С 22 октября вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» (далее – Указ), которым расширен перечень видов деятельности, которые граждане могут осуществлять без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Перечень работ расширен за счет штукатурных, малярных, стекольных работ, сборки и перетяжки мебели, реализации хлебобулочных и готовых кондитерских изделий, предоставления жилых помещений в краткосрочную аренду и других занятий.
Перед тем, как приступить к работе, следует письменно уведомить налоговый орган по месту жительства о желании осуществлять деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, указав: вид деятельности и товаров (услуг), место и период ее осуществления.
От работающих по заявительному принципу граждан не требуется предоставлять отчеты и декларации в налоговые органы, вести книги проверок, книгу жалоб и предложений и прочее.
Ожидается, что Указ № 337 привнесет некоторые изменения в законопроект «О защите прав потребителей», который был принят депутатами в первом чтении в июне этого года. В частности, в документе будет расширен круг ответственных перед потребителем лиц – дополнено определение «исполнитель». Кроме того, если субъекты хозяйствования при реализации товаров (работ, услуг) обязаны выдать потребителю документ, подтверждающий оплату, то физическим лицам МАРТ предлагает выдавать такой документ только по требованию потребителя.
Также физических лиц не обязывают использовать в своей работе кассовые аппараты.
Единый налог должен ежемесячно уплачиваться до начала деятельности (но только за те месяцы, когда она реально будет осуществляться), можно также платить наперед за квартал или год. Если в ходе проверок выяснится, что физическое лицо работало без уплаты налога, первый раз обойдется только предупреждением и уплатой недостающей суммы налога по установленной ставке, при повторном нарушении придется заплатить штраф, пятикратно превышающую размер налога.
Есть для граждан, осуществляющих деятельность по заявительному принципу свои нюансы и в уплате взносов в Фонд социальной защиты населения. Пока у них нет возможности зарегистрироваться и самостоятельно платить взносы в ФСЗН, как, например, у ремесленников. Но возможность предоставить им право самостоятельно уплачивать взносы на социальное страхование сейчас рассматривается.
Кроме того, можно одновременно осуществлять один и тот же вид деятельности и как индивидуальный предприниматель, и как физическое лицо. Не исключено, что в итоге ставки налога для индивидуального предпринимателя и для самозанятого лица окажутся одинаковыми.
Депутаты Минского областного Совета депутатов утвердили ставки единого налога для физических лиц по новым видам деятельности. Так, размеры базовых ставок единого налога дифференцируются в зависимости от населенных пунктов:
- в первую группу входят Минск, Минский район, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев,
- во вторую – Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Жодино, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск,
- в третью – иные.
Так, ставки единого налога при реализации хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции
- для первой группы населенных пунктов составят 16–97 бел. руб.,
- для второй – 15–60 бел. руб.
- для третьей – 10–60 бел. руб.
При предоставлении физлицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания ставки единого налога равняются 15–145бел. руб, 42–145 бел. руб. и 23–120 бел. руб. соответственно за каждое жилое помещение. Размер базовой ставки единого налога за выполнение работ и оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений, помещений, иных мест, моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий составляет 55–97бел.руб, 50–87 бел.руб. и 30–57 бел.руб соответственно. В целом самые низкие размеры ставок установлены при распиловке и колке дров, погрузке и разгрузке грузов – 5–39бел.руб., 4,5–37 бел.руб. и 4–18 бел.руб. соответственно. По прочим пунктам из перечня размер единого налога в зависимости от населенного пункта и вида деятельности варьируется от 21 до 145 бел.руб.
Источник НЦПИ Республики Беларусь и БЕЛТА
Под единый налог это не подпадает.
Статья 295. Виды деятельности, при осуществлении которых физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают единый налог
1. Физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, уплачивают единый налог при осуществлении следующих видов деятельности:
(в ред. Законов Республики Беларусь от 31.12.2013 N 96-З, от 30.12.2014 N 224-З)
оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
предоставление услуг по дроблению зерна, выпас скота;
абзац исключен с 1 января 2017 года. - Закон Республики Беларусь от 18.10.2016 N 432-З;
репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);
(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)
чистка и уборка жилых помещений;
уход за взрослыми и детьми, стирка и глаженье постельного белья и других вещей в домашних хозяйствах граждан, выгул домашних животных и уход за ними, закупка продуктов, мытье посуды и приготовление пищи в домашних хозяйствах граждан, внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги, кошение трав на газонах, уборка озелененной территории от листьев, скошенной травы и мусора, сжигание мусора;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 18.10.2016 N 432-З)
музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально; предоставление услуг тамадой; фотосъемка, изготовление фотографий; деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения; видеосъемка событий;
(в ред. Законов Республики Беларусь от 30.12.2015 N 343-З, от 18.10.2016 N 432-З)
реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);
услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;
(абзац введен Законом Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)
деятельность по копированию, подготовке документов и прочая специализированная офисная деятельность; деятельность по письменному и устному переводу;
предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;
(абзац введен Законом Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)
ремонт швейных, трикотажных изделий и головных уборов, кроме ремонта ковров и ковровых изделий;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 N 343-З)
реализация на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел, созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков).
С уважением адвокат СПЕЦ.ЮК. №1 Филанович Ирина Николаевна (80291454519)
20.07.2019, 08:34
Средневзвешенный курс доллара на БВФБ может начать расти и подняться примерно на 0-0,5% на фоне небольшого снижения курса евро. На открытии торгов в понедельник 22 июля курс доллара может остаться на уровне пятницы. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, как и прогнозировалось, снизился, но немного в меньшей степени: на 0,4%, до
18.07.2019, 08:04
Белрынок - 22.07.2019, 14:30
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 22 июля указ №274 «Об увольнении в запас и призыве на срочную военную службу, службу в резерве», сообщает пресс-служб президента. Указом предприсывается призвать в августе-ноябре 2019 года на срочную военную службу, службу в резерве граждан Беларуси мужского пола, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет и которые не имеют права
18.07.2019, 08:04
Ввод в эксплуатацию новых калийных комбинатов – Нежинского и Петриковского ГОКов, бесспорно, еще больше усилит позиции Беларуси на мировом калийном рынке. Какие преимущества получит в результате Беларусь? И сможет ли она влиять на цены на калийном рынке? «Беларуськалий» на сегодняшний день остается единственным производителем хлоркалия в Беларуси. Спецэкспортером белорусских калийных удобрений с 2013 года является
17.07.2019, 09:27
Чтобы поддержать экономику США перед президентскими выборами 2020 года, Дональд Трамп может прибегнуть к девальвации доллара посредством проведения валютных интервенций. Это будет настоящая мировая валютная война, в которой жители Беларуси окажутся в числе пострадавших. Дональд Трамп еще 3 июля текущего года в твиттере написал, что Китай и Европа занимаются масштабными валютными манипуляциями и вливают деньги
12.07.2019, 09:09
Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.
10.07.2019, 09:21
Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о
13 октября в Национальном пресс-центре состоялась пресс-конференция, посвященная реализации указа президента Беларуси №337 от 19.09.2017 «О регулировании деятельности физических лиц». Светлана Шевченко, заместитель министра по налогам и сборам, Валерий Ковальков, заместитель министра труда и социальной защиты, а также представители министерства антимонопольного регулирования и торговли разъяснили вопросы по практическому применению Указа.
Ведение физлицом предпринимательской деятельности без регистрации ИП: какие документы представить в налоговую?
Светлана Шевченко пояснила, что физлица, планируюшие заниматься экономической деятельностью без регистрации ИП (по заявительному принципу), должны уплатить единый налог до начала ее осуществления. При этом налог уплачивается ежемесячно, но по желанию можно сделать оплату сразу за несколько месяцев вперед. Эксперт отметила, что документ об уплате единого налога является единственным документом, который необходимо предоставлять в налоговую инспекцию . Ведение книг учета и контроля, других документов, не требуется.
Если налоговые органы установят факты занятия деятельностью по заявительному принципу без уплаты налога, физлицо сначала получит предупреждение. Если уплата налога так и не поступит, его необходимо будет оплатить уже в пятикратном размере. "Такие санкции применяются , - подчеркнула Светлана Шевченко. - Базовые пределы ставок установлены указом №337. Размеры ставок будут определены областными Советами депутатов и Мингорсоветом ".
Замминистра также пояснила, что вся необходимая разъясняющая информация по этому вопросу размещена на официальном сайте МНС.
В целом, в указе №337 расширен перечень видов деятельности, которыми физлица могут заниматься без регистрации ИП. В перечень входят: услуги по дизайну помещений, реализация кулинарных изделий собственного приготовления, парикмахерские и косметические услуги, предоставление жилья для краткосрочного проживания, выполнение работ по ремонту мебели, часов и обуви, пошиву одежды, настройке музыкальных инструментов, распиловке дров, погрузке грузов, кладке печей и каминов, оказание услуг по разработке веб-сайтов, обслуживанию компьютерного и периферийного оборудования.
В дальнейшем не исключено расширение списка видов деятельности без регистрации ИП.
"Если будут предложения и будем видеть, что некоторые виды деятельности действительно нужно вывести из состава предпринимательской и включить в список видов деятельности по заявительному принципу, то, конечно, они будут включаться в Налоговый кодекс и мы будем расширять эту сферу с уплатой единого налога ", - подчеркнула Светлана Шевченко.
Каковы условия ведения деятельности по заявительному принципу?
"Такие виды деятельности не требуют получения лицензий, специальных разрешений. Если гражданин обладает необходимыми навыками и умениями, то он может предложить работы и услуги, которые действительно умеет осуществлять. Для этого необходимо письменно уведомить налоговый орган, указав вид деятельности, период и место ее осуществления, произвести уплату налога. Больше никаких требований к гражданину не предъявляется. Налог уплачивается по ставкам, определяемым областными Советами депутатов и Мингорсоветом ", - отметила Светлана Шевченко.
Физические лица, ведущие деятельность без регистрации ИП, не могут привлекать к осуществлению своей деятельности наемных работников . Деятельность можно осуществлять только самостоятельно. Если физлицо захочет расширить свою деятельность, необходимо регистрировать ИП либо предприятие.
Также, по словам замминистра, физлица, которые занимаются деятельностью по заявительному принципу, могут не использовать кассовое оборудование с сопутствующей выдачей чека либо квитанции об оплате: "Здесь вступает в силу гражданское законодательство, которое определяет, что два физических лица могут заключить между собой договор как в письменной, так и в устной форме. Никаких форм учета и отчета не предусматривается для этой категории лиц, и на сегодняшний день их не существует ".
Однако по требованию потребителя необходимо предоставлять документ, подтверждающий факт оплаты товара. Такой документ на сегодня уже существует, но выдается только по требованию.
Как будут реализованы права физлиц по соцстрахованию: пенсия и пособие?
Право на пенсионное обеспечение при определенных условиях и право на получение пособий (в том числе по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с уходом за ребенком до 3 лет) за счет средств фонда социальной защиты населения, связано напрямую с уплатой взносов в ФСЗН. В настоящий момент некоторые категории граждан, ведущие деятельность без регистрации ИП, не подлежат социальному страхованию .
Валерий Ковальков, заместитель министра труда и социальной защиты, отметил, что в результате расширения перечня видов деятельности по заявительному принципу (согласно указу №337), госорганами изучается вопрос о предоставлении физлицам возможности формировать свои права в области социального страхования. Проект документа, предоставляющего такую возможность, направлен на рассмотрение и может быть утвержден в 2017-2018 годах.
Валерий Ковальков отметил: "Социальное страхование есть обязательное и добровольное. Обязательное социальное страхование распространяется на всех граждан, которые работают по трудовым договорам и по гражданско-правовым договорам, если одной из сторон является юридическое лицо. Под обязательное социальное страхование подпадают ИП и некоторые другие категории граждан. Право участия в социальном страховании предоставлено творческим работникам, ремесленникам, занятым в агротуризме, а также работающим за границей. Они могут зарегистрироваться в ФСЗН и уплачивать взносы, тем самым формируя свои права в области социального страхования".
Эксперт заметил, что возможность добровольной уплаты взносов в ФСЗН получат те физлица, которые осуществляют услуги в рамках гражданско-правового договора (между двумя физическиим лицами).
Алевтина СНЕЖИНА
- Подпишитесь на наш канал в telegram
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
"О реализации конституционных прав граждан на землю"
С начала 1991 года в результате проведения земельной реформы около 40 млн. граждан Российской Федерации получили в собственность земельные участки, 12 млн. сельских жителей стали собственниками земельных долей (паев). Однако многие вопросы правового регулирования земельных отношений законодательно не решены.
В целях обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю впредь до принятия Земельного кодекса Российской Федерации постановляю:
1 . Установить, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещается обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.
Правительству Российской Федерации в месячный срок внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о бесплатном закреплении в собственности граждан указанных в настоящем пункте земельных участков.
2 . Органам местного самоуправления в целях укрепления индивидуального сектора на селе увеличить в установленном порядке за счет земельных долей (паев) предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.
3 . Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
принять меры к завершению в 1996 году выдачи членам сельскохозяйственных организаций и другим гражданам - собственникам земельных долей свидетельств на право собственности на земельные доли. Выдача и регистрация этих свидетельств производятся бесплатно;
обеспечить заключение в течение 1996 года договоров пользователей земельных участков независимо от форм собственности со всеми собственниками земельных долей;
проводить разъяснительную работу среди сельского населения о правах собственников земельных долей и способах их использования.
4 . Собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе:
передать земельную долю по наследству;
использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства;
продать земельную долю;
подарить земельную долю;
обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве;
передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;
передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания;
внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.
Указанные сделки с земельными долями осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также положениями настоящего Указа с учетом ранее принятых обязательств собственниками земельных долей. Возмездное отчуждение земельных долей производится с соблюдением правил, предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выделяемые в натуре в счет земельных долей земельные участки могут использоваться только для производства сельскохозяйственной продукции. Целевое назначение этих участков может быть изменено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5 . Установить, что передача земельных долей в аренду сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также передача земельных долей или права пользования ими в уставный капитал сельскохозяйственных организаций осуществляются на основании договоров между собственниками долей и сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Договоры регистрируются в установленном порядке на местах в комитетах по земельных ресурсам и землеустройству.
Правительству Российской Федерации обеспечить в месячный срок утверждение примерных форм соответствующих договоров.
Установить, что договоры аренды земельных долей заключаются на срок не менее трех лет. Арендодателями могут выступать как отдельный собственник, так и группа собственников земельных долей.
При передаче земельной доли в аренду или в пользование земельный налог по договору с собственником может выплачиваться арендатором или пользователем.
Площадь земель сельскохозяйственного назначения, арендуемых для производства сельскохозяйственной продукции, не ограничивается.
6 . Разрешить органам местного самоуправления по заявлению собственника выкупать его земельную долю в целях пополнения фонда перераспределения земель и передачи (продажи) юридическим лицам и гражданам Российской Федерации для производства сельскохозяйственной продукции. Порядок и условия выкупа устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
7 . Разрешить руководителям и специалистам сельскохозяйственных органов, специалистам сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также руководителям и специалистам, проработавшим в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, получать земельные участки в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения земель на условиях, предусмотренных для бесплатной передачи земельных участков или земельных долей гражданам сельским товаропроизводителям.
8 . Установить, что при передаче сельскохозяйственных угодий в собственность гражданам и юридическим лицам им бесплатно передаются в собственность земельные участки, занятые кустарником, мелколесьем и другими несельскохозяйственными угодьями и расположенные между участками продуктивных земель в границах отводимого земельного массива.
Земельные угодья, выбывшие из сельскохозяйственного оборота, передаются бесплатно гражданам и юридическим лицам, получающим земельные участки впервые или дополнительно к имеющимся, для производства сельскохозяйственной продукции при условии финансирования ими не менее 50 процентов стоимости работ по освоению земель.
9 . Органам местного самоуправления в течение месяца со дня опубликования настоящего Указа направить всем собственникам земельных долей извещения о порядке получения зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации свидетельств на право собственности на земельные доли (для тех, кто ранее их не получил).
Невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли, передаются (сохраняются за) сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.
10 . Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству обеспечить проведение комплекса землеустроительных работ, связанных с компактным размещением земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, иных сельскохозяйственных организаций и личных подсобных хозяйств в целях создания условий для их добровольного кооперирования в области производства, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции, сервисного обслуживания, инженерного обустройства территории и улучшения социально-бытового обслуживания населения.
Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельных долей для образования крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, иных сельскохозяйственных организаций и личного подсобного хозяйства или выкупа земельных долей органами местного самоуправления, определяется в месячный срок по соглашению между собственниками земельных долей.
В случае разногласий решение принимает орган местного самоуправления при участии комитетов по земельным ресурсам и землеустройству. При этом должны быть обеспечены рациональная организация территории (компактное размещение) и качество земель выделяемого участка не ниже среднего по хозяйству.
При выкупе земельных долей для государственных или муниципальных нужд с изменением в соответствии с законодательством Российской Федерации их целевого назначения местоположение земельного участка определяется на основании градостроительной документации или акта выбора земельного участка под строительство объекта.
При несогласии собственников земельных долей с местоположением выделяемого им земельного участка споры решаются в судебном порядке.
11 . Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить своевременное финансирование землеустроительных работ, связанных с реализацией настоящего Указа.
Установить, что руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, использующие средства, поступающие от взимания земельного налога и арендной платы за землю, на цели, не предусмотренные Федеральным законом "О плате за землю", несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Президент
Российской ФедерацииБ. Ельцин
Москва, Кремль
7 марта 1996 года