
Землю солнце красит, а человека – труд.
Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Птицу узнают в полете, а человека в работе.
Мала пчелка, да и та работает.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Труд человека кормит, а лень портит.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
Была бы охота – заладиться всякая работа.
Кто не работает, тот и не ест.
Как потопаешь, так и полопаешь.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Делу - время, потехе - час.
Работа с родителями:
1. Рассказы родителей о своих профессиях и их значимости
2. Индивидуальные консультации с родителями в ходе проекта
3. Предоставление родителям списка книг о профессиях, рекомендуемых для прочтения с детьми
4. Помощь родителей в подборе атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Заключительный этап:
1. Создание коллективной стенгазеты «Не так уж важно, кем нам быть, достаточно свой труд любить».
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459599599.jpg)
2. Создание альбома «Рассказы детей «Профессии наших родителей» (совместно с родителями)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-242509-1459599906.jpg)
Достигнутый результат:
1. Дети группы расширили и углубили знания о существовании разных профессий, о значимости, ценности каждого труда.
2. Проект способствовал возникновению интереса к профессиям своих родителей и профессиям сотрудников детского сада, дети стали активнее участвовать в обсуждениях, диспутах о том, какая профессия интереснее.
3. Большинство детей (19 человек из 28) научились составлять небольшие рассказы о профессии своих родителей, уверенно презентовать их перед своими товарищами.
4. Ежедневные обсуждения и рассматривание альбома с фото и рассказами детей о профессиях родителей, обогатило их словарь детей, способствовало повышению их речевой активности детей.
5. Проект способствовал воспитанию у детей уважительного отношения к людям труда, желанию помогать дома родителям, воспитателям и няне (помощнику воспитателя) в детском саду.
6. Родители рассказали детям о своей профессии, помогли детям составить и записать составленный ими рассказ, оформили страничку с фотографией с места работы.
7. Проект укрепил дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовал желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.
Уверена, что данный проект заставил детей взглянуть на работу своих родителей другими глазами, более уважительно относиться к их труду. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех, поэтому я очень надеюсь, что в будущем мои выпускники выберут себе любимую профессию, доставляющее радость и приносящее пользу людям.
Взрослые часто спрашивают детей, кем же они хотят стать, когда вырастут. Обычно малыши называют одну из знакомых им профессий, которая кажется наиболее привлекательной. На выбор нередко оказывают влияние внешние атрибуты. Многие дети мечтают стать продавцами в кондитерском магазине. В силу недостатка знаний дошкольники не понимают, что продавец не может беспрепятственно есть сладости только потому, что он их продаёт.
В дошкольном возрасте рано проводить профориентацию, поскольку ещё далеко не все склонности и способности ребенка раскрыты. Однако необходимо знакомить с разнообразием профессий, их особенностями и пользой, которую они несут остальным людям.
Формирование уважительного отношения к любому труду - важная составляющая этического воспитания в дошкольном возрасте. Нужно поощрять игры, в которых присутствуют персонажи определённых профессий. При этом можно дополнять эти образы игрушечными атрибутами. Дети учатся правильно манипулировать ими.
В крупных городах становятся популярны интерактивные детские городки, в которых малыш может попробовать себя в разных профессиях и даже заработать местные деньги.
Детям будет полезно немного узнать об «изнаночной» стороне профессии. Они поймут, что тот же продавец несёт ответственность за свой товар и, конечно же, не может беcплатно взять его себе. Дошкольники узнают о многообразии профессий. Профессия стоит за каждым явлением, событием и предметом в обыденной жизни.
Каждый предмет - это результат труда какого-то человека. Именно поэтому нужно бережно относиться к вещам, не мусорить на улице, не портить имущество и т. д.
Произведения про учителей
А. Платонов. «Ещё мама»
Рассказ о мальчике, впервые попавшем в школу. В произведении описана сельская школа, в которой в одном классе обучаются дети разного возраста.
Можно провести беседу о ценности образования, ведь раньше детям приходилось проделывать достаточно длинный путь, чтобы попасть в школу.
Основной персонаж рассказа - учительница. Она с теплом отнеслась к новому ученику. Это пример доброго и мудрого педагога. Она нашла путь к сердцу маленького напуганного мальчика.
А. Барто. «Мы вчера играли в стадо»
Стхотворение о профессии, более близкой дошкольникам, - воспитательнице. Сюжет прост - дети затеяли игру в стадо, бегали и кричали. Воспитательница быстро нашла выход из ситуации, включившись в игру и став «пастухом». Она отвела своих «коров» домой.
Для воспитателей детских садов очень важен подход к детям и умение быстро находить творческие решения.
В. Раскин. «Как папа ходил в школу»
Произведение в основном посвящено мальчику, который впоследствии стал папой автора. Однако в весёлых историях о проказах маленького папы присутствует фигура учителя и описание школьного быта.
Рассказы подойдут для старших дошкольников и младших школьников.
Произведения о врачах
Доктор - очень важная профессия. Дети знакомятся с ней одной из первых, ведь именно доктор сопровождает их практически с рождения. Малышей привлекают пузырьки с лекарствами, стетоскоп и белый халат. Игра в доктора - одна из самых любимых у детей дошкольного возраста.
Некоторые дошкольники боятся докторов. Чтение произведений об этой благородной профессии поможет детям справиться со своими страхами.
К. Чуковский. «Айболит»
Самый известный и любимый доктор всех поколений. Он лечит зверей. Но под ними подразумеваются дети. Айболит отзывчив, всегда готов прийти на помощь, а звери очень благодарны ему за труд.
Д. Хэрриот. «Из воспоминаний сельского ветеринара»
Ветеринар - это доктор, который лечит животных. Книга английского писателя Д. Хэрриота повествует о начале карьеры сельского ветеринара. Дети узнают интересные подробности о животных, а также знакомятся с трудом ветеринара.
Книга написана доступным языком и будет интересна детям с 6 лет.
Л. Разумова. «На уколы, на уколы!»
Стихотворение от лица детского доктора. Описывается работа доктора им самим. Вкратце затрагиваются обязанности. Фигура врача не вызывает страха, напротив, она представляется доброжелательной и приветливой. Стихотворение рекомендуется для снятия тревоги перед посещением поликлиники у некоторых детей.
Позитивный настрой помогает справиться со страхом перед врачебным кабинетом.
Стихи о других профессиях
В. Маяковский. «Кем быть?»
Стихотворение для детей о сложном выборе профессии. Главный герой перебирает в уме разные профессии, решая, кем же ему стать. Затрагиваются также рабочие специальности. В каждой профессии есть свои преимущества. Хороши как профессии доктора, летчика, так и простого рабочего или же кондуктора.
О. Повещенко. «Пришла беда нечаянно…»
Стихи о благородной и опасной профессии пожарного. Автор подчеркивает, какими качествами должен обладать пожарный. Эта профессия требует смелости, мужества и отличной физической подготовки.
Н. Иванова. «Мы, ребята, любим море»
Стихотворение о профессии моряка. Моряк - достаточно тяжелая профессия, ведь приходится много времени проводить в море на корабле. Однако она не теряет своей привлекательности из-за возможности проявить свои лучшие человеческие качества и повидать мир.
Е. Семилетова. «Мы построили ракету…»
Стих об игре в космонавтов для детей. Ребята построили «настоящую» ракету из песка и уже собирались лететь в космос, как полил дождь. Малыши мечтают стать космонавтами. Их путь начинается с песочницы.
В. Талызин. «Чистотой встречает дворник…»
Из стихов можно узнать о нелёгкой профессии дворника. Несмотря на то, что в настоящее время эта профессия является «невостребованной» среди детей и подростков, она необычайно важна.
Стихотворение учит детей с уважением относиться к труду дворника. Благодаря людям этой профессии на улицах чисто и уютно.
О. Повещенко. «Расскажу я вам, ребята…»
Стихи о профессии фермера. Это человек, который выращивает фрукты, овощи. Фермер - нужная и интересная профессия, которая дарит детям и взрослым много полезных продуктов.
О. Емельянова. «Для строителя привычно…»
Стихотворение о буднях строителей. Вкратце описываются их профессиональные обязанности.
Строитель - очень актуальная профессия в современном мире. Они строят всё новые и новые дома, чтобы люди могли в них жить.
Стоит отметить, что в программе детского сада затрагиваются в основном профессии государственных бюджетников и рабочие специальности.
Мир не стоит на месте, и за последние 15 лет появилось много новых профессий, которые не затрагиваются в государственных программах.
Это программисты, веб-дизайнеры, мультипликаторы, маркетологи, косметологи и многие другие. Результаты их работы давно вошли в обыденную жизнь. Детям также стоит рассказывать о них. Компьютерные технологии стремительно развиваются, и, вероятно, связанные с ними специальности останутся по-прежнему востребованными в будущем.
Чтение произведений о профессиях в дошкольном возрасте значительно расширит кругозор дошкольников. Знания о многообразии профессий позволят в дальнейшем определиться с желаемой сферой деятельности.
Справочно:
Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.
Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).
Поддержите проект - пожертвуйте 49р. через безопасный денежный перевод от «Яндекса»:
- «Вконтакте»:
Разное:
Боксерман Ю., Юльева Т. "Одиссея голубого огня" - "Газпром - достояние России": о газовиках и газовой промышленности, о том, как образовались нефтяные и газовые месторождения, где и как добывают природный газ, каким образом передают его на большие расстояния (Ср-Ст).
Стороженко В. "Семь раз отмерь…." - в популярной форме об экономике и экономистах, правда, в условиях планового хозяйства.(Ср-Ст)
Сухорукова А. "Часовых дел мастера" - о труде часовых мастеров на фоне истории часов и Петродворцового часового завода. (Ср)
Цветов А. "Юный редактор стенной газеты" - кое-что об азах журналистики: макет, заголовки, передовицы, как вести работу с корреспондентами. (Ср)
Членов А.
Шим Э. "Деревянная книга" - рассказы, занимательных историй и даже сказки о профессии столяра, о деревьях, о том, какие разнообразные вещи можно из них сделать. Много полезных практических советов. (Ср)
Шнитников В. "Как я стал натуралистом" - известный ученый-зоолог просто и занимательно рассказывает, как в нем сложился натуралист-ученый, как у него, начиная с детского возраста, зарождались и развивались интересы к природе и к научным исследованиям. (Мл)