- Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
- Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
- Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
- Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
- Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?
Вопрос
У нас есть водитель школьного автобуса. Сейчас водитель школьного автобуса у нас в организации фактически на совмещении. К примеру, получает он у нас 15 тысяч (13 500 за водителя автобуса+1500 за механика). Есть Основной договор на водителя школьного автобуса. Есть дополнительное соглашение о том, что водитель автобуса выполняет дополнительно работу механика. В этом доп. соглашении мы делаем надбавку за работу механика примерно в 1 500 рублей. Вопрос. Ведение в штатное расписание специалиста по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств (по проф. стандарту Приказ Минтруда от 23.03.2015 г. № 187 н.) все же может старое название оставить по ЕТК и назвать его механиком ОТК? Можно? Старое название оставить? Чем проф. стандарт отличается от ЕТК?
Ответ
Необходимо ввести должность контролера технического состояния автотранспортных средств согласно профстандарта.
Профстандарты вводятся взамен ЕТК. В отличие от ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте описана более подробно и отвечает современным требованиям бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты пришли на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент морально устарели и не могут полностью отвечать современным требованиям бизнеса.
Подробно об этом см. материалы в обосновании.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» .
1. Ситуация: Можно ли на водителя возложить обязанность по проведению предрейсового техосмотра автомобиля
«Можно, но только если он оформлен по совмещению на должность контролера технического состояния автотранспортных средств.
Организации, которые эксплуатируют транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, должны обеспечивать проведение предрейсового контроля их технического состояния. Указанный контроль необходимо проводить ежедневно перед выездом транспортного средства на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой об исправности или о неисправности транспорта в путевом листе. Для проведения предрейсового технического контроля в организации должно быть назначено отдельное должностное лицо - контролер технического состояния автотранспортных средств. Такая должность должна быть обязательно предусмотрена в штатном расписании организации. Это следует из пункта 4 статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, а также подпункта 3 пункта 6, пункта 28 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7, и подпункта 2.5 пункта 2 перечня, утвержденного приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7, пункта 16.1 приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.
Кроме этого, лица, которые занимают должность, связанную с обеспечением безопасности транспортных средств, должны проходить аттестацию на право занятия соответствующих должностей. По результатам аттестации таким сотрудникам выдают аттестационные листы. Это предусмотрено приказом Минтранса России, Минтруда России от 11 марта 1994 г. № 13/11.
Квалификационные требования к контролеру технического состояния автотранспортных средств установлены приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287.
Так, специалист, претендующий на такую должность, должен отвечать одному из следующих требований:
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Вместе с тем, трудовую функцию контролера технического состояния автотранспортных средств может исполнять в порядке совмещения и другой сотрудник, который отвечает квалификационным требованиям и прошел аттестацию, в том числе водитель (ст. 60 ТК РФ).
Таким образом, обязанность по проведению предрейсового техосмотра можно возложить и на водителя, если он отвечает соответствующим квалификационным требованиям для проведения предрейсовых техосмотров и прошел аттестацию. Однако сделать это можно только при условии оформления совмещения на должность контролера технического состояния автотранспортных средств*».
«Для чего разрабатывают профессиональные стандарты
Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения работы по должности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов*.
Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.
Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.
Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.
Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.
Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.
Контролер технического состояния средств автотранспорта постоянно поддерживает контакт с водителями, представителями экспедиторского отдела и прочими служащими компании. В связи с этим от сотрудника требуется грамотно слаженная речь, коммуникабельность, вежливое отношение к людям. Среди важных личных качеств профессионала стоит выделить развитую память, наличие логического мышления, он должен быть внимательным и оперативным. Работодатели ценят целеустремленных инициативных работников с хорошей стрессоустойчивостью. Эта профессия - одна из самых востребованных в современности, ведь количество автотранспортных средств увеличивается ежегодно, и соответственно растет спрос на их обслуживание. Получив все необходимые знания и навыки, работник сможет четко и надежно выполнять свои обязанности, при этом всегда есть шанс карьерного роста и продвижения, повышения квалификации. Стоит отметить, что зарплата таких сотрудников немаленькая, но зависит в первую очередь от величины организации, в которой он трудоустроен.
Аттестация контролера технического состояния автотранспортных средств
Прежде чем осваивать эту профессию, претендент должен получить среднее образование. Если он не закончил никакого профильного заведения, то можно пройти обучающие курсы, но важно учитывать, что для этого нужно получить высшее образование в смежной сфере, например, получить диплом инженера или автотехника. Помимо этого, к работе допускаются сотрудники, получившие профильное высшее образование, причем при прохождении переподготовки не требуется предварительного стажа. А также есть возможность устроиться после получения специальностей укрупненных групп (23.00.00). Но в данном случае переподготовка контролера технического состояния средств автотранспорта проводиться лишь после того, как он отработает по профессии не меньше года.
Общие положения
Сотрудник, назначенный на эту должность, является рабочим. В основном работодатели требуют получение неполного высшего образования по специальности и стаж работы не менее года. Либо же могут принять на должность сотрудника с полным высшим профессионально-техническим образованием.
В данном случае стаж требуется не во всех организациях. Уволить или нанять сотрудника может директор компании, оформив соответствующий приказ. В инструкции контролера технического состояния средств автотранспорта должно быть указано, кому подчиняется этот сотрудник и кто находится в его непосредственном подчинении.
Знания
Поступая на работу, сотрудник должен прекрасно разбираться в автотранспортных средствах, знать их строение, конструктивные особенности, а также требования, предъявляемые к исправным агрегатам. Его знания должны включать методики и мероприятия, необходимые для контроля и проверки исправности транспорта, а также все виды поломок, которые он должен выявлять в ходе своей работы.
Он должен понимать, по какому принципу осуществляется компьютерная диагностика машин и на практике использовать ее, со знанием всех правил обращения с техникой. Помимо этого, он обязан знать, как оформляется рекламационная документация, фиксирующая уровень качества технического обслуживания, а также ремонта отдельных деталей транспортных средств. Он должен быть ознакомлен со всеми нормами, правилами, порядками и уставом организации.
Обязанности и характеристика работ
Обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств включают в себя контроль за техническим состоянием автомобильного транспорта перед выездом и после него. Если есть в наличии специальное оборудование, то он обязан проводить компьютерную диагностику. Он должен запретить выезд, если обнаружил неисправности или нарушение целостности транспорта. Также этот сотрудник занимается проверкой качества проведения ремонтных работ с самим автомобилем или его отдельными составляющими другими сотрудниками фирмы.
Функции
Помимо этого, профстандарт контролера технического состояния автотранспортных средств включает в себя такие функции, как оформление документов, касающихся заявок на выполнение ремонтных работ, устранение поломок в транспортных средствах и регистрации машин. В своей деятельности этот сотрудник обязан учитывать все нормативы, требования, акты, положения об охране труда, ПБ и другие правила, установленные в компании.
Права
Специалист, получивший эту должность вправе осуществлять действия, не выходящие за пределы его компетенции, направленные на предотвращение и устранение любых несоответствий или нарушений. Также он имеет право на все социальные гарантии, которые предусмотрены действующим законодательством, а также требовать от начальства содействия в выполнении его обязанностей, если это необходимо.
Помимо этого, контролер технического состояния автотранспортных средств вправе потребовать от компании, чтобы ему создали хорошие организационно-технические условия, а также предоставили инвентарь и оборудование, необходимые для выполнения работ. Работник имеет право просматривать все документы, которые касаются его рабочих обязанностей, а также делать запросы на получение информации, материалов и документации, необходимых для осуществления трудовой деятельности. Он вправе на повышение уровня квалификации и на донесение до сведения начальства о любых выявленных правонарушениях или несоответствиях в работе организации, предлагая свои пути решения возникших проблем.
Ответственность
Контролер технического состояния автотранспортных средств может быть привлечен к ответственности за несвоевременное или некачественное выполнение обязанностей, возложенных на него руководством компании и инструкциями. Он ответственен за нарушение любых правил, норм и техник, предусмотренных на предприятии, а также за разглашение коммерческой тайны или любой другой конфиденциальной информации, касательно деятельности компании.
Этого сотрудника могут привлечь к ответственности за нарушение административного, уголовного и трудового кодекса в процессе выполнения им работы. Также он может быть привлечен за превышение своих служебных полномочий или применение их в своих личных целях. Помимо этого, он ответственен за причинение фирме материального ущерба. Все наказания должны соответствовать действующему законодательству страны.
Заключение
Достаточно привлекательной и высокооплачиваемой является должность контролер технического состояния автотранспортных средств. Спрос на подобное обслуживание машин в наше время достаточно велик, так что получив эту профессию, специалист вряд ли не сможет быстро найти себе подходящую работу. Но есть и свои минусы, это очень напряженная работа, требующая повышенной ответственности, внимательности и прочих нюансов.
Сотрудник должен постоянно общаться с клиентами и другими сотрудниками фирмы. Конечно, обязанности и прочие пункты инструкций могут меняться в зависимости от масштаба и направленности работы организации, где он трудоустраивается. Но все изменения не могут выходить за рамки действующего законодательства. Прежде, чем приступать к обязанностям, работник обязан ознакомиться со всеми руководящими документами и согласовать свои полномочия в компании с начальством.
Должен соответствовать ряду требований. К работе по данной специальности допускаются лица с неполным в/о соответствующего направления или полным профобразованием. При этом стаж должен быть не меньше одного года.
Общие правила
Контролер технического состояния автотранспортных средств зачисляется в штат и увольняется приказом директора. В локальных документах определяются лица, которым работник подчиняется непосредственно и деятельностью которых вправе руководить. Контролер технического состояния автотранспортных средств в случае отсутствия может заменяться сотрудником, назначенным по установленным правилам. При этом такое лицо получает соответствующие права и отвечает за ненадлежащее исполнение задач, поставленных перед ним.
Контролер технического состояния автотранспортных средств: инструкция
Для осуществления деятельности работник должен знать:
- Конструктивные особенности, строение, требование к исправным ТС.
- Средства и методы проверки состояния машин.
- Виды неисправностей, подлежащих выявлению.
- Принципы работы компьютерных диагностирующих систем, порядок обращения с ними.
- Правила оформления рекламационной документации на качество техобслуживания, ремонта частей машин и агрегатов.
- Правила по ОТ.
Обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств
Работник осуществляет проверку исправности ТС перед выездом и после возвращения на место стоянки. При этом специалист применяет компьютерные диагностические системы (при их наличии). В случае выявления неисправностей запрещает выезд на линию. В задачи сотрудника также включена проверка качества работ выполненного техобслуживания ТС. Специалист осуществляет контроль в процессе приема комплектующих и агрегатов после их ремонта и сборки. При выявлении повреждений работник оформляет соответствующую документацию. Он также составляет и регистрирует заявки на устранение неисправностей и ремонт. Таким образом, реализуя свои задачи, сотрудник в определенной степени влияет на . Осуществляя свою деятельность, сотрудник должен знать, понимать и применять актуальные отраслевые нормативные документы, в том числе регламентирующие охрану природы и труда.
Права
Контролер может:
- Принимать меры по устранению и предотвращению любых несоответствий и нарушений.
- Получать гарантии, предусмотренные законодательством.
- Требовать оказания содействия в реализации задач, поставленных перед ним.
- Знакомиться с содержанием проектов документов, относящихся к его деятельности.
- Требовать формирования организационно-технических условий для надлежащего выполнения обязанностей, предоставления необходимого инвентаря и оборудования.
- Запрашивать и получать документацию, информацию, материалы для осуществления своей деятельности, реализации положений актов, принятых руководителем.
- Повышать квалификацию.
- Сообщать обо всех несоответствиях и нарушениях, обнаруженных в процессе деятельности, руководству и представлять предложения по их ликвидации.
- Знакомиться с документацией, определяющей его обязанности и права, критерии, по которым оценивается качество его работы.
Ответственность
Контролер отвечает за:
- Несвоевременное исполнение либо невыполнение задач, поставленных перед ним в соответствии с отраслевыми, в том числе локальными, актами.
- Несоблюдение правил распорядка на предприятии, ОТ, ТБ, противопожарной защиты и
- Разглашение сведений об организации, относящихся к коммерческой тайне.
- Невыполнение либо ненадлежащее исполнение предписаний внутренних актов, законных распоряжений руководителя предприятия.
- Правонарушения, допущенные в ходе реализации поставленных задач. Ответственность наступает в рамках, предусмотренных административными, гражданскими, уголовными нормами.
- Причинение имущественного вреда предприятию в пределах, установленных законодательством.
- Неправомерное использование полномочий, предоставленных работнику в связи с его деятельностью, в том числе в личных целях.
Выпуск машин на линию
Безопасность дорожного движения регламентируется федеральным законодательством. В соответствии с положениями 20 статьи 196-ФЗ, предприниматели и юрлица, выполняющие перевозки ТС, должны организовывать и выполнять предрейсовую проверку. Целью этой процедуры выступает недопущение неисправных машин на линию. Проверка ТС производится по установленной производственной схеме:
- Определяется ответственный работник, который будет выступать в качестве контролера.
- Оборудуется участок, на котором будет выполняться проверка.
- Определяется список неисправностей, наличие которых является основанием для запрета на выпуск ТС на линию.
Квалификация
Для назначения сотрудника предприятия на должность проверяющего ТС проводится профессиональная переподготовка. Контролер технического состояния автотранспортных средств получает знания в рамках специальных программ. Они разрабатываются профильными образовательными учреждениями. Приказом Минобрнауки установлен минимальный объем курса, который должен прослушать контролер технического состояния автотранспортных средств. Обучение занимает не меньше 250 часов.
Пункт проверки
Участок технического контроля должен быть оборудован в отапливаемом, закрытом вентилируемом помещении, оснащенном навесом. В нем предусматривается смотровая яма с освещением и розетками для подключения переносных светильников напряжением 12 В. В пункте оборудуется комната для сотрудника, выполняющего проверку ТС. должны соответствовать параметрам, предусмотренным нормами ОНТП 01-91. Пункты контроля оборудуются:
- Приборами для проверки и регулирования света фар.
- Шинным манометром.
- Устройством для проверки люфта рулевой системы.
- Газоанализатором (для дизельных и бензиновых моторов).
- Линейкой для контроля схождения колес.
- Слесарными инструментами.
- Переносной лампой.
Дополнительно
Выпуск ТС на линию производится после оценки состояния отдельных систем, агрегатов, узлов самого автомобиля и прицепного состава. Показатели должны соответствовать требованиям нормативных актов. Для тормозной системы на въезде в пункт осмотра водитель резко останавливает ТС. Состояние стояночного узла оценивается на выезде. В смотровой яме выполняется осмотр и проверка герметичности гидравлического тормоза и прослушивание пневматической системы (при нажатой педали). Суммарный люфт рулевого управления замеряют на неподвижном ТС специальным устройством, фиксирующем угол и начало поворота. Выпуск автомобиля допускается, если он признан исправным. Допуск необходимо подтвердить подписью сотрудника, выполнявшего проверку. Автограф проставляется в Исправное ТС принимается водителем, подтверждающим надлежащее состояние машины подписью.
КОНТРОЛЬ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ
СОСТОЯНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Методическое пособие
Иркутск 2006
Контроль за техническим состоянием транспортных средств.
В методическом пособии приведен порядок прохождения транспортных средств через контрольно-пропускной пункт предприятия перед выездом на линию и при возвращении в парк.
Пособие предназначено для руководителей автопредприятий, слушателей специальных Курсов подготовки специалистов автомобильного транспорта, студентов учебных заведений, изучающих предмет «Правили и безопасность дорожного движения»
Подготовил:
Иркутск, Иркутский филиал ФГОУ СПО «КАТТ», 2006.
Библиогр. – 5 наимен.
ВВЕДЕНИЕ
Интенсивность движения на автомобильных дорогах нашей страны с каждым годом увеличивается. Она вызвана увеличением автомобильного парка и все возрастающими потребностями народного хозяйства в автоперевозках. В настоящее время автоперевозки осуществляются и еще будут осуществляться в дальнейшем не только по усовершенствованным автомагистралям, но и по дорогам, не приспособленным к автомобильному движению. С учетом значительного роста автомобильного парка, появлению на дорогах страны автомобилей иностранного производства с различным расположением рулевого управления, это может привести к дальнейшему усложнению дорожного движения и увеличению дорожно-транспортных происшествий, если не будут устранены вызывающие их условия. Такими условиями являются:
Низкая дисциплина многих водителей транспортных средств;
Отсутствие профессионального отбора водителей ТС;
Недостаточно высокое качество подготовки водителей;
Несовершенство учебно-методических средств подготовки водителей;
Невысокое качество проведения технических обслуживаний и текущего ремонта ТС;
Низкое качество или отсутствие медицинского контроля водителей при выезде на линию и при возвращении в парк;
Отсутствие надлежащего контроля при выпуске транспортных средств на линию и при возвращении их в парк, и т. д.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1. Общая часть
Контроль качества технического состояния транспортных средств является составной частью производственного процесса любого предприятия, на балансе которого имеются автомобили. Основная задача технической службы предприятия – поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии, исключающее внезапные отказы и поломки на маршрутах и способствующее уверенной работе водителей ТС.
Конечной целью контроля является предупреждение отказов и неисправностей автомобиля, которые могли бы стать причиной дорожно-транспортного происшествия или повлиять на исход ДТП. Поэтому большое внимание следует уделять проверке технического состояния подвижного состава при выпуске на линию и возврата на предприятие, а также контролю качества работ, выполняемых непосредственно на автомобиле. Осуществляемый специалистами контроль качества не освобождает от ответственности руководителей соответствующих подразделений предприятия за некачественное выполнение работ и выпуск на линию неисправного подвижного состава.
От качества контроля технического состояния подвижного состава при возврате с линии зависят своевременное выявление и устранение отказов и неисправностей автомобилей. Поэтому работу на контрольно-техническом пункте (КТП) следует организовать так, чтобы все автомобили были осмотрены своевременно и качественно.
Контроль осуществляется визуально, с применением переносных приборов, а также с помощью имеющегося оборудования для диагностики технического состояния автомобилей и агрегатов. Применение средств диагностирования позволяет при минимальных затратах времени объективно оценить готовность автомобилей к выпуску на линию.
Чтобы исключить возможность выпуска на маршруты технически неисправных автомобилей и тем самым предотвратить ДТП, возвраты или простои автомобилей на маршрутах, организуется регулярный технический контроль за их техническим состоянием. Для этого на предприятиях следует организовать (создать) контрольно-пропускной пункт (КТП).
КТП оборудуется в закрытом отапливаемом и вентилируемом помещении и состоит из поста с осмотровой канавой (эстакадой или полуэстакадой), комнатой для контрольного механика и набором контрольных приборов.
Проверка автомобилей после возвращения на предприятие является основной формой ежедневного контроля технического состояния подвижного состава. Автомобиль поступает на КТП, где его осматривает механик или контролер ОТК (отдела технического контроля), оформляется листок технического учета, после чего автомобиль направляется в пункт технического обслуживания, текущего ремонта или на стоянку.
При выезде на линию подвижной состав вновь проходит через КТП. При этом проверяется комплектность, наличие противопожарного оборудования, внешний вид автомобилей, накануне обслуженных и признанных исправными. Более детально проверяются автомобили, прошедшие техническое обслуживание и особенно текущий ремонт.
Объем и порядок проверки технического состояния автомобилей при выходе на линию и при возвращении в парк, в том числе и проверка на обеспечение безопасности дорожного движения, проводится в соответствии с техническими картами проверки.
Если при осмотре обнаруживаются неисправности, указанные в Правилах технической эксплуатации ТС или Правилах дорожного движения, то такие автомобили не должны выпускаться на линию, а направляться в зону ТО и ремонта для устранения неисправностей.
В настоящее время актуальное значение принимает проверка технического состояния автобусов и микроавтобусов на маршрутах, назначение которой – предупредить ДТП. Для этой цели на конечных автобусных остановках наиболее напряженных городских маршрутов следует оборудовать пункт обязательного технического осмотра.
2.Контрольно-технический пункт
Контрольно-технический пункт (КТП) предназначен для проверки технического состояния выходящих из автопарка и возвращающих в парк подвижного состава, наличия и правильности оформления путевых документов водителя ТС, показаний спидометра.
1.Минимально необходимое оборудование:
письменный стол;
доска документации;
канцелярские принадлежности;
переносной ящик для контрольно-измерительных приборов;
электрический фонарь;
газоанализатор или дымомер;
прибор для проверки люфта рулевого управления ТС;
деселерометр;
металлическая линейка;
прибор для проверки углов схождения-развала колес;
молоток с длинной рукояткой;
прибор для проверки правильности установки фар;
манометр шинный;
штангенциркуль;
тахометр;
осмотровая канава (подъемник, эстакада или полуэстакада);
горизонтальная заасфальтированная площадка, длина 100 м.
2.Основные документы КПП:
инструкция механика КПП;
инструкция по ОТ и мерам безопасности, пожарной безопасности , электробезопасности;
график прохождения автомобилями ТО;
инструкция (руководство) по эксплуатации автомобилей, имеющихся в предприятии;
инструкции по техническому осмотру подвижного состава водителем, механиком, механиком ОТК, другими должностными лицами;
образцы путевой документации водителя ТС;
журнал контроля технического состояния при выпуске и возвращении ТС с линии.
3.Технология осмотра подвижного состава
Порядок выполнения осмотра подвижного состава не регламентируется существующими ГОСТами или ОСТами. Не допускаются к эксплуатации автомобили с недостатками и неисправностями, влияющими на безопасность дорожного движения, которые оговорены в ПДД.
1.Двигатель
Затруднен пуск и неустойчивая его работа на малых оборотах холостого хода. Увеличенные по сравнению с установленными нормативами содержание СО и СН или дымность отработавших газов (у дизельных двигателей).
2.Трансмиссия
Неисправное или не отрегулированное сцепление. Затрудненное включение или самопроизвольное выключение передач.
3.Рулевое управление , передний мост
Увеличенный по сравнению с нормативами люфт рулевого колеса, тугой ход и заедание рулевого управления. Увеличенный люфт в шарнирах рулевых тяг. Нарушение нормальной регулировки подшипников ступиц колес.
4.Тормозная система
Снижение установленного норматива эффективности действия, неравномерное срабатывание или заклинивание. Утечка из системы жидкости или воздуха. Неисправность стопорного устройства рычага стояночного тормоза. Неисправность светового сигнала торможения.
5.Ходовая часть
Повреждение или ослабление крепления рессор, пружин и других деталей подвески. Несоответствие размеров шин, повреждение каркаса или неисправность их бортов, предельный или неравномерный износ протектора шин.
6.Кабина и кузов
Повреждение кабины, остекления и оперения. Неисправность запоров бортов кузова, дверей кабины. Неисправность механизма подъема кузова самосвала.
7.Рабочее место водителя
Неисправность контрольных приборов, стеклоочистителей, омывателей и обогревателей переднего стекла, а также его повреждение. Неисправность вентиляции и отопления, загазованность кабины водителя и салона автобуса.
8.Электрооборудование
Неисправность звукового и наружных световых сигналов. Нарушение их числа и места установки.
Более подробный перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, приведен в Приложении к Правилам дорожного движения и в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000.
Водитель транспортного средства :
На линии во время движения контролирует техническое состояние ТС по показаниям приборов;
Устанавливает отклонения в работе двигателя, ходовой части, тормозной системы, рулевого управления;
На стоянках путем осмотра контролирует давление воздуха в шинах, состояние сцепного устройства, утечку воздуха или жидкости в тормозной системе, работу систем освещения и сигнализации;
При обнаружении неисправностей устраняет их;
При невозможности устранить неисправности, сообщает в предприятие и ждет указаний ответственного лица по безопасности дорожного движения.
Контрольный механик КПП :
Многолетней практикой эксплуатации автомобильного транспорта установлена рекомендуемая последывательность выполнения технического осмотра ТС перед выездом на линию и при возвращении в парк, которая обеспечивает исключение пропуска контрольных операций, минимальную затрату времени. Объем контрольного осмотра в основном типичен для различных ТС и гарантирует обеспечение выхода на линию подвижного состава, которое соответствует требованиям технической эксплуатации ТС.
Начало и направление осмотра – левая сторона кабины, левое переднее колесо и далее вокруг автомобиля.
Контрольная операция Требования
1.Наличие и правильность оформления Водительское удостовере
путевой документации ние, путевой лист, др.
документы
2.Состояние коврика кабины водителя Без порезов и т. д.
3.Проверка люфта рулевого колеса Не должен превышать
установленных нор-вов
4.Ход рычага ручного тормоза Полное затормаживание
должно происходить при
перемещении стопорной
защелки на 2-6 зубьев
5.Наличие медицинской аптечки, знаков
аварийной остановки, средств пожароту-
шения, противооткатных упоров, широ-
кой подкладки под пяту домкрата, пуско-
вой рукоятки
6.Состояние и крепление переднего Не допускаются: сквоз-
левого колеса, рулевых тяг, сошки руле - ные повреждения в шине,
вого механизма разрывы нитей корда,
Продолжение таблицы 1
___________________________________________________________
износ протектора, замет-
ные люфты в сочленени-
ях рулевых тяг
7.Контроль исправности и крепления Стремянки рессор долж-
передней подвески, подтекание масла ны быть надежно затяну-
из картера ДВС, переднего моста, гид - нуты, подтекание масла и
лаждающей жидкости ся
8.Чистота и исправность фар, подфар - Должны быть чистыми
ников, номерного знака
9.Уровень масла в картере ДВС, охлаж - С помощью щупа, натяже
дающей жидкости, натяжения привод - ние ремней – нажатием
ных ремней пальца руки на ремень
10.Контроль состояния и крепления пра - То же, что и левого коле-
вого переднего колеса и крыла са
11.Состояние и крепление дверей, запас Двери должны иметь исп-
ного колеса, работа замков дверей и равный замок, стеклопод-
стеклоподъемников, наличие и состоя - емники и петли легко отк-
ние зеркал заднего вида, наличие топли - рываться и закрываться.
ва в топливном баке Запасное колесо должно
быть надежно закреплено.
Зеркала – целыми и чисты
12.Состояние и крепление правых зад - То же, что и для других
них колес колес
13.Состояние запорных крюков бортов Запорные крюки должны
задних фонарей, указателей поворота, в закрытом положении
наличие и крепление номерного знака
14.Состояние и крепление задней под - Гайки стремянок рессор,
вески хомуты и пальцы реактив-
ных штанг должны быть
надежно затянуты
15.Состояние и крепление левых зад - То же, что и для других
них колес колес
16.Состояние глушителя Не допускается наличие
трещин и пробоин
17.Состояние и крепление левой двер - Дверка должна иметь исп-
ки кабины, зеркал заднего вида, рабо - равный замок, стеклоподъ
Продолжение таблицы 1
ты замка и стеклоподъемника емник и петли легко откры-
ваться и надежно закрыва-
18.Проверка свободного хода сцеп - Свободный ход педалей оп-
ления и тормоза ределяют нажатием на пе-
даль рукой до тех пор, пока
не станет ощутимым сопро
тивление, с одновремен-
ным замером величины пе-
ремещения педали
19.Проверка ДВС на различной часто-
те вращения, исправность контрольно
измерительных приборов
20.Проверка вредных веществ в отра - Не должно превышать нор-
ботавших газах мативных значений
21.Давление в шинах колес Не должно превышать нор-
мативных значений
22.На ходу автомобиля – легкость пе - При торможении все коле-
реключения передач, работы рулево - са должны плавно и однов-
вого управления и действие тормозов ременно затормаживаться
После выполнения процедуры проверки технического состояния транспортного средства, контрольный механик ставит свою подпись в путевом листе, если автомобиль находится в технически исправном состоянии, и отправляет автомобиль на линию. В случае обнаружения какой-либо неисправности, автомобиль направляется в зону ТО и ремонта для ее устранения, о чем делается запись в журнале контроля технического состояния и заполняется «Лист учета ТО и ремонта» автомобиля.
Контрольный механик в полной мере несет ответственность за выпуск в эксплуатацию транспортных средств согласно ст. 266 УК РФ «Недоброкачественный ремонт ТС и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями», которая предусматривает довольно суровые меры, особенно если это повлекло в случае ДТП причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшим или был причинен материальный ущерб.
Приложение 1
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
КОНТРОЛЬНОГО МЕХАНИКА (МЕХАНИКА
ОТДЕЛА ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ)
(типовая)
1.Общие положения
Механик ОТК осуществляет контроль за техническим состоянием подвижного состава при выезде его на линию и возвращение с нее, а также после технического обслуживания и ремонта; назначается на работу и освобождается от нее приказом директора предприятия.
2.Обязанности
Механик обязан:
Осуществлять контроль за техническим состоянием подвижного состава при выезде его на линию и возвращении с нее, разрешая выпуск только технически исправного подвижного состава в соответствии с графиком выпуска и требованиями, изложенными в Правилах ДД и ГИБДД , других нормативных документах;
Проверять количество топлива в баках автомобилей, отмечать в путевых листах фактическое время выезда и возвращения подвижного состава, а при выпуске также удостоверять своей подписью его исправность;
Вести учет местонахождения подвижного состава внутри предприятия;
Доводить до сведения руководства все случаи невыпуска автомобилей на линию по причине недоброкачественного производства работ ТО или ТР;
Вести журнал учета выпуска автомобилей на линию и возвращении с линии.
Механик имеет право приостанавливать выпуск на линию подвижного состава, техническое состояние и внешний вид которого не соответствует требованиям нормативных документов.
4.Ответственность
Механик несет административную и уголовную ответственность за выпуск подвижного состава на линию в технически неисправном состоянии, если они повлекли за собой совершение дорожно-транспортного происшествия.
Список литературы
1. и др. Безопасность дорожного движения. М., Транспорт. 1988.
2.Пенежко движения на автомобильном транспорте. М., Транспорт, 1976.
3. и др. Техническое обслуживание автомобилей. М., Транспорт, 1982.
4. и др. Безопасность движения на автомобильном транспорте. М., Транспорт,1988.
5.Правила дорожного движения. М., Славянской книги», 2006.
Выдаваемый документ:
Хотите работать контролёром технического состояния автотранспортных средств? Пройдите переподготовку в МАСПК!
Осенью 2015 года Минтранс опубликовал приказ №287. Этот документ устанавливает новые - и очень жёсткие - требования к квалификации специалистов, работающих с автотранспортом. Люди, которые этим требованиям не соответствуют, больше не могут занимать свои должности и будут вынуждены искать другую работу.
- Контролёр технического состояния автотранспортных средств должен знать:
- Нормативные акты по безопасности дорожного движения на автотранспорте, его техническому обслуживанию и ремонту;
- Предъявляемые к транспортным средствам технические требования (как после возврата с линии, так и после проведения ремонта);
- Конструктивные особенности, устройство, технические характеристики, правила эксплуатации и назначение различных видов автотранспорта и прицепов;
- Трудовое и транспортное законодательство;
- Правила противопожарной защиты и охраны труда.
Нет этих знаний - нет допуска к работе. Впрочем, одного только наличия знаний будет недостаточно: нужен документ, который подтверждает Вашу квалификацию. Хорошо, если у Вас есть профильный диплом (специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»), а что делать, если его нет?
Получать ещё одно образование долго и невыгодно, но есть более простой вариант:
Пройдите профессиональную переподготовку в МАСПК и получите диплом, отвечающим всем государственным требованиям!
Мы предлагаем Вашему вниманию программу переподготовки, соответствующую государственному профессиональному стандарту. Всего за 252 часа (502 при расширенном курсе) Вы получите все знания и умения, которые нужны для работы контролёром технического состояния автотранспортных средств.
Мы даём только актуальную информацию, которую Вы сразу сможете применить на практике. Никакой «воды», никаких устаревших или бесполезных знаний - только то, что действительно понадобится Вам в работе.
Обучение можно проходить дистанционно, без отрыва от работы! После окончания курса переподготовки Вы получите диплом установленного образца.
Профессиональная переподготовка в МАСПК
Контролёр технического состояния автотранспортных средств - одна из ключевых должностей в любой компании, занимающейся перевозками грузов или пассажиров. Он отвечает за:
- Контроль над графиками проведения плановых ремонтов и технического обслуживания автотранспорта;
- Контроль над техническим состоянием автотранспорта и прицепов, которые возвращаются с линии на места стоянок;
- Проверка состояние автотранспорта и прицепов после проведения техобслуживания и ремонта;
- Оформление нормативной и технической документации на повреждения, оформление заявки на ремонт и устранение неисправностей;
- Соблюдение норм расхода, установленных для эксплуатационных материалов;
- Доставку автотранспорта с линии на стоянку в случае ДТП или аварии.