12 декабря 2015 года. Он стал третьим в серии из двенадцати запланированных кораблей и на сегодняшний день является самым современным эсминцем китайского военного флота.
Корпус эсминца имеет форму и покрытие, обеспечивающие ему минимальную радиолокационную заметность. Корабль вооружён артиллерийской установкой калибра 130 мм, зенитной установкой калибра 30 мм, ракетами, способными поражать воздушные, надводные и наземные цели, а также минами и торпедами.
Hefei приводится в движение комбинированной дизель-газотурбинной установкой, состоящей из двух газотурбинных двигателей QC-280 и двух дизельных двигателей Shaanxi. Ещё одним новшеством, применённым на эсминцах класса 052D, является радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой Type 517M. Эсминцы класса 052D имеют водоизмещение в 7500 т, 156 м в длину, 18 м в ширину и осадку 6,5 м. На палубе каждого из этих кораблей имеется площадка и ангар для вертолёта Z-9C. Максимальная скорость эсминца составляет 30 узлов (55,5 км/ч), а его экипаж состоит из 280 человек. По размерам и типам установленного вооружения китайские эсминцы серии 052D сопоставимы с американскими кораблями класса Arleigh Burke .
Артиллерийское орудие H/PJ-38 калибра 130 мм считается самой передовой китайской корабельной артустановкой, несмотря на то, что оно создано на базе советской автоматической пушки AK-130
china-defense.blogspot.com
На надстройке новейшего китайского эсминца возвышается его «гордость» – активный радар с фазированной антенной решёткой
china-defense.blogspot.com
В носовой части корабля расположена артиллерийская установка и вертикальные ракетные пусковые установки
china-defense.blogspot.com
Командный пункт эсминца Hefei
china-defense.blogspot.com
Зенитная артиллерийская установка Type 730
china-defense.blogspot.com
Type 730 в действии
china-defense.blogspot.com
Пусковые торпедные установки эсминца Hefei
china-defense.blogspot.com
Одна из четырёх 18-зарядных ракетных пусковых установок
china-defense.blogspot.com
В случае необходимости команда корабля готова взять в руки стрелковое оружие
china-defense.blogspot.com
Поскольку корабль рассчитан на длительные плавания, на нём имеется постирочная комната
china-defense.blogspot.com
Сушка военной формы после стирки
china-defense.blogspot.com
На корабле есть и тренажёрный зал
china-defense.blogspot.com
Вендинговый автомат наполнен закусками и напитками
china-defense.blogspot.com
Комната отдыха совмещена с библиотекой
china-defense.blogspot.com
Вооружение
Однотипные корабли
Постройка
Корабль был заложен 25 сентября 1936 года на заводе имени А.Марти (№198) в Николаеве под строительным номером С-327 и под именем «Прыткий». Впоследствии посекционно перевезен на Дальний Восток и 15 августа 1938 года перезаложен на "Дальзаводе" (№202) во Владивостоке. Спущен на воду 6 апреля 1940 года, переименован в «Рекордный» 25 сентября 1940 года.
Передача ВМС НОАК
22 апреля 1952 года командующий НОАК генерал армии Сяо Цзиньгуан во главе делегации прибыл в Москву для переговоров о покупке для китайского флота боевых кораблей (эсминцев), береговой артиллерии, самолетов, минно-торпедного вооружения и различных тренажеров для обучения личного состава. Если верить китайским источникам, Советский Союз первоначально отказался продавать эсминцы и ряд других образцов военной техники, а за другое оборудование запросил гораздо большую сумму, чем это было принято на международном рынке вооружений. Для продвижения переговоров, как пишут китайские источники, Мао Цзэдун дважды лично разговаривал по телефону со Сталиным, объясняя важность "советско-китайского стратегического сотрудничества", и убеждая его продать эсминцы.
В сентябре того же года, а также в начале 1953 года заместитель командующего ВМС НОАК Ло Шуньчу дважды прилетал во главе делегации в Советский Союз для выработки соглашения о продаже эсминцев для китайского флота. Переговоры проходили очень трудно. 12 марта 1953 года Ло Шуньчу телеграфировал китайскому премьеру Чжоу Эньлай, что "Советский Союз не только продает нам "мусор", но и просит неоправданно высокую цену за него". 16 марта в ответной телеграмме Сяо Цзиньгуан также назвал предложенные Советским Союзом корабли "металлоломом". В русскоязычной литературе стоимость кораблей никогда не фигурировала, китайские источники называют цифру "17 тонн золотом за каждый эсминец".
В итоге первое соглашение о сотрудничестве в военно-морской области Китай и Советский Союз подписали 4 июня 1953 года. Согласно этому документу, в китайских источниках часто упоминаемому просто как "Соглашение от 4 июня", Советский Союз брал на себя обязательства о передаче военно-морской техники и технологий для постройки в Китае боевых кораблей и судов вспомогательного флота, а также предоставления технической помощи в виде отправки специалистов. Частью этого соглашения было также приобретение четырех эсминцев проекта 7, четырех подводных лодок, а также других кораблей и катеров меньшего водоизмещения. Вместе с документацией для постройки верфей и кораблей в Китае, Советский Союз предоставил также материалы и оборудование, необходимые для постройки первых серийных образцов, кроме того направил в Китай 150 специалистов судпрома и принял у себя для обучения 100 китайских инженеров и техников.
Согласно информации из русскоязычных источников, исключен из состава ВМФ СССР и передан КНР 6 июля 1955 года.
По данным китайских источников, отряд кораблей ТОФ ВМФ СССР в составе двух эсминцев, двух тральщиков и двух ПЛ вышел из Владивостока в Циндао в 9-00 13 октября 1954 года. На следующий день 14 октября на корабли были посажены китайские экипажи для обучения и демонстрации матчасти в работе. Во время перехода китайские экипажи на эсминцах отрабатывали действия по работе с приборами наблюдения, связи, управления огнем, изучали торпедное и минное вооружение. Также им была предоставлена возможность провести учебные артиллерийские стрельбы, что изначально не входило в программу подготовки на переходе. Передача опыта производилась по схеме матрос обучает матроса, офицер - офицера. Первые два эсминца проекта 7 прибыли в Циндао 25 октября 1954 года и ошвартовались у причала №3. На следующий день, 26 октября был подписан акт о передаче кораблей ВМС НОАК и начальник штаба ВМС зачитал приказы о присвоении наименований Anshan и Fushun эсминцам, а также о формировании первого дивизиона эсминцев ВМС НОАК. В китайском флоте корабли первоначально получили бортовые номера "101" и "102" соответственно.
По информации русскоязычного выпуска официального государственного журнала "Китай", название для первого эсминца китайского флота рождалось в спорах. Предлагалось назвать его Beijing (Пекин) в честь китайской столицы или оставить советское название. Точку в спорах поставил Командующий ВМС НОАК, генерал армии Сяо Цзиньгуан, который высказал мнение о том, что, если Китай хочет видеть в составе флота крупные корабли отечественной разработки и постройки, судостроение обязательно должно опираться на мощную индустриальную базу, а город Аньшань является важным металлургическим центром тяжелой промышленности Китая, поэтому, чтобы эсминец был прочным, как "город стали", он должен называться Anshan .
Ремонты и модернизации
С января 1968 года по май 1969 года на верфи в Даляне корабль прошел ремонт и модернизацию с заменой обоих торпедных аппаратов на пусковые установки противокорабельных крылатых ракет, став, таким образом, первым ракетным кораблем ВМС НОАК.
История службы
В ноябре 1955 года эсминцы Anshan и Fushun приняли участие в совместных с сухопутными войсками учениях по отражению морского десанта на Ляодунском полуострове.
В сентябре 1959 года эсминцы Anshan и Fushun на учениях в провинции Чжэцзян отработали совместно с сухопутными войсками высадку морского десанта. Обстрел старых японских береговых укреплений из 130-мм артиллерии эсминцев, который длился всего 6 минут, оказал на командующего Сюй Шию военного округа Нанкин большое впечатление. Бетонные плиты до двух метров толщиной были полностью разрушены под фугасным воздействием снарядов корабельной артиллерии.
С 12 апреля 1962 года ЭМ Anshan совместно с эсминцами Changchun и Taiyuan , а также рядом других кораблей ВМС НОАК осуществляли противодействие провокационной разведывательной деятельности эсминца ВМС США DD-727 De Haven (типа Allen M. Sumner ), выполняющего задачи т.н. "патруля DESOTO" (DEHAVEN Special Operations off TsingtaO - нахождение на границе территориальных вод Китая в районе Циндао, частый заход вглубь на 2-3 мили, проверка реакции китайских кораблей и проведение радиоэлектронной разведки). В ходе этого противостояния китайские корабли выходили в международные воды и приближались к Сасебо (Япония). Это был первый случай применения надводных кораблей ВМС НОАК за пределами 12-мильной зоны территориальных вод Китая.
В апреле 1992 года корабль был выведен из состава ВМС НОАК и поставлен в Циндао в качестве музея.
19 мая 1980 года с ЭМ Anshan , шедшего в сопровождении четырех кораблей ВМС НОАК, во время траурной церемонии над акваторией в районе Циндао был развеян прах государственного деятеля КНР, одного из руководителей Коммунистической партии Китая и председателя КНР в 1959-1968 годах, а впоследствии главного врага республики, репрессированного во время Культурной революции, Лю Шаоциня.
За 38 лет службы в составе ВМС НОАК эсминец Anshan прошел более 100000 миль, корабль посетили в разное время 9 высокопоставленных иностранных делегаций, а также китайские лидеры Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин.
В современности, эсминцы – наиболее крупные боевые надводные корабли, входящие в состав китайского флота. По итогам 2006 года в ВМС НОАК числилось 29 эсминцев, построенных по семи проектам .
Таблица 1. Типы эсминцев китайского флота
В структуре боевого корабельного состава ВМС НОАК удельный вес эсминцев составляет 4,7%, а коэффициент новизны их корабельного состава - порядка 45%. Совокупный боевой потенциал эсминцев составляет: 280 тактических противокорабельных крылатых ракет (18,9% ПКР китайского флота), 560 ЗУР (31,5% корабельного зенитно-ракетного боезапаса), 172 торпеды (11,9% торпедного потенциала), и 722 мины (8.7% минного боезапаса).
Организационно, эсминцы сведены в бригады, в составе которых по восемь кораблей в Северном и в Восточном, а остальные в Южном флотах Китая.
До недавнего времени, основу кораблей этого класса китайского флота составили эсминцы класса «Люйда» (пр. 051, код НАТО - DDG «Luda-class») , проектирование которых по советскому проекту 56. Всего построено 17 кораблей, тремя сериями в 1970 - начале 1990 гг. Один эсминец был исключен в 1978 году, после внутреннего взрыва.
В отличие от советского прототипа, строившегося как торпедно-артиллерийский корабль, китайские эсминцы были изначально ракетно-артиллерийскими: вместо двух торпедных аппаратов на них устанавливались 2х3 ПУ для ракет «HY-2» - аналога советских «П-15».
Данный подход вполне укладывался в национальную концепцию «Великой стены на море».
В остальном же эволюция первых китайских эсминцев во многом повторяла судьбу советских аналогов: на нескольких кораблях как советского, так и китайского флота были установлены ЗРК, а на ряде кораблей флотов обоих стран были усилены возможности ПЛО. На более «свежих» кораблях были установлены новые ПКРК с большим боекомплектом – 4х4 ПКР «YJ-82». Впрочем, и на наш взгляд, это было обусловлено как недостаточным количеством мореходных кораблей, так и их качеством, отстающим от мировых стандартов.
Но, несмотря на частные модернизации, эсминцы тип «Люйда» являются практически устаревшими, если не сказать старыми кораблями, возраст которых составляет от 15 до 33 лет, способными к противовоздушной обороне только против одиночных и низкоскоростных воздушных целей с большой величиной ЭПР.
Тем не менее, считается, что ряд эсминцев класса «Люйда» будет в составе ВМС НОАК до начала 2010-х годов, оставаясь кораблями «второй линии» .
Эсминец «Иньчуань» - первый корпус серии, построенный в 1974 г.
Эсминец «Чжаньцзян» - предпоследний корпус, введенный в состав флота в 1991 г. На корабле «усилена» ПВО (ЗРК «HQ-7», виден на кормовой надстройке), установлены новый главный калибр и ПКРК
Для восполнения качества корабельного состава, в 1994-1996 гг. были введены в строй два эсминца типа «Люйху» (пр. 052, код НАТО DDG «Luhu-class») – «Харбин» (борт. № 112) и «Циндао» (№ 113). Корабли строились под влиянием французской конструкторской мысли, и с использованием образцов оружия, вооружения и техники 10-15 летней давности (на момент постройки), и предназначены для борьбы против БНК и ПЛ, а так же для огневой поддержки десанта и обстрела береговых объектов.
Отличительной чертой кораблей данного типа является энергетическая установка (ГТУ+ДУ с раздельной работой двигателей). Развитая надстройка выполнена из алюминиево-магниевых сплавов .
Эсминец «Харбин» (проект 052)
Первоначальный вид эсминца «Харбин»:
1 - РБУ «тип 87»; 2 - 1х2 100-мм АУ «тип 79»; 3 - 1х8 ПУ ЗРК«HQ-7»; 4-2х37-мм АУ «тип 76А»; 5 - АП РЛС обнаружения ВЦ и НЦ «тип 360»; 6 - 2х4 ПУ ПКР «YJ-82»; 7 – 1х3 324-мм ТА; 8 - РЛС ВЦ и НЦ «тип 363»; 9 – АП СУО «тип 347G»
Отличительная черта «харбинов» - буксируемая ГАС «DUBV-43» французского производства. Так же хорошо виден ангар на два вертолета
Предполагаемая модернизация эсминца «Харбин»
(показаны изменения в проекте):
1 - 1х1 100-мм АУ «Creusot-Loire T100C»; 2 - 2х16 ВПУ ЗРК; 3 - МЗАК «тип 730»; 4 – АП РЛС «Минерал - Э»;
5 - АП РЛС «Фрегат-МЭ»; 6 - РЛС дальнего обнаружения «тип 517»; 7 - 2х4 ПУ ПКР «YJ-62»: 8 - 2х18 ПУ ЛЦ
Среди зарубежного оборудования на кораблях были использованы газовые турбины американская - «GE LM2500» (на ЭМ «Харбин») и украинская «GT25000» (на ЭМ «Цин-дао»), БИУС «Thomson-CSF TAVITAC» (или его китайская копия ZKJ-4B/6), РЛС НЦ «Thomson-CSF DRBV-15 – Sea tiger», СУ ЗРК «Thomson-CSF Crotale», БГАС «DUBV-43». Корабли прошли частичную модернизацию: в 2004 г. эсминцах увеличен боекомплект ПУ ПКР в два раза.
Дальнейшим же развитием эсминцев китайского флота должен быть стать эсминец типа «Люхай» проекта 051В (код НАТО DDG «Luhai-class») , построенный с сохранением принципиальных решений и функционального назначения прототипа. Первоначальный объем задуманной серии этих кораблей достоверно не известен, но к 1999 году в строй был введен всего один «корпус» – ЭМ «Шеньчжень» (борт. № 167).
Более-менее толковых сведений о БИУС, установленной на эсминце «Ланьчжоу», в открытых источниках нет.
Противолодочное оружие эсминцев представлено «стандартным набором» гидроакустических средств, противолодочного оружия и 1-2 вертолетами.
Гидроакустическое вооружение слабо представлено в открытых источниках. Так известно, что на эсминцах «Циндао» (пр.052) и «Шеньчжень» установлена французская станция «DUBV-23», размещенная в носовом обтекателе и обеспечивающая обнаружение цели до 20 км.
Однако, учитывая опубликованные фотографии , позволяющие судить о размерах носовых обтекателей, и отсутствие сведений об импорте иных моделей корабельной гидроакустической техники, можно предположить использование ГАС «DUBV-23» и на новых эсминцах пр. 051С, 052В и 052С.
Исключением из этого «стандарта» является ЭМ «Харбин», дополнительно оснащенный БГАС «DUBV-43», с глубиной буксировки до 200 м и дальностью обнаружения до 25 км.
Набор противолодочного оружия на китайских эсминцах однообразен: 2х3 324-мм торпедных аппарата для противолодочных торпед «Yu-7», и две РБУ, размещенные на палубе бака.
Противолодочных управляемых ракет на вооружении китайского флота нет, за исключением экспериментальных ПЛУР «CY-1», установленных на старом ЭМ «Чжухай» .
Практически все китайские эсминцы оснащены ангарами для размещения легких вертолетов «Z-9С», созданный как лицензионный вариант французского AS 365N «Dauphin II». Основное предназначение машины – ПЛО. При этом ЭМ пр.052 и 051B имеют ангары для размещения двух машин, а на остальных типах – по одной . «В источниках» упоминается о возможности размещения на эсминцах одного тяжелого вертолета - «Ка-28», вместо двух легких - «Z-9С».
Существенным недостатком «шеньянов», вступивших в строй в 2007 году, является отсутствие ангара для постоянного базирования вертолета .
Анализируя «оружейные показатели» китайских эсминцев, можно смело утверждать, что именно противовоздушный потенциал корабля является доминантой, предопределяющей их эволюцию .
Так, к началу-середине 1990-ых годов наиболее массовым зенитно-ракетным комплексом китайского флота был «HQ-7», аналог французского комплекса «Кроталь Наваль».
К моменту принятия «HQ-7» на вооружение китайского флота (1986 г.), «история этого комплекса» насчитывала порядка 10 лет. Это турельная, 8-ми зарядная, пакетная установка, предназначена для самообороны на ближних (до 8,5 км) рубежах. В этой наводящейся, пакетной установке, постоянно хранятся восемь ЗУР, используемые для отражения одного или нескольких налетов средств воздушного нападения. Перезаряжание установки производится вручную – «в перерыве между атаками»…
На новых (к тому времени) «харбинах» (1994-1996 гг.) и «Шеньчжене» (1999 г.), эти комплексы «смотрелись», в лучшем случае, «не солидно». Да, видимо, ничего иного «под рукой» и не было…
В совокупности все это говорило об отсутствии коллективной противовоздушной обороны ордера кораблей (и судов), что «множило на ноль» его боевую устойчивость .
Относительно современный ЗРК Китай получил «совместно» с ЭМ пр. 956Э в 1999 году. ЗРК «Штиль» является экспортной версией комплекса М-22 «Ураган», принятого на вооружение советского ВМФ в 1983 году, как оружие противовоздушной обороны эсминцев пр. 956 на средних рубежах.
В китайском флоте ЗРК «Штиль» состоит на вооружении эсминцев пр. 052В, 956Э и 956ЭМ.
Комплекс может использовать ракеты «9М38» и «9М317», оснащенные 69-ти кг БЧ, которые поражают цель на дальности до 32-42 км и в диапазоне высот от 30 м до 14 км. Пусковая установка - палубная наводимая, с одной пусковой балкой . Устройство хранения барабанного типа, предназначенных для крепления 24 ракет.
И в современности следует отметить российский импорт – ЗРК «С-300Ф» («Форт», экспортное наименование «Риф-М»), предназначенный для защиты ордера кораблей от атак самолетов и крылатых ракет. Ракета «48Н6Е2», оснащенная 130-ти килограммовой боевой частью, имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 г. система управления допускала дальность только 93 км.
В состав комплекса входит подпалубная пусковая установка барабанного типа на восемь ракет. Старт ракеты – вертикальный из транспортно-пускового контейнера, через пусковой люк. После схода ракеты, барабан поворачивается, выводя на линию старта очередную ракету в ТПК.
Несколько ранее, в 2004 г., на вооружении эсминцев пр. 052С была использована китайская версия этого комплекса - «HQ-9». Но в отличие от российского аналога, пуск ракеты этим комплексом производится сразу из ТПК, а в одной установке размещается шесть ракет.
Вполне очевидно предположить, что китайская конструкция должна быть и проще и эффективнее .
Но, тем не менее, на последовавших в 2007 году «шеньянах» была установлена русская версия – 6х8 ПУ «Риф-М». Возможно, «HQ-9» не обладает достаточным боекомплектом, по сравнению с «Риф-М», что имеет существенное значение при «дефиците места» на этих эсминцах, возможно китайский комплекс просто «не идет в эксплуатации»…
В отражении атаки низколетящих ПКР существенную роль играют МЗАК, формирующие ближний рубеж ПВО корабля.
В этом разрезе, как факт, следует констатировать массовую установку на новых китайских кораблях МЗАК «тип «730», к созданию которой Китай приступил в середине 1990-х годов, положив в голландскую систему «Goalkeeper». Данный комплекс установлен на всех новых эсминцах проектов 051С, 052В и 052С, несмотря на то, что рядом публикаций двух-трех летней давности «это место пророчилось» для «АК-630» или МЗРАК «Каштан»…
К месту заметить, что на эсминцах пр. 956ЭМ установлены МЗРАК «Каштан», обладающий, по мнению российских источников , «…заведомо большей эффективностью: «Каштан» в части боевой производительности, превосходит комплекс «Crotale Naval» в 1,5-2,0 раза, а комплекс «Goalkeeper» - в 2,5-3,0 раза…». И тем не менее…
Ударное оружие на современных китайских эсминцах представлено ПКРК с крылатыми ракетами «YJ-82» и «YJ-62», а наиболее старые, эсминцы класса «Люйда», оснащены ПКР «HY-2» - аналогами советской «П-15».
К разработке первого типа ракет - «YJ-8», Китай приступил в 1970-ых годах, положа в основу французскую ракету «Exocet». Модифицированный вариант, «YJ-82», разработанный в начале 1990-х гг., имеет маршевую скорость 0,9М, поражает цель на дальности до 120 км, боевой частью массой 165 кг ВВ .
ПРКР «YJ-82» наиболее распространенный ракетный комплекс китайского флота, составивший, по итогу 2006 года, величину 48.8% противокорабельного ракетного потенциала ВМС НОАК .
ПКР «YJ-62» является последней, современной разработкой Китая в области крылатого ракетостроения, и размещена на эсминце пр. 052С. Запускаемая с помощью стартового ускорителя из цилиндрических ПУ, «YJ-62» предназначена для поражения надводных целей на дальности до 280 км БЧ массой 300 кг.
Считается, что «YJ-62» послужит основой для развития ПКР с большей дальностью полета. Управление полетом ракеты – «инерционное + GPS», с активной РЛС на конечном участке полета.
Заметим, что на ряде фотографий моделей «Шеньяна» были установлены новые и более мощные ПКР «YJ-62».
По факту же, на «шеньянах» установлены «старые, добрые «YJ-82», что предполагает: проблемы в эксплуатации «62-й» ракеты или, все таки, новый комплекс «не входит» на эти корабли, «перегруженные» средствами ПВО…
В подтверждение первого обратим внимание на техническую надежность китайских крылатых ракет. Заметим, что в открытых источниках практически отсутствуют данные, позволяющие оценить эту весьма важную техническую характеристику. Интересен тот факт, что с момента вступления строй эсминцев пр.052С в 2004 г., в последующий период в интернет-пространстве практически не встречаются фотографии этих кораблей с установленными ПКР «YJ-62» .
Как известно, при создании ПКР «Гарпун», первоначально была достигнута величина Ктн(20). В дальнейшем и «…в результате работ по повышению надежности и совершенствованию комплекса из последующих 350 (!!! - Ю.В.) пусков оказались успешными 93 проц.» .
Исходя же из экспертной оценки уровня китайского ракетостроения, временных и экономических возможностей страны в осуществления испытательных пусков ПКР, можно предположить техническую надежность китайских ПКР в рамках Ктн? (0,75-0,85).
Итогом эволюции любого субъекта является позитивная динамика его качества.
В рамках нашей работы, для оценки этого, введем в оборот категорию «Потенциал боевой надводной эффективности», методические аспекты которой приведены в приложении 1, а результат выведен на рис. 1.
Рис. 1. Эволюция современных китайских эсминцев
Рассматривая результаты этого расчета, несложно установить, что по итогу лучшими показателями обладают эсминцы типа «Ланьчжоу», показатель потенциала боевой надводной эффективности которого, для сравнения, принят равным «1,0».
Остальные корабли существенно уступают «лидеру процесса» по различным причинам, как-то:
- ЭМ типа «Гуаньчжоу» в силу меньших возможностей ПВО,
- ЭМ типа «Шеньян» в силу слабости ударного потенциала,
- эсминцы «Харбин» и «Шеньчжень» - в силу ничтожных возможностей противовоздушного потенциала, «умножающих на ноль» боевую устойчивость данных кораблей.
- направления модернизации эсминцев типа «Харбин» и «Шеньчжень» в части усиления средств ПВО при сохранении имеемого ударного потенциала,
- направления дальнейшего развития китайских эсминцев, принимающие в качестве базового проекта эсминец «Ланьчжоу».
Перспективы реализации этих направлений развития китайских эсминцев рассмотрены нами ниже.
Примечания
Здесь и ниже, если не указан иной источник, данные приведены по монографии автора «Красный дракон. Современные военно-морские силы Китая», вышедшей в 2007 г.Косвенным подтверждением этого является тот факт, что рядом справочников ЭМ типа «Люйда» отнесены к категории фрегатов, например – см. www.worldnavy.info
В то время, когда «весь мир», под влиянием Фолклендского конфликта, отказывался от этих сплавов как от конструкционного материала. С другой стороны, это может быть обусловлено критичными параметрами остойчивости…
Например, см. Кузык Б.Е., Никольский В.И. и др. Военные флоты мира. Справочник…. С.410-411.
Заметим, что, даже оставив «половину главного калибра» эти эсминцы преобладали над другими кораблями китайского флота, имея огневую производительность 3000 кг*мин., против, например, 790 кг*мин у того же 052-го проекта.
Определено как разница между величинами полного и стандартного водоизмещения - см. справочник Александрова и Апалькова.
Так, очевидно, что удельный вес запасов топлива «52-го проекта» составляет 15,8% от полного водоизмещения. Соответственно, из 900-тонного прироста полного водоизмещения «Шеньчженя» на запасы топлива, по аналогу, может быть направлено 142 т. При использовании аналогичной энергетической установки, это позволяет говорить об адекватном увеличении дальности плавания – на 632 мили.
C3I – символическое обозначение уровня автоматических систем боевого управления, принятое в НАТО. Считается, что уровень «С2» был распространен в 1960-ых гг., «С3» – в 1970-ых, «С4» – в 1990-ых гг. И, наконец, современная аббревиатура «С4I2» - «Command, Control, Computers, Communications and Information / Intelligence» или «Командование, Контроль, Компьютер, Коммуникации, Информация / Разведка» предназначена для сбора, обработки и анализа первичных данных, их хранения и выдаче по запросу командованию, в виде обработанной информации. В отличие от первичной, такая информация уже содержит классификацию целей, распределение по ним оружия и данные наведения. Тем самым на базе информационного пространства формируются данные для планирования боевых действий и управления оружием в изменяющейся обстановке.
Например, см. – www.sinodefenceforum.com
Известно, что Китай в 1998 г. приобрел у Казахстана более 40 противолодочных ракето-торпед ВА-111 «Шквал». Это может способствовать появлению данного оружия у китайского флота.
Ангары эсминцев пр. 052В и 052С оборудованы одной «дверью», а их внутренние объемы «частично съедены» подпалубными устройствами ЗРК, что уже не допускает размещение двух «Z-9С».
Мы не располагаем историей проектирования и создания этих кораблей, но кормовая надстройка этих кораблей, выполненная «в формате» ангара, практически «отдана» для размещения четырех восьмизарядных ПУ ЗРК «Риф-М» и станции управления этим комплексом. Данное подтверждает версию ряда исследователей, о том, что «шеньяны» были заложены ранее, как очередные «шеньчжени», приостановлены в строительстве в силу каких-то причин, и достроенные «под новый импорт» противовоздушных средств.
Впрочем, современная (2006 г.) оценка противовоздушного потенциала эсминцев и фрегатов ВМС НОАК «производит удручающее впечатление»: из списочного состава 29-ти эсминцев и 48-ми фрегатов ЗРК оборудованы только 58 и 29 процентов соответственно (всего 31 БНК). При этом удельный вес «HQ-7» в этом списке составляет 54,8%, более старый «НQ-61» - 13%, а современные «Штиль-1», «Риф-М» и «HQ-9» - 32,2%.
В свое время (конец 1970-ых гг.), однобалочная ПУ была принята с целью сокращения процесса перезаряжания, по сравнению с двухбалочными ПУ ЗРК «Волна» и «Шторм», используемых на крупных советских кораблях того времени. Пакетная же ВПУ была предложена только в 2006 г.
Теоретически, хотя бы и за счет большей скорострельности…
См. Морская радиоэлектроника, 3-2005. С.16
Продолжаем тему современых китайских эсминцев УРО.
Отдельной строкой в составе китайского флота идут эсминцы российской постройки пр. 956 Э ("Yangzhou" 136 и "Fu Zhou"137; вошли в строй в 2000 и 2001 гг.) и пр. 956 ЭМ ("Taizhou" 138 и "Ningbo" 139; вошли в строй в 2005 и 2006 гг.).
Первые два ЭМ ничем особо не отличаются от ЭМ типа "Современный" российского флота, на двух кораблях пр. 956 ЭМ демонтирована кормовая 130-мм АУ. Но за счет этого, был существенно увеличен противовоздушный потенциал, посредством замены четырех автоматов «АК-630М» на столько же боевых модулей ЗРАК «Каштан».
Эскадренные миноносцы пр. 956Э (рис. вверху) и 956ЭМ - общее и частное: 1-2х1 130-мм АУ «АК-130»: 2 - 1х1 - ПУ ЗРК «Штиль» (24 ЗУР); 3 - 2х4 ПКР «3М-80Э»; 4 - АП РЛС «Минерал-Э»; 5 - АП РЛС «Фрегат - МЭ»; 6 - 30-мм АУ «АК-630»; 7 - МЗРАК «Каштан»
В настоящий момент «956-е» образуют собой «русскую линию» эсминцев китайского флота, однородное ударное соединение которых, обладая мощными ударным (32 ПКР) и противовоздушным (192 ЗУР) потенциалами, способно действовать в океанской зоне.
Ниже цитата из статьи с сайта "Атрина":
Построенные для КНР на «Северной верфи» эсминцы проекта 956-Э хорошо зарекомендовали себя в китайских ВМС, поэтому руководство Китая приняло решение продолжить серию. Но следующие два корабля было решено строить по измененному проекту 956-ЭМ, который был разработан в Северном ПКБ под руководством главного конструктора В.П. Мишина. Работы по пр.956-ЭМ (экспортный, модернизированный) были начаты в 2001 году. Сразу предполагалось, что корабль будет существенно отличаться от своих предшественников. На нем планировалось модернизировать системы вооружений, навигационное, радиолокационное оборудование, аппаратуру управления главной энергетической установкой. Работа над проектом во многом стимулировалась успешной реализацией контракта от 1997 г. на поставку ВМС Китая двух эсминцев проекта 956-Э.
После проведенных переговоров в начале 2002 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» заключило контракт с Министерством обороны Китайской Народной Республики. Общая сумма внешнеэкономического контракта составила, по разным оценкам, от 1 до 1,4 млрд. долларов. Ожидалось, что корабли будут передаваться заказчику в середине 2006 года.
"Вечный" у достроечной стенки Северной Верфи в Санкт-Петербурге май 2006 года
Тогдашний вице-премьер правительства РФ И.И. Клебанов сразу после подписания контракта официально заявил, что производство эсминца - дело серьезное, и на него будет объявлен тендер. Но, как оказалось, Агентство по судостроению не готово к объявлению тендера на столь крупный проект. Наконец, конкурс на размещение заказа КНР был объявлен, и очень быстро были представлены проекты Балтийского завода, ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и калининградского предприятия «Янтарь». Уже 19 января 2002 г. на заседании правительственная комиссия сделала выбор в пользу Балтийского завода. Это объяснялось тем, что завод предложил наиболее выгодные условия. Стоимость постройки эсминцев была ниже, чем у других участников тендера. Но этим все не закончилось. В марте результаты тендера были пересмотрены, и решением правительства заказ на строительство кораблей пр.956-ЭМ был передан «Северной верфи», а за Балтийским заводом была закреплена лишь поставка элементов и узлов. Балтийский завод действительно является изготовителем трубопроводов, гребных валов и винтов для эсминцев пр.956-ЭМ и поставлял эти узлы для предыдущего китайского контракта (пр.956-Э), который исполняла «Северная верфь». В рамках китайского контракта Балтийский завод изготовил для этих кораблей практически всю энергетическую систему, включая вспомогательные установки, а также забортную арматуру. В августе 2003 г. судостроительная компания «Балтийский завод» поставила «Северной верфи» котлы для двух новых эсминцев пр.956-ЭМ.
Перед передачей Китаю 28 сентября 2006 года
По сообщениям, эсминцы проекта 956-ЭМ отличаются от кораблей первой поставки дальностью действия ударного ракетного оружия и более совершенной ПВО. Новый модернизированный ПКРК «Москит-МЭ», установленный на кораблях, имеет дальность стрельбы до 200 км (базовая модификация имела дальность 120 км). Противовоздушная оборона усилена за счет установки двух боевых модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан» (экспортный вариант ЗРАК «Кортик») взамет четырех 30-мм артустановок АК-630М. Каждый из боевых модулей имеет два шестиствольных 30-мм автомата, две ПУ с четырьмя ЗУР каждая и станции наведения и управления. Для обнаружения воздушных целей и целеуказания ЗРАК на крыше кормовой надстройки имеется РЛС 3Р86Э1 (экспортный вариант станции «Позитив») в радиопрозрачном обтекателе.
Как известно, большим недостатком кораблей пр.956 и пр.956-Э было отсутствие вертолёта постоянного базирования - имелся лишь телескопический сдвижной ангар. На новых кораблях этот недостаток был устранён за счет отказа от кормовой 130-мм артустановки АК-130 (осталась лишь одна - на носу), на место которой была «сдвинута» ПУ ЗРК «Штиль», а в кормовой надстройке под грот-мачтой был размещен полноценный вертолетный ангар для постоянного базирования вертолета и размещения его боезапаса. Общая длина корабля и водоизмещение несколько возросли. Вместе с тем, противолодочное вооружение ЭМ не претерпело изменений.
Эскадренные миноносцы пр.956-ЭМ были заложены в июне и ноябре 2002 г. на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. В декабре 2005 года головной эсминец с бортовым номером 693 был принят комиссией и передан ВМС КНР, где он получил название «Тайчжоу» (б/н 138). Второй корабль был торжественно спущен на воду 23 июля 2004 г. и отбуксирован к достроечной набережной, где фактически сразу началась его достройка на плаву.
Некоторые нюансы вооружения китайских ЭМ:
Ударные возможности китайских кораблей довольно неплохи: сверхзвуковые ракеты "Москит" со скоростью полета ок. 3 М и возможностью маневрирования при перегрузками свыше 10 g представляют собой весьма непростую цель даже для кораблей, оборудованных системой "Иджис" с ракетами SM-3 (все-таки данный комплекс заточен в большей степени на перехват БР); возможности перехвата при помощи комплекса "Си Спарроу" весьма и весьма сомнителен.
Кроме того, есть продвинутая версия ПКР YJ-82 (C-802) - YJ-83, имеющая сверхзвуковую ступень (скорость 1.5 М на конечном этапе).
Помимо этого имеются ПКР YJ-62. Ракета разработана китайской корпорацией China Aerospace Science and Industry Corporation (Третья Аэрокосмическая академия). Поступила на вооружение ВМС Китая в 2004году. Как полагают эксперты, при разработке YJ-62 были использованы технологии и компоненты ракеты Tomahawk, полученные из Афганистана и Ирака, а также приобретенных через Украину советских ракет Х-55.
Дальность стрельбы, км 40 - 400 (280 для C-602, экспортная версия);
Скорость полета, М 0.6-0.9
Высота полета над морем, м 7-10
Высота полета над землей, м 30
Габариты, м:
- длина (без стартового ускорителя) 6.1;
- длина (с ускорителем) 7.0;
- диаметр 0.54
- размах крыльев 2.9
Стартовая масса, кг 1350
Масса стартового ускорителя, кг 210
Масса боевой части, кг 300
ПВО представлено ЗРК большой дальности (РИФ-М; HQ-9), комплексами среднего радиуса действия "Штиль-1" и китайскими аналогами ЗРК "Наваль Кроталь" HQ-7 ближнего радиуса. Наиболее современными средствами ПВО самообороны являются ЗРАК "Каштан" и ЗАК АК-630 и тип 730 (информация о нем была в посте о китайских АВ).
Правда имеется следующий вопрос: зачем китайцам, введя в строй корабли пр. 52 С с ЗРК большой дальности и радарами с ФАР (и, наверное, с соответствующей АСБУ) принимать на вооружение корабли, оснащенные импортированным из России комплексом "РИФ-М"?
Резюмируя, можно сказать, что китайские эскадреные миноносцы в настоящее время представляют собой малосерийные корабли, являющиеся образцами для отработки технических решений и тактики использования в будущем, при создании "большого флота" (так сказать "флот образцов"). Тем не менее даже сейчас, в случае введения в строй китайских авианесущих кораблей, они вполне способны оеспечить АУГ в плане ударных возможностей, а также ПВО и ПЛО.
Возможные направления развития данного класса кораблей в Китае могут быть в настоящее время направлены на модернизацию имеющихся в составе флота старых ЭМ пр. 052 (по классификации НАТО Luhu-class).
1 - 1х1 100-мм АУ «Creusot-Loire T100C» (или её китайский "аналог"); 2 - 2х16 ВПУ ЗРК (возможно использование ЗРК HQ-16); 3 - МЗАК «тип 730»; 4 - АП РЛС «Минерал - Э»; 5 - АП РЛС «Фрегат-МЭ»; 6 - РЛС дальнего обнаружения «тип 517»; 7 - 2х4 ПУ ПКР «YJ-62» (можно использовать и ПКР JY-83, 2 или 4х4 ПУ), 8 - 2х18 ПУ ЛЦ. (данная модернизация умозрительно рассмотрена в книге Ю.В. Ведерникова " Современные эсминцы китайского флота: эволюция и боевой потенциал").
Вариант достаточно неплох, тем более, что ударный потенциал данных ЭМ не соответствует большинству аналогичных по классу кораблей региональных флотов (ВМС Японии или Южной Кореи), да и возможности ПВО весьма и весьма скромны. И это при том, что корабли еще не старые (в строй вошли в середине 90-х).
Более реальным представляеться вариант постройки усовершенствованного варианта ЭМ пр. 052В с заменой ЗРК "Штиль-1" с балочными ПУ на ЗРК HQ-16 с ВПУ. Данный ЗРК штатно устанавливаеться на китайских фрегатах УРО пр. 054А, так что строительство подобных кораблей вполне реально (данная версия ЭМ также умозрительно рассмотрена в книге Ведерникова).
И, наконец, в сети имеются изображения продвинутой версии китайского "иджиса" - ЭМ УРО тип 052D (в книге Ведерникова он рассматриваеться, как ракетный крейсер; правда там изображение немного другое).
Судя по данному изображению, речь идет об увеличенной версии ЭМ пр. 051С, с ГЭУ увеличенной мощности (возможно, вместо двух ГТД предполагаеться установка 4-х, по крайней мере иначе я не могу обьяснить наличие 2-х дымоходов вместо одного), использованием ВПУ "сотового" типа (а не "барабанных" ВПУ, как в ЗРК С-300Ф), причем пусковые не универсальны (учитывая наличие отдельных ПУ ПКР YJ-62). Возможности ближнего ПВО дополнены ЗРК FL-3000 N (китайский аналог американо-германского RAM-116; в качестве ЗУР используеться TY-90, ТТХ можно посмотреть в посте о гипотетическом ПВО Ирана).
В общем, если данный проект будет реализован, то у будущих китайских АУГ появиться вполне современный корабль экскорта, этакий флагман ПВО.
Ну и напоследок линейка китайских ЭМ УРО, начиная от модернизированных "семерок":
http://flot.com/publications/books/shelf/vedernikov/chinadestroyers/1.htm - "Китайские эсминцы: общие и частные аспекты эволюции" - Ю. Ведерников.
http://www.militaryparitet.com/nomen/china/navy/data/ic_nomenchinanavy/23/ - ТТХ кораблей
Ресурсы http://rbase.new-factoria.ru/ "Информационная система ракетная техника" и http://www.pvo.su "Вестник ПВО" - информация о ПКР и ЗРК.
http://www.sinodefenceforum.com/navy/ddg-052c-thread-2358.html - англоязычный ресурс (информация и фото ЭМ пр. 052 С и пр. 052 В).
Китай торжественно спустил на воду свой первый эсминец класса 055 - корабль абсолютно нового поколения. Теперь это крупнейший, после американского "Зумвальта", эскадренный миноносец, вооруженный не только мощным ракетным оружием, способным уничтожить любой авианосец и подводную лодку, но и новейшими технологиями
Эсминец класса 055. Фото: youtube.com
Китайцы смело позаимствовали их у США. Например, боевую информационно-управляющую систему "Иджис", которая способна принимать информацию о мишенях с других кораблей. Благодаря этому эскадра может действовать как единая система противоракетной обороны.
Ранее американцы помогли оборудовать "Иджис" японские, южнокорейские и норвежские корабли, чтобы использовать их как элементы ПРО в своих интересах. Но китайцы обошлись без США и создали аналог. Точно так же, как в свое время Пекин воспользовался советскими и российскими технологиями в области ракетной техники.
В частности, корабль вооружен 128 крылатыми ракетами YJ-100 и противокорабельными YJ-18 - китайской версией российских "Калибров". Для противоракетной обороны на корабле есть ЗРК "Хунци-9" и "Хунци-16", способные сбивать баллистические ракеты. А для уничтожения низколетящих самолетов китайцы изготовили совершенно "чудовищный" 11-ствольный зенитный комплекс типа 1130 со скорострельностью 10 000 выстрелов в минуту.
Ряд зарубежных экспертов утверждает, что в перспективе на новом эсминце даже могут установить лазерную или электромагнитную пушку. И гиперзвуковые ракеты. Все это оружие сейчас активно испытывается в США и России, и Китай снова может перехватить или купить передовые технологии. Пока же основная пушка корабля - 130-мм автоматическая пушка H/PJ-38, созданная на базе советской АК-130 с применением "стелс-технологий".
Если резюмировать, то Китай позаимствовал информационные технологии у США, а военные - у России. И создал по-настоящему грозный эсминец, которого пока нет в составе ВМФ РФ. Он только должен появиться в течение ближайших нескольких лет.
Макет Эскадронного миноносца 23560 "Лидер". Фото: wikipedia.org / Artem Tkachenko
В плане новых технологий и вооружений "китайцу" ничуть не уступает российский фрегат проекта 22350. К слову, два из них уже спущены на воду, а один проходит государственные испытания. Но фрегат меньше. И не обладает настолько мощным ракетным вооружением. "Китайскую карту" побьет лишь эскадренный миноносец "Лидер" проекта 23560.
Новый российский корабль будет в полтора раза больше 055-го. Вдобавок, его оборудуют ядерной энергетической установкой. 200-метровые гиганты заменят в ВМФ РФ сразу три класса кораблей, построенных в конце 70-х - начале 80-х годов: эскадренные миноносцы проекта 956 ("Адмирал Ушаков", "Быстрый"), большие противолодочные корабли проекта 1155 ("Вице-адмирал Кулаков") и ракетные крейсера проекта 1164 ("Москва"). По боевой мощи корабль уступит только тяжелому ракетному крейсеру "Петр Великий".
Но построят новый корабль в лучшем случае к 2020 году. Пока "обкатывается" вооружение эсминца на других военных кораблях. По плану первый "Лидер" будет введен в строй в 2022 году. За это время Китай может построить еще 5 своих новых эсминцев.