Большие десантные корабли проекта 775 (кодификация NATO – Ropucha (жаба по-польски)) — это серия БДК, постройка которых производилась в Польской Народной Республике, в Гданьске, по заказу Военно-Морского Флота. Корабли необходимы для переброски грузов и войск, а также для высадки морского десанта на необорудованное побережье. Также в возможности входит транспортировка разнообразных видов бронетехники. Им отведена главенствующая роль в десантном флоте РФ. До 1977 года по классификации принадлежали к средним десантным кораблям. В дальнейшем планировалось их заменить БДК проекта 778, постройка которых ожидалась также в Гданьске. Но в 1992 году два корабля этого проекта в недостроенном виде разрезали на стапелях.
1. Фотографии
2. Видео
3. История
3.1 История разработки
Военно-Морскому Флоту было необходимо заменить устаревающие большие десантные корабли проекта 1171, созданные на основе сухогруза. Их последователи должны были быть спроектированными специально для десантных операций, обладать большей живучестью и мощностью вооружения. Новые корабли должны были по значимости встать между БДК проекта 1174 («Носорог») и средними десантными кораблями. Проектирование 775 осуществлялось в Польской Народной Республике.
3.2 История службы
БДК данного проекта неоднократно участвовали в разнообразных операциях, причем без потерь. В их число входят, например:
- Эвакуация граждан СССР из порта Аден во время гражданской войны в Адене в 1986 году.
- Эвакуация с острова Нокра (Эритрея, тогда Эфиопия) в 1991 году.
- Функционирование в качестве сухогрузов при обеспечении флотских частей на Сахалине, Камчатке и Курильских островах.
- Участие в международной кампании по оказанию помощи иностранным государствам в зонах военных действий в акватории Индийского океана.
- Доставка с апреля 2014 года по настоящее время грузов правительству Сирии (в рамках кампании Сирийский экспресс).
Весной 2014 года команда одного из кораблей этого проекта, «Константина Ольшанского», БДК Военно-Морских сил Украины, подняла Андреевский флаг. По состоянию на август 2014 года данное судно входит в 197 бригаду десантных кораблей ЧФ РФ.
4. Конструкция
Корабли серии оборудованы развитой кормовой надстройкой. На корме есть герметичный откидной лацпорт, необходимость в котором возникает при погрузке техники с пирса в случае швартовки кормой. Танковый трюм проходит по всей длине корпуса и соединяет лацпорт и носовую аппарель. При помощи носовой аппарели проходит десантирование амфибийной техники на воду в условиях четырехбалльного волнения.
5. Тактико-Технические характеристики
5.1 Основные характеристики
- Водоизмещение: 2900 т (порожнее), 3450 т (нормальное), 4400 т (полное)
- Длина: 112,5 м (наибольшая)
- Ширина: 15 м (наибольшая)
- Осадка: 3,7 м (при полном водоизмещении)
- Двигатели: 2 дизельных двигателя, 3 × дизель-генератора, 16 ZVB 40/48
- Мощность: 2 × 9600 л. с., 3 × 750 кВт
- Движитель: 2 × кормовые выдвижные ВРК, 2 × ВФШ
- Скорость хода: 17,5 узла (полная)
- Дальность плавания: 3500 миль (на 16 узлах), 6000 миль (на 12 узлах)
- Автономность плавания: 30 суток
- Экипаж: 87 человек (8 офицеров).
5.2 Вооружение
- Навигационное вооружение: НРЛС «Дон» или «Миус» или «Вайгач» или «Наяда»
- Радиолокационное вооружение: РЛСО НЦ и ВЦ МР-302 «Рубка» (пр. 775/II) или
- МР-352 «Позитив» (пр. 775/III), две РЛС МР-212/201
- Радиоэлектронное вооружение: СУО МР-103 «Барс» или МР-123/176 «Вымпел» (пр. 775/III), СУО ПС-73 «Гроза», 2 × 82 мм ПУ комплекса ПК-16 и комплекс РЭБ МП-405 «Старт» (пр. 775/III)
- Артиллерия: 2 × АК-725 или 1 × АК-176 (пр. 775/III)
- Зенитная артиллерия: 2 × АК-630М (пр. 775/III)
- Ракетное вооружение: 2 × А-215 «Град-М» (всего – 320 НУРС), 2 × ПЗРК «Стрела-3» или «Игла».
5.3 Десантные возможности
БДК проекта 775 способны перевозить 10 танков и 225 десантников либо усиленную роту морских пехотинцев. Масса грузового отсека – до 480 т, его размеры – 95×4,5×4,5 м. Жилые места для десантников располагаются в 4-местных офицерских каютах и в кубриках.
6. Состав серии
Постройка больших десантных кораблей проекта 775 производилась с 1974 по 1985 гг. Постройка головного корабля «СДК-47» (заводской номер — 1) была осуществлена в 1974 году в Польской Народной Республике. Всего в этом проекте было построено 25 кораблей, а в проекте 775М (с модернизированным вооружением) – 3 корабля. Один из кораблей 775 был экспортом отправлен в Йемен, в 1979 году.
Проект 775:
- СДК-47 (БДК-47); Бортовой номер — 134; Заводской номер — 775/1; Введен в эксплуатацию — 01.07.1974; Флот – БФ
- СДК-48 (БДК-48); Бортовой номер — 061; Заводской номер — 775/2; Введен в эксплуатацию — 30.06.1975; Флот — ТОФ
- СДК-63 (БДК-63); Бортовой номер — 083; Заводской номер — 775/3; Введен в эксплуатацию — 30.06.1975; Флот — ТОФ
- СДК-90 (БДК-90); Бортовой номер — 058; Заводской номер — 775/4; Введен в эксплуатацию — 30.11.1975; Флот- ТОФ
- СДК-91 (БДК-91), «Оленегорский горняк»; Бортовой номер — 012; Заводской номер — 775/5; Введен в эксплуатацию — 30.06.1976; Флот — СФ
- СДК-181 (БДК-181); Бортовой номер — 083; Заводской номер — 775/6; Введен в эксплуатацию — 09.10.1976; Флот — ТОФ
- СДК-182 (БДК-182), «Кондопога»; Бортовой номер — 027; Заводской номер — 775/7; Введен в эксплуатацию — 30.11.1976; Флот — СФ
- СДК-183 (БДК-183), «Котлас»; Бортовой номер – 035; Заводской номер — 775/8; Введен в эксплуатацию — 15.03.1977; Флот СФ
- СДК-197 (БДК-197); Бортовой номер – 055; Заводской номер — 775/9; Введен в эксплуатацию — 21.09.1977; Флот — ТОФ
- СДК-200 (БДК-200); Бортовой номер – 011; Заводской номер — 775/10; Введен в эксплуатацию – 1977; Флот — СФ
- СДК-55 (БДК-55), «Александр Отраковский»; Бортовой номер — 031; Заводской номер — 775/11; Введен в эксплуатацию — 30.07.1978; Флот — СФ
- СДК-119 (БДК-119); Бортовой номер — н/д; Заводской номер — 775/12; Введен в эксплуатацию — 27.02.1979; Флот — ТОФ, ВМС Йемена.
Проект 775/II:
- БДК-14; Бортовой номер – 070; Заводской номер — 775/13; Введен в эксплуатацию — 31.08.1981; Флот — ТОФ
- БДК-101, «Ослябя»; Бортовой номер – 066; Заводской номер — 775/14; Введен в эксплуатацию — 19.12.1981; Флот — ТОФ
- БДК-105; Бортовой номер – 125; Заводской номер — 775/15; Введен в эксплуатацию — 02.03.1982; Флот — БФ
- БДК-98, «Адмирал Невельской»; Бортовой номер – 055; Заводской номер — 775/16; Введен в эксплуатацию — 28.09.1982; Флот – ТОФ
- БДК-32; Бортовой номер – 039; Заводской номер — 775/17; Введен в эксплуатацию – 1982; Флот — СФ
- БДК-43, «Минск»; Бортовой номер – 127; Заводской номер — 775/18; Введен в эксплуатацию — 30.05.1983; Флот — БФ
- БДК-58, «Калининград»; Бортовой номер – 102; Заводской номер — 775/19; Введен в эксплуатацию — 09.12.1984; Флот — БФ
- БДК-45, «Георгий Победоносец»; Бортовой номер – 016; Заводской номер — 775/20; Введен в эксплуатацию — 05.03.1985; Флот — СФ
- БДК-56, «Константин Ольшанский», Бортовой номер – 402; Заводской номер — 775/21; Введен в эксплуатацию – 1985; Флот – ЧФ
- БДК-60, «Александр Шабалин»; Бортовой номер – 110; Заводской номер — 775/22; Введен в эксплуатацию — 31.12.1985; Флот – БФ
- БДК-64, «Цезарь Куников»; Бортовой номер – 158; Заводской номер — 775/23; Введен в эксплуатацию — 30.09.1986; Флот — ЧФ
- БДК-46, «Новочеркасск»; Бортовой номер – 142; Заводской номер — 775/24; Введен в эксплуатацию — 30.11.1987; Флот — ЧФ
- БДК-67, «Ямал»; Бортовой номер – 156; Заводской номер — 775/25; Введен в эксплуатацию — 30.04.1988; Флот – ЧФ.
Проект 775/III:
- БДК-54, «Азов»; Бортовой номер – 151; Заводской номер — 775/26; Введен в эксплуатацию — 12.10.1990; Флот — ЧФ
- БДК-11, «Пересвет»; Бортовой номер – 077; Заводской номер — 775/27; Введен в эксплуатацию — 10.04.1991; Флот — ТОФ
- БДК-61, «Королев»; Бортовой номер – 130; Заводской номер — 775/28; Введен в эксплуатацию — 10.07.1991; Флот – БФ.
В 1962 г. начато разработка принципиально новой РЛС ≪Восход≫, обеспечивающей обнаружение и определение трех координат воздушных целей, на смену двухкоординатным РЛС ОВНЦ ≪Кактус≫, ≪Киль≫ и ≪Кливер≫.
Государственные испытания РЛС проводились в 1967 г. на противолодочном крейсере ≪Москва≫ ЧФ. На вооружение ВМФ она была принята в 1968 г.
Станцией ≪Восход≫ были оснащены первые отечественные противолодочные крейсеры проекта 1123 с вертолетами на борту ≪Москва≫ и ≪Ленинград≫, а также большие противолодочные корабли проекта 1134А, 1134Б и тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143.
Впервые в практике разработки отечественных РЛС кругового обзора для обнаружения воздушных целей была создана антенная система с электронным сканированием луча в вертикальной плоскости, что обеспечивало определение третьей координаты (угла места) на проходе в режиме кругового обзора.
С созданием РЛС ≪Восход≫ радиолокационная промышленность СССР впервые вышла на уровень промышленности развитых зарубежных стран. РЛС имела огромную по тем временам дальность обнаружения по воздушным целям - до 500 км. Станция ≪Восход≫ явилась первой корабельной РЛС, в которой были практически реализованы:
Мощное передающее устройство на базе усилительной цепочки из специально разработанных для станции ≪Восход≫ амплитронов;
Перестройка частоты станции от импульса к импульсу;
Внутриимпульсная линейная частотная модуляция сигналов;
Режим работы когерентными парными импульсами;
Схема подавления боковых лепестков методом вычитания;
Нелинейная оораиогка сигнала тина
В станции ≪Восход≫ впервые была осуществлена возможность программированного и задаваемого оператором режима обзора пространства в вертикальной плоскости в пределах от 0 до 30 град. При этом различными сочетаниями из 12 фиксированных положений луча по углу места достигалась концентрация энергетического потенциала в нужном направлении для обнаружения малоразмерных целей и для борьбы с помехами. В станции была предусмотрена защита от пассивных, несинхронных импульсных, хаотических импульсных, ответных, прицельных, скользящих и заградительных помех.
Антенный пост станции размещался на стабилизированной по качкам корабля вращающейся платформе и имел объединенные в единую конструкцию: антенное устройство станции, формирующее узкий луч основного канала и расширенный в вертикальной плоскости луч дополнительного канала антенны; антенны ответного и запросного устройства системы государственного опознавания и антенны подавления боковых лепестков. Антенна станции представляла собой параболический цилиндр размером в горизонтальной плоскости 7,5 м и в вертикальной плоскости 8,5 м, в фокусе которого расположены щелевой волноводный спиральный облучатель, формирующий основную диаграмму направленности, и рупорный облучатель, формирующий дополнительный луч антенны.
Передающее устройство представляло собой пятикаскадный импульсный усилитель мощности. Станция имела три идентичных приемных устройства: первое - для основного канала антенны, два - для каналов подавления помех по боковым лепесткам. Приемник основного канала был резервирован одним из приемников канала подавления.
Для повышения чувствительности в каждом приемном устройстве были применены параметрические усилители и усилители высокой частоты на лампах бегущей волны. Для наблюдения целей на фоне активных помех и отражений от взволнованной поверхности моря в приемные каналы были введены автоматическая регулировка усиления по шумам - ШАРУ и временная регулировка усиления - ВРУ.
2. Ряд радиолокационных станций ≪Фрегат≫.
Корабельная трехкоординатная радиолокационная станция ≪Фрегат≫, была разработана МПО ≪Салют≫ на рубеже 1969-1970 годов.
Государственные испытания опытного образца РЛС ≪Фрегат≫ были проведены на ЧФ на головном корабле проекта 1143 - тяжелом авианесущем крейсере ≪Киев≫.
Антенное устройство РЛС представляло собой единую конструкцию антенн, размещенных на вращающейся стабилизированной платформе с полной электромеханической стабилизацией, обеспечивающей удержание в плоскости горизонта в условиях качки корабля и вращающейся в горизонтальной плоскости.
Основная антенна, выполненная в виде параболического цилиндра с волноводно-щелевым отражателем в виде спирали, имела углочастотную зависимость, и сканирование узкого луча в вертикальной плоскости происходило вследствие дискретного изменения частоты передатчика от импульса к импульсу в пределах сканинга по установленной программе. Угломестная расстановка лучей выбрана таким образом, чтобы обеспечить непрерывное заполнение всей зоны обзора в вертикальной плоскости.
При работе на дополнительную антенну, имеющую частотнонезависимую косекансную диаграмму направленности в вертикальной плоскости, станция определяла две координаты. Использование дополнительной антенны позволяло обеспечить защиту станции от прицельной помехи, воздействующей одновременно по двум каналам.
Станция была принята на вооружение ВМФ в 1978 г.
Существует множество модификаций данной РЛС.
В отличие от РЛС ≪Фрегат≫ , в РЛС ≪Фрегат-М≫ предусматривалась возможность одновременной работы на основную и дополнительную антенны, что обеспечивало наименьший период обновления информации. В самой конструкции антенного устройства широко были использованы титановые сплавы, позволив снизить массу антенного поста. В приборах отображения информации были использованы два индикатора с прямоугольным растром, позволившие работать в двух режимах - кругового и секторного обзора. В станции был применен специальный режим для борьбы с противорадиолокационными ракетами.
Государственные испытания РЛС ≪Фрегат-М≫ проводились на ВПК ≪Проворный≫ ЧФ с 1975 по 1979 год. После их завершения в 1980 г. РЛС была рекомендована к принятию на вооружение ВМФ в качестве общекорабельной станции обнаружения, целеуказания и сопровождения целей,
Создание РЛС ≪Фрегат≫ первоначально задумывалось как замена радиолокационной станции ≪Ангара≫. Однако по своим массогабаритным характеристикам и энергопотреблению РЛС ≪Фрегат≫ превышала соответствующие характеристики РЛС ≪Ангара≫. Таким образом, РЛС ≪Фрегат≫ можно было вооружать новые проекты кораблей, но ею невозможно было заменить все РЛС ≪Ангара≫ на находящихся в строю кораблях ни по срокам, ни по разнообразию классов и водоизмещения этих кораблей.
В результате усилиями МПО ≪Салют≫ и представителей ВМФ были определены и найдены пути создания еще одной модификации базового ряда ≪Фрегат≫ с уменьшенными массогабаритными характеристиками - РЛС ≪Фрегат-МА≫ .Принципиальным техническим отличием этой РЛС от ранее созданных стало применение планарных антенных решеток частотного сканирования с излучающими элементами в виде волноводно-щелевых линеек с переменно-наклонными щелями и оригинальным делителем мощности. Применение такой конструкции антенны позволило снизить уровень боковых лепестков диаграммы направленности и выполнить компактный антенный пост, снизив его массогабаритные характеристики.
В 1987 г. РЛС ≪Фрегат-МА≫ принята на вооружение ВМФ в двух модификациях в зависимости от наличия в ее составе приборов вторичной обработки информации и целеуказания.
Необходимость иметь более совершенную РЛС для замены морально устаревших РЛС ≪Ангара≫ привели к созданию еще одной модификации базового ряда РЛС ≪Фрегат≫ - РЛС ≪Фрегат-МА 1≫. При этом одним из существенных требований являлось снижение трудоемкости и стоимости серийного производства, а также обеспечение его массовости. В основу новой модификации положен вариант одноканального построения станции, что позволило уменьшить массогабаритные характеристики РЛС. В 1988 г. РЛС ≪Фрегат-MAl≫ была принята на вооружение ВМФ.
Дальнейшая модификация шла в направлениях совершенствования элементной базы, унификации, внедрения модульного принципа построения и новейших технических решений. В результате приборный состав РЛС ≪Фрегат-М2≫ по сравнению с РЛС ≪Фрегат-М≫ сократился на 10 приборов при одновременном улучшении тактико-технических характеристик.
3. РЛС МР-800 (≪Флаг≫).
В 1969 г. для обеспечения целеуказания заданного к разработке ЗРК ≪С-ЗООФ≫ КБ МПО ≪Салют≫ начал разрабатываться опытный образец РЛС ≪Флаг≫ на базе РЛС ≪Восход≫ и ≪Фрегат≫.
По существу была создана многоканальная радиолокационная система, объединяющая в единый комплекс два обнаружителя с тремя частотными каналами, в котором была предусмотрена синхронная связь двух разнесенных антенных постов. Система позволяла концентрировать энергию в приоритетных направлениях, обеспечивая при этом синфазное или противофазное вращение двух антенных постов.
Система осуществляла в длинноволновом частотном канале доплеровскую фильтрацию и цифровую когерентную обработку сигналов, что обеспечивало эффективное подавление отражений от взволнованной поверхности моря, различных гидрометеоров и атмосферных неоднородностей и определение радиальной скорости цели. Необходимость последней задачи определялась спецификой построения ЗРК, который требовал целеуказания: по дальности, угловым координатам и радиальной скорости.
Государственные испытания опытного образца были проведены в 1980 г. на крейсере ≪Киров≫ СФ, в 1982 г. РЛС ≪Флаг≫ была принята на вооружение ВМФ.
Функциональное и конструктивное построение системы обеспечивает поканальное резервирование: при выходе из строя одного из каналов предусмотрена возможность его восстановления без выключения исправных каналов, что позволяет достигнуть высоких эксплуатационных показателей системы.
4. РЛС МР-650 (≪Подберезовик≫)
Дальнейшим освоением дециметрового С-диапазона частот явилась разработка РЛС ≪Подберезовик≫. Радиолокационные станции С-диапазона частот обладают рядом преимуществ:
Слабая подверженность влиянию погодных условий;
Высокая защищенность от средств радиопротиводействия;
Повышенные характеристики обнаружения средств воздушного нападения, изготовленных по технологии ≪Стеле≫;
Малая изрезанность зоны видимости низколетящих целей интерференцией радиоволн, вызванной отражениями эхо-сигналов от морской поверхности.
Инициатором разработки РЛС ≪Подберезовик≫ стал начальник отдела радиолокации НИИ-14 МО капитан 1 -го ранга М.Ф. Кручинецкий.
Государственные испытания опытного образца РЛС были проведены в марте - июне 1989 г. на БПК ≪Керчь≫ ЧФ.
Применение в станции новых технических решений (электронная стабилизация луча, цифровая обработка сигнала, твердотельное передающее устройство, элементная база четвертого поколения, горячее и холодное резервирование блоков) позволило при снижении в 2-3 раза массогабаритных характеристик улучшить технические и эксплуатационные возможности РЛС, а также сократить время приведения системы в боевую готовность.
Станция принята на вооружение ВМФ в 1991 г.
Обзор пространства в вертикальной плоскости осуществляется сканированием одного или двух лучей ≪карандашного≫ типа при круговом электромеханическом вращении антенны в горизонтальной плоскости. Используется программированное распределение энергии в пространстве за счет изменения количества посылаемых в пространство импульсов и их длительности в разных направлениях по углу места. В РЛС ≪Подберезовик≫ впервые получила практическую реализацию электронная стабилизация зоны обзора при воздействии бортовой и килевой качки корабля, за счет чего достигнуто снижение веса антенного поста. В РЛС используются одиночные и пачечные сложные сигналы с линейно-частотной внутриимпульсной модуляцией.
ТТХ для модификации РЛС ≪Подберезовик-ЭТ1≫ - зона обзора 500 км при высоте полета цели до 40 км, дальность обнаружения истребителей - до 300 км, низколетящих противокорабельных ракет - до 55 км, точность измерения по дальности -- 150 м, по пеленгу - 24 мин, по углу места - 30 мин, темп обзора 5 с.
Повышенный интерес зарубежных флотов к радиолокационной технике, разработанной и изготовленной на ГМЗ ≪Салют≫, наблюдается и в последние годы. Для поставки на экспорт разработаны несколько модификаций корабельной трехкоординатной радиолокационной станции обнаружения воздушных и надводных целей ряда ≪Фрегат-МАЭ≫, ≪Подберезовик-Э≫. Несколько модификаций РЛС ряда ≪Фрегат-МАЭ≫ в течение последних лет регулярно поставляются на экспорт для ВМС Китая и Индии.
Разработки НИИ ≪Квант≫.
1. РЛС МР-350 («Топаз»)
В период 1968 - 1973 гг. НПО ≪Квант≫ создает базовый ряд радиолокационных комплексов типа ≪Топаз≫, реально состоящий из двух модификаций ≪Топаз-IV≫ и ≪Топаз-П≫. По сравнению с РЛС, созданными в первый послевоенный период (РЛС «Рубка»), базовый ряд РЛК ≪Топаз≫ обладал более высокой степенью защищенности от активных и пассивных помех и имел в своем составе систему цифровой обработки информации, обеспечивающую первичную и вторичную обработку этой информации.
Государственные испытания опытного образца РЛК ≪Топаз-П≫ проводились на малом противолодочном корабле проекта 1124 ЧФ в августе - октябре 1973 г. а РЛК ≪Топаз-IV≫ - в мае - июле 1974 г. на ВПК ≪Бедовый≫ (проекта 56Ц). РЛК ≪Топаз≫ приняты на вооружение в 1976 г
Новые боевые корабли (головные корабли проекта 1155), на которых могли размещаться РЛК типа ≪Топаз≫, должны были выходить на испытания лишь в начале 80-х годов. Это задержало серийное производство новых РЛК, а после создания модификации базового ряда трехкоординатных РЛС ≪Фрегат≫ для вооружения кораблей среднего водоизмещения и некоторых кораблей малого водоизмещения, а также разработки для малых кораблей РЛС ≪Позитив≫, работающей на значительно меньшей длине рабочей волны и соответственно обладающей меньшими массогабаритными характеристиками, серийный выпуск РЛК базового ряда ≪Топаз≫ был фактически не начат.
|
![]() |
||
![]() |
|||
![]() |
![]() |
||
![]() |
|||
![]() |
Разрабатывая основы боевого применения десантных сил флота, руководство советских ВМС основываясь на опыте учений и боевых служб к началу 70-х годов прошлого века пришло к выводу, что в составе десантных сил флотов следует иметь несколько видов десантных кораблей: большие десантные корабли (БДК), обеспечивающие перевозку и десантирования батальона морской пехоты со средствами усиления, средние десантные корабли (СДК), обеспечивающие боевые действия роты морской пехоты и малые десантные корабли (МДК) - обеспечивающие, соответственно взвод. В составе ВМФ имелись БДК (проекта 1171) и МДК (проект 106 и 106К) в основном отвечающих вышеперечисленным требованиям. Что касается СДК, то состоящие на вооружении корабли проектов 770, 771 и 773 обеспечить перевозку и высадку роты морской пехоты были не способны и нуждались в замене. По этой причине в 1968 г. по указанию главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова начинаются работы по выработке условий тактико-технического задания на проектирование нового крупносерийного СДК. Десантные корабли проекта 775 (так назвали новую серию) должны были быть первыми ДК спроектированными по специальному проекту.До сих пор корабли для десантных силфлота создавались на основе имеющихся сухогрузов, или жеэто были совмещенные проекты (проект 1171). Проектирование и постройку новых кораблей было решено осуществить в Польше на основе мощностей предприятия "Северная верфь" ("Stocznіa Polnocna ") в г. Гданьске. Руководителем проекта являлся инженер-кораблестроитель О. Высоцкий. Наблюдение за ходом работ от СССР осуществляли группы специалистов от ВМФ под руководством капитана 1 ранга Б.М. Моложожникова, затем инженера кораблестроителя М.И. Рыбникова и главного представителя заказчика под руководством инженера Л.В. Луговина. В ходе проектных работ разрабатываемый СДК из-за значительного увеличения водоизмещения был переквалифицирован в БДК. Серийная постройка кораблей была организована на том же предприятии под руководством польского инженера Б. Стандуры. Первый корабль проекта 775, заложенный как СДК-47, был введен в состав флота 1 июля 1974 г. под названием БДК-47. Всего было построено 25 кораблей данного проекта. В составе первой серии в период с 1975 по 1985 г. было построено 12 БДК (их еще иногда называют БДК проекта 775/I) . Вторая серия состоящая из 16 кораблей (проект 775/II ) строилась в период с 1985 по 1992 г., причем три последних корабля строились по доработанному проекту (проект 775М) и отличались от других кораблей составом вооружения и радиолокационным оборудованием. Строительство третей серии БДК не было осуществлено по причине распада СССР. Десантный корабль проекта 775 по конструкции является многопалубным, плоскодонным десантным кораблем океанской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По конструкции он относится к судам, выполненных по системе "Ro-Ro" - с танковой палубой, которая проходит по всей длине корабля. Основным его предназначением является прием с оборудованного или необорудованного берега гусеничной, колесной техники и подразделений морской пехоты или морского десанта, транспортирования их морем и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с маленьким склоном дна через открытую носовую аппарель, а также приема из воды, транспортирования морем и спуска на воду плавающей техники через открытое носовую аппарель или кормовой лацпорт.Корабль мог использоваться для постановок минных заграждений, а также для перевозки морем различных грузов и пассажиров, кроме того, десантный корабль мог использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования. БДК проекта 775 принимали участие в различных операциях советского ВМФ. Так в 1986 г. они приняли участие в эвакуации граждан СССР из Аденского порта в связи с гражданской войной в Южном Йемене. В 1991 г. БДК участвовали в эвакуации советских граждан из Эфиопии. В августе 1999 г. 5 кораблей этого проекта доставили и высадили в районе порта г. Салоники несколько подразделений со штатной техникой российского миротворческого контингента на территории Югославии. В августе 2008 г. в ходе российско-грузинского конфликта БДК Черноморского флота (ЧФ) "Ямал" (БДК-67 проект 775) т "Саратов" (проект 1171) доставили и высадили в районе грузинского порта Поти подразделения морской пехоты ЧФ. Все БДК проекта 775 поступили на вооружение исключительно советского ВМФ. Вкратце судьба кораблей проекта: I серия : БДК-47 - введен в состав КБФ 1.7.1974 г. . списан 17.12.1994 г.; БДК-48 - введен в состав ТОФ 30.6.1975 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-63 - введен в состав ТОФ 30.6.1975 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-90 - введен в состав ТОФ 30.11.1975 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-91 - введен в состав СФ 30.6.1976 г. . с 2000 г. БДК "Оленегорский горняк"; БДК-181 - введен в состав ТОФ 9.10.1976 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-182 - введен в состав СФ 30.11.1976 г. с 9.2.1999г. БДК "Кондопога" ; БДК-183 - введен в состав СФ 15.3.1977 г. с 10.4.2003г. с 10.4.2003 г. БДК "Котлас", списан 22.6.2005 г.; БДК-197 - введен в состав ТОФ 29.9.1977 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-200 - введен в состав СФ 1977 г. . списан 30.6.1993 г.; БДК-55 - введен в состав СФ 30.7.1978 г. с 2001 г. БДК "Александр Отраковский"; БДК-119 - введен в состав флота 27.2.1979 г. . передан ВМФ Южного Йемена в 2002 г.; II серия : БДК-14 - введен в состав ТОФ 31 .8 .1981 г., списан 3.5.2001 г.; БДК-101 - введен в состав ТОФ 19.12.1981 г. с 24.1.2006 г. БДК "Ослябя"; БДК-105 - введен в состав КБФ 2.3.1982 г. списан 10.4.2002 г. ; БДК-98 - введен в состав ТОФ 28.9.1982 г. с 25.7.2011г. БДК "Адмирал Невельский"; БДК-32 - введен в состав СФ 1982 г. списан 10.4.2002г.; БДК-43 - введен в состав КБФ 15.5.1983 г. с 16.9.2000 г. БДК "Минск"; БДК-58 - введен в состав КБФ 9.12.1984 г. с 30.4.1999 г. БДК "Калининград"; БДК-45 - введен в состав КБФ 5.3.1985 г. с 2002 г. БДК "Георгий Победоносец"; БДК-56 - введен в состав КЧФ в 1985 г. в 1992 г. передан в ВМФ Украины, ныне БДК "Константин Ольшанский"; БДК-60 - введен в состав КБФ 31.12.1985 г. с 1986 г. БДК "Александр Шабалин"; БДК-43 - введен в состав КЧФ 30.9.1986 г. с 10.5.1989 г. БДК "Цезарь Куников"; БДК-46 - введен в состав КЧФ 30.11.1987 г. с 7.2002 г. БДК "Новочеркасск"; БДК-67 - введен в состав КЧФ 30.4.1988 г. с 3.1.2002 г. БДК "Ямал"; проект 775М : БДК-54 - введен в состав КЧФ 12.10.1990 г. с 23.11.1998 г. БДК "Азов"; БДК-11 - введен в состав ТОФ 24.1.2006 г. с 16.9.2000 г. БДК "Пересвет"; БДК-61 - введен в состав КБФ 10.7.1991 г. с 30.8.2000 г. БДК "Королев". На замену выбывших кораблей до сих пор не поступило почти ничего. Печально, товарищи офицеры.
Тактико-технические характеристики
№№ п.п. |
Наименование характеристики |
Единица измерения |
Проект 775 |
Проект 775М |
1 |
Стандартное в одоизмещение |
т |
3450 |
3450 |
2 | Полное водоизмещение | т |
4080 |
4080 |
3 |
Длина |
м |
112, 5 |
112, 5 |
4 |
Ширина |
м |
15 |
15 |
5 |
Осадка |
м |
3,7 |
3,7 |
6 |
Скорость полного хода |
узлов | 17,8 |
17, 8 |
7 |
Дальность плавания на ходу в 12 узлов |
миль | 6000 |
6000 |
8 |
Грузоподъемность максимальная | т |
615 |
615 |
9 |
Мощность силовой установки: Д изели «Згода-Зульцер» 16ZVB40/48, 3 ДГ |
л.с. |
2х9600 |
2х10 500 |
10 | Автономность |
сут. |
30 |
30 |
11 |
Экипаж офицеры/матросы и старшины |
чел. |
17/81 |
17/81 |
12 |
Вооружение ПВО: - ПУ МТУ-4 ПЗРК ЗРК "Стрела" ("Игла") |
к-т |
2 (4) |
4 ("Игла") |
13 |
Артиллерийское вооружение: - 57 мм АК-725 - 76 мм АК-76М - 30 мм АК-630М - 122 мм ПУ НУРС МС-73 "Град-М" - 45 мм 21КМ (БДК-11, БДК-67) |
к-т |
2 - - 2 2 |
- 1 2 2 2 |
14 |
Боекомплект: - 57 мм
выстрелов
- 76 мм выстрелов - 122 мм НУРС - мины |
шт. |
2200
- 320 90 |
-
550 320 90 |
15 |
Радио-техническое
вооружение (РТВ):
- РЛС общего обнаружения МР-302 "Рубка" - РЛС общего обнаружения МР-352 "Позитив-М" - НРЛС "Дон" ("Миус", "Вайгач") - комплекс РЭБ ПК-16 |
к-т |
1 - 1 - |
- 1 1 2 |
16 |
Десантовместимость: -
основные танки
- личный состав |
шт. |
10
340 |
10 |