Анализ хода вооруженных конфликтов последних десятилетий наглядно показывает возрастающую роль авиации в ходе боевых действий. В некоторых случаях именно применение военно-воздушных сил сыграло решающую роль и определило исход противостояния. Этому способствует стремительное развитие высокоточного оружия, применение беспилотных летательных аппаратов, новые системы прицеливания и навигации. Сегодня можно уверенно заявить: авиация – это наиболее опасный противник сухопутных сил .
Поэтому нет ничего удивительного в том, что наиболее передовые в технологическом отношении государства активно разрабатывают перспективные системы ПВО. Начиная от тактических комплексов малой дальности, непосредственно прикрывающих войсковые соединения, до стратегических моделей, способных уничтожать воздушные цели на удалении в сотни километров.
Советские системы ПВО считались одними из лучших в мире, и российский военно-промышленный комплекс поддерживает эти славные традиции и сегодня. Недавно был представлен Тор-М2У – последняя модификация знаменитого зенитно-ракетного комплекса, разработка которого началась еще 70-х годах минувшего века.
История создания ЗРК «Тор-М2У»
Создание тактического ЗРК начались в 1975 году после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Разработка велась в Научно-исследовательском электромеханическом институте. Именно здесь создавались такие знаменитые комплексы, как ЗРК «Оса», «Круг». В 1976 году на свет появился эскизный проект нового зенитного комплекса. Параллельно шли работы над созданием модификации для военно-морского флота (ЗРК «Кинжал»). В 1986 году комплекс был принят на вооружение, началось его серийное производство. Он получил название «Тор».
Зенитно-ракетный комплекс «Тор» разработан для защиты от ударов с воздуха военных, экономических и других объектов на тактическом уровне. ЗРК может эффективно бороться против различных видов ракет (в том числе крылатых и противорадиолокационных), беспилотных летательных аппаратов, авиационных бомб, самолетов и вертолетов противника.
Почти сразу после принятия комплекса на вооружение началась его модернизация. Уже в 1989 году стартовали испытания машины, получившей индекс «Тор-М1». В 1991 году ее приняли на вооружение.
От базовой модели она отличалась наличием второго целевого канала и более эффективной боевой частью ракеты. Ракеты разместили в специальных алюминиевых транспортно-пусковых контейнерах. На машину была установлена новая бортовая вычислительная система, станция обнаружения «Тор-М1»стала более эффективной и более защищенной от помех. Экипаж комплекса «Тор-М1» сократили до трех человек.
Были созданы колесная, гусеничная, буксируемая и стационарная модификации комплекса «Тор-М1». Самой совершенной является модификация «Тор-М1-2У», поступившая в войска в 2012 году.
Одновременно шли работы над еще более совершенным комплексом – «Тор-2М», машиной нового поколения, особо эффективной при отражении массированных воздушных атак в условиях радиоэлектронного противодействия. В 2012 году на вооружение был принят «Тор-М2У», по некоторым своим характеристикам аналогов в мире он не имеет.
В 2019 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса - ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» - гусеничное.
Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» участвовал в параде на Красной площади, а в 2017 году его уже начали осваивать в частях ПВО. Планируется, что «Тор-М2У» полностью заменят давно устаревшие ЗРК «Оса». Правда, сроки этой замены неизвестны.
Сейчас ведутся работы над модульным вариантом комплекса («Тор-М2КМ»). По своим характеристикам он не будет уступать другим модификациям, но при этом его можно будет установить на любую гусеничную или колесную машину.
Устройство ЗРК «Тор-М2У»
«Тор-М2У» - тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.
«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.
На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.
Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой - чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть, машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть, летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.
РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.
Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.
Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен 8 зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, разработанными в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».
9М331 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.
Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.
Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.
В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором). С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.
Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».
Технические характеристики «Тор-М2У»
Максимальная дальность поражения, км | 12 |
Минимальная дальность поражения, м: — на высоте 10 метров — на высоте более 100 метров |
1500 не более 1000 |
Количество одновременно обрабатываемых целей | 48 |
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей | 10 |
Количество одновременно обстреливаемых целей | 4 |
Количество одновременно наводимых ракет | 8 |
Максимальная скорость движения целей, м/c | 700 |
Перегрузка маневра цели | 10 g |
Боекомплект ЗУР на БМ, шт. | 8 в двух ЗРМ |
Время заряжания БМ, мин. | 18 |
Время развертывания комплекса, мин. | 3 |
Скорость движения БМ, км/ч: — по шоссейным дорогам — по грунтовым дорогам |
до 80 до 30 |
Запас хода по топливу, км | 500 |
Максимальная масса БМ, т | 30 |
Расчет БМ, чел. | 3 |
Климатические условия: — температура, °С — влажность, % — высота над уровнем моря, м — скорость ветра, м/с |
±50 98 до 3000 до 30 |
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
ЗРК «Тор» — современный зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия, способный одновременно вести огонь по 4 воздушным целям.
В современных условиях ведения боевых действий акцент главенствующего фактора угроз повышается и в прямом и в переносном смысле – от земли, пехотных частей к небу, военно-воздушным силам. Роль авиации существенно возросла, ее действия, направленные на массовое уничтожение живой силы, техники противника, командных пунктов, фортификационных сооружений решают судьбу сражений. Этому подтверждение действие российских воздушно-космических сил в Сирии. Соответственно возрастает роль противоборствующей стороны – системы противовоздушной обороны и конкретно, зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), способных быстро обнаружить и уничтожить «крылатого» противника. Помимо ликвидации пилотируемой авиации им предписывается противоборство крылатым ракетам противника различного типа, планирующим авиабомбам, беспилотным устройствам. Также поменялась манера ведения обороны. Более актуальной, чем преодоление водных преград, стала проблема увеличения маневренности, скоростных качеств и проходимости передвижных ЗРК для поддержки своих подразделений. Для этого требовался переход с колесной базы передвижных устройств на гусеничные.
Странички истории
Система ПВО Советского Союза, а затем России всегда занимала лидирующую позицию среди зарубежных аналогов. Разработанный в семидесятых годах ЗРК 9К37 «Бук» не утратил своей значимости и в наше время. Однако этого было не достаточно. Постановление Совета Министров страны потребовало разработки более совершенной системы. В 1975 году в НИЭМИ МРП началась работа по созданию такого зенитно-ракетного комплекса, отвечающего современным реалиям. Руководство по разработке системы в целом возложили на конструктора Ефремова В. Создание боевой машины поручили отделу под руководством Дризе И. Также был задействован МКБ «Факел» МАП, под руководством Грушина П. для создания ракеты для нового комплекса. В 1986 году началась эксплуатация нового зенитно-ракетного комплекса в подразделениях ПВО РФ .
Устройство ЗРК Тор
Новая система получившая название Тор состоит из нескольких составляющих.
- СОЦ – станция обнаружения целей. Состоит из систем стабилизации и получении информации о стране обнаруженного объекта. Обзор пространства производится тремя лучами, каждый из которых имеет ширину 4 градуса углового диапазона и 1,5 градуса по азимуту и может перекрывать сегмент пространства в 32 градуса. Система позволяет обнаружить самолет типа F15 на расстоянии около 26 км, высоте от 30 м до 6 км с вероятностью в 80%.
- СН – система наведения, которая координирует каналы зенитных ракет комплекса и канал обнаруженной цели.
- ЭВМ – в обязанности которой входит обработка всей полученной информации и проведении оперативных вычислений на предмет получения данных для установки верных навигационных показателей необходимых для уничтожения обнаруженной цели.
- Устройство поочередного запуска восьми управляемых ракет комплекса.
- ЗРК Тор также оборудован и другими важнейшими устройствами для обеспечения своей жизнедеятельности: контрольная система определения функциональности ЗРК, самописца записи работы, устройство автономного питания и другие.
- Вся техническая надстройка установлена на шасси с гусеницами «Объект 355», произведенном на Минском тракторном заводе, которое унифицировано с шасси 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска». На боевой машине установлен комплекс ЗУР 9М330 с восемью ракетами. В данном устройстве впервые в мире была применена вертикальная система запуска.
Технические характеристики
Тор имеет следующие характеристики своих составляющих.
Боевая машина 9А330
- Вес – 32 тонны.
- Мощность мотора – 800 л. с.
- Скорость по асфальтовому покрытию – 65 км/час.
- Крутизна преодолимого подъема – 35 градусов.
- Допустимый брод и ров, соответственно – 1 м и 2 м.
- Клиренс – 450 мм.
- Экипаж состоит из четырех человек.
Зенитная установка обладает такими данными.
- ЗУР 9М330
- Вес – 165 кг.
- Длина – 2890 мм.
- Диаметр – 230 мм.
- Длина размаха крыла ракеты – 650 мм.
- Возможная дистанция стрельб – 0,5 м — 12 км.
- Скорость при полете ракеты – 2520 км/час.
При помощи боевой установки возможно поразить цель, находящейся в диапазоне от 0,5 до 12 км, находящейся на высоте от 10 м до 6000 м и летящей со скоростью 700 м/сек. ЗРК Тор занимает боевую позицию при переходе из походного в боевое положение в течении трех минут. Ракета в момент старта при помощи катапульты выкидывается из контейнера, после чего происходит расклад крыльев. Необходимый угол полета к установленной цели устанавливается газогенератором, который при получении информации перекрывает требуемые газоотводные каналы. После двадцати метров полета происходит запуск двигателя. Запущенная ракета набирает скорость 800 м/сек на полуторакилометровой высоте. Система навигационного устройства, направленную на поражаемую цель начинает свою работу пройдя дистанцию 250 метров. Взрыватель срабатывает при обработке полученных данных по мере сближения с уничтожаемым объектом.
Модификации
«Кинжал» 3К95 — Морской вариант сухопутного аналога, вооруженный ракетой 9М330-2.
9К331 «Тор-М1»
Не успел ЗРК Тор встать на вооружение в армейские части РФ, как его уже подвергли модернизации. Технический прогресс, в том числе и в военно-воздушных силах развивается настолько стремительно, что приходится принимать ответные шаги, чтобы дать требуемый отпор противнику.
В результате этих работ, проходивших в течении двух лет, модернизированный комплекс был поставлен в воинские подразделения в 1991 году. Изменения произошли следующие.
- Появился второй целевой канал.
- Увеличилась зона поражения целей, летящей на маленькой высоте.
- Возможное соединение с командным пунктом типа 9С737 «Ранжир».
- Уменьшился состав экипажа – три человека.
- Бортовой компьютер снабжен новой двухпроцессорной системой, действующей намного эффективнее.
- Применение новых ракет 9М331, способные выдержать большие перегрузки.
Тор-М1ТА — Размещение нового ЗУР на шасси «Урал»-5323 с колесной базой.
«Тор-М1Б» — Ведомый вариант перемещения на полуприцепных устройствах.
ЗРК «Тор-М2» , отличительной особенностью которого является поддержка огнем ЗУР своих частей на ходу.
Существует еще несколько модификаций ЗРК Тор, но их объединяет одно предназначение – защищать небо Родины от врагов
Зе-нит-ный ра-кет-ный ком-плекс «Тор-М2Э» пред-на-зна-чен для по-ра-же-ния са-мо-лё-тов, вер-то-лё-тов, аэ-ро-ди-на-ми-че-ских бес-пи-лот-ных ле-та-тель-ных ап-па-ра-тов, управ-ляе-мых ра-кет и дру-гих эле-мен-тов вы-со-ко-точ-но-го ору-жия, ле-тя-щих на сред-них, ма-лых и пре-дель-но ма-лых вы-со-тах в слож-ных ус-ло-ви-ях ор-га-ни-зо-ван-ных по-мех и ог-не-во-го про-ти-во-дей-ст-вия. Сис-те-ма «Тор-М2Э» обес-пе-чи-ва-ет ПВО днём и но-чью, в пло-хих ме-тео-ро-ло-ги-че-ских ус-ло-ви-ях, ра-бо-тая ав-то-ном-но или как часть груп-пи-ров-ки ПВО. Сис-те-ма мо-биль-на в ус-ло-ви-ях пе-ре-се-чён-ной ме-ст-но-сти, име-ет ми-ни-маль-ное вре-мя ре-ак-ции, обес-пе-чи-ва-ет вы-со-кую эф-фек-тив-ность и ог-не-вую про-из-во-ди-тель-ность. Об-ла-да-ет вы-со-кой сте-пе-нью по-ме-хо-за-щи-щён-но-сти в ус-ло-ви-ях при-ме-не-ния ор-га-ни-зо-ван-ных по-мех, осо-бен-но, в ус-ло-ви-ях ор-га-ни-зо-ван-ных по-мех са-мо-при-кры-тия. Спо-соб-на ко-ор-ди-ни-ро-ва-но дей-ст-во-вать в слу-чае ис-поль-зо-ва-ния двух бое-вых ма-шин без ко-манд-но-го пунк-та.
В состав ЗРК "Тор-М2Э" входят:
· Боевые средства:
o боевая машина (БМ) 9А331МК (на колесном шасси или БМ
o 9А331МУ (на гусеничном шасси);
в кабине
o зенитный ракетный модуль (ЗРМ) 9М334 с четырьмя зенитными
o управляемыми ракетами 9М331 .
· Технические средства:
o транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т244;
o транспортная машина 9Т245;
o машина технического обслуживания (батарейная МТО) 9В887М2К;
o машина технического обслуживания (полковая МТО) 9В887-1М2К;
машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М2К;
o комплект такелажного оборудования 9Ф116;
o тренажер операторов боевых машин;
o мастерская технического обслуживания МТО-АГ3М1.
Дополнительно с комплексом может поставляться подвижный
унифицированный батарейный командный пункт (БКП) 9С737МК.
БКП 9С737МК осуществляет управление групповыми действиями
батареи БМ, связь с высшими и средними эшелонами ПВО.
Бое-вая ма-ши-на обес-пе-чи-ва-ет кру-го-вой об-зор про-стран-ст-ва в за-дан-ном сек-то-ре по уг-лу мес-та, об-на-ру-же-ние и опо-зна-ва-ние воз-душ-ных це-лей, ана-лиз воз-душ-ной об-ста-нов-ки, ав-то-ма-ти-че-ский вы-бор наи-бо-лее опас-ных для об-стре-ла це-лей; пе-ре-да-чу це-ле-ука-за-ния по вы-бран-ным це-лям на стан-цию на-ве-де-ния, до-поиск це-лей, за-хват, ав-то-со-про-во-ж-де-ние це-лей, оп-ре-де-ле-ние мо-мен-та вхо-ж-де-ния в зо-ну по-ра-же-ния, пуск ра-кет, их ав-то-ма-ти-че-ское на-ве-де-ние на це-ли по ра-дио-ко-ман-дам. По-иск, об-на-ру-же-ние и опо-зна-ва-ние воз-душ-ных це-лей мо-жет вес-тись при дви-же-нии бое-вой ма-ши-ны или на мес-те, пе-ре-ход к со-про-во-ж-де-нию це-лей и пуск ра-кет осу-ще-ст-в-ля-ет-ся с ко-рот-кой ос-та-нов-ки.
Зе-нит-ная управ-ляе-мая раке-та 9М331 од-но-сту-пен-ча-тая, твердо-то-п-лив-ная, по-строе-на по аэ-ро-ди-на-ми-че-ской схе-ме «ут-ка» и ос-на-ще-на устрой-ст-вом, обес-пе-чи-ваю-щим га-зо-ди-на-ми-че-ское склоне-ние.
В ра-ке-те при-ме-не-ны склад-ные кры-лья, ко-то-рые рас-кры-ва-ют-ся и фик-си-ру-ют-ся в полет-ные поло-же-ния после стар-та ЗУР. В транс-порт-ном поло-же-нии левые и пра-вые кон-со-ли скла-ды-ва-ют-ся на-встре-чу друг дру-гу. Ра-ке-та обо-ру-до-ва-на ак-тив-ным ра-дио-взры-ва-те-лем, ав-то-пи-ло-том с при-во-да-ми рулей, ра-дио-бло-ком, бое-вой ча-стью ос-ко-лоч-но-фу-гас-но-го ти-па с пре-до-хра-ни-тель-но-ис-пол-ни-тель-ным ме-ха-низмом, сис-те-мой элек-тро-пи-та-ния, систе-мой газо-пи-та-ния ру-ле-вых при-во-дов на мар-ше и га-зо-ди-на-ми-че-ских ру-лей на стар-то-вом уча-ст-ке. На внеш-ней по-верх-но-сти корпу-са раке-ты раз-ме-ще-ны антен-ны ради-ов-зры-ва-те-ля и ради-об-ло-ка, а так-же ус-та-нов-ле-но по-ро-хо-вое ката-пуль-ти-рую-щее уст-рой-ст-во.
При стар-те ра-ке-та выб-ра-сы-ва-ет-ся ка-тапуль-той вер-ти-каль-но со ско-ро-стью око-ло 25 м/с. Скло-не-ние ЗУР на за-дан-ный угол, ве-ли-чи-на и на-прав-ле-ние кото-ро-го вводят-ся перед стар-том в ав-то-пи-лот со стан-ции на-ве-де-ния, осу-ще-ст-в-ля-ет-ся до запус-ка дви-га-те-ля раке-ты в ре-зуль-та-те исте-че-ния продук-тов сго-ра-ния спе-ци-аль-но-го га-зо-ге-не-ра-то-ра че-рез че-ты-ре двух-со-п-ло-вых блока га-зо-рас-пре-де-ли-те-ля, ус-танов-лен-но-го у осно-ва-ния аэро-ди-на-ми-че-ско-го ру-ля. Га-зо-хо-ды, веду-щие к про-ти-во-по-лож-но на-прав-лен-ным соп-лам, пе-ре-кры-ва-ют-ся в зави-си-мо-сти от уг-ла по-во-ро-та руля. Объ-е-ди-не-ние аэ-ро-ди-на-ми-че-ско-го ру-ля и га-зо-рас-пре-де-ли-те-ля в еди-ный блок по-зво-ли-ло исклю-чить при-ме-не-ние специ-аль-но-го приво-да для сис-те-мы скло-не-ния. Газо-ди-на-ми-че-ское уст-рой-ст-во нак-ло-ня-ет раке-ту в нуж-ном на-прав-ле-нии, а за-тем пе-ред вклю-че-ни-ем твер-до-то-п-лив-но-го дви-гате-ля, при-ос-та-нав-ли-ва-ет ее пово-рот.
За-пуск дви-га-те-ля ЗУР осу-ще-ст-в-лял-ся на высо-те 16-21 м от зем-ли (ли-бо по ис-те-че-нии задан-ной одно-се-кунд-ной за-держ-ки от стар-та, ли-бо по дос-ти-же-нии угла от-кло-не-ния оси ра-ке-ты от вер-ти-ка-ли 50°). Та-ким об-ра-зом весь им-пульс РДТТ рас-хо-ду-ет-ся на при-да-ние раке-те ско-ро-сти в на-прав-ле-нии цели. По-сле за-пус-ка начи-на-ет-ся на-бор ско-ро-сти раке-ты, ко-то-рая на даль-но-сти 1,5 км со-став-ля-ла 700-800 м/с. Про-цесс ко-манд-но-го наве-де-ния начи-на-ет-ся с даль-но-сти 250 м. В свя-зи с ши-ро-ким раз-бро-сом линей-ных раз-ме-ров (от 3-4 до 20-30 м) и па-ра-мет-ров движе-ния целей (от 10 до 6000 м по вы-со-те и от 0 до 700 м/с по ско-ро-сти) для оп-ти-маль-но-го на-кры-тия вы-со-ко-ле-тя-щих це-лей ос-кол-ка-ми БЧ со стан-ции на-ве-де-ния на борт ЗУР вы-да-ют-ся значе-ния задерж-ки сра-ба-ты-ва-ния ра-ди-ов-зры-ва-те-ля, зави-ся-щие от ско-ро-сти сбли-же-ния раке-ты с це-лью. На ма-лых вы-со-тах обес-пе-чи-ва-лись се-лек-ция под-сти-лаю-щей поверх-но-сти и сра-ба-ты-ва-ние ра-ди-ов-зры-ва-те-ля только от це-ли. Для обес-пе-че-ния безо-пас-но-сти, в слу-чае на-ру-ше-ния нормаль-но-го поле-та, ра-ке-та лик-ви-ди-ру-ет-ся ав-тома-ти-че-ски, а так-же, в слу-чае не-об-хо-ди-мо-сти, мо-жет быть ли-к-ви-ди-ро-ва-на опе-рато-ром бое-вой ма-ши-ны.
Во-семь го-то-вых к пус-ку ра-кет рас-по-ла-га-ют-ся в антен-но-пус-ко-вом устрой-ст-ве в двух че-ты-рех-ме-ст-ных транспорт-но-пус-ко-вых контей-не-рах 9Я281. Кон-тей-нер вмес-те с зе-нит-ны-ми раке-та-ми обра-зу-ет ракет-ный модуль 9М334. Ка-ж-дая раке-та ком-плек-ту-ет-ся ка-та-пуль-ти-рую-щим устрой-ст-вом, обес-пе-чи-ваю-щим ее вер-ти-каль-ный старт. Ка-ж-дый модуль 9М334 ком-плек-ту-ет-ся двумя спе-ци-аль-ны-ми балка-ми, с по-мо-щью кото-рых моду-ли могут быть со-б-ра-ны в мно-го-ярус-ные паке-ты. В та-ких па-ке-тах осу-ще-ст-в-ля-ет-ся хра-нение и транс-пор-ти-ров-ка ра-кет на всех эта-пах экс-плуа-та-ции. Модуль 9М334 в те-че-ние уста-нов-лен-но-го сро-ка служ-бы экс-плуа-ти-ру-ет-ся без про-ве-де-ния регла-мент-ных работ и про-ве-рок бор-то-во-го обору-до-ва-ния ра-кет. Ос-нов-ные пара-мет-ры моду-ля: мас-са мо-ду-ля (ТПК плюс че-ты-ре раке-ты) с дву-мя бал-ка-ми - 1053 кг, мас-са без ба-лок - 973 кг, мас-са ТПК с дву-мя бал-ка-ми - 333 кг, мас-са од-ной бал-ки - 40 кг, га-ба-ри-ты моду-ля с дву-мя бал-ка-ми - 539x1507x3005 мм, без ба-лок - 444х1223х3005 мм.
Транс-порт-но-за-ря-жаю-щая ма-шина 9Т244 на шас-си ав-то-мо-би-ля «Урал-4320» пе-ре-во-зит один бое-ком-плект ракет (два мо-ду-ля 9М334). Она ос-на-ще-на гидро-кра-ном с ма-ни-пу-ля-то-ром и обес-пе-чи-ва-ет пе-ре-за-ря-жа-ние (извле-че-ние исполь-зо-ван-но-го кон-тей-не-ра и ус-та-нов-ку ново-го с ра-ке-та-ми) в те-че-ние не бо-лее 18 ми-нут. Бое-вой рас-чет - 3 че-ло-ве-ка. Масса ТЗМ с ЗУР - 15055 кг. За-пас хо-да по то-п-ли-ву - 600 км. Вре-мя пе-ре-во-да ТЗМ из по-ход-но-го поло-же-ния в бое-вое - до 10 ми-нут.
При за-ря-жа-нии боевой ма-ши-ны модуль сна-ча-ла пере-во-дит-ся из го-ри-зон-таль-но-го по-ложе-ния в вер-ти-каль-ное, затем опус-ка-ет-ся в шах-ту бое-вой ма-ши-ны.
Транс-порт-ная маши-на 9Т245 на шас-си ав-то-мо-би-ля «Урал-4320» пред-на-зна-че-на для пе-ре-воз-ки и дли-тель-но-го хране-ния четы-рех моду-лей 9М334 с ра-ке-та-ми и за-ря-жа-ния с нее бое-вой ма-ши-ны с по-мо-щью ТЗМ 9Т244. Мас-са за-гру-жен-но-го ав-то-мо-би-ля - не бо-лее 14000 кг. За-пас хо-да по то-п-ли-ву - 600 км.
Ма-ши-ны тех-ни-че-ско-го об-слу-жи-ва-ния. МТО 9В887М2К пред-на-зна-че-на для про-ве-де-ния техни-че-ско-го об-слу-жи-ва-ния и ре-мон-та сред-ст-ва-ми груп-по-во-го комплек-та ЗИП че-ты-рех машин, для кон-тро-ля функ-цио-ни-ро-ва-ния старто-вой авто-ма-ти-ки боевой ма-ши-ны. МТО 9В887-1М2К пред-на-зна-че-на для ре-мон-та шес-т-на-дца-ти боевых ма-шин сред-ст-ва-ми груп-по-во-го комплек-та ЗИП и ана-ли-за про-цес-са бое-вой ра-бо-ты с по-мо-щью аппа-ра-ту-ры расшиф-ров-ки запи-си аппа-ра-ту-ры до-ку-мен-ти-ро-ва-ния.
Ма-ши-на груп-по-во-го комплек-та ЗИП 9Ф399-1М2К пред-на-зна-че-на для транс-пор-ти-ро-ва-ния, хране-ния груп-по-во-го комплек-та ЗИП для ре-мон-та бое-вых ма-шин 9А332 в со-ста-ве зенит-ной ракет-ной бата-реи.
Ком-плект та-ке-лаж-но-го обору-до-ва-ния предна-зна-чен для:
- про-ве-де-ния погру-зоч-но-раз-гру-зоч-ных ра-бот и па-ке-ти-ро-ва-ния ра-кет-ных мо-ду-лей;
- про-ве-де-ния погру-зоч-но-раз-гру-зоч-ных ра-бот с па-ке-том до че-ты-рех моду-лей и па-ке-ти-ро-ва-ния от двух до че-ты-рех моду-лей;
- транс-пор-ти-ро-ва-ния па-кета мо-ду-лей в пре-де-лах баз и по-груз-ки их в са-мо-лет;
- хра-не-ния и транс-пор-ти-ро-ва-ния обо-ру-до-ва-ния, вхо-дя-ще-го в ком-плект.
Экс-плуа-та-ция комплек-са раз-ре-ша-ет-ся на вы-со-тах до 3000 м над уров-нем мо-ря, в лю-бое вре-мя го-да и су-ток, в раз-лич-ных мете-о-ро-ло-ги-че-ских ус-лови-ях в ин-тер-ва-ле темпе-ра-тур окру-жаю-ще-го возду-ха от -50°С до +50°С, в ус-ло-ви-ях солнеч-ной радиа-ции и от-но-си-тель-ной влажно-сти не бо-лее 98% при тем-пе-ра-ту-ре 35°С и ско-ро-сти вет-ра не бо-лее 30 м/с.
Количество одновременно обрабатываемых целей, шт |
|
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей с их ранжированием по степени опасности, шт |
|
Количество одновременно поражаемых целей, шт |
|
Огневая производительность, целей/мин |
|
Скорость поражаемых целей, м/с |
|
Дальность поражения, км |
|
Дальность поражения средств ВТО, км |
|
Высота поражения, м |
|
Высота поражения средств ВТО, м |
|
Зона поражения по курсовому параметру, км |
|
Время реакции, сек |
|
Боекомплект на БМ, ракет |
|
Боевой расчёт на БМ, чел |
|
Климатические условия эксплуатации: |
|
температура, °С |
|
влажность при температуре +35°С, % |
|
высота над уровнем моря, м |
|
скорость ветра, м/с |
“ Тор-М2КМ “
“ Тор-М2КМ “ (модульный)
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
После завершения обучения личного состава в учебном центре в Ейске и прохождения боевых стыковочных стрельб полк переместится в пункт постоянной дислокации.
Поставки комплекса начались в прошлом году. Тогда завод «Купол», входящий в концерн «Алмаз-Антей», передал в Сухопутные войска РФ два дивизионных комплекта. Соответственно, в этом году серийное производство новых «Торов» расширилось.
Самоходный ЗРК «Тор», несмотря на то, что был уже неоднократно модернизирован, — сравнительно молодой комплекс. Эта разработка московского Научно-исследовательского электромеханического института (НИЭИ) была внедрена в производство на ижевском заводе «Купол» в начале 80-х годов. А на вооружение первый «Тор», без индекса, был принят в 1986 году.
В 1991 году в войска начал поступать «Тор-М1». Затем появилось еще несколько модификаций, в которых варьировалось шасси — и гусеничное, и колесное. Были также созданы буксируемый и стационарный комплекс. А также морской для установки на кораблях.
«Тор-М2» был принят на вооружение в этом десятилетии, и сейчас им начинают интенсивно комплектовать вооруженные силы для противовоздушной обороны в ближней зоне мотострелковых и танковых дивизий. Примерно в это же время появилась и еще одна модификация — «Тор-М2У», два дивизиона которых уже тоже поступили в войска.
«Тор-М2» предназначен для эффективной борьбы с ракетами класса «воздух-земля», управляемыми и корректируемыми авиабомбами, противорадиолокационными ракетами и другим высокоточным оружием нового поколения, самолетами тактической и армейской авиации, крылатыми ракетами, вертолетами, беспилотными летательными аппаратами.
Ракеты комплекса способны поражать цели в условиях радиоэлектронного противодействия, а также отражать массированные атаки.
Существенным отличием новой модификации комплекса от предыдущих является повышение возможностей обнаружения и сопровождения целей станции обнаружения, которая оснащена новой антенной на базе щелевой фазированной антенной решетки. В совокупности с обновленным программным обеспечением это позволяет обнаруживать цели, при создании которых максимально использовались стелс-технологии. Одновременно новая станция обладает повышенной, в сравнении с «Тор-М1», помехозащищенностью. Также работу ЗРК обслуживает новая электронно-оптическая аппаратура обнаружения целей.
Станция определения не только находит и опознает цели, подлежащие уничтожению, но и оценивает воздушную обстановку, в автоматическом режиме определяет наиболее опасные из них, производит автосопровождение и фиксирует момент вхождения целей в зону обстрела. После пуска ракет производится их автоматическое наведение на цели радиокомандным способом.
Старт одноступенчатой твердотопливной ракеты осуществляется катапультным способом за счет порохового ускорителя. Маневрирование ведется при помощи газодинамических рулей. Осколочно-фугасная боевая часть может срабатывать как контактным способом, так и за счет срабатывания индукционного датчика, определяющего подлет к объекту значительной массы.
При этом ракета развивает скорость до 800 м/с и способна маневрировать с ускорением до 30g. Максимальная скорость сбиваемых целей — 750 м/с, а перегрузка — 12g.
Зона поражения цели по дальности — от 100 м до 15000 м, по высоте — от 10 м до 10000 м.
Количество обнаруживаемых целей — до 48, одновременно сопровождаемых — 10, одновременно обстреливаемых — 4. При этом боевые машины дивизиона могут обмениваться информацией об обнаруженных целях и перераспределять их между собой.
И командир полка Константин Демидов, принявший на вооружение полковой комплект ЗРК, и разработчики, и высшие чины Министерства обороны утверждают, что «Тор-М2» не имеет аналогов в мире по своим боевым возможностям. Если сравнивать с лучшим американским ЗРК ближней зоны, то тут, действительно, наблюдается многократное превышение.
ЗРК M1097 Avenger был создан компанией Boeing Aerospace Company в 1989 году. Разработчики сильно не напряглись, установив на армейский внедорожник HMMWV два транспортно-пусковых контейнера на 4 ракеты «Стингер» в каждом. Также в комплект входит пулемет калибра 12,7 мм. Дальность стрельбы — 5,5 км, максимальная высота цели — 3,8 км.
Безусловно уступает российскому комплексу и франко-немецкий ЗРК «Роланд» как на колесном, так и на гусеничном шасси, эксплуатирующийся с 1977 года. Принцип наведения и сопровождения ракеты на цель такой же, как и у «Тора». Однако характеристики комплекса слабее. Ракета имеет максимальную скорость, не превышающую 1,2 М. Дальность стрельбы — 6,3 км, максимальная высота цели — 5,5 км.
Немцы около 15 лет назад приняли на вооружение новый комплекс — LeFlaSys/ASRAD, который считается совершеннее «Роланда». Но в нем присутствует некоторая несбалансированность. У комплекса прекрасные средства обнаружения и сопровождения целей по РЛС и инфракрасным каналам, основанные на мощном аппаратном и программном оснащении. Их дальность превышает 20 километров, число сопровождаемых целей — до 20. Но при этом используются ракеты от ПЗРК — «Мистраль» и «Стингер», имеющие слишком низкий потолок, чтобы бороться с высотными целями. К тому же комплекс, установленный на гусеничное шасси, вооружен лишь четырьмя ракетами.
А вот при сравнении «Тора» с израильским ЗРК Spyder-SR не все столь очевидно. Прежде всего, следует сказать, что средства обнаружения у Spyder более эффективны. Цели засекаются на расстоянии до 35 км. И при этом число сопровождаемых целей может достигать 60-и. Однако не вполне понятно, для чего нужна такая гигантомания, поскольку боевая машина вооружена лишь четырьмя ракетами. Шестиосное колесное шасси слабовато, больше ракет оно не потянет.
Любопытно решен вопрос используемых зенитных ракет. Они класса «воздух-воздух», используемые в истребительной авиации. К ним приделали пороховые ускорители и поместили в транспортно-пусковые контейнеры.
Spyder использует два типа ракет. Одна имеет радиолокационную головку самонаведения, вторая — инфракрасную. Этим обеспечивается всепогодность использования комплекса. «Слабая» ракета — инфракрасная, она имеет дальность, равную 20 км, высоту — 9 км. «Сильная» — радиолокационная с дальностью до 35 км и высотой стрельбы до 16 км. Сильной стороной «слабой» ракеты является то, что она имеет инфракрасную ГСН матричного типа с разрешающей способностью 320×240 пикселей. Обмануть ее довольно затруднительно.
Что же касается динамических характеристик израильских ракет, то известно, что они имеют максимальную скорость в 4 М. Но эта скорость исчисляется при запуске с летящего со сверхзвуковой скоростью самолета, то есть две скорости складываются. Что соотносится со скоростью ракеты «Тора» — она превышает 2,5 М. Но вот по маневренности наша ракета более эффективна, она имеет перегрузку в 30g. Израильская выдерживает лишь 12g.
Из чего можно сделать вывод, что если российский «Тор» и не имеет в мире аналогов, то далеко не по всем характеристикам.
«Тор», по классификации NATO и Минобороны США – SA-15 Gauntlet, по индексу ГРАУ — 9К330 – это тактический ЗРК, являющийся всепогодным. Главная задача состоит в участии противоракетной и противовоздушной обороны на уровне дивизионного звена.
Функционал его заключается в защите военных, административных и экономических объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от поражения крылатыми и противорадиолокационными ракетами, планирующими авиационными бомбами, дистанционно управляемыми летательными пилотируемыми аппаратами, вертолетами и самолетами, включая «стелсы». Способен функционировать в автоматическом и ручном режимах. Самостоятельно осуществляет мониторинг воздушного пространства и обезвреживание воздушных целей, не идентифицированных системой «свой-чужой».
1. Фотографии
2. Видео
3. История создания
Работы над созданием комплекса стартовали в 1972 году в научно-исследовательском электромеханическом институте при возникновении научно-исследовательской работы «Тор». Через три года было получено тактико-техническое задание, а еще через год состоялась защита эскизно-технического проекта. На вооружение «Тор» был принят весной 1986 года.
4. Конструкция
В большинстве случаев комплекс действует в режиме отдельной работы каждой батареи, но при этом существует и режим централизованного управления командира зенитного ракетного комплекса либо начальником противовоздушной обороны. Возможность обезвреживания вертолета – 50-88%, самолета – 30-77%, беспилотного летательного аппарата – 85-95%. Дает защиту от объектов, движущихся на расстоянии от 500 до 12000 м, со скоростью до 700 м/с и на высотах от 10 до 6000 км. В боевое положение из походного переходит за время до 180 секунд. Реагирование комплекса происходит за 8-12 секунд.
5. Тактико-технические характеристики
5.1 Основные характеристики
- Классификация: ЗРК
- Боевая масса, кг: 32000
- Экипаж, чел.: 3 (9А331); 4 (9А330).
5.2 Размеры
- База, см: 505,5
- Клиренс, см: 45.
5.3 Вооружение
- Дальность стрельбы, м: 1000-12000
- Другое вооружение: восемь зенитных управляемых ракет 9М330.
5.4 Подвижность
- Мощность двигателя, л. с.: 840
- Скорость по шоссе, км/ч: 65
- Запас хода по шоссе, км: 500
- Удельное давление на грунт, кг/см²: не свыше 0,8
- Преодолеваемый подъём, град.: 35
- Преодолеваемый ров, см: 200
- Преодолеваемый брод, см: 100.
6. Состав
- Боевая машина 9А330. Основа ЗПРК – это боевая машина. Она оборудована станциями наведения и обнаружения целей, пусковой установкой, электронно-вычислительной машиной, системой навигации и топопривязки, стартовой автоматики, системой жизнеобеспечения и газотурбинным агрегатом. Все эти составляющие монтируются на гусеничное шасси «Объект 355». Ракеты 9М330 запускаются вертикально в целях безопасности от попадания осколков бомб и снарядов и неблагоприятной погоды.
- Станция обнаружения целей. Когерентно-импульсная РЛС панорамного обзора ищет воздушные цели, а затем определяет их координаты. Присутствует система «свой-чужой». Функционирует в сантиметровом диапазоне с частным управлением по углу места лучом. Его обзор может производиться тремя лучами одновременно, их очередь определяется по ЭВМ.
- Вся необходимая информация о цели появляется на индикаторе командира БМ. Если есть значительные помехи, то проблемный участок обзора может бланкироваться, и затем с применением ручных съема координат и наложения маркера в компьютер вводятся координаты. Набольшие ошибки в процессе идентификации координат не могут быть больше половины разрешающей способности станции обнаружения целей. Возможность обнаружения, к примеру, самолета F-15, пролетающего на расстоянии 25-27 км и высоте от 30 до 6000 метров равняется 80%. В целях оперативного нахождения целей действует защита от противорадиолокационных ракет.
- Станция наведения. Когерентно-импульсная РЛС применяется в обнаружении и последующем автосопровождении цели по трем координатам посредством моноимпульсного метода, и наведения до двух ракет на цель после запуска. Функционирует в сантиметровом диапазоне. Ее конструкция – это фазированная малоэлементная антенная решетка. С помощью передатчика антенной решетки команды наведения приходят на борт и в то же время определяются координаты цели и нацеленных на нее ракет.
- ЗУР 9М330. Зенитные управляемые ракеты 9М330 находятся в пусковом контейнере. Пусковое и антенное устройства представляют собой единую конструкцию, вращение ее происходит по вертикали. Данная модификация изготовлена по схеме «утка». Когда происходит старт, ракеты вылетают с помощью катапульты, после чего раскрываются складные крылья. С той целью, чтобы ракета была направлена на заданный угол, в машине имеется газогенератор. На дальности 250 метров срабатывает режим командного наведения. Пропорционально скорости сближения для оптимального уничтожения на ракеты передается информация о задержке взрывателя. На малой высоте возможно срабатывание взрывателя при прикосновении с целью и селекция поверхности. Ракеты оборудованы твердотопливным двигателем.
7. Модификации
- ЗК95 «Кинжал» — морской вариант, оборудованный ракетой 9м330-2, по классификации NATO – SA-N-9.
- 9К331 «Тор-М1» (1991) — установлен второй целевой канал, повысилась территория поражения целей, передвигающихся на малых высотах, и возникла возможность соединения с батарейным унифицированным командным пунктом 9С737 Ранжир. Довольно сильно поменялась аппаратура. Экипаж стал состоять из трех человек. Станция обнаружения оснащена цифровой трехканальной системой обработки сигналов, что повышает защиту от помех. Новый усилитель увеличивает увеличенную чувствительность. Общее число распознаваемых и обнаруживаемых целей повысилось до 48.
- На основе БМ 9А331 состоялась разработка БМ 9А331-1, в ней установилось новое шасси.
- «Тор-М1ТА» — модифицированный 9К331 на основе колесной базы. Антенно-пусковой пост базируется на полуприцепе, а аппаратная кабина – на автомобиле Урал-5323
- «Тор-М1Б» — модифицированный буксируемый 9К331. Оборудование базируется на колесных полуприцепах.
- «Тор-М1ТС» — стационарный вариант 9К331
- «Тор-М1-2У» — модернизация Тор-М1-2У, созданная в целях замены «Тор-М1», «Тор» и «Оса». Первая партия поступила на вооружение в ЮВО осенью 2012 года.
- ЗРК «Тор-М2» — в 2008–2009 годах создавались новые комплексы противовоздушной обороны, включая перспективный ЗРК «Тор-М2». Сейчас его производство осуществляется на Ижевском электромеханическом заводе «Купол». Увеличена эффективность защиты от массированных налетов средств воздушной атаки при радиоэлектронном и огневом противодействии.
- «Тор-М2Э» (9К332МЭ) — ЗРК с боевой машиной на базе гусеничного шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
- «Тор-М2К» (9К332МК) – ЗРК с боевой машиной на базе колесного шасси. Разработка Белоруссии. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
- «Тор-М2КМ» (9К331МКМ) – вариант в модульном исполнении, предназначенный для базирования на разнообразных видах шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331 и боевым автономным модулем 9А331МК-1
- «Хунци-17» — пиратская копия, произведенная в КНР. Изготовлена на основе приобретенных комплексов «Тор-М1», после того как Минобороны РФ отказало КНР в лицензии.