Помимо машиниста в локомотивную бригаду обычно входит помощник машиниста , а на паровозе - ещё и кочегар . В некоторых случаях (например, на маневровых локомотивах и в поездах метро) локомотивная бригада может состоять только из машиниста - так называемое «управление в одно лицо».
В первое время, после перехода с паровозной на тепловозную тягу в состав локомотивной бригады помимо машиниста и помощника машиниста входил ещё и дизелист, отвечающий за исправную работу дизелей.
Первоначально обозначение на железной дороги специальности по управлению локомотивом, было механик, в дальнейшем после распространения термина машинист, термин механик оставался неофициальным, и даже более распространенным термином для обозначения специальности машиниста локомотива.
Знаки различия - лычка, обращенная углом от плеча и одна звезда - соответствие четвертому или третьему классу квалификации; две звезды - второму классу квалификации; три звезды - первому классу квалификации; четыре звезды - первому классу и должности машиниста-инструктора
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Машинист локомотива" в других словарях:
Машинист лицо, основным видом профессиональной деятельности которого является управление различного рода машинами. Соответственно, термин машинист всегда уточняется типом машин. Машинист локомотива Машинист турбогенератора Машинист… … Википедия
- (лат.). Механик, машинный мастер, человек хорошо знакомый с устройством машины и приставленный к ней для присмотра, пускания её в ход, по мере надобности, а также и для исправления. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
МАШИНИСТ, а, муж. 1. Механик, управляющий транспортной или другой самодвижущейся машиной, механическим устройством. М. горного комбайна. М. сцены (в театре). 2. Специалист по вождению поездов. М. локомотива. 3. Специалист, печатающий на машинке.… … Толковый словарь Ожегова
Борис Фёдорович Громов Род деятельности: машинист локомотива Дата рождения: 23 ноября 1927(1927 11 23) (85 лет) Граж … Википедия
Машинист локомотива Железнодорожник человек, чьей сферой профессиональной деятельности является железнодорожный транспорт … Википедия
Сигналы на железной дороге служат для обеспечения безопасности движения и чёткой организации поездной и маневровой работы. По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые. Для подачи видимых сигналов используются светофоры,… … Википедия
Англ. Unstoppable … Википедия
ЧС200 011 с поездом «Невский экспресс» на Московском вокзале Санкт Петербурга Вагон поезда «Невский экспресс» Авария «Невского экспресса» происшествие, произошедшее 13 августа 2007 года со скоростным фирменным поездом «Невский Экспресс» на… … Википедия
ЧС200 011 с поездом «Невский экспресс» на Московском вокзале Санкт Петербурга Вагон поезда «Невский экспресс» Авария «Невского экспресса» происшествие, произошедшее 13 августа 2007 года со скоростным фирменным поездом «Невский Экспресс» на… … Википедия
Книги
- Техническое обслуживание и ремонт локомотива. Электровоз серий ВЛ 10, ВЛ 10 у. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования , Васильева Наталия Евгеньевна. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии&171;Машинист локомотива&187;, ПМ. 01&171;Техническое…
Среди множества рабочих специальностей есть такие, о которых грезят с детства. Они окутаны ореолом романтики и высокого профессионализма. Одна из них - профессия «машинист поезда». Он самый главный на железнодорожном транспорте, и его деятельность связана с управлением локомотивом.
Краткий экскурс в историю профессии
Как только были проложены первые рельсы и выпущен первый поезд, остро встал вопрос об его управлении. Чтобы поездка была удачная, необходимы не только соответствующие знания, но и специфические черты характера.
В России профессия «машинист поезда» возникла в далеком 1834 году. Изначально по рельсам ходили небольшие составы всего из четырех вагонов. Их скорость не превышала 33 км/час. Но после увеличения мощности и скоростного режима до 42 км/час потребовались люди, которые бы справлялись с возрастающей нагрузкой. Поэтому были организованы обучающие курсы для получения знаний и навыков управления железнодорожным транспортом.
Особенно востребованы были машинисты во времена Советского Союза. Прокладка рельс шла огромными темпами, в стране производились различные составы для перевозки грузов и пассажиров. Требовались квалифицированные люди, полностью подготовленные для управления составом.
Характерные особенности специальности
Профессия машиниста чаще рассматривается как сугубо мужская. Однако никто не ограничит предстательниц женского пола, если они соизволят обучиться данному мастерству. Но чтобы выбор был осознанным, необходимо точно знать описание профессии «машинист поезда».
Специальность обладает рядом специфических особенностей, на которые следует обратить внимание. Деятельность требует не только выносливости, но и отменного здоровья. Поэтому при поступлении в соответствующее учебное заведение потребуется медицинская справка о пригодности.
Профессия «машинист поезда» подразумевает знание технических особенностей машины и автоматических устройств, находящихся в кабине локомотива.
От машиниста требуется предельная концентрация внимания. Чтобы не допустить несчастного случая, необходимо обращать внимание на дорожные знаки, погодные условия и показания приборов. На поезда дальнего следования всегда ставятся помощники, которые подстраховывают главного машиниста и дают возможность отдохнуть.
Основные обязанности машиниста локомотива
При движении поезда машинист с помощником выполняют следующие основные функции:
- следят за знаками и сигналами на железнодорожном пути;
- наблюдают за показаниями приборной панели, которая указывает на бесперебойную работу всего подвижного состава;
- следят за состоянием локомотива, его целостностью;
- подают установленные сигналы при въезде на станцию;
- ответственны за безопасность маневров;
- при обнаружении неисправностей обязаны немедленно сообщать дежурным по станции.
Профессия «машинист поезда» предполагает частые отлучки из дома. Но дает возможность увидеть множество новых мест. Поэтому люди, которые жаждут новых впечатлений и готовы изучать технические характеристики железнодорожного транспорта, часто выбирают данную специальность.
Детская железная дорога
Тем ребятам, которые во время уроков по профориентации пишут сочинение на тему - «Моя будущая профессия - машинист поезда», необходимо посетить детскую железную дорогу.
Такие организации существуют уже во многих городах России. Тем, кто мечтает водить по рельсам не только игрушку, а настоящий полноценный состав, организовывают специальное обучение. После получения необходимых знаний ребята могут работать настоящими проводниками, дежурными по станции, и даже помогать машинисту вести самый настоящий поезд с пассажирами.
Детская железная дорога не только оказывает развлекательные услуги по катанию маленьких детей, но и является учреждением дополнительного образования. Ребята в возрасте от 8 до 15 лет могут изучать различные железнодорожные специальности и закреплять полученные навыки на практике.
Профессия «машинист поезда» для детей осваивается не только в учебных классах. На настоящих поездах чуть уменьшенного формата и по более узкой рельсовой колее, под чутким руководством взрослого подросток осваивает азы сложного мастерства.
На детской железной дороге все по-настоящему. По мере технических возможностей, все оборудование соответствует аналогичному на путях общего назначения. И, хотя рельсы не имеют выхода на общую колею, состав полностью соответствует полноценному пассажирскому локомотиву и люди самые настоящие.
Обучение мастерству вождения
Мечтающим покорить себе тяжелую машину и стать управленцем длинного состава полезно знать, где получить профессию машиниста поезда. Обучают специальности в железнодорожных техникумах, поступление возможно после 9 классов общеобразовательной школы.
Основные дисциплины, которым будут обучаться будущие студенты, связаны с техническими науками, правилами безопасности перевозок людей и грузов, основами железнодорожного движения.
Чтобы грамотно управлять целым составом, необходимо изучить его характеристики и обладать знаниями в программном обеспечении и принципах его работы.
Чтобы осуществить мечту, осталось только выбрать ближайшее учебное заведение, список которых достаточно обширный. Среди наиболее известных выделяют: Саратовский, Самарский, Оренбургский, Пензенский техникумы железнодорожного транспорта.
Для получения высшего образования необходимо поступать в государственные вузы путей сообщения, где можно получить профессию машиниста поезда и квалификацию инженера железнодорожного сообщения. Вузы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове, на Дальнем Востоке и в других областях.
Востребованность профессии
Перед выбором будущей профессии важно знать ее перспективы. Специализация «машинист локомотива» занимает лидирующие позиции в списке, опубликованном "Российской газетой" пару лет назад.
О востребованности говорят запросы работодателей на биржах труда, среди которых 33% от общего числа соответствовали работе «машинист».
Плюсы специальности и ее недостатки
Как и любая другая, профессия машиниста имеет свои неоспоримые достоинства. Одна из них связана с ореолом романтики, когда человек постоянно находится в пути и видит немало новых мест. Но это достоинство порождает и недостаток. Специфика профессии вынуждает человека быть в отрыве от семьи долгое время, что некоторых может не устраивать.
Но колоссальная ответственность за жизнь пассажиров и сохранность груза гарантирует и достойную оплату труда. Российские железные дороги, помимо обеспечивают своих работников дополнительной поддержкой в виде премий, путевок в санаторий и длительных отпусков.
Минусом являются высокие нагрузки на организм и влияние вредных факторов на здоровье. У машиниста смена длится по 12 часов, которые он проводит в замкнутом пространстве и предельно концентрируя внимание.
Тернистый путь
После обучения все специалисты начинают путь с помощника машиниста. В зависимости от базового образования и практических навыков начинающий специалист может занимать должность помощника от нескольких месяцев до двух лет.
Только после тестирования у профессионала и прохождения соответствующего собеседования человеку доверяют самостоятельно возглавлять
Машинист поезда - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Профессия подходит тем, кого интересует физика и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Особенности профессии
Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) - маршруты таких поездов ещё короче.
И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.
Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.
Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине - всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар - он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни - большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.
Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.
Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.
Рабочее место
Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.
Оплата труда
Зарплата на 04.12.2019
Россия 40000—120000 ₽
Москва 80000—100000 ₽
Важные качества
Уверенность в себе, высокое чувство ответственности, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе цветовое зрение), острый слух. Болезни сердца, сосудов, центральной нервной системы, бронхиальная астма, нарушения вестибулярного аппарата, проблемы опорно-двигательного аппарата, ограничивающие движение, противопоказаны при такой работе.
Знания и навыки
Необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью. Знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге.
Где учиться на Машиниста поезда (образование)
Начальное профессиональное образование (НПО)
В одном из железнодорожных колледжах можно получить профессии:
- «Помощник машиниста локомотива»;
- «Помощник машиниста тепловоза»;
- «Помощник машиниста электровоза».
Среднее профессиональное образование (СПО)
В колледжах и техникумах можно получить специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Квалификация «Техник».
Обучение по месту работы
Для работы в метро можно устроиться в депо (на линию метро) и там пройти обучение профессии машиниста. Сначала проводится слесарная практика, затем будущий машинист изучает оборудование электропоезда и учится управлять поездом. В московском метрополитене для ускорения процесса используют тренажёры.
Мечта водить поезда была у меня ещё с детства. У нас город железнодорожников и поэтому выбор будущей профессии был определён. После окончания школы поступил в железнодорожный техникум. В период обучения нужно было пройти практику в качестве слесаря по ремонту подвижного состава, в ходе которой более наглядно знакомишься с устройством локомотива. На следующем курсе более интересная поездная практика в качестве помощника машиниста. После его окончания техникума сразу машинистом не поедешь. Нужно как минимум 2 года отработать помощником машиниста, что бы изучить серии локомотивов, знать профиль пути и ТРА станций (количество путей, их длину, расположения сигналов). Потом сдать экзамен на права машиниста и только тогда тебе доверят перевозить пассажиров и грузы. Причём нужно сначала водить грузовые поезда, а только потом пассажирские.
Работа тяжёлая, ответственная и поэтому хорошо оплачивается (по крайней мере для нашей местности).
Машинист должен иметь хорошие технические знания, знать действующие инструкции Основные из них: Правила технической эксплуатации, Инструкция по движению поездов, Инструкция по сигнализации, Инструкция по тормозам.
У будущего машиниста должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психологическое. Ведь в пути случается различные ситуации на которые нужно своевременно и правильно реагировать. Режим работы не более 12 часов, причём в любое время суток. В пассажирском движении есть график работы на месяц, в грузовом в поездку вызывают по мере наличия поездов и в зависимости от истечения времени домашнего отдыха. Перед поездкой нужно пройти предрейсовый медосмотр.
После приёмки локомотива выезжаем на станцию к составу поезда или принимаем локомотив прямо на станции (в зависимости от ситуации). Команду на отправление дает дежурный по станции. На светофоре должен загореться зелёный сигнал. На локомотиве тоже имеется небольшой светофор, который дублирует показания напольных светофоров. Только после этого можно отправляться. При следовании по участку движением поездов управляет поездной диспетчер. Машинист должен следовать по участку по показаниям светофоров с установленной скоростью. Сначала трудно было запомнить, какая скорость на определённом участке. Теперь помню наизусть. Сейчас на локомотивах установлены современные системы безопасности, которые не позволяют машинисту уснуть или проехать красный сигнал светофора. Некоторые системы позволяют вести поезд в автоматическом режиме. Но роль машиниста остаётся важной, т.к. ни одна система не увидит препятствие на пути и не сможет остановить поезд при отказе оборудования.
Раз был один такой случай. Выезжаем из кривого участка пути, а впереди переезд, через который переходит стадо коров. Сразу начали тормозить и сигналить. Пастух начал отгонять животных хлыстом и пинками. Бедные коровы разбежались по сторонам. По счастливой случайности обошлось без жертв.
Несмотря на свою трудность, работа наполнена романтикой. Интересно наблюдать из кабины как дорога уходит за горизонт, красивую природу в разные времена года. Ощущаешь ответственность, что тебе доверили груз и жизни пассажиров.