Профессиональное развитие – это, пожалуй, то, к чему стремится большинство людей.
Кто-то совершенствуется самостоятельно, а кто-то ищет и находит варианты обучения в различных учебных центрах.
Важно знать:
Существует несколько разновидностей документов, которые выдаются по окончании обучения, и связано это с определенными требованиями Закона об образовании и других нормативных документов.
Почему это важно знать:
Новый закон об образовании (№ 273-ФЗ) существенно изменил систему послевузовского образования еще в 2013 году, изменения вступили в силу весной 2014 года.
Одно из существенных изменений – с 2014 года второе высшее образование можно получить только полностью – с первого до последнего курса. Такая форма образования, как “сокращенное второе высшее образование за 3,5 года” устарела.
И это понятно – срок обучения бакалавра – 4 года. Какая уж тут сокращенная форма за 3,5 года.
Законом об образовании вместо “сокращенного второго высшего” была введена новая форма послевузовского образования – профессиональная переподготовка. Продолжительность ее на сегодняшний день – от 250 часов и выше.
Однако большинство граждан, чья деятельность не связана с системой образования, об этом не знают.
Заблуждение № 1. Второе высшее образование, сокращенная форма.
Кое-кто пользуется незнанием закона об образовании, до сих пор набирая студентов в группы “второго высшего” за 3 года.
В то время, как ровно такой же диплом – а именно, диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (а вовсе не государственный диплом о высшем образовании, как вещают нечистоплотные “рекрутеры” от образования) – можно получить в разы быстрее и дешевле, если обратиться в Вуз, где в структуре дополнительного профессионального образования работают профессионалы.
Заблуждение № 2. Сертификат установленного образца.
Другой распространенной формой обмана на “черном рынке” образования является так называемый “сертификат установленного образца”. Такого образца сертификата не существует. И, как правило, такой “установленный” сертификат выдают организации, которые хотят получать деньги от клиентов, но не хотят, или, что еще хуже, не могут оформить лицензию на образование. Именно из-под “пера” таких горе-“учебных центров” и выходят “сертификаты установленного образца”. Бывает, что они берут бессовестную сумму денег за выдачу таких “сертификатов” – иногда до 300 тысяч рублей. А документальный плод вашего обучения можно пристроить разве что на стене уборной, потому что законной силы такой документ не имеет.
Другое дело, сертификаты на авторские знания, когда автор какой-то методики, обучив вас, всегда сможет подтвердить, что да, лично он выдал лично вам сертификат на право использования полученных знаний в каком-то виде своей деятельности.
Но, обратите внимание – это НЕ сертификат установленного образца, этот сертификат который подтверждает, что вы приняли участие в определенном авторском семинаре, и автор семинара посчитал ваше участие настолько плодотворным, что выдал вам сертификат об участии.
Рассмотрим этапы образования подробнее.
Вузовское образование
1. Диплом об образовании государственного образца и установленного образца
1. Окончание вуза, техникума, колледжа – государственного или коммерческого, но обязательно имеющего государственную аккредитацию подтверждает выдача диплома государственного образца с гербовой печатью.
Коммерческие вузы, не имеющие государственной аккредитации, выдают дипломы установленного образца. Разница между ними в статусе, а также в том, что занимать какую-либо должность в государственном учреждении имеют право только выпускники, имеющие диплом государственного образца, как и поступать в аспирантуру. Если вы планируете работать в коммерческой организации, или заниматься собственным бизнесом, и не имеете цели становиться кандидатом или доктором наук, для вас не имеет роли вид диплома о высшем образовании.
Но все это касается основного образования.
Послевузовское образование (дополнительное профессиональное образование)
Теперь поговорим о послевузовском образовании, или дополнительном профессиональном образовании (ДПО).
Согласно закона об образовании и других нормативных документов, в системе ДПО не существует дипломов государственного образца, а только дипломы установленного образца, независимо от того, получаете вы образование в государственном вузе или в каком-нибудь неведомом АНО или НОЧУ.
Однако, сохраняется разница в статусе диплома, и в том, подписан диплом ректором или первым проректором известного вуза, или директором НОЧУ-однодневки.
Также, даже в дипломе установленного образца, аккредитованные учебные заведения, как правило, ставят гербовую печать, в отличии от обычной печати неаккредитованного учебного заведения.
Согласно Закона об образовании, с 2013 года отменено второе высшее образование за 3,5 года после техникумов и колледжей, как это было раньше.
Вместо укороченного второго высшего официально введена ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА.
Профессиональная переподотовка вместо ускоренного второго высшего образования
Во ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), в официально прописанных профессиональных стандартах, касаемых, практически, всех профессий, говорится, что обязательным требованием к той или иной профессии является наличие диплома о соответствующем образовании или диплома о профессиональной переподготовке по соответствующему направлению.
Диплом, который слушатель получает по окончании программы дополнительного образования профессиональной переподготовки, не имеет государственного образца, – это обязательно диплом установленного образца.
Продолжительность программ профессиональной переподготовки должна быть обязательно свыше 250 часов.
Как правило, такой диплом также подписывает ректор или первый проректор вуза, и ставит гербовую печать.
Существуют как сравнительно непродолжительные по времени программы профессиональной переподготовки (от 250 часов), так и такие, которые имеют продолжительность свыше 1000 часов, и длятся 2-3 года.
Удостоверение о повышении квалификации.
По ряду профессий законом предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.
Как правило, чтобы пройти повышение квалификации по соответствующей программе, слушатель уже должен иметь диплом по соответствующей квалификации, чтобы ему было, что повысить.
По окончании программы повышения квалификации слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.
Продолжительность программ, по которым выдаются удостоверения квалификации, может быть от 16 до 250 часов.
Сертификат о прохождении обучения.
Сертификаты о прохождении обучения можно встретить как в лицензированных образовательных учреждениях, так и в компаниях, в названии которых встречаются слова, типа Школа, Академия, и т.д., но которые не являются, в действительности, образовательными учреждениями, и не имеют образовательной лицензии.
Сертификат не является документом, подтверждающим законное право ведение профессиональной деятельности. Его функционал несколько иной.
Если вам нужен законный документ о профессии, прежде, чем платить большие (или небольшие) деньги за обучение в таких Школах и Академиях, уточните, имеется ли у этой школы лицензия на ведение образовательной деятельности.
Если нет, – узнайте, можете ли вы получить соответствующее образование в лицензированном образовательном учреждении.
Трудоемкость образовательной программы
Ряд программ профессиональной переподготовки имеют требования, чтобы программа была не менее установленного количества часов. После прохождения таких программ продолжительностью более 250 часов вам должны выдавать диплом установленного образца – не сертификат, не удостоверение, а именно ДИПЛОМ , и только диплом, и только на основании лицензии на образование.
Важно понимать, что здесь речь идет о классических профессиях, внесенных в Единый Тарифно-Квалификационный справочник , о тех, по которым существуют нормативные документы, надзор, регулярные проверки, и пр., – обучение по этим профессиям нужно выбирать среди официальных учебных заведений, которые выдают официальные документы.
Обучение по “экзотическим” профессиям.
Если же вы собрались получить достаточно экзотичную профессию, например, профессию тренера по йоге или скандинавской ходьбе, и работать вы планируете в частной компании, где работодателя устроит любой документ, подтверждающий ваши знания, или вы будете заниматься собственной деятельностью, вас может устроить и сертификат, в этом случае главное, чтобы знания, которые вам дадут, были качественными.
Иногда даже по таким программам выдаются удостоверения о повышении квалификации.
Вообще, повышение квалификации обычно подразумевает, что у вас УЖЕ ЕСТЬ диплом, подтверждающий вашу квалификацию, и документ о повышении квалификации подтверждает то, что вы ее повысили. Но в данном случае от такого правила можно и отступить.
Получению диплома или удостоверения о повышении квалификации всегда предшествует какая-либо форма аттестации – квалификационный экзамен или написание выпускной квалификационной работы. Повышение квалификации может заканчиваться не экзаменом, а зачетом.
Такое же право на жизнь имеет сертификат, который подтверждает, что вы участвовали в программе определенного рода.
Существуют сертификаты, которые подтверждают, что вы прошли соответствующую программу, в ходе освоения которой получили соответствующие навыки.
Есть, также, сертификаты о том, что вы участвовали в авторской программе, и автор обучил вас определенной методике, ознакомил вас с определенными знаниями.
Сертификат, тем самым, в зависимости от формулировки, может подтверждать, что:
– вы, действительно, присутствовали на некоем обучающем мероприятии, и, если вдруг начнете кому-то о нем рассказывать, то ваш визави поймет, что узнали вы об этом, действительно из первых рук;
– вы участвовали в определенном мероприятии, и автор своим сертификатом подтверждает, что вы на нем присутствовали, а потому вправе передавать данную информацию дальше.
– вы присутствовали на некоей обучающей программе и получили навыки использования того, чему обучала эта программа (например, работа с программой 1С или семинар по вышеупомянутой скандинавской ходьбе), вы даже выполнили определенные действия, которые были оценены как положительные.
Если вы прошли обучающую программу по авторской методике, или программу, обучающую определенным навыкам, и получили сертификат, в котором указано, что вы можете применять знания в профессиональных целях, – вы, действительно это можете в соответствии с сертификатом (напомним, что речь идет о направлениях, которые не указаны в ЕТКС и по которым не разработано профессиональных стандартов).
Работодателя коммерческой организации может вполне устроить ваш сертификат. Единственное ограничение – такой сертификат будет недействителен, если вы будете устраиваться с ним на работу в государственное учреждение. Как, в общем-то, и с дипломом о высшем образовании, полученном в вузе, не имеющем государственной аккредитации, о чем говорилось выше.
Прежде всего, давайте обозначим нормативные документы, которые предъявляют какие-либо требования к квалификации работников вообще и педагогических работников в частности.
Поскольку квалификация - это непосредственная характеристика трудовых отношений, то разумеется, прежде всего открываем Трудовой Кодекс Российской Федерации. Он гласит, что трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются:
трудовым законодательством, состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Главное во всем этом многообразии нормативных документов то, что содержащиеся в них нормы трудового права должны безусловно соответствовать настоящему Кодексу.
Все работодатели в трудовых отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;
Важно:
Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Это положение ТК РФ существенно для требований, предъявляемых к педагогическим работникам, начиная с введения в действие Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Закон предъявляет вполне конкретные требования к уровню квалификации педагогических работников, но эти требования распространяются только на работников, принимаемых на работу после 01.09.2013 года.
Если же эти требования не удовлетворяются работодатель не имеет права отстранить от работы, принятого ранее (до 01.09.2013 года) на работу сотрудника.
Казалось бы, в ТК РФ существует Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора, в которой написано, чтооснованиями прекращения трудового договора являются:
- обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса), а Статья 83 «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» гласит, что трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:
Возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Вроде бы получается, что при несоблюдении определенных со стороны 273-ФЗ требований к квалификации педагогического персонала, трудовой договор должен быть разорван по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, но дальше, в этой же статье написано, что:
Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.». Таким образом, на практике, все остается как есть.
Вернемся непосредственно к квалификации. Начиная с 01.07.2016 года в ТК РФ появятся следующие положения (привожу сокращенно)
РАЗДЕЛ IX. КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ,
ПОДГОТОВКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАБОТНИКОВ
Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов
Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование
Работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование.
Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
В настоящее время Министерством образования и науки уже принят и готов ко введению в действие с 01.01.2017 года Профессиональный стандарт преподавателя профессионального обучения.
ПЕДАГОГ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
В этом документе фигурируют требования как к преподавателям, так и к мастерам производственного обучения. Желающие познакомиться с этим глубоко-псевдонаучным трудом могут посвятить этому занятию не один час своего времени, мы же предлагаем более простой и доходчивый взгляд на сей предмет, исходящий из базовых понятий, заложенных всего в двух документах: «Закон об образовании в Российской федерации» и Единый Тарифно-квалификационный справочник (ЕКС). При этом излагаемую точку зрения подкрепим ссылкой на позицию уважаемого Рособрнадзора.
Итак, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» требует для руководителя образовательной организации в обязательном порядке наличия высшего образования. Цитируем:
Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации.
2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
Отклонений не допускается. Пусть Вас не смущает ссылка на то, что в ЕКС написано о том, что в исключительных случаях, по рекомендации аттестационной комиссии и т.д……… Закон выше ЕКС!!!. И он категорически требует для руководителей наличия высшего образования плюс все остальное, что написано в ЕКС. Напоминаю, что это только для лиц, принятых на работу в качестве руководителя образовательной организации после 01.09.2013 года. Так что, если у Вас в уставе предусмотрено переизбрание директора каждые несколько лет, смотрите, как бы Вам не попасть под эту норму после 01.09.2013.г. Что же дополнительно хочет ЕКС от руководителя образовательной организации?
«Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.»
Сформулировано витиевато. Расшифруем. Федеральный Закон № 273-ФЗ требует наличие высшего образования (без конкретизации) и плюс, исходя из ЕКС - дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стажа работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.». Ну, со стажем, все более или менее понятно, а вот озаботиться получением дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, пожалуй, следует. Что это может быть? На наш взгляд это должны быть курсы переподготовки объемом 250 часов, хотя представляется, что проверяющих вполне могут устроить и соответствующие курсы повышения квалификации объемом от 16 часов.
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Аналогично. Отклонений не допускается.Среднее профессиональное или высшее образование плюс все остальное, что написано в ЕКС. Опять-таки, это все для лиц, принятых на работу после 01.09.2013 года. Что же дополнительно хочет ЕКС, допустим от преподавателя?
«Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы».
Опять сформулировано витиевато. И опять расшифровываем. Получается так. Если у Вас высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", то есть Вы по основному образованию - педагог (хоть и учитель рисования), Вы можете без дополнительной подготовки преподавать хоть ядерную физику даже не имея стажа работы в этом направлении. Вот как!. Если же у Вас просто высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, Вы обязаны получить дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении и можете даже не иметь стажа работы. Другими словами, в последнем случае, вы обязаны пройти как минимум повышение квалификации в области, которую собираетесь доносить до своих слушателей. Причем по каждому из преподаваемых предметов отдельно. Такова же позиция и Рособрнадзора
Есть особенности по отношению к требованиям, предъявляемым к мастерам производственного обучения. Закон «Об образовании» не делает для них исключения, справедливо относя их к категории педагогических работников. Уточнения вносит ЕКС.
«Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.». Здесь все понятно. Обязательным является подготовка по направлению "Образование и педагогика", что в общем-то логично. Это курсы повышения квалификации в объеме 16 часов. Другое дело, как понять выражение «профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения». Что является профилем обучения? Правила дорожного движения? Основы этики поведения на дороге? Правила перевозки пассажиров и грузов? Основы правовых взаимоотношений в системе «Водитель - дорога - пассажир»? И ведь много чего еще приходится знать мастеру производственного обучения. Поэтому, по моему глубокому убеждению, несмотря на наличие «профессионального образования», профессия Мастер производственного обучения (если она конечно не прописана в дипломе о среднем специальном образовании), требует прохождения курсов переквалификации в объеме 250 часов.
И наконец, два слова о повышении квалификации уже состоявшихся работников. Забудьте все ранее существовавшие измышления на эту тему. Начиная с 01.09.2013 года, с момента введения в действие Закона «Об образовании в Российской Федерации», никаких принудительных сроков повышения квалификации ни для кого из сотрудников нет. Согласно Закону, повышение квалификации есть обязанность педагогического работника. И как он ее реализует - это его личное дело. Правда, при этом, у него есть право требовать от работодателя посылать его на курсы повышения квалификации за счет того же работодателя не реже чем раз в три года. Но это, повторяю, его право, а не обязанность. С другой стороны, у работодателя есть не только право, но и прямая обязанность устраивать всем своим педагогическим работникам аттестацию на соответствие занимаемой должности (с точки зрения квалификации, разумеется) не реже, чем один раз в пять лет. Так реализуется взаимный контроль о соблюдении обязанностей и прав на регулярное повышение квалификации. Поэтому требование всяких «корочек» о похождении повышения квалификации со стороны проверяющих органов сегодня абсолютно незаконно.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Раздел XII. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
Глава 40. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 251. Особенности регулирования труда
Особенности регулирования труда - нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.
Статья 252. Основания и порядок установления особенностей регулирования труда
Особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.
Глава 43. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЧЛЕНОВ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 273. Общие положения
Руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Положения настоящей главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:
руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).
Статья 274. Правовые основы регулирования труда руководителя организации
Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 275. Заключение трудового договора с руководителем организации
В случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон. (часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое). (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. (часть третья введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ)
Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется:
лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения - в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта Российской Федерации, руководителем государственного учреждения субъекта Российской Федерации - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления. (часть четвертая введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ)
Статья 276. Работа руководителя организации по совместительству
Руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа). (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.
Статья 277. Материальная ответственность руководителя организации
Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 278. Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации
Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается по следующим основаниям:
1) в связи с отстранением от должности руководителя организации - должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
2) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3) по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.
Статья 279. Гарантии руководителю организации в случае прекращения трудового договора
В случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 статьи 278 настоящего Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 280. Досрочное расторжение трудового договора по инициативе руководителя организации
Руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц.
Статья 281. Особенности регулирования труда членов коллегиального исполнительного органа организации
Федеральными законами, учредительными документами организации на членов коллегиального исполнительного органа организации, заключивших трудовой договор, могут распространяться особенности регулирования труда, установленные настоящей главой для руководителя организации.
Федеральными законами могут устанавливаться другие особенности регулирования труда руководителей организаций и членов коллегиальных исполнительных органов этих организаций.
Глава 51. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА
Статья 328. Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств
Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Статья 329. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств
Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.
Статья 330. Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств
Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.12.2014 N 443-ФЗ)
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.
Статья 331.1. Особенности отстранения от работы педагогических работников (введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 489-ФЗ)
Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) педагогического работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) педагогического работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.
Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ
Трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.
Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.
В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные организации высшего образования до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.
Не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой.
Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Часть седьмая утратила силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 22.12.2014 N 443-ФЗ.
При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.
При переводе на должность педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.
В целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу (за исключением работников, трудовой договор с которыми заключен на определенный срок), один раз в пять лет проводится аттестация. Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами образовательных организаций высшего образования.
В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования должности ректора, проректоров, руководителей филиалов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.
По представлению ученого совета государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С проректорами образовательной организации высшего образования заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, не может превышать срок окончания полномочий ректора.
По представлению ученого совета государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.
Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников
Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск
Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников
Педагогические работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником
Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:
1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность;
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;
Посетители блога — педагоги в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см. совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).
Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы» засчитываться им как повышение квалификации, имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации за свой счет и т.д.
Что такое повышение квалификации?
В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации ».
Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.
Примечание. По определению ТК РФ (ст. 195.1) «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности ».
Что такое дополнительное профессиональное образование?
Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.
Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.
Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки.
Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).
Таким образом, посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.
Право педработника на дополнительное профессиональное образование
Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.
Создание условий и организация ДПО педработников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
Реализация права на дополнительное профессиональное образование
Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.
Повышение квалификации как обязанность педагогического работника
Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень ». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.
А что, если …
Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;
если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;
если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;
если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;
если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Нормативные документы
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями
Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями
Локальные акты образовательной организации (колдоговор, соглашение, положение и др.)
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 с разъяснениями Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования
Источник:
Трудовой Кодекс РФ
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
Материалы сайтов:
«Ресурсы образования »
Повышение квалификации – и право и обязанность педагога : 100 комментариев
-
Добрый день, Евгения! У вас есть право обратиться в Госинспекцию труда и прокуратуру на нарушение вашим руководителем ТК РФ.
-
Добрый день, Сеситашвили Марина Александровна! В соответствии со статьей 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
В ответе на вопрос 47 в Разъяснениях Минобрнауки и Общероссийского Проясоюза образования сказано, что установление квалификационных категорий педагогическим работникам осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 36 и 37 Порядка аттестации, в число которых не входит обязательность получения педагогическим работником дополнительного профессионального образования (по программам повышения квалификации). -
Добрый день, Евгений! В соответствии со статьей 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
В соответствии со статьей 197 ТК РФ право на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, в котором также определяются гарантии и компенсации, установленные статьей 187 ТК РФ. Указанной статьей установлено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Всё это ерунда, и ничего не значит для сферы дошкольного образования. Как они отправляли воспитателей за свой счёт (проезд) в другой город, с последующей отработкой за пропущенные рабочие часы, так и отправляют, и говорят что это никогда никому не оплачивалось. Все кого я смогла опросить это подтвердили. Теперь и мне предстоит сделать это за свой счёт, потому что один человек не может бороться с системой.
А для завед. отделов ДПО, какие нормы по аттестации после отпуска по уходу за реб до 3 лет действуют?
А в художественном образовании как часто должны преподаватели проходить кпк? Есть норма для Дши и дхш? Напишите документ, на кот можно сослаться?
И еще вопрос, а если педагог на пенсии, то нужно ему кпк проходить, как по закону? У нас с 30 летним стажем заставлчют проходить, сдается мне, что это нарушение законодательства. Буду рада за ваш обстоятельный ответ.
Здравствуйте. Я в этом году прошла курсы переподготовки (закончила филиал КУБГУ, получила квалификацию учитель математики и информатики, принесла диплом теперь осенью меня собираются отправлять на курсы повышения квалификации) дали мне часы в 6 и 7 классах в количестве 20 часов. Больше мне дают. говорят я должна ехать проходить курсы повышения квалификации. На сколько законно это требование? заранее спасибо.
Добрый вечер! Я проходила аттестацию на соответствие в прошлом году, а руководитель уже в следующем году просит пройти аттестацию на 1 категорию. Это правильно?
Меня волнует вот какой вопрос.я работаю в ДО 2 года.преподователем по ИЗО.теперь мне нужно в третий год работы повысить свою квалификацию.так же я являюсь студенткой в ДГПУ на ХудГрафе.скажите пожалуйста,то что я являюсь студенткой, может быть причиной чтоб не повышать квалификацию до окончания учёбы?или всё же повышение обязательно ни смотря ни на что?!
Здравствуйте! Проходила повышение квалификации и переподготовку год назад за свой счет. Хочу воспользоваться правом на обучение за счет работодателя. Последние курсы от колледжа были 3 года назад. На работе мне в курсах отказали, ссылаясь на то, что есть «свежая учеба» («нам мало интересно, за чей она счет».) Как поступить? Спасибо.
И еще вопрос. Работаю преподавателем хирургии в медицинском колледже. Хочу пройти учебу по хирургии, но так же получила отказ — «вы имеете право на учебу только по педагогике». Педагогическая переподготовка у меня есть и мало мне интересна. Как поступить? Спасибо.
Работаю В детском саду. Определено ли по количеству часов необходимые курсы повышения квалификации? (72,42,36,18 часов). Могу ли я сходить на курсы ИКТ например на 18 часов- будут ли они засчитаны?
Здравствуйте. Подскажите раз нужно проходить курсы повышения квалификации раз в три года, засчитаются ли курсы 72часа? Если да на какой документ можно сослаться?
В 2019 году буду подтверждать категорию, необходимы курсы … Записалась в МГОУ, по средам уже езжу, но пока в отпуске … Вопрос?! Это не входит в рабочее время? Я воспитатель, рабочая неделя 36 часов. Заведующая говорит, это надо Вам, а рабочие часы Вы обязаны отработать.
Добрый день! дочка за счет школы год ходила на курсы ФГОС, получила документ. Бухгалтерия на новом месте работы сняла доплату, т.к. это не диплом. Правомерно ли это?
Здравствуйте. А если я молодой специалист, меня без моего согласия записали на курсы повышения квалификации (именно для молодых специалистов), обязана ли я на них ходить? Что будет, если я не пройду эти курсы?
Добрый вечер! Я воспитатель и студент педагогического института,подскажите пожалуйста, есть ли отсрочка от курсов повышения квалификации?
Добрый вечер. Я учитель английского языка. В этом году должна была проходить курсы повышения квалификации, но директор не отпустил ссылаясь на то, что я в этом году проходила курсы переподготовки. (Яв июне закончила курсы по переподготовки как учитель русского языка и литературы). Что мне сейчас сделать, нужен совет, я получается нарушила закон, хотя и не по своей вине?
Добрый день. Я учусь на последнем курсе педагогического университета, работаю воспитателем в детском саду. Могу ли я в данное время пройти курсы повышения квалификации?
Здравствуйте, применяются ли нормы закона об образовании к некоммерческим организациям системы ДПО? Какие работники в такой организации имеют статус пед работников?
Здравствуйте. Веду 3 предмета, 1,5 года назад прошел курсы с отметкой ФГОС по 2-ум предметам. В прошлом году прошел курсы по предмету с отметкой ФГОС СОО. Администрация сообщила, что теперь нужно снова пройти курсы, чтобы в них была отметка ФГОС СОО иначе нельзя вести предметы. Верно ли их утверждение? Спасибо.
Добрый день!В 2015 году получила диплом о профпереподготовке и удостоверение о повышении квалификации как учитель истории и обществознания, в 2016 году окончила институт по профилю»психология и педагогика начального образования» . Работаю учителем обществознания.В каком году я обязана проходить курсы повышения.
Здравствуйте! Я учитель высшей категории. на пенсии, но работаю. Только в 2020 году истекает срок подтверждения категории. Но хотела бы подтвердить раньше — 2019 году. Возможно ли это? Спасибо!
Здравствуйте, работаю учителем математики и информатики. По математике прошла курсы повышения квалификации. А вот по информатике, как говорит завуч, должна была в первой половине 2018 года пройти, а я прохожу во второй половине. Что мне за это будет?
Здравствуйте. Веду уроки математики (диплом соответствующий о высшем образовании по математике есть). Курсы периодически тоже есть. Но веду ещё уроки химии. Администрация заставляет проходить переподготовку по химии (и районо тоже). Обязывает (типа профстандарт педагога). Правы ли они? А я не хочу. Сельская школа. Согласен пройти повышение квалификации, но не переподготовку. На что это повлияет? Категория меня не интересует, хватит и соответствия. Могут ли уволить без категории? Или могут сделать так, что без переподготовки и соответствие не дадут?
Здравствуйте. Правильно понимаю, что работодатель не в праве заставить педагогического работника проходить дистанционные курсы повышения квалификации за свой (работника) счёт и в свободное от работы время?
Добрый день, подскажите, пожалуйста, каким документом регламентировано количество часов курсов повышения квалификации?
Спасибо.
Добрый вечер! Напишите, пожалуйста, может ли директор заставить брать дни без сохранения заработной платы на время обучения, если работник повышает квалификацию или проходит переподготовку по профилю, необходимому для дальнейшей работы, но по собственной инициативе, не претендуя на компенсацию оплаты за обучение.
Добрый день! Подскажите, является ли наличие в коллективе школы преподавателя, не прошедшего своевременно курсы повышения квалификации, грубым нарушением лицензионных требований? Спасибо.
Здравствуйте. Я прошла несколько курсов повышения квалификации в 2018 году за свой счёт, курсы различной тематики. Сейчас завуч заставляет посещать курсы по предмету, хотя такой тематики подготовку я уже прошла за свой счёт. Имею ли я право отказаться, ведь обязанность свою по повышению квалификации я исполнила
Добрый день, я хотела бы пройти курсы повышения квалификации дистанционно, а работодатель настаивает на очных курсах в другом городе но их еще нет по моей специальности. правы ли они? могут ли они меня обязать пройти эти курсы? и не нарушу ли я закон если не пройду по истечении трех лет кпк? (срок моих предыдущих курсов заканчивается в марте)
Здравствуйте! Скоро курсы повышения квалификации. Работаю в детском саду. На работе говорят, что они обязательно без отрыва от работы. То есть в первую учиться, в во вторую смену работать. Так как у меня дети ходят в другой сад и они маленькие, я не могу целый день быть на работе. Могу ли я пройти повышение квалификации с отрывом от работы?
Добрый день! У меня есть высшее образование по направлению «Физическая культура» (магистр). Хочу устроится учителем физической культуры, мне сказали, что наличие курсов ФГОС обязательно. Так вот вопрос, какое количество часов должно быть указано в удостоверении повышении квалификации для устройства на работу? И нужны ли какие-то определенные курсы (с определенным кодом идентификации) или нет?
Здравствуйте! Я работаю в школе учителем 4 предметов. В этом году прошла курсы по литературе объемом 108 часов, но мне сказали, что нужно еще пройти курсы по другим предметам. Правомерно ли это? И если да, неужели мне по каждому из предметов нужны полные курсы по 108 часов? Это же безумие…
Здравствуйте. У нас только что прошла поверка рособрнадзора (областная). За то, что у 6 учителей просрочен срок — 3 года прохождения курсовой подготовки нам выдано предписание и назначен суд за несоблюдение требования непрерывности образования. Школа ежегодно дает заявки на повышение квалификации, но мест не дают. Насчет права, обозначенного в Законе и ТК РФ — всё понятно, но есть ФГОС, где указано, что учитель обязан раз в 3 года проходить курсовую подготовку. На основании этого школу грозят наказать штрафом. Хотя в КОАП мы не нашли такого основания. Как быть?
Здравствуйте! Окончила магистратуру, преподаю иностранный язык в вузе. Еще не прошло 6 месяцев с начала работы (трудовая заведена в это же время в университете). Руководство обязывает сотрудников пройти курсы повышения квалификации. Должна ли я сейчас повышать свою квалификацию, если «карьера» только началась? Спасибо.
1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;
2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;
3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.
8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.