Трудовые отношения между работником и работодателем могут возникать лишь в силу их добровольного соглашения, основанного на свободном волеизъявлении каждой из сторон. В силу этого ст. 16 ТК говорит о трудовом договоре как универсальном основании возникновения всех трудовых отношений. С правовой точки зрения трудовой договор является правообразующим юридическим фактом - взаимным (работника и работодателя) волеизъявлением, с которым закон связывает возникновение трудовых прав и обязанностей его сторон.
В случаях и порядке, которые установлены законом, иным нормативным актом или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
Избрания (выборов) на должность;
Избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
Назначения на должность или утверждения в должности;
Направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;
Судебного решения о заключении трудового договора;
Фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.
Рассмотрим подробнее основания возникновения трудовых отношений.
Трудовые отношения, возникающие в результате избрания (выборов) на должность.
В соответствии со ст. 17 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания (выборов) на должность возникают в случае, если избрание (выборы) на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции, например при выборах в представительные, законодательные и исполнительные органы государственной и местной власти, в руководящие органы акционерных обществ.
Федеральным законодательством такой порядок предусматривается в первую очередь для замещения должностей руководителей юридических лиц различных форм собственности и хозяйствования. В частности, он установлен для тех должностей, исполнение трудовых обязанностей по которым предполагает осуществление соответствующим руководителем функций единоличного исполнительного органа юридического лица. В таком порядке замещаются должности руководителей следующих видов юридических лиц:
а) акционерного общества (единоличный исполнительный орган данного общества, как правило, избирается на общем собрании акционеров, а в случаях, предусмотренных уставом общества, решение этого вопроса может быть включено в компетенцию совета директоров либо наблюдательного совета общества - ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах");
б) общества с ограниченной ответственностью (руководитель данного общества избирается общим собранием участников общества - ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью");
в) народного предприятия (руководитель предприятия избирается общим собранием акционеров общества - ст. 10 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)");
г) производственного кооператива (председатель правления избирается общим собранием кооператива из членов кооператива - ст. 17 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах").
Кроме того, выборный порядок применяется для замещения должностей декана факультета и заведующего кафедрой образовательного учреждения высшего профессионального образования - ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В этом же порядке могут замещаться должности ректора вуза, в том случае когда такой порядок закреплен уставом соответствующего учреждения высшего профессионального образования.
По результатам избрания (выборов) на должность должен быть издан приказ (распоряжение) о приеме на работу претендента, который подписывается уполномоченным должностным лицом. Именно с даты приема на работу, указанной в приказе, или с даты фактического допуска к работе у работника возникают права на получение заработной платы, предусмотренных действующим законодательством гарантий и компенсаций.
Статьей 275 ТК РФ определено, что учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.).
Трудовые отношения, возникающие в результате избрания по конкурсу.
В соответствии со ст. 18 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.
Трудовой договор с работниками, принимаемыми на работу по конкурсу, заключается, в частности, с лицами, принимаемыми на некоторые должности государственной гражданской службы, что регулируется Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Конкурс не проводится в следующих случаях:
При назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";
При назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
При заключении срочного служебного контракта;
При назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28 и ч. 1, 2 и 3 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе;
При назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ.
По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.
Согласно п. 2 ст. 20 Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до 5 лет. При замещении должностей научно-педагогических работников, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ утверждено Приказом Минобразования России от 26.11.2002 N 4114.
С руководителями федеральных государственных унитарных предприятий трудовые договоры в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" также заключаются на конкурсной основе.
Избрание на должность должно быть оформлено (подтверждено) приказом (распоряжением) о приеме на работу. Именно с даты, указанной в данном приказе (распоряжении), работнику должна начисляться заработная плата, предоставляться гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.
Избрание по конкурсу в обязательном порядке производится в соответствии с перечнем должностей, подлежащих замещению по конкурсу, а также порядком конкурсного избрания на эти должности.
Трудовые отношения, возникающие в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии со ст. 19 ТК РФ трудовые отношения могут возникать на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, напрямую предусмотренных законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.
Следует учитывать, что назначение на должность или утверждение в должности оформляется приказом (распоряжением) должностного лица, имеющего соответствующие полномочия. В данном приказе (распоряжении) должна быть указана дата, с которой работник назначается на должность или утверждается в должности. Именно с этой даты у работника возникает право на получение заработной платы в соответствующем размере, а также предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций.
Статьей 55 ГК РФ определено, что на должность назначаются также руководители представительств и филиалов.
Статьей 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено право собственника имущества унитарного предприятия назначать на должность руководителя предприятия.
Такое основание, как назначение или утверждение в должности, может иметь место, если оно напрямую предусмотрено положениями нормативно-правовых актов или уставом (положением) организации. Трудовые отношения возникают после подписания приказа о назначении на должность (утверждении в должности) только с даты, указанной в таком приказе, и только в том случае, если приказ издан уполномоченным на то лицом. Именно с даты, указанной в приказе о назначении на должность (утверждении в должности), работник должен приступить к выполнению трудовых обязанностей, а работодатель в свою очередь обязан начислять заработную плату, предоставлять все льготы и гарантии, предусмотренные действующим законодательством. В остальных случаях соглашение в рамках трудовых отношений может считаться заключенным со дня фактического допуска работника к работе.
Трудовые отношения, возникающие в результате судебного решения о заключении трудового договора.
Иногда наступление следующего юридического факта обусловлено наличием предыдущего. Например, если трудовое правоотношение возникает на основе судебного решения, то последнее является обязательной предпосылкой заключения трудового договора при восстановлении на работе в судебном порядке.
Данный фактический состав складывается при наличии следующих условий:
а) необоснованного отказа в приеме конкретного лица на работу (ст. 64 ТК РФ);
б) обжалования этим лицом в судебном порядке факта отказа в заключении трудового договора;
в) вынесения судом решения о заключении конкретным работодателем трудового договора с соответствующим лицом.
На основании судебного решения работодатель должен заключить трудовой договор с лицом, которому им ранее было отказано в приеме на работу. В то же время необходимо иметь в виду, что суд, принимая соответствующее решение, не определяет конкретное содержание данного договора. В связи с этим возникает вопрос: на каких условиях должен заключаться такой трудовой договор? Однозначного ответа на него нет по той причине, что ситуация, предшествующая необоснованному отказу в приеме лица на работу, может быть совершенно разной в каждом конкретном случае.
Возможны, как минимум, две исходные позиции, определяющие содержание трудового договора, заключаемого на основании вынесенного судебного решения. Так, если необоснованный отказ в приеме на работу имел место при предварительном объявлении работодателем всех существенных условий трудового договора, то именно эти условия и должны составить содержание договора, заключаемого на основании судебного решения.
Однако такая ситуация встречается довольно редко. Гораздо чаще человек приходит устраиваться на работу, обладая лишь самыми общими сведениями, характеризующими необходимый работодателю труд и размер его оплаты. Оказавшись в подобной ситуации, стороны, выполняя решение суда, фактически должны прийти к дополнительному соглашению относительно всех, кроме известных на момент первоначальной попытки трудоустройства, условий трудового договора. Минимальный набор данных условий определен ст. 57 ТК РФ. При этом отправными точками, определяющими в таком случае максимальные пределы притязаний работника и соответствующий им уровень обязанностей работодателя, должны признаваться стандартные условия труда работников, выполняющих у данного работодателя аналогичные трудовые функции. В том случае, когда такие работники у работодателя отсутствуют, необходимо ориентироваться на обычные условия труда, характерные для трудовых договоров работников той же специальности, квалификации или должности в той же местности.
Это вытекает из содержания ст. 3 ТК РФ, запрещающей дискриминацию работника в сравнении с остальными трудящимися. Кроме того, в ч. 7 ст. 2 ТК РФ зафиксировано право работника на справедливые условия труда, а таковыми, применительно к описываемому случаю, следует признавать наиболее распространенные у работодателя или в данной местности условия трудовых договоров, заключаемых с работниками соответствующей категории.
Трудовые отношения, возникающие в результате фактического допуска работника к работе.
В соответствии со ст. 61 ТК РФ фактический допуск работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя означает обязательность оформления трудовых отношений с таким работником.
Если работник фактически был допущен на свое рабочее место, на которое он предназначался, и произошло это с ведома уполномоченного должностного лица, обладающего в организации правом приема на работу, то работодатель или соответствующий его представитель обязан оформить с таким работником письменный трудовой договор.
Как отмечается в п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 2), представителем работодателя в указанном случае может являться лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.
При наличии фактов санкционированного фактического допуска к работе работодатель обязан заключить трудовой договор с работником в трехдневный срок на основании ст. 67 ТК РФ.
Трудовые отношения, возникающие на основании при направлении на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты.
Направление на работу в счет установленной квоты производится уполномоченными органами государственной власти. Такое направление является основанием для работодателя для заключения с направляемым работником трудового договора.
За незаключение трудового договора с направляемыми уполномоченными органами в счет установленной квоты лицами организации могут быть привлечены к уплате компенсаций.
Вместе с тем следует учитывать, что исходя из особенностей деятельности организации заключение договора с отдельными из направляемых лиц может быть не произведено (например, на работы, требующие наличия соответствующего образования, квалификации, допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и т.п.).
Квотирование вводится в целях соблюдения гарантий, предусмотренных ст. 37 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на труд, а также на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и право на защиту от безработицы.
Так, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к лицам, испытывающим трудности в поиске работы, отнесены инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодые лица в возрасте до 18 лет, впервые ищущие работу.
Статьей 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что организациям независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, среднесписочная численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 2% и не более 4%. Освобождаются от такого квотирования организации со среднесписочной численностью 100 человек и менее, а также общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Квоты для приема на работу инвалидов определяются органами государственной власти субъектов РФ.
В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно обязаны вносить в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов РФ.
Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено квотирование рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите (сирот, выпускников детских домов, а также детей, оставшихся без попечения родителей).
Квотирование осуществляется на основе договоров, заключаемых между работодателями и органами местного самоуправления. При определении квоты задаются ее размер для каждой категории граждан и конкретные организации, для которых она устанавливается.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
избрания на должность;
избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
назначения на должность или утверждения в должности;
направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;
судебного решения о заключении трудового договора;
абзац седьмой утратил силу;
признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.
Комментарий к Ст. 16 ТК РФ
1. Основанием возникновения трудового отношения между работником и работодателем является такой юридический факт, как заключение трудового договора в соответствии с ТК (см. комментарий к разд. III ТК).
2. Для некоторых работников основанием возникновения трудового отношения является сложный фактический состав: кроме трудового договора ему должен предшествовать или за ним должен последовать какой-то иной акт (например, акт избрания или назначения на должность). Но это возможно только в случаях и в порядке, которые установлены законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.
3. Иные юридические факты, которые наряду с трудовым договором служат основанием возникновения трудовых отношений, названы в ч. 2 ст. 16 ТК. Таким из них, как избрание (выборы) на должность; избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначение на должность или утверждение в должности, посвящены ст. ст. 17 — 19 ТК (см. комментарий к данным статьям).
4. Направление на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты может иметь место в отношении лиц, испытывающих трудности с устройством на работу, например инвалидов (см. ст. ст. 20 и 21 ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4653).
5. При обжаловании в судебном порядке незаконного отказа работодателя в заключении с работником трудового договора (см. комментарий к ст. 64 ТК) суд может вынести решение, по которому работодатель будет обязан заключить с работником трудовой договор.
6. Фактическое допущение к работе, если работник приступил к ней с ведома либо по поручению работодателя или его представителя, независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен (например, отсутствовала обязательная письменная форма), также выступает в качестве юридического факта при возникновении трудового отношения (см. комментарий к ст. 67 ТК).
Второй комментарий к Статье 16 Трудового кодекса
1. Рассматривая основания возникновения трудовых отношений, необходимо знать юридические факты, которые порождают трудовые отношения. Главным, ведущим основанием является трудовой договор между работником и работодателем. Путем заключения трудового договора граждане реализуют принцип свободы труда в соответствии со ст. 37 Конституции РФ . Он является простым составом как основание возникновения трудового отношения. С заключением трудового договора связаны важные юридические гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.
Комментируемый Кодекс трудовому договору отвел самостоятельный разд. III, состоящий из 5 глав (см. комментарии к ст. 56 — 90).
2. В некоторых случаях в силу ч. 2 ст. 16 Кодекса трудовые отношения могут возникать в результате сложного юридического состава, когда кроме трудового договора необходимы другие юридические факты.
При избрании (выборах) на должность, избрании по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначении на должность или утверждении в должности необходимы два юридических факта (подробнее см. ст. 17 — 19 Кодекса и комментарии к ним).
3. При возникновении трудового отношения кроме трудового договора может быть и такой юридический факт, как направление на работу уполномоченными на то органами в счет установленной квоты.
Трудовое отношение возникает из сложного состава в случаях, когда в соответствии с законодательством на работодателя возлагается также обязанность принять гражданина на работу в счет установленной квоты. Такая квота установлена для инвалидов, лиц, не достигших 18 лет, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями устанавливается от 2 до 4% квота к среднестатистической численности работников для всех организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек.
В г. Москве действует Закон от 12 ноября 1997 г. «О квотировании рабочих мест в городе Москве». Он был принят в развитие Федерального закона от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880; 1998. N 7. Ст. 788; 2000. N 33. Ст. 3348; 2002. N 15. Ст. 1975; 2003. N 2. Ст. 160; 2004. N 31. Ст. 3215). Следовательно, работодатели обязаны принимать несовершеннолетних (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей).
Работодатель также обязан заключить трудовой договор с лицами, которые направляются на работу органами местного самоуправления.
4. Сложный состав как основание возникновения трудового отношения необходим при судебном решении о заключении трудового договора. Ибо кроме судебного решения, которое является для работодателя обязательным к исполнению, необходимо заключение трудового договора.
5. Основанием для возникновения трудового отношения Кодекс допускает фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен. Следует иметь в виду, что данный юридический факт будет порождать трудовые отношения, если работник приступил к выполнению трудовой функции без письменного трудового договора. В данном случае работодатель обязан в течение трех дней со дня начала работы оформить договор в письменной форме.
Сфера трудового законодательства предусматривает возможность исполнения гражданами трудовых обязанностей, а также назначение лиц на различные должности на основании наличия серьезных документальных подспорий, среди которых: акт о назначении граждан на должности и трудовой договор (служебный контракт), который непосредственно определяет условия труда, особенности отдыха и работы, оплату и компенсацию и др.
Выполнение каких-либо трудовых обязанностей и предоставление любых услуг возможно не только на основании трудовых договоров, но и при наличии специализированного гражданско-правового договора. Законодательством устанавливаются пути разграничения таких правоотношений, а также определяется круг лиц, наделенных такими полномочиями.
Кто может признать отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, трудовыми
Правовые ситуации, которые возникли на основании гражданско-правовой сделки, могут на законных основаниях считаться трудовыми исключительно в правовом порядке. Трудовое законодательство определяет ряд лиц, которые могут осуществлять подобные манипуляции. Среди перечня граждан, наделенных особыми полномочиями, находятся:
- лица, которые считаются заказчиками на основании заключенного ранее гражданско-правового договора;
- граждане, выступающие исполнителями на основании сделки;
- судебные органы.
Граждане, которые выступают в роли заказчика на основании составленного ранее гражданско-правового договора и приобретают возможность использовать труд физических лиц, могут признавать отношения со стороной исполнителя трудовыми. В подобном случае в обязательном порядке должно присутствовать предписание государственной инспекции в сфере трудовых отношений, которое предоставляется в судебные органы для последующего обжалования.
Предписание государственного служащего содержит запрет на подписание гражданско-правовой сделки, которая призвана регулировать особенности трудовых отношений между сторонами работодателя и исполнителя трудовых обязанностей.
Правовой механизм признания отношений, которые устанавливаются гражданско-правовой сделкой, предусматривает наличие письменного заявления от имени физического лица, которое выступает в роли исполнителя трудовых обязанностей по договору гражданско-правовой сферы. Признание гражданско-правовых отношений трудовыми возможно при условии наличия предписания от имени государственного инспектора в трудовой сфере.
Учитывая тот факт, что правовая природа отношений, которые регламентируются соответствующим гражданско-правовым договором, имеет характер индивидуального спора между сторонами данной сделки. Решение данного спора относится к прямой компетенции судебных органов.
Момент признания начала трудовых отношений, возникших на основании гражданско-правового договора
Трудовым законодательством точно определяется момент, который становится основополагающим в процессе признания начала трудовых отношений, которые возникают на основании гражданско-правового договора.
Правоотношения, которые связаны с использованием личного труда и возникают на основании гражданско-правовой сделки, признаются трудовыми со дня допущения гражданина к выполнению трудовых обязанностей. Таким образом, рассматривается фактическое начало исполнения условий гражданско-правового договора физическим лицом, которое выступает работником в данном деле.
Судебная практика в сфере решения трудовых споров преимущественно придерживается установленного законодательством правила. Данная норма регламентирует возможность признания отношений, которые связаны с эксплуатацией личного труда физических лиц, а также возникли на основании гражданско-правовых договоров, трудовыми со дня вынесения судом соответствующего решения.
Трудовые отношения и использование личного труда
Действующее законодательство устанавливает правовой порядок, в соответствии с которым отношения, связанные с эксплуатацией личного труда физических лиц, оформленные в форме гражданско-правового договора, признаются трудовыми отношениями и приобретают соответствующие характеристики.
Важным основанием для возникновения трудовых отношений является признание отношений, которые связаны с эксплуатацией личного труда физических лиц на основании гражданско-правового договора.
Возможность использования такого правового механизма имеет важное значение для соблюдения интересов работников, так как зачастую работодатели отказываются признавать отношения по использованию личного труда в трудовой сфере. Мотивацией для таких заявлений выступает факт оформления данных отношений в гражданско-правовой сделке.
Использование личного труда предусматривает заключение гражданско-правовой сделки, согласно с которой исполнитель работ не получает статус работника и сотрудника, который на основании трудовых норм включает в себя особенные права, обязанности и предоставление гарантий.
Мотивация работодателей к заключению гражданско-правовых договоров вместо трудовых сделок предусматривает следующие факторы:
- отсутствие необходимости предоставления социальных гарантий;
- возможность отказа сторон от применения правил по расторжению трудовых сделок, которые устанавливаются для обеспечения прав и интересов стороны исполнителей.
Критерии, позволяющие отграничить трудовые отношения от гражданско-правовых
Трудовое законодательство характеризуется отсутствием строгих критериев, которые позволяют отграничивать трудовые отношения от сферы гражданско-правовых правоотношений. Юридические нормы предусматривают применение двух групп признаков, которые рассматривают конкретный случай в сфере трудовых или же гражданско-правовых отношений. При детальном рассмотрении данной юридической области стоит разграничивать различные виды критериев. Характеристики, которые определяют правоотношения в трудовой сфере. К подобным факторами относятся:
- обязанность по выполнению трудовых обязанностей в соответствии с штатной должностью;
- подчинение внутреннему распорядку.
Специфическими критериями, которые характеризуют правоотношения в поле гражданско-правовых сделок, являются отсутствие строго определенной заработной платы за выполнение трудовых обязанностей, а также возможность использования в качестве материального вознаграждения цены, которая устанавливается в соответствии с условиями подписанного договора.
На основании данных критериев суд должен принимать решение об основаниях, которые выступают основополагающими при разграничении трудовых отношений, и правоотношений, которые действуют на основании гражданско-правового договора.
В процессе судебного разбирательства, которое происходит в случае наличия неопределенности в вопросах разграничения трудовых отношений, решение принимается на основании трудового законодательства. Соответственно, при возникновении сомнений в вопросах использования личного труда на основании гражданско-правового договора, данные правоотношения будут определены трудовыми.
Как возникают трудовые отношения
Отношения, которые складываются между работниками и работодателями по поводу выполнения определенных видов работ, получили название трудовых отношений. В их основании лежит добровольное соглашение, которое является проявлением свободного волеизъявления сторон.
Трудовые договора можно отнести к наиболее универсальным основаниям возникновения отношений данного типа. Такие договора относятся к юридическим фактам, являющимся поводом для возникновения взаимных прав и обязанностей между его сторонами.
Основания возникновения трудовых отношений, регламентируемых договором, могут быть представлены в виде:
- избрания лиц на определенные должности путем выборов;
- избрания лиц на конкурсной основе с целью замещения должностей;
- назначения или утверждения лиц;
- направления на выполнение работ, в рамках квот;
- решения судебных органов о заключении трудовых договоров;
- фактического допуска к работе, вне зависимости от надлежащего оформления договора.
Взаимная деятельность работников и работодателей определяется положениями ТК, законодательными и локальными актами, к которым относятся: коллективные договора, правила и внутренние инструкции, предусмотренные для каждой отдельной должности.
Конституция РФ призвана защищать положения работников. Спорные ситуации, которые невозможно разрешить в пределах предприятий, подлежат судебному разбирательству.
Трудовой договор, как основание возникновения трудовых отношений
Помимо того, что трудовой договор необходимо рассматривать в качестве важнейшего основания возникновения трудовых отношений, он относится к главному институту всей правовой отрасли.
Существует три аспекта, которые присущи договорам данного типа:
- договор является соглашением, которое возникает между работником и потенциальным работодателем;
- договор о трудоустройстве относится к институту отрасли, которая осуществляет регулирование порядка принятия на работу, осуществления трудовых функций, а также прекращения или изменения его условий;
- договор является юридическим фактом, который затрагивает не только трудовые правоотношения, но и смежные с ними.
Под понятием смежных отношений необходимо понимать те отношения, которые возникают в результате гражданско-правовых соглашений. Такие отношения сходны с трудовыми, однако имеют иную юридическую природу.
Точное определение трудового договора содержится в ст. 56 ТК. Данное понятие является отражением тех взаимных прав и обязанностей, которые возникают у субъектов правоотношений в результате заключения соглашения.
Факт заключения трудового договора обязывает стороны к выполнению принятых ими на себя обязанностей.
Так, в первую очередь, работник обязан выполнять возложенные на него функции лично, соблюдая при этом внутренний распорядок труда. Основной обязанностью работодателя является выплата вознаграждения за выполняемую работу, а также создания таких условий труда, которые необходимы для выполнения трудовых функций, возложенных на работника.
Свобода волеизъявления сторон относится не только к моменту заключения договора, но и к процессу изменения его существенных условий, а также к расторжению. Охраняя права работников, законодатель не допускает и ограничивает работодателей в необоснованном прекращении трудовых отношений с некоторым кругом работников, которые относятся к разряду менее защищенных.
Конфликтные ситуации, которые возникают в процессе трудовых отношений, подлежат разрешению путем обращения в комиссии по трудовым спорам, а в случае невозможности разрешения данным способом, путем судебного разбирательства.
Факты возникновения трудовых отношений
В практической деятельности нередко встречаются случаи, когда трудовые отношения не имеют надлежащего оформления. Как правило, в случае увольнения, у работника возникают сложности с получением трудовой книжки или окончательного расчета.
Для того чтобы подтвердить факт наличия трудовых отношений, потребуется обращение в органы правосудия. Работнику необходимо будет инициировать судебный процесс с целью установления факта наличия отношений с работодателем, что станет основанием для взыскания невыплаченной зарплаты, получения компенсационных выплат, удовлетворения требований, касающихся возмещения моральных страданий и т.д.
В качестве доказательств возникновения трудовых отношений может быть использована письменная документация, свидетельствующая о приеме на работу.
В случае отсутствия таковой, могут быть использованы косвенные доказательства, к которым относятся распоряжения работодателя, справки, полученные по месту работы, пропуск, обеспечивающий допуск к рабочему месту.
В ходе судебного разбирательства работник, имеющий намерения установить факт нахождения в трудовых отношениях, наделен правом ходатайствовать перед судом о получении сведений из налоговых и пенсионных органов, а также фонда социального страхования.
Эти государственные учреждения должны иметь сведения от работодателей о принятых и уволенных работниках, а также получать денежные средства, относящиеся к обязательным платежам, перечисляемым из заработной платы трудоустроенного.
Подтвердить факт трудоустройства может штатное расписание, табель, в котором проводится учет времени, отработанного каждым отдельным работников, графики выхода в рабочие смены, а также иные первичные документы, которые могут содержать данные о заявителе.
В качестве доказательств могут быть использованы и свидетельские показания. В качестве свидетелей имеют право выступить сотрудники организации, которые могут достоверно подтвердить факт наличия трудовых отношений с истцом.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
избрания на должность;
избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
назначения на должность или утверждения в должности;
направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;
судебного решения о заключении трудового договора;
абзац утратил силу;
признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.
конодательства со всеми вытекающими отсюда отрицательными для него последствиями (см. ст. 419 ТК и комментарий к ней).
2. Трудовой договор является правообразующим юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение трудовых правоотношений, наполненных правами и обязанностями его сторон (см. ст. 21, 22 ТК и комментарии к ним). В этом качестве трудовой договор является, как правило, самодостаточным основанием для возникновения различных трудовых правоотношений.
Вместе с тем закон, иной нормативный акт или устав (положение) организации может усложнить процедуру трудоустройства применительно к некоторым категориям работников и работодателей и установить предшествующие или сопутствующие заключению трудового договора процедуры, предполагающие совершение определенных действий, обладающих свойствами юридически значимых фактов. Они в совокупности с трудовым договором образуют так называемый сложный фактический состав как совокупность единичных юридических фактов, совершающихся в определенной последовательности. Последним в цепи этих фактов обычно находится трудовой договор, с заключением которого и завершается формирование сложного фактического состава, порождающего соответствующее трудовое правоотношение. Трудовой кодекс устанавливает семь таких сложных составов: 1) избрание на должность; 2) избрание по конкурсу; 3) назначение или утверждение в должности; 4) направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты; 5) вынесение судебного решения о заключении трудового договора; 6) признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями; 7) фактическое допущение человека к работе. Некоторым из них посвящены отдельные статьи ТК (см. ст. 17-19" ТК и комментарии к ним).
- 3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возникновение трудовых правоотношений на основании сложного фактического состава, включающего акт направления на работу в счет установленной квоты, и обычно применяется для обеспечения трудоустройства лиц, имеющих заведомо пониженную конкурентоспособность на рынке труда. Данный вариант трудоустройства в известной мере противоречит интересам работодателя, поскольку ограничивает его свободу в выборе необходимого ему работника. Однако в данном случае осознанно отдается приоритет интересам работников и в определенной мере общества в целом. В число лиц, трудоустраиваемых таким образом, федеральное и региональное законодательство включает: инвалидов; детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; выпускников образовательных организаций; граждан, уволенных с военной службы по призыву; лиц моложе 18 лет и иные категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы и потому нуждающихся в повышенной социальной защите (см., например, ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
- 4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возникновение трудовых правоотношений на основании сложного фактического состава, в состав которого входит судебное решение о заключении трудового договора. Вынесение такого решения возможно при наличии следующих условий: а) необоснованного отказа лицу в приеме на работу (см. ст. 64 ТК и комментарий к ней); б) обжалования этим лицом факта отказа в заключении трудового договора в суд (см. ст. 391 ТК и комментарий к ней); в) вынесения судом решения о понуждении работодателя к заключению трудового договора с соответствующим лицом. После вынесения соответствующего судебного решения работодатель должен заключить трудовой договор с лицом, которому ранее он отказал в приеме на работу.
Вынося данное решение, суд не определяет конкретное содержание соответствующего трудового договора, поэтому оно в различных случаях может определяться по-разному. Когда необоснованный отказ в приеме на работу сопровождался предварительным объявлением работодателем конкретных условий трудового договора, именно эти условия и должны составлять содержание договора, заключаемого на основании судебного решения. Такая ситуация встречается не всегда, чаще приходится сталкиваться с тем, что устраивающееся на работу лицо обладает лишь самыми общими сведениями о необходимом работодателю труде и размере его оплаты. По этой причине стороны, выполняя решение суда, должны заново договориться относительно всех, кроме известных на момент первоначальной попытки трудоустройства, условий трудового договора. Минимальный набор данных условий указан в ст. 57 ТК, а отправными точками, определяющими пределы притязаний работника и минимум соответствующих обязательств работодателя, должны признаваться стандартные условия труда работников, выполняющих у данного работодателя аналогичные трудовые функции. В случае, когда таких работников у работодателя нет, следует ориентироваться на стандартные условия труда, характерные для трудовых договоров работников аналогичной категории, которые трудятся в той же местности.
Такое утверждение основывается на положениях ст. 3 ТК, запрещающей дискриминацию работника в сравнении с остальными трудящимися, и ч. 5 ст. 2 ТК, закрепляющей право работника на справедливые условия труда, которыми в этой ситуации нужно признать условия трудовых договоров, наиболее распространенные у данного работодателя или в данной местности у работников соответствующей профессиональной категории.
Особо следует обратить внимание на то, что при отсутствии соглашения об ином, датой вступления такого договора в силу необходимо считать день отказа работодателя от заключения трудового договора с данным работником.
5. Заключение трудового договора, как правило, должно предшествовать применению труда любого работника (см. ст. 63-71 ТК и комментарии к ним). Однако ч. 3 ст. 16 ТК сделала из этого правила одно исключение, в силу которого акт допуска к работе, включаемый в сложный фактический состав, порождающий трудовые правоотношения с конкретным лицом, всегда предшествует заключению договора. Но для признания этого факта элементом такого сложного фактического состава тоже необходимы определенные условия. Прежде всего требуется, чтобы допуск к работе был произведен уполномоченными на совершение такого рода действий субъектами (см. п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). К этим субъектам относятся: сам работодатель в случае, когда он представлен физическим лицом; лица, выполняющие функции единоличных или коллегиальных органов работодателя-организации, в компетенцию которых включены полномочия по приему на работу; иные лица, хотя и не обладающие полномочиями по приему на работу, но действовавшие в момент фактического допущения лица к работе по прямому поручению или с ведома работодателя либо его полномочного представителя. Все эти лица в большинстве случаев принадлежат к руководящему персоналу работодателя, на которых прямо возлагается функция кадрового обеспечения деятельности последнего. Работники, не относящиеся к такому персоналу, обычно не должны рассматриваться в качестве лиц, официально представляющих работодателя и способных в силу этого совершать какие-либо юридически значимые для него действия. Фактическое допущение работника к работе такими лицами без ведома или поручения работодателя или его уполномоченного представителя запрещено.
Вместе с тем на практике распространены случаи допущения лица к работе представителем руководящего персонала организации, формально не обладавшим необходимыми для этого полномочиями и потому действовавшим в условиях превышения своих полномочий без ведома или без специального поручения работодателя. Однако в силу конкретных обстоятельств у допускаемого к труду работника могут быть веские основания воспринимать соответствующего руководителя в этой ситуации как официального представителя работодателя, обладающего необходимыми полномочиями для совершения такого рода действий.
При разрешении такого рода дел необходимо исходить из следующих соображений. Организация труда и управление трудом - функции работодателя, которые вытекают из его экономического положения единоличного владельца и пользователя всеми факторами его хозяйственной деятельности, поэтому все эти функции работодатель должен осуществлять на свой риск. Следствием этого является возложение на него бремени несения всех последствий за негативные результаты своего хозяйствования, включая ответственность за действия (бездействие) его работников в ходе исполнения их трудовых обязанностей в отношении третьих лиц.
Свои функции работодатель может выполнять эффективно и неэффективно. Когда имеет место их эффективное выполнение, работодатель принимает все необходимые локальные нормативные акты, включая правила внутреннего трудового распорядка, дающие каждому поступающему на работу ясное представление о порядке приема на работу, о правах и об обязанностях работников, о компетенции руководителей и проч. В таких условиях практически невозможно случайное вовлечение в отношения по трудоустройству тех лиц, которые не обладают для этого необходимыми полномочиями.
Иная ситуация складывается при неэффективном осуществлении работодателем соответствующих функций. В таком случае вообще могут отсутствовать какие- либо локальные нормативные акты, регламентирующие компетенцию конкретных руководителей и порядок приема на работу. Тогда любое поступающее на работу к данному работодателю лицо изначально лишается возможности получить ясное представление о реальных полномочиях лица, которое вело с ним переговоры о поступлении на работу и допустило к работе. С учетом того, что работодатель должен нести экономическую и юридическую ответственность за отрицательные последствия неэффективной организации труда своих работников, фактическое допущение к работе конкретного лица в подобной ситуации влечет как минимум обязанность работодателя оплатить ему фактически отработанное время (выполненную работу), а при согласии работодателя или его уполномоченного представителя - возникновение трудового правоотношения (см. ст. 67" ТК и комментарий к ней).
- В силу принципов свободы труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) и запрещения принудительного труда (см. ст. 4 ТК и комментарий к ней) трудовые отношения между работником и работодателем могут возникать в нашей стране толькона основе добровольно заключаемого трудового договора при свободном волеизъявлении его сторон. В этом смысле трудовой договор является универсальным основанием для возникновения трудовых отношений любого вида. В практическомплане это означает, что труд каждого работника, применяемый в рамках правоотношений, обладающих признаками трудовых (см. ст. 15 ТК и комментарий кней), не только может, но и должен сопровождаться заключением письменноготрудового договора (см. ст. 67 ТК и комментарий к ней). Отсутствие такого договора обычно означает нарушение работодателем требований норм трудового за-