Научно-технический прогресс, развитие производств и технологий, а также изменяющийся рынок труда требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника. Квалификационные справочники, в свою очередь, постепенно устаревают: либо в них вообще нет новых профессий, либо их описание не соответствует действительности. Именно этим и обусловлена потребность изменения действующей системы квалификаций, а точнее, замена Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) системой профессиональных стандартов. В этой статье мы постараемся ответить на наиболее актуальные вопросы по применению профессиональных стандартов.
Что такое профессиональный стандарт?
Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В свою очередь, профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Отметим, что ранее в законодательстве отсутствовало понятие профессионального стандарта, и это затрудняло разработку и реализацию профессиональных стандартов на практике.
Для работодателей профессиональный стандарт будет являться основой для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации.
Положения соответствующих профессиональных стандартов должны учитываться при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Таким образом должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.
Из истории профессиональных стандартов в России
Появление профессиональных стандартов - это не новинка, придуманная именно в России, как многие пишут, а сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт на сегодняшний день по профессиональным стандартам - у Великобритании.
Впервые тема профстандартов в России возникла в 1997 г., когда этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222. Федеральные министерства и ведомства тогда включили в свои программы разработку профстандартов. Следующие десять лет задача меняла формулировки и раз за разом ставилась руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято, пока в 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) не появилось Национальное агентство развития квалификаций. Именно это агентство в 2007 г. разработало первый макет профстандарта. В 2007-2008 гг. появились первые профессиональные стандарты.
В 2010 г. по итогам заседания Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России был создан перечень поручений Президента РФ. В нем были установлены сроки подготовки современного справочника и разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях. На выполнение обеих задач было отведено около двух лет.
В 2011 г. Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ), приступившее к разработке дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций». После этого был утвержден План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы. Экспертами Министерства труда был подготовлен и утвержден очередной макет профстандарта и разработаны нормативные документы, методические рекомендации и т.д. Первые стандарты были приняты лишь 30.10.2013. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ было дано задание разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. «По состоянию на 30 декабря 2014 года приказами Минтруда утверждено 403 профессиональных стандарта», - говорится в сообщении, размещенном 24 января 2015 г. на сайте Правительства РФ.
Где искать информацию о профессиональных стандартах?
Внедрение профессиональных стандартов в организации может осуществляться в соответствии с положениями федеральных нормативно-правовых актов. Каких именно и каким может быть алгоритм данного внедрения?
Внедрение профстандартов с 2016 года на госпредприятиях: нюансы
Внедрение профстандартов в организациях , относящихся к государственному и муниципальному секторам — обязательная процедура. В соответствии с положениями ст. 195.3 ТК РФ профстандарты обязательны к применению организацией в том случае, если это прямо предписано тем или иным федеральным правовым актом. Как раз госпредприятия — в числе тех хозяйствующих субъектов, для которых подобное обязательство установлено (п. 1 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).
Внедрение профстандартов на госпредприятиях, а также в государственных и муниципальных учреждениях должно осуществляться в соответствии с планами внедрения профстандартов. Необходимость и примерный порядок формирования планов на указанных предприятиях прописаны в постановлении № 584. Реализовать мероприятия по плану государственным и муниципальным организациям нужно до 01.01.2020 (п. 2 постановления № 584).
Внедрение профстандартов на предприятиях в частном секторе: нюансы
В свою очередь, профстандарты в частном секторе обязательны только в случае, если это, как мы отметили выше, предписано федеральными НПА. Вместе с тем соответствующие стандарты работодатели обязаны в любом случае задействовать при определении требований к уровню квалификации работников с учетом особенностей организации производства (ст. 195.3 ТК РФ).
Если говорить о предписаниях федеральных НПА касательно обязательного применения профстандартов в частных фирмах — пока что на соответствующем уровне действует 2 подобные общеотраслевые нормы:
- работодатели, имеющие рабочие места с льготами или ограничениями по условиям труда, должны определять наименования соответствующих им должностей, а также устанавливать требования к квалификации сотрудников на основе профстандартов (ст. 57, ст. 195.3 ТК РФ);
- в случае если в профстандартах прописаны требования по охране труда, работодатель обязан выполнить соответствующее обучение сотрудников, т. е. на практике — выполнить требования профстандартов (ст. 212 ТК РФ).
Порядок внедрения профстандартов частные фирмы разрабатывают самостоятельно. Однако ничто не мешает их менеджменту реализовать данный порядок на основе алгоритмов, предложенных законодателем для государственных и муниципальных структур — они вполне применимы на хозяйствующих субъектах с любым правовым статусом.
Рассмотрим, какие конкретно мероприятия могут формировать соответствующий порядок.
Что представляют собой мероприятия по внедрению профессиональных стандартов
Условимся следовать при определении перечня соответствующих мероприятий схемам, которые предполагается выработать госпредприятиям при проведении работы, направленной на исполнение норм постановления № 584. Данные схемы вполне применимы и частными хозяйствующими субъектами.
Главными мероприятиями при внедрении профстандартов на госпредприятии должны быть, а в частной фирме — могут быть:
1. Выявление перечня профстандартов, применение которых обязательно. В случае с государственными и муниципальными учреждениями и хозяйствующими субъектами таковыми профстандартами будут все, что утверждены Минтрудсоцразвития (или иным уполномоченным федеральным органом) на момент начала реализации рассматриваемых мероприятий. В случае с частными фирмами — те профстандарты, которые:
- установлены для льготных должностей, а также позиций с ограничениями;
- содержат требования по охране труда в связи с особыми условиями труда.
2. Разработка приказа о внедрении соответствующих профстандартов в организации, а также составление плана-графика внедрения соответствующих стандартов.
3. Выявление потребностей в организации дополнительного обучения сотрудников в целях приведения их квалификации в соответствие критериям, что прописаны в профстандартах, а также проведение соответствующего обучения.
4. Юридическое оформление обновленных норм правоотношений между работодателем и сотрудниками с учетом требований внедряемого профстандарта по занимаемым ими должностям.
Следует отметить, что внедрение профстандартов в организации — не единовременное мероприятие, а непрерывный процесс. Поэтому в алгоритм их внедрения также будут входить:
1. Постоянный мониторинг изменений в законодательстве о профстандартах, в самих профстандартах — и последующее инициирование, в случае необходимости, повторного цикла реализации указанных мероприятий.
То есть как только федеральный орган власти внедряет новый профстандарт (заменяет либо корректирует действующий), кадровая служба госпредприятия должна оперативно приступить к внедрению обновлений, частного предприятия — проанализировать его на предмет соответствия критериям обязательного внедрения и далее действовать по результату: внедрять изменения либо просто принимать во внимание.
2. При приеме новых сотрудников на работу:
- установление факта наличия утвержденного профстандарта для их должностей — госпредприятием, установление факта наличия утвержденного профстандарта для льготных должностей, а также профстандартов с требованиями по охране труда — частным предприятием;
- при отсутствии внедренного профстандарта соответствующего типа — реализация мероприятий по пп. 2, 3 и 4 основных мероприятий по внедрению (по списку выше);
- при наличии внедренного стандарта соответствующего типа — определение соответствия квалификации нового сотрудника профстандарту и выявление потребностей организации в его обучении в целях приведения квалификации в соответствие профстандарту.
Определение внедряемых стандартов: первый пункт пошагового алгоритма
Первая задача кадровой службы предприятия — анализ НПА, регулирующих применение профстандарта, а также НПА, в котором, собственно, утвержден тот или иной стандарт, то есть соответствующий приказ Минтрудсоцзащиты РФ. Например, профстандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтрудсоцзащиты России от 04.08.2014 № 524н, по многим трудовым функциям устанавливает обязательные требования. Таким образом, внедрить этот профстандарт нужно будет как государственному, так и частному предприятию в случае трудоустройства работника на соответствующую позицию.
Шаг 2: изменения в трудовом договоре и локальных нормативах
После того как определен круг обязательных к внедрению стандартов, необходимо привести в соответствие им кадровые документы и регламенты организации: штатное расписание, трудовые (или коллективные) договоры и т. п. Положения, изначально прописанные в этих документах, могут быть скорректированы с учетом критериев данных стандартов. Для этого составляются дополнительные соглашения к трудовому договору, при необходимости — обновляются также коллективные соглашения.
Если по итогам анализа профстандартов и кадровых документов в последних предполагаются существенные корректировки (например, трудовых функций), то данная процедура может быть осуществлена только по предварительному уведомлению и письменному согласованию с работниками (ст. 72, 74 ТК РФ).
В профессиональном сообществе часто возникает вопрос: может ли изменение условий договора быть осуществлено по инициативе работодателя? Большинство профессионалов приходят к выводу: нет. Положения ст. 74 ТК РФ, которые предлагается применять и для случаев внедрения профтсандартов, содержат закрытый перечень возможных изменений ТД по инициативе работодателя, и профстандарты в этот перечень не включены. На сегодняшний день для случаев, когда работник отказывается от внесения изменений в его ТД, специалистами выработан следующий подход:
- вносятся изменения в штатное расписание: существующая должность исключается, новая, соответствующая профстандарту, вводится;
- работнику предлагается перевод на эту новую должность, и в случае согласия заключается новый ТД;
- если работник откажется — ему предлагают другую работу из числа доступных в той же местности либо в местностях, предусмотренных заключенным с работником соглашением;
- если сотрудник откажется от данных предложений — трудовой договор прекращается на основании положений ст. 77 ТК РФ.
ВНИМАНИЕ! Частный случай изменения трудовой функции — переименование должности сотрудника по нормам ст. 57 ТК РФ (название соответствующего профстандарта может звучать иначе, чем название должности в действующем трудовом договоре работника с фирмой). При этом данная процедура предполагает внесение изменений и в штатное расписание организации. В этом смысле одним из условий успешного решения всей рассматриваемой задачи — внедрения профстандарта — будет получение от работника фирмы согласия на переименование должности по договору (как вариант — на перевод на другую [новую ] должность в соответствии с нормами ст. 72.1 ТК РФ). В результате появление новой должности в штатном расписании приобретет практический и юридический смысл (с точки зрения реально трудящегося на данной позиции работника).
Шаг 3: составление плана-графика
Следующая задача руководства государственной или частной организации при решении рассматриваемой задачи — разработка приказа о внедрении профстандартов, а также плана-графика их внедрения.
Соответствующий приказ может содержать нормы, в соответствии с которыми:
- определяется перечень сотрудников, ответственных за внедрение профстандартов, а также форма организации их работы (комиссия, рабочая группа);
- определяется перечень конкретных задач, которые должны решить сотрудники, входящие в комиссию или рабочую группу (собственно, данными задачами могут быть те, что соответствуют мероприятиям по пп. 1-3 указанного выше списка мероприятий по внедрению).
Рассматриваемый приказ может дополняться:
- тем самым планом-графиком внедрения профстандартов, в котором детально отражается последовательность решения ответственными специалистами своих задач в привязке к конкретным срокам;
- положением о комиссии или рабочей группе по внедрению профстандартов — локальным нормативом, детально регламентирующим организацию работы ответственных специалистов.
После того как локальные нормативы, регламентирующие внедрение профстандартов, разработаны, можно реализовывать остальные этапы (которые, как мы отметили выше, могут быть прописаны в соответствующих нормативах в качестве задач, решаемых ответственными специалистами).
Шаг 4: оценка квалификации сотрудников и обучение
Определение уровня квалификации работника с точки зрения оценки ее соответствия требованиям профстандартов может быть осуществлено в рамках аттестации. С 01.01.2017 данная процедура должна будет осуществляться в порядке, установленном законом «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ. А именно — в формате профессионального экзамена, проводимого специализированным центром оценки квалификации.
Обучение сотрудников, если это потребуется исходя из итогов профессионального экзамена, может быть проведено в специализированном образовательном учреждении. С 01.01.2017 вступает в силу ст. 187 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан сохранять за сотрудником, направленным на обучение, должность и среднюю заработную плату.
По итогам обучения работодатель также может провести аттестацию сотрудников на предмет их соответствия профстандартам, а с 01.01.2017 нужно будет уже содействовать прохождению сотрудниками профессионального экзамена. Отметим, что в соответствии со ст. 187 ТК РФ работодатель должен будет оплачивать работникам его прохождение (равно как и в случае первоначальной аттестации).
Итоги
Профстандарты обязательны к применению в государственных и муниципальных структурах, в частных фирмах — в случае наличия предписаний на уровне федерального законодательства. Алгоритмы внедрения профстандартов во всех типах организаций могут быть основаны на тех нормах, что определены законодателем для госструктур, и включать в себя задачи по созданию локальной нормативной базы, а также мониторингу, анализу и реализации норм, установленных правовыми актами.
Узнать больше о планах-графиках по внедрению профстандартов, а также о комиссии, отвечающей за их внедрение, вы можете в статьях:
Закон о профстандартах сделал обязательным их применение с 1 июля 2016 года. Многие работодатели и по сей день игнорируют профстандарт при подготовке проектов должностных инструкций. Прежде всего необходимо разобраться для всех ли требования закона безусловно обязательны к исполнению. В нашей статье мы не только по полочкам разберем что такое стандарт и из чего он состоит, но и расскажем, кто не сможет “отвертеться” от его применения.
В России завершается масштабное реформирование системы оплаты труда и переход от ее привязки к уровню квалификации на систему профессиональных стандартов (далее - ПС). Разработанные профстандарты призваны заменить привычные, но устаревшие квалификационные справочники.
Переход на ПС преследует еще одну цель. Приведение системы подготовки специалистов на всех уровнях профессионального образования в соответствие с реальными требованиями каждой профессии.
Из этой статьи вы узнаете:
Требования профессионального стандарта не содержат требования:
- А. К уровню профессионального образования сотрудника
- Б. К полу сотрудника
- В. К качеству выполняемой работы
Что такое профессиональные стандарты
Прежде чем освещать вопросы по применению профессиональных стандартов , необходимо понять, что они собой представляют. Для этого обратимся к главному документу, регламентирующему отношения в сфере труда — Трудовому кодексу. С 1.01.2017 г. началось действие обновленной главы 31 этого акта. В нее еще в 2012 г. официально включены такие понятия, как «профессиональный стандарт» и «квалификация» (ст. 195.1 ТК РФ).
Квалификация в профессиональном стандарте
Под квалификацией закон понимает определенный уровень опыта, а также составляющей его триады: знаний, навыков и умений. Описание же этой квалификации, необходимой для успешного выполнения сотрудником его трудовой функции, и будет профессиональной нормой. Иными словами, ПС — это система требований к работнику, отраженная в нормативном документе. В нем устанавливаются и фиксируются требования в определенной профессиональной области. На сегодняшний день разработано и утверждено более 1500 таких документов.
Читайте также
Требования норм касаются:
- уровня профессионального образования сотрудника;
- его практического опыта;
- к содержанию труда;
- к качеству выполняемой работы;
- к условиям, в которых ведется трудовая деятельность.
Структурными единицами норм можно назвать выделяемые для каждой конкретной сферы приложения труда квалификационные уровни. Они отличаются друг от друга:
- сложностью поручаемой работы;
- необходимыми для этого знаниями и умениями;
- уровнем самостоятельности работника;
- степенью ответственности.
Более подробное разъяснение смотрите в видео:
Кому выгодны профстандарты
Использование ПС для указанных профессий обязательно для всех работодателей, независимо от формы собственности предприятия. За невыполнение этого требования предусмотрена ответственность по ст. 5.27 КоАП, как и за любое другое нарушение трудового законодательства.
Размер штрафа для должностного лица 1-5 тыс. руб, для предприятия — до 50 тыс. руб. Однако, учитывая новизну норм, пока больше составляется предписаний об устранении нарушений, чем административных протоколов.
Правовые основы профстандарта
Обязательные профстандарты с 2017 года
На начало 2017 г. ПС разработаны уже для 40 отраслей экономики. В перечень вошли все основные промышленные отрасли, сельскохозяйственное производство; связь и транспорт, строительство, сфера услуг. Помимо новых норм, число которых приближается к 2000, обновлены и усовершенствованы некоторые из уже существующих.
В качестве примера новых, вступающих в силу с июля, можно назвать стандарты в следующих областях:
- Подбор персонала и КДП;
- Нормирование труда;
- Развитие и обучение персонала и др.
Обязывающие требования включают наличие высшего образования. А для занятия руководящих должностей потребуется еще и дополнительное профобразование и определенный опыт, то есть стаж работы по специальности.
Когда необходимо переименовать должность работника в соответствии с профессиональным стандартом?
- А. Только в случаях, когда на этом настаивает работник
- Б. Во всех случаях перехода на систему профстандартов
- В. Только в случаях, если работа по должности связана с получением работником каких-либо льгот, либо налагает на него определенные ограничения.
Не уверены в ответе? Читайте объяснение ниже
Внедрение профстандартов пошагово
Шаг 1. Приказы.
В задачи руководителя входит не только организовать переход на систему ПС, но и уведомить об этом всех сотрудников. Этой цели служит приказ, которым одновременно назначается комиссия, ответственная за проведение всех необходимых мероприятий и устанавливаются сроки. Целесообразно назначить в комиссию тех работников, кто напрямую связан с применением стандартов: кадровиков, юристов, экономистов и специалистов по охране труда.
Читайте также
Шаг 2. План-график.
Он составляется на первом же заседании комиссии, а затем утверждается приказом директора (руководителя). Каких-либо строгих требований к форме плана или его содержанию нет. Обычно такой документ включает перечень промежуточных этапов и сроки их выполнения. За проведение каждого мероприятия из списка назначается ответственный из числа членов комиссии. Он может привлекать других сотрудников или запрашивать у них необходимую информацию.
Шаг 3. Соотнесение должностей и стандартов.
Для этого потребуются сами стандарты и штатное расписание. Но необходимо иметь в виду, что наименования должностей далеко не всегда в этих двух документах совпадают. Это нормально, так как ПС описывает не конкретную должность, а вид деятельности, профессиональную область.
Шаг 4. Переименование должностей.
Необходимость проведения такого мероприятия есть далеко не всегда. Закон требует изменения только в том случае, если работа на должности связана с получением работником каких-либо льгот, либо налагает на него определенные ограничения. Необходимо помнить, что речь идет об изменении одного из условий трудового договора. Это требует соблюдения особого порядка, включающего заключение дополнительного соглашения с работником.
Шаг 5. Изменение должностных обязанностей.
Согласно ст. 72 ТК РФ любые изменения в них возможны только в случае, если работник на это согласен. В одностороннем порядке работодатель может лишь уточнить и конкретизировать ряд функций, но не вводить одни или исключать другие.
Шаг 6. Внедрение новых систем оплаты.
Переход на использование ПС изменяет и условия начисления зарплаты. Сотрудникам, имеющим равный уровень ответственности и самостоятельности полагается и равный заработок. С ростом квалификационных требований она должна пропорционально увеличиваться. Изменения должны быть зафиксированы в локальных актах и доведены до сведения работников заблаговременно.
Шаг 7. Аттестация.
Главной целью этого мероприятия является прояснение вопроса о соответствии сотрудников внедряемым стандартам. По результатам сотрудники могут быть направлены на учебу, переведены на иную работу или даже уволены.
В том случае, если уровень квалификации оказался выше чем реально имеющийся у работника на этой должности, работодатель вправе поднять вопрос о необходимости получения дополнительного образования. Оно может быть получено как за счет средств работодателя, так и самого работника.
Внедрение системы профстандартов в части требований к квалификации для бюджетников обязательно. Оно должно проходить поэтапно по плану, разработанному учреждением, и завершиться в 2020 году . Официальных методичек по внедрению системы профстандартов пока нет. Как же составить план правильно?
08.08.2017Методические рекомендации по применению профстандартов должен разработать Минтруд. На момент написания статьи документ находился в стадии проекта (№ 00/04-18047/09-14/28-13-5)< . Поэтому ответственность за процедуру перехода на систему профстандартов в учреждении полностью лежит на его руководителе.
Составление плана - часть работы по внедрению системы профстандартов в учреждении - трудоемкая, продолжительная и многоэтапная. Ее следует рассматривать комплексно с другими мероприятиями по внедрению системы профстандартов. Составление плана можно назвать координационным действием, от которого во многом будут зависеть другие мероприятия.
СОЗДАЕМ РАБОЧУЮ ГРУППУ.
Любая работа требует исполнителей и руководителя. А потому вначале следует ответить на вопрос: кто будет заниматься внедрением составлением плана? Заниматься этим будут те же лица, которые внедряют систему профстандартов в учреждении, поскольку составление плана - один из этапов внедрения. Если учреждение большое, рекомендуем создать рабочую группу (комиссию), если не очень - назначить лицо, ответственное за подготовку к внедрению системы профстандартов.
В состав комиссии целесообразно включить представителей профсоюза, кадровой, бухгалтерской, юридической служб и утвердить ее председателя (как правило, это один из заместителей руководителя). Если работы предстоит много (скорее всего, так и будет), то организацию деятельности комиссии можно возложить на назначенного для данной цели секретаря. Не следует «раздувать» состав комиссии - девять человек, не больше.
Сформировав комиссию, нужно наделить ее полномочиями и определить круг обязанностей - то есть разработать два документа: положение о комиссии и регламент работы комиссии.
Состав комиссии, положение и регламент утверждаются приказом учреждения, изданным по согласованию с профсоюзом .
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПРИКАЗА
Наименование учреждения
ПРИКАЗ № __________
О создании Комиссии по организации применения профстандартов
На основании ст. 195.3 ТК РФ и в связи с необходимостью разработки Плана по организации применения профстандартов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать Комиссию по организации применения профстандартов в составе согласно приложению 1.
2. Утвердить:
2.1. Положение о Комиссии по организации применения профстандартов (далее - Комиссия) согласно приложению 2.
2.2. Регламент работы Комиссии согласно приложению 3.
3. До (указание даты) Комиссии разработать проект Плана по организации применения профстандартов (далее - Проект), который в течение трех календарных дней подлежит направлению в структурные подразделения.
4. Руководителям структурных подразделений в течение пяти календарных дней рассмотреть Проект и в случае наличия замечаний и предложений представить их секретарю Комиссии.
5. Комиссии изучить замечания и предложения к Проекту и не позднее (дата) согласовать Проект в установленном порядке.
6. Кадровой службе (или специалисту по кадрам) представить Проект на подписание руководителю и в течение трех календарных дней после подписания ознакомить с приказом членов Комиссии под подпись.
7. Контроль исполнения приказа остается за (должность, как правило, руководителя).
Директор
С приказом ознакомлены:
Члены комиссии
(дата, подписи)
Примерный текст положения о комиссии
Название организации г. _____________________
УТВЕРЖДАЮ
«_____» ___________________ 20____г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе рабочей группы по внедрению профстандартов
1. Общие положения.
1.1. Рабочая группа по внедрению профстандартов является консультативно-совещательным органом, созданным с целью оказания содействия поэтапного внедрения профстандартов в _______________________________.
1.2. Рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов.
1.3. В своей деятельности рабочая группа руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом, подзаконными актами в части утверждения и внедрения профстандартов, а также настоящим Положением.
2. Основные задачи деятельности рабочей группы.
2.1. Основными задачами рабочей группы являются:
Выявление профессий и должностей, по которым применение профстандартов является обязательным (составление обобщенной информации по данному вопросу);
Подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в локальные нормативные правовые акты организации по вопросам, касающимся обеспечения введения и реализации требований профстандартов;
Рассмотрение в предварительном порядке проектов локальных актов по внедрению профстандартов;
Предварительная оценка соответствия уровня образования работников требованиям профстандартов на основе анализа документов об образовании, в том числе при повышении квалификации и (или) переподготовке, предоставленных работником, как при приеме на работу, так и в период трудовых отношений;
Подготовка рекомендаций по изменению системы оплаты труда в целях ее совершенствования и установлений заработной платы в зависимости как от квалификации уровня работника, так и от фактических результатов его профдеятельности (критериев эффективности).
2.2. Рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач:
Анализирует работу по решению вопросов организации внедрения профстандартов;
Консультирует ответственных работников учреждения, на которых возложены обязанности по внедрению профстандартов, по проблеме внедрения и реализации профстандартов с целью повышения уровня их компетентности;
Регулярно заслушивает информацию кадровой службы, руководителей подразделений о ходе внедрения профстандартов;
Информирует работников о подготовке к внедрению и порядке перехода на профстандарты через наглядную информацию, официальный сайт организации, проведение собраний, индивидуальных консультаций, письменных ответов на запросы отдельных работников;
Готовит справочные материалы по вопросам введения и реализации профстандартов, готовит предложения о проведении семинаров, в том числе об участии в семинарах по вопросам внедрения профстандартов.
3. Состав рабочей группы.
3.1. Рабочая группа создается из числа компетентных и квалифицированных работников организации. В состав рабочей группы обязательно входят руководитель организации, представитель профсоюзной организации и работник кадровой службы .
3.2. Количественный и списочный состав рабочей группы определяется приказом директора. Изменения в приказ вносятся по мере необходимости.
4. Порядок работы рабочей группы.
4.1. Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже ______.
4.2. Заседания рабочей группы являются открытыми.
4.3. Заседание рабочей группы является правомочным, если на нем присутствовало не менее 2/3 числа списочного состава рабочей группы.
4.4. Повестка заседания формируется руководителем рабочей группы на основании предложений членов рабочей группы и утверждается на заседании рабочей группы.
4.5. Решения рабочей группы принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколом, который подписывается председателем рабочей группы.
4.7. Деятельность рабочей группы прекращается (приостанавливается) и возобновляется приказом руководителя.
4.8. Рабочая группа по внедрению профстандартов не подменяет иных комиссий (рабочих групп), созданных в _____ (аттестационной, квалификационной), и не может выполнять возложенные на иные комиссии (рабочие группы) полномочия.
5. Заключительные положения.
5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до его отмены, изменения или замены.
В положении при описании организационной деятельности может быть также приведен список документов комиссии, указаны полномочия руководителя и его заместителя.
О РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ КОМИССИИ.
Грань между регламентом и положением довольно размыта. Конечно, эти документы различаются. Но поскольку они созданы для внутреннего пользования, ничего страшного, если часть информации положения окажется в регламенте и наоборот. Главное, чтобы с ними было удобно работать. К тому же, их всегда можно подкорректировать.
Профстандарты в части требований к квалификации применяются бюджетными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов.
Положение - технический документ, свод взаимосвязанных норм, которые регламентируют узкую область жизни (в данном случае жизни учреждения). Нормы определяют порядок формирования и обеспечения конкретного направления деятельности учреждения. Этот документ устанавливает порядок действий или статус должностного лица. Положение создает общую базу для той или иной сферы деятельности, очерчивает круг вопросов, обозначает процедуру.
Регламент - технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. - конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.
СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН.
Созданная комиссия начинает работу над планом.
Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.
Однако требования к плану существуют - они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:
- список профстандартов, подлежащих применению;
- сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
- перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.
В план могут быть включены и другие пункты - для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие - только переход на конкретные профстандарты.
Можно вносить в план все мероприятия списком - по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:
- Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.
- Актуализация нормативно-правовой базы.
- Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям стандарта.
- Развитие профессиональных компетенций. Обучение персонала.
План-график профстандартов удобнее оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. При составлении можно взять за основу как Разработку Минобрнауки , так и Методические рекомендации соцзащиты .
Образец плана, разработанный для учреждений соцзащиты:
в ________________________________________________
(наименование учреждения)
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственный |
Результат выполнения |
||
---|---|---|---|---|---|
Составление списка профстандартов, подлежащих применению, в том числе: |
Заполняется учреждением |
Перечень профстандартов, подлежащих применению |
|||
Изучение и анализ профстандартов |
|||||
Составление Перечня ЛНА и документов, подлежащих изменениям в связи с применением профстандартов: |
|||||
Анализ наименований должностей работников на соответствие профстандартам |
|||||
Анализ должностных инструкций на соответствие профстандартам |
|||||
Внесение изменений в ЛНА и другие документы: |
|||||
Корректировка должностных инструкций в части трудовых функций, наименования должностей, уровня образования и квалификации |
|||||
Корректировка штатного расписания в части наименования должности (профессии) |
|||||
Внесение изменений в трудовые договоры работников и заключение в установленном порядке допсоглашений к трудовому договору |
|||||
Корректировка Положения о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности в части уровня образования, квалификации, стажа работы и др. |
|||||
Внесение изменений в другие документы (какие) |
|||||
Разработка методики определения потребности в профобразовании, профобучении и дополнительном профобразовании (далее - обучение) |
|||||
Сбор сведений о потребности в обучении работников и анализ полученных сведений |
|||||
Внесение изменений в коллективный договор в части обучения работников |
|||||
Разработка ЛНА, регулирующего обучение работников, и его утверждение |
|||||
Разработка плана обучения работников на соответствующие календарные годы (например, три года) и его утверждение в установленном порядке |
|||||
Другие мероприятия по обучению работников (при необходимости) |
|||||
Разработка приказа об установлении этапов применения профстандартов |
|||||
Другие мероприятия по применению профстандартов |
|||||
Этапы применения профстандартов |
|||||
Образец плана, разработанный для образовательных учреж‑дений:
План по организации применения профстандартов
Список профстандартов, подлежащих применению |
Сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профбразовании работников |
Этапы применения профстандартов |
Перечень ЛНА и других документов, подлежащих изменению в связи с учетом положений профстандартов, подлежащих применению |
|
---|---|---|---|---|
Профстандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный Приказом Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н |
Петров П. П., педагог-психолог - потребность в высшем образовании по профильному направлению |
Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января - 1 июня 2017 года); осуществление работодателем мероприятий по подготовке (профобразованию) работника (1 июня 2017 года - 1 января 2020 года) |
ЛНА, определяющий формы подготовки и дополнительного профобразования работников, перечень необходимых профессий и специальностей; договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профобразование |
|
Профстандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н |
Сидорова С. С., социальный педагог - потребность в дополнительном профобразовании по направлению профессиональной деятельности в организации |
Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января - 1 июня 2017 года); осуществление работодателем дополнительного профобразования работников (1 января 2017 года - 1 января 2020 года) |
||
* * *
Мы ознакомились с первыми этапами внедрения системы профстандартов в организации: формирование комиссии и работа по составлению плана. В следующем номере продолжим тему.
Требование п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее - Постановление № 584).
Проект создан 02.09.2014, находится на сайте по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=29346.
Порядок учета мнения первичной профсоюзной организации при принятии ЛНА установлен ст. 372 ТК РФ - так недостижение согласия, разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять приказ.
Состав комиссии с указанием должностей (председатель, заместитель, секретарь), но без персональных данных (эта информация отражается в приказе).
«Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах» (приложение к Письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122).
Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга, утв. Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 № 361-р.
Национальная система квалификации призвана урегулировать отношения в сфере труда. В 2017 году в силу вступит несколько профессиональных стандартов, четыре из которых имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. Чтобы у руководителей образовательных учреждений не было проблем с контролирующими структурами при вводе профстандартов, им необходимо быть в курсе всех изменений.
25 января эту актуальную тему обсуждали на вебинаре «Профстандарты в 2017: что же нужно делать?». Важность обсуждаемых на мероприятии вопросов ярче всего проиллюстрировало количество участников. По ходу рассказа эксперта, в вебинарную комнату вошли 117 человек из разных уголков страны. Это солидное количество участников для вебинара.
Мероприятие провёл Владимир Игоревич Блинов, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», профессор кафедры педагогики МПГУ, автор учебно-методической литературы по актуальным вопросам развития системы среднего профессионального образования, эксперт Экспертного совета экспертизы образовательных программ, учебных изданий и электронных образовательных ресурсов для образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (ФИРО), эксперт учебных изданий НФПК.
Сам термин «профессиональные стандарты» появился 50-60 лет назад. Именно тогда были первые опыты по внедрению подобной схемы работы в развитых странах.
— Успешную практику введения профстандартов мы можем наблюдать в Ирландии, — рассказал Владимир Блинов. — Аналоги программы реализуются в Германии и Австрии. Во многих странах это дало положительный результат с точки зрения роста производительности труда. В России работа находится в самом начале. Говорить, что мы полностью готовы к переходу на профстандарты, нельзя. В нашей стране пока нет данных статистики по этому направлению. Я думаю, что мы получим положительный результат с введением профстандартов в сфере информатизации, строительства.
Профстандарты применяются:
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Функции профстандартов:
- Определить трудовой функционал работника.
- Разработать ФГОСы для профессионального образования.
- Создать программы профессионального обучения.
- Провести независимую оценку квалификации.
— Это важный пункт, призванный создать доверительные отношения сферы труда и профессионального образования, — прокомментировал Блинов. — Сейчас такого взаимодействия нет. Расхожая фраза — «забудьте всё, чему учили в школе (университете)» перешла на уровень законодательных актов. Работодатели сами хотят проверять квалификацию работников.
Больше всего вопросов у участников вебинара вызвали 2 аспекта: уровень образования, необходимый педагогам при введении профстандартов, и перенос даты введения профстандарта для педагогов.
Образование и квалификация
Работодатели часто задают сотрудникам вопрос перед приёмом на работу: «Какое у Вас образование?». Не всегда у человека с хорошим образованием есть необходимая для должности квалификация, и, наоборот, у квалифицированного специалиста не всегда есть нужный уровень образования. Профстандарты жёстче регламентируют необходимый уровень обучения для разных должностей.
— Многие руководители спрашивают меня: «Неужели придётся уволить всех, кто по уровню образования не подходит?», — рассказал эксперт. — Нет, конечно. Во многих случаях из ситуации недостатка образования можно выйти, пройдя курсы. Нередко случается, что человек окончил технический вуз, а хотел бы работать в образовании. Для этого ему нужно пройти курсы повышения квалификации по педагогике.
По трудовому законодательству уволить сотрудника просто так нельзя. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить другую должность в этой же организации или отправить на профессиональную переподготовку (повышение квалификации). В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Вопросы от участников
1) Разенкова Надежда Ефимовна: Может ли работать в высшей школе преподаватель, имеющий высшее образование по укрупненной группе специальностей и переподготовку по профилю преподаваемой дисциплины?
— Может. Простой пример: преподаватель английского языка работает в вузе. Есть институты, где преподают бакалавры, прошедшие переподготовку. По профстандартам такого уровня образования достаточно. Но это не значит, что каждый университет возьмёт на работу бакалавра. Многое зависит от амбиций вуза. Кадровая политика определяется ректоратом.
2) Салдина Зинаида Петровна: Как быть воспитателям, педагогам дополнительного образования, которые имеют большой стаж работы, но не имеют педагогического образования?
Достаточно профессиональной подготовки, это записано в профессиональных стандартах. Необходимо найти небольшие курсы и пройти их. Это формальное требование.
Почему отодвинули введение профстандарта для педагогов?
Профессиональные стандарты проходят длительный путь от рождения до применения в действие. Это новшество сложное и требует тщательной проработки. Руководителям учреждений разрешают вводить новую систему постепенно, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 года переходный период для всех профстандартов.
Уже утверждены профстандарты для:
- педагогов дополнительного образования детей и взрослых;
- педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
- педагогов-психологов.
Несколько лет пытаются ввести в работу профстандарт для педагогов общего образования, но дата постоянно переносится. И в этом году дата внедрения нового профессионального стандарта для учителей отложена до 1 сентября 2019 года. Профстандарт "Педагог" относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения. Не относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.
— Новая система квалификации слишком сложна для быстрого введения, — считает Владимир Блинов. — С одной стороны, это плохо - резать хвост по частям, но с другой стороны, давайте отнесёмся с пониманием к переносу сроков. Из-за не доработанных до конца стандартов, могли пострадать люди. (Для руководителей предусмотрены штрафные санкции за отказ от профстандартов). С остальными профстандартами далеко не всё понятно. Думаю и разработка, и введение их затянется. Наверно это правильно, что принимается решение о пролонгации сроков.
Кроме профстандартов для рядовых сотрудников, рассматривается введение профстандарта руководителя. В этом случае требования к деятельности ректора или директора тоже будут подробно описаны.
— Этот стандарт - необычный, он отличается от остальных, — прокомментировал эксперт. - Предполагалось, что он будет направлен на руководство учреждения в целом, а его разработали применительно только к директору (ректору). В этом профстандарте все жёстко привязывается к первому лицу организации.
О сроках введения стандарта для руководителей пока ничего не говорится.
Вопросы от участников
- Пономарева Юлия Сергеевна, Лобода Юлия Геннадиевна: Когда будет принят профстандарт педагога дошкольной образовательной организации?
— Нет отдельного стандарта для педагогов ДОУ. Есть стандарт для педагогов общего образования. Этот стандарт уже готов, но было принято решение перенести его введение до 2019 года.
- Мороко Наталья Юрьевна: Каков путь карьерного роста воспитателя ДОУ при введении профстандартов? Возможно ли доработать перечень должностей в определенной организации, например, перечень должностей в дошкольной организации?
— Честно скажу, мне тоже он непонятен. В общей схеме профстандартов есть тупики. Если бы были прописаны профстандарты для методистов, можно было бы уходить на более высокую должность в этом направлении. Сейчас карьерный путь педагога ДОУ - либо уходить в руководство, либо менять род деятельности. Отвечаю на вторую часть вопроса: новые должности ввести можно, но необходимо помнить, что льготы прописаны государством для определённых должностей, вводя новое название, Вы можете лишить их работника.
- Салдина Зинаида Петровна: Если внедрение профстандарта пролонгировано до 2019 года, какая подготовительная работа должна проводиться в образовательной организации на данный момент?
— Определённого регламента подготовки для такого долгого срока нет. За 2 месяца учредитель обязан дать руководству предписание о введении профстандартов. Тогда и начнётся подготовительная работа.
После окончания мероприятия, участники не торопились покидать вебинарную комнату. У них появлялись все новые вопросы. Владимир Игоревич Блинов задержался, чтобы ответить на максимально возможное количество вопросов. Некоторые вопросы и предложения он пообещал передать лично разработчикам профстандартов.
А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.