ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Облагать или не облагать – вопросов больше нет!
Не редкость, когда бухгалтер, выплачивая ту или иную сумму работнику, задается вопросом: а облагается ли эта выплата НДФЛ и страховыми взносами? А учитывается ли она для целей налогообложения?
Налоговики против изменения порядка уплаты НДФЛ работодателями
В последние годы неоднократно появлялась информация о разработке законопроектов, авторы которых хотели заставить работодателей платить НДФЛ с доходов своих работников не по месту постановки на учет работодателя-налогового агента, а по месту жительства каждого сотрудника. Недавно ФНС высказалась резко против подобных идей.
Один и тот же счет-фактура может быть одновременно и бумажным, и электронным
Налоговая служба разрешила продавцам, выставившим покупателю счет-фактуру на бумаге, не распечатывать второй экземпляр документа, оставляемый у себя, а хранить его в электронном виде. Но при этом он обязательно должен быть подписан усиленной квалифицированной ЭП руководителя/главного бухгалтера/уполномоченных лиц.
На основании какого документа выдавать деньги под отчет
Выдача подотчетных сумм может производиться либо на основании письменного заявления подотчетного лица, либо по распорядительному документу самого юрлица.
Будет ли штраф за досрочную выплату зарплаты
Если зарплата выплачивается новым сотрудникам в срок, превышающий полмесяца со дня их приема на работу, это не будет нарушением. Но лишь при условии, что законодательные требования по срокам и периодичности выплат соблюдаются в отношении всех остальных сотрудников фирмы.
Содержание журнала № 1 за 2014 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер
Меняем учетную политику на 2014 год
На что обратить внимание при обновлении налоговой и бухгалтерской учетной политики
Используйте конструктор учетной политики на нашем сайте. Просто выберите один из предлагаемых вариантов учета и распечатайте готовый документ: сайт издательства → Формы → Конструктор учетной политикиВ преддверии праздников не забудьте проверить, насколько готова ваша учетная политика к наступлению нового года. Если ваша организация по собственному желанию планирует в ней что-то поменять с начала 2014 г., приказ руководителя об этом должен быть датирован 2013 г. Мы обратим внимание лишь на некоторые особенности, которые могут быть полезны в наступающем году.
Оптимизируем рабочий план счетов бухучета с оглядкой на поправки в налог на имущество. С 2014 г. изменяются правила расчета налога на имущество организаци йЗакон от 02.11.2013 № 307-ФЗ ; п. 2 ст. 380 НК РФ . Подробнее об этом вы можете прочитать на с. 27 этого номера .
Если у вас есть офисная недвижимость, с которой налог на имущество надо платить исходя из ее кадастровой (а не балансовой) стоимости, лучше выделить такие «недвижимые» основные средства на специальный субсчет счета 01 «Основные средства» (или 03 «Доходные вложения в материальные ценности»). Лучше обособленно учитывать и амортизацию по такому имуществу на счете 02 «Амортизация основных средств». Это упростит расчет налога на имущество. Если в вашей организации был утвержден регистр по расчету налога на имущество, возможно, придется разработать новый регистр. Также рекомендуем учитывать на отдельном субсчете основные средства, по которым налог на имущество вообще не нужно начислять. Это, к примеру, движимое имущество, принятое на учет в качестве ОС в 2013 г. и поздне еподп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ .
Включаем в перечень применяемых первичных документов УПД. Не так давно налоговая служба предложила использовать универсальный передаточный документ (УПД)Письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ . Он может заменить обычный счет-фактуру и товарную накладную по форме № ТОРГ-12 (акт выполненных работ/оказанных услуг). Если вы собираетесь использовать такой универсальный документ, отметьте это в учетной политике.
Если вы хотите, то можете оставить себе свободу действий при выборе того или иного первичного документа, подтверждающего отгрузку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Утвердите УПД в качестве первичного документа, который может использоваться вашей организацией. Наравне с этим оставьте в перечне первичных документов и товарную накладную, акт выполненных работ/оказанных услуг или иной документ. Также укажите в учетной политике, что по выбору руководителя организации либо по согласованию с контрагентом ваша компания вправе использовать любую из форм первичных документов, которые подтверждают передачу контрагенту товара, выполнение работ, оказание услуг.
Проверьте налоговые повышающие коэффициенты. С 2014 г. в налоговом учете уже нельзя применять повышающие коэффициенты амортизации, используемые в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, если ОС принято к учету в 2014 г. А между тем по ОС, которые были приняты к учету ранее, по-прежнему можно применять специальный коэффициент, не превышающий 2подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ . Подробнее об этом - на с. 7.
Совсем удалять из учетной политики «агрессивные» повышающие коэффициенты не советуем, ведь тогда вы не сможете их применять при начислении амортизации по старым основным средствам.
Кроме того, с 1 января в НК появится прямой запрет на использование нескольких повышающих коэффициентов к «прибыльной» норме амортизаци ип. 5 ст. 259.3 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2014) (ранее об этом в своих письмах говорил Минфи нПисьмо Минфина от 14.09.2012 № 03-03-06/1/481 ). Поэтому проверьте, чтобы при наличии нескольких оснований для применения повышающих коэффициентов было закреплено, какой из них будет применяться (или по какому принципу и кто будет его определять).
У вас малое предприятие? Задумываемся над базовыми принципами бухучета и отчетности.
Внимание
Зафиксируйте в учетной политике все «бухучетные» льготы, которыми вы планируете воспользоваться.
Напомним, что с октября 2013 г. число малых предприятий выросло. Произошло это из-за изменения критериев для отнесения организаций к субъектам малого и среднего бизнес аЗакон от 23.07.2013 № 238-ФЗ . В частности, ранее статус малого/среднего предприятия не могли иметь организации, у которых более 25% уставного капитала принадлежит иностранным гражданам или научным и автономным образовательным учреждениям. Теперь это не является препятствием.
О том, как можно организовать бухучет без проводок, мы подробно рассказывали в прошлом году: 2013, № 7, с. 20У малых предприятий есть определенные послабления. К примеру, они могут вести упрощенный бухучет и сдавать отчетность по упрощенным формам. А микропредприятия вообще могут отказаться от двойной запис ич. 4 ст. 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ; Информация Минфина № ПЗ-3/2012 .
У вас «культурное» учреждение? Можете отказаться от налоговой амортизации «движимых» ОС. Дело в том, что с 1 января 2014 г. бюджетные учреждения - театры, музеи, библиотеки, концертные организации - могут при расчете налога на прибыль единовременно учитывать в расходах полную стоимость основных средств в момент их ввода в эксплуатацию. Только недвижимость нужно амортизировать, как раньш еп. 7 ст. 259 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2014) .
Чтобы воспользоваться такой льготой, надо прописать ее в учетной политике для целей налогообложения.
В заключение напомним, что бухгалтерскую и налоговую учетную политику можно оформить в виде единого документа или как два самостоятельных документа.
Утверждать каждый год учетную политику нет необходимости. Руководителю достаточно утвердить ее изменения и дополнения, если они требуются.
Изменения и дополнения учетной политики
В начале нового финансового года каждая организация должна пересмотреть учетную политику, которой пользовалась в течение предшествующего периода на предмет соответствия действующему законодательству и при необходимости внести в нее изменения или дополнения.
Положение об учетной политике предприятия, как правило, оформляется в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т.п.). Первый из которых посвящен учетной политике для целей бухгалтерского учета, а второй - для целей налогообложения.
Как известно, многие бухгалтеры привязывают учетную политику к конкретному году, что не совсем верно. Если исходить из статьи 8 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее – Закон N 402-ФЗ), учетная политика утверждается единожды - при создании организации и действует до ее ликвидации. В НК РФ также прямо указано, что применять учетную политику надо последовательно из года в год, а изменения вносить в исключительных случаях (ст. 313 НК РФ).
Как правило, все изменения учетной политики вводятся с 1 января нового отчетного года. Случаи изменения учетной политики и порядок отражения последствий подобных изменений перечислены в разделе 3 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В статье 8 Закона N 402-ФЗ также перечислены 3 условия, при которых в УП вносятся изменения. Это:
Изменение требований, установленных бухгалтерским законодательством, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
Разработка или выбор нового способа ведения бухучета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухучета;
Существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.
Изменения утверждаются соответствующим приказом (п. 11, 12 ПБУ 1/2008). При этом, не нужно переписывать всю учетную политику заново. Достаточно утвердить изменения и дополнения, вносимые в уже действующую учетную политику предприятия.
Помимо изменений учетной политики в нее могут быть внесены дополнения. Дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности организации появляется что-то новое (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т.п.), для чего в прежней учетной политике правила учета не установлены.
Например, организация несколько лет подряд занималась оптовой торговлей продовольственными товарами, а в 2014 г. руководство решило купить сеть магазинов и заняться осуществлением розничной торговли. В этом случае главному бухгалтеру организации необходимо дополнить учетную политику способами ведения учета операций, связанных с розничной торговлей.
Дополнения в учетную политику вносятся при возникновении соответствующей необходимости (не обязательно с начала года). Они применяются сразу после утверждения руководителем организации.
Бухгалтерские стандарты в 2014 году
С 1 января 2013 года организация при формировании учетной политики должна руководствоваться законодательством РФ о бухгалтерском учете, а также федеральными и отраслевыми стандартами (ст. 8 Закона N 402-ФЗ). При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухучета выбирается способ ведения бухучета из способов, допускаемых федеральными стандартами. Если же федеральными стандартами такой способ не установлен, организация разрабатывает его самостоятельно, исходя из требований, установленных бухгалтерским законодательством, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
Таким образом, с 2013 года бухучет должен вестись в соответствии с указанными стандартами, которые в настоящий момент отсутствуют. Поэтому до их принятия нужно руководствоваться правилами ведения бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ (п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ). Речь идет о действующих в настоящий момент документах:
ПБУ (с 1/2008 по 24/2011);
Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998. N 34н;
Приказе Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
Не исключено, что до конца 2013 года появится ряд новых стандартов бухучета (ПБУ). Новые проекты ПБУ расширяют сферу необходимой профессиональной компетенции для работников российского бухгалтерского учета, поскольку приближены к стандартам МСФО. Теперь бухгалтеру необходимо будет проводить анализ развития компании на долгосрочный период.
Проекты некоторых из них опубликованы Минфином на своем официальном сайте . Есть вероятность, что с отчетности за 2014 год вступят в действие сразу несколько новых ПБУ . В частности, стандарты по учету запасов, доходов, основных средств, вознаграждений работникам, аренде. Эти нововведения необходимо будет учесть при формировании учетной политики на 2014 год.
К сведению
Приказом Минфина РФ от 11.03.2013 N 26н утверждены Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора. Принятие новых стандартов бухучета и поэтапное реформирование бухучета предусмотрены также Планом по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012 - 2015 годы, разработанным Минфином.
Проверьте себя
При формировании учетной политики на 2014 год организации необходимо еще раз качественно проанализировать нововведения последних лет, чтобы не упустить важные нюансы.
Основные изменения связаны с вступлением в силу с 1 января 2013 года Закона N 402-ФЗ. С этой даты организации вправе оформлять факты хозяйственной жизни, как унифицированными формами первичных документов, так и разработанными самостоятельно. Главное, чтобы они содержали обязательные реквизиты первичного документа, перечисленные в статье 9 Закона N 402-ФЗ. Обязательными к применению продолжают оставаться только формы первичных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы, транспортную накладную).
Применяемые в работе первичные документы утверждаются руководителем в учетной политике. Если формы разрабатываются самостоятельно их необходимо оформить в качестве приложения к УП. Если применяются формы, утвержденные Госкомстатом, распечатывать их не нужно. Достаточно написать в УП, что применяются унифицированные формы Госкомстата, перечислив сами формы и приказы об их утверждении.
Помимо форм первичных документов руководитель должен утвердить формы используемых в работе регистров бухгалтерского учета (ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
В новом Законе N 402-ФЗ также содержатся отдельные нормы по проведению инвентаризации (статья 11) и организации системы внутреннего контроля (статья 19).
Положения об инвентаризации (за исключением случаев ее обязательного проведения) и системе внутреннего контроля разрабатываются организацией самостоятельно. Например, большинство торговых организаций проводят инвентаризации товаров далеко не раз в год, а гораздо чаще (раз в квартал, раз в месяц). Порядок проведения таких инвентаризаций (сроки, периодичность, продолжительность, ответственные лица и т.п.) должен найти свое отражение в учетной политике организации.
При формировании учетной политики малых предприятий важно учитывать Информацию Минфина РФ N ПЗ-3/2012, на основании которой малое предприятие может упростить способы ведения учета и представления отчетности.
Кроме того, обращаем внимание на следующие нормы законодательства последних лет, подчас не находящие отражения в учетных политиках организаций.
С 1 января 2011 года вступило в силу ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». ПБУ 8/2010 не содержит конкретного порядка расчета оценочных обязательств организации, поэтому необходимо разработать методику расчета оценочных обязательств (например, в связи с предстоящими выплатами отпускных работникам или под гарантийный ремонт) и утвердить ее в составе учетной политики организации для целей бухгалтерского учета.
С годовой отчетности 2011 года вступило в силу ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств». Согласно п. 23 данного ПБУ организация определяет в учетной политике используемые подходы:
Для отделения денежных эквивалентов от других финансовых вложений;
Для классификации денежных потоков, не указанных в п. п. 9 - 11 ПБУ;
Для пересчета в рубли величины денежных потоков в иностранной валюте;
Для свернутого представления денежных потоков;
Другие пояснения, необходимые для понимания информации, представленной в отчете о движении денежных средств.
С отчетности за 2010 год применяется ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Оно разделяет ошибки на существенные и несущественные. От вида ошибки зависит порядок ее исправления. Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010). В учетной политике должно быть закреплено, какая ошибка признается организацией существенной.
Согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н) с бухгалтерской отчетности за 2011 год организации создают резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Право определить, какой долг сомнительный, остается за организацией. В учетной политике должна быть определена методика формирования резерва сомнительных долгов.
Начиная с отчетности 2012 г. применяется ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов». Организациям, осуществляющим расходы на освоение природных ресурсов, необходимо было подготовить соответствующие новому стандарту изменения в учетную политику на 2012 г. и вести учет уже по новым правилам.
Сближение налогового и бухгалтерского учета
Как известно, учетная политика разрабатывается отдельно для бухучета и отдельно для целей налогообложения. При разработке налоговой учетной политики основным документом является Налоговый кодекс РФ. Правила бухучета отдельных хозяйственных операций, содержащиеся в ПБУ, подчас отличаются от норм налогового учета. К сожалению, от различий между двумя видами учета не уйти. Однако, уменьшить их и снизить трудозатраты на ведение бухгалтерского и налогового учета все-таки можно и нужно. Для этого при составлении учетной политики организации нужно сблизить нормы бухгалтерского и налогового учета.
Например, для целей бухгалтерского и налогового учета можно:
Установить один и тот же способ амортизации основных средств;
Закрепить единый стоимостной лимит для признания актива основным средством (амортизируемым имуществом) в размере более 40 000 руб.;
Использовать одинаковый способ формирования и списания стоимости товаров и МПЗ;
Применять в бухучете для определения срока полезного использования активов Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную для целей налогообложения (утв. Постановлением Правительства России от 01.01.2002 г. N 1);
Установить схожий перечень прямых расходов и порядок их распределения при расчете НЗП;
Сблизить порядок признания доходов и расходов по договорам с длительным циклом (более одного года) выполнения работ (оказания услуг);
Максимально сблизить порядок создания и списания резервов по сомнительной дебиторской задолженности, а также порядок признания оценочных обязательств на оплату отпусков и гарантийный ремонт в бухучете и создания одноименных резервов в целях налогообложения;
Аудитор, Куратор по вопросам налогообложения
и бухучета «ПРАВОВЕСТ Аудит»
Ирина Остафий
Приглашаем Вас принять участие в ближайшем Круглом столе на тему: «Изменения в налогах, бухучете, Гражданском кодексе для бухгалтера».
Посмотреть программу и записаться Вы
На что обратить внимание при обновлении налоговой и бухгалтерской учетной политики .
В преддверии праздников не забудьте проверить, насколько готова ваша учетная политика к наступлению нового года. Если ваша организация по собственному желанию планирует в ней что-то поменять с начала 2014 г., приказ руководителя об этом должен быть датирован 2013 г. Мы обратим внимание лишь на некоторые особенности, которые могут быть полезны в наступающем году.
Примечание. Используйте конструктор учетной политики на нашем сайте. Просто выберите один из предлагаемых вариантов учета и распечатайте готовый документ: http://www.glavkniga.ru/ -> Формы -> Конструктор учетной политики (http://www.glavkniga.ru/forms/up)
(!) Оптимизируем рабочий план счетов бухучета с оглядкой на поправки в . С 2014 г. изменяются правила расчета налога на имущество организаций <1>. Подробнее об этом вы можете прочитать на с. 27 этого номера ГК.
Если у вас есть офисная недвижимость, с которой налог на имущество надо платить исходя из ее кадастровой (а не балансовой) стоимости, лучше выделить такие "недвижимые" на специальный субсчет счета 01 "Основные средства" (или 03 "Доходные вложения в материальные ценности"). Лучше обособленно учитывать и амортизацию по такому имуществу на счете 02 "Амортизация основных средств". Это упростит расчет налога на имущество. Если в вашей организации был утвержден регистр по расчету налога на имущество, возможно, придется разработать новый регистр. Также рекомендуем учитывать на отдельном субсчете основные средства, по которым налог на имущество вообще не нужно начислять. Это, к примеру, движимое имущество, принятое на учет в качестве ОС в 2013 г. и позднее <2>.
(!) Включаем в перечень применяемых первичных документов УПД. Не так давно налоговая служба предложила использовать универсальный передаточный документ (УПД) <3>. Он может заменить обычный счет-фактуру и товарную накладную по форме N ТОРГ-12 (акт выполненных работ/оказанных услуг). Если вы собираетесь использовать такой универсальный документ, отметьте это в учетной политике.
Если вы хотите, то можете оставить себе свободу действий при выборе того или иного первичного документа, подтверждающего отгрузку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Утвердите УПД в качестве первичного документа, который может использоваться вашей организацией. Наравне с этим оставьте в перечне первичных документов и товарную накладную, акт выполненных работ/оказанных услуг или иной документ. Также укажите в учетной политике, что по выбору руководителя организации либо по согласованию с контрагентом ваша компания вправе использовать любую из форм первичных документов, которые подтверждают передачу контрагенту товара, выполнение работ, оказание услуг.
(!) Проверьте налоговые повышающие коэффициенты. С 2014 г. в налоговом учете уже нельзя применять повышающие коэффициенты амортизации, используемые в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, если ОС принято к учету в 2014 г. А между тем по ОС, которые были приняты к учету ранее, по-прежнему можно применять специальный коэффициент, не превышающий 2 <4>. Подробнее об этом - на с. 7.
Совсем удалять из учетной политики "агрессивные" повышающие коэффициенты не советуем, ведь тогда вы не сможете их применять при начислении амортизации по старым основным средствам.
Кроме того, с 1 января в НК появится прямой запрет на использование нескольких повышающих коэффициентов к "прибыльной" норме амортизации <5> (ранее об этом в своих письмах говорил Минфин <6>). Поэтому проверьте, чтобы при наличии нескольких оснований для применения повышающих коэффициентов было закреплено, какой из них будет применяться (или по какому принципу и кто будет его определять).
(!) У вас ? Задумываемся над базовыми принципами бухучета и отчетности. Напомним, что с октября 2013 г. число малых предприятий выросло. Произошло это из-за изменения критериев для отнесения организаций к субъектам малого и среднего бизнеса <7>. В частности, ранее статус малого/среднего предприятия не могли иметь организации, у которых более 25% уставного капитала принадлежит иностранным гражданам или научным и автономным образовательным учреждениям. Теперь это не является препятствием.
Внимание! Зафиксируйте в учетной политике все "бухучетные" льготы, которыми вы планируете воспользоваться.
У малых предприятий есть определенные послабления. К примеру, они могут вести упрощенный бухучет и сдавать отчетность по упрощенным формам. А микропредприятия вообще могут отказаться от двойной записи <8>.
(!) У вас "культурное" учреждение? Можете отказаться от налоговой амортизации "движимых" ОС. Дело в том, что с 1 января 2014 г. бюджетные учреждения - театры, музеи, библиотеки, концертные организации - могут при расчете налога на прибыль единовременно учитывать в расходах полную стоимость основных средств в момент их ввода в эксплуатацию. Только недвижимость нужно амортизировать, как раньше <9>.
Чтобы воспользоваться такой льготой, надо прописать ее в учетной политике для целей налогообложения.
* * *
В заключение напомним, что бухгалтерскую и налоговую учетную политику можно оформить в виде единого документа или как два самостоятельных документа.
Утверждать каждый год учетную политику нет необходимости. Руководителю достаточно утвердить ее изменения и дополнения, если они требуются.
<1> Закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ; п. 2 ст. 380 НК РФ
<2> подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ
Вот уже год как фирмы на «упрощенке» полноценно ведут бухгалтерский учет. А значит, у каждой организации должна быть своя .
В конце года у вас есть возможность уточнить этот документ и при необходимости внести в него изменения. Такая возможность предусмотрена пунктом 12 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Для того чтобы обновленное положение по учетной политике начало действовать с 1 января 2014 года, его нужно утвердить приказом руководителя не позднее 31 декабря 2013 года (п. 9 ПБУ 1/2008).
В данной статье мы поговорим о том, на что надо обратить особое внимание, принимая решение откорректировать положения учетной политики для целей бухгалтерского учета.
Продумать рабочий план счетов
Утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Это универсальный нормативный документ, регулирующий общие принципы учета активов и обязательств на счетах бухгалтерского учета. При этом План счетов предусматривает возможность разных способов учета некоторых видов активов и затрат. Например, общехозяйственные расходы со счета 26 можно сразу списывать на счет 90 субсчет «Себестоимость продаж», а можно распределять между видами произведенной продукции, списывая в дебет счетов 20, 23, 29...
Соответственно каждой организации нужно определиться, каким способом учета активов и обязательств она будет пользоваться. И под эти цели создать рабочий план счетов, содержащий те синтетические счета и открытые к ним субсчета аналитического учета, которые необходимы именно данной фирме для отражения ее хозяйственных операций. Рабочий план счетов является элементом учетной политики (п. 4 ПБУ 1/2008).
Примечание. Фирмы, занимающиеся розничной торговлей, могут убрать из своего рабочего плана счетов затратные счета на производство (20, 21, 23, 25 и 26).
Например, организации, которые занимаются розничной торговлей, могут убрать из своего рабочего плана счетов затратные счета на производство (20, 21, 23, 25 и 26). Вместо них им подойдет один счет 44 «Расходы на продажу».
Есть и специальная рекомендация Министерства финансов о том, как сократить рабочий план счетов (п. 3 — 3.2 информации Минфина России № ПЗ-3/2012). Она разработана для субъектов малого предпринимательства и предполагает объединение схожих счетов в один. Эту рекомендацию мы представили в табл. 1
Примечание. Типовой План счетов можно изменить под себя. Для этого следует несколько похожих счетов объединить в один (п. 3 — 3.2 информации Минфина России № ПЗ-3/2012).
Кроме того, целесообразно сразу продумать и аналитический учет по каждому синтетическому счету. То есть в зависимости от особенностей вашего бизнеса вы можете открыть дополнительные субсчета (по наименованиям имущества, сортам, местам хранения, ответственным лицам и пр.). Например, фирмам, занимающимся торговлей, к счету 44 можно открыть такие субсчета, как «Транспортные расходы», «Рекламные расходы», «Расходы на аренду», «Представительские расходы», «Расходы на оплату труда».
Таблица 1 Как организации малого бизнеса могут сократить количество счетов, применяемых для ведения учета
Объект учета |
Обобщенный счет |
Счета, которые можно объединить |
Производственные запасы |
Счет 10 «Материалы» |
Счет 10 «Материалы» |
Затраты, связанные с производством и продажей |
Счет 20 «Основное производство» |
|
Готовая продукция и товары |
Счет 41 «Товары» |
Счет 41 «Товары» |
Дебиторская и кредиторская задолженность |
Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
Денежные средства в банках |
Счет 51 «Расчетные счета» |
Счет 51 «Расчетные счета» |
Счет 80 «Уставный капитал» |
Счет 80 «Уставный капитал» |
|
Финансовые результаты (прибыль и убыток) |
Счет 99 «Прибыли и убытки» |
Счет 90 «Продажи» |
Утвердить формы первичных учетных документов
С начала 2013 года организации и предприниматели могут не применять унифицированные формы «первички», за исключением банковских, кассовых и расчетных документов. Это следует из статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) и Положения о порядке ведения кассовых операций, утвержденного ЦБ РФ 12.10.2011 № 373-П.
Если вы решили использовать самостоятельно разработанный первичный учетный документ, его форму утверждает руководитель организации (п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). А сами формы «первички» являются приложением к учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
Так вот, те образцы, которые ваша фирма разработала самостоятельно, проверьте еще раз, прежде всего на наличие обязательных реквизитов. Напомним, их перечень установлен в части 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ. Если вдруг вы что-то пропустили, то измените форму, утвердив ее уже с нужными данными.
Также обратите внимание на такой момент: установлена ли в вашей учетной политике форма документов, которые вы подписываете вместе с партнером по бизнесу. Например, акт выполненных работ или оказанных услуг.
Примечание. В каких случаях учетную политику для целей бухгалтерского учета можно менять в середине года
По общему правилу обновлять учетную политику разрешается лишь с начала нового года (п. 12 ПБУ 1/2008). А сам приказ о внесении изменений должен быть датирован предыдущим годом (п. 9 ПБУ 1/2008). Однако из каждого правила бывают исключения, и существует три ситуации, при возникновении которых откорректировать учетную политику можно в середине года (п. 10 ПБУ 1/2008).
Первая — изменилось законодательство РФ. Вторая — появились новые способы ведения учета и их применение позволяет более достоверно отражать факты хозяйственной деятельности либо является менее трудоемким. Третья — существенно изменились условия хозяйствования (реорганизация, вид деятельности).
Кроме того, в любое время года можно дополнить политику, если в деятельности компании появились новые объекты, для которых не утверждены правила учета (п. 10 ПБУ 1/2008). Например, у фирмы не было заемных средств и она не прописывала порядок их учета в своей политике. Но после того, как компания первый раз взяла кредит в банке, ей понадобились и соответствующие нормы в политике.
Если бланк разработан, то, возможно, вам придется отказаться от него. Поскольку для двусторонней «первички» лучше не использовать жесткую форму. Причина — контрагенту может не подойти ваш образец, а вам — бланк контрагента. При этом у каждого в учетной политике может быть закреплена своя форма акта. А если не вы будете использовать именно установленный документ, это может привлечь внимание налоговиков.
Чтобы избежать подобной ситуации, можно в учетной политике сразу прописать условие о том, что, если формы первичных документов установлены договором с контрагентом, используются они, а не собственно разработанные. Как сформулировать подобное условие в учетной политике, смотрите на рис. 1.
Обратите внимание! Чтобы изменения в учетной политике начали действовать с 2014 года, их следует утвердить приказом, датированным предыдущим, 2013 годом (п. 9 ПБУ 1/2008).
С помощью таких норм учетной политики вы при необходимости обоснуете правильность используемых документов. А значит, и без проблем подтвердите затраты фирмы.
Разработать бухгалтерские регистры
Бухгалтерские регистры нужны для того, чтобы систематизировать информацию, которая содержится в первичных документах. Например, движение денег по счету 50 «Касса» целесообразно отражать в специальном регистре, из которого будет видно, на какие цели тратится наличка. Тогда на основании такого регистра можно будет сделать проводки в корреспонденции с кредитом счета 50.
Формы регистров с 2013 года, так же как и бланки «первички», утверждает руководитель компании (п. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). И их тоже нужно оформить в качестве приложения к учетной политике. Создавая регистры самостоятельно, обратите внимание на наличие обязательных реквизитов. Они перечислены в пункте 4 статьи 10 Закона № 402-ФЗ, а мы привели их во врезке «На заметку». Если же вы применяете бланки из компьютерных программ, то они, как правило, составлены уже с соблюдением всех требований.
В целом, что касается бухгалтерских регистров, тут есть некая неопределенность: сколько их должно быть утверждено в учетной политике? Ведь минимальное число таких бланков нигде не обозначено.
Обратите внимание! «Упрощенцы», являющиеся малыми предприятиями, вместо общепринятых регистров бухучета могут применять упрощенные.
Скажем сразу, вы вправе сами решить, сколько регистров вам вести. Но их должно быть достаточно, чтобы понять, откуда взялись суммы в каждой строчке бухгалтерской отчетности. Поэтому важно не только собрать информацию о фактах хозяйственной деятельности, активах, обязательствах и пр., но и систематизировать ее. И лучше, чтобы у вас были утверждены как минимум два регистра: один накопительный (например, журнал учета), а второй сводный (например, оборотно-сальдовая ведомость по счетам). Кроме того, малым предприятиям Минфин разрешает вместо привычных журналов-ордеров, оборотно-сальдовых ведомостей использовать упрощенные регистры бухучета (п. 4 информации Минфина России № ПЗ-3/2010). Какие, мы перечислили в табл. 2.
Примечание. Какие реквизиты являются обязательными для бухгалтерских регистров
?
Ответ на этот вопрос содержится в статье 10 Закона № 402-ФЗ. Итак, обязательными реквизитами регистра бухучета являются:
— наименование регистра;
— наименование организации, составившей регистр;
— даты начала и окончания ведения регистра или период, за который составлен регистр;
— хронологическая или систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
— единица измерения объектов учета;
— наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра, а также их подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Разобраться, какие нормы ПБУ можно не использовать
Основные правила, по которым следует вести бухгалтерский учет, закреплены в Положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ). ПБУ обязательны для всех фирм, поскольку именно в них прописаны возможные варианты учета.
Однако «упрощенцы» как субъекты малого бизнеса могут отказаться от ряда ПБУ. Такая возможность прописана в тексте самих положений. О подобной преференции малых предприятий напоминают и специалисты Минфина России в письме от 25.03.2013 № 03-11-06/2/9208.
Мы обобщили эту информацию и перечень всех ПБУ, которые «упрощенцы» могут не использовать, и представили в табл. 3. Из нее вы также узнаете, какие преимущества дает возможность не применять те или иные нормы бухгалтерских стандартов.
Если ваша фирма решила воспользоваться предоставленным ей правом, информацию об этом желательно отразить в учетной политике, перечислив те ПБУ, которые вы не применяете. Однако сразу предупредим, что не стоит автоматически отвергать все приведенные необязательные ПБУ. Поскольку иногда они все-таки могут быть вам полезны. Например, если ваша фирма занимается строительством, то ей лучше применять ПБУ 2/2008. Так как оно регламентирует порядок учета в специфической отрасли — строительстве. И неприменение данного ПБУ может создать сложности в учете.
А вот ПБУ 16/02, 12/2010, 23/2011 и 11/2008 регламентируют не учет, а раскрытие информации в годовой бухгалтерской отчетности. Поэтому если вашему учредителю неинтересны сведения о связанных сторонах, прекращаемой деятельности и пр., то можно и не применять соответствующие положения.
Таблица 2 Перечень упрощенных регистров бухучета для малого бизнеса
Название регистра |
Для кого подойдет |
Для каких целей использовать |
|
Книга учета фактов хозяйственной деятельности. Форма этой книги (№ К-1) приведена в приложении № 1 к Типовым рекомендациям, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н. Ее можно заводить на год. Или же оформлять в виде ведомости на каждый месяц |
Для компаний с небольшим числом операций (не более 30 в месяц). И при условии, что они не осуществляют производство продукции (работ, услуг), связанное с большими материальными затратами |
Позволит определить наличие имущества, денежных средств, а также их источников на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность |
|
Комплект упрощенных ведомостей (ведомость учета затрат на производство, оплату труда, учет реализации и пр.). Формы этих ведомостей приведены в приложениях к Типовым положениям |
Для фирм, производящих продукцию (работы, услуги), у которых больше 30 операций в месяц |
Помогут организовать учет операций по счетам |
Таблица 3 Перечень Положений по бухучету, которые «упрощенцы» могут не применять
Номер и название ПБУ |
От чего освобождает |
Основание |
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»* |
Не придется создавать резервы предстоящих расходов. Например, резервы на оплату отпусков, выплату вознаграждений, гарантийный ремонт, гарантийное обслуживание и пр. |
Пункт 3 ПБУ 8/2010 |
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»* |
Можете учитывать доходы и расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя специальные корректировки. В то время как, например, в соответствии с ПБУ 2/2008 выручка корректируется на поощрения за сокращение сроков строительства, а также на различные отклонения (например, за сложные работы) |
Пункт 2.1 ПБУ 2/2008 |
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» |
Не станете выявлять в бухучете постоянные и временные разницы и формировать такие показатели, как постоянные налоговые активы и обязательства и отложенные налоговые активы и обязательства |
Пункт 2 ПБУ 18/02 |
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»* |
Не будете раскрывать в годовой бухотчетности информацию по прекращаемой деятельности. Например, стоимость активов к выбытию, их продажную цену и пр. |
Пункт 3.1 ПБУ 16/02 |
ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»** |
Можете не отражать в годовой отчетности сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на вашу фирму. Например, информацию о фирмах или предпринимателях, которые участвуют с вами в совместной деятельности. И у которых вы покупаете товары, основные средства и пр. |
Пункт 3 «Информация о связанных сторонах» |
ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»* |
Не придется отражать в годовой бухотчетности информацию по сегментам (видам деятельности, продукции) |
Пункт 2 ПБУ 12/2010 |
ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» |
Не будете раскрывать в годовой отчетности информацию о движении денежных средств (выручку, платежи поставщикам, оплату труда и пр.) и формировать соответствующий отчет |
Пункт 2 ПБУ 23/2011 |
* ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» могут не применять все малые предприятия, за исключением эмитентов, публично размещаемых ценные бумаги.
** ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» могут не применять все субъекты малого бизнеса, за исключением тех, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично.
Обратите внимание!
В конце каждого года у вас есть возможность уточнить свою учетную политику. Так, для более рационального ведения учета можно изменить рабочий план счетов. Для этого достаточно убрать все лишние и объединить схожие счета.
В отношении первичных документов, требующих подписи обоих сторон сделки, лучше не утверждать жесткую форму бланков. Целесообразнее прописать в учетной политике специальное условие об использовании тех бланков «первички», которые предусмотрены в договорах с конкретными контрагентами.
Все изменения учетной политики на 2014 год следует утвердить в конце 2013 года. Чтобы с 1 января 2014 года начали действовать новые положения.
Учетная политика организации представлена в форме документации, выполняющей функции бухгалтерского учета и налогообложения.
Что представляет собой учетная политика
Учетная политика устанавливается в соответствии с ПБУ 1/94 «Учётная политика предприятия». Среди способов осуществления бухгалтерского учета, которые выступают ядром учетной политики, можно выделить такие как:
- - первичное наблюдение;
- - стоимостное измерение;
- - текущая группировка;
- - итоговое обобщение фактов.
Форма документа
Оформление бухгалтерской документации необходимо производить по нормам, установленным налоговыми и иными органами, производящими контроль в данной сфере деятельности юридических лиц.
Документация, содержащая сведения об учетной политике юридического лица, должна отвечать следующим обязательным требованиям:
- - полнота отражения сведений учета деятельности организации;
- - своевременность фиксации фактических данных;
- - прозрачность данных, нельзя допускать наличия скрытых резервов;
- - сведения не должны быть противоречивыми;
- - ведение бухучета должно быть рациональным в условиях конкретного предприятия.
Структура учетной политики
Политика может быть направлена на цели бухгалтерского учета или налогообложения. Элементы учетной политикой предприятия, которая касаетсябухгалтерских расчетов, выглядят следующим образом:
- средства учетной политики;
- материально-производственные ресурсы;
- нематериальные активы предприятия;
- методика учета;
- расходы компании;
- проценты по кредитам;
- события после отчетной даты;
- бланки отчетности.
Учетная политика для целей налогообложения состоит из:
- суммы налогов на прибыль юридического лица;
- размера НДС;
- стоимости страховых взносов.
Учетная политика в 2014 году
Механизм утверждения учетной политики в 2014 году осуществляется посредством приказа руководителя юридического лица. Следует помнить, что политика закрепляется на год вперед. Так, например, в конце 2013 года утверждают образец учетной политики предприятия на год, следующий за 2013-м. Таким образом, проект учетной политики вступит в силу в начале 2014 года.
Изменение учетной политики
Порой возникают ситуации, когда руководителю необходимо внести в документ некоторые изменения. Эта процедура возможна при наличии таких обстоятельств как:
- внесение значительных изменений в российское законодательство по бухучету;
- изменение условий хозяйствования предприятия;
- появление новых способов ведения бухучета юридического лица.
Учетная политика на 2015 год
После окончания текущего 2014 года ожидается внесение некоторых поправок в содержание документов по бухгалтерским расчетам и налогообложению предприятия. Нововведения будут касаться вопросов изменения механизмов расчета налога на имущество. Учетная политика на 2015 год не допускает применения повышающих коэффициентов амортизации, которые ранее могли присутствовать при расчетах налоговых сумм.