Классификация грузового автотранспорта производится по разным критериям. Ниже приводятся основные критерии и перечисляются основные характеристики грузового автомобильного транспорта.
Классификация грузового автотранспорта по типу
Грузовые автомобили
К грузовым автомобилям относятся автомобили, конструктивно объединенные с кузовом , который крепится к несущей раме автомобиля. Часто автомобили с такой конструкцией называют "грузовиками". По типу кузова грузовики подразделяются на бортовые и фургоны.
Бортовым грузовиком называют тип грузового транспортного средства, конструктивно объединенное с открытым бортовым кузовом как единое целое. Бортовые автомобили предназначены преимущественно для перевозки грузов строительного назначения, а также грузов не требующих особых условий транспортировки.
Фургон представляет собой транспортное средство, объединенное с закрытым металлическим или тентованным кузовом как единое целое. Основное отличие от бортовых автомобилей - закрытый кузов. Он позволяет значительно расширить спектр перевозимых грузов - осадки, пыль и грязь не попадают внутрь. Кузов, предназначенный для поддержания микроклиматический условий, называется изотермическим, а оборудованный специальной холодильной установкой, способной поддерживать определенный температурный режим, - рефрижератором. Такие типы фургонов позволяют перевозить быстропортящиеся продукты, а также грузы, требующие особых климатических условий.
Тягачи
Тягач - самоходное транспортное средство, оборудованное двигателем. Тягачи предназначены для буксировки прицепов, полуприцепов, а также любой прицепной техники. Часто приходится слышать название "седельный тягач". Это разновидность тягачей, предназначенных для буксировки полуприцепов при помощи специального сцепного устройства- седельно-сцепного механизма. Седельные тягачи, совместно с полуприцепами, обладают неоспоримыми преимуществами перед сочлененными с кузовами грузовыми автомобилями. Они более маневренные, имеют более высокую грузоподъемность, позволяют перевозить длинномерные грузы. Тягач легко заменить в случае его поломки без проведения перегрузки товара на другую машину.
Прицепы
Прицеп это транспортное средство, не оборудованное двигателем, которое предназначено для передвижения в составе транспортного средства ("автопоезд"). В отличие от полуприцепов, прицеп опирается не на тягач, а на собственные колесные оси. Прицепы служат для перевозки различных категорий грузов. По своему назначению прицепы делятся на бортовые, тентованные, изотермические, рефрижераторные, самосвальные и др.
Часто прицепы используются как дополнение к полуприцепам для перевозки большего объема груза в составе автопоезда. В этом случае они сцепляются с полуприцепами.
Полуприцепы
Являются разновидностью прицепов, которые своей передней частью опираются на тягач при помощи сцепного устройства (седельно-сцепной механизм) и приводятся им в движение. Предназначены для транспортировки самых разнообразных видов груза. Основное преимущество перед цельными фургонами и конструктивно объединенными с кузовом грузовыми автомобилями заключается в возможности быстрой замены "головы" машины - тягяча, например, в случае его поломки, без необходимости разгрузки-погрузки перевозимого груза. Преимущество полуприцепа перед обычным прицепом заключается в более быстрой и простой сцепке головы машины с ведомой частью. Именно эти преимущества объясняют популярность полуприцепов перед другими транспортными средствами. К тому же увеличенная грузоподъемность, повышенная маневренность, возможность перевозки длинномерных и негабаритных грузов являются неоспоримыми достоинствами полуприцепов.
Стандартные полуприцепы имеют две или три оси. Часто одна из осей является подъемной, которая задействуется лишь в случае транспортировки очень тяжелых грузов. Данная особенность помогает заметно уменьшать износ резины, в случае, если автомобиль идет порожняком или везет маловесящий груз.
Полуприцепы также делятся по своим конструктивным особенностям на тентованные, бортовые, рефрижераторы, цистерны, тралы, платформы, самосвалы и другие специализированные виды.
Классификация по типу кузова
Кузов грузового автомобиля - это часть грузового автотранспортного средства, предназначенная для перевозки грузов. Кузов крепится к раме транспортного средства. Независимо от вида грузового транспортного средства, кузова классифицируются по назначению на:
Бортовые
Являются самыми древними (по происхождению) из всех кузовов грузовых автомобилей. Бортовой кузов представляет собой платформу, ограниченную со всех сторон бортами. Каждый из бортов может быть снят или откинут для упрощения процедур погрузки и разгрузки.
Тентованные
Являются модификацией бортовых кузовов за счет установки на кузов специальных распорок, на которые натягивается "матерчатый" тент и закрепляется шнуровкой. Такая конструкция позволяет перевозить различного рода грузы, защищая их от внешних воздействий окружающей среды и посторонних глаз. Тентованные прицепы, полуприцепы и грузовики отличаются друг от друга видом загрузки, самый распространенный из которых - задняя загрузка. Однако очень часто встречаются кузова с боковыми и верхними загрузками, а также возможностью снятия всех стоек (полная растентовка), что позволяет повысить удобство погрузки-разгрузки, сокращая при этом время.
Цельнометаллические
В отличие от тентованных, цельнометаллические кузова имеют металлические стенки. Это существенно повышает прочность кузова, а установленные на него металлические запирающиеся двери защищают перевозимый груз от возможной кражи. Однако такое конструктивное исполнение кузова накладывает ограничения на способы погрузки-разгрузки.
Изотермические
Изотермический кузов - это кузов, изготовленный на базе цельнометаллического за счет проклейки на его стенках теплоизоляционный материалов. Это позволяет предотвратить резкие температурные перепады внутри кузова, в случае, например, когда машина движется под палящим солнцем. Это создает благоприятные условия для перевозки капризных к температурным перепадам грузов.
Рефрижераторы
Рефрижератор (от лат. refrigeratus - охлаждённый) - это усовершенствованный изотермический кузов, который комплектуется специальной климатической установкой (холодильником). В таком типе кузовов поддерживается определенный температурный режим. Диапазон поддерживаемых температур зависит от класса рефрижератора. Различают шесть классов рефрижераторов.
Перевозка грузов рефрижераторами обходится значительно дороже, чем их перевозка в других типах кузовов, за счет постоянно работающей холодильной установки. Это значительно увеличивает расход топлива.
Цистерны
Цистерны предназначены для перевозки жидких, газообразных, мелко-дисперсионных и сыпучих (мука, цемент) грузов. Как правило, цистерны изготовляются из металла - стали или алюминия. Алюминиевые цистерны имеют некоторые преимущества перед металлическими - они более легкие, обладают большим сопротивлением к коррозии, не требуют нанесения специального покрытия, хорошо сохраняют свои характеристики в условиях низкой температуры.
По своей форме сечения цистерны делятся на три вида - круглые, эллиптические и в форме "чемодана". Круглые цистерны являются наиболее прочными в плане давления на стенки, эллиптические - имеют компактную форму по высоте и прочность, близкую к круглым цистернам. "Чемодановидные" имеют смещенный к низу центр тяжести, что делает их более устойчивыми к опрокидыванию на бок при резком маневрировании на поворотах.
Цистерны бывают односекционными и многосекционными . Многосекционные цистерны содержат несколько изолированных друг от друга секций, каждая из которых имеет собственный люк, "дыхательный клапан" и сливной-наливной тракт, расположенный внизу, через который происходит слив или заправка цистерны. Использование нижнего наливного тракта позволяет более быстро заливать жидкости, имеющие повышенное пенообразование и пузырение, а также избежать испарения и утечки веществ, чем при их заливке через горловину. Для контроля уровня заливки используются специальные электронные датчики, расположенные внутри цистерны.
Некоторые цистерны оборудованы насосами, позволяющими производить слив вещества, путем создания избыточного давления внутри цистерны.
Для сохранения температуры перевозимого вещества цистерны часто имеют, так называемую, "паровую рубашку ", представляющую собой камеру, окружающую корпус цистерны, через которую проходит греющий пар. Также для поддержания нужной температуры при перевозке груза в холодное время применяются ТЭНы - специальные обогреватели, расположенные внутри цистерны.
Если цистерна заправлена не полностью, то существует риск ее переворачивания из-за образующегося биения жидкости о стенки цистерны при изменении скорости и направления движения автомобиля. Чтобы снизить силу гидравлического удара жидкости о стенки, цистерны оборудуются поперечным волнорезом . В этом плане многосекционные цистерны более предпочтительны - из за разделенного количества вещества сила гидравлических ударов на каждую из стенок заметно снижается.
Существует еще немало применяемых на цистернах приспособлений и устройств, зависящих от характера перевозимого груза. Так, например, на цистерны для перевозки нефтепродуктов могут быть установлены раздаточные пистолеты со счетчиком количества слитого вещества.
Самосвалы
Исполняются в виде открытого цельнометаллического бортового кузова с гидравлическим устройством для автоматической выгрузки перевозимого груза. При этом сзади имеется крепящийся на верхних шарнирах борт, автоматически открывающийся при наклоне кузова под действием силы собственной тяжести.
Применяются самосвалы преимущественно для перевозки сыпучих грузов строительного назначения (щебень, песок, кирпич).
Платформы и низкорамные тралы
Платформа, а также ее разновидность - низкорамный трал, является специализированным грузовым транспортом для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов . Их отличает повышенная грузоподъемность (до 200 тонн) и наличие специальных крепежных приспособлений. В зависимости от характера перевозимого груза, используются различные приспособления. Например, платформа для перевозки автомобилей оборудована специальными подъемниками для облегчения процесса погрузки. К тралам также относят платформы, перевозящие автомобили, другую технику, оборудование, лесовозы, трубовозы и т.д.
Услуги грузоперевозки невозможно себе представить без такого средства передвижения, как грузовики . На сегодняшний день отправитель груза может выбрать следующие типы данного транспорта:
- Автомобильный;
- Авиационный;
- Железнодорожный;
- Водный.
Безусловно, каждый транспорт имеет свои преимущества и недостатки, однако автомобильный транспорт наиболее востребован. Осуществление перевозок данным способом является наиболее практичным и эффективным. Как известно, автомобильный транспорт является быстрым и удобным, характеризуется разными грузоподъемными способностями.
Владение грузовым парком подразумевает специальные условия и большие денежные вложения, которые в результате окупятся в разы. С помощью такого транспорта можно перевозить любые типы тяжестей, как обычные, так и хрупкие предметы. Для каждой отдельной категории грузов подходит определенный вид транспортного средства. При выборе грузовика учитывается тип его кузова. Наиболее известным из них является бортовая платформа. Эта категория грузовиков является самой простой и идеально подходит для осуществления перевозок всевозможных тяжестей. Однако для отдельных типов грузов есть определенные категории кузовов. К примеру, тяжести в пакетах перевозятся фургонами; жидкости перевозят в специальных цистернах; контейнеровозы для грузов в контейнерах и т.д.
Грузовые автомобили классифицируются по типу кузова на такие категории:
- Самым популярным типом являются тенты и полуприцепы. Используются они для многих видов грузов. Являются очень практичными и функциональными, ведь их можно загружать с разных сторон, как сбоку, так и сзади. Грузоподъемность составляет около двадцати пяти тонн.
- Полуприцепы рефрижираторы используются для перевозки продуктов питания и тяжестей, которые быстро портятся. Оснащены эти средства перевозки холодильными аппаратами, температура которых может составлять от +25 градусов до – 25. Общая грузоподъемность составляет около двенадцати тонн.
- Автомобиль с прицепом называют автосцепкой. Этот вид транспорта многофункционален и удобен в использовании, благодаря чему можно перевозить любые типы тяжестей, кроме длинномерных. Они способны вмещать в себя около двадцати пяти тонн.
- Jumbo является транспортом с повышенной грузоподъемностью. Благодаря небольшому диаметру колес увеличивается вместительная площадь. Они способны вмещать в себя около двадцати тонн.
- Для перевозок контейнеров используются контейнеровозы.
- Для перевозки жидкостей и сыпучих материалов используют автоцистерны.
- Автомобили перевозятся при помощи автовозов.
- Для перевозки зерна используют зерновозы.
- Для сыпучих товаров используют самосвалы.
Грузовой транспорт , посредством которого перевозят всяческие грузы на общих трассах, бывают нескольких классификаций. Самыми компактными и практичными являются разводные. Они характеризуются низкой высотой. Общая масса этого транспортного средства не может быть выше трех с половиной тонн. Кузов в таких автомобилях представлен в виде фургона с раздвижными дверями для облегчения загрузки.
Еще одним востребованным типом транспорта являются пикапы. Это автомобили простой разработки легковушек с добавлением открытого кузова или рамным шасси. Особой популярностью пикапы пользуются в Соединенных Штатах Америки, где их любят использовать для сельскохозяйственной деятельности.
Грузовой транспорт, который имеет возможность перемещаться по общим трассам, как правило, ограничивается осевой нагрузкой.
Виды таких грузовых автомобилей бывают очень разными. Например, кабина грузовика может быть установлена над двигателем, кузов может быть капотным либо полукапотным. Грузовые машины классифицируются по осям: от двух до пяти, возможно больше. Еще одной технической особенностью является классификация двигателей, которые применяются в данном транспорте. Двигатели могут быть всякими: бензиновыми, газовыми, дизельными и т.д. Большая часть грузовиков характеризуется общей грузоподъемностью в пределах двадцати пяти тонн.
Для осуществления перевозок тяжестей автотранспортными компаниями применяется грузовой передвижной состав, который включает в себя автомобили и прицепы с разной грузоподъемностью, с повышенной проходимостью, тягачи с полуприцепами. Эта область автомобильной сети также имеет свою конструкцию. Классифицируют грузовые автомобили исходя из разных особенностей:
- По виду кузова: закрытый, открытый, контейнер, тентованный, изотермический, микроавтобус, бортовой, самосвал, конт площадка, кран, автотранспортер, цистерна, лесовоз, седельный тягач.
- По категориям: бортовые автомобили, специализированные, автомобили-цистерны.
- По осям: от двух до пяти и выше.
- По нагрузкам: до шести и свыше шести до десяти тонн включительно.
- По диаметру колес: 4х6; 4х4; 6х4; 6х6.
- По конструкции: один цельный автомобиль; с добавлением автопоезда.
- По виду двигателя: бензиновый; дизельный.
- По вместительности: малой; средней; большой; от полутора до шестнадцати тонн; выше шестнадцати тонн.
Такой широкий выбор оправдывается необходимостью определенных характеристик автомобилей для того, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант для перевозки тяжестей, учитывая такие аспекты, как экономичность, оперативность услуги, надежность, грузоподъемность, функциональности, вместительность.
Перечень вышеуказанных характеристик является условным, ведь его можно продолжать до бесконечности. Он включает в себя функциональные способности транспортных средств, их эксплуатационных качеств, особенностей и видов перевозимых тяжестей.
Помимо вышеуказанных видов, нормалью ОН 025 270 -66 была принята классификация и система предназначения автомобильного подвижного составляющего. Относительно грузовых транспортных средств была разработана такая система автомобильных значений, как АТС.
Цифра под номером 1 означает тип грузовика по полной массе:
Полная масса, т |
Эксплуатационное назначение автомобиля |
|||||
Бортовые |
Тягачи |
Самосвалы |
Цистерны |
Фургоны |
Специальные |
|
до 1,2 |
||||||
1,2 до 2,0 |
||||||
2,0 до 8,0 |
||||||
8,0 до 14,0 |
||||||
14,0 до 20,0 |
||||||
20,0 до 40,0 |
||||||
свыше 40,0 |
Цифра под номером 2 означает категорию АТС:
- 3 – грузовая бортовая машина либо пикап;
- 4 – седельный тягач;
- 5 – самосвал;
- 6 – цистерна;
- 7 – фургон;
- 8 – резервное значение;
- 9 – автомобиль специального предназначения.
Значения под номером 3 и 4 индексации обозначают порядковый номер транспортного средства. Цифра под номером 5 – его модификацию. Значение 6 – тип исполнения:
- 1 – холодный климат;
- 6 – умеренный климат;
- 7 – тропический климат.
На некоторых автомобилях обозначены приставки через тире. Это свидетельствует о том, что разработка переходная и может иметь дополнительную комплектацию. Перед обозначением индексации, в основном, пишется аббревиатура предприятия, которое является изготовителем. В моделях автомобилей иностранных производителей, в основном, обозначаются аббревиатурой бренда производителя, а также порядкового номера автомобиля и его разработки.
На сегодняшний день, все более становятся популярными значения, которые были приняты в международных стандартах безопасности (ЕЭК ООН), принятых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций. Учитывая вышеперечисленные правила, была разработана такая международная классификация АТС:
Виды коммерческого грузового транспорта в Америке:
В Америке разновидности грузового транспорта классифицируют по массе автопоезда. Классификация транспортных средств обозначается числами от 1 до 8. Администрация Федеральных скоростных дорог из департамента транспорта классифицировала автомобили более обширно. Первая, вторая и третья категории – легкие грузовые автомобили; 4, 5 и 6 – это грузовые машины со средней грузоподъемностью; 7 и 8 – это автомобили, предназначенные для габаритных грузов.
Максимально допустимая масса грузовиков первой
Максимально допустимая вместительность грузовых транспортных средств второй категории колеблется от 2722 до 4536 тонн. К примеру, DodgeDakota. Автомобили данной категории делятся на 2а группу с максимально допустимой массой от 2722 до 3856 кг, и на 2б группу с вместительностью от 3856 и 4536 кг. К группе 2а относятся компактные грузовики, а к группе 2б – грузовики, предназначенные для крупногабаритных грузов.
Максимально допустимая вместительность грузовых автомобилей данной категории колеблется от 4536 до 6350 кг. Например, DodgeRam 3500. Они могут быть с одним колесом сзади или с одним. Hummer H1 имеет одну заднюю ось с максимально допустимой массой 4672 кг.
Максимально допустимая грузоподъемность машин четвертой категории колеблется от 6351 до 7257 кг. Например, модель Ford F-450.
Максимально допустимая масса грузовых автомобилей данной категории колеблется от 7258 до 8845 кг. К примеру, модели марки International MXT.
Максимально допустимая масса грузовых автомобилей шестой категории колеблется от 8846 до 1193 кг. К примеру, модель Ford F-650.
Для того, чтобы управлять автомобилем данного класса, в Америке необходимо иметь разрешение категории В. Их максимальная вместительность составляет от 11 794 до 14 969 кг.
Максимально допустимая масса автомобилей восьмой категории составляет 14 969 и больше. К данной категории относят все тягачи с прицепом.
Легкие грузовые машины
К данному типу грузовиков относятся автомобили категории 1-3.
Среднетяжелые автомобили
К среднетяжелым грузовым автомобилям относятся машины категории 4-6.
Тяжелые грузовики
К тяжелым грузовикам относятся машины категории 7-8.
Разновидности автомобилей по вместительности в тоннах
Первые выпущенные легкие грузовые автомобили создавались относительно полезной вместительности в тоннах. Такие модели, как FordRanger, GMC S-15 относятся к автомобилям с вместительностью в четверть тонны. Такие модели, как. Ford F-150, Chevy 10, Chevy/GMC 1500 и Dodge 1500, характеризуются вместительностью в полтонны. Ford F-250, Chevy 20, Chevy/GMC 2500 и Dodge 2500 перевозят три четверти тонн тяжести.
Схожие конструкции применяются для фургонов и внедорожников. Автомобили со средней вместительностью полуторатонный Ford F-450 и определенные военные грузовые машины.
Со временем вместительность для грузовых машин значительно возросла и на данный момент разница в тоннах не более, чем разговорная версия деления автомобилей.
Типы грузовых автомобилей в Европе
Классификация грузовиков в Европе представлена иначе, нежели в США. Наличие лицензии категории В обеспечивает право на вождение транспортного средства с максимально допустимой вместительностью не больше, чем 3500 кг, а также трейлеров, которые не должны превышать вес 7500 кг, а владельцы лицензии категории BE могут водить трейлер массой превышающей 7500 кг. Эти транспортные средства получили название легких коммерческих автомобилей. Это такие модели, как FordTransit, Mersedes-BenzSprinter.
В Соединенных Штатах Америки существует лицензия LCV, которая позволяет водить автомобиль 1-2 категории с максимально допустимой массой, не превышающей 3500 кг. В Европейском Союзе должна быть лицензия С1 на разрешение вождения легкими грузовыми автомобилями. В Америке для первой, второй, третьей и четвертой категории грузовиков и трейлеров с максимально допустимой массой не превышающей 7500 кг. Наличие лицензии C1E обеспечивает вождение трейлерами с максимально допустимой вместительностью более 7500 кг. Такие лицензии Европейского союза, как С1 и С1Е допускают к управлению грузовых автомобилей пятой категории с максимально возможной массой, которая не превышает 7500 кг, а для вождения транспортного средства с массой превышающей 7500 кг, необходимо наличие разрешения LGV.
Обладатели разрешения категории С в Соединенных Штатах имеют право на вождение грузового автомобиля от 1 до 8 категории, однако существуют определенные ограничения по массе до 7500 кг или больше данной массы. Такие лицензии, как LGV и СE обеспечивают возможность вождения трейлерами общей массой свыше 7500 кг. Образцом грузовых автомобилей для возможности вождения по лицензии LGV, являются такие марки, как Scania P-series, Volvo FH и DAF 95XF.
110 лет назад в, 1896 г., в Германии появился первый в мире
грузовой автомобиль. Его сконструировал и построил Готлиб Даймлер. К
этому времени известный немецкий конструктор уже спроектировал
мотоцикл, моторизованную дрезину и пожарный насос.
Появление на дорогах автомобилей сначала расценивалось как чудачество
состоятельных людей. Но в скором времени самоходные тележки стали новым
видом транспорта. В отличие от легковых автомобилей путь к признанию
грузовиков оказался более трудным. Повозке с мотором надлежало не
только сносно двигаться, но и зарабатывать деньги, да так, чтобы быть
конкурентоспособной с гужевым, паровым и электрическим транспортом
После разработки первого грузового автомобиля Готлиб Даймлер занялся его усовершенствованием. Очень скоро грузоподъемность грузовика увеличилась до 5 т, а мощность двигателя - до 10 л.с. Вскоре после первого грузовика в Англии был предложен целый ряд коммерческих автомобилей, состоящий из четырех моделей. Через год Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах на грузовике «Бюссинг» переместили двигатель «Феникс», мощность которого возросла до 6 л.с., из-под задней части кузова вперед, под место водителя. Вперед переместилась и четырехступенчатая трансмиссия с открытой ременной передачей.В конструкции повозки с обитыми железом деревянными колесами, предложенной Готлибом, пару лошадей заменили два цилиндра. Главным мотивом первого грузового автомобиля был прагматизм. Визуально грузовик не сильно отличался от гужевой повозки. Водитель как кучер восседал на высоком облучке. Передняя управляемая ось подвешивалась на эллиптической рессоре. Задняя ведущая ось имела подвеску на витых цилиндрических пружинах. Наличие сложной подвески отличало первый грузовой автомобиль от гужевой повозки. Это было вызвано не столько плохими дорогами, сколько вибрациями, вызванными работой двигателя. Мотор рабочим объемом 1,06 л развивал четыре лошадиные силы. Он носил символическое название «Феникс». Двигатель «Феникс» использовался также на легковых автомобилях Даймлера. В конструкции двигателя использовалась трубка накаливания для зажигания и карбюратор. Максимальное число оборотов ограничивалось центробежным регулятором. Через специальный механизм он открывал клапан, что вызывало пропуски зажигания. Крутящий момент двигателя через ременную передачу передавался к ведущим колесам через открытый планетарный редуктор. Готлиб Даймлер утверждал, что основное преимущество двигателя «Феникс» – компактность и элегантность проекта, бесшумная работа с низким уровнем вибраций и выхлопные газы без запаха. Двигатель мог работать на трех видах топлива: бензине, каменноугольном и светильном газе. Бензин для работы мотора надо было покупать в аптеке. Водитель управлял грузовиком рулевым колесом, расположенным вертикально. Снизу на рулевом валу крепилась шестеренка. Ее зубья входили в зацепление с цепью Галля. К концам цепи крепились тяги, связанные с поворотными рычагами передних колес. На деревянном борту грузовой платформы автомобиля красовалась надпись «Daimler-Motoren-Gesellschaft Cannstatt». Автомобиль мог перевозить 1500 кг груза. Сказать, что первый грузовой автомобиль пользовался успехом, значит очень сильно прикрасить действительность. Тем не менее автомобиль нашел своего покупателя. Но не в родной стране, а на родине индустриализации, в Англии. Там использовалось большое количество паровых автомобилей. Распространению паровых двигателей способствовало то, что в это время в Англии был самый дешевый каменный уголь и соответственно кокс. Поэтому автомобиль с бензиновым двигателем был поставлен в жесткие конкурентные условия. С другой стороны, 1896 г. стал революционным в истории развития моторизованного транспорта на Британских островах. В этот год было прекращено действие закона «красного флага», принятого под влиянием лобби, защищающим гужевую тягу. По этому закону безлошадные транспортные средства не должны были двигаться быстрее четырех миль в час и обязывались иметь команду не менее трех человек: двое – для обслуживания автомобиля, а еще один должен был идти перед ним с красным флагом в руках, чтобы предупреждать других участников движения. Так что первый автомобиль оказался в Англии в удачное время. Однако конструкторские решения, апробированные на легковых автомобилях, оказались не совсем удачными для грузовиков. Для тяжелых автомобилей ременная передача не годилась. Очень быстро, в 1897 г., сложился облик грузовика, подчиненный тяжелой транспортной работе. Двигатель расположился спереди, над управляемой осью. Крутящий момент передавался через полый продольный вал к заднему мосту. Готлиб Даймлер улучшил не только трансмиссию грузовика, но и двигатель. Трубка накаливания в системе зажигания уступила место новому низковольтному, магнето конструкции Роберта Боша. Рабочий объем двигателя возрос до 2,2 л. Для этого мотора пришлось полностью перепроектировать систему охлаждения. В апреле 1897 г. Вильгельм Майбах завершил испытания радиатора трубчатой конструкции. Новый пятитонный грузовик значительно отличался от всех существующих автомобилей. Поэтому для его апробации Готлиб Даймлер провел первые эксплуатационные испытания. Для выявления слабых мест конструкции и устранения недостатков. Опытный грузовик работал на кирпичном заводе города Хайдемхейма. После этого Даймлер мог смело продвигать свой грузовик на рынок. Презентация новой модели грузового автомобиля, как мы сказали бы сегодня, состоялась на Парижском мотор-шоу. В те времена самую представительную автомобильную выставку организовал Французский автомобильный клуб в саду Тюильри. С современными автопоказами выставку роднили толпы посетителей и большое количество автомобилей различных типов. Среди такого изобилия немецкий грузовик не потерялся и пользовался повышенным вниманием. Главным конкурентом первым грузовикам с бензиновым двигателем в коммерческих перевозках был гужевой транспорт. В Германии ломовая лошадь стоила примерно полторы тысячи марок. Помимо затрат на питание животного, в тысячу марок в год обходились услуги конюха. Даймлер предлагал свой полуторатонный грузовик за 5200 марок. Пятитонка обходилась покупателю в 8500 марок. Недешево. Однако после подсчета всех «за» и «против» получалось, что тонно-километр при гужевых перевозках стоила 20,8 пфеннига, а при моторизованных – только 13,8 пфеннига. Готлиб Даймлер был уверен в преимуществе перевозок автомобильным транспортом. Уже осенью 1897 г. он представил свой грузовик не где-нибудь, а на ежегодной сельскохозяйственной выставке в Вюртемберге. Готлиб подробно описал все места в сельскохозяйственном производстве, где может применяться его грузовик. Подчеркивалось, что моторизированный транспорт не болеет, ему не страшны жажда и голод, а также своенравное поведение, свойственное животным. Тем не менее грузовики приобретались для работы в первую очередь в тяжелых условиях на кирпичных заводах и пивоварнях. Особенно популярны стали грузовики для перевозки пива. Так, в 1898 г. согласно записям Daimler-Motoren-Gesellschaft Cannstatt семь из девяти пятитонных грузовиков были поставлены клиентам как десятисильные повозки для пива. Такая тенденция сохранилась и в последующие годы. В 1912 г., когда по дорогам Германии уже колесило 5400 грузовиков, 43% из них обслуживало пивоварни, 23% перевозило товары, 7% обслуживало фабрики и заводы. Производство грузовиков на первых порах носило штучный характер. Так, в 1901 г. в Германии было 16 производителей, которые выпустили в год только 39 автомобилей. Но уже в 1903 г. только Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) произвела 140 грузовиков. В 1910 г. DMG поставила на рынок уже свыше 1000 грузовых автомобилей. Рост производства грузовиков был вызван не только экономическими, но и политическими факторами. С 1908 г. приобретение грузовиков в Германии субсидировалось правительством в целях создания резервного парка автомобилей для армии. На покупку грузовика выделялось 4000 рейхсмарок. Также сумма до 1000 рейхсмарок выделялась на эксплуатационные расходы (вплоть до четырех лет) владельцам гражданских грузовиков, которые были готовы переделать свои автомобиля для нужд армии в случае войны. В интересе военных к грузовому автомобильному транспорту нет ничего не обычного. Достаточно вспомнить, что изготовление первых паровых автомобилей в 1770–1801 гг. инженером Никола Жозеф Кюньо (Nicolas Joseph Cugnot) финансировалось военным министерством Франции. Построенный грузовик весом восемь тонн предназначался для перевозки пушек. В Германии субсидировались грузовики с определенными техническими параметрами. Деньги выделялись только для автомобилей грузоподъемностью от 4 до 6 тонн, с прицепами и с двигателями мощностью по крайней мере в 30 л.с. Ставились и другие условия: цепной привод, ширина колеи 1700 мм, барабанные тормозные механизмы, максимальная скорость 12 км/ч для автомобилей без резиновых шин и 16 км/ч для грузовиков с резиновыми шинами. Стоит отметить, что пневматические шины долгое время не были доступны для тяжелых грузовиков. Их стали применять только в двадцатых годах прошлого столетия после усовершенствования состава резины и конструкции покрышек. До этого применяемая твердая резина шин сильно грелась и разрушалась под влиянием тепла. Стальные обручи, надеваемые на колеса, имели недостаточное для тяжелого грузовика сцепление. Деревянные колеса тоже оказались малоприспособленными к высоким нагрузкам. Были случаи их тления и даже возгорания. Субсидии военных имели положительное влияние на рост парка. Так, если в 1908 г. в Германии было зарегистрировано 1543 автомобиля, то в 1914 г. насчитывалось уже 9639 грузовиков. За четыре года рост составил 625%. Производство грузовиков в условиях начавшейся войны не снизилось, несмотря на возникшие трудности с сырьем. За четыре военных года германская промышленность выпустила более 40 тыс. грузовых автомобилей. Вместе с тем война, породив немало технических новинок, негативно сказалась на новых разработках в области автомобилестроения. Послевоенная разруха практически свела на нет экспорт грузовиков из Германии. Внутренний рынок страны был перегружен уже выпущенными автомобилями. Только в тридцатые годы с изменением экономического положения страны немецкие специалисты смогли создать грузовые автомобили, которые стали серьезными конкурентами для железных дорог.
Пятитонный грузовик Даймлера, представленный после эксплуатационных испытаний в Париже в 1898 г
Первый грузовик Даймлера
Второе поколение грузовиков Даймлера имело еще ременную передачу, но двигатель уже сместился вперед
25 апреля 1828 г. французский изобретатель Онесифор Пекъе получил патент на построенный им паровой самоход-грузовик. Автомобиль был оснащен дифференциалом с коническими шестернями и рулевым механизмом с трапецией.
Современный грузовой автомобиль может перевозить до 30 т груза.
В книгах и журнальных статьях, касающихся истории автомобилей, как правило, основное внимание уделяется легковым машинам, которые пришли на смену коляскам и экипажам. При этом обширный класс автомобилей, предназначенных для перевозки не только людей, но и грузов, остается в тени.
Первоначально на развитии грузовиков отразилась малая надежность ранних легковых автомобилей. Если с ней мирились энтузиасты-спортсмены, то для регулярного коммерческого транспорта она была неприемлемой. Грузовыми машинами по-настоящему занялись лишь после того, как автомобиль стал более надежным. Фабриканты чаще всего заменяли заднюю часть пассажирского кузова большой легковой машины ящиком и создавали таким образом фургончики на колесах, обладавшие теми же ходовыми свойствами, что и базовая легковая модель. Но если легковой автомобиль успешно соревновался с конной пролеткой в скорости и экономичности, то фургон на его базе уступал конному. К тому же объем кузова был небольшим.
Положение изменилось лишь в начале XX в. Автомобилестроители создавали машины все большей грузоподъемности. От легкового автомобиля в них сохранялись только общая схема и двигатель. Грузовики приобрели большую площадь кузова, массивную ходовую часть, двойные задние колеса, сплошные резиновые шины вместо пневматических. Несмотря на примитивность первых грузовых автомобилей, они уже значительно превосходили гужевую повозку по скорости, а легковую машину - по отношению массы полезной нагрузки к массе конструкции. Так начался век грузового автомобиля.
ПЕРВЫЕ ИЗ СЕМЕЙСТВА ГРУЗОВИКОВ
В 1891 г. фабрикант Готлиб Даймлер и его партнер Вильгельм Майбах в очередной раз объединили свои усилия с целью создания моторизированной тележки, на которой можно было бы перевозить грузы. В 1896 г. Даймлер в одном из рекламных проспектов предложил покупателям свой первый грузовой автомобиль.
К сожалению, данных о количестве первых выпущенных грузовых автомобилей не сохранилось. Известно лишь, что покупателям предлагалось четыре модели различной грузоподъемности - 1500, 2500, 3750 и 5000 кг. Ни одной подобной машины до нашего времени не сохранилось, однако по имеющимся в архивах «Мерседеса» изображениям и чертежам инженерам удалось построить копию первого грузовика.
Подвеска автомобиля выдает его родство с каретой. Спереди кузов покоится на листовых рессорах, а в подвеске задней оси использованы винтовые пружины. Управление автомобилем осуществлялось с помощью рулевого колеса, которое цепью было соединено с передней осью. Интересен тот факт, что первый грузовик имел уже не ручной, а ножной тормоз, который воздействовал не на колеса, а на трансмиссию. Среди материалов, применявшихся при изготовлении автомобиля, преобладало дерево, из которого были сделаны рамы, колеса и кузов.
Прошло немало времени, прежде чем грузовые машины в полной мере заявили о себе. Во многом этому способствовал отчет Лейланда, опубликованный в 1913 г., в котором доказывалось, что эксплуатация гужевого транспорта по сравнению с 4-тонным грузовиком обходится в шесть раз дороже.
Производители грузовиков, видя возрастающий интерес к своей продукции, приступили к ее усовершенствованию. Готлиб Даймлер одним из первых переместил силовой агрегат своих автомобилей с задней части вперед, под сиденье. Спустя еще семь лет машины, выпускаемые Даймлером, приобрели очертания грузовика, которые по сей день просматриваются в капотных машинах. Мощность используемых на транспортных средствах моторов также продолжала расти.
Учитывая тот факт, что 1886 г, является датой рождения автомобиля, «паровая телега», изготовленная французом Кюнъо в 17б9 г. для нужд армии, неможет претендовать пароль первой грузовой машины. Хотя цель ее создания как раз подразумевала перевозку грузов - артиллерийских снарядов.
29 июня J843 г. родился немецкий инженер и предприниматель Генрих Бюссинг, который основал в 1903 г. фирму, прославившуюся своими грузовиками и автобусами. В 1977 г. компания «Бюссинг» была поглощена концерном АМН.
Модернизированный грузовик Даймлера. 1914 г.
Грузовой автомобиль 20-х гг. XX в.
В это время в Швейцарии довольно успешно развивалась компания «Зауэр», которая помогла окрепнуть фирме МАН. В 1915 г. МАН начала производство грузовых автомобилей по лицензии «За-уэра».
Итальянский ФИАТ тоже не стоял на месте. В начале XX в. наблюдалось небывалое развитие грузового транспорта. Этому способствовала военная операция, получившая название «Турецко-итальянский конфликт», которая обеспечила ФИАТу заказ на 200 грузовиков. А в годы первой мировой войны компания увеличила производство грузовых машин с 1400 единиц в 1914 г. до 17 200 экземпляров в 1917 г.
Первая мировая война отрицательно повлияла на развитие конструкций грузовиков. Первые попытки создания дизельных двигателей, начатые Венцем в 1909 г. и Даймлером в 1911 г., были забыты. Помешало быстрому развитию грузовиков и то, что многие производители комплектующих к автомобилям оказались по разные стороны фронта. Это повлекло за собой серьезные проблемы с комплектацией машин.
Вторая мировая война тоже не могла не сказаться на развитии грузового автотранспорта. Многие заводы и фабрики, занимавшиеся до этого времени производством грузовых
машин, были выведены из строя, а то и вовсе разрушены. Несмотря на это, в послевоенные годы многие фирмы наладили производство грузовых автомобилей.
В 50-е гг. грузовые перевозки имели большее значение, чем раньше. Более того, они составили серьезную конкуренцию железнодорожному транспорту. Вдобавок к этому политики многих стран задались целью дать грузовым автомобилям «зеленую улицу».
Ежедневно грузовые автомобили перевозят 70 кг товаров на каждого жителя Европы. В целом это составляет 13 млрд. тонн грузов, которые впоследствии покупаются, продаются и перепродаются либо используются по назначению. Сегодня грузовой автомобильный транспорт является одной из жизненно важных основ экономики, с помощью которой осуществляется связь между производителями и теми, кто нуждается в их продукции.