Таблица 3.1 Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2009 г.
Федеральные округа |
Среднесписочная численность работников МП1 |
Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых |
|||
в % к январю-марту 2008 г. |
Изменение относительно января-марта 2008 г., п.п. |
||||
Центральный |
|||||
Северо-Западный |
|||||
Приволжский |
|||||
Уральский |
|||||
Сибирский |
|||||
Дальневосточный |
1 без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера
По итогам января-марта 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 5,4% и составила 5 741,7 тыс. чел.
В январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых составил 12,0%, сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.
Сокращение среднесписочной численности занятых на МП в целом по стране сопровождалось сокращением показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращение среднесписочной численности занятых на МП произошло в Северо-Западном и Южном федеральных округах - на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время в отдельных федеральных округах был зафиксирован рост показателя. В Дальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятиях выросла на 17,1%, в Уральском ФО - на 11,5%, в Центральном ФО - на 7,7%.
Таблица 3.2 Изменение среднесписочной численности занятых на МП по регионам в январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г.
В январе-марте 2009 г. прирост среднесписочной численности занятых на МП отмечается в 34 регионах.
Максимальное увеличение показателя было отмечено в Хабаровском крае (в 2,3 раза) и Чукотском АО (в 2,0 раза). Сильное увеличение среднесписочной численности занятых на МП зафиксировано также во Владимирской области (на 40,7%), Ханты-Мансийском АО (на 36,8%) и Республике Карелия (на 33,2%).
Наибольшее сокращение показателя произошло в Волгоградской области (на 49,4%). Сильное сокращение показателя также отмечено в таких регионах, как Алтайский край (на 45,8%), Республика Северная Осетия-Алания (на 45,1%), Курская (на 37,7%), Ленинградская (на 32,6%) и Магаданская (на 32,6%) области.
В экономике развитых западных стран значительное место занимают малые предприятия , число которых за последнее время значительно увеличилось и в Российской Федерации. К малым предприятиям в мировой практике относятся предприятия по величине таких критериев, как среднегодовое число занятых работников на предприятии, величина (объем) активов предприятия и ежегодный оборот. В Российской Федерации критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.
Комиссия Европейских Сообществ (КЕС) относит к категории малых фирмы с числом занятых до 100 человек и размером собственных средств не более 75 млн. экю. КЕС выделяет микропредприятия с численностью занятых до 9 человек и мелкие - от 10 до 99 человек занятых. В отдельных европейских странах размер численности занятых значительно колеблется. Например, в Великобритании к мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 23 человек, к мелким - от 24 до 99. В обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с числом занятых менее 200 человек. Во Франции малыми считаются предприятия, численность занятых на которых не превышает 500 человек, а годовой оборот не превышает 200 миллионов франков; отнесение к группам предприятий по численности персонала дифференцируется в зависимости от отрасли, в которой функционирует предприятие (как и в России). Так, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности Франции фирмы с численностью занятых свыше 200 человек считаются крупными, а в отрасли, производящей оборудование, предприятия с численностью занятых до 500 человек относятся к малым.
Интерес представляет градация действующих предприятий в США. К наименьшим относятся предприятия с численностью занятых от 1 до 24 человек, к малым - от 25 до 99, к промежуточным - от 100 до 499 человек, к крупным - от 500 до 999, а при численности свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими. В отдельных отраслях вторым критерием отнесения предприятий к определенной категории служит объем годового оборота.
В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины уставного капитала и численности работающих, причем в добывающей, в обрабатывающей промышленности и в строительстве численность работающих не должна превышать 300 человек, в оптовой торговле - 100, в розничной торговле и индустрии услуг - 50 человек.
В нашей стране в соответствии с Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 14 июня 1995 г., № 88-ФЗ) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых предельный размер численности работников за отчетный период установлен следующий:
- в промышленности - 100 человек;
- строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Численность работников, позволяющая отнести предприятие к малым, включает всех работников (постоянных и временных, работающих полный и неполный рабочий день), с учетом лиц, работающих по совместительству.
В первой части Налогового кодекса РФ говорится, что малым предприятием признается предприятие со средней численностью работающих, не превышающей (критерий предельной численности):
- в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве и в других отраслях производственной сферы - 50 человек;
- в научно-технической сфере, в оптовой и розничной торговле, в бытовом обслуживании - 15 человек;
- в других отраслях непроизводственной сферы (кроме указанных в п. 2 настоящей части - 5 человек.
Предприятие может быть признано малым предприятием только при условии, что сумма выручки от реализации произведенных им товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в течение предыдущих четырех кварталов (ежеквартально) не превышапа размера, равного 1000-кратному установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда (критерий предельной выручки). Для предприятий, со дня регистрации (образования) которых прошло менее одного года, указанный критерий учитывается только применительно к тем кварталам, которые прошли со дня регистрации (образования) этих предприятий, кроме первого со дня регистрации, в котором учитывается лишь критерий предельной численности.
Вид деятельности малого предприятия определяется в соответствии с классификацией, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.
Предприятие, осуществляющее несколько видов деятельности и удовлетворяющее критерию предельной выручки, признается малым предприятием, если показатель (а/50 + b/15 + с/5) не прсвышает единицы. При этом под а, b и с понимаются соответственно средняя численность работающих в указанных выше отраслях производственной и непроизводственной сферы.
Для признания предприятия малым предприятием средняя численность работающих определяется в каждом налоговом периоде ежеквартально нарастающим итогом с начала этого налогового периода исходя из фактической численности работающих.
Средней численностью работающих на предприятии признается усредненная по соответствующему промежутку времени численность работающих на предприятии по трудовым договорам или выполняющих работы и оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера, определяемая как общее число отработанных на или для предприятия человеко-часов всех работающих, деленное на число рабочих часов в этом промежутке времени, исчисленных в сответствии с трудовым законодательством РФ.
При определении средней численности работающих на предприятии в расчет включается полный рабочий день (для работающих по договорам гражданско-правового характера) или фактическое число отработанных в учитываемый день часов (для работающих по трудовым договорам, в том числе по совместительству).
Как показывает мировая практика, малые предприятия имеют значительный удельный вес в экономике, число их растет, они пользуются государственной поддержкой. Так, в США на долю малых предприятий приходится до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве - 80%, в оптовой торговле - 86, в сфере обслуживания - 81%. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих. Во Франции малое предпринимательство занимает доминирующее положение в строительстве, торговле, производстве товаров народного потребления, туризме. В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90%, по числу занятых работников - 80.6%, по объему продаж в розничной торговле - 80,4%.
Возрастает роль малых предприятий и в экономике России. Значительную помощь малому предпринимательству оказывают Федеральный фонд поддержки предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства в регионах. Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами.
Если в 1991 г. в РФ было 268 тыс. малых предприятий, то на начало 1996 г. их было около 877,3 тыс., в том числе в промышленности - 128,5 тыс., в строительстве - 145 тыс., в торговле и общественном питании - 374.6 тыс.. в науке и научном обслуживании - 48,8 тыс. В 1996 г. среднесписочная численность работников на малых предприятиях составила около 14 млн. человек. Создание новых малых предприятий имеет большое значение, так как способствует росту занятости трудоспособного населения, обеспечивает развитие производства товаров и услуг.
Как показывает мировая практика, малые предприятия обладают следующими положительными чертами: гибкость и оперативность в действиях, приспособляемость (адаптация) к местным условиям, невысокие расходы по управлению, возможность более быстрой реализации идей, высокая оборачиваемость капитала и другие.
Однако малые предприятия (а к ним относят и индивидуальных предпринимателей) имеют и серьезные недостатки: малый объем первоначального капитала, поэтому длительные сроки развития предприятия, финансовые трудности (сложность получения кредита), невысокий уровень профессионального менеджмента, относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия, трудности привлечения высококвалифицированных кадров, высокий уровень занятости руководителя малого предприятия и др. Поэтому во всех развитых странах, как правило, имеются специальные государственные органы поддержки малого предпринимательства, осуществляются финансово-кредитная и другие меры поддержки малых предприятий.
В России в соответствии с законом государственная поддержка малых предприятий осуществляется по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
В мае 1993 г. Правительство РФ приняло постановление № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определяющее приоритеты развития малого предпринимательства:
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство продовольственных, промышленных товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
- инновационная деятельность.
Для поддержки малого предпринимательства 29 декабря 1994 г. принято постановление Правительства РФ № 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса», выделены 3 млрд. рублей на создание этих агентств. Активное финансовое участие в стимулировании этого процесса принимает Комиссия Европейских Сообществ.
Созданный в 1993 г. по решению Правительства РФ фонд поддержки предпринимательства в 1995 г. направил 22 миллиарда рублей на прямое кредитование предпринимательских проектов, не считая финансирования инфраструктуры малого предпринимательства. Фонды поддержки малых предприятий созданы более чем в 60 регионах страны.
В соответствии с действующим законодательством вновь созданные малые предприятия в течение первых 2 лет работы налог на прибыль не уплачивают, если выполняют следующие виды деятельности:
- производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
- производство продовольственных товаров и товаров народного потребления;
- производство медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- производство технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;
- строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).
Малые предприятия , производящие вышеназванные товары (выполняющие работы), освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы от реализации малым предприятием всей своей продукции (работ, услуг).
В последующие 3-й и 4-й годы деятельности малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% основной ставки, если сумма выручки от реализации вышеуказанных видов деятельности составит свыше 90% обшей суммы выручки от реализации матым предприятием продукции (работ, услуг).
Данная льгота действует при условии, что малое предприятие с момента его государственной регистрации действует не менее 5 лет.
Если же малое предприятие прекратит свою деятельность до истечения пятилетнего срока, то сумма льгот налога на прибыль подлежит внесению в федеральный бюджет РФ в полном размере. Данную льготу малые предприятия получают при условии, что доля государственной и муниципальной собственности и собственности общественных организаций в уставном капитале малого предприятия составляет не более 25%. Малые предприятия могут иметь и другие льготы в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность предприятий всех форм собственности.
В 2019 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».
Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.
Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.
Основные критерии определения малого предприятия 2019
- попадать в рамки лимита по размеру доходов;
- попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
- попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:
Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.
Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:
- акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
- участников проекта «Сколково»;
- компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
- компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.
Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.
Единый реестр малых и средних предприятий
С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:
- сведений о доходах;
- среднесписочной численности сотрудников;
- данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
- информации от других государственных органов.
Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС . Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.
В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.
Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.
Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.
Льготы для малых предприятий в 2019 году
Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.
- Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП . Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
- Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.
Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.
- Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
- Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
- Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
- Имеют преференции в системе госзакупок.
- Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.
О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье .
Проверки малых предприятий 2019
Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.
В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.
Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации . Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.
Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:
- банки;
- страховщики;
- ЧОПы;
- недропользователи;
- формацевтические компании;
- перевозчики
и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется
Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.
Вклады малых преприятий теперь застрахованы
С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.
Минпромторг России выступает за предоставление правительству права определять предельные значения среднесписочной численности работников средних предприятий в отдельных отраслях экономики. Такой законопроект министерство разместило для общественного обсуждения.
В настоящее время подобной дифференциации нет, и предприятие или ИП любой отрасли являются средними, если среднесписочная численность их работников за предшествующий календарный год находится в пределах от 101 до 250 человек (подп. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ " "). Есть и иные критерии отнесения организаций и ИП к субъектам среднего предпринимательства (структура уставного капитала, размер годовой выручки и т. д.), их менять не планируется.
Узнайте, какие льготы имеют представители малого и среднего бизнеса, из материала "Субъекты малого и среднего предпринимательства" в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки"
интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
В Минпромторге России подчеркивают, что существующие требования к численности штата работников значительно затрудняют либо делают невозможным получение государственной поддержки для отдельных предприятий. "В некоторых отраслях промышленности в силу технологических особенностей производства велика потребность в производственном персонале и вспомогательных рабочих, в частности это касается легкой промышленности, где технологические процессы тесно связаны друг с другом и не могут быть выделены в отдельные производства. В связи с этим, даже при оборотах в размере от 500 млн до 1 млрд руб., количество персонала составляет от 500 до 800 человек", – отмечается в сопроводительной записке к законопроекту.
Какими могут быть требования к штатной численности сотрудников средних предприятий в той или иной отрасли, Минпромторг России не уточняет.
Кстати, аналогичное правило существовало раньше для отнесения предпринимателей к малому бизнесу. Уже не действующий Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ " " определял, что средняя численность работников малых предприятий за отчетный период не должна превышать следующие предельные уровни:
- в промышленности, в строительстве и на транспорте – 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
- в оптовой торговле – 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Потом законодатель от такого деления отказался, и сегодня предельная численность сотрудников малых предприятий является фиксированной: до 100 человек (подп. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ " ").
Юридические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью, могут быть представлены на рынке товаров и услуг большим разнообразием. Отличия у таких компаний могут быть за счет многих факторов: направления, формы собственности, учредительного состава и т.д. И если многие руководители ошибочно полагают, что не важно к какому виду организаций относиться их юридическое лицо, то зря. Поскольку от этого зависит и форма налогообложения, и необходимость ежегодно проходить внешний аудит, и возможность получить упрощенную систему бухгалтерского учета. И далее рассмотрим информацию о том, что такое малое предприятие и каким оно может быть в разрезе численности работников.
Все малые предприятия, имеющие законные основания получить такой статус в зависимости от объема получаемой выручки, от размера уставного капитала и количества сотрудников, в России уже давно имеют достаточно большие преференции от правительства, выражающиеся в налоговых льготах, упрощенных системах проверки и администрирования. Именно поэтому многие организации пытаются максимально вписаться в критерии, которые определяют таких субъектов.
Таким образом, наиболее часто встречающимися критериями, по которым происходит ранжирование субъектов предпринимательства, относят:
- Численность малого предприятия;
- Размер и структура уставного фонда;
- Денежный оборот за год.
Говоря о таких учреждениях, в первую очередь, следует отметить, что такими компаниями могут быть признаны как юридические лица, занимающиеся бизнесом, так и физические лица, ведущие предпринимательскую деятельность. Главным ограничением на данный момент в формировании фонда МП является ограничение в доле уставного капитала, которая может принадлежать другим субъектам коммерческого направления, не относящихся к малому и среднему бизнесу. До 2017 года такое ограничение составляло не более 25%, а в текущем году его увеличили до 49%. Главное – чтобы в 2017 доля в УФ самого малого учреждения составляла более 51%.
Также есть ограничения и по объему выручки, которую может получить субъект МП в течение предшествующего года: не более 120 млн. для субъектов микропредприятий и 800 млн. для малых организаций. Кстати, выручка от реализации продукции товаров и услуг берется во внимание исключительно без учета НДС. При этом такие предельные размеры выручки изменились не так давно. До этого момента на законодательном уровне ограничение было намного меньше:
- Для микрокомпаний объем годовой выручки не должен был превышать 60 миллионов рублей;
- Для малых компаний такой показатель составлял 400 миллионов рублей.
По итогам законодательных изменений, критерий был увеличен в 2 раза.
Но при этом для любых субъектов такой формы оставили ограничение в размере доли участи государственных компаний и других благотворительных, религиозных, общественных учреждений. Их доля в общем паевом УК не должна превышать 25%. В ином случае субъект не будет иметь преференций, которые имеют субъекты МП.
Численность малых предприятий
Как уже было сказано, одним из главных критериев, которые позволяют отнести компанию к субъектам малого бизнеса, является численность сотрудников. Если говорить в разрезе вопроса, то никаких особенностей здесь нет: к малым предприятия относятся предприятия с численностью до 15 человек и до 100 человек. Все зависит исключительно от того, на какой статус претендует организация: на статус микрокомпании или малой компании. Это принципиально важно, так как в зависимости от этого необходимо выполнять и другие критерии соответствия.
Малое предприятие имеет численность работников в таком диапазоне:
- От 1 до 15 человек работников в штате, если учреждение имеет статус микроорганизации;
- До 100 человек в случае, если субъект имеет статус МП.
Главное при определении количества знать, что такой показатель как средняя численность необходимо уметь правильно определять, поскольку такое количество работающих определяется в большинстве случаев за текущий год. При этом в такое количество сотрудников включаются все субъекты, работающие не только по трудовым договорам на основном месте работы, но также и по контрактам, другим договорам с учетом совмещения занятости.
Таким образом, на текущий момент возможно два варианта функционирования сегменте МП: это микропредприятия и малый бизнес. Каждая форма имеет свои ограничения, что представлено в таблице.
Особенности отнесения к МП
Многих интересует вопрос о том, а как вообще происходит определение того, относиться ли организация к МП или нет? По закону прописано, что компания относится к МП в разрезе соответствия ее всем трем критериям, но при этом если два соответствуют, а один превышает допустимые значения, то тогда субъект теряет такой статус. Другими словами, отнесение субъекта осуществляется по максимальному значению величины трех указанных критериев.
Важно знать: статус малого предприятия можно потерять лишь в том случае, если указанные критерии не выполняются в течение двух отчетных лет, по которым происходит превышение такого значения. Если же критерий превышен в первый раз, то льготы для компании не ликвидируются, а ему предоставляется время ликвидировать несоответствия (если такое желание есть).
Возникает вполне логичный вопрос у многих, кто только начинает свою предпринимательскую жизнь: как возможно определить объем выручки, если ее еще не получено? В соответствие с действующим законодательством, в первый год функционирования учреждение получает статус малого исключительно только по критерию численности. Таким образом, в первый год, чтобы работать по упрощенной схеме, численность работников малого предприятия не должна превышать 100 человек для малого и 15 человек для микрокомпании. Если лимит превышен, то льгот никаких предоставлено не будет.
С 2016 года был создан специальный реестр, который формируется за счет данных Федеральной Налоговой службы, которая по итогам поданной отчетности вносить данные о малых организациях. В реестре можно увидеть такие сведения как:
- Полученный доход за отчетный год;
- Численность работников данной компании;
- Другие сведения из государственного реестра.
Таким образом, малые предприятия — это организации с численностью работников до 100 человек, в пределах которого выделяют еще микрокомпании до 15 лиц. И с первого взгляда может показаться, что не важно, какая форма: малая или средняя, но это не совсем так.
На текущий год именно для малых форм предоставлены со стороны государства такие льготы:
- Возможность проводить упрощенный бухгалтерский учет, в том числе амортизируя стоимость основных средств не ежемесячно, а один раз за отчетный год;
- Не придерживаться лимиты кассы;
- Возможность упрощенного документооборота;
- Возможность получения субсидий и других преференций от федеральных и региональных властей.