О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса.
К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы. Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.
1 - братина; 2 - чаша; 3, 4 - блюда; 5, 6 - кубки; 7 - стакан; 8 - чарка; 9 - ставчик; 10 - ставец.
Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец - глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий.
Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину - сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости.
Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша - сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее.
Стожаров Владимир Натюрморт с рябиной
Хохломская посуда
Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии. Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.
Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. - на зарубежной.
На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.
Русские деревянные ложки.
Древняя ложка, видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.
В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек. Например, ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент - плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки инкрустированные костью, моржовым клыком.
1, 2 - простые ложки. XIII вв.; 3, 4, 5 - дорожные ложки, X, XI, XVI вв.
У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае. Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др.
Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова.
Русские деревянные ковши
Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д.
Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе.
Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера - прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.
Стожаров Владимир Натюрморт Лён
Тверские ковши выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой.
Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик - в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой.
Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.
1 - каповый ладьевидным московский ковш; 2 - большой Козьмодемьянским ковш; 3 - Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 - тверской ковш “конюх”; 5 - ковш ярославско-костромского типа; 6 - вологодский ковш-налевка; 7 - северодвинский скопкарь; 8 - тверская ендова; 9 - северодвинская ендова.
На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня.
Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.
Стожаров Владимир Натюрморт
Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова - невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного.
Стожаров Владимир. Натюрморт. Братина и чеснок
Первоначальная обработка производилась топором, глубину сосуда выдалбливали теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом.
В наше время возвращается мода на все натуральное и естественное. Ложки, и другая посуда из этого материала могут быть не только сувенирной продукцией, но и ежедневными приборами для приготовления и приема пищи.
Сейчас этот столовый прибор изготавливают из керамики, металла, пластика и других современных материалов. Наши предки, жившие в согласии с природой, вырезали их себе из экологически чистого материала – дерева. Рождение деревянной ложки на Руси уходит корнями в многовековую давность. Первые упоминания о ней можно встретить в древнерусской летописи «Повесть временных лет», датированной 1110 годом нашей эры. Кстати, само значение русского слова произошло от корня «лог» – углубление.
История возникновения деревянной ложки насчитывает тысячи лет. Археологи утверждают, что находили этот предмет даже в захоронениях египетских фараонов.
Как появилась деревянная ложка
До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами. Пищу употребляли прямо руками. В целях повышения культурного уровня православного люда, великий князь издал приказ, в котором повелевал отныне пищу подносить только с их помощью.
С этих времен и началась история создания деревянной ложки. Появились мастера, которых называли «ложкари», искусно вырезавшие их разной длины, формы и объема. Из чурбана делалась грубая заготовка, которую впоследствии отшлифовывали специальными растениями и камнями. Обычно они изготавливались из липы и плодовых деревьев, таких как вишня, слива, яблоня, рябина.
Со временем, помимо обычных изделий с толстой ручкой, стали появляться более изящные творения, с резными узорами и росписью. Не каждый мог сотворить красивую, легкую и . Мастерство оттачивалось годами и передавалось как ценное наследие подмастерьям или сыновьям.
Расписывать «под хохлому» их стали только спустя столетия, в начале 19 века. На золотистом или черном фоне искусные умельцы рисовали веточки рябины, сказочных птиц и животных. Сейчас это изделие скорее служит подарочным сувениром, особенно полюбившаяся приезжим иностранцам. Размеры таких приборов поражают воображение – от маленьких чайных, до литровых половников-великанов. В последнее время обычаи наших предков стали возвращаться, всё чаще можно увидеть свадьбы, фестивали и праздники, проводимые в народных костюмах, с традиционными русскими гуляньями. Существует даже целый день, который назван в честь данного столового прибора.
Как музыкальный инструмент
Впервые их в этом качестве стали использовать скоморохи, которые сопровождали веселые песни и частушки ритмичным постукиванием друг об друга. Этот обычай дошел и до наших дней. Любой ансамбль народных песен обязательно должен иметь в арсенале ложки для игры. Теплые, мелодичные звуки стали «душой» любого русского гулянья.
Очень полезно обучать маленьких детей игре на этом инструменте. Это развивает не только чувство ритма и мелкую моторику, но и позволяет снять чрезмерную активность маленьких непосед и привить им традиции наших предков. Замечено, что у детей, обучавшихся играть на таком инструменте, в школе был самый ровный и красивый почерк.
Приметы и гадания
На Руси у каждого члена семьи она была своя, поэтому часто ее часто носили с собой или в особом мешочке, или в голенище сапог. Отсюда пошло и выражение: «К чужому столу, да со своей ложкой».
Всем известна примета, которая дошла и до нас – упала со стола ложка – жди в гости женщину, упал нож – мужчину.
На них в старину гадали целыми семьями. Самым известным было гадание на бочке с водой. Ночью каждый член семейства клал в наполненную водой бочку свою ложку. Емкость хорошо взбалтывали, а утром смотрели, как они там расположились. Если все сгрудились вместе, значит, целый год в семье будет царить любовь и взаимопонимание. Если же одна или две отделились – то их хозяев ждет отъезд из родного дома, либо ссора с остальными.
Сайт «Русская вера» уже публиковал фоторепортаж известного российского блогера-тысячника Антона Афанасьев а « », в котором он показывает и рассказывает то, как, где и чем жили старообрядцы Семеновского уезда. Сегодня Антон Афанасьев рассказывает про вторую часть семеновского музея, а точнее про то, как делали (да и сейчас делают, правда, не в таких объемах) деревянные ложки.
Семенов, точнее Семеновский уезд, по праву считался и являлся российским лидером в этой отрасли, и недаром герой книги Мельникова-Печерского сколотил капиталы именно на ложках. Здесь производилось более 2 000 000 ложек в год! Вообще в его «В лесах» отлично описан этот промысел.
Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как ее еще называли, керженская.
Самих типов ложек огромное множество и точно назвать эту цифру вряд ли кто-то сможет, но вот в семеновском музее постарались собрать максимально возможное количество разнообразных ложек.
Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.
Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.
Простая русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок» (этим словом, кстати, обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят… ложку "межеумок", которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».
Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды как своеобразный знак отличия, «вывеску».
Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).
Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»
Делали в Нижегородской губернии и складные ложки — они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др.
Самая первая автоматизация в этом непростом промысле — лучковый станок. Он позволял обтачивать черенок ложи
Это ложки с сюжетной росписью мастерицы Е. И. Пряничниковой из деревни Хвостиково. 1930-е годы.
Одни из самых дорогих были ложки из клена, их редко расписывали, так как они сами по себе имели очень красивую фактуру. Самыми дорогими были ложки из фруктовых деревьев.
Всевозможные типы ложек.
Музейный стенд представляет процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши». У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы — раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне — доверяли детям, а заключительные — скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку — женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.
А это стадии уже полуавтоматического процесса.
Обучение резьбе.
А вот Авдей Маслов, один из немногочисленных специалистов по ручному изготовлению ложек (про него автор рассказывал в статье « »).
Ну и немного столетних фотографий в тему. Ложкари в Семеновском уезде.
А вот и лучковый станок.
Ложечный базар
Трудно найти более повседневный, и в то же время незаменимый столовый прибор, чем ложка
. Ложкой можно есть, ею можно резать и использовать ее как мерную посуду, в ней можно готовить и просто выставлять в качестве украшения.
Ложки из дерева, это отражение самобытности нашей русской культуры и культурных традиций. Этот столовый прибор пришел к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Первое упоминание о русских ложках встречается в «Повести временных лет», где описан пир у князя Владимира. Этот пир знаменит тем, что дружинники возмутились, когда их стали потчевать не с серебряных ложек, а с деревянных. Князь тут же велел ковать серебряные, сообщается далее в предании. Однако деревянная ложка еще долго бытовала на Руси, несмотря на то, что бурное развитие металлургии приводило к вытеснению деревянных предметов из обихода.
Авторские и оригинальные ложки Хохлома всегда считались отличным подарком . Расписанные хохломской росписью ложки очень многофункциональны - их можно использовать как столовый прибор или как музыкальный инструмент, они станут прекрасным подарком на любой праздник, как для иностранца, так и для любителя русского творчества. Повседневный прием пищи с ложкой из дерева, будь то расписная Хохлома или обычная деревянная заготовка, приобретет новый уникальный вкус и подарит вам незабываемые ощущения. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать.
Деревянные ложки не только красивы, это экологически чистый и практичный материал . Для их изготовления использовалась древесина клена, липы, березы, осины и т.д. Этот деревянный столовый прибор стойко переносит кипящую воду и никогда не перегревается. Пользоваться деревянными половниками, скалками, толкушками и ложками не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.
Ложки из осины, березы и липы ещё на Руси зарекомендовали себя как отличный народный музыкальный инструмент. За счет прочности они никогда не трескались во время игры и при этом ещё издавали мелодичные звуки в течение многих лет. Даже сейчас множество народных ансамблей, школьных коллективов и детсадовских групп приобретают у нас деревянные ложки недорого в большом количестве.
Ассортимент расписных деревянных ложек Хохлома, которые можно недорого купить в нашем магазине, очень большой: есть ложки различных размеров и всевозможного предназначения - чайные, столовые, десертные, музыкальные, для солений, хемпельные и фрезерные с ручками разной длины.
- Хемпельная полубаская ложка производится следующим образом : сначала отдельно изготавливается черенок и черпак, затем все это просушивается и состыковывается специальным методом шипования и склейки. В итоге получается довольно грубый полуфабрикат изделия. После этого изделие поступает в шлифовку, где мастер на шлифовальном станке придает ей конечную форму и гладкость. На выходе мы получаем качественную и красивую ложку из натурального дерева, пригодную как для росписи и декупажа, так и для использования в домашнем хозяйстве.
- Фрезерные ложки изготавливаются из целикового бруска березы или осины путем сложных обработок на станках. В конечном итоге получается довольно грубая заготовка, которая принимает конечную форму и гладкость только после шлифовки на специальном станке. На выходе от мастера мы получаем гладко вышкуреную, ровную и качественную ложку, пригодную для любых свойственных ложке целей.
И когда у вас встанет вопрос: Где купить недорогие и качественные расписные деревянные ложки Хохлома ? - на него будет можно легко получить ответ, посетив официальный сайт производителя заготовок из дерева для декупажа и росписи, Хохлома-магазин.рф
Вы можете приобрести болванки и заготовки ложек без росписи (так называемое "белье"), а так же с росписью Хохлома, Кудрина и Гжель у наших партнеров в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Берлине, Париже, Гамбурге, Лондоне, Праге, Тольятти, Брянске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Сочи, Перми, Сургуте, Якутске, Уфе, Владивостоке.
В кратчайшие сроки изготовим, упакуем и поставим любое количество ложек от производителя оптом и в розницу. Наши пункты выдачи заказов расположены во всех крупных районных центрах Московской и Ленинградской областей, а так же в городах: Самаре, Ульяновске, Спб, Краснодаре, Ижевске, Барнауле, Воронеже, Калининграде, Твери и Магнитогорске.
Русские умельцы всегда славились своим мастерством художественной резьбы по дереву. На протяжении столетий из поколения в поколение они передавали секреты своего умения изготовлять деревянные ложки. Русское слово “ложка”, по мнению ученых, произошло от слова “лог” – овраг, углубление.
Она очаровывает всех неповторимым колоритом. Для изготовления деревянных ложек используют экологически чистый материал: липу, осину, клен, рябину, поэтому пользоваться деревянными ложками полезно для здоровья. Деревянные ложки не портят вкуса приготовленной пищи.
История деревянной ложки берёт своё начало десять веков тому назад. В каждой стране ложки делали, используя разные материалы: дерево, слоновую кость, ракушки, бронзу и серебро. В России до 18 века пользовались деревянными ложками. Словарь Даля содержит толкование названий ложек: боская, межеумок, тупоносая, разливная, носатая, бутырка, белая, полубоская, тонкая и другие названия. Впервые «русские деревянные ложки» упоминаются в «Повести временных лет» в 996г.
Расписывать ложки начали намного позже, начиная с XIX века. Создавая такую ложку, необходимо было выполнить 52 операции. Деревянную ложку отесывали из баклуши топориком, затем теслой, остругивали ножом и резали кривым резаком, а черенок и коковку обрабатывали ручной пилой. Украшали деревянные ложки резьбой и расписным узором.
История хохломы
Самая известная из видов росписи в России – хохлома. Наверное, нет человека, который бы не видел в своей жизни расписные деревянные ложки хохлома или шкатулку, поднос. Каждому будет интересно узнать, откуда появилась эта необыкновенно красивая роспись.
В давние времена в лесах Заволжья, неподалёку от села Хохлома Новгородской губернии первые поселенцы были беглецами, укрывшимися здесь от гонений помещичьего гнета за «старую веру». Некоторые из них были художниками-иконописцами и мастерами рукописной миниатюры. Неплодородные земли не давали возможности прокормиться крестьянам, и беженцы стали применять своё мастерство, расписывая деревянную посуду, изготовляемую местными мастерами. Такая неизвестная до селе роспись чудесно украсила скромную деревянную кухонную посуду. Краски заиграли золотистыми и красными солнечными лучами. Слава о такой праздничной посуде разнеслась не только по всей округе, но и приобрела известность на всей Руси.
Каждый ремесленник обладал своей спецификой, но изделия выполнялись вручную. Ведь изготовление деревянных ложек – нелёгкий процесс. Сначала необходимо вырезать деревянную заготовку будущей ложки, потом высушить ее, покрыть тоненьким слоем глины и пропитать маслом льна. Изюминкой такой росписи является то, что на дерево наносят не золотой, а серебристый порошок, поверх которого выполняют рисунок. Потом изделия лакируют и закаливают в печи при высокой температуре. В результате появляется медово-золотистый цвет, свойственный только хохломе.
Для росписи изделий используют либо чёрно-красный рисунок на золотом фоне или золотой орнамент на красном, зеленом, черном фоне. В росписях Хохломы художники изображают растительные формы в виде ярких красных ягод рябины, земляники, и цветов, также встречаются рыбы, птицы и зверьки. Гибкими, волнистыми стеблями с листьями, ягодками и цветами украшают мастера поверхность ложек, придавая им неповторимый нарядный облик.
Невозможно сейчас сказать, кому и когда пришла в голову идея превратить обычные ложки в ударный инструмент, но уже давно они стали самым простым, красочным и популярным национальным инструментом русских.
Первые сведения об использовании ложек в качестве музыкального инструмента появились в конце 18 века. Некоторые исследователи считают, что ложки в музыке русские начали использовать в подражание испанским кастаньетам, потому, что они при соприкосновении могут издавать чистые звуки.
Ложкари используют для игры комплект из 3 или 5 ложек разного размера. Звуки получаются от удара задней части двух черпаков. Обычно исполнитель играет тремя ложками, закладывая две между пальцами левой руки, а третью берёт в правую руку, ударяя при этом по руке или колену. Часто к ложкам крепят бубенчики. Это свойство деревянных изделий было оценено музыкантами всего мира. Сейчас действуют школы игры на деревянных ложках.
Деревянные ложки сувенирные
Еще с древних времен известно о способности дерева избавлять людей от накопившейся отрицательной энергии. Сувениры из дерева приносят в дом гармонию и уют. Безусловно, яркие расписные ложки сразу обращают на себя внимание. Поэтому и сегодня русские деревянные ложки – самый популярный сувенир среди зарубежных туристов. Они могут многое рассказать об удивительных русских умельцах, сохранивших древние секреты. Такая ложка – прекрасный подарок-сувенир для друзей и родных.