1. Битва с валькириями
МиГ-25 появился на свет не только из потребности отечественного авиапрома выпускать все новые и новые самолеты, характеристики которых должны постоянно улучшаться. Он явился ответом на новые угрозы нашего потенциального противника. Они заключались в появлении сверхзвукового и высотного стратегического бомбардировщика B-58, способного прорывать оборону ПВО и наносить ядерные удары. Имевшиеся в СССР истребители-перехватчики не могли ему эффективно противостоять по своим скоростным и высотным характеристикам.
Более того, они абсолютно ничего не могли сделать в небе со сверхскоростным разведчиком Lockheed SR-71, имевшим крейсерскую скорость 2,8М. Ну, а стратегический бомбардировщик XB-70 Valkyrie (3100 км/час, потолок 23 000 м), не оставлял нашим МиГ-21 и Су-15, стоявших тогда на вооружении, никаких шансов. Правда противостояние с «Валькирией» не состоялось, поскольку она не была запущена в серию.
Конструкторам МиГ-25 удалось «разогнать» самолет до скорости 3000 км/час и поднять до 23 000 метров.
2. Новое оперение
Конструкция планёра этой машины прежде не встречалась в мировой истребительной авиации. МиГ-25 оснащен плоскими боковыми воздухозаборниками с горизонтальным клином, двухкилевым оперением и тонким трапециевидным крылом малого удлинения. Уникально расположены и два двигателя – рядом в хвостовой части фюзеляжа. Такая геометрия позволила разогнать машину до рекордных по тем временам скоростей и добиться приемлемой для своего класса летательных аппаратов маневренности.
3. Борьба с перегревом
Использование в этом истребителе традиционных материалов при изготовлении корпуса было невозможно. Поскольку при скоростях, превышающих 2,5М, происходит сильный нагрев конструкции до температуры 300-400 градусов по Цельсию.
Поэтому в качестве основных конструкционных материалов были выбраны нержавеющие стали (80% от общей массы конструкции), титановые сплавы (8%) и жаропрочные алюминиевые сплавы (11%). Сборка планёра самолета выполнялась при помощи автоматической аргоновой сварки.
4. Потери при доводке
Государственные испытания начались в 1965 году и продолжались 5 лет. Это было связано с тем, что опытные образцы машин постоянно дорабатывались из-за конструкторских недочетов. И эти недоработки унесли несколько жизней. Осенью 1967 года погиб ведущий летчик НИИ ВВС Игорь Лесников. Весной 1969 года из-за разрушения в полете турбины двигателя и вспыхнувшего на борту пожара погиб командующий авиацией ПВО генерал Кадомцев. Позже, когда машина уже внедрялась в части ПВО, произошли еще четыре аварии со смертельными исходами. И они также потребовали доработки конструкции. Столь высокая аварийность на начальном этапе объясняется прежде всего тем, что МиГ-25 был самолетом нового класса, все нюансы его поведения в воздухе теоретически невозможно было предусмотреть.
5. Головная боль американских конгрессменов
Разработка перехватчика и его испытания проходили в условиях строгой секретности. Впервые он был явлен миру 9 июля 1967 года на воздушном параде по случаю Дня ВВС в Домодедово. Четыре перехватчика на бреющем полете прошли над трибунами. Диктор сообщил, что эта новая машина способна развивать скорость 3000 км/час.
Для Запада это было большой новостью, причем весьма неприятной. В связи с этим даже состоялись экстренные слушания в конгрессе США. Эти слушания способствовали активизации работ по созданию истребителей-перехватчиков нового класса F-14 и F-15. Кстати, оба они имеют ту же самую, что и МиГ-25, двухкилевую схему. Но немного не дотягивают как по скорости, так и по высоте полета.
6. От ворот поворот
Внедрение перехватчиков в строевые части истребительной авиации ПВО начало немедленно приносить пользу. Резко снизилась активность американских разведчиков на северных и восточных границах Советского Союза. Это были именно те самолеты, которым должны были противостоять МиГ-25 - Lockheed SR-71A.
7. Предательство Беленко
В сентябре 1976 года старший лейтенант Виктор Беленко совершил побег на МиГ-25П с дальневосточного военного аэродрома в Японию, приземлившись на острове Хоккайдо. Где и попросил политическое убежище.
Это нанесло Советскому Союзу огромный вред. Самолет был разобран и изучен американскими специалистами. А через полтора месяца по требованию советского МИДа его вернули в разобранном виде. Поскольку потенциальному противнику стали известны секреты работы электроники, в частности, системы распознавания «свой – чужой», то все электронное оборудование на выпущенных самолетах пришлось заменить на модернизированное. Потребовалось внести изменения и в некоторые другие системы самолета. Модернизированная машина была названа МиГ-25ПД.
При этом следует учесть, что совершенное перебежчиком преступление, способствовало повышению боеспособности перехватчика. Он получил более совершенные средства обнаружения и сопровождения цели, а также теплопеленгатор воздушных целей. МиГ-25ПД дооснастили ракетами ближнего боя Р-60.
8. Выше всех
На МиГ-25 установлено 29 мировых рекордов. Среди них есть уникальный, не побитый и поныне - высоты полета на самолете с реактивными двигателями. 21 августа 1977 года летчик-испытатель А.Федотов поднялся над землей на 37 650 метров.
9. На чужбине
Перехватчики, проданные в ряд стран в 60-е – 80-е годы, участвовали в военных конфликтах в Египте, Сирии, Ливии и Ираке (Ирано-иракская война). Самым результативным пилотом стал иракский летчик Мохаммед Ройан. Он сбил на своем МиГ-25ПД 10 самолетов, принадлежавших Ирану.
Во время Войны в Персидском заливе в 1991 году почти все иракские самолеты были уничтожены. Однако не в воздухе во время боев, а на земле во время массированного налета американских бомбардировщиков, базировавшихся на авианосцах.
Максимальная скорость самолёта МиГ-25
Наибольшая скорость, которую способны развивать самолёты семейства МиГ-25 в горизонтальном полёте, неизвестна, в связи с чем открытым остаётся вопрос о самом быстром самолёте XX века. Книга рекордов Гинесса называет МиГ-25 самым быстрым из боевых самолётов мира, а SR-71 — обладателем рекорда скорости горизонтального полёта.
МиГ-25 (по классификации НАТО: Foxbat) — одноместный военный самолёт, разработанный во времена Советского Союза конструкторским бюро Микояна — Гуревича.
В конце 1960-х годов в СССР была развёрнута разработка военного самолёта, который был бы способен отражать предполагаемую угрозу со стороны американского сверхзвукового бомбардировщика Конвэр B-58 «Хастлер» и его модернизированных последователей, а также разработанного американцами Норт Америкэн B-70 «Валькирия», который был способен развивать трёхкратную скорость звука. Был сделан заказ на конструкцию истребителя, способного развивать трёхкратную скорость звука и поражать цели в высотном диапазоне от 0 до 25 000 м.
Первый полёт: 1964. Принят на вооружение: 1967.
Установленные рекорды
Самолёту МиГ-25 принадлежат рекорды скоростей полёта с грузом в 1 и 2 тонны. Самолёту SR-71 — рекорды скорости полёта без нагрузки на внешней подвеске на замкнутом 500 и 1000 км маршрутах и на короткой базе. В этих номинациях SR-71 побил рекорды советского перехватчика. Крейсерская скорость SR-71 при полной заправке топливом составляет 3200 км/ч на высоте 24 400 м и возрастает до 3300 по мере вырабатывания топлива и возрастания горизонтальной высоты полёта до 25 км. Официальный рекорд скорости — 3529,56 км/ч на базе 15 — 25 км. Для МиГ-25 часто указывается максимальная скорость полёта на большой высоте 3 000 км/ч. Это функциональная скорость — то есть та, которая достигается перехватчиком при полном ракетном вооружении (4 УР Р-40 массой 2 тонны). Без наружных подвесок задание выполняет разведчик МиГ-25Р. В связи с чем для него иногда указывается максимальная скорость соответствующая числу М=3.
Между тем, самолёт МиГ-25 способен достигать и большего значения М. Так, например, в ходе испытательных полётов было установлено, что остекление кабины начинает плавиться при выходе на число М 3.12 (свыше 3300 км/ч). Во время лётных испытаний было установлено также ухудшение управляемости самолёта на скорости более чем в 3 раза превышающей скорость звука. Но наиболее существенной неожиданностью для лётчиков оказался процесс внезапного неуправляемого возрастания скорости при переходе за число М=2,83. По свидетельству пилотов, психологически казалось, что самолёт будет разгоняться вплоть до саморазрушения. В результате для МиГ-25 в ходе эксплуатации было установлено ограничение по числу М, соответствующему значению 2.83 (3 000 км/ч). Время полёта на этой скорости ограничено 8 минутами (первоначально — 3 минуты). И хотя в ряде случаев наиболее опытные испытатели (Федотов, Остапенко) в рекордных полётах на максимальную высоту разгоняли самолёт до скорости более чем в 3 000 км/ч, но советские МиГ-и всё же никогда не «выжимали» максимальной возможной скорости
Однако во время арабо-израильской войны в условиях боевых действий, предусматривавших пролёт над территорией, контролируемой ЗРК и истребителями-перехватчиками противника, это и другие эксплуатационные ограничения далеко не всегда соблюдаются. По свидетельству израильских специалистов противовоздушной обороны, полёты над территорией Израиля МиГ-и производили на скорости вплоть до 3 700 км/ч. Эти данные противника были признаны авторитетными в США. В американском справочнике советского вооружения указывалась максимальная скорость МиГ-25ПДС 3400 км/ч.
В снятом в США фильме о самолёте МиГ-25 одним из комментаторов выступал предатель лётчик Беленко, перелетевший на МиГ-25 в Японию в1972 году. На вопрос о том, мог ли МиГ догнать Чёрного дрозда, он ответил утвердительно, подчеркнув, что время на обгон должно составлять около 10 минут. Очевидно, не только испытателям но и строевым лётчикам была известна способность МиГ-25 разгоняться на форсаже до существенно больших скоростей, нежели ограниченных инструкцией.
Дальнейшая модернизация МиГ-25 — экспериментальный самолёт Е-155М, переделанный из исходного варианта, был оснащён более мощными двигателями с тягой по 13500 кгс (против 11200 кгс у исходного самолёта) и мог развивать с полным ракетным вооружением скорость М=3 на высоте 24200 м. При этом в состав вооружения входили не только 4 УР Р-40, но и ракеты ближнего боя Р-60.
В середине 1960-х годов велись работы по модификации перехватчика Е-155ПА с двигателями тягой по 15 000 кгс (такие же двигатели в количестве 4-х устанавливались на самолёт Т-4 ОКБ Сухого). Эта модификация МиГ-25 должна была развивать максимальную скорость 3700 — 4000 км/ч.
Следует учесть, что в отличии от создателей американского разведчика, создатели самолёта МиГ-25 отнюдь не были нацелены исключительно на достижение максимально возможной скорости.
Во-первых,
для перехвата значение имеет манёвренность самолёта, позволяющая совершать ему виражи существенно меньшего радиуса. Так, для МиГ-25 на крейсерской скорости М 2.35 (2500 км/ч) допускаются перегрузки до 5 g, тогда как для SR-71 на крейсерской скорости M=3 величина эксплуатационной перегрузки ограничена величиной 1.5. g, в результате чего радиус его виража на данной скорости составляет 93 мили. Манёвренность обеспечена более прочной, и следовательно, потенциально более тяжёлой конструкцией, крылом большего размаха и меньшей стреловидности, что отрицательно сказывается на скоростных характеристиках. По причине большей чем у SR-71 манёвренности МиГ-25 держит рекорд скорости на замкнутом 100-км маршруте. SR-71 в принципе не мог осуществить столь крутой вираж на большой скорости. Устойчивость и управляемость на таких перегрузках обеспечивались двумя огромными килями МиГ-а, что также повышало лобовое сопротивление и снижало максимальную скорость.
Во-вторых,
при скорости перехватываемой цели в 3 М и более скорость сближения с ней перехватчика составляет 5000 — 6 000 км/ч. При дальности обнаружения цели типа «бомбардировщик» радиолокатором «Смерч-А» в 100 км время, за которое возможен перехват, составляет около минуты. Дальнейшее увеличение скорости перехватчика при возможностях радиолокаторов 60-х гг. делает вероятность успешного перехвата скоростных целей в условиях радиоэлектронного противодействия низкой. По этой причине оптимальная скорость самолёта МиГ-25 при перехвате составляет 2 500 км/ч и именно на эту скорость самолёт выводился в автоматическом режиме.
По этим причинам модификация Е-155ПА, как и Е-155М, не получили завершения. Наиболее невостребованной (вовсе не строившейся) оказалась первая сверхскоростная модификация, которая могла выполнить перехват, только обнаружив противника на очень большой дальности, а также начав обстрел цели с большого расстояния. С этой целью на Е-155ПА планировалось установить ракеты большой дальности и сложнейший радиолокатор «Смерч-100» (будущий СБИ-16 «Заслон», также планировавшийся к установке на перехватчик Ту-148, который проиграл в конкурсе самолёту МиГ-31). Однако ко времени работ над Е-155ПА работы над радиолокатором «Смерч-100» находились на начальной стадии.
Наиболее эффективным из существующих перехватчиков является МиГ-31 — глубокая модернизация МиГ-25, не превосходящая его по скоростным характеристикам, но имеющая существенные преимущества в возможностях радиоэлектронного оборудования, дальности полёта и отличающегося большей маневренностью. Эффективность МиГ-31 подтверждена рядом успешных перехватов ими самолётов SR-71, выполненными на Дальнем Востоке и над акваторией Северного Ледовитого океана.
По материалам сайта МиГ-25: самый быстрый самолёт XX века
Вооружение времен могущественной державы СССР на надлежащем уровне конкурировало с оружием и техникой других держав. В некоторых моментах показатели определенных видов вооружения на много порядков превосходили своих конкурентов. История подтверждает, что такое лидерство давало ряд больших преимуществ и держало потенциальных врагов в страхе и напряжении. Авиация не исключение. Определенные достижения в конструировании самолетов и видов вооружения для них определило господство ВВС СССР в мировом воздушном пространстве на многие года.
Конструкторское бюро Микояна – Гуревича выпустило ряд действительно хороших машин. Превосходные аэродинамические качества, мощное вооружение, сверхзвуковая скорость и еще многие положительные характеристики – это главные отличительные показатели самолетов данного бюро. Сегодня речь пойдет о легендарной машине – это самолет МиГ 25.
История развития МиГ 25
В 50-х годах все конструкторы работали над созданием тяжелых сверхзвуковых истребителей, которые должны были противостоять тяжелым сверхзвуковым бомбардировщикам зарубежных военных сил. К ним относились Норт Америкен ХВ-70 («Валькирия»), Конвэр В-58 («Хастлер»). Работы велись в строжайшей секретности. Бюро МиГов работало над такими моделями как Е-152 (Е-166), Е-150, Е-152М. В 1961 году 10 марта Микоян издает официальный указ о создании новой машины.
Прототип получил индекс Е-155. Этот самолет и стал прародителем знаменитого МиГ 25. Конструкторы столкнулись со многими задачами. Бывали такие случаи, что чертежи переделывались не один раз. Какую силовую установку выбрать, какое вооружение применить, какие автоматические системы для управления использовать. С такими вопросами часто сталкивались конструкторы при проектировании машины.
Характеристики МиГ 25
Многие года истребитель МиГ 25 господствовал в небе. Именно на этой машине и ее модификациях установлено многие рекорды скорости и высоты полета. Чертежи машин хранились в секрете. Применение данной модели самолетов очень широко.
Истребители-перехватчики
- МиГ 25П – самый первый перехватчик МиГ 25, впервые выпущенная в 1969 году базовая модель (сделан на базе прототипа Е-155П);
- МиГ 25ПУ – модель, сконструированная для учебных целей;
- МиГ 25МП – усовершенствованная модель, которая стала прототипом для МиГ 31 . Серийно не производился;
- МиГ 25 ПД – модифицированная модель с мощным вооружением и электроникой. Сюда можно отнести модели МиГ 25ПДС и МиГ 25ПДСЛ, на которые устанавливали двигатель типа «Р15БД-300».
Разведчики
- МиГ 25Р – сверхскоростной высотный разведчик. Выполнял радиолокационную, радиотехническую и оптическую разведки. Был оснащен высококачественной оптикой и фотооборудованием.
- МиГ 25БМ – предназначался для прорыва линии ПВО. Оснащался противорадиолокационными ракетами Х-58. Мог переносить ракеты с ядерными боеголовками. Поражения по целям радиолокационной службы врага, наносились с высоты стратосферы.
- МиГ 25РБТ – самолет радиотехнической разведки. Кабина самолета была оснащена новейшей электроникой, станцией «Тангаж».
- МиГ 25МР – предназначался для исследования и прогнозов метеорологический наблюдений. На нем было установлено специальное оборудование.
Тактические разведчики-бомбардировщики
МиГ 25РБ, МиГ 25РБВ – это всевысотные, одноместные самолеты, которые предназначались для разведки и бомбардировки. Оснащены были высокоточной электроникой, мощной радиолокационной аппаратурой (СРС-4А). Несли на своем борту внушительное боевое вооружение. Масса бомбовой нагрузки составляла 4000 кг. Являлись носителями ядерного оружия. Для автоматического бомбометания использовалась система навигации «Пеленг-Д».
Электроника и радиолокационное оборудование
Кабина самолета оснащалась мощной электроникой, характеристики которой в те времена были наилучшими для данного типа истребителей. Сюда можно отнести систему САУ-155П1 (система автоматического управления), теплопеленгатор 26Ш-1, СПО «Сирена-3М» (система предупреждения об облучении), радиовысотомер Р-19, система наведения «Лазурь». На разведчиках устанавливались мощные радиолокационные станции бокового обзора типа «Сабля».
Вооружение
Применялись ракеты «воздух-воздух» Р-40Р/Т и Р-60. Для бомбардировщиков применялись бомбы ФОТАБ 100-80, ФАБ-500М-62.
Двигатель
На большую часть самолетов МиГ 25 и их модификаций был установлен двигатель Р15Б-300. Технические данные этого агрегата внушительные. Он разгонял истребитель до скорости в три маха и подымал до высоты в 22 километра. Тяга равна 11200 кгс.
При полном вооружении истребитель развивал скорость 3000 км/ч. Без вооружения скорость повышалась на 10-15 %. Американские ученые, проводя испытания, доказали, что двигатель Р15Б-300 развивает скорость до 3400 км/ч. Максимальная скорость МиГ 25 достигала 3600 км/ч. При полете над Синайским полуостровом такую скорость фиксировали у советских самолетов в 1972 году обе стороны.
Согласно этим данным истребитель МиГ 25 установил абсолютный рекорд по скорости и данным высоты полета. Но по причинам безопасности пилотам запрещали разгонять самолет свыше 3000 км/ч.
Исторические факты
Чертежи данной машины были желанными для конструкторских бюро многих стран. Потенциальные враги хотели знать все нюансы:
- применение истребителя;
- данные максимальной скорости полета и высоты;
- уникальность конструкции двигателя, вооружения, электронной начинки.
История гласит, что в 1976 году 6 сентября истребитель МиГ 25 угнал в Японию советский летчик Беленко Виктор. При штатном полете предатель пересек границу и приземлился в Японии. Он попросил политического убежища у США. Самолет разобрали и вывезли в штаты для тщательного обследования. Это послужило толчком для переоборудования на всех самолетах новой электроники и оборудования.
Видео о МиГ-25
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
МиГ-25 легендарный
советский истребитель. Несмотря на то, что был принят на вооружение в 1973
г., на сегодня остаётся непревзойдённым истребителем-перехватчиком с
рекордными характеристиками. Мировой рекорд высотности (пилот А.Федотов) -
37 км! Скорость (пилот П.Остапенко - 3000 км/ч (830 м/сек). Все женские
мировые рекорды установила на МиГ-25 Светлана Савицкая - дочь маршала
авиации Савицкого.
Примерно такие показатели по скорости имел
американский самолёт-разведчик SR-71, но он не был в полном смысле боевым
самолётом, а предназначался для аэрофотосъёмки.
Скорость полёта 3 тыс.км/ч, указываемая в
открытой печати для МиГ-25П, является максимальной скоростью с ракетным
вооружением - 4 ракетами Р-40
МиГ-25 (МиГ-31) являются единственными в
мире самолётами, способными на скорости более 2500 км/ч маневрировать с
перегрузкой до 5 g.
Для разведывательной модификации и, тем более,
для МиГ-25М, предельная скорость полёта составляет не менее
3600 км/ч.
Имеются сведения (с обеих
воюющих сторон), что во время разведывательных полётов 1972 г. над Синайским
полуостровом разведчики МиГ-25 развивали такую скорость.
Самолёт-разведчик SR-71 (США)
Полёты SR-71 вдоль границ СССР были пресечены с появлением развития МиГ-25 - истребителя-перехватчика МиГ-31, имеющего больший боевой радиус действия.
В скороподъёмности на 25 и 30 км - МиГ-25 отобрал рекорд у американского многоцелевого истребителя четвёртого поколения F-15
Истребитель F-15 Eagle (США)
МиГ-31
Высотный истребитель-перехватчик дальнего действия.
Модернизация МиГ-25
Боевое применение МиГ-25
1971, Египет.
Израильские истребители не
пугали пилотов МиГ-25. У них уже был опыт таких встреч над Синаем, где
МиГ-25 не раз проходили над аэродромом у Мелеса. “Фантомы”, поднимавшиеся на
перехват, уступали МиГ-25 и в скорости, и в высоте полета. Пытаясь
дотянуться до МиГа и занять положение для атаки, “Фантомы” выходили на
предельный угол атаки, теряли управление, клевали носом или сваливались в
штопор. “Миражи” отставали от МиГ-25 еще больше.
Глубокие разведрейды продолжались до марта 1972 г.
Единственным, что могли противопоставить этому израильтяне, были протесты,
которые выражал их представитель в ООН Рафаэль после каждого пролета МиГ-25.
Оправдывая свое бессилие в борьбе с невооруженным разведчиком, израильская
ПВО сообщала о том, что засекаемый станциями обнаружения “объект” достигает
скорости М=3,2.
1981 г.
Сирия
Два сирийских МиГ-21 выполняли в виде приманки
демонстрационные действия. Пара израилевских F-15, разомкнувшись по
высоте, начала преследование. На перехват F-15
вышли два МиГ-25, причем один из МиГов проводил атаку на встречном курсе, а
второй - с фланга. Пилот первого МиГ-25, из-за срыва автоматического
сопровождения, не смог произвести пуск ракет и был сбит ракетой «Спэрроу»,
выпущенной F-15. Летчик второго МиГ-25 произвел захват цели на дальности
около 40 км и двумя ракетами Р-40 уничтожил ведомого F-15.
1980…1988 гг Иран-Ирак
В ирано-иракской войне МиГ-25 воевал на стороне Ирака.
Иракские МиГ-25, всего 8 машин летали на бомбардировку нефтяных терминалов и
Тегерана. Один самолёт был сбит средствами ПВО Ирана.
Война в Персидском заливе
1991 г
Иракским МиГ-25 был сбит палубный истребитель ВМС США F/А-18C.
Два F-15 уничтожили ракетами АIM-7 по одному МиГ-25П.
1992 г.
Два F-16 ВВС США сбили иракский МиГ-25.
Произошел воздушный бой между F-15 и МиГ-25П не принес успеха ни одной из
сторон.
1993 г. во время попытки перехвата разведчика U-2, состоялся воздушный
бой между МиГ-25 и истребителем F-15C, закончившийся безрезультатно.
♦ Как
МиГ-25 был первым в мире серийным истребителем, достигшим рубежа скорости 3000 км/ч. Он стал
рекордсменом по числу установленных мировых рекордов (29), из них 3 -
абсолютные. В отличие от SR-71 , на МиГ-25 при скорости
М=2,5 и весе 30 т. допускались перегрузки до 5g. Это позволило ему установить рекорды скорости на
коротких замкнутых маршрутах. В ноябре 1967 М.М.Комаров пролетел 500-км замкнутый маршрут со средней скоростью 2930 км/ч.
А установленный 8 апреля 1973 г. А.В.Федотовым рекорд
скорости на 100-км замкнутом маршруте - 2605,1 км/ч - будет побит еще не скоро. В ФАИ рекордный вариант МиГ-25
был зарегистрирован как Е-266.
На учебно-боевом МиГ-25ПУ Светлана Савицкая установила 4 женских рекорда высоты и скорости полета, включая женский мировой рекорд скорости
2683,44 км/час, установленный 22 июня 1975. 31 авгyста 1977 она достигла высоты полета 21209,9 м, а 21
октябpя на дистанции 500 км была достигнyта скоpость 2466,1 км/ч. 12 апpеля 1978 года опять же
Светлана Савицкая пpолетела по замкнyтомy маpшpyтy в 1000 км со сpедней скоpостью 2333 км/ч. Самолет
заpегистpиpован в ФАИ под индексом Е-133.
Как и при многих рекордных полётах не обходилось и без курьёзов. Вот, что
пишет Б.А.Орлов в своей книге «Записки лётчика-испытателя » об этом: «...Тяга
двух двигателей на стаpте составляла почти 30 тонн, взлетный вес самолета около
24 тонн, так как топлива запpавлялось немного, как и в пpежних полетах. С
зажатыми полностью тоpмозами самолет полз по бетону, вpемя же полета исчислялось
с момента стpагивания с места. Hаши столяpы сколотили две здоpовые деpевянные
колодки с пpивинченными внизу стальными уголками. Эти уголки, забиваясь в щели
между плитами взлетной плосы, не позволяли сдвинуть колодки с места. Самолет
тягачом остоpожно накатывали на эти колодки, чтобы колеса вошли в их полукpуглые
выpезы, потом летчик запускал двигатели, молотил на максимальных обоpотах
две-тpи минуты для поддавливания топливных баков, включал фоpсаж, ждал несколько
секунд полного pозжига фоpсажных камеp и отпускал тоpмоза. Самолет сигал чеpез
колодки и мчался по полосе, отpываясь от нее чеpез шесть секунд...»
В 1972 г. начались работы по созданию опытного самолета
Е-155М , который под обозначением Е-266М установил 6 мировых рекордов.
По словам генерального конструктора Р.А.Белякова , превышение МиГом скорости
М=3 снижало ресурс планера, но не приводило к повреждению самолета или двигателя.
Перечень рекордов МиГ-25 | |||||
---|---|---|---|---|---|
Дата | Рекорд | Самолет | Пилот(ы) | Класс.ФАИ | Комм.груз |
Скорость на базе 15/25 км, км/ч | |||||
22.06.1975 | 2683,44 | Е-133 (МиГ-25ПУ) | С.Е.Савицкая | ||
Скорость на замкнутом 100 км маршруте, км/ч | |||||
8 апреля 1973 | 2605,1 | Е-266 (МиГ-25) | А.В.Федотов | C1 G3 | |
Скорость на замкнутом 500 км маршруте, км/ч | |||||
5 октября 1967 | 2981,5 (2930) | Е-266 (МиГ-25) | М.М.Комаров | C1 G3 | 2000 кг |
21 октября 1977 | 2466,1 | Е-133 (МиГ-25ПУ) | С.Е.Савицкая | ||
Скорость на замкнутом 1000 км маршруте, км/ч | |||||
16 марта 1965 | 2319,12 | Е-266(МиГ-25) | А.В.Федотов | C1 G3 | 2000 кг |
27 октября 1967 | 2920,67(2910) | Е-266(МиГ-25) | П.М.Остапенко | C1 G3 | 2000 кг |
12 апреля 1978 | 2333 | Е-133 (МиГ-25ПУ) | С.Е.Савицкая | ||
Абсолютная высота полета, м | |||||
5 октября 1967 | 29777(30010) | Е-266(МиГ-25) | А.В.Федотов | C1 G3 | 2000 кг |
27 июля 1973 | 36240 | Е-266(МиГ-25) | А.В.Федотов | C1 G3 | |
25 июля 1973 | 35230 | Е-266 (МиГ-25) | А.В.Федотов | C1 G3 | 2000 кг |
22 июля 1977 | 37080 | Е-266М (МиГ-25М) | А.В.Федотов | C1 G3 | 1000, 2000 кг|
21 августа 1977 | 37650 | Е-266М (МиГ-25М) | А.В.Федотов | C1 G3 | |
31 августа 1977 | 21209,9 | Е-133 (МиГ-25ПУ) | С.Савицкая | ||
Скороподъемность | |||||
лето 1973 | 20000 м, 25000 м, 30000 м | Е-266 (МиГ-25) | Б.А.Орлов, П.М.Остапенко | ||
17 мая 1975 | 25000 м за 2 мин 34,2 (154,2) с, 35000 м за 4 мин 11,7 (251,3) с | Е-266М (МиГ-25М) | А.В.Федотов | ||
17 мая 1975 | 30000 м за 3 мин 9,85 (189,7) с | Е-266М (МиГ-25М) | П.М.Остапенко | ||
- Истребители. / В.Ильин, М.Левин, 1996 /
- Книга Гиннеса об авиации / М.Тейлор и Д.Мандрэй, 1997 /