6. Характеристика элементов налога на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на потребление, который взимается практически со всех видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя.
Налогоплательщики: организации, индивидуальные предприниматели (ИП), лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организаций, ИП возможно, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров без учета НДС не превысила 2 млн. руб. Лица, использующие право на освобождение от НДС, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы в налоговый орган по месту своего учета.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, предметов залога, передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;
передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Налоговая база (НБ) определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных на стороне товаров.
При применении НП при реализации товаров различных налоговых ставок НБ определяется отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога НБ определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
Налоговый период : квартал.
Налоговые ставки:
0 процентов при вывезенных товаров в таможенном режиме экспорта и т.д.
10 процентов при реализации продовольственных товаров, товаров для детей.
18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1 и 2.
Особенность данного налога в том, что если в одном месте сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделан вычет (покупателем). Причем два этих действия должны происходить в одном временном отрезке времени.
Порядок исчисления налога: Сумма налога - соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Уплата налога: Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
7. Характеристика элементов налога на прибыль организации.
Налогоплательщиками (НП): российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Объектом налогообложения признается прибыль, полученная НП.
Прибылью признается:
для российских организаций - доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных этими представительствами расходов;
для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ.
Налоговая база:
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала года.
Если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток в данном периоде налоговая база признается равной нулю. Убытки принимаются в целях налогообложения в особом порядке.
Налоговая ставка:
Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль.
часть налога, исчисленная по ставке в размере 2% , зачисляется в федеральный бюджет;
часть налога, исчисленная по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 %.
Налоговый (отчетный) период:
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Отчетные периоды для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи: месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Исчисление и уплата налога:
Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом.
Отчетность по налогу:
Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода представлять в налоговые органы налоговые декларации.
Плательщики:
организации;
физические лица (при ввозе товаров на таможенную территорию РБ)
Объекты налогообложения
обороты по реализации товаров, (работ, услуг);
ввоз товаров на таможенную территорию РБ;
Налоговая база при реализации - стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав по:
Применяемым ценам без НДС;
Регулируемым розничным ценам с НДС.
Налоговая база НДС при ввозе - таможенная стоимость + таможенная пошлина + акцизы (по подакцизным товарам) .
Налоговая база увеличивается на суммы, фактически полученные:
1) за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.
Ставки налога на добавленную стоимость
0% - экспорт.
10 % - по продукции растениеводства, животноводства, продовольственным товарам и товарам для детей;
20 % - по всем остальным товарам;
9,09 % или 16,67 % – тоже самое, что 10 % и 20 %, но по регулируемым розничным ценам;
НДС исчисляется нарастающим итогом.
Сумма НДС при включении в цену определяется:
Отпускная цена = себестоимость + прибыль + акциз (для подакцизных товаров) Сумма ндс = оц × ставку налога: 100 % оц с ндс = оц + ндс
Сумма НДС при реализации определяется:
Сумма ндс = Налоговая база × ставку налога: 100 %
Например. Организация занимается производством компьютерной техники. В отчетном периоде она предъявила к оплате покупателю стоимость компьютерной техники на сумму 1 340 600 тыс. руб. (сумма дана без НДС). Необходимо исчислить НДС, предъявленный к оплате покупателю компьютерной техники.
Решение:
Сумма НДС = 1 340 600 × 20/100 = 268 120 тыс. руб.
В случае, если в условии задачи дана сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) с учетом суммы НДС , налог исчисляется следующим образом:
Сумма ндс = Налоговая база × ставка / 100 + ставка;
Например: Организация занимается производством строительных материалов. В отчетном периоде получена выручка от реализации товаров на территории Республики Беларусь по свободным ценам в сумме 759 000 тыс. руб. Необходимо исчислить НДС по реализации товаров за отчетный период.
Решение:
Сумма НДС = 759 000 × 20/120 = 126500 тыс. руб.
Сумма ндс, подлежащая уплате в бюджет = Общая сумма ндс – Налоговые вычеты
Налоговые вычеты - это суммы НДС, уплаченные при приобретении и ввозе.
предъявленные продавцами к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав;
уплаченные плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
Сумма ндс при ввозе на таможенную территорию рб = (таможенная стоимость + таможенная пошлина + сбор за таможенное оформление + акциз, уплаченный при ввозе) × ставка ндс / 100
уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций
Например. Организация в отчетном периоде приобрела сырье для производственных целей на сумму 33 900 тыс. руб., в том числе НДС - 5 650 тыс. руб. Организация произвела продукцию и реализовала ее в отчетном периоде по свободным отпускным ценам покупателям Республики Беларусь. Получена выручка от реализации продукции 530 000 тыс. руб. Необходимо определить сумму НДС к уплате в бюджет.
Решение:
сумма НДС, которая будет подлежать вычету при определении сумм НДС к уплате в бюджет, - 5 650 тыс. руб.;
исчислим сумму НДС по реализации товаров за отчетный период:
Сумма НДС = 530 000 × 20/120 = 88 333,333 тыс. руб.;
определим сумму НДС к уплате в бюджет:
Сумма НДС к уплате в бюджет = 88 333,333 - 5 650 = 82 683, 333 тыс. руб.
Налоговая декларация - не позднее 20-го
Уплата - не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Акцизы
Плательщики :
организации
индивидуальные предприниматели
физические лица (при ввозе товаров на таможенную территорию РБ.)
Подакцизные товары:
пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.
спирт этиловый ректификованный технический;
алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов);
непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;
пиво, пивной коктейль
слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 1,2 до 7 процентов;
табачные изделия;
автомобильные бензины;
дизельное и биодизельное топливо;
судовое топливо;
газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;
масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые;
Виды ставок:
твердые (специфические) ставки - в абсолютной сумме на физическую единицу измерения;
процентные (адвалорные) ставки - в процентах от стоимости;
Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных товаров ставок акцизов определяется:
при реализации произведенных и ввезенных на таможенную территорию РБ подакцизных товаров :
как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении – для твердых (специфических) ставок акцизов;
как стоимость реализованных, ввезенных подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов – для процентных (адвалорных) ставок акцизов.
при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РБ, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами:
1. как объем подакцизных товаров в натуральном выражении – для твердых (специфических) ставок акцизов;
2. как таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, – для процентных (адвалорных) ставок акцизов.
Порядок исчисления в зависимости от ставок
Если ставки в процентах (адвалорные) |
Если ставки в белорусских рублях (твердые) |
при включении в цену |
|
Сумма акциза = (себестоимость + прибыль) × ставка налога / 100 – ставка налога |
|
при уплате из выручки |
|
Сумма акциза = (Выручка от реализации – Сумма НДС) × ставка налога / 100 |
Сумма акциза = объем подакцизной продукции в натуральном выражении × ставка налога |
при уплате таможенным органам |
|
Сумма акциза = (Таможенная стоимость + таможенная пошлина) × ставка налога / 100 |
Сумма акциза = объем подакцизной продукции в натуральном выражении × ставка налога |
Общая сумма акцизов определятся сложением сумм акцизов по каждому виду подакцизных товаров.
Сумма акцизов к уплате в бюджет = общая сумма акцизов – налоговые вычеты
Налоговые вычеты:
суммы акцизов, уплаченные на территории РБ при приобретении (ввозе) подакцизных товаров, использованных для производства других подакцизных товаров;
суммы акцизов, уплаченные плательщиком, производящим подакцизные товары из давальческого сырья, при приобретении (ввозе) подакцизных товаров, использованных им в производстве подакцизных товаров из давальческого сырья.
уплаченные при ввозе на таможенную территорию РБ подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, при последующей реализации таких подакцизных товаров на территории РБ.
Налоговая декларация представляется ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата - не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Например. Организация вырабатывает ликероводочную продукцию из собственного сырья и реализует ее на территории Республики Беларусь. За январь текущего года организация произвела и реализовала 340 л водки (содержание спирта 40 %). Необходимо определить сумму акцизов для производителя алкогольной продукции к уплате в бюджет. Ставка акцизов для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта 28 % и более - 30000 руб. за 1 л безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции.
Решение:
1) определим ставку для расчета акцизов по водке с содержанием спирта 40%: = 30000×40/100 = 12000 руб.;
2) определим сумму акцизов по водке: = 340 × 12000 = 4080000 руб.;
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Налог на добавленную стоимость как основа формирования федерального бюджета в РФ. Плательщики, объекты обложения и действующий порядок исчисления и взимания НДС в России. Порядок расчета и сроки уплаты налога. Формы отчетности и налоговые льготы.
курсовая работа , добавлен 22.01.2015
Принципы и теоретические основы налогообложения предприятий, его сущность, объекты и плательщики налога на добавленную стоимость. Ставки и льготы по налогу, порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Финансовое состояние предприятия.
курсовая работа , добавлен 01.03.2010
Место налога на добавленную стоимость в действующей системе налогообложения. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость, вносимого в бюджет, сроки уплаты. Совершенствование исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, практика взимания.
курсовая работа , добавлен 24.10.2014
НДС и история его возникновения. Плательщики налога на добавленную стоимость. Ставки НДС в России. Право на освобождение от исчисления налога и его уплаты. Порядок расчёта налога. Виды объектов налогообложения. Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет.
реферат , добавлен 15.12.2010
Понятие и экономическая сущность налога на добавленную стоимость (НДС). Порядок исчисления, налоговый период и ставки НДС. Налоговые вычеты и порядок их применения. Анализ роли НДС в формировании доходов бюджета, порядок и сроки уплаты в бюджет.
курсовая работа , добавлен 07.09.2013
Объекты налогообложения налога на добавленную стоимость. Определение сумм налога, подлежащих уплате в бюджет. Налоговые ставки, вычеты и порядок их применения. Порядок зачета и возмещения НДС. Налогоплательщики налога на имущество, сроки уплаты.
контрольная работа , добавлен 28.10.2011
Исчисление НДС на основании требований Закона Республики Беларусь. Необходимость исчисления и уплаты НДС при ремонте. Объекты обложения налогом на добавленную стоимость. Формирование доходов от внереализационных операций, учитываемых при налогообложении.
реферат , добавлен 19.12.2008
Основные элементы и сущность налога на добавленную стоимость. Объекты налогообложения, налоговая база, ставки и льготы. Основы исчисления и анализа налога на добавленную стоимость (на примере ООО "Сибирь"). Совершенствование косвенного налогообложения.
курсовая работа , добавлен 09.11.2010
Налог на добавленную стоимость (НДС) – второй по значимости прямой налог. Он представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров (работ и услуг), и вносится по мере их реализации. Взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров.
Поскольку этот налог включается в цены товаров и оплачивается покупателями, то он фактически является налогом не на производителей, а на потребителей.Предприятия являются как бы своеобразными сборщиками налогов. Таким образом, налог на добавленную стоимость – это косвенный налог на потребление. Он взимается практически со всех видов товаров.
Налог исчисляется с добавленной стоимости, определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат на их производство и реализацию . Добавленная на данном предприятии стоимость состоит из следующих компонентов: зарплата + амортизация + % за кредит + прибыль + расходы на электроэнергию и т.д.
Характерные черты НДС:
v охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках является постоянным источником налоговых поступлений в бюджет;
v позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен;
v НДС – это внутренний налог, при вывозе товаров его сумма должна быть возвращена покупателю.
Более чем в 40 странах, в том числе в 17 европейских, НДС используется свыше 30 лет. Ставки НДС варьируют от 6 до 15%: Великобритания – 15%, США – 11%; ФРГ – 7% для продуктов, 15% для непродовольственных товаров, Швеция – 7%, Франция – 8%.
В РФ НДС введен с 1 января 1992 года. Сегодня его доля достигает 48% от всех налоговых доходов бюджета. В первый год НДС взимался по ставке 28% к облагаемому обороту по товарам, работам и услугам, реализуемым по свободным ценам и тарифам, а также по продукции ТЭК и услугам производственно-технического назначения; по ставке 21,88% - по товарам, реализуемым по государственным ценам и тарифам.
С 1.01.93 г. ставка налога снижена до 10% по всем продовольственным товарам (кроме винно-водочных изделий и этилового спирта) и товарам детского ассортимента и до 20% - по всем остальным товарам, работам и услугам. На данном этапе исторического развития действуют три ставки НДС: 18%, 10% и 0%, что зависит от вида деятельности предприятия и реализуемой продукции. В Программе среднесрочного развития РФ до 2008 г., представленной Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ), намечается снижение основной ставки НДС в ближайшие годы на 5% - с 18 до 13%.
По российскому законодательству от НДС освобождены :
♦ товары, экспортируемые за пределы России;
♦ медицинские товары отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством РФ;
♦ услуги городского пассажирского транспорта, а также морского, речного и железнодорожного при условии осуществления перевозок по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд;
♦ услуги в сфере образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, культуры и спорта;
♦ НИОКР, выполненные за счет средств госбюджета;
♦ реализация изделий народных художественных промыслов;
♦ квартплата и некоторые другие товары и услуги.
НДС включается производителем или продавцом в цену товара и оплачивается покупателем. НДС, который производитель или продавец вносит в Государственный бюджет, является разницей суммы НДС полученного от покупателя за реализованные им товары, работы, услуги (налогового обязательства) и суммы НДС уплаченного поставщикам товаров, ресурсов, используемых в производстве товаров, работ и услуг (налогового кредита).
Методика расчета данного налога по российскому законодательству в подавляющем большинстве случаев строится по принципу первоначального исчисления налога со всей суммы реализации (п. 1, ст. 154 НК РФ) и только после этого налогоплательщик может сделать налоговые вычеты, жестко ограниченные различными условиями.
Расчет данного вида налога довольно сложен, а законодательные требования порой трактуются неоднозначно и противоречиво. Фирмы часто уклоняются от его уплаты либо применяют криминальные схемы.
Некоторые экономисты считают, что при существующих сложностях с вычетами по НДС , целесообразнее снизить ставку и взимать налог с оборота (налог с продаж). Налог с продаж на региональном уровне уже взимался на территории РФ и составлял значительную часть региональных бюджетов. Замена НДС налогом с оборота (налогом с продаж) снизит колоссальные затраты на администрирование, высвободит кадровые ресурсы и упростит отчётность. Кроме того, уменьшится число действительно недобросовестных схем, когда по фиктивным договорам «обналичиваются» огромные средства, в результате чего, увеличиваются нелегальные вычеты по НДС и уменьшается налогооблагаемая прибыль. Для налога с продаж объектом контроля со стороны налоговых органов станет только выручка, т.е. показания ККМ или банковская выписка. Для НДС, объект контроля - это не только выручка, а все расходы, платежи и огромное количество документации (счета, платежные поручения, счета-фактуры, договора, акты, экспортные документы и т.д.).
АКЦИЗЫ
Акцизы – вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Он включается в цену товаров или тарифы на услуги, и оплачивается покупателем данного товара. Сборщиками акцизов фактически выступают те, кто производит подакцизные товары (услуги). Диапазон действия акцизов не велик – это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентироваться на замещающие товары и «уйти» от уплаты этих налогов.
В России к подакцизным товарам относятся:
Винно-водочная продукция, пиво;
Табачные изделия;
Изделия из натуральной кожи;
Легковые автомобили;
Нефть, автомобильный бензин;
Некоторые виды минерального сырья.
Ставки акцизов бывают трех видов:
· единые - для товаров, сорта которых внутри группы мало отличаются по качеству и ценам;
· дифференцированные - для товаров, классифицируемых по различным качественным признакам: цвету, крепости и т.п. (вина, ткани и т. д.);
· средние - для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень цен (табачные изделия).
По способу взимания акцизы делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные акцизы взимаются с валового оборота.
1) Налог на имущество предприятий, особенностью которого является его отнесение на финансовые результаты деятельности предприятий. Взимается со среднегодовой стоимости имущества предприятия.
2) Налог на имущество физических лиц (дома, строения, квартиры).
3) Налоги с доходов банков, от страховой деятельности, от эмиссии и продажи ценных бумаг.
4) Отчисления в Пенсионный фонд и на соцстрах.
5) Отчисления в дорожные фонды.
6) Налог на наследство и дарение.
7) Множество местных налогов (курортный сбор, налог на перепродажу автомобилей и т.д.).
Ш. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Основой финансовой базы государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства (федеральный бюджет) и бюджетов местных органов власти всех уровней.
Госбюджет – это ежегодная смета доходов и расходов государства, утверждаемая в форме государственного закона. В государственном бюджете находят увязку все основные финансовые операции – расходы, доходы, государственные займы. В бюджете они получают единую направленность, которая проявляется в проводимой государством политике.
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов , выработанных развитыми странами в начале ХХ века.
Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Функции госбюджета :
♦ фискальная (создание финансовой базы функционирования государства);
♦ экономическое регулирование (дифференциация условий предпринимательства для разных типов хозяйствующих субъектов при проведении экономической политики);
♦ социальная (использование госбюджета для перераспределения национального дохода).
Доходная часть госбюджета формируется за счет:
1) налогов (в России около 80% всех поступлений);
2) неналоговых сборов (5-6%);
3) доходов целевых бюджетных фондов (менее 1%);
4) единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (около 15%).
Основной вклад в доходы бюджета вносят налоги. Среди налогов наибольшие объемы средств дают НДС (40% всех поступлений), налог на внешнюю торговлю и внешнеторговые операции (15%), таможенные пошлины (15%), акцизы (10%), налог на прибыль (8-9%), платежи за пользование природными ресурсами (8%).
Структура неналоговых доходов :
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
Доходы от продажи нематериальных активов;
Административные платежи и сборы;
Штрафные санкции, возмещение ущерба;
Доходы от внешнеэкономической деятельности;
Прочие неналоговые доходы.
Расходная часть госбюджета включает:
■ расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата (государственное управление, судебная власть, национальная оборона, обеспечение внутреннего правопорядка, международная деятельность);
■ финансирование хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, связь и т.д.) и социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, наука, культура, СМИ и т.д.);
■ обслуживание задолженности (выплата процентов и основной суммы государственного долга);
■ пополнение государственных запасов и резервов.
Распределение и использование средств государственного бюджета имеет программно-целевой характер.
Каково соотношение между доходной и расходной частями бюджета? Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек (профицит ). В современных условиях бюджеты большинства западных стран связаны с дефицитом , т.е. превышением расходов над доходами. Выделяют также первичный дефицит , представляющий величину дефицита без выплат по обслуживанию долга.
Причины бюджетного дефицита :
● спад общественного производства;
● сокращение налоговых поступлений в результате снижения ставок налогов в целях стимулирования экономики, или увеличения количества льгот, или из-за неудовлетворительной организации налогообложения;
● массовый выпуск «пустых денег»;
● раздутые социальные программы;
● рост затрат на финансирование ВПК;
● крупномасштабный оборот «теневой экономики»;
● огромные непроизводительные расходы, хищения, приписки, потери произведенной продукции и т.д.
Способы финансирования бюджетного дефицита:
1) рефинансирование долга, т.е. выпуск новых государственных ценных бумаг;
2) кредитно-денежная эмиссия, т.е. монетизация дефицита и связанный с ней «сеньораж» (доход государства от печатания денег). Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
3) ужесточение налогообложения.
Существуют три основные концепции по проблеме регулирования государственного бюджета:
Первая концепция базируется на необходимости ежегодного балансирования ГБ. Однако такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики с антициклической направленностью. Дело в том, что когда экономика характеризуется длительным спадом, это сопровождается и длительным периодом безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления автоматически снижаются. Для балансирования бюджета правительство должно повысить ставки налогов или сократить государственные расходы. Однако в обоих случаях произойдет сокращение совокупного спроса.
Сбалансированный бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях подъема, экономического роста при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для уравнивания бюджета надо или снизить налоги, или увеличить государственные расходы. Но следствием обоих мер будет инфляция.
Вторая концепция базируется на утверждении о необходимости балансирования бюджета в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.
Чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно вызывает бюджетный дефицит. В ходе последующего циклического подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета используется для покрытия дефицита, возникшего в период спада.
Уязвимость данной концепции связана с различиями в глубине и продолжительности повышательной и понижательной фаз цикла.
Третий подход к регулированию бюджета связан с концепцией функциональных финансов, в соответствии с которой проблема сбалансированности бюджета является второстепенной, а главной задачей выступает стабилизация экономики .
Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время бюджетных излишков. По существу это общий размер задолженности правительства держателям государственных ценных бумаг.
Влияние увеличения государственного долга на функционирование экономики:
▲ Имеет место перераспределение доходов внутри страны. Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, т.к. значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения.
▲ Повышение налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рисковые проекты, в НИОКР и т.д., усилить социальную напряженность.
▲ Эффект вытеснения части частных инвестиций в результате увеличения процентных ставок на капитал.
▲ Повышение процентной ставки на внутреннем рынке приводит также к увеличению спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранцев, что в свою очередь повышает внешний долг.
Оценить бремя долга можно по следующим показателям:
v Долг/ ВВП
v Долг/Экспорт товаров и услуг
v Сумма обслуживания долга/ВВП
v Сумма обслуживания долга/Экспорт товаров и услуг
v Долг/Численность населения страны
Различают два вида долга :
● Внутренний долг – это долг государства своему населению – предприятиям и гражданам, владеющим ценными бумагами, выпущенными правительством.
● Внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.
Внешний долг – более тяжелое бремя, предполагающее необходимость отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги в счет оплаты самого долга и процентов по нему. Кроме того, при предоставлении международного кредита, обычно выдвигаются определенные условия, которые не всегда совпадают с интересами страны-заемщика. Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, но имеются другие неоднозначно оцениваемые последствия.
Мировая практика выработала следующие механизмы сокращения внешней задолженности :
♦ Выкуп долга – т.е. предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг причем по более низкой цене.
♦ Обмен долга на акционерный капитал (своп) – предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранный капитал получает долю в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность уменьшается.
♦ Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами, возможно по более низкой ставке процента.
Беднейшим странам-должникам со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба) предоставляются еще некоторые дополнительные льготы:
Частичное аннулирование долга;
Снижение ставок процента по обслуживанию долга;
Продление сроков долговых обязательств.
В настоящее время рост государственного долга наблюдается практически во всех странах и составляет от 20 до 70% ВВП. В России в конце 90-х гг. внутренний долг составлял 1 трлн.руб., из них 90% - кредиты банка для покрытия расходов бюджетного характера. Общий государственный долг РФ с 2007 года начнет расти в номинальном выражении (в 2007 году увеличится на 31,4 млрд.рублей, в 2008 году – на 50,4 млрд.рублей, в 2009 году – на 63,3 млрд.рублей), но продолжит снижаться по отношению к ВВП: с 10,63 % (в 2006 году) до 9,78% (2007); 9,16 % (2008); 8,71% (2009). Объем внутреннего долга РФ в государственных ценных бумагах на конец 2007 года прогнозируется в объеме 1 трлн. 238,7 млрд.рублей; 2008 года – 1 трлн. 445,6 млрд.рублей; 2009 года – 1 трлн. 644,2 млрд.рублей.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦИКЛЫ
1. Понятие экономического роста. Типы, условия и факторы экономического роста.